Молитва частная и общая

23 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игумен Вениамин (Райников), секретарь митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Передача из Екатеринбурга. Эфир 23 апреля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители. В прямом эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Сегодня у нас в гостях настоятель Храма в честь иконы Божией Матери «Державная», секретарь митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла игумен Вениамин (Райников).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Добрый вечер. Христос Воскресе! Бог да благословит всех нас.

 

- Предлагаю поговорить сегодня о молитве частной и общей. Первый вопрос, который, пожалуй, задает каждый воцерковляющийся: «Зачем ходить в храм каждую неделю?»

 

- В храм можно ходить и чаще. Богослужение содержательно на всем своем протяжении, и выпадая из этого ритма, многое теряешь. Раз в неделю – тот минимум, который необходим, чтобы вообще считаться христианином. Человек не может не помнить заповедь Божию отдавать Ему один день в неделю, и это очень скромная просьба Господа.

Когда мы что-то делим, то справедливо обычно бывает пятьдесят на пятьдесят, а Господь просит всего лишь один день в неделю и десятую часть года. По-хорошему мы могли бы сделать и больше. Если человека не тянет хотя бы раз в неделю увидеть Бога – это повод задуматься над его отношением к Богу. Например, если человек любит другого, то он вряд ли выдерживает неделю, чтобы не видеться с тем, кого любит. Или если, например, молодые супруги будут вспоминать друг о друге лишь раз в неделю, вряд ли можно сказать, что у них в семье нормальные отношения.

Во время богослужения у нас происходит реальная встреча с Богом, когда мы причащаемся, то это встреча на уровне физического контакта. Если человека «не тянет», то даже некорректно ставить вопрос «зачем я должен». Ты не должен звонить своему супругу, но если не делаешь этого, то это просто означает, что у тебя с ним нет контакта.

Поскольку у нас с Богом отношения любви, то не надо доказывать, что надо ходить в храм. Верующий человек сам к этому стремится. Об этом пишет и царь Давид, который пишет, что хотел бы постоянно жить во храме Господнем. Если у нас есть отношения любви с Богом, нас постоянно тянет в храм Божий, если таких отношений нет, на нет и суда нет:  невольник не богомольник.

 

- Вопрос телезрительницы: Могу ли я постоянно молиться перед иконой «Воскресения Христова», читать утреннее и вечернее правило, обращаться с личными просьбами, молиться покаянными молитвами, в скорбях?

 

- Это прекрасный образ, образ Воскресения Христова всегда согревает радостью душу христианина. Даже если христианин находится в скорбях, он помнит, что они спасительны для него. Образ Воскресения Христова как раз и наделяет смыслом любую скорбь. Нет больше той скорби, которую Христос перенес в Гефсиманском саду, но все закончилось Его воскресением. Так же и христианин: идет на свою пусть маленькую Голгофу, но все заканчивается победой нашей и Христа над этими неприятностями.

Взгляд на икону Вознесения наделяет христианина тем состоянием, в котором он и должен находиться: состоянием пасхальной радости. Преподобный Серафим Саровский, всегда приветствуя приходящих к нему, словами «Христос Воскресе!» постоянно переживал это состояние, потому что, победив свои страсти, находился в Боге, а значит, в радости и благодарности Ему. Скорбь и уныние – мы называем страстями, то есть страданиями. Грех приносит человеку страдание, отсутствие греха дарует ему радость. Нам нужно быть радостными, потому что это наше естественное состояние. Радость рождается от сознания победы Христа над грехом и смертью. Человеку свойственно быть и счастливым, и позитивным.

Может быть, для человека, страдающего депрессивными состояниями, полезно чаще взирать на икону Воскресения Христова. Человеку, у которого нет таких проблем, возможно, полезно будет взирать на икону распятого Христа для воспоминания о своих грехах. Каждому свое.

 

- Часто наблюдается такая картина: в субботу вечером храм полупустой, а в воскресение утром он наполняется. Нужно ли ходить в храм и в субботу, и в воскресение?

 

- Да, этот парадокс порой прослеживается очень ярко. Кто-то из оптинских старцев говорил, что за Всенощным бдением мы служим Богу, а на Литургии Бог служит нам. Всенощное бдение при той же продолжительности переносится физически труднее, чем Литургия, наверное, потому что это наше приношение. Нельзя все время получать подарки, ничего не давая взамен.

На Литургию мы идем с дерзновением, Господь Сам преподает Себя в жертву людям, и мы со страхом и смирением принимаем эти Дары. Господь с Отцем и Святым Духом входит в горницу нашей души, и мы, понимая свое недостоинство, должны сделать хоть что-то, чтобы прибраться в этой горнице. На Всенощной много текстов, которые правильно нас настраивают и подготавливают к Литургии. Есть сплошь покаянное Шестопсалмие, человек очищается в этих молитвах, рассуждает над темой сегодняшнего дня, подготавливает свою «горницу» к приходу Христа. Если не заниматься уборкой, а постоянно приглашать в гости, понятно, что как бы ни был хорош гость, он рано или поздно заметит, что когда бы он не пришел, никогда не прибрано.

Это показывает человека, каков он есть: наглый, самовлюбленный, относящийся даже к святыне потребительски. Это естественное следствие потребительского отношения в обществе, проникшее и в Церковь: на Литургии я получаю, а что я получу на Всенощном бдении? Мы замечаем, что самые многолюдные богослужения те, где что-то дают: святую воду, благодатный огонь. Когда что-то надо принести от себя, то это не очень «интересно», поэтому Страстная пятница и Великая суббота всегда менее многолюдны, чем Пасха. Потому что на Пасху ты получаешь радость, а на Великую пятницу заслуживаешь.

 

- Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Кто виноват в человеческом одиночестве: человека разделяют с людьми его грехи, или одиночество – часть испытания, которое с Божией помощью приближает человека к самому себе?

 

- Замечательный вопрос. Скажем, что это и так, и так. Трудно представить человека, который начинает свою жизнь с бесстрастия и вдруг сталкивается с одиночеством. Бесстрастного человека мы одиноким никогда не видим. Ушел преподобный Сергий искать себе одиночества, и вот вокруг него образовался Сергиев Посад. Как святые отцы не пытались скрываться, ища одиночества, у них это не получалось. Господь прославляет своих святых. Проблема одиночества не стоит у человека, живущего с Богом, потому что в Боге полнота всех отношений.

Если человек находится в общении с Богом, это является тем средством, с помощью которого он находится в общении с людьми. Человеческая любовь не свойственна человеку природно, мы всегда любим любовью Божьей. Господь есть любовь. И в той мере, в которой мы способны на богообщение, мы можем сподобиться единства хоть с кем-нибудь, хоть когда-нибудь.

Вспомним страшную историю про разговор преподобного Макария Великого с черепом жреца, который описывал суть своего мучения как одиночество, а утешение как возможность видеть рядом лицо какого-то человека. В молитве преподобного Макария он получил возможность хоть какого-то общения, а грех приносит ощущение полного одиночества, он отсекает человека от всего, что соединяет его с сотворенным миром и человеком. Закон всегда действует прямолинейно: Господь соединяет, а грех разъединяет и разрушает, причем все: и семейные, и межличностные, и общественные отношения. Все разрушения, которые мы видим, являются следствием греха.

«Удалил от меня друга искреннего, и знаемых от мене» - иногда эта ситуация складывается из-за того, что мы заражаем друг друга грехом. Чтобы зараза прекратила свое распространение, нас надо изолировать в какой-то карантин, как это бывает при заразной болезни. Может быть, для того, чтобы кто-то от нас не заразился, нам надо пережить это одиночество, справиться с той страстью, которой мы можем заражать, и только по исцелении нас могут пустить к народу. Как мы видим, сначала человек работает над собой в пустыне, а затем выходит на социальное служение и должен чем-то поделиться.

Просто общаться ради общения не имеет смысла, это может быть общением одиноких людей. Это проблема больше всего чувствуется в многолюдных городах, где люди остро чувствует свое одиночество, и сколько там случается самоубийств. Казалось бы, ты всегда в толпе, всегда можешь встретить человека.

Взгляд христианина на другого человека всегда радостен: ты видишь в другом образ Божий. Поэтому тебе приятен всякий, и это утешение. Если человек разъедаем грехом, в какую бы многолюдную компанию его не поместили, он будет одинок везде, это его внутреннее состояние. Чаще всего, проблема одиночества – выдуманная проблема. Она может быть на полярной станции, но в большом городе мы не можем испытывать такого одиночества, значит, проблема где-то в нас.

 

- Вопрос телезрителя: Что основное в Таинстве Причастия – слова Христа, звучащие в Евангелии или само вкушение Святых Даров? Многие приходят к самому Причастию только для того, чтобы вкусить.

 

- Думаю, что это редкий случай, происходящий по какому-то недосмотру. Чтобы люди приходили к концу службы только для того, чтобы подойти к Чаше – это не из христианской жизни. Если человек понимает, что он делает, он даже не опоздает, а придет на службу раньше. Так можно поступать только с детьми, которые не могут вынести многочасовую службу.

Для взрослого христианина обязательно присутствие не только на всем протяжении Божественной литургии, но и, как мы уже говорили, накануне во время Всенощного бдения. Это обязательное условие, составная часть его подготовки к встрече с Богом. Человек молится вечером, читает Последование ко Святому Причащение, готовится к этой встрече.

Господь говорит о том, что кто не будет есть Его Тело и пить Его Кровь, будет иметь жизнь вечную, а не про слова, которые надо слушать. Это было сказано столь четко, без всяких аллегорий, что многие, поняв Его буквально, как призыв к каннибализму, стали отходить от Господа. Причем, в таком количестве, что Господь обращается к ученикам со словами: «Не хотите ли и вы отойти?» Понятно, что тогда эта мысль была не вполне понятна, но настолько принципиальна, что истолковать ее двояко никак не получится. Он принес Себя Самого в пищу, и что Его плоть есть истинная пища, а не духовный образ, и о том, что Он есть Хлеб, сошедший с Небес,  обо всем этом подробно, с объяснениями говорится в Евангелии от Иоанна. Стоит перечитать этот отрывок.

Сколько ни говори «богообщение», пока ты не причастился, этого богообщения не будет. Протестантские общины, например, много говорят о богообщении, но не имеют причастия и не имеют истинного богообщения. Мы же имеем причастие и сохраняем благодать Святого Духа, позволяющую нам быть причастными Тела и Крови Христовой и исполнять Его заповедь. Это заповедь, а не пожелание и не рекомендация: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Если у тебя есть цель богообщения, то это твоя обязанность. Если этой цели нет, человек остается без этого и, к сожалению, остается без Христа.

 

- Вопрос телезрительницы: Батюшка сказал, что ходить один раз в неделю в храм, даже мало, но ведь люди много работают, и для некоторых даже своего рода подвиг приходить в храм даже по воскресениям, в свой единственный выходной.

 

- Заповедь, данная Богом, состоит из двух частей, и первая: «Шесть дней работай», а уж затем «седьмой день отдавай Господу Богу Твоему». Понятно, что это заповедь о том, что человек должен работать. У нас проблема чаще всего в том, что не соблюдается ни первая, ни вторая части.

Я говорил не о том, что человек ленится, а о взаимоотношениях человека с Богом. Вопрос стоял «Зачем нужно ходить каждое воскресение в храм?» Я говорил о том, что вопрос с «нужно» некорректен, человеку должно хотеться идти к Богу. Если ему этого хочется, он должен это осуществлять.

Работа может быть и прикрытием, чтобы не ходить в храм Божий, а может быть и реальной причиной. Каждый должен сам ответить, действительно ли он так занят, что реально не может пойти в храм, и занят так уже третий месяц, но дайте ему билет на любимого исполнителя, и он найдет время. Я говорил о том, что у человека не возникает желания. Когда возникает желание, возникает и возможность осуществления. Например, когда человек мотивирован на получение водительских прав, он находит силы и время. Не должно быть диспропорции между работой и богослужением. Нереально ходить на все богослужения, такой возможности не имеют даже монахи, потому что они имеют послушания.

Проблема в том, что приходится доказывать людям то, почему надо звонить любимым и ходить к ним на дни рождения. То есть в праздник Рождества Христова надо идти в храм по той же причине, по которой мы спешим в этот день поздравить близкого, дорогого человека, даже отпрашиваясь при этом пораньше уйти с работы. Мы не работаем все 24 часа в сутки, и если не можем быть на богослужении в день самого праздника, находим иные варианты, их всегда много. Мы не обязаны делать это для Бога, мы это делаем для самих себя.

 

- Вопрос телезрителя: Когда читается молитва «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу…» делают поясной поклон, я спрашивал у многих священников, они говорят «поясной», а святые отцы писали о поклоне земном, ведь там сказано и «припадем». Когда и кто отменил земной поклон. Второй вопрос: является ли грехом, если я буду и на Светлой седмице делать земные поклоны?

 

- В вопросе чувствуется старообрядческое влияние. Существовал устав о поклонах, который когда-то соблюдали с доскональной точностью. Сейчас не все сохранилось из устава XVIII века, есть какая-то жизнь в Церкви, которая сформировала иные традиции. Сейчас нет действующего устава о поклонах, который действует везде и всегда, и нельзя сказать, что это было бы плохо.

Второй вопрос как раз говорит о непоследовательности спрашивающего. С одной стороны, диссонанс, что устав требует земной поклон, а батюшки говорят о поясном. С другой, на Пасху по уставу земные поклоны не положены, а я хочу делать, получается такая вкусовщина. Надо определиться. Либо хотите досконально исполнять устав о поклонах, то соблюдайте и в Пасхальные дни. Если же говорите о требованиях религиозного чувства, которое тоже заслуживает уважения, тогда уважайте и сложившуюся во многих приходах традицию не делать земных поклонов на «приидите поклонимся».

Думаю, что если со смирением будешь делать земные поклоны на «приидите поклонимся», никто в храме не прибежит и не скажет, что вы делаете неправильно. В этом есть плюс, когда мы даем свободу молящимся, когда какой поклон класть. В разных общинах могут быть свои традиции. Например, если у человека даже на Светлой седмице случилась трагедия греха, то логично, что он встанет на колени, но это твои личные отношения с Богом.

Когда мы подменяем живое религиозное чувство выполнением определенных физических действий, и на это возлагаем свои упования, в таком случае надо сказать, что ни положение земных поклонов, ни воздержание от них ничего не даст. В Церкви все логично: на Пасху совершенно неуместно класть земные поклоны, которые мы клали в Великом посту. Иногда покаяние становится самоцелью, к которому примешивается самовлюбленность. Вокруг люди радуются, а человек ходит со своей проблемой, ничего не замечая. «Никто да не рыдает свое убожество» - есть периоды, когда надо отвлечься от своих проблем.

 

- Вопрос телезрителя: Допустимо ли исполнение домашнего вечернего правила после алкогольного возлияния?

 

- Совершенно бессмысленно и недопустимо, даже кощунственно. Совершенно непонятно, что здесь из религиозного чувства, а что пары алкоголя.

В моей практике есть такой опыт, когда приходят люди, в большей или меньшей степени подпития, потому что у них есть потребность поговорить о Боге. Говорят долго, просят покаяться, рыдают. Договариваемся, что они придут покаяться в трезвом состоянии, но в конечном итоге я ни разу не видел, чтобы кто-то из них пришел на трезвую голову.

Это может быть умилительно, можно рыдать в три ручья, но это не будет молитва.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Сейчас за утренним и вечерним правилами читаются Часы Святой Пасхи. В каком порядке сейчас можно читать молитвы за живых и об усопших?

 

- Только в частной молитве. Здесь то, о чем я уже говорил: наши собственные нужды, даже в молитве о наших живых и усопших, могут препятствовать возможности в полноте поразмышлять над событиями, касающимися собственно Христа. Всего две недели из 365 дней Господь попросил помнить о Нем одном. На богослужении мы даже не поминаем никого из святых, даже на отпусте, все только для Христа. Проживи это время только в радости о Боге, забудь обо всех нуждах и проживи это время в радости о Христе. Поминовение усопших есть на проскомидии, но мы стараемся себя несколько удержать, ведь и усопшие радуются с Богом. Первый день, когда мы поминаем усопших – это Радоница, хотя в богослужении ничего специально заупокойного нет, это лишь первый день после Светлой Пасхальной седмицы, когда можно поминать усопших.

 

- Вопрос телезрительницы: Моя любимая подруга не молится Иисусовой молитвой, говорит, что она недостойна обращаться ко Христу. Скажите, пожалуйста, об этом, может быть, она увидит передачу, и Вы ей поможете. Другая моя подруга говорит, что Бог един для всех: и для иудеев, и для мусульман, и христиан, и шаманов, поэтому с Пасхой можно поздравить любого: и иудея, и мусульманина, и шамана.

 

- Сомневаюсь, что Ваша первая подруга проводит идею недостоинства Христу последовательно во всей своей жизни, потому что в таком случае она не должна была никому и никогда молиться. Позиция странная, ведь Господь спасает нас не за наше достоинство. Господь спасает нас вопреки нашему недостоинству. Спасение – это дар, и  мы определению недостойны его. Никто не может назвать Христа Господом, как только Духом Святым. Если Господь не даст нам этой возможности, мы даже не произнесем эти слова. Подруга лукавит, поскольку в Священном Писании ничего подобного нет. Там есть заповедь «Непрестанно молитесь». Давайте услышим, что думает об этом Бог.

Христос стучит при дверях и говорит нам о том, что войдет к тому, кто отворит Ему. Он не говорит, что войдет лишь к тому, кто полностью готов, прибрал свой дом, вымел все соринки до единой. Будет странно, если мы вовсе не отворим Ему, считая, что у нас еще недостаточно чисто прибрано в доме. Если она недостойна, то это из ветхозаветной истории, описанной в «Песне песней».

Вспомните притчу о блудном сыне: в каком виде он возвращается в дом. Разве Бог говорит ему, что от него плохо пахнет, что он не готов? Нет, Он принимает его в Свои объятия, называет сыном. В своих отношениях с Богом спрашивайте у Самого Бога, что Он хочет. А Он хочет: «Сыне, даждь мне сердце твое», «Хочу прийти сотворить обитель в сердце твоем». Это не мы сочинили причастие и молитву, это заповедь, которую нам дал Господь, потому что Он любит нас. Вот если мы не отвечаем на Его любовь, в таком случае мы ее и недостойны.

Вторая подруга говорит правильно: надо всех поздравлять с Пасхой, потому что Творец неба и земли один, все остальные придуманы. То, что описано в Писании, действительно было и совершилось, поэтому поздравляйте и особенно иудеев, чтобы лишний раз напомнить, что Христос воскрес. И язычников, и мусульман поздравляйте, чтобы они знали, что так было, и пусть отвечают «Воистину воскрес!» Это и есть сама проповедь.

 

- Наша передача заканчивается. Спасибо Вам, батюшка, что пришли на передачу. Пару слов на прощание нашим зрителям.

 

- Пожелание может быть только одно – правильных взаимоотношений с Богом. Какой вопрос мы не возьмем, все сводится к одному: это недостаток любви к Богу. Поскольку заповедей лишь две. Одна – о любви к Богу, а вторая – подобная ей, вытекающая из нее – о любви к человеку. Скорее, это двуединая заповедь. Нет любви, будут проблемы, есть любовь, можно всему найти объяснение. Давайте помнить, что с Богом надо строить отношения только на уровне любви к Нему и приятия Его любви к нам. Да, это странно представить, что Господь любит нас такими, как мы есть: грешными и непонятливыми, но это правда, потому что Он сам об этом нам говорит.

 

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать