Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

26 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Завтра очень трепетный день для меня лично, потому что Церковь празднует отдание Пасхи, потом будет праздник Вознесения, Троица. Невероятно быстро время прошло, хотя эти два месяца были очень тяжелыми для каждого россиянина, для Церкви особенно. Были и утраты – все знают. Что самое главное и чему мы могли бы научиться за этот период, в который (начиная от Страстной седмицы до сегодняшнего дня) мы в храме не были?

– Самое главное, чему мы научились, – это, наверное, ощущению сладости присутствия в храме Божием: как это хорошо, как  благодатно, как необходимо для души. Все люди, с кем я общаюсь, очень сожалеют, что не могут попасть в храм Божий. Многие хотят приобщиться Святых Христовых Таин, исповедоваться, поучаствовать в храмовом богослужении, но в силу обстоятельств это сделать невозможно. И люди довольствуются тем, что предоставляют в эфире многие храмы, многие епархии. В эфире можно посмотреть богослужение (либо праздничное, либо будничное) и таким образом хоть немного соприкоснуться с этим действительно живительным источником Божественной благодати. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, хотел бы сказать, что именно эту сладость люди почувствовали. А когда ешь много сладкого и вкусного, начинаешь как бы привыкать к этому, уже и халва не сладкая, и сахар…

Поэтому, когда храмовое богослужение будет доступно, люди будут с большей любовью приходить в храм Божий и посвящать свои сердца Богу.

– А для Вас как это было, когда говоришь «Христос воскресе!», а в храме пусто? Какие были ощущения? Какой была молитва?

– В храме всегда присутствовали певцы, есть чтецы, есть персонал, который необходим для того, чтобы обеспечивать храмовое богослужение. Поэтому «Воистину воскресе!» было кому сказать, и это было очень радостно. Наверное, та сила ответа была в несколько раз сильнее, чем если бы храм был полный. Потому что каждый отвечал раньше вполголоса, а сейчас каждое «Воистину воскресе!» действительно имеет особый благодатный отблеск.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Дьяконы на службе у престола молятся за упокой всех непоминаемых, забытых православных христиан. А можно это отнести и к живым православным христианам? Допустим, это те же пьяницы, наркоманы, бомжи или даже те, что нормально живут, но в церковь не ходят, за себя не молятся – и за них никто не молится».

– Дело в том, что Церковь, когда молится за живых и усопших, молится абсолютно за всех. Есть просто развернутая формула... Но есть люди, которые действительно забыты, крещены и живут своей жизнью (кто праведной, кто грешной). Но и здесь Церковь в своих молитвословиях, ектеньях за живых и усопших обязательно вспоминает всех. То есть это вся полнота душ, которые посвящены Богу, крещены в бане пакибытия. Поэтому не нужно думать, что Церковь, если кого-то не помянула лично, не поминает их вообще. Всегда несколько раз в день, особенно монашествующие, поминают людей.

– Особенно монахи, потому что их главная задача – труд и молитва, молитва тем паче.

– И у монахов всегда в конце молитвенного правила есть еще правило – это помянник за живых и усопших. Это входит в их обязанность: каждый день исполнять это послушание и поминать и власти, и врачей, и военных, и всех, кто особенно просит милости от Бога.

– Это правда. Допустим, в лавре часто видишь монаха, который читает маленькую книжечку, а на самой первой страничке есть специальная графа.

– Да, и там на целый месяц такая графа.

– И таких имен огромное количество.

Следующий вопрос: «Можно ли после отдания Пасхи говорить: "Христос воскресе"?»

– Можно, потому что «Христос воскресе»  – это действие, продолжающееся во времени. Но не нужно злоупотреблять церковным уставом. Если устав говорит, что необходимо праздновать другое священное событие, то надо смириться и, имея сердечную радость, исполнять требования устава. А дома, конечно, можно так говорить. И Серафим Саровский, когда приходили к нему духовные чада, всегда приветствовал их очень теплыми словами: «Христос воскресе, радость моя!»

– Тем более сейчас нужно акцентировать внимание еще на том, что мы иногда недооцениваем воскресные богослужения (всенощное бдение), часто приходим только на литургию и пропускаем те молитвословия, стихиры, где прославляется Христос воскресший.

– Цель которых именно воспитать душу, открыть картину спасения.

– Литургия для всех одинакова, как обычно.

– Литургия – это трапеза с Господом.

– Следующий вопрос: «Если я хочу оказать финансовую помощь одному батюшке, но мне кажется, что сумма маленькая, а большей нет и мне от этого печально, то это печаль из-за гордости или есть какое-то другое объяснение? И если мне неловко передавать эту помощь лично, как сделать, чтобы батюшке помочь?»

– Можно на номер телефона положить, если есть Сбербанк онлайн, можно лично принести или передать. А сумма – сколько Бог на душу положит. Сколько можешь, столько и пожертвуй.

Батюшке приходится исполнять много и храмовых послушаний, и домашних. Люди просят батюшку помолиться, но забывают о том, что батюшке для домашней молитвы нужны свечи, нужен специальный сосуд с маслом – лампада, нужно особо выделенное время, чтобы приготовить пищу, а это тоже деньги. Если батюшка молится, то Вы помогите ему хотя бы мало-мальски обеспечить его быт, чтобы молитва была. Поэтому здесь любая сумма, которую человек захочет пожертвовать, будет полезна.

– Батюшка все равно будет благодарен и поможет, что бы там ни было.

– «Всяк дар совершен свыше есть», поэтому батюшка всегда будет благодарен, сердечно помолится.

– Следующий вопрос: «Как не отвлекаться на посторонние мысли во время молитвы?»

– Это очень сложно сделать. Читаешь древние патерики, жизнеописания святых (особенно древних святых),  и уже тогда, хотя люди были наиболее приближены к молитве (они в историческом процессе недалеко отстояли от тех событий, которые происходили), и то отвлекались. Рекомендуется, чтобы отсекать прилоги, мысли, быть сосредоточенным. Иногда надо себя довести до такого физического изнеможения, чтобы не было парения ума. Если на физиологическом уровне объяснять, глюкоза, которую потребляет мозг, во-первых, истощается, и мозгу хватает энергии для того, чтобы попользоваться хотя бы какими-то ее остатками. Здесь на парение ума уже не будет энергии. Поэтому надо немножечко устать, тогда молитва будет сердечная.

– Вопрос телезрителя: «Когда ученики Христа спросили о Втором Пришествии, Он им сказал, что абсолютно никто не знает, когда это будет, но Святого Духа Он не упоминал, сказал, что только один Отец знает эту дату. Тогда о каком равенстве  Ипостасей может идти речь, когда Отец получается на голову выше? Он знает больше, чем остальные Ипостаси. И в Символе веры сказано, что Христос рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца – все основное замыкается на Отце. Значит, Он выше по рангу?»

– Триадологические учения, догматические споры – это, конечно, интересно. Я думаю, времени нашего эфира не хватит полностью это объяснить, но мы должны знать, что там нет такой ранжировки: выше – ниже. Они абсолютно равны, но у Каждого своя функция.

Послать Сына к людям – это функция Отца, прийти пострадать – функция Сына, но не ставится вопрос о том, Кто выше, а Кто ниже. Если тебе нужно сделать определенное действие, это не ставит тебя ниже, в подчиненное положение. Допустим, в армии три генерала. Один будет делать одно, другой – другое, третий – третье, у всех одинаковый ранг, и ни один из них подчиненным не будет. Поэтому здесь спор должен быть очень аккуратный и деликатный. Состояние нашего гражданского ума, парение мысли должно все-таки охлаждаться знанием догматического учения Церкви.

– Вопрос к Вам как к медику: «Можно ли защититься от болезни молитвой?»

– От какой болезни? От духовной? Конечно.

– Например, от COVID-19.

– Можно, конечно, если уйти в затвор, ни с кем не пересекаться, только молиться. Так многие и спасаются, и по телевизору об этом говорят. Наш глава государства об этом говорит, наш мэр, наш Святейший Патриарх. Очень чудодейственное свойство молитвы – затвор.

– Просто иногда говорят, что участие в таинствах помогает. А сейчас оказывается такое неверие: верили, верили в таинства, а потом нам сказали, что не нужно идти в храм...

– Таинства преображают нашу душу, но мы нигде не находим положения о том, что таинство каким-то образом воздействует на физическую причину. Если есть законы тяготения, значит, то, что находится на весу, может упасть. Есть какие-то внешние законы, и Бог не вмешивается в них. Почему мы хотим заставить Бога делать то, что нам хочется? Это опять-таки искушение Христа (как в пустыне). Когда дьявол искушал Христа, он говорил ему: сделай так, чтобы эти камни превратились в хлебы, Тебе же это ничего не стоит. А что Христос ответил? Это задание всем людям, которые так говорят: пусть откроют Евангелие и почитают.

– Следующий вопрос: «Как быть, если люди обвиняют в том, чего ты не делал?» Может быть, клевещут.

– Это патологическая норма современного социума. Раньше это тоже было. Но если это приводит к юридическим последствиям, к ограничению законом твоей свободы, то это одно. А если клевещут, махнул рукой и пошел дальше. На каждый роток не накинешь платок.

– Еще такой вопрос. Сейчас есть такая печальная статистика: увеличивается количество разводов (домашние конфликты и так далее) в связи с тем, что люди вынуждены проводить друг с другом большое количество времени. Раньше люди были все время на работе, виделись очень мало.

– То есть это реальная статистика?

– Да, и еще увеличилось количество абортов, потому что это связано с благосостоянием людей. Как здесь быть? Как справиться с гневом, с раздражением, когда на каких-то маленьких квадратных метрах вместе? Вы, как психолог, может быть, могли бы дать какие-то советы в этой ситуации.

– Дело в том, что все необходимо разбавлять Духом Святым. Такое, как в вопросе, происходит в бездуховных семьях, которые вообще не молятся. Вот сейчас Вы удивитесь, но я Вам хочу сказать, что их молитва – все равно что хула. Потому что они вставляют имена святых, имя Божие в какой-то матерный каскад осуждений, нелюбви к человеку. Вспоминая святые имена, они даже таким образом их хулят, и духа любви в таком обществе нет. И тогда начинаешь разговаривать с людьми о том, что необходимо производить гигиену собственного духа, начинаешь выстраивать иерархию духовных ценностей (а семейные ценности без иерархии духовных никак не построятся), начинаешь говорить с матерью о детях, с мужем о жене, с женой о муже.

У меня есть большой опыт, когда люди находят взаимопонимание: те, кто хотел сделать аборт, родили ребенка; те, кто хотел разойтись, не разошлись. Тех, которые хотят жить по своим правилам, я не могу заставить жить по-другому, у них и получилось все так, как я и говорил: разрыв отношений. Они говорят: «Проверим». Полгода – и развелись. Потому что духовные законы и правила должны иметь научное основание. Церковь – это огромнейший научный институт с большой базой научных знаний, прежде всего психологических; психических законов много известно в Церкви. Почему приходят в Церковь? Потому, что это источник, от которого можно взять полезное.

– Сейчас что можно сделать? Позвонить священнику?

– Можно позвонить священнику, списаться с ним в соцсетях. Есть священники-блогеры. Причем надо выбирать не хайповых, а скромных. Конечно, лицом к лицу поговорить – самое лучшее: найти батюшку, поговорить с ним, получить благословение, совет. Но если нет такой возможности, то можно найти иные формы общения со священником и получить решение духовных, иногда житейских проблем при помощи пастырского совета.

– Следующий вопрос: «Прожили с мужем в городе сорок лет. В деревню ездили только на выходные. А потом муж решил  переехать в деревню».

Жена не может бросать детей, внуков, свою работу, бизнес и жить в деревне (она городской человек). В итоге получилось, что муж в деревне, жена в городе, в деревню ехать не захотела, муж обиделся. Как здесь быть?

– Здесь надо знать людей, их психотип. Общий ответ – держаться до победного конца вместе, пусть муж ухаживает за домом, который находится в деревне, чтобы было место, когда приедет жена с детьми и внуками погостить. А жена пусть содержит квартиру, потому что когда в деревне будет очень холодно и неуютно, можно будет приехать в город и побыть вместе. Поэтому рубить отношения не нужно, надо как-то находить общий знаменатель и из всего изыскивать духовную пользу, тогда будет всем хорошо.

– Следующий вопрос: «Супруга предала, развелись, есть ребенок. У меня гнев и обида; простил, но забыть не могу. Мы венчаны. В глубине души желаю ей воздаяния за предательство. Это праведный гнев? Обидно до глубины души».

– Здесь видно, что человек собственник. Сказано в Писании, что двое одна плоть будут. Когда же человек начинает проявлять качества собственника, получается, он себя разделяет с другим и делает из себя единицу, а тот, кто рядом, – ноль, раб. Он не уважает этого человека. «Ты должна» – это обязанность только по отношению к нему. А в Священном Писании сказано, каким должен быть и муж по отношению к жене. Исполнялось ли все то, что написано в Писании, у них в семье? Был ли у нее духовник? Все ли советы духовного плана решались с помощью духовника и молитвы? Была ли молитва у них вообще?

А так себя жалеть, говорить «меня променяли» – это плохо. Обидно, но зачем так проклинать, желать чего-то плохого? Какой смысл? Если люди взрослые, реально живущие церковной жизнью, они понимают, что нужно работать над характером, над отношениями, над тем, чтобы семья была счастливая. И сейчас этому человеку надо работать над другим. Семья у них не получилась, но есть общий ребенок. Может быть, надо платить алименты и ухаживать за ребенком, чтобы он вырос и помнил, что есть отец. Обиды ни к чему не приведут, только к потере настроения, сна, аппетита, обретению болезней желудка и всего подобного в таком духе.

– Вопрос телезрительницы: «Я сейчас не хожу в храм, а примерно полгода назад батюшка запретил мне много молиться. Я ему пожаловалась, что я молюсь, но все равно падаю и грешу. Он мне оставил два правила и Евангелие. А потом я не послушалась и все равно молилась. И молитва от меня постепенно ушла; месяцев пять я только через силу молилась. И вот только третий день молитва у меня пошла, но вчера я прочитала: “Когда хочется молиться – сдерживайся, а когда не хочется – заставляй себя молиться”. Что мне сейчас делать? Мне хочется молиться».

– То, что Вы прочитали, исполняйте, и будет Вам очень большая духовная польза. Прислушайтесь и примените в своей жизни, в своем молитвенном правиле упомянутый принцип.

– Мне кажется, это очень тяжело.

– Тут человек хочет постичь высоты молитвенных совершенств, поэтому никто не имеет права ему запретить.

– Был такой вопрос (его часто задают), касающийся Иисусовой молитвы: «Как правильно ее читать? Можно ли просто читать ее по-своему? Или нужно какое-то благословение?»

– Можно, потому что бывают жизненные обстоятельства, когда ум находится в житейском мусоре, все время куда-то лезет, о чем-то думает. Непродуктивное мышление. Молитва Иисусова очищает от всего наносного, лишнего. Поэтому когда человек идет на работу и внутри себя произносит это сердечное: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», это хорошо. Главное, смотреть на дорогу, светофор, чтобы не было никаких происшествий. Или человек за рулем; чтобы это не было в ущерб. А то он будет говорить: «Я молился и в аварию попал». (А Бог здесь ни при чем.) Это такое подспорье, помощь человеку, который нуждается в духовном лекарстве. Иисусова молитва является очень сильным духовным лекарством.

– Следующий вопрос: «Как быть? Муж пьет, мы закрываемся в комнате, а он нас проклинает».

– Проклинает же на пьяную голову, в состоянии аффекта, поэтому это все недействительно.

– А вообще проклятие может быть действительным?

– Это я в шутливой форме говорю. Нет, конечно, оно не должно никак задевать православного христианина. Не нужно обращать внимание, потому что человек больной, ему надо лечиться. Когда он выйдет из запоя, надо ему помочь: найти хорошего врача, нарколога и заниматься, заниматься, заниматься, потому что здоровье может очень быстро подкоситься, а жизнь может закончиться.  

– Следующий вопрос: «Хотелось бы подробнее узнать, что это за состояние души: Блаженны нищие духом».

– Всегда люблю этот вопрос и с радостью отвечаю на него. Блаженны нищие духом – те люди, которые нуждаются в Боге постоянно. Вот они сходили в храм Божий – им мало. Получили святые таинства – им мало. Помолились – им мало. Они хотят все время слышать о Боге, быть с Богом, хотят пожертвовать на строительство монастыря, храма, хотят остаться в хорошей памяти Церкви. Все время хотят совершенствоваться и приносить пользу Церкви.

А есть люди, богатые духом, одухотворенные. Обычно они неверующие, но одухотворенные музыкой, произведениями писателей, музыкальными произведениями. Они считают, что постигли высоту духа, и летают, парят. Но это, как правило, люди эмоциональные, они душевны, а душевные силы заканчиваются. И мы помним, что люди, работающие в актерской среде и очень сильно пользующиеся душевными качествами,  не компенсируя эти душевные качества духовными (молитвой, созерцанием о Боге), истощаются. А когда истощается душа, истощается и тело. Отсюда неврозы, неврозоподобные состояния, психологические проблемы, которые необходимо решать. Здесь надо иметь знание, что тело эмоционально питается от души, а душа питается от духа, дух питается от Бога.

– Вопрос телезрительницы: «Мы живем в деревне, батюшка приезжает очень редко, и фактически мы оторваны от храмовой жизни. И вот я нахожусь дома, и мне часто из ниоткуда приходят стихи на духовные темы, размышления о том, как мы живем, о греховности. Можно ли писать такие стихи?»

– Конечно, если они приходят на ум и имеют полезный, душевный вкус, могут чему-то научить, продуктивны, то, конечно, записывайте их. А если это набор каких-то ненужных слов (знаете, как комар пристает, отмахиваешься от него, так и мысли, бывает, пристают, они непродуктивны), то и не надо. Но если есть то, чем можно поделиться (житейским, духовным опытом), то, конечно, пишите. А потом, может, издадите какую-то брошюрку и оставите о себе след в литературном творчестве.

– Если это духовные стихи, говорящие о каких-то догматических моментах, может, надо чью-то рецензию, показать кому-нибудь?

– Если такие высоты уже, то, конечно, может быть.

– Вообще любое творчество – это хорошо.

– Абсолютно.

– Даже на какие-то стихи неизвестных авторов получаются песни.

– Да, бывает, не знаем этого человека, а он написал такое произведение, что все слушают с удовольствием.

– Следующий вопрос провокационный. Сейчас часто говорят, что приходят последние времена, что в связи с этой пандемией, пагубным поветрием, будет вакцинация, через которую мы получим печать антихриста. Батюшка, Вы медик, знаете, что такое вакцина. Объясните, пожалуйста, это вообще возможно?

– На самом деле уже возникает чесотка от таких вопросов. Помню, когда внедряли ИНН, была паника, истерика… Вакцина – это средство для того, чтобы научить иммунитет бороться с инфекцией. Сейчас вот возникла эта инфекция, ее надо побороть, научить организм с ней бороться. Поэтому проводятся обычные в плане науки мероприятия, в лабораториях производят вакцину – и в конце концов человеку ее введут, это поможет ему выжить, если он встретится с инфекцией.

Ввести с вакциной чипы? Надо просто представлять, что это такое. Чип – это электронное устройство, которое нужно вживить. Это инородное тело. Организм будет его отторгать. Показывают места на кисти (между большим и указательным пальцем), под лопаткой –мягкие области, где он не мешал бы. За границей чипируются больные люди. Допустим, людям с болезнью Альцгеймера чипирование даже полезно, потому что человек может потерять документы. Брелок, который носит на шее, может сорвать. Людям с болезнью Альцгеймера или больным сахарным диабетом, может быть, наличие  такого устройства медицинского назначения было бы полезно.

Человек, который не имеет потребности в этом устройстве, конечно, лучше бы отказался от него, ему это не нужно... Но через вакцину ввести чип обычной иглой – это абсурд. Это все равно что в детскую игрушку вставить самолет «Боинг» – выглядит примерно так.

– Есть важный фактор вообще: это отречение от Христа?

– Люди не читают Священное Писание, Апокалипсис. Тот, кто читал Апокалипсис, читал и толкования, и в толкованиях сказано очень аккуратно и понятно, что будет правитель, которого будут все знать. И отречение будет явное. Люди будут выбирать: или здесь, или здесь. А Христос говорит: «Когда Я приду судить, найду ли настоящего верующего, найду ли веру?» То есть люди настолько развратятся соблазнами мира сего, что перестанут верить во Христа. Будет антихрист, показывающий чудеса, которые будут удовлетворять животные потребности людей.

Христос хочет сердце, нашего отречения от мира, а они скажут: «Зачем нам такой Христос? Мы пойдем за антихристом». Эти явления не будут исподволь, через чипирование, они будут явными. Все будет по-другому, но через эту вакцину – нет.

– Не показатель ли духовной безнравственности то, что люди зачастую не слушают наставления священников, священноначалия, верят каким-то непонятным байкам?

– Так сейчас и происходит.

– А почему так происходит? Почему мы не верим приходскому священнику?

–  А достаточно ли образован приходской священник? Достаточно ли он компетентен, чтобы отвечать на эти вопросы? Нашел ли он общий язык с людьми…

– Но если священника физически на всех не хватает? Это тоже факт.

– Здесь священник должен как-то уметь раствориться, расплавиться и объединить всех. Это психологические приемы, моменты, а главное – молитва. Он должен звать всех на молитву и быть одинаковым отцом для всех. Тогда все будет хорошо.

Нужно совершенствоваться. Когда врач идет лечить больного, он сдает определенные экзамены, получает квалификацию, все время ее повышает, он знаком с теми или иными требованиями Минздрава, знаниями, которые получены системой здравоохранения. Так должно быть и в Церкви. Человек должен все время совершенствоваться. Если он живет не ради Иисуса, а ради куска хлеба, то, конечно, будут и разлады, и нестроения, и различные проблемы.

– Тут, наверно, важно и за самого священника молиться?

– Важно, конечно.

– Не думать, что он небожитель и все проблемы с него свалятся сами…

– Священник – это предстоящий от общины, его Церковь поставила первым для того, чтобы служить вместе с ангелами, приносить бескровную жертву. Любой не может этого делать. Выбирается один достойный, этот достойный молится. Мы молимся вместе с ним и молимся за него, потому что он молится за всех нас.

– А можно ли священника осуждать, обличать?

– Понимаете, чтобы пробовать какое-то изысканное блюдо, надо понимать его вкус и понимать, для чего оно приготовлено, иначе можно просто попасть впросак. Поэтому, чтобы обличать священника или что-то говорить священнику, надо тысячу раз подумать. Священник сделал одно дело, успокоил одного человека, а десятерым прихожанам может показаться, что он поступил неправильно, что его надо обличить. Но здесь надо понять, почему священник это сделал, почему он поступил именно так, применил такую пастырскую педагогику по отношению к этому человеку. Священник – специалист, надо об этом не забывать. Он как-никак специалист по духовному окормлению, спасению души человека.

– Интересны отношения священника и общины, паствы. Но бывает такое: есть чувство неприятия. Пришел в храм, и кажется, что тебе неуютно, тебя недооценили, священник не такой… Что делать?

– Во-первых, всем надо работать над собой. Священник – это не Петрушка, который должен всех смешить, развлекать. Люди приходят в храм, чтобы молиться. Если какие-то нестроения, значит, надо разобраться, какой тут фундамент. Но в Писании (в Притчах Соломоновых) сказано: если есть зачинщик, удали его, и сразу стадо успокоится, будет молиться. Обязательно есть зачинщик, который всех подтравливает...

– То есть можно кого-то из общины удалить?

–  Отстранить, дать другую должность, другое задание. Если он сам захочет уйти, это уже его желание. Священник не может никого из храма выгнать. Он может что-то порекомендовать. Почему люди начинают возмущаться? Вот она тут стояла, вытирала этот подсвечник и цеплялась к людям. Ее поставили возле клироса вытирать подсвечник, потому что там людей поменьше, она уже не сможет трогать людей. Она начинает возмущаться. Кто плохой? Священник плохой. Она тут 50 лет стояла... Здесь психологические моменты, это все и серьезно, и несерьезно, но вместе с тем надо такие проблемы тоже решать на приходе.

– А можно ли обличать своего собрата? Как это правильно сделать, когда ты видишь, что человек откровенно заблуждается и это даже может приниматься целым обществом. Как здесь быть?

– Сначала надо лицом к лицу… Но чтобы обличить собрата, ты должен быть равным ему. Как овца может бодаться со своим пастырем, если  у него есть жезл и он может овцу  поранить или оттащить? Это такой образ. Собрат тоже должен иметь определенные познания, иметь, например, такой же уровень образования, ту же кандидатскую или докторскую степень, может поделиться опытом… Не может священник, которого вчера рукоположили, обличать собрата. Да, они собратья, но все-таки вес-то разный, опыт жизненный разный. С чего ты, вчерашний птенчик, будешь учить, если еще не научился летать? Если это объективно, если имеет под собой какую-то цель, основания, то можно и поговорить. А если это просто так, чтобы заявить о себе, то ни к чему.

– Батюшка, последний вопрос: «Как быть всем в мире, перестать сомневаться даже в простых истинах, как быть едиными? Сейчас мы почему-то разделяемся в некоторых вопросах».

– Потому что не хватает любви. Любовь – это жертва. И эта проблема была настолько важная, что Сам Господь Иисус Христос пришел решить ее с Неба на землю. Он сказал: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; по тому все узнают, что вы ученики Мои». Должна быть любовь, работа над собой, жертвенность, не свое «я», не самоличное что-то... Мы должны просить у Бога, чтобы Он даровал нам любовь, это качество, этот дар. Вот и всё.

– Спасибо, батюшка, за эту беседу. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать