Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

6 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с днем памяти иконы «Всех скорбящих Радость».

– Есть вопрос о притче, которая сегодня читалась в храме, – о богатом и Лазаре: «Сказано, что богач жил в свое удовольствие и по смерти оказался в аду. Жизнь в свое удовольствие, в богатстве – это уже есть путь в ад, или что-то еще этому способствует?»

– Нет, просто путь в ад вот почему. Потому что богач оказался немилосердным к человеку больному, немощному, который не требовал у него ничего, что ему принадлежало, а хотел только съесть что-то из того, что уже упало со стола и никто, кроме собак, и так сытых при таком изобилии, это не ел. А богач совершенно равнодушно Лазарем пренебрегал. То есть его сердце от собственной сытости окаменело. А богатство дается человеку для того, чтобы он творил добрые дела. Это средство.

– Можно сказать, что не просто так оказался Лазарь у ворот дома этого богача – чтобы, послужив ему, богач тоже мог приобрести лоно Авраамово.

– Да. Потому что богатство – вещь временная. А милосердие – вещь вечная. Милосердие вводит в вечность, а богатство – нет. Люди им пользуются только несколько десятков лет.

– Трудно богатому войти в Царствие Небесное.

– А трудно потому, что богатство провоцирует многопопечительность. Богатый человек даже круг друзей формирует исходя из богатства, из-за общих дел… В общем, это жизнь не очень приятная. Свободы нет. Богатство душит.

– Можно еще сказать, исходя из этой притчи, что без милосердия войти в Царствие Небесное невозможно?

– Ну, это определенно!

– Иной человек небогат. Говорит: а чем я могу помочь, у меня самого ничего нет…

– Во-первых, «ничего» – так не бывает. Сегодня я позвонил одной женщине. Живет она в богоспасаемом граде Екатеринбурге. Для нашего канала «Союз» этот город не чужой.

– Родной.

– Ну вот, и говорю: «Твой папа здесь, в Москве, застрял больной, почему ты не можешь ему прислать денег на дорогу в Екатеринбург?» Она говорит: «А у меня денег нет, потому что я выплачиваю кредит и все отдаю туда». Я спрашиваю: «Что же ты такое купила-то?» – «Машину». И тут же говорит: «Чтобы на работу ездить, потому что на общественном транспорте толкаться не больно-то…» Это прямо яркий случай. Папа – инвалид афганской войны. Денег на дорогу отцу, вернуться домой, – нет. Потому что в кредит купила машину. И на голубом глазу… 

– Да, бывают такие ситуации.

Вопрос: «Что такое грех маловерия? Я считаю себя человеком верующим. Как понять, крепка ли моя вера?»

– О, это несложно. Скажи горе сей: «Двигнися и вверзися в море». Если гора пошла и в море упала, значит вера крепкая. Она, правда, небольшая, с зерно горчичное, но весьма крепкая. А если не пошла, значит еще недостаточно крепкая. Может, ползернышка не хватает.

– Батюшка, но из истории Церкви мы знаем всего нескольких людей, которые действительно, сказав горе, получили просимое. Все остальные-то на пути…

– Они двигали другое. Например, апостол Петр, сказав проповедь, после нее крестил три тысячи человек. Это сильнее. Изменить сознание трех тысяч людей одной проповедью – гораздо сильнее, чем гору двинуть. Как сказала бы молодежь, круче. Так что это просто один из примеров. Отец Иван Кронштадтский однажды помолился, и вода прибыла в реке, и с мели сошел теплоход. А уж сколько за две тысячи лет было воскрешений мертвых, вообще не счесть. А попробуй заставь опять сердце биться, да чтобы кровь опять стала бежать по жилам. Конечно, все это делает Господь, но по молитве человека.

– И по его вере.

– Ну, без веры вообще Богу нельзя угодить никак.

– Есть вопрос от телезрительницы.

Далее диалог о. Димитрия со зрительницей:

– Слышала, что в Москве есть православные женские консультации. Хотела бы работать в такой и по возможности создать у себя в городе. Меня зовут Ирина, я из города Тольятти.

– Ир, а зачем для этого ехать в Москву? Создавайте – и все, коли Вы доктор.

– С чего начать?

– Одну комнату в квартире выделить под консультацию.

– Хотелось бы опыта московских коллег набраться и Вашего совета…

– Ну а какой мой совет? Чем больше будет женщин и мужчин, врачей акушеров-гинекологов, у которых в сердце горит православная вера, тем лучше всем нашим мамочкам – и настоящим, и будущим.

– А приехать куда-то к Вам?

– Приехать – я не знаю про эту православную консультацию, это Вы в Интернете поглядите.

– Я нашла очень хороший сюжет от 2011 года, то, что я ждала и искала, а дальше тишина, информации никакой не могу найти.

– Ну, вот и я, к сожалению, такую не знаю. Так что Вы можете вслух назвать свой телефон, и если нас слушает кто-то, кто причастен к этой консультации, он Вам позвонит, я надеюсь.

– Телефон 8-927-615-70-87, Ирина.

– Ирина, хорошо. Если я что-то узнаю, я Вам позвоню. Мы записали Ваш телефон, счастливо!

– Спаси Господи! И будьте здоровы.

– Вы тоже.

Окончание диалога со зрительницей.

– Вопрос: «С одним другом нашей семьи у нас появился спор. Он пишет нам и присылает видео, касающиеся пришествия антихриста, призывает нашу семью начинать учиться выживать в экстремальных условиях, а лучше уже сейчас бежать в места, далекие от цивилизации, – деревни, леса. Сам же о себе говорит, что не хочет даже семью создавать, чтобы не видеть, как они будут мучиться, и что лучше бы помереть раньше, чем начнется все это крупномасштабное безумие. Действительно ли это так?»

О дне и часе сем не знает никто, даже ангелы. Поэтому кто говорит, что скоро или что уже знает когда, тот попал под обаяние злых сил. Потому что никто не знает, только Отец Небесный.

– Так вот люди говорят, что готовиться надо заранее. Когда найдет этот час на человека, поздно будет готовиться.

– Готовиться надо не тем, что спички коллекционировать, соль запасать и сухари сушить. Готовиться нужно, чтобы созидать в себе веру и укрепляться духом.

– Предыдущий вопрос был о маловерии и вере. Как наиболее правильно человеку укрепляться в вере?

– Священным Писанием, молитвой. Может быть, кому-то покажется странным, но даже пост укрепляет веру. А вообще больше всего укрепляют веру дела по вере. Когда вера нам диктует, что нужно сделать по нашей вере.

Недавно один гражданин мне написал письмо: хочу отблагодарить такого-то человека. Я знал, о чем идет речь. Я ему написал ответ: «Следуй своему желанию». И он дал ему денег, и тот был очень рад. К всеобщему удовольствию.

– И это дело веры?

– Конечно. Разве благодарность – не дело веры?

– Благодарности учат детей и в светской школе.

– Очень хорошо.

– И даже нецерковные родители хотели бы, чтобы их дети умели быть благодарными.

– Этому же надо учить. Правда, этот человек сам многодетный отец. Тем не менее, хотя он человек совсем не богатый, но у него возникло такое желание.

– Часто человек поступает правильно, по Евангелию, не в силу своей веры, а в силу воспитания, потому что его так научили, что так надо. И вот он этому следует.

– А откуда идет такой мотив – «так надо»? Он идет от того, что его так воспитали. А воспитали его потомки христиан, поэтому поступок остается христианским.

– Но не по вере, у этого человека нет веры.

– Ну, у того, про кого я говорил, есть. Он в церковь ходит…

– Важно ведь к делу еще приложить мотив, чтобы он был христианский – ради Господа, ради того, чтобы исполнить Его заповеди.

– Разумеется, у христиан вся жизнь должна состоять из поступков, мотивом которых являются слова Евангелия. Как апостол Павел говорит: едите ли, пьете ли, все делайте во славу Божию.

– Но, может быть, человек не был научен или в силу каких-то обстоятельств не воцерковился, но был добр. Люди так и говорят: добрый был человек, хороший, бескорыстный, многим помогал, но совершенно неверующий, нецерковный.

– Всякий такой человек, сказано в Писании, приятен Господу во всяком народе.

– А уж что дальше с ним происходит – это…

– Бог Сам знает. Если уж и разбойник на кресте оказался настолько приятен Господу, что Он первым из людей ввел того в рай…

– Это свидетельство того, что все возможно Богу.

– Да.

– Вопрос от телезрительницы: «Я читала в Евангелии, что на том свете, в Царствии Небесном, не будет ни детей, ни жен, ни родственников. Так это что, у нас памяти не будет?»

– Про детей там ничего не сказано.

– Телезрительница: «Ну, ни жен, ни мужей, значит и детей нет?»

– Вы как-то читаете…

– Телезрительница: «Мимо, да?»

– Наверное, давно читали?

– Телезрительница: «Нет, я каждый день читаю по главе, но, конечно, не запоминаю. Но вопрос этот вертится в голове, память останется у нас там или не останется?»

– Останется, конечно.

– Телезрительница: «В Евангелии еще было про жену и шесть или семь братьев…»

– Понятно, о чем речь, я-то получше немножко знаю. Там просто сказано, что в Царствии Божием не женятся и замуж не выходят, потому что там совсем другая жизнь, живут как ангелы небесные. А тех детей, которых с земли Господь взял, души там присутствуют.

– Телезрительница: «Спасибо, батюшка».

– Пожалуйста. Там просто…

– Семейной жизни в Царствии Небесном не будет.

– Другая жизнь. Там не надо дрова колоть или за горячую воду платить, ничего этого не надо, это все не требуется. Там даже солнца не будет. Вместо солнца будет Сам Христос.

– Телезрительница: «Это я читала».

– Все совсем по-другому.

– Телезрительница: «Просто, прежде чем задавать вопрос, мне надо было сразу открыть Евангелие…»

– Пожалуйста, пожалуйста.

– Вопрос: «Как возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию своею? Не получается это».

– Нет, нельзя же сосредоточиться – и залюбить. Потому что любовь есть совокупность всех совершенств. Все эти совершенства начинаются со смирения. Блаженны нищие духом – первая заповедь блаженств. Чтобы к ней приступить, нужно научиться терпению. Это такая «нулевая группа». Первая ступень – уже смирение. А последняя – уже любовь.

– То есть от терпения по лесенке христианских добродетелей восходим к любви к Господу.

– Да.

– Но есть люди,  мы знаем, которые возлюбили всем сердцем Господа и даже жизнь свою за Него отдали.

– Конечно, таких миллионы.

– То есть все эти люди прошли эту лестницу?

– Конечно. Но некоторые этапы, может быть, заняли у них много времени, а некоторые человек может пройти за день, за два. А в отдельных случаях человек проходит их за доли секунды.

– Как один из сорока Севастийских мучеников.

– Да.

– Стоял среди гонителей…

– Или вот, я сейчас забыл его имя, к сожалению, один солдат, когда увидел, что в его офицера целится враг (у них был очень ближний бой), прыгнул и своим телом поймал эту пулю. И умер. А офицеру жизнь сохранил. Сколько он думал, прежде чем прыгнуть? Доли секунды. И все туда уложилось. Он прямо в гимнастерочке в Царство Небесное и явился. И Матерь Божия ему сказала: сей от рода нашего.

– Есть звонок от телезрительницы: «Я работаю преподавателем. Мы со студентами проводим дискуссию на тему „Ложь во благо“. Существует ли она? И когда рассуждаем, то встают такие вопросы: а как же, если приходится соврать, чтобы спасти свою жизнь? Хитрость – это ложь или нет?.. Помогите, пожалуйста, разрешить этот вопрос, как по-христиански отвечать студентам, вести их правильно? Спасибо».

– Есть такой алгоритм. Из двух грехов выбираешь меньший. А из двух добродетелей – большую. И этим руководствуйся.

– Телезрительница: «Так просто».

– Да. Совсем нетрудно. Потому что все эти вопросы искусственные. Дело в том, что нас Господь, в отличие от всех других млекопитающих, наделил совестью. И она всегда говорит человеку: он поступает из корысти или по совести. Когда не по совести – всегда по корысти. Корысть понуждает человека на предательство, а совесть – наоборот, способствует мужеству. Так же и здесь. Соврать или сказать истинную правду?

– Телезрительница: «Ну, они же себя оправдывают, студенты».

– Ну, все себя оправдывают. Главное ведь даже не поступок, а мотивация. Оправдывают из каких соображений – корысти или еще зачем-то? Все сразу становится на свои места.

– Телезрительница: «Понятно, спасибо, батюшка».

– Пожалуйста, дорогой преподаватель, преподавайте дальше.

– Сколько же может человек ошибок сделать, прежде чем придет к такому разумению, что есть что…

– Как я, я сколько сделал ошибок, прежде чем дошло…

– Вопрос: «Как вести духовную жизнь, когда заботы о детях и домашние дела отнимают все силы и все время?»

– Это просто такая риторическая гипербола. Так не бывает. Это как человек: ой, устал, молиться не могу… Тут же кто-то позвонил, и на сорок пять минут «ла-ла-ла». Спрашивается, откуда силы? Так они и были. Просто сил молиться нет, а трепаться – есть. Поэтому все зависит от распределения сил. Конечно, когда большое хозяйство или детей много, это сложнее.

– Одна женщина, у которой были маленькие дети (один за другим шли), как-то пришла и говорит: «Я раньше так любила всенощную, но уже лет восемь на ней не была. И любовь ушла. Я вспоминаю чувство радости, которое у меня было в душе, а теперь такого нет. Если кто позовет – не побегу, как раньше, как-то чувство ушло».

– Ну что, детки вырастут – и опять будет ходить, и еще крепче полюбит.

– То есть такое временное угасание возможно?

– А потом, понимаешь, какая позиция: вот, пришло, ушло. Это все равно что пошел купаться, смотрю – иду ко дну. Ну вот и иду, вместо того чтобы два взмаха руками – и я опять на поверхности. Или пошел в лес за грибами, смотрю – не знаю, куда идти. Сел на пенек и сижу. День сижу, два, даже есть захотел. Ну так и чего? Человек должен все время нудить. Царствие Небесное нудится. И только употребляющие усилие его восхищают.

– Вопрос: «Что нужно, чтобы молитва стала в радость? Когда молюсь, всегда преодолеваю какое-то внутреннее противление ей».

– Всегда в определенный период времени, когда человек уже имеет навык в молитве, возникает очень длительный период, когда это делается с трудом. И если человек неотступно все-таки будет усердствовать в этом, потом возникнет ослаба.

– То есть в этот период просто нужно не отступать, не бросать, не уменьшать молитву.

– Да, просто в молитве являть верность Господу.

– Приходит человек и говорит: очень рассеиваюсь на молитве, угодна ли такая молитва?

– Все рассеиваются.

– Спрашивает, может, ему меньше молиться или вообще…

– Это не влияет.

– Человека заволновала угодность Богу такой молитвы.

– Богу угодна любая молитва, кроме той, когда человек на молитве желает кому-то зла, просит, чтобы Бог кого-то покарал, наказал. Это Богу не нравится.

– А если у человека не получается молиться внимательно?

– Ни у кого не получается! Нет на земле человека, который мог бы молиться, допустим, пять минут кряду не рассеиваясь. Ну нет такого человека, так не бывает. Это свойство всех людей. Как говорили все древние подвижники, молитвенники, не рассеиваются на молитве только одни ангелы.

– Даже они, эти древние молитвенники, были подвержены этому?

– Обязательно, а как же? Хотя некоторые древние подвижники могли молиться сутками. Была так называемая самодвижимая молитва. Некоторые из них во время молитвы поднимались от земли. Преподобный Амвросий, например, – на метр над полом. Люди видели. Заходили в келью – он над полом парит. Они в страхе уходили. Но потом опять приходило рассеяние.

– Вопрос от телезрительницы: «Я ставлю перед собой цель, чтобы деточки выросли и ходили в храм, стали христианами. И очень боюсь заставлять их долго стоять в храме, молиться, им все еще непонятно. Правильно ли я делаю? Мы с мужем ходим ненадолго – перед Причастием, причастим, немножко постоим, помолимся и уходим. Боюсь заставлять их, вдруг они скажут „не пойду“ или будет кислая мина при слове „храм“. Вот этого боюсь.

А второй вопрос, когда услышала Ваши проповеди о семье, загорелась, захотела большую семью. Сейчас у нас двое детей, я как выжатый лимон, никаких сил нет, очень тяжело. Будет ли легче потом?»

– Вообще все говорят, что с пятым ребенком уже легче. Как мне сказал один мой дружок (я на всю жизнь запомнил эту фразу), когда родился четвертый, мы поняли, что с первыми тремя делали много лишних движений. А если лишние движения делаешь, то устаешь очень, поэтому Вы будете приобретать опыт и лишнего делать не будете, будете все распределять. Ну а почему с пятого? Дети включаются в общесемейный труд. И все постепенно на них перекладывается.

– Телезрительница: «То есть нужно не бояться старших нагружать?»

– Потихонечку. Все надо видеть, смотреть, за всем следить, за их душевным состоянием, уметь вовремя и похвалить, и поставить в пример человека, чтобы он видел, что его труд заметен, что он всем приятен, всем доставляет радость. Это вообще большое искусство – воспитывать детей. Настолько большое, что апостол сказал, что женщина спасается чадородием. Это не просто пройти роддом, и все. Нет – имеется в виду весь комплекс, вплоть до воспитания.

– Телезрительница: «А Вы могли бы нам в помощь еще провести беседы с многодетными мамочками?»

– Ну, если мамочки будут задавать вопросы, я с удовольствием буду отвечать. Понимаете, мамочка – это недостаточно. Потому что самая главная роль – это папочка. Одна мамочка – это слабое звено. Главный воспитатель в семье – папочка. А мамочка – во всем ему помощник. Так Богом задумано. Если у Вас так, если папочка тоже хочет, чтобы детки выросли христианами, хочет на это свою жизнь положить, то тогда все будет – и нужные книжки папочка найдет, и прочтут вместе с мамочкой, и все будет хорошо.

– Телезрительница: «Спасибо».

– Пожалуйста, Бог в помощь.

– По поводу первого вопроса…

– Дело в том, что есть такая как бы удивительная глупость. Вот исповедовать детей с семи лет. А у некоторых детей потребность в шесть, а некоторые и в девять к этому не готовы. Так же и здесь. Надо смотреть на состояние  ребенка, потому что вчера он был готов два часа стоять, а сегодня у него другое настроение. Может, он метеозависимый, может быть, плохо спал. То есть надо от него исходить.

– У ребенка возникает противление: «ой, опять в храм, я не хочу, я устал, мне это не нравится».

– Не нравится – оставайся дома.

– Он с радостью останется.

– С радостью – пусть останется. А ты думаешь, вот у тебя семь детей, да?

– Восемь.

– И что, все будут христианами?

– Молюсь об этом.

– Понятно, но может так быть, что кто-то заартачится? Я знаю одну семью, у них один сынок иеромонах, а другой – раввин. А папа и мама одни и те же.

– Так разошлись.

– Ну вот, разошлись, как в море корабли. Ели один хлеб, воспитание одно и то же, ходили в один храм.

– Период противления ребенка Церкви, храму…

– Период противления ребенка начинается с трех лет в среднем. Когда ребенок становится самостоятельным… Надо понимать, из каких соображений ребенок заявляет то или другое. Просто иногда он манипулирует, пробует возможность своей власти. Папа и мама должны его в этом переигрывать, не давать ему шантажировать.

– То есть уметь парировать эти его выпады?

– Парировать ведь необязательно логикой, а своим поведением. Потому что дети не любят оставаться одни. «Я не хочу». Не хочешь – хорошо, мама и папа говорят «до свидания», старшие братья тоже, все уходят. Он подбегает к двери, начинает орать. Подходим к двери: «Что случилось? О чем ты плачешь? Ты там не ушибся? Нет? Ну ладно, до свидания». Опять крик. «Что ты хочешь?» –  «Я хочу идти в храм». –  «А, хочешь? Ну пойдем». Может, так. А может, и не так.

– Вопрос от телезрительницы Нины.

Далее диалог с телезрительницей.

– Внучка родила мне правнучку. Я была опекуном этой внучки. Мне сделали операцию, а внучка бросила свою дочь. Я инвалид второй группы. Через некоторое время она рожает еще девочку и опять ее бросает, ее берут в опеку хорошие люди. Вот как я могу ей в глаза смотреть и прощать? Я не могу. Я ходила в церковь свою, говорила батюшке, а он говорит: надо прощать.

– Я что-то не понимаю, что за странная задача. У Вас кто-то за что-то просит прощения?

– Нет.

– Ну нет, и все. Родила, хорошим людям дали девочку хорошую, пусть еще рожает, еще возьмем.

– Я не могу, мы встречаемся, в одном городе живем, не могу смотреть в глаза.

– Ну не смотрите, отворачивайтесь. Какие проблемы-то, я не понимаю? Если бы она пришла, сказала: бабушка, прости. А то никто прощения-то не просит, живет себе, рожает себе в охотку, и чего? Наше дело – деток пристраивать.

– Я хочу проведать правнучек, сходить в эту семью.

– Проведайте. Договоритесь с опекой.

– Я с опекой говорила, они сказали: не трожьте, там хорошая семья, оставьте их в покое. А мне хочется посмотреть, я же правнучку воспитала.

– Я понимаю, хочется, но надо делать не то, что хочется, а то, что Бог велит. Потому что иногда нам хочется чего-то не того. Поэтому нужно с опекой договориться, чтобы они спросили у этих новых приемных родителей, не против ли они, чтобы бабушка пришла проведать, просто поглядеть.

– Я Вам благодарна, так легче стало, спасибо!

– Ну и все, потому что не надо сочинять проблем, у нас и без этого их полно. Глаза какие-то, куда-то в глаза смотреть…

– Я все Ваши передачи слушаю!

– Ну и правильно, а что еще слушать-то?

– Да, каналы «Спас» и «Союз», я даже посылаю деньги на благотворительную помощь в «Союз».

– А как же, надо их всех научить так.

– Всех учу.

– Ну и правильно. А то смотрят задарма. А мы тут мучаемся.

Окончание диалога.

– Вопрос: «Будут ли причислять к лику святых трех оптинских новомучеников, убиенных в 1993 году на Пасху, и можно ли себе такой же кончины, как у них, просить у Господа?»

– Просить такой же кончины – это очень дерзко, это нехорошо. А канонизированы, конечно, будут, в свое время, обязательно, я нисколько не сомневаюсь.

– То есть человек хочет себе того, к чему пока не готов?

– Я не знаю, готов или нет. Эти три монаха не просили, им просто Господь дал как дар. Господь Сам знает, кому чего давать.

– А просить Господа, чтобы поскорее к Себе забрал, хорошо?

– Нет. Надо со смирением прожить тот отрезок времени, который Господь отпустил для нашего покаяния.

– Не торопись, придет время…

– Наша жизнь не такая длинная.

– Вопрос: «Сколько себя помню, родители постоянно конфликтовали и конфликтуют между собой. То открыто агрессивная, то холодная война, мирные дни можно по пальцам сосчитать. При общении с молодым человеком несколько раз за собой замечала, что веду себя так, как мама с папой. Есть ли у меня шанс создать счастливую семью и что мне для этого делать?»

– Раз заметила за собой, значит шанс есть. А если этот навык не уничтожит, то уже вряд ли крепкую семью удастся создать.

– То есть если человек все-таки видит в себе недостатки, пусть и почти врожденные…

– Если видит, шанс есть. А раз диагноз поставлен, вылечить или облегчить можно.

– Спасибо за ответы, нас просят прощаться.

– Всего вам доброго, дорогие братья и сестры, до свидания, до следующей встречи.

Ведущий протоиерей Александр Березовский
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать