Беседы с батюшкой. Духовник олимпийской сборной

5 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове священник Андрей Алексеев.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня у нас в гостях настоятель храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове, кандидат богословия, кандидат исторических наук, председатель Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете города Москвы протоиерей Андрей Алексеев.

Отец Андрей, сегодня у нас немного необычная тема и, думаю, очень интересная. Связана она с еще одним Вашим послушанием – назначением Вас духовником олимпийской сборной России. Вы совсем недавно вернулись из Рио-де-Жанейро. Расскажите, пожалуйста, о Вашем назначении духовником нашей команды.

– Сережа, для меня это было неожиданно, потому что в момент звонка из Москвы я был в Белоруссии с однодневным визитом к замечательному священнику протоиерею Федору (Повному), в храме которого мы с моими помощниками, с архитекторами ходили и смотрели те элементы поэтажного плана, которые для нас были необходимы в работе над спортивным и над культурным комплексом, а вместе с тем над большим храмовым комплексом в целом, который включает в себя то, что отчасти было реализовано нами, а отчасти представлено у отца Федора. Есть интересные наработки. Я приехал в Минск в один день, для того чтобы потрудиться и вечером улететь. И вдруг звонок. Митрополит Арсений набирает и говорит мне, что сейчас со мной будет беседовать Святейший Патриарх.

Я впервые общался со Святейшим Патриархом по телефону, скажу сразу (потому что можно, знаете, так надуться, сказать: «Мне Патриарх позвонил…»). Я со Святейшим Патриархом никогда по телефону не говорил. А здесь – очень теплый, отеческий голос, вопрос о моей готовности отнестись к этому событию с духовным вниманием. И очень глубокое, проникновенное слово: «Знаю, что Вы занимаетесь вопросами воспитания и организацией творческих и спортивных мероприятий. Есть решение делегировать Вас в этом качестве в Рио-де-Жанейро». Я сказал, что для меня это огромная честь и ответственность; получил патриарший совет поддержать наших спортсменов, нуждавшихся в этой помощи, и отбыть в самые ближайшие дни вместе с ними. Они улетали на следующее утро. Я вернулся в Москву в ночи и уже буквально вскорости догонял их, чтобы успеть там приступить к своим обязанностям.

– Как случилось, что в олимпийской сборной (кроме того, вообще в светской стране, каковой сейчас является Россия) появился духовник? Вообще как относится наше светское начальство (Олимпийский комитет, руководство страны) к тому, что в сборной есть православный священник?

– Знаете, я, общаясь с тем, кто был на этом послушании до меня, – с замечательным московским священником протоиереем Николаем (Соколовым), получил от него и советы, и рекомендации. Эта встреча была мне очень нужна. Я поехал к нему в храм, и мы долго общались о том, как в течение ряда лет он нес эту ношу и посещал вместе с нашими спортсменами все те города, страны, где проходили Олимпийские игры. Более того, я сам ощутил не просто внимание к себе со стороны светских людей, занимающих высокие должности, но и потребность – потребность их личную.

И в принципе, это поле, которое еще нужно возделывать, нива, которая нуждается в стольких вкладах, потому что это души человеческие. Это тот образ Божий в каждом человеке, нуждающийся в пастырском внимании, в опеке. И вы знаете, было очень интересно. Отношение настолько уважительное! Потребность в тебе, выказываемая этими людьми, столь искренняя, что были созданы все условия. У меня были встречи с главой нашего Олимпийского комитета Александром Дмитриевичем Жуковым, с его супругой Екатериной Владимировной, которые опекали меня, с главой нашей делегации Казиковым Игорем Борисовичем. И все, что было связано с этой темой, находило глубокое внутреннее наполнение и в моем сердце – с возможностью ощутить себя в том пространстве, где ты нужен, где в тебе есть потребность и где люди, окружающие тебя, нуждаются в этом взаимодействии.

– Какие обязанности вообще должен выполнять духовник на столь необычном послушании, на таком большом мировом спортивном форуме?

– Он должен идти и быть в том месте, где в трудный для страны момент мы, осознавая сложность ситуации, понимали, что каждый должен делать свое дело. Да, есть мероприятия, которые ты организовывал, в том числе и спортивные, есть кто-то из тех людей, с кем ты взаимодействуешь здесь, в Москве, и кто, опекая тебя, звонил туда тебя поддержать. Мы, прощаясь с Николаем Александровичем Толстых (экс-президентом Российского футбольного союза, а вместе с тем занимавшим высокую должность в оргкомитете Олимпийских игр в Лондоне), советовались, беседовали. Он позвонил туда, в Рио-де-Жанейро, тем, с кем он общался. Я прилетел туда и почувствовал, что тебя ждут.

А что касается обязанностей, была организована часовня на девятом этаже, куда спортсмены могли прийти и помолиться. Но вместе с тем находиться только в часовне и ждать, что к тебе придут (да, были объявления, да, звонили)… Нужно было идти к тем, кто еще даже не знает, что ты здесь. Я помолился: «Господи, куда мне пойти?», отслужил литургию, с помощью настоятеля храма мученицы Зинаиды священника Сергия (Малашкина) организовал такую, знаете, церковную жизнь в пространстве часовни и получил от него поддержку, помолившись вместе в храме в Рио-де-Жанейро – ну да, что-то уже пошло. А вот где та мера, как определить распорядок дня – Господи, помоги! Вот ты зовешь Его, Бога, в поддержку и ощущаешь Его живое присутствие. Чувствуешь внутреннюю потребность для того, чтобы собраться и себя нагрузить внутренне, потому что иначе в этом шквале событий, в этом потоке порой бушующих страстей тебя может все это разорвать…

С одной стороны, такова специфика жизни людей в этой стране. С одной стороны, их вера (они христиане, католики) и эта статуя Христа Искупителя впечатляют. Люди в очень криминальном городе, в стране, где настолько много беззаконий, страшных беззаконий… Давайте будем откровенны: люди приезжают в Рио-де-Жанейро для того, чтобы там войти в состояние страшного разврата. Вот такая специфика жизни этого места, куда многие туристы для этого и едут. Там все это поставлено на поток. Там много того, что имело прямое отношение к Содому и Гоморре. Поэтому Господь и сжег эти два города. И вот этот пепел ты ощущаешь там, потому что порой, в том числе и на мероприятиях, и на спортивных мероприятиях, на открытии Олимпиады опускал глаза в пол и читал вслух молитву, потому что грохот, и треск, и вой, и шум, и ощущение, что ты находишься в преисподней, имели место быть.

Но во всем этом хаосе порой – живые души, люди, которых Господь любит. И ты только маленький инструмент, но через тебя сейчас действует Тот Господь, присутствие Которого ты чувствуешь. И помолившись в дни организации, я просил: Господи, помоги, подскажи, с чего начать, куда направить свои стопы и где начать живое общение с людьми? Да, я освятил «русский дом». Так называется место, где совершались чествования наших победителей, дом болельщика. Я освятил то место, где жили наши спортсмены в Олимпийской деревне, и штаб, где помогали, работали многие администраторы. Это ведь целая команда людей. Медицинский центр, центр реабилитации.

В то же время где-то нужно было найти место для живого диалога. Есть часовня, но где то место, где ты чаще будешь пересекаться с теми, кто тебя ждет? И вы знаете, пришла мысль, настойчивая мысль: иди в медицинский центр. Я пришел туда, и вот это было то место, куда приходили все спортсмены. Все нуждаются в медицинском центре. Нужна какая-то помощь, какие-то советы, кому-то делали массаж в специальных комнатах. Но они ждут, они вот тут, они рядышком. Кого-то нужно было немного поддержать, кому-то – услышать необходимое слово от профессионала, доктора. И вот все рядышком. И ты пришел туда и стал общаться с людьми, которые там находились, с врачами и со спортсменами. И вот со стороны этих врачей ты получил поддержку. Более того, один из них, Ваш тезка, сказал: «Батюшка, можно я буду Вашим послушником?» И более того, этого Сергия перевели жить в бокс, где находилось два номера. Одним из них была часовня, а в другом жил он сам. И вот он приходил, помогал, молился утром, вечером, приглашал спортсменов, был таким связующим звеном, рассказывал, давал мой телефон, хотя телефоны висели в разных местах, где находились спортсмены. Но одно дело – висит объявление, а другое дело – живое слово. И Сергий стал моим большим помощником.

А вообще первыми, с кем я встретился на Олимпиаде, столкнулся сразу, были девушки-гандболистки. Сразу, как только я приехал в Олимпийскую деревню, еще у меня в руках были все вещи, которыми нужно было наполнить часовню – и вдруг возле метро вся команда по гандболу собирается на первый матч с кореянками. И они: «Ой, батюшка!..» – подбежали, – я их благословил иконой святого князя Дмитрия Донского, прочел им свое стихотворение, пожелание девушкам. Потеплели глаза, какое-то живое общение… И знаете, я с ними общался чаще, чем с другими.

Я общался с разными спортсменами. Бывал на разных соревнованиях, потому что Александр Дмитриевич Жуков подчеркнул те мероприятия, куда он хотел бы, чтобы я непосредственно направился и сугубо поддержал этих спортсменов. Это и синхронное плавание, и стрельба из лука, и велотрек, и греко-римская борьба, и плавание. Много всего, если перечислять. И конечно, это живое общение с людьми – и на трибунах. Ты приходил туда, ты священник. Вы знаете, никто не сквернословил. А если у кого вдруг что-то прорывалось, – аккуратное, вежливое, корректное слово пастыря и объяснение, почему этого делать не нужно. Когда ты сквернословишь, ты зовешь другую силу, темную. Она и тебя разрушит, и нанесет удар твоей команде. Ведь нужно с достоинством поддержать тех, кого ты любишь, с кем вместе находишься. Но в то же время ты не должен оскорбить достоинство других спортсменов иных сборных и свое достоинство.

Я неоднократно рассказывал случай из пастырской практики, из жизни известного священника протоиерея Валентина (Бирюкова). Батюшка воевал и в дни Великой Отечественной войны, будучи еще молодым человеком, обратил внимание вместе со своими сослуживцами, что пуля на фронте находила в первую очередь матерщинников и убивала их. Вы знаете, действовало. Были порой такие попытки… Но тут же: «Ой, батюшка, простите… » И не возникало каких-то смущений. И вообще общение было очень живым, естественным. Постепенно и те люди, которые, может быть, не ожидали такого тесного взаимодействия, стали испытывать потребность в твоем присутствии как пастыря в том месте, где им нужно было на кого-то опереться, найти эту поддержку. А ты понимал, на кого тебе нужно опереться в этой ситуации. Только на Бога.

И скажу честно: сугубо звал в помощь, в поддержку святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, конечно же, преподобного Сергия, ежедневно читал акафист святителю Николаю. Неоднократно служил молебны в течение дня, потому что спортсмены приходили в разное время – у кого тренировка, у кого-то встреча, у кого-то какие-то восстановительные процедуры. Не всегда они могли прийти в то время, которое было в объявлении. Молебен у нас всегда был в 11 часов утра. За исключением дней служб, конечно. Когда были службы, литургии, тогда мы писали объявление, что молебен будет позднее. Но у спортсменов был свой режим. Они нуждались в возможности помолиться в другое время. Это было и вечернее время, и поздним вечером, и утром пораньше. Имело место то, что было естественным, не искусственным.

– Батюшка, простите, скажу так: встретили гандболисток – надо было по пути встретить и волейболистов, и еще кого-то из спортсменов…

Скажите, пожалуйста, как переживали спортсмены свои поражения и радость победы на Олимпиаде, с какими проблемами сталкивались? Что Вы как пастырь говорите в этих ситуациях?

– Это живые люди. И конечно, нам всем бывает непросто, когда у нас что-то не получилось. Но разве жизнь с этим заканчивается? Я общался, и об этом уже говорил в некоторых интервью, ведь интерес к священнику, находящемуся на послушании, есть со стороны разных людей, имеющих отношение к средствам массовой информации. Приходилось общаться с корреспондентами, потом просматривать, что они написали, потому что бывают какие-то некорректности, ошибки. Надо отдать должное: все предоставляли материал, и можно было поработать, чтобы внести небольшие коррективы. Ощущение семьи присутствовало. Это одна семья, где каждый должен сделать свое дело. Спортсмен свое, тренер свое, доктор свое, администрация свое, а священник должен был сделать свое.

И вот в тех моментах, когда люди нуждались в этом слове, в живом слове, Господь его давал – для того, чтобы эту рану уврачевать, а вместе с тем призвать этих людей осознать для себя: да, сейчас на этой площадке мы представляем огромную страну. Да, ту страну, которую пытаются унизить, оскорбить, сломать, но твоя миссия как священника – это не дела политики. Оставим этот удел тем, кто этим занимается. Ты прибыл туда с миссией мира, единения и любви. И отрадно, что в наших спортсменах (и это не праздные слова и дежурные высказывания, а то, что я почувствовал) было то достоинство, за которое не было стыдно.

Да, порой уступали, в том числе и на последних секундах, но упрекнуть этих людей я не могу. Я не могу, потому что это теперь часть моей семьи, это те, кто боролся, сражался, но что-то не получилось. Один корреспондент спросил меня, в частности, про волейболистов и ждал, наверное, какой-то не такой от меня реакции. Я сказал, что не хочу говорить о близких мне людях некорректно. Такое право я имею. Люди отдали всех себя, но не сложилось что-то, не получилось. А то у меня не бывает так? Или у нас с вами не бывает? Разве можно сейчас ощутить себя в стороне от тех, кто совершил маленький подвиг там, на Олимпиаде? Давайте будем понимать, что в этих условиях тяжелого давления, более того, порой агрессивного отношения, порой неприятия… Осознайте: девятнадцать стран подписались, чтобы мы не участвовали в этих играх! Девятнадцать стран нас не хотели там видеть. Наши флаги порой растаптывали, с нами не здоровались, нас не хотели поздравить с победой.

Я не хочу сказать, что так поступали все – конечно, нет. Я видел и другое поведение со стороны иностранных спортсменов, другое отношение, уважение. Ребята из разных стран подходили ко мне как к священнику и здоровались, брали благословение, просили пожать им руку и с ними сфотографироваться. Это были и европейцы, и афроамериканцы, и ребята из азиатских стран. Было нормальное взаимодействие. К сожалению, есть и другое. И об этом тоже нужно говорить. Но в отношении наших ребят я скажу, что ты ощутил себя частью этой семьи. И я дорожу каждым словом, которое сейчас произношу, потому что я не хотел бы кого-то из них сейчас своим отношением здесь, в этой студии… Вернулся – и, вы знаете, вот там кто-то… Нет. Было предстояние за свою страну, это был маленький подвиг, напряженный подвиг, отдача всех своих сил. Ну что-то не произошло, у кого-то что-то не получилось – в этот раз. Но это люди, которые у меня вызывают глубочайшее уважение своей готовностью отдавать свои силы, понимая, что за ними огромная страна, великая Россия и они сегодня делегаты туда, где линия фронта.

И они, сражаясь там за свою страну, с достоинством и честью, что отстаивали, Сережа? Давайте будем с Вами откровенны. Я как пастырь ощутил для себя как никогда – да, я об этом читал, слышал, я это воспринимаю и разделяю эту позицию, – н о сейчас, в том общемировом противостоянии, где зло, увы, набирает силу, не существует больше такой страны, кроме нашей, которая этому злу может противостоять. Я подчеркиваю: речь не о спортсменах. Речь о той идеологии, мировоззрении. А это сатанинская идеология, дьявольское мировоззрение, которое насаждается сегодня в мире. Не существует больше в мире такой страны, кроме России, которая сильна своей верой, православием, готовностью учиться дружить, объединяться, жить в мире, но когда нужно, явить мудрую силу, в том числе и на таких соревнованиях, показывающую, что мы живы, что мы готовы отстаивать свои национальные интересы, а вместе с тем с честью и благородством относиться к нашим соперникам. Я аплодировал спортсменам других стран. Прекрасные выступления. Ну как же можно не поприветствовать тех, кто только что явил красоту, изящество, умение? Но я не приветствовал внутренне проявления нечестного, неправильного, неблагородного отношения, являвшегося в отдельных представителях некоторых сборных.

– К сожалению, бывает и такое.

На состязаниях такого уровня вы видели подвиг людей, дух соперничества. Человек преодолевает себя, Вы об этом уже упоминали в нашей беседе. Что такое с духовной точки зрения соперничество?

– Мы должны с Вами быть очень аккуратными. Мне в пастырском служении приходится заниматься организацией разных мероприятий – творческих, спортивных. Мы открыли в ушедшем году, в конце прошлого года, первую воскресную спортивную школу. У нас двадцать видов спорта свой спортивный комплекс. Проведены девять чемпионатов воскресной школы по футболу и тридцать футбольных турниров (Кубок святого князя Дмитрия Донского), имеющих статус международных. И там это имеет место, там живые люди. И здесь, конечно, это представляется. Все очень близко. Вот они, эти человеческие эмоции, вот соседствующие с ними страсти, с которыми важно вести борьбу.

Я подчеркиваю: с трезвением понимать, что перед тобою. Но это живые люди, и кто-то должен помочь им направить эти внутренние процессы в верное русло. Если мы махнем рукой и скажем: «А, там бурлит-кипит…» Бурлит и кипит! Бурлит и кипит, уверяю вас. И было порой ощущение, что ты в аду. И даже приходила мысль: «Что ты здесь делаешь?» Я отвечал на эту мысль: я здесь с патриаршего благословения, я несу свою маленькую миссию, нахожусь на этом месте, и эти люди здесь должны вспомнить про Христа, сказать Ему в сердце своем о своих отношениях с Богом. Ты маленький человек, ты только несовершенный инструмент, но сейчас, на этом пространстве, ты должен сделать то, что должен совершить, должен их духовно поддержать, а еще ты должен тренироваться. И вы знаете, я почувствовал потребность увеличить молитвенное правило. Более того, я ощутил потребность обратиться к прихожанам, и мы открыли в этом году яхт-клуб и совершили кругосветную парусную регату.

– На приходе Дмитрия Донского?..

– Я сделал паузу. Я смотрю на реакцию людей, когда что-то такое священник сказал… Я поясню, что имею в виду. Мы открыли библейский яхт-клуб и в дни Великого поста совершили кругосветную парусную регату. Я предложил прихожанам нашего храма святого благоверного князя Дмитрия Донского в Северном Бутове войти в этот библейский яхт-клуб. Вошли 360 человек. И мы полностью прочитали Священное Писание, Библию за Великий пост. Мы читали ее в удобное для нас время каждый день. Взрослые – это была большая регата – читали полностью, дети читали Новый Завет. Был некий рейтинг (конечно, условный), были названия яхт. Никто не знал, кто является капитаном той или иной яхты. Был рейтинг, были правила (они прописаны у нас на сайте http:// www.dmdonskoy.ru). Да, это некоторое соревнование. Но мы очень быстро убрали этот соревновательный дух и читали Священное Писание. Более того, были толкования на Священное Писание, были преподаватели из московских духовных школ, приезжавшие к нам для того, чтобы общаться с прихожанами, было много материалов на сайте в аудио– и видеоформате, были книги, лучшая литература была собрана в церковной лавке, люди читали с погружением в Божье слово как никогда в жизни! Скажу честно, я никогда не проходил такой Великий пост. Триста шестьдесят человек – и мы вместе читали Священное Писание.

И вот я обратился к своим прихожанам, к единомышленникам, помощникам с тем, что я нуждаюсь в их поддержке. И мы каждый день Успенским постом (а пост строгий)… И знаете, я для себя принял такое решение. Я здесь священник. У ребят свой режим жизни, свой пост, они тренируются, представляют страну на такой международной площадке. Их режим жизни – это уже воздержание. Но ты пастырь, и все эти разговоры о путешествии, о послаблении неуместны в этой ситуации, на линии фронта. Надо строго поститься. И еще необходимо в этой ситуации усилиться поддержкой тех, с кем ты проплыл этот строгий пост, ощутив внутри удивительную силу. Ведь после этого времени нам выделили два с половиной гектара земли в природном комплексе (впервые в истории Москвы!), в том месте, где мы строим сейчас огромный комплекс.

Мэр Москвы подписал бумагу, дающую нам право построить 15 600 кв. м построек, имеющих отношение не только к храму как к центру (безусловно, храм – центр нашей жизни, это само собой), но и к гимназии, и к различным сферам деятельности в области преподавания Божьего закона и вообще работы с молодежью. И досуговый центр, и дошкольный лицей – все это у нас есть, ведется дальнейшая работа по спортивному воспитанию, физическому развитию детей. И вот подписанный документ нас потряс. Мы потрудились – и вот тут то же самое чувство, что нужна помощь. Я обратился за помощью, и мы вместе каждый день прочитывали полностью Евангелие одного из евангелистов. И к этому чтению добавлялись молитвы. Одна из них – прочитанная Святейшим Патриархом в Успенском соборе в конце молебна перед отправлением сборной в Рио, а вторая – также коленопреклонная – к Матери Божией с обращением к Царице Небесной с просьбой о помощи в этом нелегком предстоянии.

Я не преувеличиваю, я испытывал живую связь с прихожанами, я чувствовал, что они молятся, в том числе и дети. И я оценил это состояние впервые. Впервые, потому что эти люди – кто-то ночью, порой, как я, кто-то днем, когда имели время, – вставали на молитву, читали Евангелие и поддерживали и нашу сборную, и на нашей маленькой родине нашу большую страну. Так получилось, что мы, наш приход, оказались в гуще событий. И раз мы оказались и имеем некий навык, мы должны потрудиться и совершить этот такой важный и нужный шаг, для того чтобы в итоге сделать с помощью Божией такое необходимое в этот момент дело.

– Батюшка, Вы по роду своей деятельности как настоятель и директор гимназии, спортивной школы скажите, с кем Вам легче всего общаться в духовном плане – с маленькими спортсменами, воспитанниками ваших спортивных секций, или со взрослыми спортсменами?

– Я поправлю, Сережа: я не являюсь директором гимназии. Я директор спортивного комплекса, воскресной школы, но гимназии пока еще у нас нет. Даст Бог, она будет. Но я подчеркиваю: необычная гимназия. Это будет гимназия дополнительного образования. То есть дети будут приходить, для того чтобы заниматься с очень хорошими преподавателями (они есть у нас на приходе), профессионалами, готовыми отдавать, для того чтобы готовиться к поступлению в хорошие вузы, и чтобы молодежь, имеющая хорошее, достойное образование, продолжала быть солью в этом мире. На разных площадках. Это и управление, и вопросы, связанные с культурой, искусством, это и наука, и спорт в том числе, чтобы были те, с кем нам в перспективе можно было бы продолжать возрождать и укреплять нашу страну.

А что касается общения и взаимодействия – вы знаете, я бы не стал сравнивать. Есть свои трудности и сложности в общении и со взрослыми, и с детьми. Дети порой более открыты, но я скажу, что и взрослые порой как дети. А в момент испытаний бывали такие встречи, что было ощущение, будто ты общаешься с ребенком. Потому что когда человек находится в состоянии напряжения, переживания, – насколько в его жизни обнажается то, что тут же тебя сопровождает к высказыванию «Будьте как дети». Я не хочу приводить конкретных примеров. Да, с кем-то из людей, в том числе очень известных, мне пришлось там общаться, пересекаться; я очень дорожу теми духовными связями, которые стали складываться, и не хотел бы сейчас, перед камерой, на многомиллионную аудиторию вести разговор о ком-то, с кем Господь дал соприкоснуться, после чего эти люди порой принимали важные решения, для того чтобы некоторые даже свои ошибки исправить. И это очень важно, потому что мы все одна семья, и вот в момент испытания мы ощущаем личную ответственность друг за друга в важном деле.

– Действительно, иногда чувствовалось это общее дело, даже когда смотришь на экране телевизора на наших болельщиков, тем более спортсменов, чувствуется какая-то связь, объединение в этот момент.

– Безусловно. И еще, понимаете, одно дело поддержать близкого человека, другое – войти в раж и начать…

– Буйствовать.

– То есть кто-то должен сказать: не начинай этого другого, не зови эту иную силу. Не надо. И знаете, ведь люди слышат. Они успокаиваются, собираются, начинают молиться! Они свою энергию направляют в другое русло. Они начинают молиться. После полуфинального матча я спросил у наших гандболисток, как они там, мы-то здесь молились. «Батюшка, мы все молились, бегали по полю и все молились». Это мне сказали сами гандболистки. Понимаете? Вот куда направить эти внутренние силы? Да, мы в пути, да, наши порывы еще не облагорожены, но мы же должны быть в направлении облагораживания этих порывов, и кто-то об этом должен сказать – и о том, как правильно отнестись к победе и к поражению, о том, как верно отнестись к сопернику, к тренеру, к родителям, которые воспитали тебя.

Вы знаете, это очень важно, ведь этих молодых людей родили, воспитали, привели к этому соревнованию, предстоянию за страну многие люди. Как важно им самим об этом не забыть, сказать верные, нужные слова близким, которые сегодня там переживают. Приходили девчонки, наши спортсменки, со слезами: «Батюшка, можно помолиться, мама переживает». Знаете, записывал эти имена и чувствовал, что ты сейчас здесь должен поддержать кого-то – вот там. Признаюсь вам честно: я давно так не молился, как там. Это какое-то особое состояние, потому что, наверное, эти сложности и трудности побуждают нас глубже посмотреть в себя и понять, что действительно «на всяком месте владычествия Его благослови, душе моя, Господа». Это правда. Казалось бы, такие события, переживания, чувства, бурлящие эмоции… Да, но ведь кто-то должен призывать к трезвению. Это очень важно.

– Общались ли Вы с нашими болельщиками помимо спортсменов? Много ли их было?

– Да, это разные люди. Это и те, кто непосредственно прилетел со сборной и поддерживал их. Это и администрация, и, как я уже сказал, медработники, и волонтеры, и просто люди, приехавшие из России, – кто-то из мира спорта, кто-то из мира литературы, культуры, театра, кино, предприниматели… Да, мы пересекались – с кем-то в большей степени, с кем-то в меньшей, но мы ощущали, что сейчас мы здесь присутствуем от нашей страны, и эта теплая, живая связь с большой Родиной ощущалась очень сильно.

– Наша страна многоконфессиональна. Естественно, спортсмены у нас разные – и с Северного Кавказа, и с азиатской части, и так далее. Как к Вам относились спортсмены других конфессий, общались ли Вы с ними?

– Да, Сережа, Вы знаете, с большим уважением. И я к ним – с теплотою и поддержкой, к нашим ребятам борцам, к боксерам, были и девушки – неправославные христианки, баптистки. Вы знаете, с теплотою внутренней, с пониманием, что все мы – Божьи дети, что все мы Богом любимы, ни про одного из нас Он не забыл, а вот каковы моменты этих отношений – это уже другая тема.

Понимаете, здесь есть еще немаловажное обстоятельство. Я скажу, что порой кто-то из своих тебя не заметит так, как кто-то из тех людей, кто, может быть, не является православным, но воспитан родителями в уважении к старшему и почтении к тебе. Такой человек может быть примером для «своих», которые такого отношения не выказывают. Знаете, были такие интересные примеры. Я проходил, сидят наши русские ребята. Нет, это был единичный момент, но он имел место. Это были волонтеры, приехавшие из России. Они большие труженики, много старались, помогали; среди них, я общался, были и те, кто приходил на исповедь, были и другие, светские ребята.

И вот я подошел к столу, а они сидят, молодежь, общаются с тобой и не поднимаются. Я старше, они мне в дети годятся, и только один человек поднялся. Более того, меня сопровождал переводчик, тот, кто помогал мне в вопросах организации мероприятий. Он был старше меня, но выказывал мне отношение и уважение, и он мне потом сказал: «Батюшка, как-то нехорошо, почему же они не встали?» Георгий Александрович – замечательный человек, так мне помогал. Он и еще Алексей непосредственно опекали меня, приезжали, забирали, привозили на соревнования, уделяли внимание, чтобы ты был в форме. «Что нужно, батюшка?» – Чтоб вы делали свое дело.

И вот он спросил: как же так, даже не поднялись. Я ему ответил: «Да, Георгий Александрович. Но разве мы здесь не сталкиваемся с этим поведением молодых людей? Сразу, в одночасье, невозможно все в один миг, нельзя, нарушены традиции. Мы должны понимать, что мы сейчас переживаем в нашей стране духовно-нравственный и патриотический кризис. И не все проникнуты этим пониманием, не все охвачены культурой поведения, не все разделяют даже какие-то взгляды, связанные с возрождением этих традиций». И вот тут, вы знаете, я скажу, с каким уважением ведут себя ребята с Кавказа! Руку пожмут, поклонившись, проводят тебя. Это ли не пример? Глубокое уважение и благодарность их родителям, которые их воспитали в таком уважении к старшим.

Вспомнился один случай. Я преподавал в Московской финансово-юридической академии основы духовной культуры. Это был спецкурс, и туда ходили все – и индифферентные к религии люди, и верующие, и представители разных конфессий. А когда заканчивался учебный год, я попросил написать сочинение. Ребят-мусульман попросил написать сочинение об отношении к родителям в исламе. Потом взял эти сочинения, принес в семинарию, где преподаю, и зачитал их как пример. Далеко не у всякого нашего студента семинарии (я отдаю себе отчет в том, что говорю) я встречал такое отношение к родителям, как выказанное в этих сочинениях. Причем я прочитал лучшее сочинение. Написано оно так вдохновенно! Просто, но так искренне, до слез. Вот эти глубинные моменты и проявлялись там, когда напряжен человек.

Но знаете, ты замечал, как на твоих глазах с помощью Божией, совместными усилиями, каждый делал свое, люди сами собрались, настроились, хорошее настроение, хороший внутренний подъем, была готовность трудиться и явить миру, что мы не сломлены. И с помощью Божией эту победу, которую Господь нам дал, мы ее ощутили, принять в руки и Бога не забыть поблагодарить. Я разговаривал с нашими гандболистками перед финальной игрой. Они всегда приходили на молебен помолиться. Не все, у всех свой режим, но всегда была делегация. Они порой звонили: «Батюшка, мы хотим прийти», мы договаривались, когда им было удобно, они приходили и переживали, конечно. Вот что я им сказал перед финальной игрой с девушками из Франции. Сейчас может произойти так, что вы победите и мы будем вас поддерживать в этом предстоянии за страну. Не забудьте Того, Кто даст вам победу. Вы про Него, про Бога, не забудьте говорить потом в ваших интервью, рассказывать дома, как вы просили священника о поддержке и он оставлял другие места, куда мог пойти, и шел к вам, потому что вы очень просили его быть. И вы чувствовали эту живую связь, вы ее испытывали.

Не забудьте Бога поблагодарить и об этом рассказать и детям своим, и родителям, и родственникам, и друзьям, и тем многим вашим болельщикам, той группе поддержки, которая переживала за вас, чтобы они понимали, от Кого дается победа и еще – для чего она дается. Нам она была сейчас нужна, в момент этого обрушившегося испытания, связанного с попытками злых сил. Я говорю про бесовские силы, которые, порой посещая несчастных людей, наполняя их сердце злобой, ненавистью, делают их послушным орудием в своих руках. Людей мы оправдываем, грех мы осуждаем. С беззаконием мы не можем не бороться, потому что если грех не бороть, если злу не противостоять, тогда оно, по слову преподобного Паисия Святогорца, обнаглеет и будет совершать полное непотребство, смущая, разрушая мирное, доброе и правильное.

– Батюшка, к сожалению, время у нас ограничено. Действительно, говорю это с досадой, потому что то, что Вы сейчас рассказываете, достойно того, чтобы написать книгу. Наверное, в завершение последний на сегодня вопрос. Хотелось бы, чтобы Вы обратились к подрастающему молодому поколению. Чему может современный молодой человек научиться у наших олимпийцев?

– Знаете, пройдя этот небольшой этап жизни и очень радуясь ему, потому что это было очень интересно, трудно, вдохновенно, важно и нужно для ощущения себя живущим в этой стране, я скажу, что стоит уехать за тысячи километров, чтобы с благодарностью ощутить себя живущим в этой стране. Это огромная честь.

Я хочу сказать вот о чем. Этим молодым ребятам я хотел бы пожелать не останавливаться. Только чрезмерные усилия бывают плодотворными. Умеренные – никогда, как написал преподобный Феодосий Киево-Печерский. Но эти усилия важно направлять в верное русло и понимать, Кто нам дает силу, Кто является источником этой силы. И совершая сегодня какие-то действия, возможно, достигая маленьких или больших высот во внешнем делании, помнить о внутренней работе, о молитве, о Таинствах Церкви, о чтении Божьего слова – это тренировка внутреннего человека. Как постепенно тренируется внешний человек и достигает результата, так же должен тренироваться человек внутренний. Потому что эта жизнь закончится, а вот с чем пойдем туда? Если мы с Богом здесь отношения не выстроим, если здесь с Ним в живую связь не войдем, не ощутим этого искреннего, глубокого взаимодействия личности с Личностью, мы там с Ним не будем. Не Он нас не пустит в Небесное Царство – мы прозеваем свою жизнь, потратим ее на другое.

И еще. Знаете, подлетая к Москве после многих часов, проведенных в аэропорту, где мы много общались со спортсменами, со стюардессами, после пятнадцати часов перелета (и тоже живого, интересного общения, которое продолжается и дальше, это отдельная тема), я просил: «Господи, можно будет это написать? Что-то короткое, чтобы осталось в памяти у тебя и у тех, с кем, прощаясь, ты об этом скажешь». Уже была видна Москва…

Мы с победой вернулись домой.
Слава, честь у родного порога.
Не забудь со смиреньем, друг мой,
В благодарности вспомнить про Бога.

Вот так.

– Спаси Господи!

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать