Беседы с батюшкой. Почитание Пресвятой Богородицы в православном мире

22 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о почитании Пресвятой Богородицы в Православной Церкви отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

– Позвольте в начале программы поздравить Вас и наших дорогих телезрителей с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

– Спасибо, взаимно.

– Тема сегодняшней передачи – почитание Пресвятой Богородицы в Православной Церкви.

Каждый православный человек, христианин проникнут особым почитанием и любовью к Божией Матери, Пресвятой Богородице. Мы с Вами не исключение. Хотелось бы начать с вопроса: кто для нас Пресвятая Богородица и почему мы ее так почитаем?

– Я отвечу очень кратко: Пресвятая Богородица – наша Мать и Заступница, поэтому мы Ее любим, чтим. По слову апостола евангелиста Иоанна Богослова, Бог есть любовь. Если это так, то прийти к Богу можно только возлюбив Его всем сердцем, всеми силами разума и души. Всю нашу жизнь мы учимся любить Бога, учимся молиться Ему, жить по Его заповедям, и на этом пути мы учимся любить Пречистую Деву Марию, потому что именно Она привела Бога в наш мир. Когда-то, на самой заре человеческой истории, непослушание одной девы – Евы – увело человека от Бога. И наоборот, две тысячи лет назад послушание Девы Марии, Ее совершенная чистота, совершенная любовь привели в мир спасение, прощение Самого Христа Бога.

– Интересная закономерность: церковный год, который начался совсем недавно, начинается большим Богородичным праздником – Рождеством Пресвятой Богородицы. И заканчивается он также большим праздником – Успением Пресвятой Богородицы. Почему так получается, что именно Богородичные праздники очерчивают круг литургического года?

– Спасибо за замечательный вопрос. Действительно, церковный год начинается, как и год учебный, 1 сентября. Все мы когда-то были учениками, кто-то до сих пор ученик. Действительно, начинается новый этап в жизни каждого христианина, потому что если мы христиане, то мы всю жизнь ученики Христа Спасителя. Церковный год начинается с праздника Рождества Богородицы, а заканчивается праздником в честь Ее Успения. Почему именно Богородичные праздники открывают и заканчивают церковный год? Потому что в почитании Девы Марии, Ее Рождестве, Ее Успении – весь смысл христианского учения.

От Девы Марии, Богородицы, рождается Сыном Человеческим Сын Божий. На Деве Марии уже явлены плоды спасительного подвига Христа, потому что в день Успения Дева Мария не просто перешла душою к Богу, не только покинула этот временный мир. День Успения стал для Девы Марии началом Ее совоскресения Христу Богу, то есть на Деве Марии уже явлена победа Христа над смертью. Почитать Деву Марию – это почитать Христа, потому что именно Ее Бог выбрал для того, чтобы служить великой тайне боговоплощения. Сколько ни было на протяжении тысячелетий земной истории святых, праведных дев, не было среди них такой чистой, так Бога возлюбившей, от Которой Бог, на Коего не смеют взирать ангелы, Который живет в свете неприступном и мог бы воплотиться, родиться Человеком. Поэтому когда мы чтим Деву Марию, мы тем самым прославляем Христа.

– Сегодня с нами в студии Ваша книга, посвященная Пресвятой Богородице. Она называется «Агни Парфене». В день, когда мы говорим о почитании Пресвятой Девы, хотелось бы поговорить в том числе и о Вашей книге. Как у Вас родилась идея посвятить Пресвятой Богородице целую книгу, а не отдельные главы или проповеди?

– Как и всякий христианин, я призван учиться любить Бога, любить Его Пречистую Матерь. И поскольку так получилось, что я пишу книги и расцениваю свой писательский труд как продолжение священнического служения, то было очень естественно после книги о литургии, книги о Евангелии посвятить отдельную книгу именно Деве Марии, потому что Она занимает особое место в жизни Церкви, в жизни каждого из нас, в богослужении. Это моя любимая книжка, потому что она с картинками.

– Да, очень красиво иллюстрированная книга. Что означает ее название?

– «Агни Парфене» по-гречески – «Чистая Дева». Так назван известный гимн святителя Нектария Эгинского в честь Девы Марии. Это красивое название я выбрал для обложки книги, посвященной Чистой Деве Марии, Богородице.

– Расскажите, пожалуйста, о книге, что она из себя представляет, какие части в себя включает?

– Дорогой Михаил, наверное, книжку надо читать. Но я говорю о том, что почитать Деву Марию означает почитать Христа. Если мы посмотрим историю богословских споров, то увидим, что все христологические споры (о том, как сочетаются в единой личности Христа Спасителя две природы – божественная и человеческая) начинаются вроде бы с частного вопроса – с обсуждения термина «Богородица».

Таким образом, действительно, рассуждать о Богородице означает богословствовать о Христе. Когда мы говорим о Деве Марии, мы говорим о Ее живом присутствии в Церкви, о том, сколько чудотворных икон явлено нам по Ее милости; о том, какие замечательные праздники являют нам Ее роль в истории нашего спасения. Если позволите, я прочту небольшую главку, посвященную как раз празднику, который продолжается в Церкви, – дню Рождества Пречистой Божией Матери.

– Да, пожалуйста. То есть из книги можно узнать и о праздниках, и о личности Пресвятой Богородицы?

– И об особо чтимых иконах.

Глава «Грехопадение и новая Ева. Рождество Девы Марии».

«В Православной Церкви нет мариологии (учения о Богородице) как самостоятельной дисциплины. Все, что говорит о Ней Церковь, связано со всем церковным учением, и прежде всего – с учением о Господе Иисусе Христе, Боге, родившемся Человеком. И даже тропарь в честь Рождества Девы Марии несет в себе христологический смысл: «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Бог не творил смерти – напротив, Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2,23), через богообщение человек был призван стать причастником вечной жизни, которой обладает один Вечный Бог. Но, совершив грех, человек отпал от источника жизни – Своего Бога и Творца, и как следствие – пришла в мир смерть и ее предвестники, болезни и страдания. Весь мир исказился грехопадением человека и таким образом оказался под клятвой – то есть отделенным от Бога. Проклята земля за тебя (Быт. 3,17) – так сказано было Адаму. Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили, – говорит апостол (Рим. 5,12). Мы можем понимать эти слова как указание и на Адама, и на его грех (такую возможность дает нам и греческий текст): все человечество было заключено в Адаме и от него рождается уже смертным, но и каждый наш грех – это уход от Бога и участие в грехе Адама – повторение его греха. И наше положение трагично еще и тем, что помышление сердца человеческого – шло от юности его (Быт. 8,21).

И для того чтобы спасти человека от вечной погибели – «упразднить клятву» и даровать нам «живот вечный», приходит в мир Господь. И у нас есть надежда: если до воплощения благодать была для человека внешней, то после того как Бог почтил человеческую природу в Рождестве, прославил ее воскресением, а в день вознесения взошел на небо, человек получил удивительную возможность стать причастником Божией благодати. Это дарует нам Господь Иисус Христос в Самом Себе – в Своей Церкви и ее таинствах. Как чада ветхого Адама, мы приходим в мир уже склонными ко греху и смертными – но, рождаясь от Господа в Таинстве крещения и сочетаясь с Ним в молитве и других таинствах Церкви, мы становимся наследниками Его вечной жизни и Его победы над грехом.

И как через одного человека – Адама – вошел в мир грех, так и обилие благодати и дар праведности будут царстовать в жизни посредством единого Иисуса Христа, – говорит апостол (Рим. 5,17). Все человечество было заключено в первом Адаме и от него рождается уже смертным, а во Христе нам открыт путь к исцелению, через рождение – в Таинстве крещения – уже от Нового, Небесного Адама. Именно так – последним Адамом (1 Кор. 15,45) – называет Господа нашего апостол Павел.

В VI веке в результате христологических споров и размышлений над тайной Личности Господа в богословии появился термин «энипостатон» – «воипостасность», обозначающий существование внутри чего-либо. Это слово применительно к Господу Иисусу Христу означает, что Ипостась Сына Божиего восприняла человеческую природу. Таким образом, в Спасителе человечество воиспостасировано – включено в Его Личность. При таком взгляде на Господа более ясными становятся слова апостола Павла о Христе как о Новом Адаме, в Котором заключено все человечество. И «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», – говорит апостол (1 Кор. 15,22). И если Господь, пришедший «воссоздать» человека, есть Новый Адам, то Дева Мария есть «Новая Ева» – от Нее рождается Христос и от Нее начинается христианское поколение: «И как через деву род человеческий подвергся смерти, – говорит священномученик Ириней Лионский, – так через Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы».

Библия свидетельствует о греховности всего человеческого рода, причем грех – это не только неподобающий поступок, слово, чувство или мысль; вся человеческая природа поражена грехом, и это явлено как в духовной и душевной, так и в физической сфере: тело болеет, страдает и в конце концов умирает.

Пресвятая Мария тоже была подвержена последствиям грехопадения – страданиям и смерти телесной, но в Ее жизни было нечто совсем особое: Она возлюбила Бога такой совершенной любовью, что никогда не согрешала. Грех не смог победить Ее намерение творить Божию правду! Потому и избрал Ее в Матери Единый Святой и Безгрешный.

О своем духовном опыте осмысления безгрешности Девы Марии поведал нам преподобный Силуан Афонский. Однажды, еще молодым послушником, подумал он: «Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью. И дивно в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: „Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью“. Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее. Но во время земной жизни и у Нее была некоторая неполнота и безгрешные ошибки несовершенства. Это видно из Евангелия, когда Она, возвращаясь из Иерусалима, не знала, где Ее Сын, и потом вместе с Иосифом три дня искала Его».

В определении V Вселенского собора Богородица названа Девой. И когда мы исповедуем Пресвятую Богородицу Приснодевой – это не только наша вера в чудесное Рождество Господа и знание, что «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». Это еще свидетельство особой чистоты, внутренней цельности и святости, которая врачует утраченное Евой. Приснодевство Марии в иконописи символизируют три звезды, украшающие Ее мафорий (накидку). Одна звезда оказывается на челе, а две на плечах, обозначая, что Пресвятая – Дева до Рождества Христова, в Рождестве и после Рождества.

В середине XIX века в Католической Церкви был окончательно сформулирован и принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Суть его в следующем: так как Библия свидетельствует о греховности всего человечества, то необходимо было сверхъестественное Божественное действие в самом зачатии Марии. Соответственно, было сделано предположение, что Дева Мария действием Святого Духа изъята из всего человеческого рода. В XVIII веке подобные представления поддерживались и некоторыми видными православными богословами – это было следствием влияния западных теологических идей на Киевскую духовную академию, а затем и на другие духовные школы.

И все-таки появление этого догмата и неприятие его Православной Церковью вызвано различием во взглядах на проблему первородного греха. Святоотеческое богословие нашей Церкви видит в его последствиях не только греховность и рождающееся от нее чувство вины, но прежде всего смертность, обусловленную грехопадением Адама. В этом плане и Дева Мария была не свободна от всеобщего закона смерти. Но в том и подвиг – Ее совершенная любовь победила грех, и поэтому с самого зачатия Она исполнена благодати. В Ней, по слову святителя Григория Богослова, «и душа, и тело предочищены Духом», ведущим еще не содеянное человеком: «Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царство отверзе». И «если стена, отделявшая вселенную от Бога, не устояла перед усердием одной души, – что может быть удивительнее этого?» – восклицает святой Николай Кавасила. И в силу Своей любви и святости Дева Мария более чем кто-либо нуждается в Спасителе мира, дарующем нам воскресение!» Аминь.

– Спасибо, отец Михаил! Прочитанные Вами строки о Пресвятой Деве и о богословии этого праздника, церковные песнопения, которые мы слышим на Богородичные праздники и за воскресным богослужением, также и сам факт того, что в Церкви есть особые торжественные праздники почитания Богородицы, – все это обращает внимание человека внутрь себя. Он задумывается: Пресвятая Дева чиста, Она была безгрешна, так прожила Свою земную жизнь. А как же мне быть? Какие качества мне почерпнуть из жизни Пресвятой Богородицы, чтобы стать ближе к Богу, стать чище, светлее? Как быть человеку, на что обратить внимание?

– Нам всем не хватает самых главных духовных вещей – любви и смирения. А вот Дева Мария – величайший человек на земле, Она выше ангельских сил, самая смиренная. Правда?

– Да.

– Мы не найдем никого смиреннее Ее. Сам Господь Бог, ставший Человеком, говорит нам: «Научитесь от Мене, ибо Я кроток и смирен сердцем». То есть смирение – такая удивительная вещь, которой мы призваны учиться, но найти ее не можем. Но если мы посмотрим на величайших святых, на Самого Христа Спасителя и услышим, что Он призывает нас учиться смирению у Него, мы поймем, что сами по себе не можем стяжать никаких добродетелей, в том числе любви и смирения. Но мы можем об этом думать, об этом просить, можем понемножку этому учиться. И даже если у нас не все будет получаться, тогда мы будем на правильном пути – на пути к Богу. Потому что только любовь, смирение приводят нас к Спасителю. Только сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Наверное, глядя на всех святых, наших небесных покровителей, на тех святых, с которыми мы тезоимениты, то есть обладаем одними именами, мы понимаем нашу малость. Что в духовном плане нам гордиться и хвалиться совершенно нечем.

– Да…

– Все, что мы можем принести Богу, – это наше смирение.

– Спасибо! Что касается иконографии, Вы сказали, что в книге можно познакомиться и с ней. По Интернету гуляет картинка, на которой изображена бабушка, говорящая: «Я тебя научу, какой Пресвятой Богородице в каких случаях надо молиться». Мы знаем, что образов много, и часто бывает даже ошибочное явление, когда спрашивают, где «помолиться Казанской Пресвятой Богородице» или «Иверской Пресвятой Богородице». Как так получается? Дает ли книга нам понимание иконографии, того, что есть образ Пресвятой Богородицы, какие образы бывают и как это правильно воспринимать?

– Эта книга не учебная, а скорее поэтичная. Мы говорим о богословии, о красоте церковного учения, о том, как учение о Христе Спасителе выражает в себе учение о Деве Марии, Богородице. Конечно, если мы затронем тему Богородичных икон, то это тоже продолжение христианского богословия, учения о Христе Спасителе.

Бог немыслим, Бог неизобразим. Но Бог становится Человеком, становится видимым. Соответственно, Бог изобразим. Притом мы изображаем не природу, а Личность – Личность Христа Спасителя, в Которой неразрывно соединены две природы – видимая человеческая и невидимая Божественная. И раз можно изображать Бога, ставшего Человеком, и, по слову вероопределения Седьмого Вселенского Собора, честь, воздаваемая образу, отходит к первообразу (к тому, кого являет икона), то, несомненно, можно изображать иконы святых людей, в которых Духом Святым отобразился Сам Христос Бог. И прежде всего изображать Деву Марию, Которая дала Свою пречистую плоть, чтобы Бог Слова, Бог невидимый стал плотью, стал Человеком.

Поэтому не случайно, что распространение в нашей Церкви получили именно иконы Девы Марии. Не случайно их так много, потому что каждая икона Девы Марии Богородицы свидетельствует о тайне Рождества Христова. Ну а какой иконе молиться? Мне нравится молиться иконе «Прибавление ума», мне кажется, нам всем этого не хватает. Особенно вам как студентам просто необходимо иметь эту икону.

– Замечательная икона.

– Да, конечно, просто мы молимся одной и Той же Деве Марии через все Ее образы. Множество окон, но все они указывают на Нее.

– У нас есть первый звонок, Александр, Иркутск: «Хочу поздравить вас с попразднеством преславного Рождества Пречистой Девы. У меня вопрос: нередко на церковной службе (на молебне или литургии) мы слышим: „Пресвятая Богородице, спаси нас“. Произнося это, уповаем ли мы на молитвы Пречистой Девы ко Господу, или же подразумеваем, что Она, являясь Матерью Самого Бога, имеет власть к нашему спасению, или же чтобы Она окружила нас Своею материнской любовью, подвела нас к этому спасению?»

– Спасибо за вопрос и поздравление, взаимно. Вы затронули очень важную, значимую тему. Когда мы обращаемся к святым, мы просим их, чтобы они молили Бога о нас, были нашими заступниками, ходатаями на пути к Богу. А с Девой Марией все совсем по-другому. К Ней мы обращаем слова, достойные Самого Бога, слова о спасении: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Какой силою спасает нас Богородица? Богородица спасает нас силой Своего Божественного Сына. В Деве Марии – полнота возможной для человека благодати. Такая полнота, которая превыше святости ангельских сил. То есть вся Дева Мария, полностью, пребывает в Боге, и в Ней Своею благодатью в полноте пребывает Бог. Поэтому когда мы обращаем к Деве Марии слова спасения, мы подразумеваем и надеемся, что, конечно, Она покроет нас Своим молитвенным покровом, Она будет нам Мать, Ходатаица, но спасет Она нас, конечно, силою Христа Бога, Своего Сына, Своего и нашего Бога.

– Интересно, что в первые века молились об упокоении, в том числе Пресвятой Богородицы, пока еще не было такого почитания.

– Всеобщего церковного почитания, да. Но, смотрите, мы же молимся, скажем, об упокоении еще не прославленного святого, хотя он у Бога уже свят. И молитва о его упокоении возвращается нам как благословение от святого.

– Еще несколько вопросов по поводу книги. Вы упомянули, что книга не научная, но в целом она представляет из себя какой-то сборник или нечто цельное? Можно ли воспринимать ее как энциклопедию или как сборник?

– Дорогой Михаил, когда я пишу книги, то прежде всего я хочу показать важность и красоту учения Церкви. Я не являюсь ученым мужем, которые находятся недалеко от нас в зданиях духовных школ. Я приходской священник, задача которого – проповедовать о Боге, приводить людей к Богу. Мои книги – это продолжение проповеди, но уже не в формате разговора, или беседы, или слов, произнесенных с амвона, а в печатном, книжном.

– Насколько важно сегодня, на Ваш взгляд, говорить с читателем языком богословия?

– У людей есть иллюзия, что их жизнь, их человеческое счастье, благополучие, здоровье, равно как и здоровье и счастье их ближних, зависят от курса валют, от цены на нефть, тех или иных политиков… Может быть, все это влияет. Даже фазы Луны влияют на человека. Но человеческая жизнь, счастье зависят в первую очередь от Бога. Поэтому нет ничего более важного для человека, чем слышать о Боге, знать о Боге и учиться богословию, то есть постигать церковное учение. Потому что все, что мы читаем в Священном Писании, у святых отцов, даже в скучных богословских учебниках, – все это важно для человека: от этого зависит вся его жизнь, и не только временная.

От того, что он узнает и как будет трудиться над тем, что услышал о Боге, зависит и его посмертная участь. Поэтому нет ничего более важного. Просто, к сожалению, может быть, нынешний человек очень обмельчал, он стал самодостаточным. Он думает, что самодостаточный, пока не приключится какая-нибудь сложная, тяжелая жизненная ситуация, которая покажет человеку, что он нуждается в помощи свыше. Но мы должны искать Бога в жизни и учиться быть христианами не потому, что нам за это обещана награда, а потому, что мы Божьи дети; реализуя свое духовное призвание, мы реализуем свою человеческую жизнь. Что может быть хуже, чем не реализоваться в жизни, и что может быть более важным и ценным, чем действительно стать детьми Бога Отца!

Преподобный Никодим Святогорец написал когда-то, что одно смиренное коленопреклонение перед Богом выше всех земных сокровищ. Представляете? Если мы со смирением произносим краткую молитву: «Господи, помилуй нас», то это уже наша награда, то, что действительно придает нашей жизни подлинные ценность и смысл. Поэтому, конечно, можно и нужно любить богословие. Потому что богословие – это живое слово о Боге, живое знание о Церкви, о своем Творце.

– Действительно, так и есть.

Некоторые люди задают такой вопрос. Мы говорим: «Пресвятая Богородица», «Пресвятая Дева». Но есть и иные формы обращения к Пресвятой Богородице. Например, Дева Мария или просто Святая Мария. В католическом мире приняты как раз эти формы, у нас они, так скажем, не развиты, и многие люди даже стесняются называть Матерь Божию по имени. Насколько это оправданно?

– Пресвятая Богородица – человек такой духовной величины, такого духовного значения, что как-то даже неудобно просто назвать ее по имени. Мы прибавляем эпитеты: Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная, Славная Владычица наша Богородица. И делаем мы так, чтобы каждый раз напоминать себе, что мы очень маленькие, а Она – очень и очень велика.

– Сейчас модно говорить, что ты как-то устроен, реализован в жизни, если сделал карьеру, заработал деньги и так далее. В обществе есть такие убеждения. Пресвятая Богородица же, как сказано в стихотворении Сергея Сергеевича Аверинцева: «В тесной комнате меж четырех углов, сокрывшись от всякого взора… » Служит ли Она для нас примером, что неважно, кем мы стали, главное, чтобы мы были с Богом, как Она?

– Говорить о том, что Дева Мария или Сам Христос Бог являются примером, конечно, можно и нужно. Но все-таки это несоизмеримые величины. Хотя апостол Павел утверждает, что в нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Спасителе. На самом деле наше призвание в Церкви Христовой тоже очень велико. Апостол говорит: «Разве вы не знаете, что вы дом Божий и Дух Божий живет в вас? Разве только вы не то, чем должны быть». То есть призвание человека – это призвание к святости. Просто, может быть, мы очень мелкие люди, что нам об этом и говорить-то совестно, потому что мы не отвечаем нашему призванию. Но таково наше призвание – быть подлинными христианами, подлинными носителями Духа. Отвечаем мы этому призванию? Думаю, что нет в большинстве своем.

Что нам делать? Унывать? Конечно, нет, нам надо трудиться, молиться и смиряться. Понемножку, но продвигаться вперед, к Богу. Если позволите, Вы сказали о смирении, об уничижении Девы Марии. У меня есть даже главка, посвященная именно этой теме.

– Сегодня очень сложно говорить о смирении, когда человеку, можно сказать, навязываются совсем другие качества.

– Навязывается все, что противоречит Евангелию, подлинной культуре, даже обычному житейскому здравому смыслу. Но от человека самого зависит, что для него приоритет, что является основой.

Из главы «Кенозис и слава Божия».

«Мы именуем Деву Марию Всесвятой Царицей. Выше Небесных Сил бесплотных прославляет Ее Церковь как «почтенную выше херувимов и славою превзошедшую серафимов». И в то же время Ей были ведомы все горести земного бытия: Она рано лишилась родителей, подвергалась опасности, была беженкой – и, наконец, Она потеряла Своего Сына.

Святитель Иннокентий Херсонский написал о той двойственности – Божественного и обыденного, высокого и трагичного, – которая сопровождала всю жизнь Пресвятой Девы: «С самого начала Она вступила в ряд событий славных – необыкновенных и бедственных – обыкновенных. Такая двойственность и от нас теперь требует размышления. Для Нее же это многого стоило. Состояния эти для Нее как бы сменяли друг друга, одно другому противоречили и тем заставляли Ее размышлять».

Действительно, откровение Бога сменялось состоянием опасности и гонения. Явление Архангела и сообщение вести о спасении требовало такой решимости положиться на волю Божию, при которой уже не страшно было бы оказаться оболганной и изгнанной. В ночь Христова Рождества ангелы пели славословие Богомладенцу, а затем пришли с востока мудрецы-волхвы и принесли Ему дары – золото, ладан и смирну. И в этом уже было указание на будущее: золото было даром Христу Царю, ладан – Христу Богу, смирна же, которой умащали тела умерших перед погребением, указывала на смерть Христа. На сороковой день после Рождества, согласно Закону, родители принесли Младенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу Отцу. В храме Младенца взял на руки Симеон – человек, которому Духом Святым было обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Христа. Симеон, узнав в Младенце обещанного Мессию-Христа, произнес слова, ставшие молитвой для всей Церкви: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».

Деве же Марии Симеон предрек: «И тебе оружие пройдет душу». Это исполнится через тридцать лет и три года, когда Мария будет стоять у Креста, на котором в муках умрет Ее Сын.

Узнав о рождении Царя мироздания, царь Ирод хочет погубить Младенца, и Мария с Иосифом Обручником вынуждены бежать в Египет. Так весть о спасении переплетается со скорбями, а слава Божия – с уничижением. И, конечно, такая ситуация обусловлена самой тайной Боговоплощения. Ведь Сын Девы Марии – одновременно и Бог, и Человек. Он, будучи Царем Славы, на Которого и ангелы не смеют взирать, стал во всем, кроме греха, подобным нам.

Царь мироздания родился в пещере для скота – вертепе. Через Него, как Сына Божиего, Отец сотворил мир, а Он, став Сыном Человеческим, не имел места, где приклонить голову. Он есть Бог Откровения, через Него был дарован человеку Закон – Его же обвиняли в нарушении Закона. В дни земного служения Он исцелял страждущих, насыщал тысячи голодных, повелевал природными стихиями, воскрешал умерших – а Сам испытывал голод, жажду, усталость. Христос есть Истина, а Его называли обманщиком. Христос есть Любовь, а Его объявили преступником. Христос есть Жизнь, а Его предали лютой и мучительной смерти.

Снисхождение Сына Божиего на землю в богословии обозначается термином «кенозис» – буквально «опустошение», «умаление», «истощение». И парадоксальным образом уничижение Сына Божиего послужило Его прославлению – потому что, умерев на Кресте, Господь разрушил власть смерти Своим воскресением: «смертию смерть попрал», чтобы каждый из нас не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,15). Слова апостола Павла об истощении Сына Божиего Церковь провозглашает в дни Богородичных праздников на литургии – ведь именно от Девы Марии воспринимает человеческую природу Господь, и, по слову апостола Павла, Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп. 2,6-11).

Имя, которое дал Отец Сыну, – «Господь», Сущий Бог, Который есть и был и грядет (Откр. 1,8).

Воскресший Господь вознесся во славе на духовное небо в сороковой день по воскресении, а в день Пятидесятницы сошел на учеников Дух Святой, в Котором Господь открывается и Которым созидается на земле Христова Церковь.

И слава Христа Спасителя как Сына Божиего и Победителя смерти, о которой возвещает Евангелие и о которой знает Церковь, станет явной уже для всех в конце времен, когда Господь придет судить живых и мертвых и Царству Его уже не будет конца». Аминь.

– Благодарю Вас, отец Михаил! Хотелось бы еще поговорить о трудах во славу Пресвятой Богородицы. Известно, что в скором времени в Санкт-Петербурге появится новый храм, посвященный Пресвятой Богородице, а именно Ее иконе «Порт-Артурская». Расскажите, пожалуйста, об этом храме.

– На юго-западе нашего города, в новостройках, на пересечении проспекта Героев и проспекта Захарова, должен появиться храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери. Это название для храма предложил ректор Санкт-Петербургской духовной школы архиепископ Амвросий. В этом есть такая внутренняя духовная логика. Порт-Артур – с другой стороны нашей великой Родины. Но Россия такая большая, что расположена сразу на двух океанах – Атлантическом и Тихом. Эту духовную связь Санкт-Петербурга с Дальним Востоком должен подчеркнуть этот храм. История Порт-Артурской иконы связана с войной. Конечно, мы живем в неспокойные времена и уповаем на Христа и Его Пречистую Матерь как на Тех, от Кого зависит подлинный мир – мир для России и всех людей.

Очень долго приход, который я возглавляю – святых равноапостольных Константина и Елены, – оформлял эту землю, добивался разрешения, и сейчас идут последние согласования о постройке забора, возведении храма. Узнать об этом подробнее очень просто. Большинство наших зрителей пользуется Интернетом, а Интернет не для того, чтобы играть или смотреть фильмы, а прежде всего для того, чтобы учиться и узнавать что-то о жизни Церкви. Если набрать в поисковике «храм святых равноапостольных Константина Елены на улице Доблести», то увидите: на сайте нашего храма размещена вся информация о строящемся храме. Даже есть банковские реквизиты для пожертвований, потому что храм возводится не потому, что пришел какой-то очень богатый человек и дал деньги. Храм возводится потому, что все христиане (бедные и богатые) должны прославлять Бога. Одна из форм прославления Бога – созидание новых храмов. Поэтому, конечно, всем, у кого есть такая возможность – необязательно жертвовать очень большую сумму, – я приглашаю принять посильное участие в возведении нового храма, храма очень красивого, на сайте есть проект, рисунок.

Храм – это самое главное достояние, богатство, которое у нас есть, потому что Бог может обитать в сердце человека, но Он невместим в целом мире. А храм являет то, что Бог находится среди нас, потому что в каждом храме совершается Божественная литургия, на которой в Таинстве Причащения нам является Христос Спаситель. Поэтому потрудиться, принять участие в созидании храма – это наполнить свою жизнь подлинным, истинным смыслом и подлинным светом.

– Очень приятно, что храм появится в таком месте. Оно мне знакомо, я живу неподалеку. Близость Финского залива…

– Это место, где речка Красненькая впадает в Финский залив, очень красивое, будет очень красивый храм.

– По вечерам там всегда гуляет много народу, и храм, конечно, украсит это место. Жителям близлежащих домов, которые там строят в большом количестве, конечно, будет здорово, что рядом будет храм, где можно будет помолиться.

– Вы знаете, есть люди, которые спрашивают, зачем храмы. Храмы нужны для того, чтобы в них молиться, чтобы в них спасаться. Я тоже сейчас служу на юго-западе. К нам в храм, к счастью, приходит очень много людей, молодежи, много детей. Но людей столько, что они не могут войти в храм, стоят за порогом, потому что храм не может вместить всех желающих.

– Остается несколько минут, чтобы услышать какое-то Ваше пожелание нашим телезрителям в рамках сегодняшней встречи.

– Думаю, мое пожелание будет традиционным для наших встреч: всем желаю крепкого физического и душевного здоровья. И самое главное, то и другое будет у нас только тогда, когда мы будем помнить о здоровье духовном. А духовное здоровье обеспечит нам наша смиренная молитва ко Христу Спасителю и Его Пречистой Матери.

– Благодарю Вас за сегодняшнюю очень интересную беседу. Дай Бог, чтобы строился этот храм. Я видел проект…

– В честь Порт-Артурской иконы Божией Матери. Будем молиться, прошу всех телезрителей вознести краткую молитву о том, чтобы Господь благословил нас и помог нам на пути строительства нового храма.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать