Беседы с батюшкой. Иоанн Предтеча

6 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Вознесения Господня, первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии.

– Удивительные встречи у нас с Вами происходят промыслительным образом: мы встретились на начало Великого поста, потом на последней его неделе. Сейчас тоже необычное время, когда Русская Православная Церковь и все верующие отмечают череду церковных праздников.

Сегодня с утра в эфире мы говорили о Владимирской иконе Божией Матери (день памяти); завтра отмечается Рождество Иоанна Предтечи (сегодня в храмах уже была служба); далее вспоминаем муромских святых Петра и Февронию; 9 июля празднование в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Вот такая череда праздников, и хотелось бы, конечно, поговорить обо всем, но эфирного времени, к сожалению, не хватит. Я Вам предлагаю выбрать один из праздников, одну из тем и, может быть, раскрыть ее чуть подробнее.

– Сердце верующего человека бьется в унисон с жизнью Церкви. Не может быть так, что на дворе Пасха, а в сердце человека Великий пост; или на дворе Рождество Христово, а человек находится в другом времени года. И конечно, если бы мы с Вами встретились утром, то о чем, как ни о Владимирской иконе Божией Матери можно было бы говорить? Об этой иконе можно много говорить, но вчера меня посетила такая мысль: Владимирскую икону мы как-то связываем с городом Владимиром. Но почему-то когда икона появилась в Москве, она не стала Московской? Или до этого она была в Киеве, но не была Киевской. Она – Владимирская. Почему это наименование так прилепилось к ней?

Имя, которое носил князь Владимир, в честь которого был назван этот город, понимается как «владеющий миром». Его нарекли этим именем еще в язычестве, кичась тем, что этот мальчик будет владеть всем миром, вкладывая в это имя такое понятие. Но когда князь Владимир крестился, он оставил это языческое имя и стал Василием. Город же остался с таким названием, имеющим значение: «владеющий миром». Матерь Божия, придя в этот город, расставила все по своим местам. Она – Владычица мира. И сегодня, говоря о Владимирской иконе, мы, конечно, любим и подразумеваем город Владимир, но все-таки, наверно, главный смысл, почему икона сохранила это наименование, в том, что наш народ понимает, что Матерь Божия – Державная Владычица всего мира. На Нее уповающие не постыдятся. Вот такой отклик нашло в сердце сегодняшнее празднование.

А сейчас мы вернулись со службы, посвященной Рождеству пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. Это великий праздник, день рождения величайшего из всех рожденных женами. Возникает интересный вопрос: Господь назвал его величайшим из всех рожденных, неужели он выше Божией Матери?

– Мы приостановимся на этом интересном вопросе и ответим на телефонный звонок телезрительницы. Вопрос телезрительницы из п. Пышма Свердловской области: «Меня давно гложет такой вопрос: у меня через стенку раньше жила свидетельница Иеговы, сейчас она обратилась в православие. У нее за это время от наркомании умер сын… Я за последние двадцать лет тоже многими болезнями переболела и, обращаясь назад, думаю: почему так все было? За это время столько всего неприятного приключилось с нами, для чего это?»

– Наверно, таким вопросом задавались родители Иоанна Предтечи – люди, праведно живущие; каждый из них исполнял свое дело: отец – добрый, правоверный иудей Захария, священник в храме; мама – праведная иудейка, живущая по всем Господним законам. А у них скорби – нет детей. Вот у соседки в поселке под Верхней Пышмой есть сын, Господь даровал его и сказал: вот твое дело, занимайся им на земле. А им и этого не дает. Сейчас если нет детей в семье, относятся к этому как-то спокойно: нет и нет, кто-то даже и не хочет, чтобы дети были. А тогда отсутствие детей было равносильно какой-то прокаженности, предполагалось, что только грешным людям за их грехи Бог детей не дает.

– То есть считалось, что Бог этим наказывает?

– Считалось, что Бог наказывает, и есть за что. Соседи видят, что они живут вроде нормально (священник, матушка священника), а Бог детей не дает, значит, наверное, есть какие-то тайные грехи. Явным образом грехов не было в семье, повторюсь: они жили по всем законам. Скорбели, терпели, молились. И вот такое терпение скорби, их верность были угодны Богу. Они жили до старости, ждали и не роптали. Бог принял их терпение как приятную жертву, и мы знаем, чем это закончилось: Господь вознаградил их терпение тем, что даровал им сына в старости как утешение.

Они могли задаваться вопросом: а за что нам такое? Может быть, по-человечески и задавались. А мы сейчас, спустя время, перелистывая страницы Священного Писания и читая о них, понимаем, что для того, чтобы родился, например, у Иоакима и Анны такой плод, как Дева Мария, у этих людей должны были выгореть все страсти, они должны были уже освятиться. И такой сын должен был родиться у святых родителей.

Если мы говорим о скорбях и страданиях человека, то Господь дает нам порой возможность потерпеть, пострадать для того, чтобы очистить нас от наших страстей. Мы очень много чего имеем: детей, родителей, здоровье, крышу над головой. У нас есть еда. Вы расскажите о том, сколько есть у вас еды, жителю Африки (Вы, Тимофей, там недавно были), и человек не поверит. Африканцы (которые оттуда приезжают) говорят: «Мы столько не едим, у нас нет столько еды, такого разнообразия. Если бы у нас была хотя бы десятая доля, мы были бы просто счастливыми людьми». А мы живем и этого не замечаем, не ценим. И в этой нашей сытости, в этом довольстве, беспечности Господь посылает нам какие-то скорби для того, чтобы мы просто не сорвались, не сошли с ума. Кому-то посылает мужа-пьяницу, кому-то посылает болезнь, которая точит изнутри и немножечко опускает нас на землю, заставляет прийти в храм, попросить у Бога помощи, обратиться к Нему.

В том, что Ваша соседка пришла к православию, может быть, немалую толику сыграла скорбь, которую она терпела, видя несчастье своего сына. Вопрос, за что посылает нам Господь испытания, некорректен. «Для чего?» – Для того, чтобы спасти каждого из нас: Вас, Вашу соседку. Почему Вас? Потому что если Вы как христианка оказываете соседке моральную поддержку, вместе молитесь, вместе коротаете вечерние часы, которые сейчас она уже часто вынуждена коротать одна, если делите с нею эту боль, то Вы исполняете Христову заповедь и тоже освящаетесь, Ваша жизнь наполняется христианским содержанием. Она же терпит эту боль... Если бы сейчас ее сын был здоровым, бегал бы где-то… И есть такие примеры: когда все хорошо, люди начинают сами пить или употреблять наркотики.

Когда есть какая-то проблема, человек ведет трезвенную жизнь, потому что проблему надо решать. Не буду говорить – за что, но точно знаю, что то, что Бог посылает, Он посылает очень любящей рукой. Вот если бы мы сейчас увидели, где находится сын Вашей соседки... Кто знает, какие скорби он претерпел, как он проводил последние дни своей жизни. Может быть, Господь и здесь искал ту маленькую возможность его бессмертную душу все-таки извести из преисподней. Мама сегодня православная, ее дело – молиться за своего сына, посвятить свою жизнь тому, чтобы церковной молитвой как-то умилостивлять Бога, другим людям об этом свидетельствовать, чтобы они тоже в этом участвовали. Соответственно, чтобы душа была спасена и у одного, и у другого.

– Вопрос телезрительницы Ангелины: «Всем ли дано спастись?»

Вот такой неожиданно серьезный вопрос от одиннадцатилетней девушки.

– Дети поступают учиться в школу в шести-, семилетнем возрасте. Всем ли дано закончить школу? Дано всем. Каждого, кто поступает в школу, учителя принимают и дают все, чтобы ребенок выучился, воспитался, окончил школу и стал хорошим человеком, гражданином. А все ли оканчивают школу, Ангелина? Я думаю, ты посмотришь на учеников и увидишь, что все они разные ребята. Кто-то стремится учиться, кто-то впитывает в себя знания, слушает учителей, старается вести активную жизнь, развивается. И мы понимаем, что к пятому, восьмому, одиннадцатому классу это будет уже сформированный человек, замечательный ученик, краса и слава школы. Есть и такие дети, которым все дано, а они ничего не делают: не выполняют домашнюю работу, на уроках безобразничают, не уважают ни друзей, ни учителей. Дано такому человеку окончить школу или нет? Ему дано, но он сам от этой возможности убегает и может уйти из школы раньше, может даже бросить школу (такие печальные вещи тоже случаются).

Так и в жизни, как в школе. Каждому дано спастись: принять крещение, уверовать во Христа, жить по заповедям Божиим. И Господь во всем этом очень помогает как хороший Учитель. Земля создана как прекрасная школа, чтобы воспитать человека... Из школы выходят куда? Во взрослую жизнь: в институт, на работу, в семью. И хорошо живут. А если недоучились, недоусвоили, то в институт не возьмут, и в семье хулиганы не нужны. И получается, такой человек не может войти в настоящую взрослую жизнь только потому, что он не приложил к этому усилия.

Все призваны к спасению, но спасаются далеко не все, потому что не прилагают должных усилий. Я очень желаю, Ангелина, чтобы ты в школе была образцом для подражания, чтобы была хорошей ученицей и твои одноклассники такими же, чтобы то, что дано тебе к спасению, ты обязательно использовала, спаслась и через взрослую жизнь вошла в Царство Небесное.

– Спасибо большое, батюшка, за добрые слова. Я сейчас в большей степени говорю от лица Ангелины и ее родителей.

Вернемся к теме Рождества Иоанна Предтечи и к тому вопросу, который Вы поставили в начале программы: кто же выше – Иоанн Предтеча или Божия Матерь?

– Кто выше? Ведь когда Господь говорил слова о том, что среди рожденных женами он больший, Матерь Божия к тому времени уже была рождена, уже ходила по земле.

– Я не знаю, что ответить на этот вопрос, честно говоря. Это непростой вопрос. Или простой?

– За богослужением читается канон, как на любой службе, зачитывается восьмая песнь канона и поется песнь Божией Матери: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Вот как бы ответ на этот вопрос: да, Предтеча больший среди всех рожденных женами, но Божия Матерь не только больше всех рожденных женами, но Она еще и Честнейшая бесплотных сил – херувимов и серафимов. То есть здесь такая превосходная степень: несравненно больше и выше, нежели все рожденные.

Тем не менее вот такого человека день рождения завтра мы встречаем. Напомню, что 7 июля Православная Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи. Нетрудно подсчитать, и в Евангелии упоминается, что на шесть месяцев Предтеча по земному рождению был старше Спасителя: 7 января мы празднуем Рождество Христово, а 7 июля (ровно за шесть месяцев до этого) Рождество Иоанна Предтечи.

Удивительный мальчик родился у этих святых людей. Удивительного в нем много (его житием зачитаешься, по нему можно диссертацию защищать). Все-таки коснемся детства Предтечи. Мальчик родился, и как сказано в житии, в скором времени он осиротел: его отец был убит в храме между алтарем и жертвенником, а мама, уже престарелая, тоже долго не прожила. И вот мальчик остался один и жил в пустыне, представляете? Сегодня если взрослого человека посадить даже не в пустыне, а где-то в лесу, где можно собирать грибы и ягоды, то современный человек не выдержит.

– Сколько примеров показывают по информационным каналам: люди собирали грибы, заблудились, и через два-три дня – сильнейшее истощение, депрессия. Повезло, если их нашли…

– А тут в три годика (как ученые говорят) он оказывается в пустыне и живет в ней среди камней, кустарника и диких зверей. Сколько написано о том, что в Индии (там такое случается достаточно часто), если дети попадают в джунгли (вышел ребеночек из деревни и потерялся), то они не умирают, потому что там нет морозов, там есть чем питаться, но они живут вне людей, среди зверей, как Маугли. И не все получается так, как у Киплинга. Такой ребеночек, выросший среди волков, среди обезьян, становится в человеческом обличье волком, или обезьяной, или другим животным, с которым он общался. Когда их находят, приводят домой, в селение к людям, этот зверенок совершенно не способен ни к какому человеческому общению. То есть внешне это человек, а по поведению – зверушечка. Эти дети очень быстро умирают.

– Я в свое время читал научные статьи, разработки о тех людях, которых как раз находили в каких-то диких условиях. Ни один из них не смог социализироваться, толком научиться разговаривать, более того, в подтверждение Ваших слов, я читал в научно-исследовательских материалах, что они все погибали.

– Все погибали. А этот мальчик, в младенческом возрасте попав в такие условия, прожил до тридцати лет в пустыне среди зверей, не общаясь с людьми. И первое чудо: он выходит из этой пустыни, когда его призывает Господь, на берег Иордана и говорит человеческим языком. Какой зверь или камень научил его в пустыне говорить? Он говорит. И не просто говорит какие-то вещи, а говорит так, что умнейшие люди собираются его слушать. Он говорит словами Священного Писания. Как человек, знающий этот мир, знающий тех, кто к нему пришел. Его и называют пророком. Мы понимаем, что он научился всему этому не опосредованно от людей, из книг, из каких-то источников, а подобно апостолам. В день Пятидесятницы апостолы явили дар языков: апостол Петр говорил на своем родном языке, а люди, во множестве собравшиеся в Иерусалиме, друг друга не понимавшие, слышали его слова и всё понимали. Апостол же говорил слова не от себя, но Дух Божий говорил через него.

Вот здесь удивительное свидетельство того, что Предтеча, живя в пустыне, жил в Духе Божием, и этот Дух его учил жить, его согревал, питал, наполнял. В Предтече не было ничего человеческого: живя вне общества, он не мог набраться страстей, он не читал книг, романов, не видел горя, каких-то шуточек своих современников и так далее. Он был целиком пропитан Богом, благодатью Божией. И выйдя к людям, он эту благодать им принес. Вот такого человека мы сегодня вспоминаем.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос, можно сказать, богословский: до того как Бог сотворил материальный и духовный мир, Он знал, что такое зло?»

– Хороший вопрос. Пока у нас в студии свет, есть ли тьма? Вот мы находимся здесь, свет включен, где-то тень отбрасывается, но если мы зажжем больше светильников, то тени даже не будет – все будет наполнено светом. Бог – Он Всеведущ. Это мы можем что-то знать или чего-то не знать, а Он Единый Сущий. И тот мир, который Он творит, – творит от исполнения Своей благости. Бог – Свет, в Нем нет никакой тьмы, свидетельствует Священное Писание. Зло появляется тогда, когда в сотворенном Им свободном мире появляется некий выбор: либо выбираю Бога, либо не выбираю Бога; либо я пылаю живой ответной любовью Божией, либо я эту любовь могу обратить на тварь. Поскольку тварей не было, поскольку совершенство отношений Лиц Святой Троицы не предполагает эгоизма, самовлюбленности, самолюбия, то ни о каком зле в Боге до того, как Он сотворил мир, мы не можем говорить.

А в твари, которая была сотворена Богом совершенной, благой, но тем не менее свободной, появляется вот эта свобода, направленная не на Бога, а вовне. Опять же, как свидетельствуют богословы (такая метафора), Бог, когда создавал мир, рисковал, потому что создавал мир богоподобный: не копию Своего Божества, а подобный Богу, свободный, который свободен в полной мере, в том числе и обратиться ко злу, что и произошло в Эдемском саду.

– Вопрос телезрительницы: «У меня больной муж. Как нужно его причастить?»

– Ваш муж крещен?

– Телезрительница: «Да».

– Он лежачий, не встает?

– Телезрительница: «Да. Я один раз уже вызывала батюшку, когда муж еще немножко соображал. Батюшка его исповедовал и причастил. А сейчас муж не понимает ничего, вот я и хочу узнать, как его причастить».

– А где вы живете?

– Телезрительница: «В Екатеринбурге».

– Прекрасно. Подойдите к тому священнику, который уже один раз исповедовал Вашего супруга и причащал, пусть он придет на место со Святыми Дарами и оценил ситуацию; причастит, если это будет возможно, если будет какой-то проблеск сознания (а такое бывает, когда приходит священник, – свидетельство, что Бог жив)…

У меня были такие ситуации: человек лежит в коме, отходит, с кислородной маской. Приходит священник, начинает читать молитвы, и человек приходит в сознание, разговаривает, исповедуется, с радостью причащается. После этого уходит в кому и больше не возвращается, уходит в мир иной. Это то, что я видел своими глазами, что Господь показал, и сердцем эту ситуацию прочувствовал.

Бывает, что этого не происходит. Это ответ на то, угодно ли Богу, чтобы человек причастился, приобщился Святых Христовых Таин. Или достаточно того единственного Причастия, которое у него было в жизни, и сверх этого не надо. Наша задача не механически что-то сделать, а услышать, увидеть: что Бог мыслит об этом человеке? Обязательно обратитесь к тому батюшке, который его причащал, он, возможно, помнит эту исповедь, помнит общение с Вашим супругом, и он примет верное решение. Может быть, он пособорует его в таком состоянии. Священник примет решение на месте.

– У нас сегодня интересная беседа: говорим на тему, и большое количество телефонных звонков от наших зрителей – все с вопросами, просьбами, с какими-то скорбями, по возможности Вы отвечаете… Напоминаю, что мы говорим об Иоанне Предтече и остановились на первом чуде, когда он вышел к людям, заговорил. Его приходили слушать и книжники, и люди образованные, и мудрецы и внимали ему. Человеку в пустыне от зверей и даже от книг сложно научиться этому.

– Церковь вспоминает очень много раз в течение года Иоанна Предтечу: его Рождество, Усекновение главы, Крещение, Богоявление – это дни особого почитания; обретение главы (трижды обреталась честная глава Иоанна Крестителя). В течение каждой недели сугубо вторник посвящен памяти Иоанна Крестителя. Такое внимание, такая честь – не на пустом месте, это отражение того, какое значение для человечества, какую роль для дела нашего спасения сыграл Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча.

Выйдя к людям, наполненный Божественной благодатью, он был больше Моисея. Моисей, который беседовал с Богом лицом к лицу, до сорока лет жил как человек: убийство было в его жизни, может быть, какие-то бороли его страсти, как и всякого человека («от юности моея мнози борют мя страсти»), трудился, женился. И только в сорокалетнем возрасте Господь призывает его к пророческому служению, он становится пророком и совершает то, о чем мы читаем в Книге Исход. Потом он беседует с Богом и становится для израильского народа светильником; люди называют себя «ученики Моисеевы».

А здесь больше Моисея: человек, который не от сорока лет призван, а от младенчества. Это человек, который не жил в суете, не жил в земных заботах, а жил так, что Господь заботился о нем: он не пас стада, не доил овец, не воспитывал детей, а всецело все свои тридцать лет жизни до выхода на проповедь провел в беседе с Богом. Интересно, у наших телезрителей есть ли желание встретиться с таким человеком, который беседует с Богом лицом к лицу, который сердцем своим слушает слова Божии и их произносит? Вот бы интересно встретиться и задать ему свои вопросы: не в телефонную трубку на телеканал «Союз», а вот такому человеку. Конечно, я думаю, что всякий верующий очень бы хотел его услышать…

– Я думаю, и Вы, и я хотели бы.

– И вот Церковь, заботясь об этом, отвечая на этот запрос, на нашу нужду, дает возможность в течение года неоднократно сугубо обратиться к этому человеку. На земле его уже нет, но мы знаем, что Господь Бог и Его святые присутствуют везде. Всякая молитва, совершаемая в Церкви Иоанну Предтече, Крестителю, дает возможность с таким человеком общаться. С человеком, жизнь которого, кроме того что была наполнена так благодатно, была очень суровой: он ел корешки и тех насекомых, которые ползали в пустыне, одевался во власяницу. Кто не знает, что такое власяница, возьмите свитер из грубой шерсти, наденьте его и поживите в нем недельку или лучше две. А месяцы, годы? Вот Предтеча в таких суровых условиях жил. В пустыне зимой очень холодно, летом – очень жарко. Из жития Марии Египетской, которая жила в той же самой пустыне, мы читаем, каково было ее житие – очень суровое. С другой стороны, он не убегал из этой пустыни, потому что здесь его сердце было преисполнено благодатью Божией, он довольствовался тем, что Бог ему давал и в пище, и в одежде, и в благодати.

– Просто маленькая добавка. В Африке есть пословица: «Плохая одежда лучше, чем никакая».

– Вот. За то, что человек имел, он был благодарен Богу. Здесь абсолютно применимо такое слово: он был счастлив. Много ли на свете счастливых людей, в полной мере счастливых? Кто-то скажет: «Я счастлив, я сегодня въехал в новую квартиру». Но это счастье очень быстро заканчивается, потому что квартира перестает быть новой на пятый день, а через год это становится привычным и человек этого уже не замечает, не ценит.

– Хочется диван поменять, новый плазменный телевизор повесить…

– И это как морковка впереди ослика: она висит, он бежит за ней, и всякий раз счастье где-то рядом, но оно абсолютно недостижимо. У Иоанна Предтечи счастье было достигнуто в полной мере. Счастье как восполнение ущербности человеческого естества, счастье как соединенность с Творцом, пребывание в Творце. Собственно, это то счастье, за которым (может, это тоже вызовет диссонанс) человек уходит в монастырь. Человек становится монахом, для того чтобы найти это счастье, ту недостаточность, которую мы пытаемся заполнить земными вещами – гаджетами, технологиями, блюдами, общением друг с другом. Мы пытаемся заполнить эту пустоту, но она не заполняется, что бы ни выдумывало человечество, и не заполнится никогда. Единственным реальным земным утешением является человеческая любовь, например в семье.

– Я как раз хотел задать вопрос: Вы говорите, что человек уходит восполнять недостающее в монастырь. А как же быть, когда человек выбирает другой путь, когда он служит своим близким, своей семье, мужу или жене, своим детям, окружающим людям, которые рядом с ним на работе, в приходе? Ведь это тоже дорога, которая позволяет быть человеку счастливым.

– Безусловно. Путей христианского совершенствования много. Но один, самый наглядный (как в математике упрощают выражение до двух или до одного неизвестного, тогда легче всего решается уравнение) – монашеский путь. По внешнему он самый простой: человек устраняется от суеты, от мира, уходит туда, где его ничто внешне не отвлекает, и целиком имеет возможность посвятить себя общению с Богом, борьбе со своими страстями и призыванию благодати Божией. Человек, который идет таким путем, – идет путем Иоанна Предтечи.

Почему монашествующие сугубо почитают Иоанна Крестителя? В большинстве монастырей, в которых не один, а несколько храмов, обязательно есть храм, посвященный Иоанну Предтече. Потому что монашествующие понимают: образец жизни монаха – это Предтеча, живущий в пустыне, не знающий суеты, знающий Бога и питающийся не знанием, а общением с Богом.

Бог не лишает возможности нас – людей, живущих в мире, наполняться этой благодатью. Безусловно, есть семейная жизнь благочестивая. Есть замечательная книга богослова начала XX века, протоиерея Валентина Свенцицкого. Он был сподвижником патриарха Тихона. Святейший патриарх, видя талант этого человека (он был философом, закончил философский факультет), приблизил его, и очень часто во время патриарших служб патриарха Тихона отец Валентин произносил проповеди. Эти проповеди сохранены, изданы, они очень краткие и яркие, произнесенные из глубины сердца. Книга (сборник этих проповедей, статей, выступлений, его рассуждений) называется «Монастырь в миру». Отец Валентин очень ярко раскрыл тему, что для того, чтобы быть монахом (монахиней), совершенно необязательно уходить куда-то за толстые стены, в глухие леса, в монастырь. Для этого нужно стремиться к Богу.

И живя в миру абсолютно доступно, возможно идти монашеским путем, даже в семье. Потому что монах – это не тот человек, который со всеми поссорился, со всеми испортил отношения, как обычно говорят: «Ой, у меня ничего не получается, побегу в монастырь». Не такой это человек. Это человек, который где бы ни был (хоть в монастыре среди братий и сестер, или в миру на работе, в семье), созидает внутренний монастырь своего сердца. Тело становится стенами, за которые он не пропускает страсти, он ищет стяжания благодати Духа Святого. Отец Валентин замечательно это раскрывает на примере жития преподобного Серафима Саровского. Тогда преподобный Серафим был только недавно прославлен, они открывали для себя этого удивительного старца, и тогда совсем немного времени прошло, не как сейчас – сто лет отделяет нас от начала XX века. Очень рекомендую почитать о том, как в миру можно построить свой монастырь.

– Давайте еще раз назовем автора и произведение.

– Протоиерей Валентин Свенцицкий, «Монастырь в миру».

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Что значит быть призванным и быть избранным? Что для этого надо? Второй вопрос: Бог есть простое Существо, в чем заключается эта простота?»

– Призванный и избранный... Знаете, есть какие-то определения в догматике или науке, которые очень четко прописаны: ни слова прибавить, ни слова отнять. А вот о призванности и об избранности давайте порассуждаем. Призванность значит: кто-то кого-то позвал. Очевидно, коль скоро мы говорим о священных вопросах, обращаясь к истории Ветхого или Нового Завета (скорее всего, Нового Завета), видим, что Господь призвал апостолов. Были рыбаки на Галилейском море. Он призвал этих людей, и они отозвались на призыв.

Были и такие люди (в Евангелии о них тоже упоминается), которых Господь призвал, например сказал юноше: «Следуй за Мною». А тот ответил: «Пойду хоронить отца моего». То есть такие не отозвались на это призвание; они были призваны, но не последовали. Две категории призванных людей: которые стали последователями и которые последователями не стали.

Смотрим на нас, людей: все люди, сегодня живущие, – призванные. Евангелие проповедано во всем мире. Сейчас не советское время, когда чтобы найти книжечку Евангелия, нужно было найти букинистический магазин или верующего человека, взять у него, прочитать, переписать от руки. Сейчас Интернет открывает для любого человека Евангелие. Призваны все. Откликаются очень и очень немногие.

Избранный – выбранный из числа людей. Наверное, это близкие понятия: прежде чем призвать кого-то, Господь Бог избирает этого, этого и этого и потом обращается к ним с призывом. Так что, наверно, избранность первична по отношению к призванию. Но пророк Давид об этих словах так говорит: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», называет и тех, и других блаженными: тех, которым было слово Божие, которое этих людей пригласило, избрало и призвало.

Пожалуй, противоречия, противопоставления, что вот эти – одни, а эти – другие, нет: это одна общность людей. Скорее мы можем говорить о таинственном избрании и о явном призвании. Если есть избрание, но нет призвания, то люди не знают о том, что они избранные. Если есть призвание (как у нас сейчас, мы все – призванные), но нам не указано, что ты, ты и ты избран на какое-то особое служение, у нас есть некое недоумение: как быть, как жить, когда меня-то Бог позовет?..

Но все-таки давайте будем верить в то, что все мы избраны, если мы крещеные люди, мы все призваны – как сознательные христиане. А вот блаженны мы или не блаженны, это мы уже сами скажем Богу. Если мы этому призванию и избранию следуем, то тогда блаженны. Если нет – то горе нам, отвергающим такую честь.

– Вопрос телезрительницы: «Нас всех Бог любит. Он нам дает испытания, которые мы можем вынести. Но почему Бог забирает у нас самое дорогое – детей? Мне кажется, нет больше горя на земле для родителей, когда уходят их дети. Все-таки по-христиански лучше, когда дети хоронят родителей, а не наоборот. Объясните, пожалуйста».

– Конечно, пережить смерть своих детей – действительно для человека большего горя трудно придумать, если мы говорим о нормальных родителях. Но мы слышим о других родителях, которые рождают своих детей и отдают их (хорошо, если в детский приемник), есть такие, которые убивают своих детей, уже родившихся. Настолько естество, существо человека меняется, портится, что задаешься вопросом: а вообще человек ли это, который вот так поднимает руку на собственного ребенка?

А Бог есть любовь, Бог есть совершенство. Приходится иногда на эту тему разговаривать с людьми неверующими. Приходит человек в храм в горе: потерял родного человека, ребенка в частности. Он убивается, потому что любит, его любовь была обращена на этого человека, и нет его, лишился… И полное недоумение. Если при этом нет веры в Бога, нет богообщения – это невыносимо. Потому что как объяснить человеку, что это хорошо? Если у вас была такая любовь, хорошо, что вы так любили друг друга, помогали друг другу, были дороги друг для друга.

Давайте представим такую картину: есть бабушка, которой на время дали воспитывать внука. Они любят друг друга, дружат, играют, утешаются – все замечательно. Но настает момент, когда приезжают родители (возвращаются из отпуска) и говорят бабушке: «Бабушка, родная, мы приехали, давай ребенка обратно». Наверное, мы будем смотреть с удивлением, если бабушка вцепится во внука и скажет: «Не отдам, не подпущу, идите отсюда». Это будет говорить только о том: бабушка думает, что они ее не любят, что родители не любят своего ребенка, что они будут делать ребенку плохо, поэтому она его не отдаст. А нормальная, в здравом состоянии бабушка понимает: кто может любить ребенка больше, чем родители? Она скажет: «Возьмите, конечно. Примите. Спасибо, что дали мне утешиться это время с этим чадушкой, ступайте и приезжайте еще».

Когда мы говорим о человеке и Боге, понимаем, что Бог любит каждого человека, каждого из нас больше, чем любят бабушки, больше, чем любят родители, больше, чем мы сами можем кого-то любить. И когда ребенок умирает, он не попадает в какую-то бездну, в тартарары, в колодец, в какую-то землю – нет. Он попадает в руки Бога, Который бесконечно любит, Который утешит. Ребенок попадает в такую радость, в такое утешение! Особенно если он маленький – он безгрешен, он ангел. Даже чин отпевания младенческого – это, по сути, как канонизация святого.

И вот если родители теряют своего ребенка, если они хоть сколько-нибудь могут веровать Богу, то они должны понимать, что они отдают его (как бабушка – родителям) Богу, в Котором нет никакой печали, нет никакой боли, один только свет и любовь. Нам этого не понять, нет таких слов, чтобы это выразить. Об этом апостол Павел очень ярко говорит. Так что, утешьтесь тем, что Бог есть любовь, попытайтесь научиться любить Бога, и Бог откроет вам, насколько Он любящий. И насколько утешает детей там, настолько же Он утешит вас здесь. Нет никакой несправедливости в этом.

– Мы сегодня планировали с Вами поговорить о Царских днях, которые совсем скоро наступят в Екатеринбурге. С 16 на 17 июля будет совершена литургия, потом крестный ход, и вообще программа очень обширная. Расскажите для наших телезрителей об этом, потому что с различных стран, регионов обязательно снова приедут сюда десятки тысяч людей.

– Замечательный Храм-на-Крови построен на месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года была зверски убита царская семья. Не буду дальше продолжать о том, где нашли свое упокоение царственные страстотерпцы, но факт, что это стало местом русской Голгофы. Как на Голгофе иерусалимской, где было совершено спасение мира, где была пролита кровь во оставление грехов, принесена Жертва за грехи человечества, подобным образом царская семья тоже была принесена в жертву за охлаждение любви к Богу в русском народе. И из места скорби Ипатьевский дом стал местом прославления святых. Теперь на этом месте построен храм, который так и называется Храм-на-Крови. И где, как не здесь, есть возможность сугубо вспоминать эту жертву, эту русскую Голгофу и русскую Пасху, которая ради нас была совершена такими тайными, нам неведомыми судьбами?

Каждый год, особенно чем ближе мы к столетию этого злодеяния, к столетию этой жертвы, тем больше набирает силу почитание царской семьи. В ночь с 16 на 17 июля на этом месте совершается Божественная литургия, приносится бескровная Жертва Господня. Потом верующие люди проходят тем самым путем, которым были провезены бездыханные царские тела, орошая кровью уральскую землю, от Храма-на-Крови до места, где они были растерзаны, до того места, где сейчас находится мужской монастырь во имя царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Этому предшествуют многие события уже с 14–15 июля. Составлена обширная программа, которую можно будет посмотреть на сайте Екатеринбургской епархии. В духовно-просветительском центре «Царский», который находится рядом с Храмом-на-Крови, будут проходить мероприятия, которые так или иначе посвящены памяти святой царской семьи.

16 июля совершаются два крестных хода. Малый крестный ход по пути следования царской семьи от железнодорожной станции, куда их привезли на поезде, по городу (как шел автомобиль, мимо вокзала и до Ипатьевского дома). Потом состоится всенощное богослужение: в 15 часов – молебен с акафистом святым царственным мученикам, с 17 часов – всенощное бдение. Потом небольшой перерыв, и в полночь начнется Божественная литургия на улице, которая перетечет в крестный ход. Кто ходил этим крестным ходом, понимает и знает, насколько это величественное шествие. От шестидесяти до восьмидесяти тысяч человек принимают участие в этом крестном ходе. Человеческая река с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» – течет в течение четырех часов, преодолевая двадцать один километр, и мы понимаем, что у каждого в сердце совершается чудо. Ведь это покаянный крестный ход: мы просим прощения у Бога, у царской семьи, а с другой стороны – прославляем Бога и царскую семью. Это удивительно и незабываемо!

Есть разные крестные ходы: Великорецкий крестный ход (самый протяженный)…

– Кстати, мои родители Великорецким крестным ходили пять раз. В этом году отец один прошел, мама не поехала, не получилось.

– Я только о нем слышал, читал. Есть удивительный Иринарховский крестный ход, на месте подвигов преподобного Иринарха, затворника.

Здесь крестный ход не самый протяженный по километражу, но столько людей в нем одновременно п ребывают и объединены одним призывом, одним желанием – чтобы тот грех, та рана, которая была нанесена нашими предками всему: делу князя Владимира, делу, которое совершали наши преподобные и праведные, все русские святые, делу, которое было предано, попрано в 1916–1918 и последующих годах, были прощены и Богом уврачеваны, чтобы покаяние коснулось сердец русских людей и Россия все-таки вернулась к своему призванию! Мы сегодня говорили о призвании, об избрании – это все имеет отношение к России: чтобы Россия обернулась и эти молитвы были услышаны.

– Давайте еще раз напомним нашим зрителям о том, что подробная информация о Царских днях, о программе, которая запланирована, уже подготовлена, есть на сайте Екатеринбургской епархии…

– Да, на сайте Екатеринбургской епархии есть сверстанная программа со всеми подробно расписанными мероприятиями, концертами, выставками, чтениями, круглыми столами – все это во множестве представлено в ней. Понятно, что тем, кто живет близ Екатеринбурга, участвовать в мероприятиях нетрудно. Хотя на крестный ход приезжают люди со всех концов мира. В прошлом году даже самураи из Японии приезжали, потомки тех самураев, которые в свое время встречались с Николаем II, с наследником Николаем Александровичем Романовым в Японии, когда он приезжал туда и там возник конфликт. И вот они пришли принести покаяние за этот конфликт и прошли царственным крестным путем.

Конечно, всем людям трудно будет поучаствовать в этих мероприятиях. Но как говорил преподобный Серафим Саровский своим сестрам: «Вы пройдите по Канавочке с молитвой Божией Матери, и будет вам здесь и Иерусалим, и Афон, и Киев». Я думаю, что если у кого-то есть возможность поучаствовать, – необходимо это сделать. Тем более в этом году ночь с 16 на 17 июля – ночь с субботы на воскресенье, и у тех, кто раньше по работе не имел такой возможности, сейчас никаких препятствий нет. Если же нет возможности прибыть в Екатеринбург, то по крайней мере стоит провести эту ночь и воскресный день в яркой и пламенной молитве от сердца.

 

Ведущий Тимофей Обухов
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать