Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 16 февраля

16 февраля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 16 февраля 2014 г. с протоиереем Дмитрием Смирновым.

- Добрый вечер, дорогие телезрители, добрый вечер, дорогие братья и сестры, мы с Вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой»,  и у нас сегодня в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер!

 

- Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Мы празднуем праздник Сретения Господня, и такой вопрос: «Не у каждого в жизни случается встреча с Богом. Отчего так происходит? Потому, что не каждому человеку Бог выходит на встречу?»

 

- Бывает, что человек не замечает, что Господь к нему обращается. Бывает так, что это обращение Бога к человеку его раздражает, и он отвергает его. Трудно представить, что Господь ничего не делает для того, что открыть себя человеку.

 

- Вопрос: «Восприимчивость благодати Божией у каждого разная. От чего это зависит?»

 

- Это зависит от того, как человек, его семья, его народ ушел от Бога. Очень часто удивляет не только то, насколько человек невосприимчив к благодати, но к написанному тексту: вроде, все буквы знакомы, слова тоже, а он не понимает. Очень часто человек не понимает речь.

Самое наглядное: взрослые и дети. Взрослый обращается к ребенку, а его сознание находится совсем в другом месте. Это бывает и на уроке, и в общем разговоре в семье; просто человек занят собой.

 

- Когда мы говорим о внимании, человек может находиться в каком-то своем мире, но когда Божия благодать касается человека…

 

- Благодать Божия не может коснуться человека, если человек живет в оболочке гордости, она просто отскакивает от этой брони.

 

- Бывает, что в одной семье два ребенка изначально разные: один более гордый, другой от рождения кроткий, разная «стартовая позиция».

 

- Один ребенок все время говорит: «Хочу есть», другие по средам и пятницам отказываются от материнского молока.

 

- Это означает, что одних Господь изначально избрал для себя, а другим предлагает длинный путь. Значит, длина пути у всех разная?

 

- Да, это связано со многими вещами. Человек не изолирован, и для личности человека, для его семьи, народа, может быть, очень важно, чтобы человек жил дольше.

 

- Вопрос: «Как узнать свой духовный уровень? и полезно ли это знать?»

 

- Во-первых, такого уровня не существует. Есть такое мерило: если ты всем слуга, то это очень высокий уровень, а если ты всем раб, то это высочайший. Если хочешь быть первейшим в Царствие Божием, будь рабом для всех.

Обычный человек манипулирует, чтобы подчинить себе как можно большее количество людей. Все дети это делают с родителями, удивляются, почему это проходит с бабушкой, а с папой нет, и начинает понимать «правила игры».

 

- Вопрос: «Ребенок с чужими людьми просто золото, а с родной матерью может творить, что хочет. Муж пытался беседовать с дочкой об уважении к маме, о послушании, все понимает, но ничего не меняется. Дочке сейчас восемь лет. Как преодолеть эту ситуацию?»

 

- Боюсь, никакие советы здесь не помогут. Есть такое выражение: как человек «себя поставит». Мама изначально себя так поставила.

Во-первых, ребенок, о котором идет речь, знает, как себя надо вести. Невоспитанный ребенок ведет себя отвратительно везде и со всеми, исключая ситуации, когда происходит что-то страшное или очень интересное, что захватывает все его внимание.

Эта девочка умеет себя вести, но знает, что о маму можно ноги вытирать. Дети всегда хотят найти таких.

Совсем опускать руки не следует. Надо обсудить этот вопрос с детским психологом. Когда образовался динамический стереотип таких отношений – это уже серьезная аномалия. Здесь нужно разговаривать так, чтобы ребенок это запомнил, и если договоренность достигнута, то она должна неотступно выполняться, должно быть и поощрение, и наказание. Мама, видимо, не выдерживает, и потому такой результат. Дети – замечательные манипуляторы, они всегда пытаются раздвигать границы, а когда они в обществе незнакомых людей, то границы они сокращают, и тогда все говорят: какая замечательная девочка, как хорошо воспитана.

Наша задача не просто научить себя хорошо вести, но чтобы это стало внутренним уделом человека. Чтобы внешнее стало внутренним. Негодяй в определенной ситуации тоже может себя очень хорошо вести. В бизнесе, например: внешне просто очаровательный, а на самом деле – лукавый и тигр.

 

- Вопрос: «Дети пяти лет, совершив проступок, не чувствуют вины. Как можно привить или воспитать в них это чувство?»

 

- Дети такого возраста могут не чувствовать вину так остро, как дети более старшего возраста, но они чувствуют вину, даже животные чувствуют вину.

Когда дети по сто раз на дню говорят  «Мам, прости», это только потому, что их так «натренировали». Как современный православный христианин «натренирован», что перед тем, как подойти к Причастию, он должен прийти на исповедь, сказать «во всем грешен», ему разрешают грехи, и он причащается. Это просто такой навык – надо делать так.

Некоторые вообще совершают бессмысленные вещи: подходят к исповедующему священнику, поворачиваются к нему задом и наклоняются. Это они так просят прощения у других стоящих к исповеди. Когда я спрашиваю, чем же он так согрешил перед этими людьми, и знает ли он  их вообще, человек отвечает, что видит их в первый раз. То есть, он делает совершенно бессмысленное действие. Если же снять его на пленку и показать, то он увидел бы, что это выглядит крайне оскорбительно по отношению к священнику.

Человек очень многие вещи делает совершенно бессмысленно, считая при этом, что это проявление его «правильной религиозности». Люди любят участвовать в бездумных ритуалах, большинство из которых совершают сами, потому что вникать в то, что есть христианство им не хочется, ведь они даже текст не воспринимают, какие-то барьеры в мозгу, в сердце.

 

- Вопрос телезрительницы из Самары: «Моя дочь принадлежит молоканам, как к этому относиться?» Второй вопрос: «В Псалтири часто упоминается Бог Саваоф, Кто это?»

 

- Молокане – это секта, и большинство сект состоит из пожилых людей, кроме кришнаитов, где в основном молодежь. Это секта, которая базируется на юге России, и существует около ста лет. Рационалистическая секта, которая уделяет много внимания изучению Нового Завета, но толкование часто не соответствует учению Русской Православной Церкви; они не представляют Церковь, хотя так часто себя именуют. Эта секта не вредна для здоровья человека, как другие.

Господь Саваоф – одно из непереведенных имен Божиих. Саваоф – это и есть Господь, но по-еврейски.

 

- Вопрос:  «Должны ли мы исповедовать греховные желания. Грех не совершил, но желание его есть».

 

- Мы никому ничего не должны, но мысленный грех тоже является грехом. Если мы хотим от него отделаться, то называем на исповеди перед священником, свидетельствуя, что увидели его в себе и желаем от него избавиться, начиная с этого момента просить у Бога, чтобы он нас от него очистил.

 

- Вчера ко мне на исповедь пришел человек и сказал, что многие батюшки не хотят принимать исповедание помыслов, говорят, что  мы живем не в монастыре, поэтому исповедь помыслов не нужна.

 

- Дело в том, что немалая часть прихожан путает «жанры»: собеседование, исповедание помыслов и так далее. Если батюшки не хотят, то это понятно. Откровение помыслов совершается каждый день, это монастырская практика, только там можно так глубоко и внимательно исповедовать и помогать человеку. На приходе это вряд ли возможно.

Бывает помысел постоянный, который человеку весьма досаждает и мучает, и нет ничего страшного, если он раскроет его на исповеди.

 

- Вопрос: «Прочитал книгу прп. Амвросия Оптинского «Советы супругам и родителям»: «Если ты здоров, и она здорова, и вы друг другу нравитесь, и мать имеет хорошую, не ропотливого характера, то можешь вступить с ней в брак». Означает ли это, что если человек не здоров, то ему не стоит вступать в брак?

 

- Во времена прп. Амвросия медицина была неразвита. В брак человек вступает для того, чтобы созидать Малую Церковь. Если же ты выходишь замуж за больного, то это немного другой подвиг: вместо строительства Домашней Церкви строительство домашнего лазарета. Если человек готов посвятить себя другому в качестве сиделки, то это не возбранялось.

Сейчас сильно увеличилась продолжительность жизни благодаря величайшим достижениям медицины. Сейчас можно долго жить с такими хроническими заболеваниями, которые во времена преподобного Амвросия давно бы свели в могилу.

 

- Вопрос телезрительницы: «Можно ли в записках о здравии упоминать новорожденного младенца?»

 

- Конечно, почему нет. Так и пишут «Дарья с новорожденным». Можно пол не указывать. Пока он часть матери. Придет время, окрестим.

 

- Вопрос: «По мере воцерковления стала замечать, что сильно отстраняюсь от людей, разлюбила бывать на дружеских посиделках. Увидев знакомого, стараюсь поздороваться и пройти мимо, хотя раньше любила поговорить о жизни, рассказать о себе. Не является ли моя отчужденность признаком того, что в духовной жизни что-то неправильно?»

 

- У меня тоже был такой период. Когда я начинал ходить в Церковь, у меня поменялись все друзья. Потому что друзья, которые были раньше, перестали быть интересны. Разговоры стали пресными. Это естественно. Воцерковление оказывает мощное воздействие на человека. Несколько лет я даже ничего не мог читать, кроме Библии. Я очень люблю русскую и немецкую литературу, но тогда мне этого не хотелось, казалось, водой. Потом я понял, что это естественно, и через него проходят многие люди.

Думаю, что это не только для людей, входящих в Церковь. Сегодня мама подвела ко мне девочку, которая едет выступать на олимпиаду, и я вижу, что она уже вся там, там весь ее интерес, все ее подружки. Человек любит то, что знает.

 

- Вопрос телезрителя: «За последние два года значительно увеличилось число архиереев, епархии делятся на меньшие, это мотивируется необходимостью архиереям быть ближе к пастве и участвовать в молодежной и социальной деятельности Русской Православной Церкви. Но ведь все это должны делать благочинные, и там, где они молодые и деятельные, так и происходит. Например, так в нашем Мытищинском округе.

Приезд архиереев – это всегда подготовительная и материальная нагрузка, суета, получается, что праздник для архиереев, а не для простых прихожан. Почему нельзя, чтобы архиереев было столько же, сколько губернаторов, а на церковные округа назначать благочинных, которые будут реализовывать все, что предписывает Патриарх?»

 

- Если бы это было так, как Вы сказали, то в древней Церкви количество архиереев соответствовало количеству губернаторов, но это было не так. Каждый город, даже если он имел две сотни жителей, имел архиерея.

В нашей матушке России есть такие отдаленные места, в которые архиерей и не мог никогда попасть, поэтому управление Церковью отсутствовало. С увеличением числа архиереев каждый уголок России может быть увиден, осмотрен архиереем.

До начала этого процесса были большие епархии, в которых 150 храмов. Если архиерей будет приезжать в каждый храм один раз в год, то ему надо через день совершать огромные, порой до сотни километров вояжи, поэтому приезд архиерея становился событием экстраординарным. При таких обстоятельствах у архиерея нет возможности вникнуть в ситуацию на приходе, он может лишь внешне посмотреть, в каком состоянии храм, через богослужение понять количество прихожан, все иное очень и очень поверхностно.

Мой друг недавно стал архиереем, и в его епархии всего 13 церквей, понятно, что, как архиерей, он постарается из 13 сделать 130. Во всех населенных пунктах с достаточным количеством людей со временем будет храм. Уже сейчас он успел что-то сделать в этих тринадцати храмах, и чувствует себя счастливым.

К сожалению, бывает так, что очень многие люди считают, что человек, который избран всей Церковью на Поместном Соборе, который не один десяток лет трудится и в архиерейском сане, и как член Священного Синода, хуже разбирается в этом, чем некий мирянин из Мытищ. Неужели Вы думаете, что Ваш кругозор больше. Вы хорошо знаете одну локальную ситуацию, причем ситуацию Московской области, где много десятилетий служит один из мудрейших митрополитов, прекрасно понимает управление, поэтому в ней все работает, как часы.

Но в отдаленных епархиях не только толкового благочинного трудно найти, но и секретаря епархии, человека с достаточным образованием и динамичного. У многих новых архиереев я спрашивал, сколько у них храмов, они говорят, например, «сто двадцать», это вполне размер старой епархии. 120 – это очень много, поэтому, чем архиереев больше, тем лучше. Если бы это было не так, то у Владыки Ювеналия не было бы столько помощников, викарных архиереев.

О необходимости подобных изменений нашей церковной жизни говорили еще более ста лет тому назад, когда архиереи ездили на лошадках, до создания железных дорог.

 

- Вопрос телезрителя: «В 2000 году мне в руки попала кассета с Вашей проповедью. Огромное впечатление на меня произвела Ваша фраза «узнав о Христе, не стать христианином может человек либо абсолютно тупой, либо абсолютно бессовестный». С тех пор я стараюсь стать христианином по мере сил. Ваша фраза была сказана весьма эмоционально, и, хотя она очень искренна, будучи сказанной человеку, она его обижает. Может быть, по прошествии 14 лет Вы уже не столь категоричны?

 

- С тех пор я сильно постарел, стал более снисходительным, менее резок в выражениях. Проповедь – жанр художественно-поэтический, поэтому в нем есть возможности усиления слова, которые приходят во время речи. Ведь это не научный трактат. Может быть, человек остался равнодушен, потому что отвлекся умом.

Я наблюдаю жизнь двух мальчиков, чьи папа и бабушка с дедушкой – ярые атеисты, о таких говорят «воинствующие», хотя никто из них о Христе ничего не знает. Я молюсь за этих мальчиков и надеюсь на положительную динамику. Можно найти много разных градаций, но это остается. Например, есть тупые люди, как в датском зоопарке; ведь здесь фактически евангельская аналогия: как начальники синагог не понимали Христа, говоря, есть инструкция ничего не делать в субботу, приди в другой день исцели. Человек действует тупо по инструкции, не понимая в чем суть. Люди, живущие без этой инструкции, до глубины души возмущены этим садизмом. Это тупость сердца, и аргументы здесь бессмысленны.

Второй пример: девочки-садистки, жестоко избившие девочку-инвалидку, которая не могла защититься, подобно тому, как голуби забивают больного собрата. Но у тех инстинкт, а  у  этих девочек совершенно неразвиты чувства; никто никогда не сказал им, что инвалиды существуют в мире для того, чтобы вызывать у остальных людей чувство сострадания, чтобы мы, люди, не стали зверьми.

Как датчане из зоопарка не понимают, что точно так поступали эсесовцы. Все мальчики, которых готовили к вступлению в этот «орден»: каждый из них воспитывал своего кролика, а потом должен был его убить. Вместе с этим кроликом в нем умирало что-то человеческое. У этих людей убита душа, у них тупое сердце, тупой ум.

Речь идет о том, что Христос всегда хотел, чтобы в человеке звучало человеческое и божественное. Люди, которые на это пусть обижаются, пока еще не люди, им еще надо развиваться. Слова о том, что они тупые - не оскорбление, а некий факт жизни. Большинству людей нравится жить в таком состоянии, они так и говорят «не заморачивайся», «не бери в голову». К беременным они обращаются со словами «зачем тебе это нужно». Смерть ребенка в утробе матери их никак не задевает, их задевает, что его вынашивают. Поэтому христианство – по сравнению с нормой нашего мира, где убивают детей, прекрасных невинных животных – безумно. С точки зрения же христианства, подобные поступки являются тупостью и бессовестностью.

Когда по-эсесовски показывают детям убийство животного, убийство красоты, разделывание на глазах – это уже все было в народе, который прославился на весь мир и своей литературой, и гениальной философией, гениальными поэзией, музыкой, живописью. Все это происходило в великой нации, и вся ее гениальность не помешала тому, чтобы в ней выросли люди и тупые, и бессовестные, что, безусловно, явилось трагедией для нации.

 

- Неужели этот пример забыт?

 

- Дело не в забвении, а в том, что человек по тупости не видит связи. В Германии тоже все делалось по закону, по инструкции. В моем детстве была целая книга, посвященная преступлениям нацизма. Если нужна полемика, я готов это защищать, но могу и уступить. Я человек подвижный и не пытаюсь тупо настаивать на чем-либо.

 

- Вопрос телезрительницы: Моя подруга была крещена в младенчестве в православной церкви, несколько лет назад она стала ходить к баптистам, где приняла повторное крещение, как она говорит, осознанное. Можно ли назвать это грехом и даже хулой на Духа Святого?

 

- Каждый христианин исповедует «едино крещение». Баптисты исповедуют наш православный Символ веры,  поэтому здесь его нарушение. Мы не считаем членами Церкви людей, принадлежащих баптистскому сообществу, хотя считаем верующими и вполне достойными людьми. Знаю священников, перешедших из баптистов в православные.

Ваша подруга еще не знает, что такое православие, с приходом множества епископов мы надеемся, что  наша катехизация в епархиях придет на уровень, сравнимый с тем, что сейчас существует в баптистской общине. Там каждый человек находится под опекой, где ему подробно излагают баптистское учение, он этому учится, долго готовится к принятию водного крещения. «Baptisto» – как раз означает водное крещение. Неправильно то, что баптисты крестят не в Церковь, а в свое сообщество. Все таинства, кроме Таинства крещения, у баптистов утрачены. Но средний баптист Новый Завет знает гораздо лучше, чем православный, который ходит в храм и утром, и вечером. У них бывают интересные мысли и проповеди, потому что они трудятся над изучением Евангелия. Основой баптизма является не молодежь, а люди пожилого возраста, и им удается доводить до них истины Священного Писания.

Не думаю, что это трагедия, скорее, первый класс катехизации. Если она начнет читать книги, то ей захочется идти дальше, потому что баптизм имеет ограничения «сверху».

 

- Спасибо, батюшка, нам пора прощаться.

 

- Спасибо вам, был рад. До свидания. Будем живы, здоровы, до следующей встречи.

 

 

Гость передачи: протоиерей Дмитрий Смирнов.

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать