Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Добрый вечер, дорогие телезрители. В этот воскресный вечер у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!
- Здравствуйте, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.
- Вопрос: Попросила батюшку в нашем храме помолиться о моих родных, но он отказался, потому что они некрещеные и не ходят в храм. Знаю, что поминать на проскомидии их нельзя, но разве помолиться за них грех?
- Не грех. Взаймы давать - грех? Нет. Тогда дай мне, пожалуйста, взаймы сорок миллионов. Хочу - даю, не хочу - не даю. Разве батюшка обязан? У него какое-то личное правило. Во время Литургии Церковь молится о некрещеных, есть специальная ектенья об оглашенных. Мы молимся даже за врагов, и даже за военных. Молимся за власти. Семьдесят с лишним лет какая власть была у нас? Мы же за нее молились. И вот они исчезли, как дым. Никто против них не выступал, но по молитвам Церкви они аккуратно исчезли. Церковь молится и о животных: стадах, коровах, овцах, о насекомых: пчелах. Есть молитва об изведении вредных насекомых и, наоборот, о благополучии пчелок, которые являются полезными насекомыми и дают людям мед и воск. Если можно молиться за пчелу, почему же нельзя за человека? Вся христианская империя молилась за царя Константина, а он не был крещеным, и крестился лишь за несколько месяцев до смерти - равноапостольный и великий царь Константин.
- Вопрос телезрителя: Наш храм посвящен святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. На иконостасе у нас двенадцать апостолов, в том числе апостол Павел. Но мы знаем, что двенадцатым апостолом был избран апостол Матфей. Может быть, мысль праздная. Но везде на иконах в числе двенадцати изображается и апостол Павел. Как это объяснить?
- Церковь поставила апостола Павла вровень с апостолом Петром, они оба первоверховные. Поэтому его помещают в сонм апостолов, хотя он никогда не был лично знаком с Христом. Апостолов всего двенадцать, поэтому апостолу Матфею пришлось потесниться, но, как человек скромный, он не в обиде. Более того, на иконах сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице всегда изображается апостол Павел, хотя в это время он еще не был даже крещеным.
Икона - это богословское выражение некоторой истины. Она может включать в себя исторические реалии, а может не включать. Это зависит от задачи, которую ставил себе иконописец.
- Как часто изображают на одной иконе святых, которые жили в разные эпохи, между ними могут быть тысячи лет.
- Абсолютно верное наблюдение. Также на одной иконе могут изображаться несколько ликов одного и того же святого. Например, в житийных клеймах. Очень часто на большом поле Иоанна Предтечу изображают и в темнице, и с крылами, как Ангел, посланный от Бога, и его усекновенную главу. На одной иконе одновременно изображаются разные отрезки времени, разные эпизоды жития величайшего последнего пророка Ветхого Завета.
- Вопрос телезрительницы из Великого Новгорода: Три-четыре года у меня мироточат иконы, сначала Спаситель, потом Богородица. Почему дома мироточат иконы? Хорошо это или плохо? Что бы Вы посоветовали?
- Иисуса Христа распяли - хорошо это или плохо?
- Думаю, что плохо.
- Но если бы Его не распяли, мы бы с Вами после смерти пошли в ад. Это хорошо или плохо?
- Плохо.
- Как же так? Либо Христу надо взойти на крест, тогда у нас есть надежда на спасение. Если Он не взойдет на крест, тогда мы будем в погибели.
- Не знаю, батюшка, как ответить.
- Так же здесь. Иконы должны мироточить - это самое обычное явление. С тех пор, как пишут иконы, они мироточат. Иногда это можно рассматривать, как некий знак, а иногда - самое естественное проявление для иконы. У нас в храме тоже пять или семь икон в разное время мироточили. Две иконы обновились, то есть были совсем темные, а повисев год в храме, сами очистились. Обновление икон, церковных куполов - очень известное явление. Мироточат – и слава Богу!
Человек тяжело заболел - это хорошо или плохо? Плохо. Но благодаря болезни он пришел к Богу, значит, болезнь - было хорошо. Лучше заболеть и прийти к Богу, чем быть здоровым, но Бога не познать.
- Если мироточение - обычное для икон явление, почему не все иконы мироточат?
- Война - это обычное дело? С тех пор, как Каин убил Авеля, и кончая нашими событиями на Украине? Привычное, обычное дело. Но разве все воюют? Так и иконы: одни мироточат, другие нет.
- То есть, искать в мироточении какого-то знака от Бога или призыва от Него не стоит?
- Я бы не стал. Сегодня ко мне пришел симпатичный молодой человек и хотел рассказывать свой сон. Какой смысл копаться во сне? Конечно, истолковать сон нет труда, но не хочется заниматься такой ерундой.
- Если сон толковать, значит, в нем есть некий смысл. Но его истолкование человеку не поможет?
- Смысл есть, но он всегда искажен, и его еще надо доставать оттуда, да еще надо, чтобы человек поверил этому толкованию. Это самое сложное, потому что каждый подходит уже со своим пониманием. Если ты утвердишь его, он доволен, а если дашь иное, то вряд ли поверит. Сон - слишком зыбкая материя, чтобы Церковь занималась этим.
- Но во все времена Господь давал человеку некие знаки.
- Это происходит чрезвычайно редко. И когда знак от Бога, никаких сомнений у человека не бывает. Бывает, наоборот. Никаких сомнений нет, а это совершенно бесовское изобретение, чему я бывал свидетелем неоднократно по другим косвенным признакам поведения человека.
- По окончании земной жизни мы все пойдем на Страшный суд, а в чем он будет заключаться, и одинаков ли будет он для всех?
- Во-первых, мы никуда не пойдем. Во-вторых, суд идет в течение всей жизни человека. Когда человек умирает, душа отходит от тела, и он переходит в такое состояние, где времени нет. Поэтому Второе славное пришествие Христа на землю, можно сказать, происходит одновременно с этим событием. Как в русской сказке: десять минут поспал, проснулся - сто лет прошло. Для нас есть время, а там все в одно мгновение: и мытарства, и испытания, и приговоры. Мытарства - переживание своей прошлой жизни с ее страстями, грехами.
- Но есть третий, девятый, сороковой день, значит, душа тоже подчинена этому исчислению?
- Нет. В Древней Церкви эти дни были плавающими, они установились позднее. Как древние монахи, не все молились Иисусовой молитвой, а брали слова из псалмов.
- Когда мы совершаем поминовение души в сороковой день, Церковь проповедует, что в этот день над ней совершается суд, и поэтому молитвы Церкви особо важны в этот день.
- Это связано с земной жизнью Господа Иисуса Христа, нам дан некий образ. Молитвы, конечно, важны, но степень их важности, глубина изменений в душе человека, который прожил жизнь, нам неведома. Суд Божий не человеческий. Когда Господь говорит: болен Я был, и ты посетил Меня, имеется в виду какая жизнь? Когда человек жил. Значит, ты выиграл эту маленькую часть суда. Суд длится всю жизнь. Человек услышал о Христе и принял Его, а другой отверг. Рассматривается не то, хороший ты человек или нет, а любишь ли ты Христа и насколько. Чем больше любишь, тем ближе будешь к Нему. Чем меньше, тем дальше.
- Вопрос телезрительницы Галины из Подмосковья: Сказано: не осуждай. Суд - это дело Божие. А как относиться к тому, если человек сам себя осуждает за неправильные поступки? Допустимо ли это? Не вмешиваюсь ли я в Промысел Божий?
- Вы не можете вмешаться в Промысел Божий. Вы делаете бессмысленную вещь, зря тратите энергию души. Когда человек сидит у телевизора и смотрит кулинарные шоу, он тоже зря тратит энергию души. Если Вы что-то совершили и просите у Бога прощения, и впредь этого больше не делаете, тогда это имеет смысл. Если есть покаяние, то есть изменение Вашего поведения, Вашего отношения к этим вещам, тогда это имеет смысл. Если этого нет, тогда это пустое.
Если человек все время осуждает себя за свои прегрешения, но не меняется, какой смысл в этом осуждении. Никакого. Значит, он занимается бессмысленными вещами. Бог дал ему разум, мысль, а он совершает то, что не имеет смысла. Поэтому, если человек видит в себе прегрешения, он должен их исправить, чтобы меняться к лучшему.
- Разве самоукорение не помогает человеку устоять в соблазне?
- В ситуации, которую описала Галя, не помогает. Если человек, начитанный в святоотеческой литературе, занимается самоукорением, как неким духовным упражнением, и понимает, что это такое, тогда помогает.
- У Иоанна Лествичника в "Лествице" есть целая глава, посвященная одному монастырю, в котором была темница, где люди плакали, занимаясь самоукорением, в течение многих лет.
- Это как раз духовное упражнение, которое стало определенным образом жизни. Это меняло их, поэтому Иоанн Лествичник приводит их пример, как некую методику покаяния. Но для современного человека я не видел, чтобы это приносило пользу. Когда говорят "я великий грешник", ничего, кроме гордости, в этом высказывании нет. Человек хочет быть великим, хотя и грешник он ничтожный, и грешки его мелкие.
- Вопрос телезрительницы из Курска: Я уже три года хожу в один храм, регулярно исповедуюсь, причащаюсь, но когда спросила у батюшки совета, он сказал, что не может его дать, поскольку я не являюсь прихожанкой этого храма и он ничего не знает о моей семье. Хотя я исповедовалась у него, приводила сюда свою старенькую маму, сюда ходит и моя дочь. Но я хожу иногда и в другие храмы, а последние три месяца болела и не ходила в этот храм. Теперь у меня в душе расстройство, и что значит быть прихожанкой одного храма?
- Прихожанкой считается та, кто ходит в этот храм постоянно и считает его своим. Вы прихожанка нескольких храмов, поэтому Вас там мало, кто знает. Прихожанином считается тот, кто живет в этом храме: вместе молится, вместе причащается, помогает храму, участвует в его жизни. Это не значит, что ходить в другие запрещено. Но священник знает свою паству, если не по именам, то в лицо уж точно. Некоторые вопросы связаны с семейной жизнью, и как можно посоветовать наобум.
- Две трети вопросов, которые нам присылают, о семейной жизни. Просят дать решающий совет: разводиться или нет, жить вместе или порознь. Как дать совет, если не знаешь ни человека, ни семьи?
- Это еще что, а то ведь спрашивают: покупать дом или не покупать, машину менять или не менять.
- Например, говорят: батюшка, благословите другую работу. А я не знаю, ни какая была, ни какая будет. Может, он киллером хочет устроиться?
- Дело в том, что большинство в храме - это женщины, а Бог не создавал женщину одну, Он создавал ее как помощницу мужу. Все эти вопросы должен решать муж. Но в силу малодетности мужчины стали вырастать несамостоятельными, все решения за них принимала мама, а десятки миллионов выросли без пап. Маме приходилось решать самой многие вопросы, но когда они сложные, она в растерянности, потому что у женщины даже ум к этому не приспособлен: ей трудно видеть на далекую перспективу. Как исполнитель она хороша, но быть стратегом может редкая женщина, а жизненные вопросы в большинстве стратегические, поэтому она в тупике. Поэтому когда женщина не замужем, или брак неудачный: ей трудно исследовать вопрос, стоит ли выходить замуж за этого гражданина. Здесь для современного человека кроется множество ловушек. Начинается феномен "чемодана с ручкой": и нести такого мужа тяжело, и бросить жалко, потому что много в него вложено, а толку, действительно, нет. Все эти маменькины сынки могут лишь прогонять женщину на работу, а что-то решать самостоятельно они не в состоянии. Слава Богу, что некоторые могут работать, получать какие-то деньги. Как говорила мне соседка по деревне: "Сейчас мужик такой, что его держать невыгодно". То есть, то, что он съедает больше, чем то, что он зарабатывает, и она так, по-крестьянски, в этом убедилась.
Вся жизнь перебаламучена неправильным устроением жизни, и поэтому семейные проблемы постоянны. Мужчины несамостоятельны, а женщины вынуждены принимать решения, на которые они неспособны. И они идут к батюшкам, но тогда батюшка должен быть семейным психологом, приехать в семью, пожить в ней, посмотреть, что там происходит. Ведь бывает, приходит жена и начинает такое про мужа рассказывать, что думаешь: конечно, разводись. А потом приходит мужичок, о котором ты не знаешь, что это ее муж, и начинает рассказывать про нее, и говоришь: как ты можешь жить с такой, беги от нее, как от чумы. А оказалось, что они муж и жена, но так воспринимают друг друга, и там вполне можно что-то слепить. Но если батюшка не знает всего этого, он, конечно, даст неправильный совет.
Женщина в силу короткости ума думает, что батюшка - это Сам Господь Бог, что ему все открыто: вперед, назад, вглубь и до неба. Это большое заблуждение, потому что батюшка - обыкновеннейший человек, просто у него служение в Церкви. Даже если батюшка святой, это не значит, что он мудрый или прозорливый. В таких бытовых вопросах и прозорливость ни к чему, это мелкие вопросы, но кажется, что на них свет клином сошелся, отсюда всяческие недоумения. От батюшки то ждут исцелений, то начинаются всякие трюки, вроде "благословите - не благословите".
- Вопрос телезрительницы: Я работаю руководителем небольшого предприятия, бывают ситуации, когда человек ведет себя неправильно, и его надо наказывать - для меня это большая проблема. Мне кажется, что даже если человек поступил неправильно, то он это сделал не со зла, а потому, что он такой человек. Как должен правильно поступать в таких ситуациях православный руководитель?
- Надо немедленно выгнать такого человека, потому что думать надо не только о человеке с неправильным поведением, но обо всех остальных, почему они должны страдать? А когда выгнали с работы, в другой раз он будет осторожнее.
Если человек приводит вред атмосфере коллектива, лучше еще немного добавить работы и поднять зарплату тем, кто работает, а его выгнать, потому что он ведет подрывную работу. Даже с прихода мы удалили некоторых людей, которые вели подрывную работу, и атмосфера улучшилась. Когда люди привыкают к хорошему, они начинают "свинячить" вокруг миски, из которой едят. Более того, когда мы выгоняем такого человека, ему лучше: выгонят его раз, два, три, он помыкается, и будет вести себя хорошо, будет сдерживаться. Еще лучше - хотя это неприятно - перед выходом рассказать человеку, за что Вы его увольняете. Сам он понимает не сразу, поэтому лучше сказать. Бог в помощь!
- Муж не работает, выпивает, бьет жену, ругается при детях. Она его терпит, потому что, куда он денется, если она его выгонит, а он ведет такую вот подрывную деятельность в семье. Как быть в такой ситуации?
- Это дело мужа и жены. Если она жалеет его, а не детей, которые растут уродами, потому что нет ничего вреднее для них, когда отец лупит мать. Второе: она покрывает уголовное преступление, потому что, когда мужчина бьет женщину - это статья, минимум - хулиганство. Если жена покрывает, то она тоже преступница. Она не мужа жалеет, а просто приспособилась к такому образу жизни. Ей страшно что-то поменять, потому что трудно принимать в жизни решения. Это слабая и несамостоятельная женщина, поэтому она и вышла замуж именно за такого человека. Ей трудно принять такое решение, но для пользы детей это совершенно необходимо.
Отец для детей - образ всего. Ее дети видят образ пьянства, разумеется, курева, потому что одно без другого не бывает, не работает и бьет жену. В голове складывается образ, как мужчина должен вести себя по отношению к женщине. Дальше он будет создавать такую же страшную семью, будет искать такую же безответную женщину. А вслед за ним это будет делать и его сын. Так грех перейдет на весь род. Потому это вреднейшее дело.
- В Послании к Тимофею есть слова: "соблюсти заповедь чисто и неукоризненно". О какой заповеди идет речь?
- Обо всех заповедях. Слово "укоризна" можно перевести, как критика. То есть, надо так исполнять заповедь, чтобы не к чему было придраться. Если человек не может этого уразуметь, говорить просто не о чем.
- Вопрос телезрительницы: Мы молодая православная семья. Стараемся ходить в храм, когда получается: у нас растет маленький ребенок. Возникла проблема: муж начал пить. Иногда я прихожу с работы, а он уже выпивший. Обещает не пить, но срывается. Мне кажется, что я должна постоянно контролировать его. Правильно ли я поступаю?
- Есть русская пословица: "Чужую беду руками разведу". Но решать нужно только Вам одной. Если бы я был в Вашем положении, я бы сегодня же выгнал его из дома, а завтра поменял замок в двери и смотрел в глазок: трезвый - заходи, пьяный - не пускать. Если после этого он не исправится, подать на развод. Почему? Потому что алкоголизм - это тяжелое психическое заболевание. Сейчас он выпивает - это, скорее всего, вторая стадия алкоголизма. Потом будет третья, а потом четвертая.
Звонила женщина, у которой муж и пьет, и бьет ее - это уже третья стадия алкоголизма. У него уже алкогольная агрессия, у Вашего мужа будет то же самое. Потом он перейдет на грубость, мат, побои, потом потеряет работу. Вы будете все это проходить, но во имя чего? Вы совершили глупость: вышли замуж за человека, который пьет. Всем девушкам хочу сказать, что если Вы видели Вашего избранника выпившим при Вас, то когда он станет Вашим мужем, он будет почти наверняка пить. А дальше будут все эти проблемы. Поэтому пока Вы молоды, надо попытаться привести его в чувство такими строгими мерами, но если не получится, надо разводиться, может быть, Вы еще выйдете замуж: найдется хороший человек, который полюбит Вас. А с пьяницей это бесполезно, с ним можно жить, только если Вы сама алкоголичка. Два алкоголика прекрасно уживаются: они выпивают, дерутся, снова выпивают, дети грязные ползают на полу, пока их не отберет опека. Но жить с алкоголиком нормальной женщине совершенно невозможно, и зачем Вам тратить на это свою жизнь?
- Тоже вопрос: выгоню такого мужа, он где-нибудь под забором замерзнет, и на моей совести будет смерть этого не совсем чужого мне человека?
- Ничего подобного. Бомжи ведь не замерзают. До часа ночи можно покататься на метро, после часа ночи найти подъезд без кодового замка, подняться на самый верх и спокойненько поспать между двумя верхними этажами. Если это повторяется неоднократно, то человек пойдет к маме или найдет другое пристанище. Как пьяный, так сразу туда и едет.
- Вопрос телезрителя: В Священном Писании написано: просите, и будет Вам дано. Более трех лет я ухаживаю за женщиной, вначале все было хорошо, но она так и не хочет заводить со мной семью, хотя говорит, что я самый хороший и замечательный. Хочу венчаться с ней, у меня хорошие отношения с ее дочерью, но то ли я мало молюсь, то ли мы не созданы друг для друга?
- Информации здесь очень мало, но можно вот что сказать. Вы говорите: хочу жениться, венчаться, но не больно видно, что Вы этого хотите. Три года морочите женщине голову, причем не юной, раз у нее большая дочь. Не знаю, как она вообще выдержала. Наверное, она изучила Вас и не хочет замуж. Разве это не свободное решение? Если не любит, разве это не аргумент?
Может быть, как говорит героиня Нонны Мордюковой: хороший ты мужик, но не орел. Так же и он, хороший мужик, но она хочет орла. Три года не мычит, не телится. Мужчина должен быть решительным, должен решать все вопросы, с которыми сталкивается семья. Она же видит, что он в этом плане слабоват.
- Надо быть решительнее. Батюшка, пора прощаться.
- Решительно простимся на неделю. Всего доброго, до свидания. Будем живы-здоровы, до следующего воскресения.
Ведущий: протоиерей Александр Березовский.
Расшифровка: Юлия Подзолова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Панихида по Святейшему Патриарху Сергию 15 мая 2024 года
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 39. Священник Константин Корепанов
По святым местам. Монастыри Челие и Лелич, Сербия
Душевная вечеря. Христос в искусстве. Михаил Глинка
Митрополия (Рязань). 15 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!