Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

30 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Вопрос: «Что значит прощение грехов? Можем ли мы как-то узнать, прощен нам грех или нет?»

– Конечно. Если грех изгладился из нашей жизни и если мы редко обращаемся к нему в воспоминаниях, то значит, грех прощен.

– А если он продолжает возвращаться к нам в желаниях?

– Значит, не прощен.

– И что нужно сделать, чтобы это прощение состоялось?

– Нужно упросить Спасителя о прощении.

– Почему Спаситель может не хотеть простить или не может простить (как тут лучше)?

– Сначала должен захотеть сам человек и должен убедить в этом Спасителя.

– В том, что он хочет.

– Да.

– А каким образом убедить: каким-то действием или многократным прошением?

– Конечно, молитвой и всемерным воздержанием от этого греха.

– То есть Господь дает некий испытательный срок человеку…

– Я не думаю, что это какой-то срок. Но Господь же Всевидец, и Он видит и решимость человека, и серьезность его настроя.

– Порой человек со слезами кается, и это действительно слезы раскаяния. А проходит какое-то время, он приходит понурый и говорит: «Я опять стал жертвой греха».

– Значит, это были слезы не раскаяния, а слезы душевных переживаний. По внешнему виду это то же самое, на самом деле большой цены этому нет. Хотя люди обычно это ценят – именно свои переживания; они думают, что это и есть то самое искомое. На самом деле нет.

– Но если человек  действительно сокрушается о содеянном грехе со слезами?

– Это неплохо как начало. Но нужно-то не сокрушение, нужно отвращение ко греху.

– Но отвращение – это же тоже некое чувство человека?

– Нет, почему? Мы употребляем это слово «отвращение» в том смысле, что нам вид чего-то неприятен. Некоторые, например, не любят змей, смотрят на них с отвращением. Я этого, конечно, не понимаю, мне змеи очень нравятся. Но что люди смотрят с отвращением, это я сам видел. Но тут отвращение нужно понимать буквально: человек отвращается…

– Он поворачивается ко греху спиной.

– Да, поворачивается спиной. Тут важно не чувство. Конечно, человеку неприятно и думать об этом грехе, и вспоминать. Вот бывает так: человек напился, кто-то снял его на мобильный телефон и ему показал. И это зрелище настолько может, как отвратительное, подействовать на человека, что он от греха отвратится; ему противно это вспоминать.

– «Неужели это я?»

– И всякий риск, что он вернется к этому, его ужасает.

– Вот порой не хватает человеку действительно взгляда со стороны на себя и грехи.

– Конечно. Поэтому человек к себе очень снисходителен; и даже очень весело расскажет: «Ну, похулиганили…»

– Но прощение не тогда, когда человек этот грех назвал на исповеди?

– Нет. Преподобный Симеон Новый Богослов даже так говорит: «Священник говорит “прощаю и разрешаю”, а Бог и не прощает, и не разрешает». Чему каждый из нас свидетель тысячи раз, когда человек приходит с одним и тем же списком на протяжении четверти века и даже не думает о покаянии. Чувство осуждения себя за грех у него есть, но это же не отвращение от греха. Отвращение – это когда человек отвратился. Каких-то простых грехов, как курение, например, человек реально отвращается. А ведь есть же другие: зависть, ревность, желание учить… Я устал их вообще перечислять.

– Вопрос телезрительницы: «Я сделала аборт в молодости. Это страшный грех. Сейчас я уже на пенсии. Как мне узнать: простил меня Господь или нет?»

– Ну, это надо у Него спрашивать. Мне трудно сказать. Просите и молитесь. Господь даст знак.

– Вопрос: «Может ли духовное чадо оставить своего духовника и перейти к другому? Как это происходит, и не будет ли это грехом?»

– Нет, никакого в этом греха нет. И часто этому способствуют всякие обстоятельства: переезд в другое место, или болезнь, или смерть духовника, или возникает какое-то непонимание, что обычно между двумя людьми.

– Вот это непонимание действительно может быть причиной ухода, или надо все-таки посмиряться и потерпеть?

– Когда как. Единственное правило – постоянно не менять. Если человек постоянно ходит от одного к другому – конечно,  так не годится. Должна быть основательная причина.

– Вопрос телезрителя: «Как Вы могли бы объяснить божественную идею соединения телесного с душевным в виде человека? В чем идея?»

– Я не понял вопроса.

– Почему человек создан материально-духовно-душевным, то есть трехсоставным?

– Чтобы творение смогло возлюбить Бога.

– То есть человеку дано такое свойство?

– Да, ему дан дар свободы, разум и его бессмертная душа. И он этим уподобился Богу и способен на любовь.

– Может быть, человеку хотелось бы не иметь телесной оболочки, которая доставляет нам так много страданий.

– Нет проблем. С Останкинской башни прыгаешь вниз – телесная оболочка через три дня окажется на кладбище. А душа – в преисподней.

– Вряд ли это будет человеку как-то радостно.

– Радостно, пока летишь, не будет. Но мало ли, какая блажь…

– Вопрос: «Моя мама – человек крещеный, но невоцерковленный. Дома она молится. Ходить в храм считает необязательным; и причащаться не хочет. Как можно ей объяснить важность Причастия и церковной молитвы для спасения души?»

– А зачем?

– Ну, сам человек понимает важность этого, и хочется до близкого человека это донести.

– Можно дать маме почитать Закон Божий, эти главы. Но мне кажется, что если человек упорствует, он скажет: «Да я плохо вижу», «Да я не понимаю»… А если предложишь: «Давай я тебе почитаю», человек говорит: «Да мне чего-то спать хочется».

– Человеку не хочется об этом вообще говорить.

– Конечно. Не хочется – и не надо. Насильно мил не будешь.

– Но когда человек умирает, для него уже не будет сомнений: надо, не надо… И вот этот момент для него будет глубочайшим разочарованием.

– Ну так и что ж! От гордыни-то надо лечиться.

– Да уж больно дорогая цена.

– Какое наше дело? Это выбор самого человека. У него свобода есть? Есть. Некоторые люди (например, дети в таких случаях или родители по отношению к своим детям) почему-то считают, что они вообще спасители. Спаситель у нас один есть – Христос.

– То есть человек считает, что если он промолчит, то человек погибнет.

– Слишком дерзко. Нет, можно один раз сказать, предложить: «Не желаешь ли ты причаститься?» Человек скажет: «Не желаю». Ну и все.

– Обычно говорят: «Я не против, но я пока не готова».

– Ну, готовься. И можно, допустим, раз в квартал спрашивать: «Ну как твоя подготовка идет?»

– Но если человеку уже девяносто или под девяносто?

– Так и что? Хоть сто двадцать…

– А он все не готов. То есть оставить в покое?

– По-моему, да. Ну а чего отношения портить? «Насильно мил не будешь» – одна поговорка. Другая: «Невольник – не богомольник».

– Вопрос: «Я православный человек. Но мне интересно знать и о других религиях. Не будет ли вредным для моей души изучение других религий?»

– Если человек твердо верует, то вреда не будет. А если человек имеет какие-то колебания, то может быть.

– Твердо или не твердо – кто может определить?

– О, это очень просто.

– Часто говорят: «Я человек очень верующий». То есть он себя считает очень верующим, но по жизни посмотришь со стороны – как-то не видно этой веры.

– Не надо придавать особенного значения тому, что человек говорит. Христианство – это же не разговоры, а делание. Глубоко верующий, когда ему бьют в щеку, подставляет другую.

– А если лезет в драку?

– Это уже не глубоко, а очень поверхностно. Особенно если говорит: «Как ты смеешь?»

– Вопрос телезрительницы: «Батюшка Дмитрий, я смотрела Ваши «Диалоги под часами», и мне очень интересно было наблюдать за Алексеем Петровичем Арцыбушевым. У меня один вопрос: скажите, пожалуйста, я о нем молюсь как о здравствующем. Как у него дела?»

– Недавно он мне звонил. 98 лет, так сказать, перешагнул.

– Телезрительница: «Спаси его Господи».

– Вот человек – живая легенда.

– Так сложилось, да.

– Так Господь дает нам прикоснуться, пообщаться. Конечно, среди того поколения людей есть какие-то драгоценные камни, как алмазы.

– Да. Потому что сама эта жизнь насыщена  всякими событиями. И потом, он же все-таки исповедник. Представляешь, живой человек. Все исповедники, которых я знал, уже отошли ко Господу. А этот вот живет.

– Конечно, для современного человека это просто… Потому что современная жизнь как-то все упрощает, все делает поверхностным. Вот это очень заметно. И вера у людей порой становится поверхностной.

– Она такая практическая. «У дочки операция: помолитесь, благословите…»

– Как какая-нибудь болезнь, начинается со слов: «Батюшка, у нас беда в семье».

– Да, катастрофа.

– Оказывается, Господь посетил болезнью, а вот для людей – беда. «За все благодарите» – это уже…

– Ты говорил о глубокой вере, вот глубокая вера – это когда человек за все благодарит, когда человек всегда радуется. Или как старец Силуан говорит: «А любит ли он своих врагов?» Если врагов не любит, он считал, что это уже не христианство.

– Батюшка, но человек, который постиг эту премудрость: любите врагов…

– А тут дело не в постижении, а в делании. Что там постигать? Все написано. Вот написано: дважды два – четыре. Надо это постигать?

– Надо это применять.

– Вот. У нас в школе таблицу умножения не выводят, ее зубрят. И люди очень гордятся тем, что они знают, что семью семь – сорок девять.

– Но евангельские заповеди тоже порой цитируют наизусть.

– Ничего в этом плохого нет. Но одно дело, когда человек может объяснить, почему «не укради», когда все воруют. Как советская поговорка говорит: «Если от многого взять немножко – это не кража, а просто дележка». Нас так в школе учили. Или так учили: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Или: «Пусть работает трактор – он железный». Ты помнишь?

– Да.

– Ну вот. Это же учили.

– И это запоминалось мгновенно.

– Общественное сознание. Ум с этим соглашался. А христианство должно человека понуждать соглашаться с другим.

– Да вот душа порой сопротивляется этому – любить врагов.

– Да не порой, а постоянно. И это говорит о том, что не глубокая вера, а поверхностная.

– Вопрос телезрительницы: «Мне 71 год, я инвалид первой группы. У нас с дочкой получился разлад. Ей 47 лет, мы жили с ней всегда душа в душу. Она разошлась с мужем, встретила мужчину, а он выпивает. И она стала выпивать. Мы придем, а они нас с дедушкой выгоняют. Как мне за нее Богу молиться? Она не стала к нам ходить, обиделась. Говорит: я его люблю. А какая любовь, если они выпивают?..»

– У двух пьяниц очень крепкая может быть любовь.

– Телезрительница: «Он богохульничает... Они курят в коридоре, а я психически больная, я не могу проходить мимо. Я не сплю ночами, сама себя гроблю. Молюсь перед иконами, плачу. А она говорит: мы поженимся. А когда они поженятся, то сопьются…»

– Когда захотят, тогда и поженятся. А Вы тут ничего не сделаете. Оставьте их в покое.

– Телезрительница: «Ну, оставить в покое, а как мне молиться-то за нее?»

– Молиться очень просто: «Господи, помилуй!» – и осенить себя крестным знамением.

– Телезрительница: «Прости рабу Божию…»

– Но это слишком долго. Достаточно «Господи, помилуй!» А потом, какая же она раба Божия? Она раба пузыря с водкой.

– Телезрительница: «Так они еще и курят, и матерятся».

– Вот. Они рабы курения, сквернословия, но не Божии. Какая же она раба Божия?

– Телезрительница: «Но я бы не хотела, чтобы она с ним связывалась. У них детей нет».

– Вы знаете, и я бы не хотел. Если бы она мне позвонила и спросила: «Хочешь ты, чтобы я связалась с пьяницей и с ним спилась», – я бы ей сказал: «Нет, не хочу». Но это не в нашей власти.

– Телезрительница: «Но что же это за любовь? Надо, наоборот, их разлучить, чтобы они не пили. Она совсем может опуститься».

– А как мы можем?

– Телезрительница: «Нам с дедушкой надо как-то вразумить их».

– Да они вас с лестницы спустят.

– Телезрительница: «Она всегда ходила в церковь, в Бога веровала».

– Ну, мало ли кто ходил.

– Телезрительница: «А этот, извините меня за грех, дьявол заявился, матерится…»

– А она, конечно, ни в чем не виновата? Она пьет, курит, матом ругается, но ни в чем не виновата, а вот этот дьявол… Она вообще святая, ни в чем не виновата, а все он. Здорово так получается!

– Телезрительница: «Я не говорю, что она святая».

– Но получается, Вы только его ругаете, а она прямо такая агница невинная…

– Телезрительница: «У нее денег нет, он приносит пить».

– Видите, на чужие пьет. Здорово устроилась.

– Телезрительница: «Да как она устроилась? Он не уходит».

– А зачем уходить? Ему хорошо: она его любит, есть с кем выпить.

– Телезрительница: «Да кто знает: любят они друг друга или не любят?»

– А это не наше дело, понимаете?

– Телезрительница: «Но как же мне молиться? Они же сопьются…»

– А я же Вам сказал, Вы уже забыли? Повторить еще раз?

– Телезрительница: «Забыла. Я инвалид первой группы с психикой».

– Тогда дедушку позовите к телефону, я ему расскажу, как молиться.

– Телезрительница: «Да дедушка… он почти не молится».

– Вот видите. Так что она в папку пошла.

– Телезрительница: «Праздника Казанской иконы Божией Матери хочу дождаться. Какой молебен надо отслужить, подскажите, чтобы Господь их вразумил?»

– Любой.

– Телезрительница: «Божией Матери “Неупиваемая Чаша”?»

– Пожалуйста, такой тоже есть, и икона такая есть.

– Телезрительница: «Я знаю, что есть. Все передо мной».

– Вот и всё. И молитесь на здоровье.

– Телезрительница: «До свидания, большое Вам спасибо».

– Такие вопросы – как помочь другому – постоянно возникают.

– Да. Но вот представь себе: человек красит стены в квартире в фиолетовый цвет. Я прихожу с ведром желтой краски и говорю: «Давай я тебе помогу», – и начинаю красить. Помочь – это когда человека позовут и поручают ему. А тут что? Пришла в чужую семью, начинает их исправлять. Человеку 47 лет!..

– Следующий вопрос такой: «Может ли человек  жить без греха? Почему Бог позволяет нам совершать грехи?»

– Потому что Бог дал нам свободу, в этом мы подобны Ему. Теоретически может человек жить без греха, мы об этом даже молимся: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». Мы же не просто воздух сотрясаем. Мы хотим, чтобы Господь нам помог.

– Но на деле получается, что…

– Да, чаще это у нас не получается. То мы забываем, что мы молились, то забываем, что мы христиане, то забываем, что надо просить об этом у Бога и так далее.

– Но человек не впадет в грех без попущения Божьего, то есть Господь ему попускает это падение. Во власти Божией отвести, например, от него это падение.

– А человек все равно найдет. Что значит отвести? Идет в магазин – магазин закрыт; он пойдет в другой, если выпить хочет.

– Если цель есть – препятствий не будет.

– Конечно.

– То есть получается, что сам человек порой ищет греха?

– Конечно.

– И ничего тут не сделаешь…

– Сделать можно очень многое. Но человек человеку не может же навязывать. Вот человек – учитель. Перед ним ученик. Он может его попробовать научить. Или отец сына. Это вполне возможно. Или начальник и ученик начальника (или молодой специалист): он его учит, что надо так и так, а вот это – не надо.

– А научится или нет, это зависит…

– А не научится – выгоним. Жизнь, что ли, на него тратить? Это пусть мама с папой делают. Так и говорят: «Иди к маме, пусть она с тобой и нянчится, а здесь серьезное предприятие». Тебя учили – ты не хочешь; не можешь даже на работу вовремя прийти. Ну и зачем ты нужен? С тобою нервы трепать и все время спрашивать: «А где он?» Или отпрашивается через день, у него какие-то дела. Все же заинтересованы, чтобы все дела были на работе.

– Самое непокорное существо на Земле – это человек.

– О! Это еще в четвертом веке святые отцы отметили. Григорий Богослов заметил, что управлять человеком – все равно что диким конем.

– Никогда не знаешь, куда он ломанется.

– Да, куда он попрет.

– Вопрос телезрителя: «Несколько человек разных конфессий предложили вместе с православными принять участие в подготовке и установке поклонного креста на высоком берегу Волги на месте разрушенного храма. И не только словами, но уже сегодня и делом: бетонируют площадку, сваривают различные металлические предметы, стругают брусья. Можно ли как-то их отблагодарить? Может быть, не указывать, что это представители других конфессий в благодарственном слове при установке креста? Или можно об этом сказать?»

– Я о таких событиях ранее ничего не слышал. Смотря какие конфессии. Если армяне и католики, то они крест почитают, а если баптисты-пятидесятники, адвентисты – то они не почитают. Я же не знаю, с кем Вы дело имеете. Но если баптист ставит крест, то, знаете,  он большую эволюцию проделал в своем сознании, в своем сердце, в своей вере. Поэтому тут информации мало, чтобы Вам ответить.

– Как помните, однажды был вопрос. Человек говорит: «Я некрещеный и неверующий. Можно ли мне крест на себе носить? Не будет ли это грехом?»

– Здорово, да?

– Видно, может, прочитал или где-то услышал, и возникло желание крест надеть.

– Ну, человек – очень сложное, многосоставное существо. Порой мне кажется, что левая половина мозга думает иначе, чем правая. Некоторые даже говорят, что влияет, с какой ноги встал.

– Вопрос: «Когда начал воцерковляться, сердце горело желанием быть с Богом. А потом это горение стало угасать, хотя я стараюсь все исполнять. Почему такое происходит?»

– А что исполнять? То есть старается подставлять другую щеку? Старается десятую часть отдавать нуждающимся и на Церковь? Старается родить детей, сколько Бог даст? Что значит старается? Или старается Серафимово правило читать утром и вечером, и всё – оставьте меня в покое?.. Что старается?

– Батюшка, здесь нет комментария.

– Вот. Поэтому нельзя сказать, в чем человек старается. Он работает на совесть, без брака? Не требует себе прибавки жалованья? Не врет никогда? В чем он старается? Интересно?

– Это интересно.

– Конечно. Вот поговорили бы. А то: я стараюсь и охладеваю.

– То есть, видно, старание в чем-то несущественном.

– Да. Ведь каждый человек старается выбрать что поменьше. Почему иудеи выбирают такие заповеди технического плана? Например, субботствуют, ничего не делают. Потому что хоть это и составляет некоторое неудобство, но это не требует такого участия души, как заповедь: «Станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть»; приобретать совершенство как у Отца Небесного. На это даже не замахиваются. Можно остановиться на чем-то…

– На технической стороне православной жизни, да?

– …на чем-то детском: по средам, пятницам курицу не есть. Или, например, некоторые считают, что надо обязательно окунуться с головой три раза на Крещение.

– Но это традиция у нас.

– Да нет, на здоровье! Только не надо думать, что это как-то связано с христианством. То есть это некая подмена. Вот человек выходит из воды, у него сосуды сжимаются, телу становится горячо, и он говорит: «О, благодать!» Но это ж не благодать. Это обыкновенная реакция организма на холод, который вокруг. Тело покраснело. Так и что? Но это же проще!..

Допустим, есть какая-то обида, кто-то со мной плохо обошелся. Я могу всем вокруг рассказывать, как меня обидели, а могу никому не говорить и простить, как будто этого не было. Это же важнее.

– Но труднее гораздо.

– Воздерживать свой язык или воздерживаться от мясного бульона? Ем я кашу на воде или на молоке: какая разница? Какой тут труд?

– Хочется повкуснее, но я себя удерживаю.

– Но это же задача для пятилетнего ребенка, которого мама приучает к посту. Но не задача для человека, которому восемьдесят лет.

– Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, армянин усопший (Царство ему Небесное), новопреставленный. Он молился и осенял себя крестным знамением слева направо. Мы-то справа налево…»

– Я в курсе дела, как мы молимся. Зачем Вы мне это рассказываете?

– Телезрительница: «Я не знаю, Вы мне поясните. Это первый вопрос. И второй вопрос: почему у них поминают на седьмой день, а у нас на девятый? И как мне успокоиться? Я не могу его забыть, каждый день плачу».

– Если человек любит, то когда умирает его близкий человек – он плачет. Вот мы давеча читали Евангелие в церкви: Мария Магдалина пришла ко гробу и плачет. Почему плачет? Умер ее Господь и Учитель на Кресте, она жалеет Его, плачет. Что тут такого? Самое обыкновенное дело. Хоть армянин, хоть татарин. Человек всегда по близким ему людям плачет.

А креститься – это что в лоб, что по лбу.

– Телезрительница: «Он крещеный, православный».

– Слава Тебе, Господи! Если Вы будете креститься и смотреть на себя в зеркало, окажется, что Вы креститесь наоборот.

– Телезрительница: «Но это не в зеркало я смотрела, когда он крестился. Это их нация так крестится».

– Ну, как его научили, так он и крестится. Ведь Господь будет смотреть не на то, как человек крестится, а будет смотреть, был ли он христианином.

– Телезрительница: «Скажите, я могу читать за него молитву?»

– Читайте на здоровье! Почему нет?

– Телезрительница: «Благословите меня. Спасибо».

– Бог благословит. Всего доброго!

– Батюшка, вот у нас в православии есть определенный порядок: как креститься…

– Конечно. Как в церкви стоять: мужчины – справа, женщины – слева. Нигде это не выполняется, потому что мужчин десять процентов, а женщин – девяносто. Поэтому  это невозможно выполнить.

– Насколько эти правила важны для того, чтобы человек стал христианином?

– Ни насколько. Это для порядка. Если человек хорошо знает правила уличного движения, это не значит, что он хорошо умеет ездить на машине. Поэтому существует два экзамена: один на правила, а другой – на вождение, на езду. Христианство – это езда. А правила – это очень хорошая, нужная вещь, потому что иначе на дороге будет сутолока, возникнут пробки, возникнет большее количество аварий. Поэтому правила нужны. В любом деле есть правила: правила противопожарной безопасности; правила, в какой последовательности надевать скафандр; правила уличного движения; правила поведения в обществе. Множество правил. Правила, как ставить свет в студии.

– Но нарушения вот этих правил порой действительно приводят к катастрофе, особенно на дорогах. А нарушения церковных правил приводят к катастрофе? Где человек встал, или как перекрестился, или в какой одежде вошел в храм?..

– Нет. Только если какой-нибудь особенно ревностный возмутится и вдруг его застрелит. Скажет: «Крестишься не так!» Достает пистолет и стреляет.

– Да, можно сейчас, наверное, и такое встретить.

– Да можно что хочешь встретить.

– Вопрос телезрителя: «Два месяца назад  умерла моя любимая жена. Мы венчаны с ней. Я читаю каждый день о ней молитвы, кафизмы; хочу помочь ей. Скажите, могу ли я верить в то, что на том свете мы с ней увидимся?»

– Конечно, можете. Что ж тут такого? Вы даже можете об этом просить у Господа. В этом нет ничего неестественного.

– Вопрос: «Что значит не прилепляться сердцем к земному? У нас у всех есть любимые места, любимые вещи, любимые произведения искусства, литературы, живописи. Они очень скрашивают нашу жизнь. Разве все это любить грех?»

– Нет, не грех. Грех – прилепляться. У нас у всех есть деньги, но нельзя любить деньги, потому что это сребролюбие. Деньги – это всего лишь орудие для удобства обмена товаром. А сами по себе – милиция правильно говорит – денежные средства.

– То есть нужно относиться к ним как к удобному средству.

– Да. И ко всему. Все психически нормальные люди любили (допустим, коллекционеры) картины, скульптуры. Но уже ближе к пенсии они свою коллекцию завещали в какой-то большой музей, либо в какой-то город. Узнает, что в каком-нибудь «Днепрокурыханске» нет картинной галереи, а у него есть восемьсот полотен современных и не очень современных художников… Он передает это в дар, даже условие ставит: чтобы был отдельный особнячок. И если мэрия захочет принять этот дар, то пишут договор. Третьяков подарил свое собрание – теперь у нас есть замечательная галерея русского искусства. А то ничего бы не было. Поэтому он не прилеплялся.

– Он любил искусство.

– Любил, но не прилеплялся.

– А то вдруг не вещь человеку принадлежит, а человек вещи. И без нее уже просто катастрофа.

– Это уже страсть. А страсть – это всегда для души неполезная вещь.

– А что нужно, чтобы любовь не переросла в страсть? Как себя приостановить?

– А надо над своей душой бдеть, быть очень внимательным к своей душе: что там происходит? Все время поверять свою жизнь Евангелием: не уклоняюсь ли я вправо, или влево, или вниз?

– Но это такой труд ежедневный…

– Но он главный. Без этого труда человек перестает быть человеком.

– Оказывается, что самое трудное на земле – это быть христианином.

– Конечно.

– Легче стать академиком или дважды академиком.

– Гораздо. Хотя про дважды академиков я что-то не слышал. Хотя говорят: доктор физико-математических наук, а он все равно либо занимается механикой, либо чистой математикой.

– И все-таки Господь надеется и ждет, что мы захотим стать христианами.

– Он, во-первых, готов нам в этом всемерно помогать. А во-вторых, Он это делает Сам Своею благодатью. От нас требуется только неослабевающее желание.

Ведущий протоиерей Александр Березовский
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать