Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

30 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с вами в прямом эфире передачи "Беседы с батюшкой", и сегодня в воскресный вечер у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

 

- Здравствуй, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Какое будет человеку наказание за неверие Богу?

 

- Мне кажется, что неверие в Бога и Богу - это уже наказание, поэтому большего и "не требуется". Когда Бог не дает веры человеку, это значит, что Он не увидел в нем возможности ее воспринять. Отсутствие веры - гораздо большее наказание, чем отсутствие зрения или слуха, ноги или руки.

 

- Но это в земной жизни, а что ждет неверующего человека в жизни будущей?

 

- Такого человека ждет то, что обычно именуется адом. Ад - это состояние души человека, который не имеет возможности общения с Богом. В силу того, что там человек лишен всего, чем можно отвлечь или утешить себя - от хоккея до пивка - он очень скорбит.

Каждый человек привязан к земному, но верующий человек привязан еще и к Богу, и когда он получает это общение в полноте, то оно вытесняет все остальные привязанности. Но человек неверующий, который не имеет этого, как ни прискорбно, обретает себя науку.

Тем более что веру обрести совсем нетрудно, достаточно один раз обратиться к Богу:

- Господи, я слышал, что Ты есть, но я совсем не верю, а хочу верить. Слушал телеканал "Союз" и как-то задумался, так что если Тебе не трудно...

 

- Это если вера нужна человеку, но если Бог не нужен ему?

 

- Даже если вера не нужна, но если обратиться к Богу с такой молитвой, то вопрос решится буквально в течение недели.

 

- Но если человеку без Бога жить комфортно, и он не ищет Его?

 

- Людей, которых упорствуют в этом, не так и много. Но если не хочешь Бога, то и не надо. В этом тоже проявление милости Божией

 

- Действительно, людей, которые противятся вере и Богу, не так и много. Многие приобретают веру, но очень странную.

 

- Конечно, есть и такое. Сталин и Берия тоже были крещены в Православной Церкви. Думаю, что Иосиф Виссарионович в свою бытность семинаристом и в храм ходил, и в десятке на клиросе пел.

 

- В человеке живет и страх перед Богом, и вера в Него, но в то же время вера во всякие суеверия, в то, что ему рассказывают по телевизору. В душе человека возникает "винегрет", как с ним разобраться? К чему приведет такая вера?

 

- Если мы возьмем помойное ведро, нальем в него щей, компот, размешаем, разве мы будем это есть? То, что нам предлагают разные развлекательные передачи - это как раз помои для души, ума, художественного вкуса и нервной системы. С точки зрения красоты, благородства наша эстрада - это подходит для публичного дома, за очень редким исключением. Благодаря тому, что желающих очень много, на этом делают бизнес.

 

- Но ведь одни и те же люди ходят в церковь и смотрят эти передачи.

 

- Поэтому Господь и говорит, что суд отдан Сыну Божию, человек судить не может. Частенько бывает, что люди меня спрашивают о загробной участи своих умерших родственников, на что я отвечаю, что это не наше дело, и задумываться об этом даже грешно. Наше дело - молиться об упокоении души человека, проявляя к нему любовь и отдавая долг. Ведь даже ад весьма разный.

Господь Иисус Христос проповедовал нам о Царствии Небесном, но об аде не проповедовал, потому что и так узнаем. Отражение ада есть и на земле, интуитивно человек чувствует, что ничего приятного в этой "альтернативе" раю нет.

 

- Вопрос телезрителя: Во втором послании святого апостола Петра, глава 3, стих 10 говорится "земля, и все дела на ней сгорят". Как научиться делать такие дела, которые бы не сгорали и не сжигали бы, и достичь "несгораемого жилища" Царствия Небесного?

 

- Сгорит все, что касается материальной жизни человека. Хотя это и фигуральное выражение, определенные вещи будут, действительно, преданы огню. Есть вещи нетленные, о которых апостол Павел говорит "плоды Духа есть": любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера, воздержание. Если мы приобретем это сокровище, оно будет сопровождать нас в вечность.

Как говорится в сегодняшнем евангельском чтении от Луки, "надо богатеть в Бога". То сокровище, которое собирает сокровенного сердца человек в свою душу, есть то, чем он должен быть озабочен, и это достигается и постом, и молитвой к Богу о даровании покаяния, прощении и даровании благодати Святого Духа, которая может "очистить нас от всякия скверны и наставить на всякую истину".

 

- Но человек должен радеть еще и о земных обязанностях: и о семье, и о работе, и своих престарелых родителях.

 

- Это совершенно не отрицается. В притче о богатом человеке, которая, как  всякая притча, имеет множество уровней восприятия и неисчерпаема по своей глубине, в одном из самых глубоких слоев Спасителем сказано о мотивации. Урожай, новые житницы, желание сберечь урожай - все это замечательно, но совершенно неправильный вывод: пей, ешь, веселись. Так же и здесь.

Например, ко мне подошла одна женщина и сказала, что хочет купить жилье на побережье Франции, потому что младшая дочь изучает французский язык, и ей требуется среда для общения. Там она могла бы проводить каникулярное время и общаться с французами. Таким образом, мотивация у нее не стяжательство, а развитие собственной десятилетней дочери. Это мотивация не материальная, вложение денег здесь лишь побочный "продукт". Главное - для чего это делает человек.

Если задача - просто тупо построить дом, воспитать сына и посадить дерево. Но дом будет нуждаться в ежегодном ремонте, если построен без всяких строительных правил. Дерево, посаженное среди дороги, будет мешать всем прохожим. А сына воспитаем бандитом. И кому все это надо?

Если воспитать сына христианином, дерево посадить так, чтобы оно давало в жару тень для людей, если построить дом, в который бы могли приезжать многочисленные дети, внуки и правнуки - тогда все это прекрасно. Бывает, что дом построен, отапливает его, а на третий этаж никто не поднимался со времени освящения дома. Для чего тогда это было нужно? Лишь для демонстрации своего богатства соседям?

 

- Вопрос телезрительницы: Моей внучке всего 17 лет, но она беременна. В женской консультации ей предложили сдать кровь, чтобы сдать, здоров ли ребенок, но она верующая, ходит в Церковь, поэтому делать этого не хочет. Если младенец не здоров, то беременность прервут. Как Вы относитесь к такому анализу?

 

- Беременность не могут прервать насильно, поэтому цель этих потенциальных убийц - провести придуманную фашистами операцию. Потому что именно они придумали уничтожать людей, которые, на их личный взгляд, являлись неполноценными: психически, физически, а то и целые нации: евреи, славяне. И как недавно напомнил нам премьер-премьер Украины, это "недочеловеки", поэтому их лучше уничтожать, хотя какую-то часть можно использовать на каких-то тяжелых работах.

Теперь медицина нашего родного Отечества вместо того чтобы лечить, предлагает убивать при помощи различных центров, которые еще до рождения определяют здоровье будущего ребенка. Но только с одной целью - убить. Это "аккуратный" фашизм. Те, кто ходят с разными флагами, это еще не фашизм, а цирк, а вот эти центры уже настоящий фашизм.

Поддаваться этому нельзя: кто не разделяет идеологию фашизма, не должен убивать человека за то, что он родился больным или предполагается, что он будет больным. Кроме того, очень часто все методы, которыми пользуется и наша, и зарубежная медицина делают ошибки и могут убить здорового ребенка. Хотя с божественной точки зрения убить и здорового, и больного ребенка - одинаково грешно.

Более 35 лет я священник, и за эти годы ко мне приходили множество женщин, которые говорили о том, что врачи склоняют их к абортам - по самым разным причинам. И за все эти 35 лет в моей практике не было ни одного - слышите, ни одного - случая, когда бы эти предполагаемые диагнозы врачей подтвердились.

Не знаю, что именно руководит этими людьми, возможно, это очень дорогостоящие процедуры, и в них заинтересованы для списания денег со страховых компаний. Медицина, вместо искусства христианской помощи людям, превратилась в некую услугу, зачастую ненужную. Давно пора снять символ креста со всех медицинских учреждений, шапочек, автомобилей, а поставить недавно придуманный символ: буква "р" с двумя параллельными линиями под ней - рубль. Тогда все уже конкретно: кто кого обманет. Чтобы люди, уже входя, знали, что здесь происходит.

Крест - это символ бескорыстного служения людям. Как могут люди, выросшие в стране, которая потеряла от фашизма двадцать с лишним миллионов человек, использовать абсолютно фашистские идейные технологии. Сама идея - узнать, не болен ли ребенок, с тем чтобы его убить - уже фашистская. Поэтому я очень рад, что Ваша юная внучка - такая разумная девушка, поклон ей от меня и полное мое уважение.

 

- Как избавиться от мнительности или хотя бы уменьшить ее?

 

- Мнительность - это некие вражеский помысл, который при подвижной психике может приобрести форму навязчивой идеи. Надо отсекать на уровне помысла.

 

- Но этот помысел проникает в человека настолько быстро и глубоко.

 

- Так действует любой помысел, ведь это работа дьявольская.

 

- Если человек здоров, тогда, возможно, он умеет настроить свой ум на фильтрацию тех помыслов, которые в него проникают. Но если психика подвижная?

 

- Подвижная психика не значит, что она поврежденная, но излишне тонкая, впечатлительная. Некоторые люди от какого-нибудь сновидения могут на месяцы выйти из строя. К счастью, несмотря на множество ужасных явлений, существуют и прекрасные, приличные люди, и даже христиане.

Если бы человек с мнимой ситуацией пришел ко мне лично, то, исходя из конкретной ситуации, видя конкретного человека, я бы мог подобрать еще какие-то слова. Но в самом общем плане надо говорить о мнительности, как о борьбе с помыслами.

У христиан не должно быть никакого иного страха, кроме страха Божьего и страха греха.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Магнитогорска: Недавно прочитала в книге о том, что исповедоваться надо у одного батюшки, а не у разных. Но как это возможно, может быть, я неправильно поняла?

 

- Видимо, Вы все поняли правильно. Дело в том, что православных батюшек во всем мире всего 30 тысяч человек, а крещеных в православии людей в одной нашей стране 100 миллионов. Поэтому никаких батюшек на всех не хватит. Если человек живет в отдаленном поселке, где один храм и один батюшка, он к нему и будет ходить. Но у нас есть такие храмы, куда владыка присылает разных батюшек. Поэтому подобные советы касаются какого-то одного села, а жизнь многообразна. Надо исходить из возможного. Если есть возможность ходить к одному батюшке, то хорошо, а если нет, будем довольствоваться тем, что есть.

Конечно, хорошо лечиться у одного врача, например, стоматолог, который лечил все твои зубы, разбирает свой почерк и прекрасно понимает, что происходит в твоем рту. Но и другой врач может разобраться в этом. Да, один может быть получше, другой похуже, один добросовестный, другой халтурщик. Так и со священниками. Один с большой ответственностью, но слишком занудно, а другой слишком скоро и халтурно. Одного твоя душа интересует больше, а другому на тебя начихать. Вот человек и выбирает, где ему лучше. В которой булочной хлеб мягче, там и народу больше.

 

- Некоторые видят грех в том, что ходят не к одному священнику, а к разным: значит, ищут чего-то своего, а не Божьего.

 

- Некоторые видят, а некоторые, как я, не видят. Наверное, я не такой прозорливый, потому не вижу. О чем тут спорить?

 

- Как Церковь относится ко второму браку? Возможно ли жить нормальной семейной жизнью во втором браке и строить отношения заново?

 

- Конечно, возможно, но ко второму браку Церковь относится плохо. Но Церковь плохо относится к тому, когда разбил машину, пролежал полгода в больнице, вышел - надо новую покупать. Второй брак - это уже катастрофа. Церковь относится к нему плохо, но с сочувствием и даже идет навстречу человеку, дает возможность ему попробовать во второй раз построить семью. Хотя священникам Церковь запрещает вступать во второй брак.

 

- Вопрос телезрителя: Как Вы относитесь к смертной казни, таким образом отомстить людям, которые убили?

 

- Если Вас интересует именно мое мнение, то лично я против этого. Самое ужасное в смертной казни, что бывают судебные ошибки. Известно, что по делу серийного убийцы Чикатило, сначала было расстреляно шесть человек. Если бы Вы или Ваш сын попали в это число, были ли Вы довольны? В Америке, где самое большое количество заключенных, среди них время от времени оказываются невинные люди. Их выпускают, платят компенсацию, но, скажем, двадцать лет человек отсидел. Если смертной казни нет, то хотя бы в этом плане можно поправить судебную ошибку и как-то компенсировать судебную ошибку.

Во-вторых, в течение жизни люди меняются, и человек может осознать свои грехи и покаяться. Это не означает, что его выпустят, потому что люди, которых могли бы приговорить к смертной казни, пожизненно находятся в местах лишения свободы.

Месть - совсем не христианское, но очень неправильное чувство. Ни один человек не может безнаказанно убивать другого: это отражается на его душе. Палач - очень скверная профессия, надо еще подумать о нем. Представьте Вашего сына, который в школе на вопрос "кто твой папа?", отвечает, что он палач. Значит, сын или дочь должны стыдиться профессии своего отца, а для ребенка совершенно нормально хотеть быть такими, как отец.

В военное время, когда особенно некогда заниматься судами, сопровождением и содержанием, как вынужденная мера, существует трибунал, чтобы быстро решать вопрос. Но в мирное время в смертной казни ничего хорошего нет.

Мы знаем, что в любом государстве, а в нашем особенно, чиновник всегда считает, что он ни в чем не виноват и во всем прав. Поэтому очень часто людей судят формально, глубоко не вникая в суть дела. Здесь тоже возможны всякие издержки.

Поэтому из соображений собственной веры и многолетнего практического жития в нашей стране я считаю замечательным, что у нас введен мораторий на смертную казнь.

 

- Апостол Павел был среди гонителей, и хотя и косвенно, но участвовал в убийстве святого Стефана. Давайте отомстим ему тем же. Тогда бы не было апостола Павла.

 

- Замечательный пример: величайший из апостолов пережил покаяние, которое его полностью переродило. А сколько таких? Разбойник, который покаялся на кресте?

Понимаю, что не все покаются, и есть люди опасные, как самые лютые звери, но их надо изолировать. Хотя мстить тигру или медведю, загрызшему в уссурийской тайге человека, тоже странно, ведь им руководил инстинкт.

Кроме того, если посмотреть в какой семье родился и воспитывался убийца. Например, выяснилось, почему у Брейвика, который расстрелял в Норвегии около девяноста детей, возникла такая ужасная идея. Потому, что в детстве он был лишен семьи по каким-то причинам, и он был в детском учреждении, где его годами насиловали, его психика не выдержала, он повредился в уме и решил мстить. И это чувство привело к убийству детей невинных. Надо понимать, что мальчик не родился серийным убийцей или насильником, таким его сделало общество. Поэтому давайте искать виновных, и перестреляем всех от директора до воспитателя, одноклассников Брейвика, которые уже стали взрослыми людьми. То есть устроим кровную месть, как некогда было на Кавказе.

Почему сейчас на Кавказе живет несколько миллионов человек, а в России 140 миллионов? Потому что прекрасные мужики вместо того, чтобы плодить народ, убивают друг друга: у них кровная месть. Причем, убивают совершенно уже непричастных, и сколько в результате убито прекрасных людей: будущих охотников, хозяйственников, врачей. Разве так можно?

Не говоря о том, что это запрещает само Священное Писание. Господь говорит: Мне отмщение, Я воздам. Это дело Божие. Изолировать надо без всяких сомнений, но убивать? Какое право имеет один человек убивать другого, если есть заповедь "не убий"? Поэтому это совсем неправильная мысль. Это мое мнение.

 

- Вопрос телезрительницы: По телевизору патриарх Кирилл говорил, что Архангел Михаил и все ангелы бесплотные. Скажите, пожалуйста, а Илья Пророк тоже бесплотный?

 

- Сложно сказать, потому что Илия Пророк был вознесен в теле. Поэтому, в каком состоянии он пребывает сейчас - тайна. Но мы ожидаем, что он в теле придет к нам на землю перед Вторым пришествием Христа Спасителя.

 

- Живу и учусь за границей, все идет к тому, что останусь жить здесь и после окончания университета. Хотелось бы узнать, как Церковь относится к тому, что люди меняют свою национальность. Вольны ли мы самостоятельно выбирать, где жить, или должны жить на родине, которую нам ссудил Бог. Так ли это важно?

 

- Все люди разные, для меня важно, за границей я могу провести максимум десять дней. И если быть за границей, то жить там в гостях у русского человека. А другие могут. Это неважно. Господь, хотя и пришел именно в Палестину, осветил всю землю. Поэтому человек может жить везде, и русские, собственно, как и китайцы, живут везде. Никаких указаний Церкви на этот счет нет.

Но сейчас в нашей стране очень не хватает толковых людей, тружеников, хотя жить у нас очень непросто. И я понимаю людей, которые ищут себе жития в другом месте, я понимаю. Потому что если раз в неделю, то теперь уже каждый день узнаешь что-то такое, от чего волосы встают дыбом. Но мне бы хотелось, чтобы наша страна воспряла, процветала, чтобы среди людей возникли христианские отношения вместо волчьих. По мере сил стараемся этому служить. Для меня это предпочтительнее, но я совсем не осуждаю людей, которые по какой-то причине уехали и живут за границей, но как сказал бессмертный персонаж "за державу обидно".

 

- Есть и продолжение вопроса: Как православная, понимаю, что должна выйти замуж за православного человека, но там их нет, и, скорее всего, я выйду замуж за католика. Насколько это допустимо?

 

- Церковь разрешает вступать в брак с христианином, потому что у всех христиан одинаковые воззрения на брак и семью. Но обычно я, пользуясь старинными правилами, прошу взять у мужа-католика письменное разрешение о том, что дети будут воспитываться в Православии.

 

- Вопрос телезрительницы: Я приобрела книгу "Целебное моление Ефрема Сирина", где напечатана Псалтирь Ефрема Сирина. Хотелось бы узнать, как ее читать: ежедневно или не каждый день?

 

- А если я скажу Вам читать четыре раза в день? Если есть желание, читайте, сколько Вы можете. Если Вы можете, то читайте хоть постоянно.

 

- Могут ли монашествующие быть крестными?

 

- Надо спросить у самих монашествующих, ведь я не монашествующий.

 

- Религия почему-то все время противопоставляет земные удовольствия вечной жизни. Почему?

 

- Потому что земные удовольствия должны быть ниже в сравнении со стремлением к небу, то есть на своем месте.

Например, меня пригласили поужинать в какой-то дом, и я вижу, что вся еда стоит на полочках для обуви. Вхожу в комнату, а нечищеная обувь стоит на столе, прямо на белой скатерти. Наше противопоставление заключается в том, чтобы поставить пищу на скатерть, а обувь на полку для обуви. Всему должно быть свое место. Правда, бывает, что человек привыкает класть ноги на стол или, не снимая пальто, ложиться на кровать. Что-то отсутствует в голове у такого человека.

 

- Внутри меня живет влюбленность в человека, с которым давно рассталась. Прошло достаточно времени, мы не видимся, не общаемся, но я не могу забыть его, впустить кого-то другого в свое сердце. Как мне освободиться от постоянных терзаний души и вновь влюбиться?

 

- Этот вопрос подобен тому, когда человек переболел гриппом, но остаточные явления остались, при этом он хочет заболеть другим гриппом, чтобы вытеснить тот. Во-первых, это не поможет. И по классификации Всемирной организации здравоохранения влюбленность считается душевной болезнью.

 

- То есть каждый человек проходит в своей жизни период такого помешательства?

 

- Необязательно, некоторые, не испытав влюбленности, говорят, что не могут любить. Но любить может всякий человек, просто он не испытывает этой болезни.

Самое смешное, что телезрительница говорит, что не могу забыть. Когда человек сильно чем-то переболел, то это будет о себе напоминать, может быть, всю оставшуюся жизнь. Вот я, например, упал с лошади, и теперь, когда погода меняется, я об этом сразу вспоминаю. Влюбленность же еще более серьезное заболевание, чем с лошади упасть.

 

- Спасибо, батюшка, пора нам прощаться.

 

- Всего доброго, до свидания. Не падайте с лошади.

 

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать