Жизнь после жизни

29 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. Передача из Москвы. Эфир 29 апреля 2014 г.

 

 - Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Денис  Береснев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла в Ясеневе и настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, архимандрит Мелхиседек. Здравствуйте батюшка, благословите наших  телезрителей.

 - Христос Воскресе, Христос Воскресе, Христос Воскресе, дорогие братья и сестры дорогие телезрители!

 - Воистину Воскресе! Сегодня мы говорим на тему жизни после жизни. Прошу Вас звонить к нам в студию, задавать интересующие вас вопросы. Телефон в Москве 8 (495) 781 49 54.

Отец Мелхиседек, тема очень животрепещущая. Многие люди задумываются о том,  что их ждет за порогом смерти. Какова жизнь после жизни, что ждет там людей, и что нужно делать для того, чтобы жизнь за порогом смерти не прекратилась, а продолжилась?

 -  Вопрос непростой, потому что мы узнаем об этом только тогда, когда перейдем этот порог вечности. Как кто-то из мудрых людей сказал: «все атеисты и безбожники – только до смерти». То есть там, когда увидят ликующую вечность, к которой призвал нас Господь, который сам об этом  сказал для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком-  вот, посмотрите, какая светлая наша вера. Сегодня день поминовения усопших, сегодня Радоница. И мы говорим «усопших»  - тот, кто уснул, тот обязательно проснется. Мы говорим «новопреставленный» – что значит «новопреставленный»? Был в одном месте, переставился в другое, то есть предстал перед Богом. Иногда в записках встречается такая описка «новопреставленный», где -то это имеет определённый свой положительный смысл. Потому что человек не перестал существовать -  он просто переставился из одного  места в другое. Или еще мы говорим: «встретимся на том свете» -  это было одно из  таких пожеланий среди верующих людей, такая мечта, такая идиллия – «встретимся на том свете». Значит, у верующих людей воспринималось и воспринимается жизнь будущего века, как свет, как полнота радости, бытия, потому что сейчас у нас не жизнь,  а подготовка к жизни, у нас не книга, а предисловие к книге.

Настоящая, полная жизнь будет за порогом вечности, и  еще чуть-чуть попозже, когда наше тело вновь соединится с нашей душой, потому что сейчас  мы знаем, что происходит после смерти  - отделение души человеческой от тела. Но придет тот день, придет тот час, как сказал об этом Господь, когда человеческое тело  опять соединится с человеческой душой, и вот тогда будет уже на самом деле полнота жизни.  И когда об этом говорят: а как сейчас святые, в каком они находятся состоянии? Святые Отцы нас учат о том, что сейчас живет их душа, душа пока вне тела, и сейчас предощущение радости,  но не полнота радости. Так же как и у грешников – нет полноты этого определения, полноты этого состояния уже отторгнутости от Бога. И поэтому Святая Церковь говорит, что  вот  этот промежуток времени, когда  живет одна душа, когда есть связь между душами усопших, которые видят нас, мы молимся с любовью о них, поминаем, и молитвы, и милостыни, которые           приносятся в память о них – об этом учат все Святые Отцы – оно имеет определенное действие, определённую пользу. Иначе бы с какой стати наши все поминания, наши сорокоусты, наши добрые дела в честь их памяти, если смысла в этом никакого, если нет никакой пользы, если нет никакой перемены или возможности перемены состояния участи души, которая сейчас находится в этом состоянии пред ожидания – или жизни с Богом, или жизни без Него. Это тоже милость от Бога – иметь возможность помогать усопшим нашими молитвами.

Несколько лет назад в этот день  - на Радоницу, вспоминаю, - уже на следующий день, прибегает председатель Союза ветеранов нашего Юго-Западного округа Сергей Иванович и говорит: «Батюшка, я наверно опоздал».

«Почему опоздал-то?»

«Ну, своих родных и близких помянуть  - Радоница вчера была».

Я говорю:  «Ну да».

«А у меня все-таки возраст». Ветеран Великой Отечественной войны - понятно, молодые-то не помнят, а  тут старый человек….

 И он говорит: «Я уснул ночью в день Радоницы, и мне приснилась вся деревня». А он самый старший среди них.

«Думаю, а что мне вся деревня-то приснилась? Ой, Радоницу пропустил!»  И он, поскольку человек верующий, пожилой, прибегает утром: «Батюшка, я не опоздал?»

 Я говорю: «На Радоницу-то опоздал, но помянуть родных и близких не опоздал. Потому что мы -  счастливые люди, для нас у Бога нет приемных часов, круглосуточная безлимитная связь -  получше Билайна и МТС, работает бесперебойно. Поэтому давай сейчас с тобой помолимся, вместе родных и близких помянем, краткую литию совершим». Мы помолились, и он ушел радостный и довольный. Но если бы не было этой реальной связи, почему они именно вот в этот день - в день поминовения усопших, напомнили о себе?  Оказывается, эта сердечная душевная связь  с тем миром  - она реально существует, и какие-то откровения, какие-то оттуда «СМС-ски» нам приходят: «Ребята, вы там чего-то забыли – давайте, поправьте, потому что мы тоже нуждаемся».

Кстати, однажды святитель Митрофан Воронежский, уже будучи в лике святых, является игумену одного монастыря и говорит: «Помяни моих родителей». И тот во сне с ним беседует: «Так ты же сам святой! Ты сам за своих родителей помолись». Тогда святой говорит: «Если бы ты знал, какая польза бывает усопшим там, за Божественной Литургией, когда произносится поминовение во время совершения Божественной Евхаристии, Божественного благодарения, Божественной Литургии». Этот священник взял себе за правило поминать родителей прославленного святого. И по жизни я знаю -  в Оптиной пустыни многие братья поминают родителей святых. Как мы поминали родителей Кирилла и Марии преподобного Сергия Радонежского, а они спустя какое-то время были причислены к лику святых. Так спрашивается: вот тех людей, которых поминали с любовью – конечно же, взаимная связь существует, и уже этим людям помогает и подсказывает, и  молитвы эти слышат. Поэтому существует и должен существовать такой круговорот любви в природе: мы об усопших, усопшие о нас.

Кстати, если упомянули сейчас Троице-Сергиеву Лавру, мне вспомнился такой случай: я был маленьким иеромонахом в Троице-Сергиевой Лавре, подходит женщина: «Батюшка, мне все время мама снится».

Я говорю: «Ну и что?»

«И говорит -  ты должна мне 40 рублей, вот так и говорит. Батюшка, что это такое?»

 А я  сам не знаю, что это такое - торопился в Троицкий собор, должен был молебен отслужить. И вдруг я стал вспоминать, что 40 рублей – это тогда поминание стоило – толи на год, толи сорокоуст.  Я говорю: «А вы за маму хоть поминали?»

« Да я  не знаю, как это».

«Давайте сейчас в храм, священнику, который принимает записки  и поминовения о родных и близких, вы подайте записку и вопрос зададите, он с вами поговорит». А я торопился отслужить молебен. Так эта цифра и совпала. Проходит года два, наверное, Лавра огромная, страна огромная. Мы говорим: случайно… . Но случайность – псевдоним Бога. Эта женщина приходит и говорит: «Батюшка, вы помните меня?» Я из деликатности  сказал, что помню.

«А помните про 40 рублей и маму?»

Тогда уже я вспомнил. «И что?»

«Я  в Лавре заказала поминание, мне батюшка объяснил, как и самой молиться, и после этого мама ни разу не снилась». Вот видите, это было напоминание, что все-таки не хватает здесь нашей молитвы, пока мы  живы, о родных и близких, которые сами о себе помолиться не могут, которые сами о себе бескровную жертву, которую мы совершаем принести не могут, добрые дела сами от своего имени не могут сделать, как мы делаем милостыни, когда делаются эти поминовения  - на сороковой день, через полгода, на годовщину делается угощение, чтобы люди помолились, и потом  людям накрыли стол, чтобы тоже было человеческое, душевное утешение. И это всё – в память о них. Поэтому вещи раздаются сразу, такая вот помощь.

В нашей жизни духовной  нет ничего бессмысленного, все имеет основание в Священном Писании. И в нашей повседневной жизни, которая уже опробована тысячелетиями -  вот эта духовная жизнь между нами и нашими родными и близкими. И в этот момент, когда мы к Пасхе готовились, в пасхальные дни -  смотришь, все равно продолжаются и отпевания. И  вот сегодня на  Даниловском кладбище я был у своих родных и близких – там дедушка и бабушка похоронены, брат  и дядя родной. Смотришь – люди заходят в храм и даже некоторые не крестятся,  а  вот отпевание они сочли нужным и необходимым помолиться о своем родном и близком человеке.  У человека, который не имеет веры  - ему нечем зацепиться, у него нет фундамента, у него нет надежды, ему сложно подобрать какие-то слова утешения или мысли. И наоборот -  мы читаем Пасхальный канон, и я подумал про себя, когда готовился служить Божественную Литургию  (на этой  Светлой неделе все правила заменялись Пасхальным каноном) – сколько же там радости, сколько упования, сколько слов о бессмертии, о воскресении! Давайте вспомним самый первый ирмос, который во время Пасхальной заутрени: «Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия». А что значит  «победную поющия», а что мы поем?  А мы поем «Христос Воскресе». И вот, кто поет «победную поющия песнь»,  того Он приводит «от земли к небеси, от смерти к жизни». Пасхальный канон нам об этом  свидетельствует: «Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя да празднует убо вся тварь восстание Христово, в Нем же утверждается.…” В чем утверждаемся? В восстании  Христовом.

 Может быть, не все знают наши телезрители, что эта студия телеканала «Союз» находится в  Андреевском монастыре, а Андреевский монастырь находится недалеко от проспекта Ленина, а на проспекте Ленина стоит знаменитый памятник Ю. А. Гагарину. И этот памятник у меня все время ассоциируется с нашим праздником - с Воскресением Христовым. Почему? А  потому что Писание говорит (апостол Павел): «Первенец из мертвых Христос, потом Христовы». «И как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».

Первенец из мертвых Христос – Ю. А. Гагарин первым преодолел земное притяжение, как человек, никто не мог поверить, думали, что все это невозможно. Он первый, потом отряд космонавтов, потом вообще перелетало полмира. Так и Христос – первый, до Ю. А. Гагарина, проложил дорогу к вечности. Этот памятник, который находится рядом с нашим Андреевским монастырем – это тоже напоминание всем нам. Он так гордо стоит - устремленный вверх. О чем устремлен – «горе имеем сердца», то есть такое хорошее напоминание о том, что невозможное возможно, то, во что не верили – стало реальностью. И главные слова  по Пасхе: «От земли к небеси Бог нас приведе». Вот так наша повседневность, которая нас окружает, тоже много напоминает нам о нашей христианской жизни.

Кстати, тоже вспомнилось, как много лет назад, когда мы были маленькие, то очень часто по радио передавалась песня в исполнении Детского хора радио и телевидения, который возвещал - несколько притаенно, сокровенно, но все-таки проповедовал и утверждал в человеческом сознании надежду на бессмертие человеческой души человеческой личности. Не знаю, помнишь ли ты такую песню, или нет:

«Пусть всегда будет солнце,

 Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!»

Ну не мирилось человеческое сознание с мыслью о смерти! Это настолько неестественно человеку, и, кстати, кто-то из мудрых людей сказал, что абсолютным доказательством бессмертия человеческой души есть доказательство следующее: иной вариант, иное развитие событий нас не устраивает категорически. Только так и не иначе! - даже у людей и неверующих, хотя таких, мне кажется, очень мало. Спроси: вот ты хотел бы, чтобы двумя метрами все закончилось? Сложно поверить, чтобы человек сказал: да, меня все это устраивает. Но все бы хотели, чтобы после  смерти была жизнь -  а  она реально есть. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало. И играющи поем  и играюще поем Виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго». Вот такие слова в Пасхальном каноне мы слышим: «смерти празднуем умерщвление» – это реальность, но с которой мы столкнемся, только чуть-чуть надо подождать.

 - Отец Мелхиседек,  а как следует готовиться к жизни после жизни?

 - Святитель епископ Игнатий однажды сказал: «Люди сейчас живут так, как будто им никогда бы не пришлось умереть. А умирают так, как будто бы им не пришлось больше жить». Поэтому в нашей русской пословице говорится: «К смерти готовься, а пшеницу сей». А что значит: «К смерти готовься»? А не теряй времени, не делай тех поступков, которые пошли бы за тобой, примеряйся. В этот день долги взял – отдавай, слово дал – его соблюдай, дело придумал – его доделывай, наметил исправить свою жизнь, то, что ты должен исправить ради Евангелия и ради Христа – исправляй. Пока не поздно, потому что оказывается – жизнь-то пролетает. Она не проходит, а пролетает.

Мы недавно с мамой вспоминали мою армейскую жизнь, когда  я стал «стариком» (это, когда уже вышел приказ министра обороны об увольнении). Мы полтора года служили. От полутора года до двух считался «дедом»,  а когда вышел приказ  - уже «старик». Потому что тебя могли уволить на следующий день после  выхода приказа. Период увольнения длился с апреля по июль – могли четыре месяца передержать солдата в армии, потому что так делится призыв и делилось увольнение. И вот это время было невыносимо мучительным. Кажется, что эти дни -  просто какая-то вечность, несколько этих последних месяцев армейской службы. А сейчас – просто летит время. Вот совсем недавно были в этой студии, когда праздновали Рождество, а сейчас не за горами уже май месяц 2014 года. Время – раз!  - и пролетело. Поэтому надо этим временем дорожить, потому что оно просто протекает сквозь пальцы. И если бы  человек не думал бы о своей конечности, он бы бездарно прожил время.

Причем Исаак Сирин однажды сказал: «Дьявол готов дать человеку все сокровища Земли,  только бы из его головы навсегда убрать мысль о смерти и мысль о его конечности, потому что знает се лукавый -  как только западет в сознание человека мысль о его конце, через эту мысль он полагает начало своему исправлению». Но это – умный, а дурак, как был дураком, так им и останется. Но когда только мысль запала, что жизнь-то может кончиться, и тогда человек начинает жизнь ценить. Потому что  мы не ценим то, что легко достается, мы этого никогда не ценим. Нам нужно потерять, тогда ты начинаешь это ценить.

Как у Ф. М. Достоевского, когда он после каторги вернулся обратно в Санкт-Петербург -  его окружили друзья и говорят: «Федор, как мы тебе сочувствуем! Пять лет на каторге -  с этими вшами, с этими каторжниками, заключенными, в этом унижении, в холоде, голоде с крысами! Как ты это все пережил, ты время потерял драгоценнейшее!» И тогда Достоевский говорит: «Нет, а я только и на каторге себя, душу и Бога понял. Себя только там  и понял. Я понял, сколько человеку в жизни надо счастья, столько ему надо  в равной мере  -  если не в большей, и  несчастья. Потому что он и счастья-то своего не поймет».

Поэтому нам не надо, потеряв жизнь, начать ее ценить  - мы обратно не вернемся. И есть изречение логическое и философское что все имеет конец. А если имеет конец – каким же содержанием надо наполнить эту жизнь?

 Кто-то из мудрых людей сказал, что «завтра» враг «сегодня».  Не откладывай на завтра  то, что можно сделать сегодня. Как один шутил: «Не откладывай на завтра то, что можно съесть сегодня». Но это шутка, у нас сейчас холодильники есть, и даже морозильники. А тут говорится про саму жизнь, потому что все завтра, завтра, завтра…. А что завтра-то? Завтра опять то же самое будет. Вот сейчас постарайся втиснуть в этот маленький промежуток времени -  24 часа. В какие 24 часа – 7-8 часов спим, вообще тогда ничего не остается! А едим, а готовим, а в транспорте едем, а работаем!.. А когда там время-то остается? Все вот так и проходит.

Кстати относительно «завтра» и «некогда» вспомнилась одна легенда. Жили два друга -  в православной гимназии, потом в семинарии, потом один отошел от веры, а другой пошел по духовной линии. А дружба осталась. И тот другу все время напоминал, теребил, встречался: «Слушай, у нас праздники наступают, как-то надо и причаститься, и пособороваться, и исповедоваться».

«Да мне некогда – работа, зарабатывание денег…»

«Скоро Рождество Христово, надо хоть по - христиански-то закончить праздник».

«Да мне некогда»

«Наступает Пасха Христова» 

«Да мне некогда».

«Радоница – усопших помянуть…».

«Некогда мне»

«Троица!»

«Мне некогда, некогда и некогда»

Так тот теребил друга всю жизнь, чтобы как-то напомнить о духовной жизни, а тот без конца: «мне некогда». И как-то в один из не очень хороших дней является Смерть .

«А ты кто?»

 «Я – Смерть твоя».

«А ты чего пришла-то?»

«Я – за тобой, пора собираться».

Тот говорит: «Слушай, да я не успел–то и дел сделать, и все желания свои исполнить, и денег заработать, в конце концов, не успел и исправиться,  и покаяться, и причаститься не успел…»

 И тогда Смерть ему отвечает: «Давай собирайся и пошли, а то мне НЕКОГДА!»

Поэтому нам некогда -  для души, для  вечности, а потом сама эта вечность наступила, или наступил момент времени, когда мы уже что хотели, а уже не можем- все. Что желалось – а время упустили, оно прошло. Поэтому есть русская пословица, которая говорит: «Храни одежку снову, а честь храни смолоду». Потому что все это вернуть очень и очень тяжело. Вы спросили, как надо жить? А жить надо так, как будто это будет последний день. Представьте себе, что человек бы с этим осознанием жил. Вот говорят: мы же молодые, что нам о смерти-то думать - ешь, пей, веселись. Так ты есть, и пить, и веселиться не будешь, потому что все «завтра», «завтра», -   ты и тут-то не соберешься, ты вечно только спать будешь всю дорогу. Как они на дискотеке прогуляют, так потому всю неделю отсыпаются.

Так мысль  вот о чем – думаешь, что этого времени будет уйма, а оно просто  теряется. Если бы человек думал, что этот день  - последний, чтобы он только не переделал: этому бы позвонил, с тем бы помирился, долг отдал, как-то бы подготовился, успел бы попрощаться.  Конечно, тут тяжело себе представить, что такое последний день, но все-таки это призывает человека  к ответственности, к серьезности. Уже человек думает: а надо вот эти пустые дела делать, или нет. Поэтому гораздо серьезнее была бы жизнь, гораздо бы осознаннее.

И вот еще: а  вот охота  ругаться и ссориться, если это твой последний день? Я думаю, что это бессмысленно. А вдруг – последний день, -  ну уйди ты с хорошим впечатлением, чтобы после тебя осталось хорошее впечатление у людей. Мало того -  ведь Священное Писание говорит: «Солнце да не зайдёт во гневе вашем». То есть Господь понимал, что человек не ангел и не может прожить  без эмоций, у каждого они свои – в сторону любви и в сторону ненависти, кто-то эмоциональный, кто-то наоборот, «тихушник» то есть.

Л.Н. Толстой говорил:  «Люди делятся в своей части, в большинстве своем на две категории: одни сначала думают, потом делают и говорят, а другие сначала делают  и говорят, а потом думают» Вот человек ляпнул – всё, поссорились, или же какой то эмоциональный всплеск -  не без этого. Но Писание говорит,  какой должен быть предел, сколько можно в таком состоянии находиться? До ночи. Солнце да не зайдет во гневе твоём – а что потом? А потом мирись. Мы же читаем  вечернюю молитву: «Неужели мне одр сей смерть будет». И поэтому в монастырях есть такой вычет   - в конце вечернего богослужения братья друг у друга испрашивают прощения – если вдруг, где-то что-то пресеклись на послушании, чего-то недопоняли, чего-то недосказали, кто-то недослышал или кто-то не так понял. Всякое бывает. Монастырь – это большая семья. Поэтому гневаясь, знай, а вдруг это -  последний день, сейчас мирись. Как это полезно – помириться сейчас, потому что человек с обидой уснул, и  это уже въедается как ржавчина. Поэтому надо мириться заранее

  Вопрос: я прочитала книгу Ю. Вознесенской «Мои посмертные приключения», там подруга героини подавала за нее на проскомидию. Что это такое, у меня умер сын, и я просто не знаю?

 - Нам дана счастливая возможность молиться за всех, и поэтому,  если подруга ее поминала, Ю. Вознесенской желаем и доброго здравия и творческих успехов. Я сам эту книгу не читал, может быть, она и достойна внимания и интереса - не могу никакой оценки дать. Во всяком случае, любая книга, которая наводит  на мысль о жизни будущего века, о которой мы каждый день, когда читаем утренние молитвы, говорим – «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

 - Мне кажется, что телезрительница имела ввиду другое. Я  так понял, что она говорила, что героиня книги, попав на тот свет, подавала проскомидию за живущих. Что это такое?

 - Нет, такового нет, реалии нашей жизни -  это не реалии той жизни, и наоборот -  реалии той жизни  -  это не реалии нашей жизни. Кстати, всё, что мы знаем, всё, что нам приоткрыто в жизни будущего века -  это настолько сокровенно и настолько обще, что тот, кто берется в подробностях судить о том, что там будет -  он получается святее и богооткровенннее самого апостола Павла. То есть этому человеку больше открылось, чем  апостолу Павлу. Апостол Павел был  восхищен до третьего неба. Он говорит: «Знаю человека, который был восхищен до третьего неба и слышал глаголы неизреченные, глаголы неизглаголанные, которыми невозможно описать жизнь будущего века. Но о той жизни которая ждет нас ухо то не слышало, глаз то не видел, и даже на сердце человеку не приходило, что уготовал бог любящим Его». То есть, уготование радости,  ведь Господь сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели  с избытком». «Увижу вас, -  говорит Господь, - и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Христос описал это состояние  будущей жизни одним словом – Радость. А вот что это такое будет, в чем она будет состоять, какова её полнота, какова её граница, каков источник этой радости – конечно, источником радости будет Сам Бог. Причём я тоже иногда об этом задумывался. Посмотрите, у нас есть как бы три этапа  существования человека. Находясь в утробе матери 9 месяцев, человек, если бы у него было какое-то сознание, себе даже не может представить что это  - не весь его мир. Там, в  животе, для него - это весь мир,  но это не так. Потому что когда он выходит из мамы он попадает в мир который в миллионы (если это соизмеримо) раз больше, чем тот мир, в котором он находился. Познания, страны, откровения, Бог, богослужение, науки, книги – человеку всей жизни не хватает, чтобы что-то узнать, до конца жизни не хватает. И мы – во всяком случае, неверующее сознание  - думаем, что это и есть наш мир. Оказывается, это тоже не так.

Когда мы выйдем из этого мира, как из утробы матери,   а там  - другой мир, там высший мир, там другая жизнь, там седьмое небо, там жизнь будущего века. И как несоизмеримо рассуждение младенца в утробе матери с этим миром - он не может себе этого представить, насколько он богаче, насколько он шире,  насколько он невообразимее  и объемней, так и  мы не можем себе представить, что нас ждет, какая жизнь после жизни. А то, что это однозначно – посмотрите, даже в календаре на русском языке крайний выходной день называется словом «воскресение». Самый любимый наш день, выходной. Значит, это вошло в сущность даже нашей повседневной жизни, истинно духовная жизнь поглотила нашу повседневную жизнь. Мы даже этот выходной день называем «воскресение» – то, что ждет реально каждого из нас. А этот мир – как бы мы ни пытались его объяснить, что такое рай, что такое ад – это всё только наши приблизительные человеческие рассуждения, о которых само это слово «рай» и «ад» – с греческого языка рай переводится как цветущий сад, а ад, как место, лишенное света. И никакой детализации, потому что всякая детализация будет приблизительной.  Мы только знаем, что Бог смерти не сотворил и хочет жизни каждому человеку            .Об этом замечательный святитель Феофан Затворник Вышенский однажды сказал - что на Страшном суде Бог будет искать   не за что бы наказать человека а за чтобы оправдать человека. И Христос Сам сказал: «Я живу, и вы жить будете». И о той будущей жизни некоторые  всё-таки откровения через Священное Писание есть, потому что для нас авторитетом является Священное Писание, то, что Бог открыл нам через Свое Слово и открыл через святых апостолов и евангелистов, потому что это называется Откровением. 

У нас богооткровенная религия,  у нас богооткровенная вера. Что это означает? А то, что ничего -  ни одной буквы,  ни йоты не выдумал человек сам от себя. Это он всё слышал на небе и транслировал и перевел это через своё сердце. Суть передана от Бога уже. И каждый священный писатель, те, кто составили этот корпус Библии  - Нового и Ветхого Завета, они всё это слышали на небе, и всё это прошло через их сердце. Да, они своим человеческим языком это изложили. Одни пророки были пастухами, другие были учёными мужами, третьи были крестьянами, кто-то из них был царедворцем. Каждый, в меру своего интеллекта, своей человечности изложил то, что он услышал, суть главная передана. Мы видим, что в каждой строчке нет ничего человеческого - там главное Откровение от Бога. Когда разнится Священное Писание - два было бесноватых у апостолов, а один говорит, что один был бесноватый – какая разница,  сколько их было! Христос исцелил и одного и другого, самое главное, что он исцелил этого бесноватого и сказал, что род сей выходит только молитвой и постом. Да, кто-то из них мог в человеческих подробностях ошибиться, но это было уже совершенно неважно. Наоборот, это свидетельствует  и подтверждает с одной стороны  Откровение, а с другой стороны – что оно  было через людей пропущено – через ум, сердце  и сознание,  и объяснено на нашем человеческом языке, чтобы нам всё это было понятно.

 Отец Мелхиседек, скажите, а что ждет неверующих людей за порогом смерти?

 - Мне кажется, что неверующего человека ждет Откровение, когда он всё увидит своими глазами, Бог его ждёт, и будет ждать и этого изменения, и внутреннего покаяния за порогом вечности. А ждёт – ликующая вечность жизни с Богом, если человек свою жизнь, хотя бы даже, как говорит Писание ( Деяния Апостолов), что «Всякий, кто призовет Имя Господне - спасётся».   

 И когда мы говорим – неверующий, это очень сложно – дать такую оценку  - верующий или неверующий, потому что есть момент рождения человека в вечность.  Он остаётся со своими мыслями, он переживает этот процесс небыстрый. Ребенок когда рождается – его мама девять месяцев  вынашивает, а порой 24 часа проходят роды. И мы не знаем последних минут, последних мгновений мысли человека. Каждый на смертном одре задумывается и самая нехорошая, самая несчастная кончина – это внезапная кончина. Всегда христиане молились, чтобы кончина не была внезапной, чтобы было какое-то осознание, примирение, молитва перед этим. И поэтому Бог настолько милостив, мне кажется, что даже неверующему человеку  до последней секунды Он будет стучаться в его сердце. Вот он на смертном одре будет, а всё равно голова-то остается  - а что дальше, вот уже всё, ты на койке, тебе уже ни одно, ни другое не помогает – а что дальше? И  каков бы не был неверующий человек, мы не знаем этих последних минут перед тем рождением. Мне кажется – есть такое выражение: «на войне неверующих нет»- почему? – потому что вот о чём говорил Исаак Сирин – «дал бы все сокровища мира дьявол, чтобы только до конца убрать  из человеческого сознания мысль о его конечности». А война -  как раз ежеминутное напоминание о твоей конечности. Человек бронежилет надевает – что это такое? И берёт автомат – да, это ты можешь убить. А когда ты бронежилет надеваешь и каску – это тебя могут убить. Человек, который это носит, он каждую секунду об этом думает. Говорят, «как повезёт» – да конечно, как повезет, только кто везением-то заведует? А за везение Бог отвечает. Воздастся каждому по делам его. Один с молитвой пройдет и выйдет – в крест пуля попадала - носили крест, или не могли носить, а где-то в кармане держали, и пуля попадала в крест. А что такое крест – алюминиевая пластиночка толщиной 0,2мм , когда бронежилет пробивает.

Говорят: «О, ему повезло, в рубашке родился!» А другой только голову высунул – и всё, снайпер – вот не повезло…. Да за везение-то Бог отвечает! Будь с Богом и Бог с тобой будет. Ты живешь без Бога -  и Бог с тобой не будет.  Поэтому бронежилет – это напоминание о конечности. Как на войне нет неверующих, так и людей, мне так кажется, приближающихся к кончине неверующих становится всё меньше и меньше, если это растянуто во времени. Кстати, об этом старец Паисий Афонский сказал, что рак это самая христианская болезнь. Почему? Потому что точный диагноз неизлечимости, ранний или поздний – это какие-то облегчения, но все равно -  раз диагноз рак есть , это просто вопрос растянутости во времени. Надеяться больше не на кого. Так -  немножко  продлится, немножко нет.

Когда отец мой умирал, то в одной больнице поставили диагноз,  и я у врача спросил. Он говорит: «Вы же верующий человек». Я говорю: «Да».  - «У отца рак». Я говорю: «Ну, а  что насчёт операции?» Он говорит: «Ну, можно операцию сделать». -  «А сколько он проживёт, если сделать операцию?» – «Года два». «Если  без операции?»  - «Ну, два года проживёт».

Так и получилось. Никакой операции не было - не сложились обстоятельства, и после этого диагноза отец прожил два года. Сделали ли бы операцию – опять два года. То есть, то что написано, потихонечку  то и совершится. А важно к этому подготовиться. Поэтому самая неприятная, самая неблагодатная кончина – это кончина внезапная. А когда человек знает об этом – всё, он это принял.

Кстати, кто-то из мудрых людей сказал: «Мысль о бессмертии примиряет нас со смертью наших родных и близких, и примиряет нас самих с нашей жизнью». Если есть бессмертие – тогда жизнь после жизни тоже есть. Тогда что такое смерть? Временное явление. И эта мысль о бессмертии примиряет нас со смертью  наших родных и близких, и примиряет нас с нашей жизнью, как бы она не была сложна, как бы она не была тяжела, как бы она ни была исполнена всяких трагедий и неприятностей. Всему этому будет конец.

Что за этим концом – «претерпевший до конца, тот спасен будет». Приятное логическое завершение, что нас ждут любящие руки любящего Бога. И если с такой мыслью жить, тогда твои трудности, твои проблемы  -  они  не такими уж проблемами и становятся. Почему мученики, почему воины, особенно христиане, отдавали жизнь друг за друга? Они не боялись этого, потому что знали: «Нет большей любви, как кто душу положит за друзей своих».

 Мы будем служить 10 мая на  Бутовском полигоне. Рассказывают о таком событии: когда убили деятеля революции Урицкого в Санкт-Петербурге (он тогда не был Ленинградом),  и ЧК, чтобы неповадно было, устроило репрессии – до тех пор пока или не найдут того, кто это сделал, или, во всяком случае, проучить массы, которые противятся революции. Было такое чудовищное распоряжение Дзержинского: расстрелять каждого десятого взятого в заложники,  за смерть Урицкого. И в жизнеописании одного  священника -новомученика говорится о том,  что когда их поставили в строй и начали считать, то десятым попал молодой священник, который стоял рядом со старым священником.  И старец поменялся с ним  местами, сказав: «Моя жизнь уже прожита, а у тебя еще всё впереди – дети, служение Церкви, если будет такая возможность, если выживешь и по- другому обстоятельства жизни не пойдут». Встал на место десятого. Почему? А потому, что наша жизнь – не только здесь, и не только этим она определяется. Он знал, что будет эта неприятность, будет временное прерывание жизни, а потом он к Богу пойдёт. А этот – пусть живёт,            делает  ещё добрые дела. А если человек без мысли о бессмертии живёт – да он просто как животное, будет хвататься за эту жизнь, такого поступка он просто не совершит.

Поэтому мысль о бессмертии примиряет нас с самой нашей жизнью, что человек гораздо благороднее, гораздо бесстрашнее живет эту жизнь. Ожидание смерти хуже самой смерти – смерти, как конечного финиша, за которым ничего нет, и это ожидание хуже всякой смерти, а ожидание того, что это  - просто как рождение ребёнка -  было здесь, родился туда. Больно это? Да, больно – и для мамы больно, и для ребёнка. Мы же знаем, постродовые травмы или родовая травма – да, это сложно. В эту жизнь рождаются не безболезненно – ни мама, ни ребёнок. Даже при кесаревом  - череп ребенка не сжимается, если бы  проходил через узкое отверстие мамы, а для матери шов этот остается. Даже, казалось бы,  рождение под наркозом, всё равно болезненно, а потом – жизнь, а потом  - мама ничего не помнит. Ну, было и было, такая наша жизнь. Вот тебе ребёнок, и жизнь продолжается.

Так и у нас  - всё это будет. Но всё  - дело времени. Поэтому мы – счастливые люди, что   мы живем с этой мыслью, мы живем с этой верой. И наша вера  граничит с сознанием, потому что – вот Иерусалим, вот Гроб Господень, Его Гробница, вот Воскресение, вот Благодатный огонь – каждую Субботу на  Гробнице Христа. Если люди не знают  ничего про Иерусалим -  сейчас смотрите телевизор. Знаете, где Гроб Господень – знаем. Где? Ну, где-то там в Иерусалиме. А где? В храме Воскресения. Если кто-то себе не представлял и  об этом никогда не слышал – пожалуйста, смотрите.

Кстати, может быть, не все знают:  в нашей церковной жизни  есть радостное событие. В Москве, в местечке Ясенево построен Покровский храм. А нижний – храм Михаила Архангела. Так вот, в нижнем храме, по благословению Патриарха Кирилла, мы сделали точные копии Гроба Господня, престола Рождества Христова, Камня Помазания, Голгофы,  Благодатной колонны  с рассечением, через которое вышел Благодатный огонь, Гробница Божией Матери, Темница Христа, водонос из Каны Галилейской. То есть, вся Евангельская история и копии Евангельских святынь собраны под крышей одного храма. Поэтому если не все москвичи об этом знают и телезрители телеканала «Союз» -   милости просим в наш храм, в котором уже два года совершаются богослужения. Мало того – эти святыни сделаны из иерусалимского камня и все это вырезалось, делалось и готовилось в Святом Граде Иерусалиме – на фабрике «Иерусалим Марбл», которая находится в 15 км от Иерусалима. Даже материал, из которого всё сделано, был привезён из Израиля, со Святой Земли. Для чего? А это – икона, это образ. Мы смотрим на икону или смотрим на фотографию. И когда мать целует  фотографию  своего погибшего в Афганистане или Чечне сына – разве он сына целует? Нет. Она поклоняется этой бумаге? Нет.  Целуя фотографию, она целует эту память. Она мысленно с ним соприкасается, она понимает, что эта фотография – это не сын. Эта фотография – больше, чем фотография. Глядя на образ дорогого человека, она мыслью возносится к его образу. Так вот и для нас иконы. Мы не самим доскам  поклоняемся, а поклоняемся тем, кто изображен на этих досках  или на металле. Или же есть изображения не только святых, но есть изображения образов святых мест.

Многие, кто побывал в нашем храме, и те, кто был в Иерусалиме, говорят: «Батюшка, такое впечатление, что мы -  в Святой Земле». Очень хорошо, что есть такое впечатление. Может быть, для этого и были созданы  копии  этих святынь у нас - чтобы человек не только увидел икону Кувуклии Гроба Господня, или икону Воскресшего Христа,  как на праздник  Святой Пасхи, а побывав в нашей часовне, в нашей Кувуклии Гроба Господня, представил себе: да вот также все это выглядит в Иерусалиме, вот такое Ложе Господне, вот там было погребение, вот там было это Воскресение. А вот – Голгофа, а вот – такой же Камень Помазания,  был  Он  здесь помазан,  был Он здесь погребен. Всё это возносит нас к Евангельской истории, чтобы не забывалось, чтобы мы не только по телевизору смотрели.

 Спрашивается, что лучше: всё это по телевизору увидеть, или увидеть живьем, в Покровском храме? По телевизору хорошо, но живьём увидеть -  ещё лучше. А ещё лучше, увидев это сначала по телевизору, потом увидев это в Покровском храме, или в Новоиерусалимском храме, что  под Истрой, который сейчас очень интенсивно восстанавливается для того, чтобы этот памятник, который построил Патриарх Никон – Храм Воскресения Христова, чтобы он тоже быстрее был отреставрирован.

Кстати, Балтийская строительная компания его восстанавливает, и очень успешно, что бы  с этим тоже соприкасались. Патриарх Никон был движим этой мыслью. В XVII веке кто доберётся до Иерусалима? Это сейчас – четыре часа лету, нет виз -  и то не у всех есть такая возможность. А передачи канала «Союз» -  трансляции, зарисовки, фильмы – всё это передают.  И потом в Новый Иерусалим сначала поехать, а потом в наш храм, набраться средств и желания поехать туда, чтобы соприкоснуться с Пятым Евангелием, как говорят об Иерусалиме и о Святой Земле. Есть Евангелие писаное, которое нам оставили четыре евангелиста, а есть неписаное – эти места, где родился и жил, был распят и погребен наш Господь. Это всё – тоже о вечной жизни. Потому что вот там было Его Распятие, а вот здесь было Его Воскресение. Смотрите – то же самое будет и с нами. Вот наша Голгофа, на которой повседневно мы многие уже сейчас висим, но это не всегда будет, мы не всегда будем на Кресте, не всегда будет старость, не всегда будут только проблемы. «Всякий верующий в Меня смерти не увидит вовек». За Голгофой обязательно будет Воскресение. Поэтому мы говорим: «Чаю Воскресения  мертвых и жизни будущего века».

 - Отец Мелхиседек, спасибо Вам большое за беседу. Время нашей передача подошло к концу, благословите наших телезрителей.

 - Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Мир вам всем, нашим дорогим братьям и сестрам!

   - Я напоминаю вам, что  у нас в гостях был настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла в Ясеневе и   храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, архимандрит Мелхиседек. Всего вам доброго и до новых встреч!

 

Расшифровка: Галина Парамошина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать