Паломничество

21 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Трушин, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии. Передача из Москвы. Эфир 21 апреля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии протоиерей Александр Трушин.

 

- Христос Воскресе, дорогие телезрители. Дай Бог, чтобы передача всегда была радостной и уютной.

 

- Тема сегодняшней передачи "Паломничество". Эта тема актуальна в наши дни, потому что многие сейчас имеют посещать святыни, как в России, так и за рубежом.

Первый вопрос: Какова цель паломничества?

 

- Поскольку дано право высказывать свое мнение, скажу, что паломничество - одна из ступеней духовной работы, когда подразумевается, что после паломничества человек должен духовно преображаться.

Недавно я услышал рассказ о том, как молодой офицер, служивший в недавнее время в одной из горячих точек, рассказывал, как он двигался с ротой солдат и увидел перед ними заминированный участок. Нельзя было ни обойти, ни вернуться, и в последнюю минуту он взмолился к Господу: "Господи, если все мы пройдем и останемся живы, обещаю совершить пешее паломничество в Псково-Печерскую лавру". Он рассказывает, что все они, около двадцати человек, прошли это поле. Он шел первым, не считая возможным поставить под удар кого-то другого. И как он рассказывал, в какой-то момент ему открылось, что он начал видеть все мины, все опасности, и перешагивал сам и предупреждал тех, кто шел за ним. И едва он вернулся в Москву, пошел пешком в Псково-Печерскую лавру. Это живой пример настоящего паломничества. Дай Бог, чтобы у всех нас было такое отношение к паломничеству.

 

- Насколько вообще православному христианину необходимо посещать святые места: монастыри, храмы. Ведь Господь сказал: "Дом Мой домом молитвы наречется". По большому счету каждый приходской храм - дом Божий.

 

- Ни в коем случае не должно на евангельские строки ответить "да, но..." До этих слов Господа надо возрасти, до того состояния, когда слышишь от подвижника: "не поеду я никуда, мне так хорошо в моем маленьком храмике".

Сам я сторонник паломничества, но не сторонник накопительства. Надо видеть, как поднимаются монастыри, храмы нашей дорогой Руси. Когда видишь подъем, размах этого, сам укрепляешься в вере, а заодно и смиряешься: думаешь, вот какой мы храм построили! а попал в глушь, кругом леса, а храм намного красивее твоего. Скажешь: "Прости, Господи! Не один я такой".

У нас много мест, где находятся святыни, православному человеку хорошо их посетить и помолиться перед мощами наших святых. Это так же укрепляет человека.

Нередко слышишь от людей, когда они начинают считаться, где сколько раз человек побывал. Иногда очень полезно, вернувшись из паломнической поездки, спросить себя, чем ты стал лучше, в чем ты изменился. Если этого не происходит, то по появившемуся меткому выражению, паломничество превращается в туризм.

Сейчас создаются очень хорошие условия для паломничества. Раньше люди шли пешком, пересекая сотни тысяч километров, на своем хребте испытывая, что такое паломничество. Человек трудился Богу, и потому духовно преображался. Он, может быть, еще и не дошел до места, уже трудился Богу.

Когда мы едем в мягком кресле, да еще телевизор работает, может не происходить этих духовных преображений.

К сожалению, не единственными стали случаи, когда приглашают в паломническую поездку то к ясновидящему батюшке, чьи предсказания сбываются, то к монахине, стопроцентно помогающей от бесплодия. Это же невероятно! И понимаешь, что люди едут в паломничество не для молитвы, а для того, чтобы что-то получить. Ничего общего с православным паломничеством это не имеет.

 

- Насколько полезно в ходе экскурсионной поездки посещать святые места. Чем экскурсионные поездки отличаются от паломничества?

 

- Экскурсия, наверное, слово для светских людей. Если сказать светскому человеку о паломничестве, он, наверное, не поймет, а вот экскурсия в тот или иной монастырь - это понятно. Будем говорить, что слово "экскурсия" применимо для людей, которые едут к святыне в первый раз, но по ходу поездки сопровождающий объясняет, что принято называть такую поездку "паломничеством" и надо относиться, как к святыне. Тогда слово "паломничество" займет достойное место. Чтобы не было ощущения, что мы заигрываем со светскими людьми.

Экскурсия не предполагает духовную работу, а паломничество предполагает, что ты будешь молиться, и, может быть, условия твоего пребывания в монастыре будут неудобными: спать придется на нарах и питаться впроголодь.

 

- Надо ли брать благословение у своего духовного отца на паломническую поездку?

 

- Думаю, обязательно. Паломничество - духовное мероприятие, и на то и дан человеку духовный отец, чтобы он благословлял на духовные дела. Может быть, человеку и не полезно ехать, задача духовника - видеть необходимость в паломничестве.

Сейчас стало модно ставить духовника перед фактом, когда уже взяты билеты. Здесь как раз сказывается духовный мир человека. Если человек заведомо знает, что его могут не благословить и не хочет смиряться перед своим духовником, тогда проще поставить его перед фактом. Куда в таком случае денется батюшка.

Говоря о накопительстве, надо сказать и о том, что у многих уже вошло в привычку "кататься" по святым местам, иначе не скажешь. Пожилые люди собираются, просят благословение поехать в Дивеево. Сама она там раз двадцать была, у ее дочери внуки родились, и ей нужна помощь. Хочется сказать, что ты отлыниваешь, будешь кататься в мягком автобусе, болтать с такими же, а твоя дочь ночами не спит. Где же твоя забота о семье? Этот вопрос проходит в церковной среде болезненно, когда люди скрываются в паломничестве от своих дел и обязанностей.

Почему мы с удовольствием читаем о подвижниках, которые, помимо своих молитвенных правил, шли, ухаживали за больными, прокаженными. Разве эти слова не касаются нас с вами?

Вот если бы прийти за таким благословением: собиралась де в паломническую поездку, а тут соседка ногу сломала, благословите не ездить, остаться, посидеть с ней, супу сварить, Священное Писание вслух почитать. Вот где будет духовное преображение, духовная работа.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: Преподобный Серафим Саровский говорил, что для настоящего христианина Иерусалим там, где он живет. Думаю, что больше внимания надо уделять себе, потому что до настоящего паломничества надо дорасти. Как Вы считаете?

 

- Во-первых, Вы как бы подтвердили первую часть разговора. Вы хотели сказать, что надо больше внимания обращать на себя. Но только духовная работа должна происходить под руководством духовника. Для этого и нужны духовники. Постоянно исповедуя Вас, духовник скажет, кому полезно лопатой помахать, а кому пяток акафистов в день вычитать, у каждого свое устроение, и это должен видеть духовник. Избегайте гордыни и самомнения, что Вы лично работаете над собой.

 

- С каким внутренним состоянием надо посещать святыни?

 

- Расскажу из своей жизни. Лет двадцать назад с группой прихожан мы приехали в Дивеевский монастырь, где мне посчастливилось послужить в алтаре. Я обратился с просьбой к иеромонаху Владимиру поисповедовать наших паломников. Он вышел и сказал им: "Как же вы при живом духовнике собрались исповедоваться у другого. Вы приехали поклониться святым мощам, вот и поклоняйтесь, а в каждом монастыре нового попа искать не надо". Я услышал эти слова из алтаря и опешил. Тогда он показал живой и правильный пример.

Бывает так, что боятся исповедоваться у своего духовника, особенно в тех грехах, которые стыдно сказать, и тогда несутся на края страны, чтобы где-то их вывалить. Я считаю, это неправильно.

Было несколько таких казусов, когда люди, возвращаясь из паломничества, говорят, что духовник одного из монастырей благословил им читать по кафизме ежедневно. Как же мне теперь совмещать это с Вашим благословением на ежедневное чтение акафиста? Это живой пример, когда люди пытаются исповедоваться или посоветоваться, и тот священник думает, что Вас не окормляют, Вы редко ходите в храм, и начинают давать те или иные поручения, а человек потом не может выполнить никакого. Вот радость-то врагу.

Когда едут в паломничество, прежде всего, поклоняются святыням, укрепляются в вере, и уж если действительно складывается ситуация, что нет духовника, можно посоветоваться, попросить окормления.

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Я стараюсь ездить в паломничество в один и тот же женский монастырь, чтобы провести там несколько дней и помочь сестрам, которым приходится очень тяжело.

 

- Это очень правильно, и этим как раз отличается паломничество, когда приезжая на несколько дней, Вы спрашиваете, чем Вы можете помочь. Принести Богу жертву своими руками.

 

- Как должно вести себя паломникам у святынь, в храмах и монастырях?

 

- Хороший и болезненный вопрос. Приходится наблюдать, когда люди, приезжая в монастырь, начинают просто "виснуть" на рукавах всех встречающихся монахов, нередко задавая разным монахам один и тот же вопрос. Никакой духовной пользы от этого не будет. Монахи народ смиренный и стараются исполнить свои обязанности, но ответственность накладывается на нас с вами.

Первое при посещении монастырей - внешний вид человека. Хорошо, если при входе есть платки и юбки. Часто бывает, что женщины едут так "налегке", что легче не бывает. Вы едете к людям, ведущим аскетический образ жизни. Вы не боитесь, что эта поездка будет потом вменена Вам в грех, потому что своим внешним видом Вы явились соблазном окружающим. Прошли те времена, когда люди не знают об этом, собираясь в такую поездку. Конечно, не надо демонстрировать мятой одеждой ложное смирение, просто надо выглядеть прилично и скромно.

Когда молодые барышни буквально виснут на рукавах молодых монахов и задают вопросы о своей семейной, интимной жизни - это грех, они сознательно искушают насельников этого монастыря.

Моя дочь в свое время решила поехать с вопросом о своей семейной жизни к старцу Илии. С трудом попав к нему и изложив свой вопрос, она получила ответ, который и потряс, и обрадовал ее. Этот выдающийся старец, к которому едет вся Россия, проявив верх смирения, сказал, что он человек не семейный, поэтому не может дать ей совет, но чтобы она обратилась к приходскому священнику, сведущему в семейной жизни.

Монах есть монах, но, как и священник не может порой решить какой-то глубокий вопрос, так и монах. Пребывание в монастыре не есть свидетельство духовной просветленности и способности решить любой ваш вопрос. Это вообще не его задача.

Внешний вид, поведение на территории монастыря - это все является составной частью паломничества и частью работы над собой, своей гордыне.

 

- Вы сказали, что, будучи в монастыре, надо все же исповедоваться у своего священника, можно ли причащаться в монастыре?

 

- Думаю, духовники благословляют. Можно исповедоваться и в монастыре. Это мы и должны спросить у своего духовника, благословляется ли исповедоваться и причащаться в поездке. Могут и не благословить, порой для укрепления своего духовного чада в смирении.

Если мы не причащались в паломнической поездке, мы ничего не теряем. Мы едем с другой целью: для поклонения святыням и молитвы в стенах того святого места, куда отправились.

 

- Обязательно ли купаться в святых, часто ледяных источниках?

 

- Есть желание, будучи в паломничестве, окунитесь. Нет возможности по каким-то причинам, подойди, зачерпни ладонью и помочи макушечку. От количества окунаний и даже плавания в источнике святее Вы не станете.

 

- Вопрос телезрителя из Новосибирска: В моей семейной жизни были проблемы, и я, узнав о том, что в Томске есть мощи святителя Феодора Томского, я впервые поехал в паломничество просить о помощи. Произошло много хорошего, но и плохое. Сейчас я сломал ногу, и ситуация сложилась крайне тяжелая. Понимают, что надо проявить и веру, и терпение, но и уныние нападает. Неужели эта тягота будет до самого конца?

 

- Помоги Господи, дорогой сибиряк. Вы задали вопрос, будут ли эти тяготы до конца жизни, в то время как по мере посещения святых источников они должны уменьшатся. По вере вашей, да будет вам. Господь дает нам вопросы, которые мы должны решать сами, чтобы потом не свалить на другого.

Порой читаешь в книгах, что тот или иной батюшка благословил юношу или девушку на тот или иной брак. В более древних книгах и у святых отцов мы читаем о том, что выбор будущего мужа или жены - это, за что ты потом будешь отвечать перед Богом. Чтобы если твоя семейная жизнь не сложилась, не валить на батюшку.

Иначе мы ни за что не отвечаем: здесь мне благословили, а тут я на святой источник съездил, значит, можно ничего не делать. Наша жизнь - это то, за что Господь и будет нас судить. Мы принимаем те или иные решения, не будем сваливать их на святые источники. Если бы Вы сломали ногу после какого-то мероприятия, разве Вы стали бы обвинять это мероприятие?

Вера в Бога укрепляет и ведет нас. Посещение святых мест, источников, монастырей должно укреплять в вере, а самостоятельное принятие решений или скорбь неизбежны в нашей жизни. Мы же не спрашиваем, о чем скорбят монахи или священники. Ведь они из храмов не выходят, значит, у них все должно быть прекрасно? Мы же читаем о святых отцах, которые терпели столько скорбей, и не только не роптали на Бога, а благодарили Его и считали, что найден путь к спасению, а вовсе не "притупилось" восприятие Бога.

Очень важно, чтобы у нас с Вами было обостренное восприятие Бога, и скорби это восприятие обостряют. Когда у человека все хорошо, крайне редко человек заходит в храм. Правда, беда в том, когда человек задает вопрос "за что мне?" Господь напоминает человеку, чтобы он помнил о Боге - это самое главное в жизни, остальное приложится.

 

- Вопрос телезрителя из Волгоградской области: Я видел в программе на сайте Троице-Сергиевой Лавры, что там есть отчитка. Действительно ли, она существует, и как Вы к ней относитесь?

 

- Лично мое мнение не определяет наличие отчитки. Хотелось бы заметить Вам, что если Вы на сайте Лавры видели такую запись, то зачем переспрашивать у священника? Либо Вы не доверяете Лавре, либо проверяете меня?

Если Лавра указывает на своем сайте наличие отчитки, Вы должны полностью довериться и исполнить то, что хотите. На это Вас должен благословить духовник. Это трудное и серьезное дело, в России очень немного священников, которые ведут отчитку. Просто ради интересного названия идти туда не надо. Если сравнить с медициной: при кашле нужно Вам принять таблетки либо сразу лечь на операцию. Вы же сначала попробуете простые средства, и только если врач посоветует Вам операцию, согласитесь на нее. Но почему-то в духовной жизни мы к таким вещам относимся иначе.

 

- Бывают ли случаи, когда человек, съездив в паломническую поездку, полностью меняет свою позицию?

 

- Несомненно. В начале нашей программы я рассказал Вам об офицере, проходившем с ротой через минное поле. Он рассказывает, что до этого момента не был верующим человеком, но, видимо, страх был столь силен, что он сразу смог установить связь с Господом. Когда же он прошел это минное поле, а затем совершил пешее путешествие в Псково-Печерскую Лавру, оно сделало из него верующего человека.

В одной из моих поездок на Афон в группе был совершенно светский человек, архитектор по образованию, который поехал с нами просто из любопытства. И вот однажды после Литургии в одном из монастырей мы увидели его плачущим. Когда подошли к нему, он указал рукой на росписи, где были изображены святые, и сказал: "Посмотрите, они ведь живые, они с нами". Этот человек стал верующим, и жизнь его радикально повернулась в сторону Церкви. Думаю, таких примеров можно вспомнить немало.

 

- Как относиться к памятной и сувенирной продукции, привезенной из святых мест?

 

- Боюсь, что я сейчас получу немало врагов среди паломников. Но отрицательные примеры лучше приводить на себе.

Как-то, приехав в один Иерусалимский монастырь, я привез одной инокине святыни: маленькие иконки, изображающие нашу храмовую икону, акафисты. И тут она смело посмотрела мне в глаза и говорит: "Батюшка, простите, акафист возьму, потому что мы читаем и раздаем верующим, а иконки, простите, не возьму, - и, наклонившись ко мне, - у меня их столько, что я просто не знаю, куда их девать. Складываю их в коробку и боюсь, что беру на себя грех недобросовестного отношения к святыне». Я очень благодарен этой инокине за преподанный урок.

Ваш вопрос предусматривает необдуманное набирание этих святынек. Мне приходится видеть, как люди набирают маленькие иконочки, а потом передают друг другу, и мне всегда интересно, а каков их финал? У многих они падают, заваливаясь за пианино, шкафы, пылятся - это уже грех.

Заранее составьте, кому Вы решили привести святыни, составьте список, еще лучше спросите заранее, нужны ли ему эти святыни? Самый лучший подарок для человека будет, если Вы подадите за него поминовение. Это будет и монастырю помощь, и самый лучший подарок человеку. Либо задумайте такой подарок человеку, чтобы он ему был дорог, и чтобы он его хранил.

 

- Какие святые места Вы могли бы порекомендовать для паломничества?

 

- Сам я с радостью посещаю любые святые места, и особенно те, где мы могли бы быть полезными.

Свои паломнические поездки я начинал лет двадцать тому назад, когда монастыри в России только восстанавливались, и радовались каждому приехавшему. Надо было обязательно то кирпичи таскать, то еще что-то.

Множество святых мест. Вспоминаю разговор с афонским монахом, который сказал, что в России столько святых мест, что они с братией мечтают приехать к нам.

Дай Бог каждому из вас посетить те места, которые придутся по сердцу именно Вам. Мы с Вами не знаем, где Господь откроет Себя, это не зависит от размеров храма и монастыря, даже от количества мощей.  Для кого-то это может произойти в маленьком деревенском храмике, а кому-то надо томиться в больших монастырях. Господь дает каждому по сердцу.

 

- Наша передача заканчивается. Благодарю Вас, батюшка, за Ваши ответы. В завершение прошу Вас благословить наших телезрителей.

 

- Спаси Господи за приглашение. Прошу прощения, если кому-то ответил не так, как Вы хотели услышать. Христос Воскресе!

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать