Беседы с батюшкой. Сохранение личности. Игумен Филарет (Пряшников). 9 мая 2024

9 мая 2024 г.

В студии игумен Филарет (Пряшников), настоятель Никольского мужского монастыря в Старой Ладоге, кандидат теологии.

– Тема сегодняшней передачи: «Сохранение личности». И это не просто некая работа над собой и причинение как можно меньшего зла своему духовному и физическому здоровью. В День Победы, когда мы вспоминаем подвиг наших отцов, дедов и прадедов, мы говорим о том, что это была победа света над тьмой. Недавно Вы вернулись из поездки на Донбасс. Ездите туда уже не первый раз, видите там очень разных людей. Насколько сохранение личности там отличается от сохранения личности на диване перед телевизором?

– Рассуждая над тем, чем мы отличаемся от братьев наших меньших, я пришел к определенным выводам. Первое – это то, что только человек сотворен по образу и подобию Божию. В нас есть бессмертная составляющая. Мы являемся венцом творения Божьего. Об этом говорит Священное Писание.

Второе, чем мы еще отличаемся от неразумного мира, который строится на инстинктах и законах природы: Господь дал нам определенный инструмент, который мы называем нравственностью. И, безусловно, нравственность – то естественное, что есть у каждого человека: любовь к родителям и детям, бережное отношение к жизни и прочее. То есть это нечто фундаментальное в нас, определенное Богом.

Но в этом есть еще некий сверхъестественный закон. Сегодня в общественной, политической жизни, в жизни других народов мы видим, как полностью стираются грани между добром и злом. Нравственные, естественные законы попираются. Выдумываются другие законы, которые оправдывают жестокость, убийство себе подобных. Эвтаназия и другие такие проявления заставляют нас содрогнуться. А люди говорят, что в этом нет ничего страшного.  

Иисус Христос, Светлое Воскресение Которого мы сейчас празднуем, и есть победа добра над злом. Очень важно понимать, что Господь даровал нам некий сверхъестественный закон – то, что качественно отличается от первого уровня понимания: кто ты есть, какая ты личность.

Заповеди, которые Господь через Моисея даровал еврейскому народу, безусловно, есть заповеди закона. Но Христос всегда говорил о том, что мы не рабы, а Его дети, мы должны исполнять эти заповеди, как личности, как Его друзья, сыновья и дочери, на основе любви.

Сохранение личности – процесс очень интересный. И начинается он с самого человека, с осознания ценности своей жизни, которая есть дар Божий. Безусловно, через эту призму личность, которая находится в состоянии обожения, настроена на сохранение жизни не только себе подобных (когда мать заботится о сыне, или врач спасает больного, или раненого спасают с поля сражения), но и всего тварного мира, который Господь дал нам как дар. И животных, и природы: земель, рек, полей, деревьев. Какую только красоту мы не видим вокруг себя! Поэтому сохранение личности начинается с осознания того, что все, что есть вокруг, – дар Божий.

Безусловно, когда встречаешься с людьми разных взглядов и воспитания, то у каждого своя философия жизни, отношение к близким и прочее, и, конечно, нужно понимать, что поступки человека определяют, насколько личность является одухотворенной, насколько она правильная в нравственной оценке. Ведь можно и ложь воспринимать за правду, говорить, что белое совсем не белое, а черное. Допустим, когда человек болеет, он путает цвета, не может точно описать действия и тому подобное. Поэтому понятие сохранения личности, под которой мы понимаем человека, объемлет все аспекты нашей жизни: действия, поступки, мысли и прочее.

– Насколько личность ценна для Господа?

– В Его глазах она бесценна. Я всегда привожу слова из Послания апостола Павла: Вы куплены дорогою ценою. Ценою крови Господа нашего Иисуса Христа. А также из притчи Господа об одном кающемся человеке образы показывают нам, что Господь любит каждого человека в отдельности. Более того, по святоотеческому преданию мы видим, что Бог зачастую любит пропащих даже больше. Притча о блудном сыне: ведь этот сын оказался ближе того, кто всегда был рядом и исполнял законы и заповеди, находился в послушании.

Здесь и раскрывается полнота Божьей любви. Господь пришел в мир не просто сотворить какие-то чудеса. Не в них дело. Он пришел, чтобы показать Свою любовь. И через эту любовь дать всякой личности вектор, куда стремиться.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Эта заповедь блаженств касается каждого из нас, чтобы мир начинался с нашего сердца, продолжался в нашем доме и коллективе и, конечно, захватывал всю нашу общественную жизнь. Это очень важно понимать.

– Насколько человек должен быть простым? Простота тоже может быть разной.

– Самое важное то, что внутренняя наполняемость влияет на поступки человека. Внутренний духовный, нравственный, моральный стержень определяет наши мысли и отношение к тем, кто находится рядом.

Что мы имеем в виду, когда говорим о простоте? Я бы подвел под это слово «доброта». Доброта – это всегда правильное отношение, даже если больно. Безусловно, в нашей обычной жизни мы (как люди, верующие во Христа) должны учиться тем понятиям, о которых часто забываем. Это смирение, простота, доброта, отзывчивость к тем, кто находится рядом, способность помочь в трудную минуту, протянуть руку поддержки. Это целый комплекс.

Как сохранять личность? Нужно начинать с себя. И тогда увидишь, как эти действия, которые помогают тебе сохранять в твоем мире и доброту, и отзывчивость, и сердечность, ты станешь применять и к другому человеку: как бы кого не обидеть словом или делом.

Мы всегда говорим о жертвенности. Лучше пускай я немножко потерплю, чем другой… Сегодня люди этого вообще не понимают. Как так я должен терпеть ради блага кого-то другого?  Мне должно быть комфортно сейчас. Мне должно быть хорошо, а не кому-то. В этом и кроется сложность нашего времени, когда эгоизм и гордость воспитываются в людях с малолетства, человек становится не совсем способным помочь, поддержать, уступить.

– Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «У меня работа более-менее свободная, но в крупных компаниях человек обычно становится винтиком, утрачивая свою личность. Как сохранить ее в таких условиях?»

– Все, что поручается в этой жизни, нужно принимать как Божий дар. Как себя должен чувствовать человек, который каждое утро выходит и убирает подъезд, метет дорожку? Открою небольшой секрет: когда не был священником, мне удалось какое-то время поработать дворником. Я понимал, насколько моя работа ответственная. Я делал хорошее тем, кто живет в этом доме, кто ходит по этой дорожке или по улице.

Мы должны рассуждать о каждом нашем даре с точки зрения ответственности: где мы работаем, служим, учимся. Тебе доверяется быть маленьким винтиком в огромном аппарате. Иногда, если сломается маленький винтик или отвернется незначительная гаечка, то вся машина со временем даст какой-то крен, остановится или разрушится. Поэтому, безусловно, самое важное – самому быть личностью. Твои поступки определяют и говорят о том, какая ты личность. И где бы вы ни находились, на любом поприще, на любом послушании, которое дает вам мирская жизнь или начальство, нужно всегда поступать по совести. На совесть выполнять свою работу. Если бы мы осознавали, насколько важно выполнять свою работу достойно... И не потому, что тебя накажет закон, если сделаешь не так. Ты должен выполнять свою работу правильно, четко. И еще, как говорят наши врачи, не навреди. Никогда нельзя вредить человеку.

Сегодня мы вспоминаем день победы русского народа в Великой Отечественной войне, вспоминаем блокадный Ленинград и всех тех, кто трудился ради победы. Я вспомнил кинохронику, где показывали, как маленькие девочки, мальчики, несмотря на свой возраст, уходили на заводы. Им подставляли деревянные ящики, они забирались на них и вытачивали детали для орудий. «Все для фронта! Все для победы!» Дети войны вставали у станков и помогали своим близким ковать победу. Это огромный пример для каждого из нас.  

Я недавно вернулся с Донбасса, был и в Донецке, и в Горловке, и в ряде других поселков. Всегда интересно общаться с людьми, которые там живут сегодня, что они пережили и переживают, о чем мечтают, думают. И я всегда останавливаюсь на той мысли, что эти люди не просто живут и боятся чего-то. Они живут мечтой и выполняют свою работу достойно, где бы ни находились. Они выполняют ее как в последний раз. Это удивительно, этому надо учиться, это надо постигать.

Безусловно, сохранять свою личность, свою неповторимость мы обязательно должны через наши поступки. Об этом говорит нам Господь: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

– На Пасхальной службе мы вспоминали жен-мироносиц и апостолов, которые тогда спрятались «страха ради иудейска». Жены-мироносицы пошли для того, чтобы помазать благовониями тело Учителя. Они шли и думали, кто бы им отвалил камень. И тут возникает очень интересный вопрос по поводу простоты и личности.  Одно дело, когда мы беремся за дело, которое способны исполнить. Но жены-мироносицы шли, не рассчитывая на то, что камень уже отвален от гроба. Сами же они не смогли бы его отвалить. И в этом случае насколько личность человека меняется при его стремлении к обожению?

– Все очень просто. В нашей христианской догматике есть такое понятие, как Промысл Бога о человеке. Какой был Промысл Божий об этих женщинах-мироносицах? Они думали и рассуждали о том, кто же им отвалит камень от дверей гроба. Я уверен, что это была некая молитва. Так и мы, когда предпринимаем какое-то дело, обращаемся к Богу с молитвой: «Господи, помоги, пожалуйста: сказать нужные слова, сделать правильное действие». То есть мы внутренне собираемся для того, чтобы выполнить какое-то важное дело. Для мироносиц приход к гробу было очень опасным, но важным и нужным действием. Почему опасным? Все-таки Христа считали разбойником, а раз они не приняли постановления светской власти, для них наступал момент, когда они подпадали под закон тоже быть или побитыми, или убитыми, или изгнанными.

Но что самое важное для человека, который приближается к Богу? Он видит Промысл Божий о нем, видит его иногда даже в очень страшных жизненных ситуациях, когда он бессилен что-либо сделать.

Невозможно забыть хроники бесчеловечного отношения к нашим русским солдатам, женщинам, детям. Нельзя забыть мучения и издевательства в лагерях. И вот вопрос: а где здесь Промысл Божий? Как увидеть его среди этих страданий, испытаний и человеческого горя? А через эти испытания Господь показывает нам, чтобы мы не были такими низкими, жестокими, неблагодарными. И поэтому заповедь о том, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, направлена не только к нашим защитникам, воинам, о которых мы день и ночь молимся, вспоминаем их подвиг. Мы молимся за каждого человека, кто на своем месте жертвует или временем, или талантом, или способностями. Кто-то спасает жизнь человека в операционной, кто-то ведет самолет, кто-то элементарно обеспечивает жизнедеятельность какого-то учреждения или предприятия и прочее. Это и люди, которые работают в скорой помощи, в пожарной службе. У человека есть дар, которым он делится. Но это работает во сто крат лучше и приносит огромную пользу прежде всего для личности, когда она сопряжена с Богом и находится в перспективе спасения своей бессмертной души. Потому что тогда каждый поступок имеет определенный вес. Я делаю не потому, что мне заплатят или скажут спасибо. Я делаю это потому, что Господь учит меня жертвовать собой ради других. Вот в чем религия христианства.

И когда мы готовились к Пасхе и приходили в храм в Страстной Четверг или Пятницу, там пелось и говорилось о Великой Жертве, когда Сын Божий принес Себя ради спасения человеческого рода.

Спасение, сохранение личности другого человека начинается с себя, с осознания, что нужно помочь ближнему, поддержать его. Даже иногда с минусом для своего комфорта или спокойствия.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Сохранит ли свою свободу воли человек в Царстве Небесном или его воля будет покрыта волей Всевышнего? В Посланиях сказано: да будет Бог все во всем».

– Мы живем для того, чтобы исправить свою волю. Человек, который играет на гитаре, должен прежде всего натянуть струны, настроить инструмент. У человека, который руководит хором, в кармашке или в руке всегда есть маленький инструмент – камертон. Он должен услышать ноту и настроить огромный хор в 100, 200, 300 человек для того, чтобы была гармония. В духовной жизни то же самое. Почему нам необходима земная жизнь? Почему в этой земной жизни мы не видим ни рая, ни ада? Почему Господь дал нам свободу именно сейчас? Человек, выбирай! Выбирай: или рай, или ад. «Ты хочешь быть со Мной, Создателем, или без Меня?» Господь никогда не притягивает к Себе человека насильно. И не пугает. Но есть два пути. Об этом тоже говорится в Евангелии: путь широкий и путь узкий.

На пути вседозволенности согласование своей совести с Божьим миром невозможно. И еще есть интересные слова: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.

Поэтому я бы сказал, что эту всеблагую волю Божию, покрывающую человека, нужно ощутить еще на земле, чтобы быть готовым к пребыванию в вечности.

– В последнее время приходится часто сталкиваться с недостойным поведением детей. Родители позволяют детям делать какие-то невероятные вещи, и все это под видом того, что Христос сказал приводить к Нему детей. Они стали совершенно неуправляемыми. Насколько мы можем говорить о сохранении личности по отношению к детям?

– Все начинается в семье. Несмотря на то что я монах, законы педагогики изучал, когда получал высшее образование. Они есть во всем: и в духовной жизни, и в монашеской, и в мирской. И к чему они сводятся? К тому, что есть некие воспитательные моменты. Если ребенок, или монах, или христианин остается без вразумления и этих воспитательных моментов, то ничего хорошего не будет.

Сегодня родители несут колоссальную ответственность, и это очень сложно, потому что вокруг много лжи, которую дети видят и впитывают в себя, получая ненужную информацию. Дети очень быстро взрослеют. Иногда, не вникнув в суть чего-то, они говорят: «А мне это нравится, это мое». Они уже не слышат родителей, идут на поводу у сверстников, которые становятся для них учителями.

Наверное, очень важно в семье, в монашеской, христианской общине понимать, что существуют какие-то пределы, за которые заходить нельзя. И, безусловно, очень важно чувствовать друг друга. Нужно, чтобы один человек нуждался в другом человеке.

Вот в конце дня все собираются на ужин, а родители сидят в своих телефонах. Очень редко телефоны откладываются в сторону, и родители спрашивают у ребенка: «Как ты провел сегодняшний день? Было ли у тебя сегодня что-то интересное? И сделал ли ты уже уроки?»

Вот так же и у нас. Когда встречаешь паломника, который приехал в монастырь, или человека, пришедшего к тебе на исповедь, очень важно заглянуть ему в глаза, выслушать  и проявить участие к его жизни, проблемам.

– Вопрос от телезрителя Николая из Ярославской области: «Христос воскресе! В 11-й главе Откровения Иоанна Богослова написано: и рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. Почему же здесь говорится, что пришло время возмездия пророкам и святым? Может быть, мы вообще неправильно понимаем учение Иисуса Христа?»

– Здесь можно вспомнить притчу о богаче и Лазаре. Богач, попавший в ад, возопил к Аврааму, прося его послать кого-нибудь в дом отца к его братьям, чтобы и братья не оказались там же. И Авраам ответил: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Пророки, святые, праведники не могут брать в руки меч, идти и карать грешников, наказывать непослушных, жестоко относиться к атеистам, людям, не признающим Божественного начала. Ведь оружие праведников и пророков заключалось в том, что они учили, наставляли людей.

Почему так жестоко поступали с пророками? Потому, что они говорили правду. Почему сегодня не любят священнослужителей, наших иерархов и вообще Церковь? Потому, что Церковь говорит такие вещи, которые не нравятся людям, живущим совершенно иными законами, и это важно понимать.

Я всегда советую людям открывать Священное Писание, святоотеческие толкования… Те моменты, которые обозначил Николай, я бы растолковал так, что пророки, святые угодники Божии используют свою силу не как силу меча или силу принуждения, а как силу правды, потому что Бог есть Правда.

Николай говорил о возмездии святым. Может быть, мы все же неправильно понимаем слово «возмездие»?

– Нет, мы понимаем правильно, потому что знаем, что за гробом нас ждет возмездие, воздаяние. То есть смерть это экзамен всей нашей жизни, и за гробом каждому воздастся то, что он заслужил своей жизнью. Что посеешь, то и пожнешь. То, что мы посеяли здесь, пожнем там. Сеяй скудостию, скудостию и пожнет. Если мы не делаем добра, если  вообще не участвуем в спасении своей души, значит, там нам будет очень плохо. 

Там будет плач и скрежет зубов. Так и у нас. Я просто думаю, что, может быть, Господь посылает нам такие условия, чтобы наша личность не имела множества оттенков, чтобы мы все-таки разграничили в себе тьму и свет и не старались быть между Спасителем и врагом. То есть мы должны выбрать либо одно, либо другое. Такая история происходит именно сейчас? 

– Нет, так было всегда. То есть мы должны понимать, что нет ничего общего между Богом и дьяволом, между добром и злом. Хотя есть такие философские мудрования: если бы не было зла, то не было бы и добра; и если бы не было Иуды, предавшего Христа, то, наверное, и спасение бы не совершилось… Но история не знает сослагательного наклонения. Просто здесь нужно смотреть на результат. Зло всегда порождает зло и жестокость. Зло не может созидать, оно разрушает. А вот добро, наоборот, имеет в себе живительную силу.

Вспоминаю случай, как на одной кафедре завязалась дискуссия на тему того, существует ли тьма сама по себе. И было сказано, что тьмы не существует, потому что тьма – это отсутствие света. И не существует такого объекта, как зло, потому что зло мы всегда оцениваем по последствиям.

Зло не материально, оно не существует как некий сгусток зла. Зло – это выбор человека. Вот так же не существует и тьмы. Там просто нет света, нет добра. Привносить в мир свет и добро может только личность просвещенная, которая понимает цену жизни человека и прочее, чего, к сожалению, многие не понимают. 

– Я вот еще думаю о том, что существует много путей нашего спасения. Вы выбрали путь монашеский. Есть люди, которые выбирают путь какого-то труда и так далее. Скажите, пожалуйста, в чем здесь главное отличие? И как человек может найти этот путь ко спасению в обычной жизни? 

– Здесь я напомню замечательные слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». А что нужно сделать, чтобы человек светил? Мама может зажечь свет в ребенке, если обнимет его, поцелует и скажет: «Ты моя радость, ты мое счастье! Храни тебя Господь!»

В каждом человеке есть что-то хорошее. Самое главное чтобы мы замечали это хорошее. Но мы видим вокруг себя и зло, и несчастья, и войны. Господь говорит: когда же услышите о войнах… не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть. Почему же это происходит? Потому, что люди забывают Бога, они не видят солнца в другом человеке, а видят в нем только животное, они унижают достоинство другого человека, издеваются над ним. И это, к сожалению, плоды личности низкой, не имеющей нравственных ориентиров.

Должны ли мы обращать внимание на зло, чтобы не повредить своей личности?

Безусловно. Мы должны понимать, где зло и где добро, где белое, а где черное. И в этом нам помогает Божия благодать, которая касается нас, когда мы очищаем свой внутренний мир от грехов, когда каемся, причащаемся, научаемся Святому Евангелию, святоотеческому преданию – ведем правильный, духовный образ жизни, даже если терпим какие-то неудачи, спотыкаемся, разочаровываемся и иногда очень глубоко падаем.

Я вчера смотрел одну передачу, в которой студентка Русской христианской гуманитарной академии, в которой я преподаю, говорила, что она разочаровалась в православии. Я не знаю, почему с ней это произошло, но, конечно, это ее выбор, ее мир. Почему я и говорю, что в духовной жизни бывают и разочарования, и падения. Но дай Бог, чтобы все это помогало человеку возрастать в Боге.

Может быть, личность, которую дал нам Господь, за которую Он пострадал и воскрес, сохраняется благодаря этим испытаниям? И в итоге все у нас будет хорошо, мы победим, как победили в 1945-м? 

– Несомненно

– Отец Филарет, благословите наших телезрителей.

Дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Поздравляю вас с сегодняшним праздником Днем Победы! И, как всегда, желаю вам берегите друг друга. И пусть Господь хранит вас на всех путях вашей жизни.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать