Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

23 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», у нас  в гостях по традиции в воскресный вечер протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

 

- Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Сегодня в Храме Христа Спасителя Божественной литургией открылся очередной миссионерский съезд.

Насколько это событие важно для Церкви, какое значение имеет для нее?

 

- Можно сказать, первостепенное, потому что Христос призвал Своих учеников: идите, научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Поэтому одна из главных задач Церкви - церковная миссия: из небытия по воле Божией и Его благодати, через своих родителей появляются на свет Божий новые земляне. Церковь призвана к тому, чтобы привлечь их в свои ряды, чтобы они стали членами Церкви. Как говорит апостол Павел, вера от слышания, а слышание от слова Божия. В зависимости от эпохи, не побоюсь сказать, технологий, которые существуют в мире, Церковь с первых лет своего существования старается как можно более эффективно миссионерствовать.

Самый главный прием в миссии - соответствовать тому, к чему ты призываешь. Но не только  это. Большинство апостолов были неграмотны, но они нашли людей, которые с их слов записали Евангелие. Другие мудрые мужи перевели в XVII веке всю Библию на славянский язык. Первый перевод для нас, славян, сделали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, благодаря чему все славяне получили возможность слышать и понимать на своем языке слово Божие. Их роль колоссальна и сравнима с путешествием апостола Павла, дошедшего с проповедью до Британских островов.

Теперь благодаря другим технологиям Евангелие можно донести до каждого дома. Например, телевидение может не только развлекать, но такое средство массовой информации, как телеканал "Союз", дает людям и образец молитвы на славянском языке, и толкование Евангелия, и возможность вместе путешествовать по святым местам. Решается множество миссионерских задач.

Съезд призван к тому, чтобы дать новый импульс развитию миссионерской деятельности, ведь можно и ничего не делать.

 

- Пришел человек - мы его приняли. Не пришел - это его дело.

 

- Ведь то, как мы его приняли, тоже миссия. Довольно частой бывает такая ситуация. Некий человек решил облагодетельствовать наш детский дом, пришел с таким намерением, принес вещи, которые дома не нужны. К сожалению, директора не было, и его крайне неприветливо встретила кастелянша. Человек обиделся в лучших чувствах, сказал, что больше не придет. Женщина объяснила свои слова тем, что принес он то, что уже есть в детском доме и не подходит по размеру. Наши дети одеты шикарно, все-таки москвичи откликаются тут же, но ведь человек пришел с добрым намерением. Пусть оно несуразное и непродуманное. Потому что бывает, что человек хочет помочь и звонит сначала, чтобы узнать, что нужно. Но из задач миссии надо было внимательно и с участием отнестись пусть и к необдуманному благому порыву.

Миссия разнообразна и может быть направлена и на другие народы. Для этого надо учить языки - тяжелый труд. Может быть направлена на отдаленные уголки. Существует такой проект, как "Помощь деревянному зодчеству Севера". В этом году триста молодых людей отправились в десятки экспедиций, для того чтобы сохранить умирающие храмы и часовни Русского Севера: их ремонтировали, крыли крыши. Местные жители смотрели на этих молодых людей и тоже втягивались: и пилили, и строгали, более того, когда молодые люди уезжают, они продолжают их поддерживать. В эти поездки брали с собой и детей, в том числе там побывали двое наших детдомовцев. Ребята никогда этого не забудут. Все это колоссальная миссия.

Миссия направлена на то, чтобы, по словам апостолов, уловить человека. Каждый христианин должен быть ловцом человеков.

Святейший Патриарх Кирилл совершил мудрейшую вещь: собрал на этот съезд всех молодых епископов. У нас в Церкви более 300 новых епископов. Несколько десятков, а то и сотен лет наша Церковь думала о необходимости дробить епархии. Существуют такие огромные епархии, когда от храма до храма тысячи километров, и епископ просто не мог доехать до них. Епархии делятся, чтобы епископ мог достичь любого населенного пункта. Единственная цель этого - церковная миссия. Как сказал сегодня Святейший, надо рыхлить почву и сеять семя Божие.

В каждом поселке должен быть храм и в нем должен быть священник. А где его взять? Надо воспитать из этих же жителей. Без миссии это невозможно. Если Господь ссудит нашему миру побыть еще какое-то время, благодаря Церкви это качественно изменится. Народ, государство, Церковь нуждаются в людях, в которых рождаются добрые намерения, не абстрактно добрые, но с точки зрения Евангелия. И Церковь должна взращивать эти намерения, поощрять их, учить им, и в них воспитывать. Это миссия, и собственно об этом сегодня шла речь. Рекомендую всем почитать в интернете доклад Святейшего. Завтра съезд продолжится. Это событие, все имеющее актуальность, одно из важнейших в Церкви. Пожалуй, оно не менее важное, чем Собор архиереев, который определяет внутренние и частично внешние направления жизни Церкви, ее стратегию.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Мурманска: Можно ли вырезать икону по дереву? Мой муж, будучи неверующим, занимался вырезанием икон. Можно ли освятить такую икону? Почему одни батюшки разрешают, а другие нет?

 

- В Церкви существуют священные изображения на дереве XV-XVII веков. Дозволено ли это Вашему мужу? Иконопись является церковным служением, поэтому человек, который собирается приступить к созданию священного изображения, должен получить от Церкви санкцию.

Если священник счел возможным освятить икону, значит, он считает, что она соответствует канонам. Ведь в наше время мы используем отпечатанные иконы. Люди, которые печатают их в типографии, могут во время своей работы даже нецензурно выражаться.

 

- Последние годы Церковь многое делает в плане миссии, но встречает сопротивление людей, сомневающихся, неверующих либо просто враждебно настроенных по отношению к Церкви.

 

- Ну а как же? Ведь первых миссионеров просто убили. Убили Господа нашего Иисуса Христа, убили всех апостолов, кроме Иоанна Богослова, которого страшно измучили и много лет держали в тюрьме.

А в нашей родной России? В Бутово лежат тысячи расстрелянных священников: двадцать тысяч человек в шесть рядов. Первый из прославленных: митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Это обычный русский гений: и офицер, и музыкант, и врач, и церковный деятель. Что он сделал для прославления преподобного Серафима Саровского, просто не поддается оценке, поскольку мы даже не способны оценить его труды при составлении Серафимо-Дивеевской летописи. Ему уже было за 80 лет, это был сильно пожилой человек - его принесли на носилках и расстреляли, потому что одно его существование уже было миссией. Это у христиан нет агрессии, а есть навык быть "яко агнцы безгласны", и этим пользуются, обвиняя в слабости. Хотя гораздо сложнее так отдать свою жизнь, нежели защищать ее мечом.

Поэтому совершенно понятно, что миссионеров, как самых активных христиан, убивают. Недавно я был в Риме, и меня пригласили в храм, где находятся в ковчеге мощи апостола Варфоломея, который также отдал свою жизнь за Христа. Этот храм посвятили новым мученикам: один проповедовал в Африке, другой в Азии, и обоих убили, третий погиб от коммунистических репрессий, четвертый от фашизма. И сейчас разве не убивают на наших южных рубежах священников и христиан, разве не стреляют в храмы, а те, кто в них находится, разве не погибают? Ведь совсем недавно один батюшка, раненый снарядом, так и умер, молясь на коленях. Разве это не миссия? Это зрелище молящегося собрата, погибшего на коленях, я никогда не смогу забыть. Где-то это будет утихать, где-то обостряться, но ненависть, злоба, раздражительность, всякие каверзы будут всегда.

А "Пусси Райт" - разве это не ненависть? Иди в Мавзолей и пляши там. Почему надо было идти в храм, построенный в честь победы над Наполеоном, в год победы над ним? Ты хочешь посмеяться над Христом Богом, над победой русского оружия? А те, кто даже до сих пор готовы все это поддерживать, разве они не ненавистники? Все они свидетельствуют о своей ненависти ко Христу. И у нас в храме есть такие.

Если ты видишь, что с человека снимают кожу, а ты при этом хлопаешь в ладоши. Разве это христианин. Поэтому если ты поддерживаешь людей, которые глумятся над Церковью, твоим народом, святынями - военными, государственными, разве ты христианин при этом. Ты можешь одеть на себя хоть два креста, разве что-то от этого меняется? Христианство - это твои намерения. Как человек, который пришел в детский дом передать вещи, которые не очень-то и нужны. Или когда был курбан-байрам, пришла женщина-татарочка, чтобы в честь их праздника дать денег. Она не спрашивала, какой именно это детский дом. Поступок все равно христианский, идет от сердца. Пусть она мусульманка, некрещеная, а поступок от христианского сердца.

Представьте: идет голодный волк, а перед ним бежит заяц. Волк набрал травы, позвал зайку и покормил. Разве волк так может поступить? Нет, только человек способен помиловать. Это качества исключительно человеческие, но они еще воспитываются Церковь. Ведь маленькие дети не понимают, что такое милосердие, этому надо учить. Человек рождается обыкновенным зверенышем, и все человеческое в него должны внести люди.

 

- Миссия просто во всем: начиная с рождения ребенка и всю его жизнь.

 

- Все - миссия. Первая и важнейшая миссия - это семья. Говорят: яблочко от яблони недалече падает. Папа - христианин, и дети - христиане. Папа умер, а на его иконку до сих пор молятся. Почему вдруг человек, который в церковь не ходил, вдруг решил вырезать Христа Спасителя? Ведь это проявление любви. Как Рафаэль писал и Христа, и Пресвятую Богородицу, и Иоанна Крестителя не только потому, что по заказу и за деньги, а потому что был христианином.

 

- Вопрос телезрителя: Может ли православный христианин в то же время быть честолюбивым человеком?

 

- Не только честолюбивым, он может быть и гневливым, и злым, и вороватым. Может быть жадным и предателем, но это все нехорошо. Хорошо, чтобы христианин изживал в себе такие страсти, как честолюбие, тщеславие и прочее.

 

- Вопрос: Отец Дмитрий, какие три ежедневных занятия должен делать парень, чтобы добавить себе мужественности, стать настоящим мужчиной?

 

- Самое простое - вставать сразу, как только проснулся. Второе упражнение - сразу делать то, о чем тебя попросят старшие в доме. Третье - молитва с поклонами. Это, конечно, требует мужества, потому что это трудно. Любое понуждение себя добавляет мужества. Поэтому воспитанию мужества способствует спорт: надо не бояться противника, нужна воля к победе, надо выслушивать несправедливости тренера и так далее. Поэтому нет ничего удивительно, что спортсменов выбирают на государственные должности, если, конечно, голова у него не отбита. Потому что этот человек имеет определенные нравственные качества, а мужество - это нравственное качество.

 

- Вопрос: Как научиться не придавать значения мелочам в быту?

 

- Ничего проще не бывает: не придавать и все. И лет через двадцать это войдет в навык, привычку. Как говорили древние православные мудрецы IV века: в человеке все привычка, привычки могут быть дурные - сквернословие, курение, сплетни, а могут быть хорошими. Если воспитать в себе хорошие привычки, то это будет серьезнейший багаж.

 

- Вопрос телезрительницы: Когда в храме читают "Символ веры" или "Отче наш", у меня закладывает правое ухо, что это может быть?

 

- Сейчас научу, как действовать: надо взять указательный палец и прочистить ухо. Подумаешь, какие страдания.

 

- Вопрос: "Можно ли получать удовольствие от вкушения пищи или это будет чревоугодием. Возможно ли здесь провести границу, чтобы не впасть в грех?"

 

- Можно получать удовольствие. Для того чтобы не впадать в грех, надо чтобы это не стало страстью. Некоторые даже говорят "Люблю вкусно покушать". Все телевизионные передачи вокруг еды построены на этом.

Чревоугодие бывает двух сортов. Первое - чревобесие, когда человек хочет поесть побольше, стремится к сытости. Таких людей большинство. А есть гортанобесие - когда человек услаждается вкусом пищи. Человек должен относиться к своим телесным ощущениям спокойно.

 

- То есть если на столе два вида продуктов: один для человека повкуснее, другой менее?

 

- Если он подвижник, аскет, то, конечно, он возьмет то, что менее вкусно, более того, некоторые подвижники просто смешивали всю еду и поливали еще сверху киселем. В желудке именно это произойдет, но зато уж гортанобесия точно нет.

Гортанобесие и чревоугодие в нас развивают хозяйки, особенно бабушки. Ребенок уже головой крутит, а его отвлекают книжкой, мультиком, но все пихают еду. Это страшно вредно, потому что когда человек ест, он должен заниматься едой, а не мультиком. Ему портят желудок, сердце, поджелудочную железу. Человек должен есть, когда хочет есть.

Когда на столе разнообразие, еда превращается в муку. Если все предложенное за праздничным столом перемешать, то это просто самоубийственно. А если после этого еще съесть фруктик, а потом тортик с кремом, ты просто труп. Люди просто занимаются самоубийством. Надо выбрать одно, другое, и неплохо бы разбираться, как это сочетается. Когда это раз в году, то еще ничего, даже убийственное смешение под названием "Оливье".

 

- Сейчас Нового года без "Оливье" не бывает.

 

 

- Бывает. Если петарды не мешают, человек просто спокойно спит.

 

- Вопрос телезрительницы: Благодаря Вашей передаче я узнала, что Святое Евангелие - это Благая Весть. Мне подарили Святое Евангелие, скажите, пожалуйста, как научиться его читать?

 

- Для начала надо выучить алфавит, потом купить букварь и выучить по нему "Мама мыла раму". Когда научитесь читать, начинайте читать простые книжки для первого класса. Когда освоите это, тогда приступайте к Евангелию.

Вы-шел се-я-тель се-ять. Одно семя упало при дороге, другое -  на каменистую почву, третье упало в терние, сорняки, и только четвертое на почву плодородную.  Все Вам будет понятно и хорошо.

Если Вы буквы знаете, то все освоите. Открывайте сегодня же и читайте первую главу: "Авраам роди Исаака. Исаак роди Иакова" и так дальше. И каждый день. Желательно по одной главе. Если чтение идет хорошо, читайте две и три. Урок такой: не меньше одной главы в день. Больше - можно. Как дочитаете до конца, начинаем сначала. Пока не будет знать почти наизусть.

 

- А если человек прочитал и не понял, что он прочитал? Пропустить это место или надо остановиться и разобраться?

 

- Для начала надо прочитать все Евангелие, даже если что-то непонятно. Думаю, что на земле из семи миллиардов с половиной людей совсем немного тех, кто понимает Евангелие. Люди понимают слова, но самого Евангелия они не понимают, потому что надо его понять, чтобы принять. Это уже духовная работа. Мы же говорим сейчас о первых шагах. Как человек не может писать музыку, если не знает нотной грамоты. Или дирижер не сможет дирижировать оркестром, если не может читать партитуру. Так же Евангелие: чтобы его понять, сначала надо знать текст. А потом это будет в человека потихонечку проходить и через богослужение, и через молитву, и через христианские поступки. Все будет входить в душу через "поры" этой души.

 

- Человек вдруг начнет узнавать Евангелие в своей жизни. Может быть, жизнь подскажет какие-то ответы на вопросы?

 

- Например, подходит внучек "Ба! Ба!" Если раньше сказала бы: "Да отстань ты". Теперь вдруг: это, вроде как, не по Евангелию. Значит, что-то проникло.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Рязани: Бабушке 80 лет, когда-то давно в Троице-Сергиевой Лавре на нее наложили епитимью делать по 40 поклонов. Многие годы она выполняла, а теперь по состоянию здоровья не может. Может ли священник в другом городе снять с нее эту епитимью?

 

- Здесь не требуется никакого снятия, потому что любая епитимья дается на определенный срок, а для человека, который уже в годах, ослабляются и даже отменяются такие вещи, как пост или епитимья. Так что не надо ничего снимать. Делать по сорок поклонов человеку 80 лет - это самоубийство, а самоубийство - это грех.

 

- Сама жизнь в этом возрасте, ее болезни, трудности, немощи - уже ежедневное и ежечасное несение епитимьи.

 

- Поэтому здесь не требуется никаких отмен. Например, девушка в молодом возрасте украла мобильный телефон, покаялась на исповеди, вернула телефон, на нее наложили епитимью - дюжина поклонов в день. Прошло два года, девушка вышла замуж, забеременела. Как ей теперь делать поклоны? Тогда она была в статусе молодой девушке, а теперь молодая женщина - это совсем другое. Молодым девушкам одно, женщинам иное, зрелым матронам третье, а бабулькам - четвертое.

 

- Вопрос: "Муж часто врет, это очень неприятно и совершенно подрывает доверие. До замужества даже повода не было подумать о таком. Замуж выходила не потому, что просто хотелось. Сама с ним честна, не скандалю. Существуют ли какие-то способы исправить ситуацию, если хочешь сохранить семью?

 

- Я не понимаю предмета обсуждения. Сегодня я разговаривал с женщиной, которая рассказала о мальчике, который решил больше не врать. Но он настолько привык врать, что уже врет по привычке, хотя решил прекратить, по поводу и без повода. У детей врать - это единственный способ защиты. Не соврешь, значит, будут ругать.

Так же здесь. Вышла замуж, но ты свободный человек. Если ты любишь свою семью, любишь его, вот и миссионерствуй. Разве нужны какие-то технологии? Либо я сама хочу сохранить семью, для меня это ценность, или для меня обязательно исправить. Это исключительно семейная проблема.

 

- Спасибо, батюшка, нам пора прощаться.

 

- До свидания. Всего доброго.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать