Беседы с батюшкой. Сокровище православной веры и отступление от нее

30 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

– Тема нашей передачи сегодня – «Сокровище православной веры и отступление от нее». Завтра Святая Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов, и не случайно наша тема сегодня посвящена сокровищу православной веры.

– Скажите, чему учит нас опыт святых отцов семи Вселенских Соборов?

– Да, действительно, Святая Церковь завтра чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов, это настоящие богатыри духа, те, которые не щадили своей жизни, самоотверженно боролись за чистоту православной веры, за то, чтобы сокровище Священного Предания и Священного Писания изложить понятным языком против ересиархов и еретиков, которые потрясали основы христианской веры и уводили многих чад Церкви Христовой в дебри своих заблуждений.

Почему Святая Церковь установила память святых отцов семи Вселенских Соборов? Есть отдельный воскресный день, когда Святая Церковь чтит память отцов Первого Вселенского Собора, Седьмого Вселенского Собора, шести первых Вселенских Соборов и, как в завтрашний день, память отцов всех семи Вселенских Соборов. Восьмого Вселенского Собора, разумеется, не будет, потому что вся божественная истина изложена человеческим языком, записана и хранится в Святой Церкви. Хочется в общих чертах напомнить даты этих Соборов и против кого они были созваны.

Первый Вселенский Собор был созван в городе Никее в 325 году, при императоре святом равноапостольном Константине Великом, против ересиарха Ария, который был пресвитером Александрийским. Он был образованным человеком и, как бы мы сказали современным языком, очень энергичным, амбициозным. Даже, может быть, он был успешным миссионером в ту эпоху (прошу меня простить за горькую иронию), который по-своему трактовал евангельские истины, исповедуя, что Господь Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, что Он всего лишь первое творение Бога. А раз Иисус Христос не Бог, а лишь первое творение, раз не было истинного, реального воплощения Бога, значит, и невозможно спасение. Если Бог не воплотился – значит, человек не будет спасен.

Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 году против ереси Македония. Ересь македонианства (духоборчества) была логическим следствием ереси Ария. По сути, Македоний был не только последователем Ария, логическим продолжателем его заблуждений, но он неправо учил о Третьей Ипостаси Святой Троицы – Духе Святом. Разумеется, на Втором Вселенском Соборе были осуждены все остатки арианства и полуарианства. Даже люди, не имеющие богословского образования, хорошо знают, что на Первом и Втором Вселенских Соборах был составлен Никео-Цареградский Символ веры – краткое изложение основ нашей веры.

Третий Вселенский Собор был созван в Эфесе в 431 году против ереси Нестория, который был архиепископом Константинополя, он также незаурядная личность. Надо сказать, что многие ересиархи были по-своему талантливыми личностями, подвижниками, очень эрудированными, энергичными, амбициозными людьми. Несторий был таковым, и он неправо учил о соединении двух природ во Христе, и Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Деву Марию называл не Богородицей, а Человекородицей или лишь Христородицей. Против него был созван Собор, который осудил это лжеучение.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году в Халкидоне против ереси монофизитов (именно с таким наименованием эта ересь вошла в историю, от слова «монос» – единая природа), изображающей, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую, то есть якобы не было реальной человеческой природы во Христе, не было соединения двух природ, а лишь Божество поглотило человечество. И эта ересь, так же как и арианство, и несторианство, очень потрясала основы христианской веры. Много верных чад Церкви, много колеблющихся людей было увлечено этим лжеучением, особенно в среде монашествующих, а Египет был колыбелью монашества. В Египте было немало монофизитов и до сих пор, к сожалению, есть.

Пятый Вселенский Собор был созван при святом императоре Юстиниане Великом, без преувеличения – при одном из величайших императоров Византии и богословов, в 553 году в Константинополе, где были осуждены, по сути, пережитки монофизитства, некоторые главы в произведениях отцов Церкви, которые так или иначе высказывались, может быть, не совсем о православном вероучении. И что немаловажно, на Пятом Вселенском Соборе окончательно была осуждена ересь Оригена и сам Ориген. Это очень полезно знать нам, современным людям, потому что сейчас есть немало людей из числа околоцерковной интеллигенции, которые восхищаются Оригеном, считают его несправедливо осужденным, что вроде как его осудили по зависти многие из тех, которые сами якобы учились по его произведениям. Поэтому нам важно помнить, что на Вселенском Соборе император Юстиниан, который был богословски образован, разобрал учение Оригена и в своем вступительном слове, что называется, по полочкам разложил эту ересь.

– Напомните, в чем состояло учение Оригена.

– У него целый конгломерат самых разных лжеучений, и многие те ереси, которые изложены в его произведениях, стали впоследствии родоначальниками других еретических учений, в частности о переселении душ, а также это апокатастасис, то есть вера во всеобщее восстановление, что якобы в конце все покаются (и дьявол, и демоны) и будут автоматически Богом прощены без внутреннего изменения, и много других неправых мнений. Любой желающий может познакомиться с деяниями Пятого Вселенского Собора и основательно узнать, за что был осужден Ориген и его лжеучения.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году против ереси монофелитов. Если монофизиты учили о единой природе Господа Иисуса Христа, о Божественной природе, поглотившей человеческую, то монофелитство – это лжеучение, что во Христе была лишь Божественная воля и не было реальной человеческой воли, которая во всем покорилась Божественной. В 680 году в Константинополе был созван Вселенский Собор (а до этого велась очень продолжительная борьба с этой ересью), и ересь была окончательно осуждена.

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в Никее, так же как и Первый Вселенский Собор, где была окончательно осуждена ересь иконоборчества. Вот на этих семи столпах истины – семи Вселенских Соборах – зиждется православное Предание.

– По какому принципу принимались решения на Вселенских Соборах? Что было критерием истины?

– На Вселенских Соборах всегда было единомыслие и единодушие всех православных отцов, то, что мы называем богословским термином «консенсус патрум».

– То есть не было демократии: руки подняли, проголосовали?

– Такой демократии, как в нашем современном понимании, не было, это не было каким-то механическим единением, когда все сговорились («давайте согласимся, подпишем»), а внутренне, Духом Святым святые отцы почувствовали, когда излагается правое вероучение, а когда излагается ересь. В частности, на Первом Вселенском Соборе император Константин предложил внести термин «единосущный». У историка Евсевия Кесарийского трактуется, что якобы сторонники так называемых полуариан предложили этот термин, из других источников мы знаем, что сам равноапостольный Константин Великий по совету Осии Кордубского, одного из старейших участников этого Собора, предложил ввести термин «единосущный» в Символ веры, и все присутствовавшие там православные отцы единодушно сказали: «Это вера апостольская, это вера православная». То есть именно Духом Святым было такое единомыслие и единодушие. Вот таким образом истина отделяется от заблуждений, пшеница отделяется от плевел.

– Видимо, Вселенский Собор – это не то, что происходит сегодня, допустим, на каких-то встречах, дебатах, то есть это определенное духовное состояние, в котором находились люди, принимавшие эти решения.

– Совершенно верно. Разумеется, во время дискуссий была и полемика, порой достаточно напряженная, бескомпромиссная, потому что святые отцы знали, что за истины веры нужно жизнь свою отдать. Это не были какие-то отвлеченные философские истины, которые не имеют отношения к реальной жизни, потому что если Бог не воплотился, если Он лишь творение, значит, Его страдания не являются искупительными и спасительными для всех нас.

– Как проследить эту цепочку: как решения, принятые на Вселенских Соборах, влияют сегодня на повседневную жизнь православного христианина?

– Равно, как и в ту эпоху, когда жили люди, современники этих замечательных событий, беспрецедентных в истории. Потому что не будет преувеличением сказать, что Вселенские Соборы – это уникальнейшее явление, когда с разных концов земли собираются епископы, порой даже не знающие друг друга лично и не имеющие возможности друг с другом общаться без переводчика, молятся и начинают обсуждать цитаты из Священного Писания, позиции еретиков и вместе приходят к единомыслию, к консенсусу по действию Духа Святого.

Все те мысли, которые тогда провозглашались и утверждались, имеют прямое отношение к каждому из нас. Вот смотрите: мы живем сейчас в XXI веке, нас отделяют века от событий, которые тогда происходили, но что будет, если мы не будем веровать и исповедовать, что Господь Иисус Христос, Вторая Ипостась Святой Троицы, стал реальным Человеком, во всем подобным нам с вами, кроме греха? Ведь если Он был реальный Человек, Он реально пострадал за нас, значит, Его крестная смерть, Его страдания имеют искупительное значение для всех нас. Он не просто какой-то Учитель нравственности, как многие другие: Будда, Конфуций, Лао-цзы и прочие учителя человечества, которые писали какие-то трактаты, чему-то учили людей, к чему-то призывали своих учеников. А Он умер за нас, чтобы Своей искупительной смертью избавить нас от греха, проклятия, вечной смерти. То есть Его смерть имеет искупительное значение для нас и всех тех поколений людей, которые жили от Адама и будут жить до Пришествия Спасителя, а Его воскресение дарует нам вечную жизнь.

– То есть, если я правильно понимаю, человеческая природа Христа подтверждает реальность Его страданий, а Его Божественная природа подтверждает исключительность всех событий, которые были связаны с Его жизнью.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Меня смущает, что в некоторых наших городских храмах прямо во время богослужения наблюдается какая-то, на мой взгляд, суетливая деятельность: молодые люди опрашивают прихожан, приглашая заняться различными направлениями социальной работы, разработкой сайтов и т.д. Получается, служба идет, а внимание людей отвлекается. Что посоветуете? Как реагировать в этих случаях на такие обращения?»

– Проблема эта хорошо известна и многим священникам, и, конечно, она вызывает боль. Я очень Вам благодарен, что Вы озвучили эту проблему, потому что она действительно есть, чаще всего, конечно, в крупных городских приходах, но и в более мелких тоже такое наблюдается. Всё, как в известной пословице: «Благими намерениями устлана дорога…» – сами знаете куда. Все вроде бы преподано так, что надо помочь Церкви, и помочь срочно, и когда же еще задействовать людей, как не в то время, пока они в храме: кого-то попросить, чтобы помогли храму сделать сайт, или привлечь к социальной, катехизаторской, молодежной и прочей деятельности.

И получается, что отвлекают людей от самого главного, ради чего люди приходят: шесть дней трудятся, а в седьмой день приходят, чтобы три, в лучшем случае четыре часа воскресного дня отдать Богу. Людей отвлекают на другие, более важные, с точки зрения предлагающих помочь храму, дела. Конечно, это печальная традиция. Она свидетельствует о том, что мы не ценим сокровище богослужения. Очень полезно было бы нам не уподобляться фарисеям, которых обличал Господь наш Иисус Христос. Мы читаем в Евангелии, как Он их обличал: «Вы строите гробницы пророкам и говорите, что если бы мы жили во времена отцов наших, мы не были бы соучастниками их в убийстве пророков», то есть они кичились тем, что не убивали бы пророков, как их отцы.

Давайте посмотрим на подвиг новомучеников и исповедников Российских, тех людей, которые в силу сложившихся обстоятельств были лишены сокровища богослужения. Почитайте их письма (многие из них опубликованы), материалы, которые стали сейчас доступны, письма новомучеников из заключения. Как они тосковали по отсутствию богослужения! Какое значение имела для них божественная служба, когда они были ее лишены! А нам дана возможность ходить в храмы беспрепятственно и молиться, поэтому, конечно, очень печально наблюдать такую тенденцию, когда мы всё предпочитаем богослужению: служба идет своим чередом, а мы занимаемся какими-то более важными, с нашей точки зрения, проектами. Это, конечно, неправильно, очень печально, и самим священникам, наверное, надо следить за тем, чтобы в храмах такого не было. Вроде бы все важно: заниматься и молодежной деятельностью, и социальной, и миссионерской, и катехизаторской, но не во время службы и не в ущерб богослужению.

– Какое заблуждение самое опасное сегодня, в наши дни, какая ересь самая опасная?

– Эпоха Вселенских Соборов закончилась. Есть мудрое наблюдение одного из ярчайших богословов XX века, священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, который был правой рукой Святейшего патриарха Тихона, и, собственно, его веское слово на Поместном Соборе 1917 –1918 годов о необходимости возродить патриаршество было самым главным. Он был замечательный проповедник, богослов, ярчайшая личность, и он говорил, что эпоха, в которой он жил (конец XIX–начало XX века), я думаю, что и по сей день, – это эпоха экклезиологических ересей (от слова «экклезио» – церковь), то есть ересей против Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Священномученик Иларион очень мудро говорил, что девятый член Символа веры – «Верую во Едину Святую Соборную Апостольскую Церковь…» не так живо воспринимается людьми. Надо верить, оказывается, что Церковь – это живой Богочеловеческий организм, это Тело Христово, реальное, здесь, на земле, осуществление Царствия Божия, в нее надо веровать и в ней надо жить. Собственно, вера в Церковь по преимуществу касается жизни человека в том смысле, что требует от человека самоотвержения, подлинной веры и подлинной любви, Церковь – это не что-то отвлеченное.

Священномученик Иларион очень мудро отмечал, что Господь в Своей первосвященнической молитве, когда молился: «Отче, да будут едины, яко же и Мы», поставил самый высочайший образец единства людей в Церкви – образец единства Святой Троицы, то есть на земле не было другого единства, с которым можно было бы сравнить единство Церкви. И Господь молится, просит Своего Небесного Отца о том, чтобы Его ученики и те, кто согласно их проповеди придет в Церковь, были едины, «яко же Он со Отцем и Святым Духом». Поэтому Церковь – это не просто какое-то общество, объединенное одним учением, когда каждый это учение понимает по-своему и как хочет, так и поступает, а это должно быть именно единство веры и любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13, 35).

Наша эпоха – это как раз эпоха экклезиологических ересей, ересей против Церкви, то есть убеждений, что якобы вне Церкви есть какая-то истина, какая-то спасительная благодать или частички благодати, как будто благодать можно расчленить и раздать по разным еретическим конфессиям; или есть какая-то попытка увидеть спасение в еретических конфессиях, которые мало того, что откололись от Церкви, но и сознательно ей противостоят, по сути являясь богоборческими. Вот этим характеризуется наша эпоха.

– Есть такое выражение: «Дух дышит где хочет». Это значит, не только внутри Церкви есть дыхание Духа?

– Дух дышит где хочет, но не в том смысле, что спасающая благодать Духа может быть вне Церкви, потому что если бы спасение было возможно вне Церкви, не нужно было бы воплощение Христа. Самое главное, что принес на землю Господь Иисус Христос, то есть самое главное Его дело – это создание Церкви. Господь не оставил никаких Своих письменных трудов в отличие от многих других учителей человечества, которые писали много и много говорили, так что ученики едва успевали за ними записывать. В Евангелии есть единственное свидетельство, где Он перстом писал на песке, когда привели женщину, взятую в прелюбодеянии.

То есть Основатель христианства не оставил никаких текстов, значит, не учение и не что-то иное принес Господь, Он не просто Учитель, Он Спаситель и Свою главную миссию изложил такими словами: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Именно эту Церковь святой апостол Павел в Посланиях к Римлянам и Коринфянам сравнивает с Телом Христовым: как в одном теле много членов и они должны друг другу помогать (рука не может сказать голове или ноге: «Вы мне не нужны» – все они члены единого тела), так Церковь – единое тело. И спасение возможно только в едином теле Церкви.

Дух дышит где хочет в том смысле, что благодать Духа Святого может призывать (есть призывающая благодать) любого язычника, иноверца, просто богоборца, любого атеиста. Есть свидетельства, что любой человек, даже закосневший преступник, находясь в тюрьме, может почувствовать прикосновение благодати Божией, но эта благодать призывает его в Церковь, а не просто к какому-то абстрактному спасению вне Церкви.

– Каковы корни ереси? Почему они зарождаются?

– Корни любой ереси – это всегда человеческая гордыня, эгоизм, когда человек свое собственное видение ставит во главу угла. С этого началась трагедия римо-католицизма, когда римские первосвященники, предстоятели Римской кафедры, находясь тогда еще внутри Святой Церкви, возомнили, что они являются наместниками Христа на земле, наместниками апостола Петра, который якобы, с их точки зрения, является князем апостолов. Господь не ставил над апостолами никого князьями, Он говорил: «Один у вас учитель – Христос, а все вы – братья», Он никого не поставил выше других. А протестантизм, например, – это законнорожденное чадо римо-католической конфессии.

– Допустим, происходит общение с человеком, который впал в ересь. Как ему об этом сказать? Если сказать прямо, то человек может обидеться, это может его оттолкнуть. Если не говорить вовсе, то получается какое-то косвенное согласие с его убеждениями. Как здесь быть?

– И даже более того (хочу немного развить Вашу мысль), если человеку об этом вообще никак не говорить, это не только согласие с его заблуждением, это его еще больше утверждает в его заблуждении. Если православный христианин будет с откровенным еретиком или человеком, попавшим в какое-то еретическое сообщество, говорить на равных, общаться просто как брат, улыбаться, говорить: «И ты правильно веришь, и я правильно верю, и у нас благодать, и у вас благодать, и у меня спасение, и у вас спасение», то это еще больше утверждает такого человека в его лжеучении. Таким образом, православный христианин косвенно, даже без злого умысла, является как бы виновником того, что вечная участь этого заблудшего человека будет весьма печальной.

Поэтому, конечно, человеку, который находится в еретическом заблуждении, надо об этом говорить. Тут есть грани. Одно дело дипломатия. Да, надо говорить дипломатично, вежливо, так, чтобы человека действительно не обидеть, помочь расположить его к диалогу, попытаться найти общую платформу как некий общий знаменатель, для того чтобы диалог действительно получился, чтобы человек мог тебя слышать, а не просто замкнулся, обиделся и так далее. А с другой стороны, если потакать и со всем соглашаться, то тогда мы уже отступаем от истины православной веры, становимся, сами того не осознавая, предателями своей веры.

– Чтобы вступать в такой продуктивный диалог, нужно самому быть очень подкованным и искренне верующим человеком. Как укрепить свою веру?

– Подкованность подкованности рознь. В первую очередь надо быть глубоко воцерковленным человеком, то есть надо самому жить в русле Предания, самому исповедоваться (а не просто призывать других: «Кайтесь, кайтесь, исповедуйтесь»), самому причащаться Святых Христовых Таин, соблюдать посты, совершать молитвенное правило (не так: сегодня помолился, завтра устал, послезавтра какие-то дела, потом какие-то проекты – молиться некогда). Нужно молиться неукоснительно, потому что молитва – это возношение ума и сердца к Богу, Источнику жизни. Как можно без молитвы быть христианином? Нужно читать слово Божие. В молитве мы обращаемся к Богу, а в Священном Писании читаем, как Господь обращается к нам. То есть без молитвы, поста, покаяния, без жизни внутри Церкви просто интеллектуальная подкованность так и останется просто интеллектуальными знаниями, которые были и у книжников и фарисеев. У них было очень много знаний, а Христа они не узнали.

– Вопрос телезрительницы из Украины: «Я сталкиваюсь со странной практикой, что после причащения люди, выходящие из храма, отказываются подавать милостыню, считают, что таким образом они потеряют благодать причащения. Как объяснить людям, что они заблуждаются?»

– Немало существует заблуждений и в околоцерковной, и, к сожалению, в церковной среде, потому что просветительская деятельность требует очень больших усилий, и об этом неоднократно говорил еще блаженной памяти Святейший патриарх Алексий II. И ныне здравствующий Святейший Патриарх Кирилл тоже акцентирует внимание на том, что вместе с храмостроительством надо вести и просветительскую работу.

Очень хорошая практика есть у Миссионерского отдела Московской епархии, практика проведения просветительских собраний для сотрудниц церковных лавок. Женщина, стоящая за церковным ящиком, – первый человек, с которым вступают в диалог вошедшие в храм. Обучение для того, чтобы эти женщины в общих чертах могли провести ликбез, отсекали сразу хотя бы самые грубые заблуждения и суеверия у людей простым вопросом: «Откуда вы это взяли?» Если человек говорит, что после Причастия нельзя подавать милостыню, потому что потеряешь благодать, спросите: «Откуда вы это взяли? Где в Священном Писании или у кого из святых отцов вы такое прочитали, кто из мудрых людей, жизнью своей засвидетельствовавших верность Христу, мог такое сказать?»

И сразу увидите, как человек начнет смущаться, потому что не может привести никаких доводов. Благодать Божия не теряется таким путем, если мы даем милостыню, потому что, наоборот, Господь говорит в Евангелии: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Даже говорит: «Если просит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два; если просит у тебя одну одежду, дай ему и нижнюю рубашку». Как же это ты, выходя из храма, если и причастился, нуждающемуся не подашь?

Есть еще ряд таких же заблуждений. Мол, нельзя поминать усопших чем-то круглым (например, подать такой хлеб на панихидный столик). Спрашиваешь у людей: «Почему вы так думаете?» – «Вот нельзя, не положено, уберите круглый хлеб…» «Конфетами ни в коем случае нельзя поминать». Спрашиваешь: почему? Одна тетенька сказала, а той третья, а той четвертая и так далее, и невозможно найти концы этого суеверия.

И еще, раз мы коснулись околоцерковных суеверий, существует одно убеждение, что якобы в записке, поминая усопших сродников, нельзя писать после имен «и всех сродников», «и всех православных христиан», потому что якобы ты этим оскорбишь своих родственников. На это сразу хочется ответить словами мудрого старца Паисия Святогорца, преподобного отца, прославленного в лике святых. Когда у него нечто подобное спрашивали («Нужно ли мне молиться за одного усопшего (отца, мать, брата) или можно молиться за других), он остроумно отвечал: «Если поезд идет из одного города в другой, то что же он поедет с пустым вагоном, только с одним пассажиром? Раз он все равно двигается, почему бы эти вагоны не наполнить другими пассажирами?» Простой наглядный пример.

Раз Божественная литургия уже совершается, Вы присутствуете на ней, подаете записку о своих усопших, наоборот, не просто можно, а нужно написать в конце: «и всех сродников, всех, мною поминаемых, и всех православных христиан». Если вопрос встанет ребром в материальном плане («За то, что ты здесь написала «и всех сродников», заплати определенную монетку») – заплатите, но обязательно напишите: «и всех сродников, и всех православных христиан», чтобы ваша молитва распространялась и на других людей, чтобы сердце ваше расширилось.

А в другой раз преподобный Паисий сказал одному человеку, который молился только за своего покойного отца: «Твоя молитва не очень угодна Богу, потому что ты молишься только за одного человека, а сколько есть в твоем роду родственников, которые также ждут твоей молитвы!» Поэтому молиться надо, а любые суеверия легко разрушаются простым вопросом: «Откуда вы это взяли?» Возьмите его себе на вооружение.

И, пользуясь случаем, раз уж Вы позвонили из Украины, хочется передать поклон всем замечательным паломникам, которые совсем недавно приезжали в Троице-Сергиеву лавру, в Хотьковский Покровский монастырь из Харьковской и Изюмской епархий. Какие замечательные и добрые люди, настоящий образец веры! Если кто-нибудь из них сейчас смотрит нашу передачу, хочется передать им низкий поклон и приглашение: приезжайте почаще к нам, а мы будем приезжать к вам, чтобы таким единением православных верующих людей разрушить ненавистную рознь мира сего, которая насаждается через средства массовой информации.

– Похожая ситуация после Причастия: допустим, человек не просто просит о помощи (не просто подать милостыню), а просит о помощи, вовлекая тем самым человека-причастника в какую-то суетливую деятельность, заставляя таким образом вовлечься и растерять благодать… Как быть?

– Такая ситуация тоже бывает. Одно дело, когда вас просто попросили помощи. Но вот человек исповедовался, причастился и, умиротворенный, радостный, подзарядив духовные батарейки, как мудро говорит старец Паисий, выходит из храма для того, чтобы с этой благодатью, душевным миром вести свою трудовую неделю, и тут нередко бывает так, что враг нашего спасения дьявол (не этот просящий человек, а именно враг Божий) может использовать кого-то из легкомысленных, безрассудных людей, которые под видом помощи пытаются вовлечь вас в пустословие, многословие, суету. Здесь, конечно, надо четко это понимать и просто спросить: «Чем я могу вам помочь?» Помогите чем можете и скажите: «Всё, я спешу».

– Но не вовлекаться?

– Потому что, как говорит преподобный Ефрем Сирин: «Ничем так не оскорбляется благодать Духа Святого, как устами празднословными». Это пустословие, особенно после Причастия, очень быстро опустошает душу. Мы все это сами хорошо знаем. Причастился и осудил одного, второго, третьего – и чувствуешь, что что-то потерял.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Поскольку я работаю на приходе, сейчас знакомлюсь с проектом нового Катехизиса взамен труда митрополита Филарета, который якобы устарел. Но новый мне показался очень сложным, неясным, запутанным. Так ли необходимо было отказываться от старого? Потому что сейчас уже слышишь, что и Закон Божий Слободского устарел. Не приведет ли это к тому, что когда-нибудь мы услышим и про святых отцов, что они устарели?»

– Ваша обеспокоенность понятна, более того, еще на этапе создания проекта нового Катехизиса многим образованным священникам, которые преподают в учебных заведениях, было предложено писать определенные статьи к нему, а когда в результате они посмотрели, то оказалось, что от написанных ими статей практически ничего не осталось в этом проекте. Он пока еще в процессе обсуждения и формирования, пока рано делать выводы, но некоторая печальная тенденция наблюдается в том, что этот проект Катехизиса очень сложный.

Что из себя должен представлять Катехизис? Это простое краткое изложение основ веры в вопросно-ответной форме, как у святителя Филарета, митрополита Московского. Я не думаю, что его Катехизис устарел, скорее всего он никогда не устареет, и более того, если Вы преподаете, приобретите его, пусть у Вас на всякий случай всегда будет несколько экземпляров Катехизиса святителя Филарета. Надо понимать, что Катехизис должен отличаться от статьи в богословской энциклопедии, человек должен получить самые простые основы веры, а дальше, при желании, он может углублять свои познания в той или иной области. В этом-то и отличие Катехизиса от богословской энциклопедии или какого-то иного труда.

Из своего маленького опыта могу сказать, что, преподавая религиоведение на богословских курсах, я тоже обратил внимание на учебные пособия по религиоведению: открываешь про буддизм – просто, четко, ясно, четыре благородных истины буддизма, еще некоторые комментарии, про ислам – пять столпов ислама, про даосизм… Настолько просто и ясно, что любому человеку сразу хочется изучить буддизм, приобщиться к этой традиции. Открываешь про христианство – так запутано: сначала перечисление ересей, потом жизнь ересиархов, потом жизнь той эпохи. Настолько сложно, что человек две-три страницы прочитает, отложит и скажет: «Ой, с этим христианством я ничего общего не хочу иметь, я лучше простые истины буддизма изучу, там же все просто». Поэтому Катехизис как раз и должен быть простым и понятным всем, такова его задача. Я Вас очень благодарю, что задали этот вопрос, и дай Бог, чтобы эта проблема была услышана.

– Если бы была возможность так же по пунктам написать, какие, на Ваш взгляд, столпы христианства было бы важнее всего обозначить?

– Слава Богу, что я не писатель, написать-то можно все что угодно. Вся проблема в том, что христианство свидетельствуется жизнью. Святой апостол Павел совершал четыре миссионерских путешествия и сам пишет в одном из своих посланий: «Я порабощаю плоть свою, чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным». Самый главный столп христианства в проповеди – это свидетельствовать своим примером. Если ты христианин, последователь Того, Который ради любви к человечеству распялся на Кресте, то должен любить всех людей, по крайней мере стараться, прилагать усилия, не отвечать злом на зло, творить милостыню, молиться и соблюдать пост. Это самый главный столп христианства, и лучшего способа обращения других в христианскую веру, чем собственный пример, не придумано. На нашей грешной земле нет лучшего способа, и никто его никогда не придумает.

– Чем отличается единство в вере от унификации, однообразия?

– Однообразие, унификация – это когда стираются вообще всякие различия, ведь каждый человек – личность, каждая личность по-своему уникальна. И даже сравнивая творения святых отцов, которые жили в русле православного Предания, осмысляли его, писали свои богословские трактаты, церковные историки видят, что здесь есть красота в многообразии. А унификация – это когда всех равняют под один стандарт, как если всем сделать одинаковую прическу, на всех надеть одинаковую одежду, поставить строем и заставить всех смотреть только в одну сторону. Унификация – это уничтожение, обезличивание, в христианстве такое совершенно недопустимо, здесь каждая личность неповторима.

Преподобный Амвросий Оптинский очень премудро говорил, что даже старцев, достигших бесстрастия, благодать Божия не лишает их уникальных особенностей. Если старец был более гневливый, то, став бесстрастным, он становится более решительным, более мужественным. Есть более смиренные, есть более тихие – разные темпераменты, благодать как бы украшает те качества, которые в человеке есть.

– Наша тема называется «Сокровище православной веры». Почему именно сокровище?

– Потому что то, что Господь наш Иисус Христос принес на землю (а Он Сам является воплощением истины, «есть путь, истина и жизнь»), – это есть самое главное сокровище, необходимое человеку для спасения. Поэтому православная вера есть то сокровище, которое надо хранить, беречь, изучать. И на примере святых отцов семи Вселенских Соборов, память которых завтра чтит Святая Церковь, надо учиться не только основательно изучать истины, уметь и другим преподать их, но в нужный момент защищать эти истины, когда призывает к этому Господь, и защищать соборно, а не в одиночку, обличать и опровергать лжеучения.

– Телезрительница из Саратова: «Благодарим телеканал “Союз” за такие замечательные передачи, и хотелось бы Вас видеть почаще. А теперь мой вопрос: известно, что от Пасхи до Троицы земные поклоны не совершаются, но если мы видим человека на коленях, со слезами молящегося, можно ли ему сделать замечание? Как Вы считаете?»

– Прежде всего отвечу на ваши добрые слова, что Вам хотелось бы почаще меня здесь видеть. Я думаю, что руководство телеканала «Союз» в данном вопросе придерживается мудрого совета святого царя Соломона. В его книге Притчи Соломона написано: «Не учащай входить в дом ближнего твоего, чтобы он не наскучил тобою и   не возненавидел тебя», – то есть нечасто появляйся. Но есть и другие слова у премудрого Соломона: «…и надолго не удаляйся, чтобы не забыли тебя».

По поводу Вашего вопроса – действительно, по церковному богослужебному Уставу, составленному людьми, которые сами в Бога веровали, имели живую веру и любовь к Богу, есть регламент. Поэтому в великие и двунадесятые праздники (и, в первую очередь, от Пасхи до Пятидесятницы) земные поклоны, которые совершаются в контексте богослужения, отменяются. Это те поклоны, которые совершались в Великий пост, когда священник выходит на амвон во время великого повечерия и говорит: «Пресвятая Владычице Богородица, моли о нас грешных», и последующие поклоны, когда вместе со священником кланяются все молящиеся. Равно как на молитве преподобного Ефрема Сирина: священник выходит, провозглашает – и все молящиеся единообразно кланяются.

Что такое земной поклон? Это, как написано в Типиконе, преклонение ниц до земли, это проявление особой любви, особого благоговения к Богу. И тем не менее церковный Устав не только не запрещает, а даже предписывает и в великие праздники (и на Пасху, и от Пасхи до Троицы) на Божественной литургии совершать земной поклон во время пресуществления Святых Даров, когда после Символа веры совершается Евхаристический канон, поются особые песнопения. В этот момент на святом престоле хлеб и вино благодатью Духа Святого претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа – и все молящиеся становятся на колени и преклоняются своим челом до земли. Также во время произнесения священником слов «Святая святым», во время того, когда священник выходит из алтаря с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», молящиеся, желающие причащаться, делают земной поклон.

Очень мудро ответил на подобный вопрос один из пожилых духовников и уставщиков Киево-Печерской лавры: «Если на Пасху перед тобой предстанет Живой Христос, как ты поступишь? Ты падешь ниц к Его ногам или просто отвесишь вежливо поясной поклон и скажешь: “Прости, Господи, по-другому не могу, устав не позволяет”?»

Еще один пример приведу: во время дьяконской и священнической хиротонии, когда ставленника водят вокруг престола, он кланяется правящему архиерею до земли. Это происходит и на Пасху, и в период от Пасхи до Пятидесятницы, поэтому для того, чтобы знать церковный Устав, надо иметь духовное образование и живую веру, то есть иметь христианское воспитание и образование. Поэтому я бы не советовал делать никому замечания, потому что когда мы делаем замечание, надо сначала понять, что нами движет. Ведь нередко бывает, что мы движимы просто личной неприязнью к человеку или предубеждением. Простая аналогия: например, если над вами живут соседи, к которым вы не питаете симпатии, хороших, добрых чувств, то вас раздражает в них абсолютно все: и стук, и шум, и шаги, и детский плач, и детский смех… Потому что уже есть к ним предубеждение. То же самое, если у нас есть предубеждение к кому-то и мы видим, что этот человек встал на колени, – мы готовы его растерзать; если он стоит на ногах – тоже плохо, крестится – плохо, вошел в храм – плохо, вышел – тоже плохо. То есть надо понять, что нами движет.

Я знаю случай, когда один пожилой господин приставал к женщинам, что они неправильно писали в записках о беременных «плодоносящая», а он говорил, что нельзя так писать, это неправильно и неканонично. Уже многие из этих молодых мам благополучно родили, окрестили детей, воцерковили, но вынуждены ходить в другой храм, чтобы не встречаться с этим пожилым господином, у которого такая ревность, а может, какие-то комплексы – кто его знает, один Господь знает, что им движет, но всегда усматривается личная неприязнь. Поэтому я бы Вам советовал, когда стоим в храме, лучше следить за собой, смотреть на иконы и в своем сердце во время богослужения читать молитву Иисусову или «Боже, милостив буди мне грешному».

– Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «У нас в сельской местности ежедневно из дома в дом ходят иеговисты. Начинают говорить о Боге, оставляют буклеты, записывают контактные телефоны, снова и снова настойчиво навещают. Как вести себя с ними, когда они на каждую фразу разговора удачно ссылаются на Евангелие? Как не нарушить заповедь Христа и не обидеть собеседника?»

– Я Вам рекомендую поступить следующим образом: купите торт или напеките пирогов; когда увидите в окно, что они приближаются к Вашему дому, подогрейте чайник, заварите крепкий чай. Когда они подойдут к двери Вашего дома, осенив себя крестным знамением, открывайте дверь и с радостью, улыбкой говорите: «Здравствуйте, дорогие свидетели Иеговы! (А сейчас можно сказать: «Христос воскресе!») Вот я пирогов напекла, чай у меня готов, заходите, чайку попьем, побеседуем. Если у вас есть какие-то вопросы, я вам дам телефон нашего батюшки, мы и нашего батюшку, если хотите, пригласим, он вам ответит на все вопросы. Хотите книжечки оставить? Пожалуйста, все оставьте здесь, все, какие у вас есть в сумке, мы найдем им применение». Как в русских сказках, сначала надо напоить, накормить (в сказках еще и в баню водили, дав возможность отдохнуть, а на следующий день расспрашивали). Примите их с любовью, радостью, не давайте им возможности никаких цитат приводить, просто покормите их (пусть оставят литературу, свои домашние адреса и телефоны) и скажите: «Мы с батюшкой к вам придем, ответим на все ваши вопросы».

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Кто читал Ветхий Завет, должен помнить о том, что в 6-й главе (4-й стих) есть такое изречение: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди». Истинность этих слов Ветхого Завета подтверждается недавними археологическими находками, когда были обнаружены скелеты людей высотой от шести и более метров. Как Вы можете прокомментировать, куда делись эти люди и почему они вдруг возникли, а потом исчезли?»

– Да, в Священном Писании Ветхого Завета, в Книге Бытия, как Вы сейчас процитировали, описывается, что были люди исполины, и далее в Пятикнижии упоминаются эти люди, они назывались «сынами Инакиевыми», то есть это именно исполины, которые были огромного роста, по пять-шесть локтей. Все они жили до Потопа и, может быть, некоторые после Потопа. У многих народов мира сохранились устные легенды и предания о существовании когда-то таких гигантских людей.

Что я думаю по этому поводу? Слава Богу, что сейчас таких нет, потому что если бы сейчас были шестиметровые люди, то как с ними можно было бы найти общий язык, при условии, что и так все сейчас бывают раздражены, нетерпеливы? Придет такой человек в храм – как его исповедовать, если он шестиметрового роста и ладонь, как наш стол? С ним надо очень аккуратно говорить, вдруг что-то не понравится, он же просто раздавит рукой. Можно предположить, что если бы сейчас такие жили, может быть, они были бы привлечены на службу в правоохранительные органы, тогда было бы больше порядка. И, наверное, известное детское произведение про дядю Степу носит отголоски этой идеи, потому что действительно, если будет такой высокий человек, он издалека увидит нарушителей правил дорожного движения, если произойдет ДТП, то не надо приглашать эвакуатор, он сразу возьмет машину руками и уберет с проезжей части.

Господь к нам милостив, сейчас нет таких гигантов, но, к сожалению, есть гиганты мысли, и с ними тоже бывает очень непросто найти диалог. Это те, которые любят задавать священникам вопросы. Зададут вопрос, им отвечаешь, они тут же открывают планшет, находят где-то ответ и говорят: «Батюшка, а в Интернете по-другому написано». Спрашиваешь: «А на каких ресурсах Вы смотрите?» Оказывается, ресурс – какая-то эзотерика, тайные знания. Так что всему свое время, Господь знал, когда жить этим людям, а сейчас мы все и другого роста, и другой комплекции, и других возможностей.

– Сейчас наступает лето, время отпусков, детских каникул. Как бы Вы посоветовали наилучшим образом провести это время?

– Действительно, скоро наступит лето, такое долгожданное время для всех, в первую очередь для детей. Единственное, что могу посоветовать: отправляясь в отпуск в любую точку планеты, на юг или на север, постарайтесь среди всего, что с собой возьмете, не забыть взять двух надежнейших друзей. Одного зовут Среда, другого – Пятница. Запомните их имена, это два самых надежных друга, с ними вам в отпуске будет всегда легко, потому что они вас никогда не предадут. А без них, забыв среду и пятницу, в отпуске можно иметь немало искушений.

И в заключение я бы хотел поздравить с днем рождения одну замечательную рабу Божию. Ее зовут Наталья Николаевна, она ответственная за пансионат в городе Новофедоровка в Крыму. Поздравляем Вас, желаем Вам многих лет жизни и спасения души!

 

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать