Беседы с батюшкой. День памяти преподобного Серафима Саровского

31 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове.

– Как уже многие знают, сегодня память святых отцов шести Вселенских Соборов, но не нужно забывать о завтрашнем большом празднике – это память Серафима Саровского.

– Да, сегодня, в воскресный день, Церковь празднует память отцов шести Вселенских Соборов, на которых было установлено исповедание православной веры, где проходила борьба с различными ересями. Во время этих Соборов сформировался Символ веры, который мы с вами сегодня исповедуем, и каноны, по которым мы живем до сего дня. Поэтому, конечно, этот день для нас важен, важно помнить святых отцов, потрудившихся для того, чтобы сегодня мы с вами были православными христианами. И конечно, важно знать о том, что было на тех Соборах в истории.

Завтрашний день – праздник, который уже начался с сегодняшней вечерней службы, день памяти преподобного Серафима Саровского, великого подвижника нашего Отечества. Наверное, нет такого человека из тех, кто посещает православные храмы, который сегодня не знал бы о преподобном Серафиме Саровском, поэтому поздравляю вас всех с этим праздником. Желаю, чтобы в сердце каждого из нас была та любовь к Богу и людям, которую стяжал в своем сердце преподобный Серафим, чтобы эта радость о воскресшем Господе, с которой он жил всю свою жизнь, присутствовала в нашем сердце, чтобы его слова «Христос воскресе, радость моя!» действительно были актуальны для каждого из нас на каждый день нашей жизни.

– Совсем недавно, в начале XX века, была целая плеяда старцев: оптинских, в Глинской пустыни. Скажите, сейчас есть старцы?

– Наверное, старцы есть. Зададимся вопросом: кто такой старец? Для одного это чудотворец, совершающий какие-то чудеса, и человек, от которого непременно ждут какого-то откровения или знамения. Для меня это, прежде всего, человек с огромным духовным, жизненным, церковным опытом и мудростью, которую Господь дает этому человеку: мудростью рассуждать, давать правильные советы в нужный момент. Если человек сочетает в себе такое, то, наверное, он старец. И, конечно, молитвенное состояние, в котором он находится, – это, наверное, показатель той духовной жизни, которую он ведет.

Мы знаем, что наряду со старцами бывают лжестарцы и младостарцы. Их особенно много развелось в последнее время, когда, не имея ни духовного, ни церковного, ни даже житейского опыта, эти люди поддаются соблазну научать и считают себя старцами. Народ, к сожалению, бежит к таким старцам.

Есть старцы действительно молитвенники, но это не публичные люди, а находящиеся, как правило, в каком-то уединении, в своем внутреннем духовном сосредоточении. Я знаю таких священников, которых можно было бы считать старцами, и, наверное, они таковыми и являются.

– Но о них не принято говорить, и они не афишируют себя.

– Не принято.

– Часто люди, которые только приходят в Церковь, именно таких и ищут. У меня даже был случай, когда ко мне подошли в Троице-Сергиевой лавре и спросили об одном человеке. Я рассказал о том, что знал (как можно с ним связаться, когда на службу прийти), и мне задают такой вопрос: «Скажите, мы сейчас сходим на исповедь, причастимся – как скоро мы получим желанный результат?» То есть люди часто ищут именно эффекта: пришел в церковь, поставил свечку, причастился – и у тебя будет результат. Это же действительно большое упущение.

– К сожалению, современный мир, наверное, пытается выстроить рыночные отношения и в духовном плане, в том числе и в Церкви. Как в «Двенадцати стульях»: «Утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья». Поэтому люди считают: пришли, купили свечку подороже, пожертвовали на храм – значит, должны получить какое-то ответное действие. Нет, абсолютно не так. Если человек пытается делать что-то ради того, чтобы за это что-то получить, то такой жертвы, может, и не нужно было бы делать, потому что это совершенно пустая жертва. Какой подвиг вы совершаете, если даете в долг, зная, что вам отдадут? Об этом в Евангелии сказано, и лучше, чем там, не скажешь. Надо прежде всего изживать из себя подобное и выстраивать отношения любви к Богу, как у преподобного Серафима. Если любовь к Богу есть, то и жить человеку становится гораздо легче, потому что он начинает жить по воле Божией, начинает видеть волю Божию.

А мы только свои требования предъявляем Богу. Нам бы хотелось как Марфушечке-душечке: «Давай жениха, давай приданое, давай это, давай то…» Только «дай, дай, дай» вместо того, чтобы сказать: «Господи, благодарю тебя на всяк день и на всяк час моей жизни за то, что Ты посылаешь Свои огромные милости в мою жизнь. Даже если это скорби, болезни – все равно это великая милость Божия, потому что через это Господь часто призывает людей именно к тому, чтобы они обратили свой взор от окружающего их мира, который гонит нас, к тому горнему миру, где радость общения с Богом.

– Часто стало проблемой, когда человек приходит в церковь, не понимая, куда он пришел. Мы уже отметили такое явление, когда он ищет результат, видит, что у кого-то все хорошо получается, и думает: «Пойду и я в церковь, может, и у меня все наладится». Приходит такой человек в церковь – как с ним разговаривать? Как ему посоветовать, как его убедить в том, что это не лавочка, где можно купить себе какую-то благую жизнь, достаток, а действительно место, где человеку нужно совершенствоваться и быть с Богом?

– Кстати, с таким человеком разговаривать гораздо проще, объяснить, что это не лавочка и что человек должен сам определиться, нужно ли это ему и для какой цели. Если для того, чтобы что-то получить, то, наверное, это не нужно, если пришел через силу или его заставляет невеста, жена или, наоборот, муж, потому что так положено, – «невольник не богомольник».

Гораздо сложнее бывает с людьми, которые ведут достаточно стабильный образ жизни, может быть, материально достаточно благополучные, ведут христианский образ жизни, ходят в храм, занимаются благотворительностью. А мы знаем, что когда человек начинает совершать что-то полезное, доброе, всегда начинаются какие-то искушения. И когда у такого человека начинаются в жизни искушения, начинает рушиться бизнес, когда он лишается того образа жизни, к которому привык, здесь гораздо сложнее бывает объяснить человеку, что это надо принять как волю Божию. Если человек может это принять, то это огромное счастье убедить такого, что все происходит по воле Божией, потому что бывают испытания. Иов Многострадальный – это пример нам в жизни: он все претерпел, и Господь все воздал. Мы должны к этому стремиться.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Кажется, еще Серафим Саровский говорил, что для настоящего христианина Иерусалим там, где он живет. И у меня вопрос по поводу беготни за этими старцами. Лжестарец или нет – зачем вообще это устраивать? Что это дает человеку?»

– Кто это устраивает? Мы сами, то есть те люди, которые приходят в храм. Ведь все хотят поехать к старцу и услышать волю Божию, но, услышав ее, никто не хочет ее исполнять. Или считают, что это не воля Божия, и начинаются метания от одного старца к другому, потому что человек ищет не воли Божией, а такого старца, из уст которого он услышал бы то, что он хочет слышать. Это абсолютно неправильно. Зачем люди этим занимаются? Я не знаю. Так же, как хотят простоты, но не внутренней духовной, не той, «где просто и ангелов со сто», а простоты во взаимоотношениях с Богом: «я пришла, попросила, а Ты мне сразу дай», так и здесь получается: «сейчас поеду к старцу – и у меня все наладится». Да ничего не наладится.

«Батюшка, освятите мне квартиру, у меня все плохо». Батюшка освятил, но что ты поменяла в своей жизни? «Батюшка, Вы квартиру освятили, ничего не изменилось». А что там может измениться, если человек сам не изменился? Каждое церковное действо должно преображать душу человека, с каждым церковным действом человек должен преображаться сам. Поэтому можно бегать по старцам, по святыням, но быть «медью звенящей, кимвалом бряцающим».

То же самое относится к ставшему сейчас модным понятию «отчитка»: и по делу, и без дела люди обращаются и даже не задумываются над тем, насколько это серьезная вещь, насколько к ней с осторожностью надо относиться. Приходят и говорят: «А вот нам надо… Когда поехать и где можно это сделать?» В лавре в какие-то моменты принимают на отчитку, и люди говорят: «Нам надо, у нас проблемы…»

– А вы в храм ходите?

– Нет, не ходим.

– Вы причащаетесь?

– Нет, не причащаемся.

– Так начните с малого – с исповеди, начните в храм ходить, причащаться, и тогда, может, вам не нужно будет ехать на отчитку.

Не значит, что каждый человек является бесноватым. Да, бес, конечно, хочет отвратить от праведной жизни тех, кто пытается быть с Богом, а тех, кто не пытается, – чего их искушать-то? Они и так его, поэтому зачем ехать на отчитку? Здесь от самого человека зависит, никто не пропагандирует, особенно Церковь, она вообще никого не рекламирует. Если люди находят человека, близкого себе по духу, считают его старцем и ездят к нему – слава Богу. Но, еще раз говорю, старцы есть, а духовных чад, к сожалению, очень мало. Называться ими хотят все, а исполнять волю духовного отца не хочет никто.

– Скажите, а что такое воля духовного отца? Как ее понимать? И какие границы этой воли?

– Наверное, вначале надо определиться, кто такой духовный отец. Духовнические отношения – это особые отношения между двумя людьми, то есть человеком, который считает себя духовным наставником, и человеком, который вверяет себя в руки своему духовному наставнику. Здесь должно быть полное доверие одного к другому, и тот, кто вверяет себя, наверное, должен все-таки слушать своего духовного наставника, если он действительно нашел такого человека, а не с бухты-барахты пришел к кому-то и сказал: «Мне надо, я хочу…», а потом разочаровался, побежал к другому.

Но люди, которые действительно нашли такие отношения духовничества (сам опыт церковной жизни показывает), полностью вверяют себя воле своего духовника, потому что духовник знает человека, знает его страсти, проблемы его жизни, он начинает видеть, что человеку нужно, потому что духовник – это духовно и житейски опытный человек. Он молится за человека, и мы же не знаем, какие откровения Господь дает ему в тот или иной момент, ведь Господь вразумляет человека, не зря на священнике есть благодать Божия. Порой мы и сами не знаем, что нужно было бы ответить, а Господь как-то указывает тот путь, который надо было бы показать человеку.

Это очень важно: уметь доверять своему духовнику и исполнять его волю, но не надо «дергать» духовника по каждой мелочи: «Батюшка, благословите в магазин сходить, а надо ли мне сейчас купить это платье?» Когда вы принимаете какое-то решение, касающееся вашей жизни, тогда, конечно, надо бы спросить мнение духовника и получить его благословение. А то у нас часто бывает так: «Батюшка, благословите в отпуск поехать на море». Батюшка говорит: «Не благословляю». «Ну как же так, батюшка, я уже билет купила». В отношении духовника и духовного чада должно быть наоборот: прежде чем покупать билет, ты должен прийти и сказать: «Батюшка, благословите, я хотел бы поехать на море, как Вы на это смотрите? Нужно это или не нужно?» Если вы доверяете друг другу, то ты принимаешь мнение своего духовника, значит, ты нашел в нем что-то, считаешь, что Господь ему открывает что-то и он может вести тебя по этой жизни». Поэтому надо уметь доверять своему духовнику.

– Только хотел спросить про отпуск, зная такую ситуацию, когда духовник запретил, а ему говорят: «А мы уже билеты купили». И этому человеку была епитимья. Скажите, это действительно такая большая оплошность в отношениях с духовником?

– Это не оплошность в отношениях, не надо было тогда приходить и спрашивать благословения. Человек уже принял решение – и пусть живет и поступает как знает.

– Просто человек пришел действительно благословиться, чтобы за него помолились. Разве есть в этом что-то плохое?

– Нет, но если это отношения духовника и духовного чада, наверное, что-то там этому предшествовало, не просто так это было сказано и епитимью человек не просто так получил. А если это было самодурство со стороны духовника, то поэтому я и говорю: внимательно подходите к выбору духовника, очень тяжело его найти, надо молиться, чтобы Господь послал такого человека. Священников много, а духовников единицы. Это огромный подвиг, и не каждый священник может брать на себя такую ответственность. Да и раньше Церковь не каждому священнику разрешала исповедовать. Допустим, сейчас в Греции эта традиция сохраняется, а у нас уже достаточно давно Церковь утратила эту практику, когда не каждый священник, служащий на приходе, исповедует; или как в монастыре: не каждый священник имеет право исповедовать.

– Сейчас есть такое в некоторых монастырях.

– Да, не каждый имеет право исповедовать, а только тот, кто имеет на это особое благословение духовника, то есть он может совершать литургии, требы, но принимать исповедь и разрешать от грехов не каждый имеет право. В Греции эта практика до сих пор сохраняется. Почему, допустим, они причащаются без исповеди, то есть не перед каждым Причастием исповедуются? Потому что духовник может быть один на несколько приходов, и в этот момент он может находиться в другом приходе, где исповедует людей, а здесь просто служит приходской священник, который имеет право служения, но не имеет благословения от архиерея исповедовать.

У нас, по милости Божией и благословению священноначалия, всем священникам дается такое право, независимо от возраста, но и поэтому каждый здесь должен очень мудро подходить к этому вопросу, осознавая свою немощность. А если человек ощущает какую-то свою духовную силу, то над этим тоже надо задуматься, правильно ли это. Нужно ощущать свою немощь и уповать на волю Божию, что Господь будет как-то помогать вразумлять в эти моменты, и, конечно, нужно очень взвешенно подходить к тем советам, которые вы даете. Надо быть снисходительнее к людям. Это не значит, что надо все позволять, но нужно быть очень снисходительным.

В свое время я спросил про одного старца у своего священника: «Скажи мне, пожалуйста, ты должен быть с ним знаком, как ты считаешь, что из себя представляет этот старец?» Он говорит: «Ну, что старец? Ну, батюшка старенький, служит так же, как и мы, проповедует тоже, как и мы. Только мы проповедуем, а он живет так, как проповедует». Понимаете, надо учиться жить так, как ты проповедуешь. Если ты что-то требуешь от кого-то, то старайся сам это соблюдать. Если не соблюдаешь сам, то, наверное, это было бы безнравственно – требовать от другого того, что сам не делаешь. Поэтому когда ты духовник, должен стремиться быть более совершенным сам, чтобы пытаться вести за собой остальных, иначе получится, что слепой слепого до ямы доведет.

– Вопрос телезрительницы из Киргизии: «Я хочу спросить у Вас совета, как мне быть. Когда-то мы с мужем удочерили ребенка, но она об этом факте не знает, у нас уже двое внуков от нее. Я знаю ее мать и брата, как нам быть: сказать ей об этом или нет? Будет это для нее травмой? Мы уже пожилые люди, мне хотелось бы, чтобы у нее были родственники».

– У нее же есть дети, это уже огромное счастье. Вы лучше знаете свою дочь, насколько она здравомыслящий человек, как она сможет принять эту весть, насколько это не будет для нее травмой. С другой стороны, все тайное рано или поздно становится явным. Не дай Бог, в какой-то момент Господь призовет Вас от жизни временной к жизни вечной, и, может быть, где-то в документах она все увидит…

– Телезрительница: «Нет, по документам она наша дочь».

– И пусть она будет Вашей дочерью, у нее есть дети, есть вы, а если нужно будет, Господь откроет ей в свое время. Не надо сейчас выводить ее из того духовного равновесия, в котором она находится. Очень сложно советовать в таких ситуациях, надо знать вас, ее, но, может быть, и не стоит сейчас что-то ей говорить.

– Может быть, дочь смотрит телеканал «Союз» и сама все увидит.

– Все может быть, но в любом случае они ее любят как родную, вложили в нее свою душу, воспитали, чего не сделали родные родители. И зачем тогда говорить? Иногда, бывает, хочется найти каких-то родственников, а когда находишь, думаешь: «Господи, зачем я это делал?» Всему свое время.

– Как правильно выбирать духовника? Многие люди говорят: «Зачем я вообще должен его выбирать? Зачем он нужен? Я все сам прекрасно знаю, исповедуюсь, причащаюсь, читаю молитвы».

– Что значит «нужно выбирать»? Вы должны почувствовать, что вам это нужно.

– Можно как-то обойтись без духовника, или это сложно?

– С духовником проще. Я читал жизнеописания, причем не какие-то далекие, древние, а середины прошлого века, эта очень хорошая серия издавалась в Сретенском монастыре – «Подвижники благочестия XX века». Там в основном рассказывается о псково-печерских старцах. Совершенно замечательные книги с описанием огромного духовного опыта, которые легко читаются и воспринимаются, очень много полезного черпаешь для себя. И, конечно, это огромное счастье, когда в монастыре новоначального вручают в руки опытного наставника. Это лучше, чем когда ты ничего не знаешь и пытаешься что-то сам. Самому можно очень далеко забрести или пойти не в ту сторону. А когда есть человек, который тебя подправит, подкорректирует твою дорогу, – в этом есть огромное счастье.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «У меня умер сын, 25 августа будет год, как это случилось. Это очень затяжная история, он был после аварии и ему надо было долечиваться, но он был настроен категорически против лечения. Я, конечно, делала попытки уговорить, но вот сейчас настолько жалею, что не заставила. Открылись все возможности, которые были закрыты при его жизни, не могу успокоиться, не могу простить себе, потому что все его болезни были излечимы. Пока человек был жив, его можно и нужно было уговорить, заставить, объяснить последствия, сделать все возможное и невозможное. Я постоянно говорила и делала, но был отказ и от скорой помощи, и от врачей, я не «дожала», все равно вижу, что это на моей совести…»

– Помоги, Господи, укрепи Вас Господь, очень тяжело терять детей. Тяжело терять родителей, но еще тяжелее терять детей. Это очень сложно пережить, но пережить нужно. Вы знаете, насильно человека в Царство Божие не втянешь, можно человеку предлагать, но насиловать его волю нельзя. Вы в данной ситуации сделали все, что на тот момент от Вас зависело. Человек сам не захотел пойти тем или иным путем. Какие у него на то были причины? Наверное, какие-то были. Отпустите его, не держите. Не надо сейчас думать о том, что можно было бы сделать, это надо было делать тогда, когда это можно было делать, а сейчас ни к чему истязание себя мыслью, что не сделал этого. Когда мы хороним родителей или кого-то из своих близких, то начинаем: «Вот, надо было побольше внимания уделять, почаще звонить, приходить, а может, чуть раньше положить в больницу, тогда бы все было по-другому». Это надо было делать тогда, когда это можно было сделать. Не стоит сегодня пытаться найти причину, почему это произошло, надо принять это как данность.

Сегодня Вы ничего уже не можете изменить, ему не нужны Ваши сожаления и внутренние копания, его душе нужна Ваша молитва, а молитва может быть только тогда, когда Вы успокоитесь, получите внутреннее духовное равновесие, когда Вы отпустите его, примете тот факт, что он умер, что его больше нет. Надо продолжать жить, Вам Господь дает время жить для того, чтобы молиться о нем, о его бессмертной душе, потому что нет человека, который живет и не согрешает. Наверняка и он в своей жизни совершал какие-то грехи, поэтому молитесь о нем, просите у Бога помощи, чтобы Господь и Вас укрепил, и ему простил его согрешения. Не держитесь за воспоминания о прошлом, вспоминайте что-то доброе и хорошее, что было, и начинайте жить дальше.

– Есть ли какая-то ответственность у человека, который отказывается от врачей и вследствие этого умирает? Грех ли это – отказываться от того, что продлевает жизнь? А жизнь – это дар Божий.

– Здесь нужно очень осторожно ко всему этому подходить. Если это каприз – это одно дело, но он же не накладывает на себя руки, не прекращает насильственно свою жизнь, он просто вверяет себя воле Божией. Пример нам – преподобный Серафим Саровский, который болел водянкой, три года страдал. Братия в монастыре хотела позвать к нему врачей, но он запретил и сказал, что будет принимать волю Божию, которую Господь послал, явив ему Свое милосердие, прославив Своего угодника: пришла Матерь Божия и исцелила его. Поэтому все очень сложно, провести однозначную грань нельзя.

Безусловно, надо ходить к врачам (наверное, Господь для чего-то дал врачей), но к традиционным, а то у нас сейчас столько лекарей и целителей, пытающихся лечить всякими народными средствами… Все-таки надо обращаться к людям, которые имеют какое-то академическое медицинское образование, имеют опыт работы, то есть к тем, которым вы доверяете. А дальше в каждой конкретной ситуации все индивидуально. Одно дело, когда человек не хочет зуб лечить или когда у человека онкология. Можно, конечно, продлить жизнь на полгода, но в мучениях… Или принять волю Божию, как Господь управит.

– Тогда волю Божию должны принимать близкие, ведь можно жить и для кого-то. Даже если твоя земная жизнь продлится месяц, но ты будешь с близкими – это какая-то радость и для других.

– Вы знаете, христианин должен к смерти относиться немного по-другому. Для нас смерть обычно трагедия, а это переход от временной жизни к вечной. Я не говорю, что это огромная радость, конечно, мы плачем, потому что мы люди, но плачем не потому, что нам часто бывает жалко того человека, которого мы провожаем в последний путь, а потому, что нам себя жалко, мы что-то теряем. Он-то приобретает, он там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, где жизнь бесконечная. А мы потеряли, мы не имеем этой возможности – общаться с ним сегодня, причем при жизни мы не пользуемся той возможностью, которую нам Господь посылает; имеем – не ценим, теряем – плачем.

– Если человек умер без покаяния – что это значит?

– Что понимать под понятием «без покаяния»? Не успел исповедоваться и причаститься? Например, он был практикующим христианином, который регулярно ходил в храм, исповедовался и причащался, но Господь не дал в последний момент исповедоваться… А бывает, человек уходит из жизни без сознания, его просто физически невозможно исповедовать и причастить. А можно и на смертном одре исповедоваться так, что лучше бы этого не делал, потому что эта исповедь может быть чисто технической, а не исходящей изнутри. В любом случае должно быть чувство покаяния.

– Сейчас многие люди, даже живя активной жизнью Церкви, то есть участвуя в Таинствах исповеди и Причастия, все равно не находят себе места в этой жизни, в том смысле, что чувствуют какую-то пустоту, рассеянность. Они выполняют это потому, что так нужно, привыкли, а в сердце пустота, но люди причащаются, принимают в себя Бога.

– Они не принимают в себя Бога.

– По крайней мере, видимым образом принимают.

– Да, но Бог есть любовь, и если у вас нет любви к Богу, тогда все остальное утрачивает смысл. Для чего вы это делаете? Из любви к Богу? И вы любите Бога так, как Он возлюбил нас, или потому, что это надо? Кому это надо, зачем? Чувствуете ли вы общение с Богом, Его присутствие, стремитесь ли к тому, чтобы почувствовать общение Божие, или это просто привычка? Плохо, когда это привычка.

– Вопрос телезрительницы: «Я осталась одна с тремя детьми, у меня очень сложная жизненная ситуация, я осталась без жилья и средств к существованию. Я бы хотела, чтобы Вы посоветовали какого-нибудь духовника или старца в Санкт-Петербурге или Ленинградской области».

– Мне сложно ответить Вам на этот вопрос, к сожалению, я не очень знаком с духовенством Санкт-Петербурга или Ленинградской области, но я думаю, что надо начать ходить в храм рядом с тем местом, где Вы живете, и Вы найдете того человека, который будет Вам близок. Походите по разным храмам, пообщайтесь с разными батюшками.

– Телезрительница: «Мы уже общались, но не могу найти такого, чтобы можно было как-то духовно перенести все эти жизненные тяготы. Хочется, чтобы кто-то посоветовал, как дальше жить».

– Жить надо с Богом, продолжать жить в любой ситуации. Почитайте книгу об Иове Многострадальном, хотя бы его житие найдите в Интернете, оно не очень большое, но очень назидательное для каждого христианина, как нам надо ко всему относиться.

Если Вы думаете, что сейчас найдете священника и все Ваши проблемы в одночасье решатся, то это не так, а если будете искать человека, который поможет Вам разобраться в Вашей жизни, в себе самой, попытаться найти себя в духовном плане, тогда, может, какой-то результат и получится. Но порекомендовать кого-то конкретно, к сожалению, не могу.

– При каждом храме есть разные службы, которые занимаются именно милосердием. Кажется, так и называется организация – «Милосердие», которая помогает людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

– Телезрительница: «Никто пока еще не помог. Мы ходим в храм, причащаю детей каждые выходные».

– Попробуйте в Вашем храме найти себе какое-то послушание, определите детей в воскресную школу, начните общаться с людьми церковными, которые там, внутри церкви, находятся, придите, помогите, постойте у подсвечника… Тогда Вас будут знать, и Вы их будете знать, будет какой-то разговор. А так – пришел человек со стороны с кучей проблем, Вы не знаете тех, к кому вы идете, и Вас никто не знает. Дать какой-то совет в этой ситуации очень сложно. Сейчас очень много храмов, поездите, просто надо приложить немного усилий, походить, дать нагрузку своим ногам. Если Вы будете просить и искать, Господь Вам пошлет человека, который поможет Вам разобраться, как дальше жить.

– Но действительно есть такие организации, которые оказывают какую-то целевую помощь матерям-одиночкам, женщинам, оставшимся вдовами.

– Безусловно, такие службы есть, но, как правило, на своих приходах знают тех людей, которые многодетные, у которых тяжелое материальное положение, и таким людям стараются как-то помогать в силу возможности, если они обращаются с такой просьбой. Если вдруг приходит человек со стороны, к сожалению, Церковь тоже не может всем помочь, у нас очень ограниченные средства. В силу возможностей – да, но взять и решить проблему жилья Церковь сразу не может.

– Часто еще с подозрением относятся к людям, которые пришли и что-то просят.

– Для кого-то это просто стало бизнесом. К сожалению, есть категории людей, которые сделали из этого бизнес, причем для них нет ничего святого, приходят и говорят о том, что сын находится в больнице в тяжелом состоянии или мать. Когда начинаешь проверять и узнавать, то оказывается, что и таких лечебных заведений нет или в данном лечебном заведении никогда не слышали о таких пациентах. Или каждый второй потерял паспорт и на дорогу не хватает, причем попадают в храмы, которые не возле вокзалов находятся, а в удалении и даже не возле метро. Провести эту грань между человеком действительно нуждающимся и человеком, пришедшим просто заработать на этом, очень тяжело. К сожалению, в этом тоже есть какой-то барьер.

– Скажите, а как все-таки относиться к таким людям? Давать ли милостыню, несмотря ни на что?

– Как говорят старцы, милостыня должна запотеть в твоих руках. Есть возможность – дайте, если нет такой возможности, то и дать нечего. Сердце подсказывает Вам, что надо помочь, – помогите, если есть какие-то сомнения или когда вы даете милостыню, а сами осуждаете в этот момент человека, то и милостыни с вашей стороны ноль и на пользу она, прежде всего вам, не пойдет.

– Достаточно ли просто нравственно жить? Почему нужно ходить в церковь, принимать участие в таинствах? Этот вопрос задают нам многие люди: и на многих форумах, и в некоторых организациях. Достаточно ли жить по совести, если я даю милостыню, уважаю старших, не нарушаю правила общественного порядка, я добрый? Зачем ходить в церковь?

– Я добрый, но живу без Бога в сердце…

– Бог есть в душе…

– В этом отношении есть хорошая притча. По-моему, кто-то из воронежских святителей (или сам Митрофан Воронежский) увещевал губернатора, который не очень любил ходить в храм. А в те времена положено было ходить в храм, особенно высокопоставленным людям. Святитель никак не мог его заставить это делать и при каждом удобном случае ему напоминал, что надо ходить в храм, а губернатор всегда отвечал, что храм у него в сердце. И как-то на одном из приемов святитель решил еще раз поувещевать этого губернатора, что надо ходить в храм. Когда тот очередной раз ответил, что храм у него в сердце, святитель не выдержал и сказал: «Да, а в голове колокольня».

Вне Церкви нет спасения. Через Церковь Господь дал Таинства покаяния, причащения. Если человек считает себя глубоко нравственным, то, наверное, он уже где-то заблуждается, если он видит только свои достоинства и не видит недостатков… Нет человека, который живет и не согрешает, в каждом из нас есть грех. И когда мы считаем, что можем достичь спасения и устроить свои отношения с Богом вне Церкви, Глава которой есть Христос, то можем ли мы рассчитывать на какое-то свое внутреннее совершенствование? Наверное, вряд ли, потому что здесь нет благодати, которая присутствует только в Церкви и преподается нам через Таинства покаяния и Святого Причащения; нет духовной помощи от святых угодников, к которым мы тоже молитвенно прибегаем не только дома, но и в Церкви, то есть мы надеемся только на свои силы. Поэтому вне Церкви нет спасения.

Все старцы никогда не считали себя высоконравственными людьми, они считали себя самыми грешными, причем чем большей святости достигал человек, тем больше видел в себе грехов, а мы уже считаем себя нравственными, видим свои достоинства, поэтому думаем, зачем нам Церковь, мы и сами можем духовно идти по этому бушующему вокруг нас «морю».

– Некая такая прелесть…

– Прелесть.

– А как с этим чувством бороться? Оно часто возникает и у простых верующих, которые ходят в храм.

– Должна быть любовь к Богу. Для чего человеку вера? Во что он верит? Верит в Бога. Что для него есть Бог, Христос, пострадавший за нас? Он же за нас пострадал, нас возлюбил, а где наша любовь к Нему? В чем должна выражаться наша любовь? В том, чтобы соблюдать заповеди: «кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдает». Соблюдаем ли мы заповеди? Не соблюдаем. Может, мы не нарушаем все подряд, но как часто мы переступаем их, закрывая глаза на какие-то свои мелкие проступки, мысли, которые иногда у нас бывают.

Это тоже грех, который мы порой совершаем даже в мыслях, еще не сделав его, а только подумав. «Несодеянное мной видят очи Твои, и в книзе Твоей все напишется», – говорил царь Давид в своих псалмах. Так и здесь: человек, приходящий в храм для того, чтобы встретиться с друзьями, или бабушки, приходящие на выходных для того, чтобы поговорить друг с другом, новостями поделиться, потому что дома скучно, дети помыкают («Отстань, ты ничего не понимаешь»), а тут «мы все вместе собрались», – вы нашли себе клуб по интересам или все-таки ищете общения с Богом и духовного совершенствования? Очень важно с этим для себя определиться: чего мы хотим, чего ищем здесь.

– Напоследок я бы хотел попросить Вас дать какое-нибудь наставление нашим телезрителям на дальнейшие праздники и дни оставшегося лета.

– Особенно наша Русская Церковь дает нам пример совершенно потрясающих подвижников благочестия, причем не только тех, которые жили когда-то давно, но и тех, которые жили совсем недавно, а может быть, даже и тех, которые сегодня живут рядом с нами. Научайтесь, умейте в своей жизни отделять доброе зерно от плевел, которые есть, ищите прежде всего духовного внутреннего состояния, ищите Царствия Божия, но не ищите справедливости на земле, не очень-то часто она здесь бывает. Ищите Бога в своей жизни, а Бог есть любовь, стяжите любовь в своем сердце к Богу, к окружающему вас миру, к окружающим людям, внутренний покой, «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Молитвами преподобного Серафима Саровского да укрепит всех нас Господь во все дни жизни нашей!

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать