Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отец Федор, конечно, тема, казалось бы, очевидна. Общество трезвости должно быть в каждой общине, каждой церкви, каждом городе, каждом селе – везде. Может быть, это не всегда выглядит как оформленное общество трезвости, но я не верю, что есть священники, которые не считают трезвость нормой жизни… Расскажите о вашем приходском обществе трезвости (именно при небольшом, как Вы сказали, семейном храме).
– В 2014 году по благословению владыки при храме было создано общество трезвости в честь святителя Николая Чудотворца. Это не что-то отдельное от храма, не отдельная часть прихода, которая чем-то там занимается с людьми, нуждающимися в помощи, а это полноценная община. То есть общество трезвости – это и есть приход. И трезвение возможно только в приходской жизни (полноценное трезвение, когда человек не только дает обет Богу воздерживаться от винопития, употребления алкоголя, а начинает воцерковляться, начинает жить полноценной церковной жизнью).
– Я понимаю, что наше представление о борьбе с винопитием выглядит как образ воина с копьем, который копьем грозит змию (в данном случае зеленому змию). И борьба с винопитием представляется неким волевым актом, усилием. Причем это должны быть какие-то специалисты в этой самой борьбе, трезвые воины. Так ли это происходит на вашем приходе? Ваш храм находится в таком месте, где много людей, которых мы называем бомжами, хотя они, в принципе, уже не без определенного места жительства, они просто люди, которых мы называем пьяницами, алкоголиками. (И мы их не любим, потому что они плохо выглядят, плохо пахнут; и, в принципе, мы выбираем тех людей, которых любим...) Сталкиваетесь ли Вы с этой проблемой на приходе?
– Конечно, любой храм – это передовая. Потому что в храм приходят, как правило, те, кому больше некуда идти. Они прошли уже все что можно. И вот они пришли в храм и просят: «Помогите!» И здесь мы начинаем с человеком общаться, вникать в его проблему. И через то, что человек постепенно становится полноценным прихожанином, полноценным членом общины, происходит его оздоровление, духовное в том числе.
– Вопрос телезрителя: «Государство собирается возобновить работу вытрезвителей. Как Вы к этому относитесь?»
– Тема сложная. Скорее всего социальная, чем духовная. Но если ничего не делать в этом направлении, если не просвещать народ, если не объяснять людям в том числе и последствия винопития для здоровья, то, наверное, в нашей стране ничего не изменится в этом смысле.
– Я знаю, когда был отменен сухой закон, в течение очень долгого времени водка не продавалась в магазинах – и вдруг стала продаваться. И настолько люди отвыкли от алкоголя, что в течение полугода не покупали водку вообще. Государство, которое собиралось на этой монополии зарабатывать большие деньги, вдруг стало понимать, что люди это не покупают. И уже собирались отменить свободную продажу водки в магазинах, но вдруг люди начали ее покупать. Тогда даже возникла проблема – если пьяный валяется на улице, то каким образом таких людей убирать с улиц. Сначала их отвозили в больницы. А потом уже были придуманы специальные больницы, которые народ назвал «вытрезвители». Но действительно долгое время людям не хотелось покупать водку... И сейчас, в наше время, что может заставить человека (страх или внушение) обратить внимание на то, что у него есть проблема с алкоголем?
– Знаете, вообще заставить человека, пожалуй, сложно что-то изменить в себе (именно заставить). Основная работа и трезвеннических движений, и общин трезвости, и тех, кто трудится на этой ниве, не борьба с вином, не борьба с алкоголем, а именно борьба за трезвость. Это борьба за душу человека.
– А что в этом случае надо делать?
– Сложно сказать. Есть такое выражение: «Для того чтобы начать подниматься, надо оттолкнуться от дна». Надо оттолкнуться. Порой бывает, человеку надо все потерять и во внешнем мире и именно от этого дна оттолкнуться. Не все находят в себе силы, чтобы это сделать.
– Понятно, это может быть связано со страхом.
Вопрос телезрителя из Ленинградской области: «Зачастую в семьях, где один из супругов страдает тяжелой формой алкогольной зависимости и не хочет лечиться, второй из супругов с ним мучается, ему тоже нужна какая-то психологическая помощь, духовная поддержка. Не подскажете, куда он может обратиться?»
– Конечно, в общество трезвости. Но это не общество тех людей, которые страдают алкоголизмом или наркоманией. Это, в принципе, общество людей, которые стремятся ко Христу, к Богу. Поэтому в нашем храме в обществе трезвости есть в том числе и люди, у которых родственники пьют. У них самих нет такой серьезной проблемы, но они дают обеты за своих родственников.
– В данном случае это как бы созависимые люди.
– Это люди, которые находятся рядом со страждущими людьми. Они хотят им помочь. Они искренно хотят помочь, но понимают, что никаких слов, никаких увещеваний недостаточно, потому они хотят сделать что-то еще. Как раз обет трезвости, который они принимают, помогает им в духовном смысле.
– Я хотел попросить Вас показать грамоту, которая называется «обетная грамота», потому что, честно говоря, я никогда не видел подобного документа; мне всегда казалось, что обет совершается несколько другим образом. Все-таки для чего нужна эта грамота?
– Обетная грамота дается человеку в тот момент, когда он дает обет трезвости.
– Что там написано?
– Здесь написано: « Обетная грамота. Во имя Отца и Сына и Святого Духа дана сия возлюбленному брату и сестре нашей (в таком-то храме) перед пречистым образом Божьей Матери “Неупиваемая Чаша”». Человек изъявил твердое намерение, дал крепкое обещание не пить спиртного и не употреблять ничего наркотического, а также не склонять к тому других. Равно не принимать никакого участия в различного рода предосудительных играх и не произносить скверных и гнилых слов. Дальше – на какой срок человек дает обет обещания Богу. Бывает по-разному. Кто-то дает на месяц, кто-то на полгода, кто-то на год, а кто-то и на всю жизнь.
– Интересно, почему разные сроки? Это потому, что человек не чувствует в себе сил дать обет на всю жизнь?
– Бывает, человек не чувствует в себе духовных сил. Бывает, человек просто хочет попробовать, получится ли. Порой те, кто дает обет на месяц, потом приходят и говорят: «Я готов дать и на всю жизнь обет».
– То есть лучше действительно дать его на какое-то определенное время. Просто можно не рассчитать своих сил, дать обет на всю жизнь и вдруг сорваться. Что в этом случае делается?
– В этом случае человек приходит каяться, если он понимает, что с ним произошло. Возможно, через какое-то время человек даст еще раз обет Богу. А может быть, время пройдет достаточно длительное.
– Я вспоминаю Ветхий Завет: назорей, который давал обет и нарушал его (даже если он прожил в назорействе тридцать лет), все начинает заново. В нашем случае что можно начать заново? Можно начать заново жить, можно начать заново понимать необходимость трезвения... Это ответственность самого человека? Или в этом может помочь приход, какие-то специалисты? Как это делается?
– Я думаю, это совместная работа. Конечно, человеку по большому счету может помочь только Господь. Очень важно, чтобы на этом пути к Богу рядом с человеком оказался тот, кто поддержит, направит, подскажет, кто сам имеет опыт трезвения. Это очень важно. Здесь нужны специалисты и просто люди, которые духовно могут поддержать человека.
– Например, когда люди знают, что существует храм святителя Николая Чудотворца и они могут в любой момент туда прийти…
– Храм открыт ежедневно. В храм можно прийти в любой момент, но по пятницам в 17.00 совершается акафист перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», а после акафиста обязательно мы приглашаем всех людей на беседу, где за чашкой чая собираемся и говорим о Боге.
– Вопрос телезрительницы Елены из города Нижневартовска: «Можно ли применять в православном обществе трезвости программу анонимных алкоголиков ”Двенадцать шагов”?»
Вопрос ясен, потому что «Двенадцать шагов», казалось бы, уже испытанная программа; насколько она оправдала себя?
– Эта программа внецерковная, надо сразу сказать. Конечно, где-то и священники допускают, чтобы люди туда ходили, но лично у меня был такой опыт общения с людьми из общества – они спрашивали: «Батюшка, можно мы на приходе будем собираться, использовать ваше помещение?» Я задал вопрос: «Могу ли я присутствовать на всех ваших встречах и беседах?» На что получил ответ, что только не на закрытых. В храме не может быть каких-то тайн, каких-то закрытых, особых встреч. Поэтому разговор на этом и закончился.
– В обыкновенной жизни у нас часто складывается такое ощущение, что ничего страшного, если мы немножко выпьем в праздник, хотя это может стать предметом обсуждения в обществе, где находятся трезвенники. Должен ли человек, который трезвенник уже долгое время, в обществе людей, употребляющих алкоголь, говорить о его вреде?
– Сложно говорить, должен ли он так прямо людям что-то навязывать. Бывают разные ситуации, где-то и надо сказать людям правду. Но что касается праздников, я хотел сказать о том, что на нашем приходе, когда проходят праздники (церковные праздники, торжества), нет алкоголя. Мы собираемся, пьем чай, беседуем, общаемся. Много детей.
– О чем Вы говорите с прихожанами?
– В первую очередь мы берем Евангелие, потому что самое главное – это слово Бога, обращенное к человеку. Мы берем из Евангелия либо воскресные чтения, либо чтения ближайших дней. Читаем Евангелие и рассуждаем о том, что же Бог говорит нам через Свое слово. Мы читаем проповеди известных людей, миссионеров, святоотеческие наставления, касающиеся трезвой жизни. Ведется широкая просветительская деятельность.
– Вопрос Инны из Таганрога: «Я сильно пила и с Божией помощью поборола пьянство. А вот бросить курить не могу. До сих пор мучаюсь. Не знаю, как мне преодолеть курение, не получается. У меня, наверное, не хватает силы воли».
Но у Вас хватило силы воли бросить пить.
– Замечательный пример, когда человек обращается за помощью к Богу и получает ее. Я бы хотел сказать, чтобы Вы продолжали молиться. Господь даст Вам силы побороть и этот грех. У нас в приходе есть молодой человек, который ходит на наши встречи общества трезвости. И он рассказал, что тоже не мог бросить пить, но однажды просто подошел к образу Божией Матери и сказал: «Богородица, помоги!» Он помолился своими словами. Он не знал, как правильно молиться, как давать обет, как вести себя, но искренне попросил о помощи, обратился к Божией Матери. Со следующего дня он перестал пить и с Божией помощью до сих пор трезвится.
– Вопрос еще в том, что нам часто нравится страсть или грех. В этом случае нам очень тяжело расстаться с тем, что мы любим. Ведь когда мы любим человека, мы прощаем ему грехи, потому что думаем: для него это даже и не грех, ну и ладно... То же самое и по отношению к себе; мы, наверное, не способны разлюбить в себе грех. Часто мы встречаем именно эту позицию: мне нравится курить, отстаньте от меня. И как только разлюбишь сам грех, тогда и можно бросить.
– А святые говорят еще, что надо возненавидеть грех.
– Когда наша зрительница бросила пить, она увидела, какая она. А вот с курением не получается. Ведь вокруг нас курят все: и молодые, и старые. И мы это видим. Хотя сейчас этого всего стало гораздо меньше, в том числе из-за всяких запретов. Кстати, по поводу запретов. Насколько действенны запреты в социальном аспекте, в том числе и в нашем обыкновенном, нецерковном обществе?
– Запреты работают, но работают только в том случае, если человеку что-то объясняется. И здесь очень важна просветительская работа, просвещение, к чему и призвана Церковь.
– Наше просвещение несколько отличается от того, что в алкоголе содержится столько-то вредных веществ, а в сигаретах – синильная кислота, что капля никотина убивает лошадь и так далее. Наверное, мы все-таки говорим про другое?
– Мы говорим в первую очередь про духовный аспект. По слову апостола Павла, «все мне позволительно, но не все полезно». Не все полезно для моего духовного состояния. И прежде всего мы объясняем это человеку. Человек это должен понять, а потом уже все остальное. И медицинский аспект важен.
– Люди приходят в церковь со своими проблемами. Вернее, я приношу в церковь целый набор моих грехов с большим желанием расстаться с ними. Причем в этот момент не разбираешь: вот это грех пьянства, это грех осуждения, это грех такой-то, а это грех такой-то. Я просто приношу все скопом. И получается, что только священник может разобраться в этом…
Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «У нас в семье есть проблема. Моя мама (у меня есть маленький сын) постоянно пьет пиво, ругается, скандалит и угрожает нам. Мы не знаем, что с ней делать и к кому обратиться, чтобы она хотя бы как-то спокойно себя вела и дала нам спокойно жить. Она и меня подталкивает к этому греху (к пьянству). Я не хочу пить, но она не дает нам жить спокойно».
– Вопрос очень сложный, тяжелый, но, Вы знаете, человек без Бога не может сделать ничего. Я бы на Вашем месте начал молиться. Молиться со вниманием, обращаться к Богу, просить Его о помощи. Сложно здесь. Какого-то быстрого решения здесь нет.
– Я думаю, что имеет смысл обратиться в ближайшее общество трезвости.
– Если оно есть, то конечно.
– Сейчас в каждой епархии это есть в обязательном порядке. В этом случае действительно можно найти помощь, потому что это как раз проблема созависимых людей. Другой разговор, что здесь странная история с проявляемой активностью по поводу приобщения к греху. Вот это сложно.
– При каждом храме сейчас есть и социальные помощники. Я думаю, Вам обязательно помогут разобраться с этим.
– Возвращаюсь к вопросу о том, что люди на исповедь грехи приносят скопом... Бывает ли так, что Вы видели у человека, что называется, «печать пьянства»? Ведь если наркомана увидеть очень легко, то пьяниц иногда увидеть сложно, потому что наше общество уже слишком больно этим заболеванием...
– Как правило, я, по крайней мере, советую людям, чтобы они обращались с этими проблемами к тем людям, тем священникам, которые в эту проблему погружены.
– Вы можете во время исповеди как-то определить человека, страдающего этим грехом?
– Как правило, эти люди сами говорят об этом. Внешне сложно сказать, потому что бывают люди очень интеллигентные, очень прилично выглядят, но страсть, грех есть.
– И с этим грехом они приходят сами и сами его осознают?
– Да.
– Это хорошо. А если человек не осознает степень своего падения или вообще не осознает необходимости в этом исповедоваться? Он говорит: «Вы все сами тоже пьете, у вас в лавке продается кагор…»
– У нас в лавке не продается кагор.
– Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Я воспитываю внучку десяти лет. Папа этой девочки умер, мама пьет. Мама лишена родительских прав. Чем больше девочка взрослеет, тем больше она понимает плачевность своего состояния: что у всех есть мамы, а у нее мама есть – и в то же время ее нет. Она очень страдает, переживает, бывают приступы истерики, плачет. Я не знаю, чем ее успокоить, как и что ей сказать в такие моменты. Как мне быть? Я не могу справиться с этим».
– В этом вопросе очень помогает церковная община, в которой есть разные люди. Есть люди, у которых родственники пьют, которые знакомы с этой проблемой не понаслышке. И могут помочь именно люди из церковной общины, трезвенной.
– Мы действительно довольно часто сталкиваемся с этой проблемой, когда из-за пьянства лишают родительских прав. И самое ужасное, когда лишают прав именно мать, потому что материнская любовь для ребенка означает невероятно много. Но тут, как я понимаю, возникает еще одна тема, – тема любви. Каждый человек нуждается в этой любви. Может ли община заменить любовь и теплоту семейной жизни?
– Семью, близких людей не заменит никто и никогда, но если есть приходская община, то, как правило, она может очень помочь просто по-человечески.
– Мы иногда представляем себе (и, наверное, правильно представляем), что церковь – это лечебница. Лечебница и тела, и духа. Но можно ли участвовать в жизни общины, не участвуя в церковной жизни: в причастии, в молебнах и так далее?
– Наверное, нет. Но вхождение в общину бывает постепенным. Бывает, люди делают какие-то совершенно околоцерковные вещи: кому-то помогают... Постепенно эти околоцерковные дела милосердия вводят человека в Церковь, то есть человек через это воцерковляется и становится полноценным членом общины.
– Телезрительница: «Вы сейчас отвечаете на мой вопрос. Батюшка сказал, что поможет община. Я забыла сказать, что мы ходим с внучкой в церковь, исповедуемся, причащаемся. Девочка ходит в воскресную школу. Она взяла там молитву читать, чтобы мама перестала пить. Но это все равно не помогает. Как еще я могу ее успокоить?»
– Попытайтесь объяснить ребенку, насколько это возможно, что детская молитва – самая чистая перед Богом. И чтобы она никогда не теряла надежды в своей молитве, чтобы она научилась молиться с верой.
– Может быть, молиться вместе?
– Да. Чтобы она никогда не чувствовала, что она одна. Молиться вместе, вместе ходить в храм.
– Есть еще молитва по соглашению.
– Можно молиться с теми верующими, которые готовы молитвенно поддержать.
– Да и сам батюшка, наверное, был бы рад помочь. Как сказано: Просите – и дано будет вам. Это, конечно, очень тяжелая ситуация. Наверное, с этой проблемой сталкиваются очень многие.
А что с нами происходит, когда мы говорим, что все пропало, что я уже не буду ходить в церковь, потому что хожу-хожу, а Господь не слышит моих молитв? И не буду ходить! Бывает ведь такое?
– В прошедшее воскресенье мы в храмах читали Евангелие о расслабленном у Овчей купели. Тридцать восемь лет человек находился у купели, ожидая своего исцеления. Он не потерял надежды. Очень важно объяснить, подсказать, помочь человеку, направить его, чтобы он не потерял надежды. Не бывает моментальных решений, а бывает так, что Господь дает человеку какое-то время для того, чтобы его душа получила максимальную пользу. Какое-то время человек проходит испытания, трудности.
– Господь посылает нам столько этих испытаний, сколько мы способны вынести?
– Да.
– Иначе Господь не был бы Любовью, а был бы наказующим. Хотя даже наказание, которое Он нам посылает, – это наказание с любовью, а не с желанием причинить нам боль.
Опять возвращаюсь к приходу и прихожанам. Я понимаю, что у вас есть очень разные люди – и молодые, и пожилые, и дети. И ваш храм находится в очень сложном месте: с левой стороны от храма – женская тюрьма; совсем рядом раньше была тюрьма «Кресты» (теперь, слава Богу, ее там нет); рядом есть и вокзал. Это каким-то образом накладывает отпечаток на ваш приход?
– Конечно, накладывает. Надо постоянно быть готовым к тому, что люди могут прийти и обратиться с абсолютно разными проблемами. Приходят абсолютно разные люди: те, сродники которых попали в места заключения; родственники пьющих людей и просто люди, которые находятся на социальной грани. Может, кто-то просто придет и скажет: «Мне нужна теплая куртка». И к этому надо быть готовым.
– Представим себе, что Вас как священника, как воина перебрасывают с одной передовой на другую, с этого фронта на другой – и Вы становитесь настоятелем другого храма. Может быть такое, что там живет только интеллигенция, только богатые люди (там просто элитный район, где все очень хорошо), а проблемы будут те же?
– Проблемы будут те же, а может даже, еще и большие. У нас нет какого-то отдельного общества, у нас все перемешано, и, как правило, даже люди хорошего достатка испытывают те же проблемы, а иногда и большие. Поэтому любой храм, любая община, любой приход – это передовая, которая должна быть готова и помочь, и поддержать, и наставить человека, и помолиться за него. В любом месте.
– Много лет назад на одной из литургий в вашем храме благочинный Выборгского района отец Александр Будников сказал: «Этот храм – как свечечка (а он действительно похож на свечечку). Он находится в таком районе, где свет Христов необходим особо».
Есть места, где храмы строят на расстоянии десяти метров друг от друга, а есть места, где, казалось бы, необходим еще один храм, и еще один, и еще один... Но рядом с тем местом, где находится ваш храм на улице Лебедева, храмов-то нет. Есть несколько через речку и еще ближайший – собор Петра и Павла в Петропавловской крепости. Чувствуете ли вы какую-то обособленность своего храма и некое одиночество?
– Никакого одиночества, никакой обособленности нет. Вчера был праздник святителя Николая. Богослужение в нашем храме возглавил благочинный. Молились все. Рядом и Военно-медицинская академия, мы ее духовно окормляем. За ранней службой пели курсанты, за поздней – прихожане, благочинный. В Церкви не может быть какой-то обособленности, Церковь – это единое Тело Христово. Мы ощущаем это единство в полноте и находимся в этом единстве.
– И слава Богу, что мы можем сказать: это единое Тело Христово. И где бы мы ни находились (в Башкирии, Москве, Петербурге, Екатеринбурге или Нижневартовске), все вместе мы Тело Христово. Наша вера не в бревнах, а в ребрах.
Дорогой отец Федор! Я очень Вам благодарен, что Вы так подробно и интересно рассказали, что такое приходское общество трезвости. Это действительно наша ежедневная жизнь – быть в трезвости, трезвении. Православное трезвение – это особое состояние и духа, и мысли, и тела.
– Да, именно так. В завершение я хотел бы прочитать цитату святителя Тихона Задонского: «Есть две дороги, выбирай любую: одна – служить врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога».
– Замечательная цитата. Наверное, ее нужно вывесить в каждом храме большими буквами, чтобы все, даже плохо видящие люди, могли это прочесть. И я хочу сказать нашим телезрителям: если у вас есть какие-то проблемы, не оставляйте себя наедине со своими проблемами и проблемами ваших близких. Приходите в храм, говорите об этом – и у вас все будет хорошо.
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Людмила Ульянова
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 16 мая 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 3
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!