Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 16 марта

16 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 16 марта 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами  в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой». Сегодня у нас  в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

Добрый вечер, батюшка.

 

- Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Хочу начать с такого вопроса: «Что мешает человеку воспринять благодать Божию?»

 

- Гордость. Проявления не так важны. Когда гордость превращается в гордыню, проявлений вообще может не быть.

Бороться с гордостью бесполезно и бессмысленно. Гордость только вытесняется – смирением. Если человек начинает упражняться в смиренномудрии, то постепенно гордость вытесняется смирением.

 

- Почти каждый человек, подходя на исповедь, кается в гордости.

 

- Не так. Почти каждый человек на исповеди говорит о гордости, но это не значит, что он кается. Он просто сообщает нам об этом, но через два года он скажет об этом же.

Покаяться в гордости -  это изменить направление жизни. Начиная с того, что вместо того, чтобы удовлетворять свою гордость, искать смирения. Этот поиск смирения и есть смиренномудрие.

 

- Вопрос: «Для моей же пользы терплю пьющего мужа, так как получаю по делам за все мои прегрешения. А для него полезно ли мое терпение и потакание? Не получается ли, что ради себя я не  даю исправиться мужу?»

 

- Потакание – это неправильный путь, а терпение – путь правильный, потому что начало смирения есть терпение.

 

- Женщина пишет о том, что уже несколько раз было желание все оставить, потому что невыносимо, но возвращаю себя к тому, что просто надо терпеть…

 

- Просто терпеть нет никакого смысла. Если же терпеть для того, чтобы приобрести смирение – это имеет смысл. Всегда нужно иметь в голове конечную цель, ради чего ты это делаешь. Если человек берет это как епитимию для своего очищения, то это ведет его в нужном направлении.

 

- Когда к человеку приходит смиренное состояние души?

 

- Когда он достигнет долготерпения. Если ропщет, то это еще не терпение. Если внутри есть недовольство, значит, душа еще не достигла терпения.

 

- Как сделать, чтобы внутри не кипело?

 

- Молиться. Род сей изгоняется молитвой и постом, то есть воздержание от того, чтобы вступить в спор, начать ругаться. Бывает, говорят так: он пьет, а я его ругаю. А что лучше – пить или ругаться? Одинаково. И злоречивые, и пьяницы Царства Божия не наследуют.

 

- Если подходят и говорят: простите, не могу терпеть. Благословите причаститься.

 

- Прощаю, благословляю. Человек не хочет отрываться от Бога, надеется, что Господь Своей благодатью, подаваемой в Таинстве Евхаристии, поможет ему. Раз человек пришел к Богу, как священник может лишать его такой возможности. У нас только служебная роль, поэтому и книжечка наша называется «Служебник», и службу возглавляет служащий священник. А кому он служит? Богу и людям. Наше дело – все приготовить, возглавить молитву, раздробить Святые Дары.

 

- Но ведь священнику дана власть вязать и решить. Священнику дан своего рода предварительный суд, он может наложить епитимию.

 

- Если совести нет, не допускай человека до причастия, пусть он увидит, что он такой грешник, даже больше, чем ты сам.

 

- Вопрос: «Священник, выходя с Чашей, говорит: «Со страхом Божиим и верой приступите». Почему со страхом, а не радостью? Хочу радоваться встрече с Господом».

 

- Радуйтесь. Страх Божий не отъемлет радость. Человек, который задает этот вопрос, не знает, о чем идет речь.

 

- «Достаточно ли для неосуждения просто не думать о людях и часто с ними не общаться?»

 

- Недостаточно. Такая позиция уже в своей мотивации содержит превозношение.

 

- Есть такая заповедь: «Соблазнов бегайте». Человек бегает соблазнов для неосуждения. В этой позиции есть что-то неправильное?

- Бегать осуждения очень хорошо и устраняться общения с людьми тоже разумно, потому что во всяких праздных разговорах возникает осуждение. Практически все нынешние люди страдают этой духовной болезнью. Через осуждение реализуется и гордость, в самом ее простом виде. Поэтому, если человек уклоняется этих разговоров, это благо тому и другому.

Превозношение – когда человек вообще устраняется людей. У человека может быть нужда, он хочет обратиться, а он от него убегает.

 

- А как же святые, уходившие в пустыни от людей? Например, Павел Фивейский провел в пустыне всю свою жизнь?

 

- У него была другая мотивация, он общался с Богом, и это общение не мог разменять на что-то другое. У него была глубина общения с Богом. Если человек бегает от людей, но его мотивация не в общении с Богом. Христос наш образец. Преподобный Серафим, который был в пустыне, а потом вышел на служение людям.

 

- Вопрос телезрительницы из Арзамаса: Получила вчера журнал «Православная беседа», очень благодарю Вас за такой прекрасный журнал как члена редколлегии.

28 февраля была память новомученика Алексия Смирнова, погибшего в 1938 году, это Ваш родственник?

 

- Надо посмотреть, среди моих родственников, двоюродный брат моего прадеда священномученик. Не уверен, в какой точно день совершается его память. Среди наших мучеников фамилия Смирнов встречается чаще всего, но не все родственники.

Что касается Вашей благодарности за журнал «Православная беседа», эта благодарность не мне, а Валентину Лебедеву, моя роль как члена редколлегии просто микроскопична. Журнал, действительно, замечательный. Что особенно трогательно, читают его не только в России. Митрополит Мелетий Никопольский – Царство ему Небесное – владел русским языком, выписывал этот журнал и прочитывал все номера.

 

- Вопрос телезрительницы: Я перенесла инфаркт и инсульт, хотела поститься, но через неделю не смогла, надо принимать много таблеток, а их запивают молоком. Можно ли мне поститься только на мясное, но употреблять молочное?

 

- Можно, и не только Вам, но и мне можно, хотя я и не употребляю молока. Хотите – на здоровье. Молоко в этом случае является лекарством, раз врач сказал.

 

- «Как понять, что Бог тебе отвечает на этот вопрос, и что этот ответ именно от Бога?»

 

- Надо разбирать конкретный случай. Дьявол может подсунуть свою версию, но никогда не подсунет ту, которая душеполезна, он вместо хлеба в тряпочку завернет камень. По рассуждении этот подлог легко будет обнаружить, но для этого надо иметь некоторую начитанность в Священном Писании.

 

- Вопрос телезрительницы: В современной жизни я часто слышу: «Люби себя любимую». Я понимаю, что надо любить близких, любить людей. Объясните мне, пожалуйста, это понятие».

 

- Даже не буду, очень часто можно было слышать в современной жизни «Бери от жизни все» или «Пейте пиво «Клинское», мало ли что кто говорит. Если что-то часто повторяется, разве в этом какая-то истина.

 

- Батюшка, а такая фраза, как «Человек должен уважать себя»?

 

- Человек ничего не должен, причем никому, а особенно тому, кто это изрекает. Господь говорит нам, что даже если человек сделал все, повеленное ему от Бога, он должен говорить про себя, что он раб негодный. Не могу представить «негодного раба», который уважает себя. Совершенно глупая позиция – человек исполнен уважения к себе. Это больной гордостью человек. И сказал это человек, больной гордостью. С духовной точки зрения, это совершенно больные люди, которые живут в аду, и наследуют это в будущей жизни. Зачем же нам этому следовать, когда у нас есть Священное Писание, которое две тысячи лет читали люди и спасали свою душу. Зачем нам следовать тому, что говорят по телевизору?

 

- Вопрос телезрителя из Омска: Стараюсь бороться с гордостью, но внутри гнездятся противоречия, что это такое?

По поводу людей, творящих беззаконие на Украине, как Вы считаете, есть ли у них ум или в их действиях нет благоразумия?

 

- Везде, где живут люди, везде творятся беззакония, во всех городах, весях, не только на  суше, но и на море. И большинство людей, населяющих нашу планету, с точки зрения Евангелия, потеряли ум, им нужно встать на путь Христов, тогда они обретут ум. Люди творят то, что просто глупо, больше заботясь о материальном, при том, что жизнь материальная длится всего несколько десятков лет, а жизнь духовная продолжается вечность.

Лишь единицы из людей собирают то золото, которое не ветшает и которое воры не крадут, то, что скачет в жизнь вечную. Если человек этого не делает, у него ум поврежденный. Имеет смысл делать только то, что облегчит твою жизнь в вечности. Можно даже используя деньги, на которые можно построить больницу, а можно выпускать фальшивые лекарства.

 

- Скорее, человек потерял разумность, а не ум. Ведь человек довольно изобретательный, но они не к добру.

 

- Представь: у человека есть глаза, но они дают ему искаженную картину мира. Человек смотрит на гладкую мостовую, а видит пешеходную полосу, он идет, и его сбивает автомобиль. Потому что никакой полосы нет. Глаза есть, но он видит все наоборот.

Также и ум, человек может делать что-то, но это не приносит ему ничего, кроме  денег. А что такое деньги? То, что тает при инфляции, падении курса, когда воры приходят и подкапывают.

Если ты вместо денег приобрел смирение, целомудрие, кротость, воздержание, это останется с тобой, и никуда не уйдет. Это твое сокровище, богатство твоей  души. Вера, молитва – это то, что не украдешь, остается с тобой. Потому Господь и говорит собирать сокровище на небесах, то, что идет в жизнь вечную.

 

- Вопрос телезрителя из Алма-Аты: Как понимать выражение «Добрыми намерениями выслана дорога в ад».

 

- Очень часто в человеке происходит подмена, он думает, что делает что-то хорошее, а, на самом деле, это зло. Уверен, что Гитлер и Наполеон, и ряд других исторических деятелей, были уверены, что они озабочены деланием добра себе, своему народу, и даже Господу Богу. Бог же учит совершенно иному. Человек думает, что послужил Богу и людям, а на самом деле послужил тому, чтобы прийти в ад.

 

- У нас многие люди одержимы тем, чтобы помочь другому советом, и часто это оборачивается бедой.

 

- Они раздражают ближнего, и возникают скандалы. Услужливый дурак хуже врага. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Еще Иван Андреевич Крылов рассказал про Демьянову уху, когда можно накормить или напоить до рвоты и так далее.

 

- Вопрос: «Прочитала у Игнатия Брянчанинова, что внимание и умиление признаются Даром Святого Духа. Что такое умиление в молитве?»

 

- Умиление – это реакция души на приход в сердце благодати.

 

- Вопрос: «Очень шумные соседи, ничто не помогает, ни увещевания, ни обращения в милицию. Что можно сделать в такой ситуации?»

 

- Самое простое:  продать квартиру и купить другую, поближе к работе. Так делают везде, и в Европе, и в Америке. Прежде чем купить новую, пойти познакомиться с соседями наверху. Потому что сосед – это очень важный фактор.

 

-  Вопрос телезрительницы: Живу недалеко от Твери, а дети живут в самой Твери и настаивают, чтобы я переехала к ним. Я еще работаю, могу сама себя обслуживать, но они настаивают. Должна ли я проявить смирение и переехать к ним?

 

- Вот я Вам скажу, чтобы Вы переезжали во Владивосток или Хабаровск, а Вы смиряйтесь и поезжайте. Поедете?  Дети хотят, но почему они этого хотят, ведь я не знаю. Может быть, они хотят Вас эксплуатировать, может быть, хотят продать Вашу квартиру, чтобы улучшить свою. Когда не будет сил дойти до магазина, тогда надо переезжать. Должна быть причина. Смирение вовсе не означает быть круглым дураком. Недаром тот, кто достигает смирения, называется смиренномудрым. Вы знаете своих детей, подумайте, почему они так настаивают.

 

- Насколько полезно для приобретения смирения отдать себя в послушание другому человеку?

 

- Абсолютно не полезно, а вредно. Потому что на нашей грешной земле таких людей, которым стоит отдаться в послушание три или четыре на семь миллиардов. Как ты их найдешь? Попадешь в руки крокодила, который совсем не будет думать о спасении твоей души.

Когда люди отдавали себя в послушание в IV-VI или VIII веках, тогда были целые монастыри, где жили сотни людей, и все святые. Сейчас мы пройдем десятки тысяч километров, и ни одного святого не встретим.

Тот, кто решится на это, не адекватен действительности. Просто начитался бесспорно хороших книг. Всему свое время. Отдавать себя в полное послушание можно на Синайской горе в то время, когда там подвизается Иоанн Лествичник, вот тогда «с преподобным преподобен будеши».

 

- Вопрос телезрительницы: Наш батюшка, к которому мы ходили много лет, перешел в Зарубежную Церковь, которая не присоединилась, и нас тянет за собой, а у нас вся душа сопротивляется. Можно ли нам ходить к нему, сам он говорит, что Литургии одинаковы, что в нашей Церкви, что там, мы же сомневаемся?

 

- Вы совершенно верно сомневаетесь. В отличие от Вашего батюшки, у Вас сохранился здравый смысл. Грех раскола не прощается, даже если он омыт мученической смертью. Поэтому я на Вашем месте держался бы от этого батюшки подальше.

 

- Современные монастыри, в которые люди уходят, чтобы научиться именно послушанию. Там они тоже не могут научиться послушанию?

 

- Никогда еще не слышал, чтобы кто-то шел в монастырь научиться послушанию. Хотят спасти свою душу или постоянно быть на богослужении, а послушание для большинства просто неожиданность. Очень мало людей представляют, как это трудно.

В любом монастыре остается только один из двадцати. Послушание – самое трудное, потому что люди – гордые.

 

- Господь говорит, что только тот, кто оставит все ради Него, может быть Его учеником. Но таких, кто оставил все, нет. Значит, и учеников нет?

 

- Практически нет, есть только цирк. Спектакль перед самими собой. Настолько много людей, которые думают, что они на правильном пути, а на самом деле бегут, даже не идут, в противоположную сторону.

 

 

- В чем главная ошибка тех, кто, думая, что идет к Богу, бежит в противоположном направлении?

 

- В том, что они чтут и не разумеют.

- Вопрос телезрителя: Мы все знаем про благодатный огонь. Говорят, что тот олимпийский огонь, который только что пронесли по городам России, огонь дьявольский. Что Вы об этом думаете?

 

- Какое отношение занятия спортом имеют отношение к спасению души? Это только игра. Косвенное отношение могут иметь только наши паралимпийцы, которые воспитывают силу воли, и они счастливые люди, и богоугодно, чтобы человек был счастлив. Они, можно сказать, страдают за Родину, всеми миру показав силу русского духа. Это патриотично, и это имеет отношение к духовной жизни, но не сам спорт.

Олимпийский огонь – это химическая реакция. А дьявол находится в самом сердце человека. Отвлечь человека этой глупостью мог придумать только сам дьявол.

 

- Людей смущают церемонии, сопровождающие Олимпийские игры, поскольку они языческие по своему происхождению.

 

- Внешне церемония может быть языческая, но та, которая справлялась греками, нам просто неизвестна. Если мы посещаем древний цирк в Аспендосе в Турции, мы разве совершаем языческую церемонию, оскверняемся мы или перестаем быть христианами.

Человек опаздывает на работу, чай пьет на рабочем месте, по телефону говорит, а ему платят ту же зарплату. Ругает начальника, бухгалтера, всю организацию, внося брожение в коллектив, делает в рабочее время халтуру, а потом приходит и просит повысить ему зарплату. Но при этом носит крестик, ходит на службы. Разве он не жулик, не вор? И разве это исключительный случай? Но люди не видят за собой этого. Вот проблема, а не олимпийский огонь. Все козни внутри человека.

- Вопрос телезрительницы: Мы с мужем хотим стать приемным родителям. Как можно справляться с генами ребенка, если его родители окажутся пьяницами или наркоманами?

 

- Ваш дедушка или бабушка мужа не были алкоголиками? Такое вполне может быть. У Вас тоже может родиться ребеночек с синдромом Дауна, и что? Все разговоры о генах – несусветная чушь. Самая большая проблема, что наши родители абсолютно невежественны, прежде чем усыновлять ребенка, надо изучить возрастную психологию, возрастную педагогику, чтобы быть готовым. Обязательно пройти школу приемных родителей, чтобы как-то к этому подготовиться. Гены – самое последнее в этой истории.

 

- Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. До свидания.

 

- Всего доброго. До свидания.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать