Помощь наркозависимым

18 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Андрей Лазарев, настоятель храма Вознесения Господня города Кимры Тверской митрополии. Эфир 18 марта 2014 г. Передача из Москвы

 

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Вознесения Господня города Кимры Тверской митрополии протоиерей Андрей Лазарев.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители! С Великим вас Постом.

 

- о.Андрей, пожалуйста, благословите наших телезрителей.

 

- Бог благословит.

 

- Сегодня тема нашей передачи помощь наркозависимым.

О. Андрей, я знаю, что вы уже около 15 лет работаете на поприще помощи наркозависимым. Скажите, пожалуйста, что такое, по вашему опыту, наркомания?

 

- Пожалуй, это главный вопрос, на который мы сегодня должны с вами ответить, потому что за эти годы сложились определенные стереотипы. Часть общества, к которой можно отнести нас, православных - священнослужителей, мирян, которые так или иначе сталкиваются с этой проблемой, родителей детей, попавших в эту беду - считают, что это грех, некий греховный образ жизни. А раз это грех, здесь прежде всего необходимо покаяние, есть путь воцерковления, и задача здесь привести несчастного к вере, воцерковить, и все как-то потом с Божией помощью устроится. Другая часть общества считает, что это просто преступники, которые совершают преступления различной тяжести, а преступникам один путь – в места не столь отдаленные. К сожалению, за эти годы многих отправили в заключение, и эти несчастные теперь сидят в тюрьмах, потому что мы не осознали полноты той беды, с которой нам пришлось столкнуться в конце 1990-х, начале 2000-х гг. Наркомания – это прежде всего болезнь, тяжелая болезнь. А если это болезнь, естественно, необходимо лечение – серьезное, глубокое лечение, которым должны заниматься хорошо подготовленные специалисты. Я в этом убедился, побывав милостью Божией ровно 10 лет назад в одном из лучших европейских центров помощи наркозависимым – центре «Фамилия» в польском городе Гливице. Этому центру более 30 лет – колоссальный опыт. Побывав там на 3-х месячных курсах, я понял, что это за проблема, что это за серьезная беда, и что это прежде всего болезнь. Необходим очень серьезный подход, иначе мы не получим результата и будем, к сожалению, терять наших детей, будем отправлять их на кладбище или в тюрьмы, как отправили уже очень многих.

 

- Год назад в городе Кимры открылся ваш реабилитационный центр «Радуга». Расскажите, пожалуйста, как возникла идея открытия этого центра, как он открывался, какие трудности стояли на вашем пути?

 

- К этому мы шли долгие 10 лет, когда столкнулись с этой страшной бедой, когда наши дети, кимряки, попали в страшную беду наркозависимости. Тогда наш городок накрыла волна этой беды, в силу сложившихся тогда в нашем городе обстоятельств. Естественно, их несчастные родители стали приходить в Преображенский собор, где я тогда служил, просить помощи. И уже тогда, более 10 лет назад, в 2001 г. появилась идея открытия центра, но тогда, в силу обстоятельств, не получилось сразу создать центр. И в 2004 г., через 3 года после того, как у нас были первые попытки открыть центр, удалось поехать в Польшу, пройти там обучение, и в последующие годы мы старались направить туда специалистов на обучение. С этим центром сложились очень хорошие отношения, и за эти годы несколько человек, в том числе директор нашего центра Андрей Вишняков, директор программы реабилитации Александр Сангуров, и наш психолог Наталья Хрулева – все прошли многолетнее обучение в центре «Фамилия». Как только, милостью Божией, создалась наша команда, появились внешние условия, год назад, на праздник Иверской иконы Божией Матери, мы приняли первого воспитанника. Надеюсь, скоро у нас появятся первые выпускники, т.к. наша программа рассчитана на 1 год.

 

- У вас на сайте написано, что это первый в России реабилитационный центр для наркозависимых. Неужели первый? Или первый подобный? В чем его уникальность?

 

- Конечно, первый подобный центр. Это первый центр Московской Патриархии Русской Православной Церкви, который работает по программе терапевтического сообщества. Это самая совершенная и уникальная программа, которая была разработана в Европе, и которую мы теперь отрабатываем в нашем центре. Конечно, делать первые шаги было не так просто. Любое дело в жизни начинать нелегко, тем более такое новое дело, совершенно неизведанное и непонятное в начале в нашей стране. К счастью, удалось этот опыт изучить. Я подчеркиваю, конечно, есть другие центры, существуют другие программы, существуют православные общины для наркозависимых.

 

- В чем отличие вашего центра?

 

- Отличие в том, что мы работаем по самой совершенной программе, которая сейчас существует в мире. Программа называется «терапевтическое сообщество».

 

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее, в чем суть этой программы.

 

- Дело в том, что мы говорим о наркомании как о болезни. Эта болезнь разрушает прежде всего личность человека, его сознание, его душу, т.е. разрушает его личность полностью. Т.е. с виду это человек, похожий на всех остальных людей. Но это уже не человек, а античеловек. У него совершенно отрицательная нравственность, совершенно перевернутые ценности. Эту болезнь можно сравнивать с психическим заболеванием шизофрении, когда человек находится в раздвоенном сознании. Он понимает, что потребление наркотиков приводит к страшной трагедии, к саморазрушению, к самоубийству, в конце концов, - к самому тяжкому греху, который можно совершить в этой земной жизни. Но он ничего не может с этим сделать. В полном смысле слова, это раздвоение сознания. Поэтому здесь нужны особые методики. Естественно, никакими лекарствами эта болезнь не лечится. Здесь нужно создавать особые условия, для того чтобы с нуля создавать новую личность, нового человека.

 

- Т.е. вы работаете с психикой, с личностью?

 

- Да, с психикой и с личностью. В этом и есть уникальность. Создается идеальная модель здорового общества, мини-государства, в котором новичок начинает функционировать – начиная с самых простых ответственностей, которые ему даются. Потом постепенно он вырастает до самой ответственной должности в этом сообществе, в мини-государстве. А потом он возвращается в общество полноценным человеком.

 

- Т.е. в вашем центре нет прямого воцерковления, и лечение идет не с помощью медикаментов, а с самого нуля взращивают личность человека?

 

 - Да, прежде всего нужно создать личность, которую мы потом будем приводить к Богу, в Православную Церковь, учить духовной жизни. Но это уже потом. А сначала надо эту личность создать с нуля. Мы часто начинаем путать, торопиться, делать какие-то шаги преждевременно. Кончено, хотелось бы сразу достичь какого-то успеха, но везде нужно время. Естественно, может возникнуть вопрос, что наш опыт из Европы, а Польша – это не православная, а католическая страна. Но я сразу хочу обратить ваше внимание на то, что программа у нас светская, не религиозная, но на православной территории, при православном приходе. Насильно мы никого не воцерковляем, потому что этим можно отпугнуть ребят. Вообще, тема реабилитации достаточно дискредитирована за прошедшие 10 лет. К сожалению, мы отстаем от многих центров неправославных, созданных нео-пятидесятниками, баптистами и другими сектантами, где просто использовали ребят, попавших в беду – их труд, или в каких-то других корыстных целях. Просто зарабатывали на них деньги. Мы знаем, сколько стоит попасть в такие центры, и чем все может закончиться. Т.е. к реабилитационным центрам у наших пациентов сейчас нет доверия. Мы тоже с этим не торопимся, потому что можно отпугнуть. Но, что меня очень радует, ребята, которые считали себя раньше убежденными атеистами, начинают самостоятельно ходить в храм. Многие сами бросают курить, начинают исполнять какие-то самые простые молитвенные правила, сами приходят на исповедь, т.е. все происходит естественно, по мере того как мы видим личность. Всему свое время.

 

- Давайте ответим на вопрос. У нас звонок из Нижневартовска. Здравствуйте, мы вас слушаем.

 

- Здравствуйте, батюшка, здравствуйте, ведущий. Я хотела задать такой вопрос. У каждой болезни есть своя причина. Как вы относитесь к тому, что коммунисты когда-то говорили, что религия – опиум для народа? Не отсюда ли происходит то, что у нас такое повальное заболевание наркоманией, опиумом? И еще вопрос: Бог сказал: «накажу детей за грехи родителей, ненавидящих меня, в третьем и четвертом роде», т.е. не стоит ли сначала покаяться нам - родителям, дедам, нашим предкам? Наверное, это поможет нашим детям. И как вы относитесь к программе «12 шагов»? Применяет ли Православная Церковь эти 12 шагов в работе с наркоманами?

 

- Отвечу сразу на последний вопрос. У нас программа отличается, и отношение разное. Но на некоторых наших православных приходах эта программа используется. Что касается причин наркомании, вы сами ответили на свой вопрос. Конечно, причины наркомании прежде всего духовно-нравственные. Почему в наш маленький городок пришла эта беда? Действительно, от безнравственности. Причина – коррупция, когда наркотики распространяли все, кому не лень. Все, кому не лень, участвовали в наркобизнесе – это и представители власти, и представители силовых структур, и многие другие жители нашего города. А цыганский поселок – это конечное звено, на которое можно потом было все свалить – что это виноваты цыгане, что если бы не было их, не было бы и наркомании. Ничего подобного, была бы. Дело не в цыганах, а в безнравственности нашего общества, когда торговать смертью, этой «белой чумой», стали многие наши соотечественники и соседи. Поэтому, конечно, вы абсолютно правы. Нужно начинать с себя, если ты хочешь, чтобы твои дети жили долго, счастливо, чтобы у них было будущее.

 

- Родители тоже имеют отношение к этому?

 

- Я бы не сказал, что конкретно родители, это общество, в котором мы живем. У нас есть ребята из очень хороших православных семей. Как пришла беда в их дом, в какой момент чадо было упущено? Казалось бы, православная семья, а ребенок начинает потреблять наркотики в 12, 13, 14, 15 лет. Это вопрос, и вопрос всего общества. Хотя, конечно, все начинается с семьи. Где-то упустили, наверное.

 

- Тут не углядишь.

 

- Конечно, тут не углядишь, в какой момент это произойдет. Не дай Бог, конечно, никому.

 

- У нас еще один звонок, о.Андрей. Звонок из Каменск-Уральска.  

Здравствуйте.

 

- Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как к вам можно попасть на лечение и сколько оно стоит?

 

- Это уже практический вопрос. У нашего центра и прихода есть сайт. Запишите: http://www.vozneseniekimry.ru/ Можно зайти в раздел «Центр помощи наркозависимым «Радуга». Там есть вся информация о нашем центре, о нашей программе. Там есть материалы, видеоматериалы, есть анкета, которую новичок должен сам заполнить и прислать нам по электронной почте. Лечение у нас бесплатное.

 

- Я знаю, что в других центрах очень высокие цены.

 

- Да, мы стараемся.

 

- Скажите, а чем ваша программа отличается от программы «12 шагов»? Есть какие-то конкретные отличия?

 

- Конечно, есть. Во-первых, программа «12 шагов» амбулаторная. У нас стационар, т.е. целый год воспитанник находится в центре в закрытой программе терапевтического сообщества. Во-вторых, главное отличие в том, что в программе «12 шагов» человек, попавший в зависимость, считается больным на всю оставшуюся жизнь. Это ему внушается, и он привязан к этой программе. Он должен находиться в ней в течение своей земной жизни. Мы так не считаем. Мы считаем, что после того как воспитанник заканчивает лечение в нашем центре (год в стационаре и еще примерно год под нашим наблюдением), он становится полноценным членом общества, здоровым человеком. Это главное, принципиальное отличие.

 

- Т.е. подход не как к больному, а как к личности?

 

- Да. Воспитывается здоровая личность. В программе «12 шагов» постоянно подчеркивается: «Ты больной, тебе постоянно нужна помощь и поддержка». Мы так не говорим. Мы говорим это на первом этапе. Я хочу прочитать первую строку философии нашего сообщества. Она очень похожа на программу «12 шагов», но потом я прочитаю последнюю строку, и вы увидите отличие. «Я здесь, потому что я осознал свое бессилие перед болезнью». Человек должен понять, что он болен, и как больному, ему требуется помощь. Это же можно подтвердить строчкой из Евангелия: «Блаженны плачущие, ибо те утешатся, блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Первая ступень – это осознание своего бессилия перед этой проблемой. Но, в то же время, последняя строчка: «Я могу развиваться и жить для себя и для других».

 

- Это итог, к чему вы приводите людей?

 

- Да, к тому, что они могут жить для себя и других как полноценная личность. Это главная задача.

 

- У нас еще один звонок – из Твери. Здравствуйте.

 

- Здравствуйте, батюшка, скажите, пожалуйста, занимается ли ваш центр алкогольной зависимостью?

 

- Все-таки программы отличаются. Мы пробовали вначале экспериментировать. У нас были ребята с проблемой алкоголя. Но они сами не очень уживаются, поэтому совмещать не так просто. И весь мировой опыт показывает, что для алкоголе-зависимых должны быть свои программы и центры. У нас свое направление – это химическая зависимость. С алкогольной зависимостью пациентов мы не принимаем.

 

- Скажите, какая работа у вас ведется с семьями наркозависимых? И что такое созависимость?

 

- Созависимость – это тоже болезнь сознания и психики, которой подвержены все  близкие находящегося в зависимости человека. Прежде всего это родители, братья, сестры, родственники, близкие друзья. Всем им тоже необходима помощь. Мы ежемесячно проводим работу с родителями, которые приезжают к нам, чтобы навестить своих детей. С ними проводятся беседы и определенные занятия, потому что, если мы родителям не поможем, если мы их не вылечим, правильнее сказать, дальнейший успех под сомнением. Все может вернуться на круги своя.

 

- Беседа идет в светском ключе?

 

- В духовном ключе. Я провожу беседы, и, конечно, у нас есть психолог. Психолог работает с родителями.

 

- Т.е. основной контингент в вашем центре – это светские специалисты?

 

- Светские, но естественно, что все православные.

 

- Все-таки вы не могли бы поподробнее рассказать о созависимости, в чем она выражается и что это такое?

 

- Самое главное, в чем выражается созависимость, это родители и близкие идут на поводу у больного человека, точнее, у его болезни. Верят его обещаниям, типа: «Сделайте что-то для меня сегодня, а завтра я обязательно брошу». Например, «дайте денег, а завтра я обязательно брошу, устроюсь на работу», или «завтра я поеду в центр». Ничего подобного. Это и есть созависимость, когда близкие люди, родители, находятся под влиянием больного человека и его болезни.

 

- Как бы вы посоветовали вести себя в такой ситуации?

 

- Прежде всего, нужно обращаться к опытным специалистам. Искать группы для созависимых родителей. Сейчас они создаются и есть во многих городах. Есть в Москве, Санкт-Петербурге, во многих больших городах есть такие группы, которые нужно посещать, нужно начинать с себя, чтобы выстроить свое отношение к своей болезни, к своему больному чаду, для того чтобы как можно скорее смотивировать его на лечение.

 

- Мотивация возникает от родителей?

 

- Обязательно.

 

- У нас еще один звонок. Звонок из Подмосковья. Здравствуйте.

 

- Здравствуйте, батюшка, здравствуйте, ведущий. Это Татьяна из Воскресенского района. Я выражаю вам огромнейшую благодарность за то, что вы относитесь с такой любовью к тем, кого общество практически выбрасывает за пределы нормальных людей. 10 лет назад я впервые увидела репортаж о вашем храме, о вас. Низкий вам поклон за такую огромную, нужную работу! Еще у меня один вопрос к вам: вам помогал цыганенок. Скажите, сейчас он с вами или нет?

 

- Спасибо, что вы нас помните! Спасибо за вашу помощь! Действительно, православная Москва нам очень помогла. Вы помните тогда, 10 лет назад, эту эпопею с Долгопрудным в Подмосковье, вы тогда очень помогли молитвами. Большое спасибо за ваши молитвы, поддержку. Без вас у нас бы точно ничего не получилось. А этот цыганенок – теперь он стал дьяконом. Мы служим теперь вместе, в одном храме. Я стал настоятелем Вознесенской церкви. Сразу было принято решение перевести его в наш храм. Теперь мы вместе с ним трудимся во Славу Божию, во Славу нашей Церкви и на пользу ближним. Он служит дьяконом у нас уже 5 лет.  

 

- о.Андрей, вы не могли бы рассказать поподробнее об отличии вашего центра от других православных центров?

 

- Милостью Божией и великими трудами и подвигами наших батюшек, которые, как и я, в свое время тоже начали помогать детям, попавшим в эту страшную беду, в нашей Православной Церкви было создано много общин помощи наркозависимым. Но дело в том, что у них нет какой-то определенной программы лечения наркозависимых. Что происходит в этой православной общине? Воцерковление. Акцент прежде всего делается на этом. Батюшки пытаются воцерковить больного человека.

 

- Получается, пытаются как бы перепрыгнуть через ступеньку?

 

- Да. Мы здоровых-то воцерковить не можем. У нас в храм ходит всего 1% от населения страны, может быть, 2%, где-то 3% - в больших городах. А мы больных пытаемся воцерковить. Я могу привести такой пример: допустим, человек попадает под машину, мы подбегаем к этому несчастному, говорим: «Давай-ка, сейчас помолись Богу, пойдем, сходим с тобой в храм, поисповедуешься, причастишься». Его в реанимацию нужно везти сначала! Ему нужно оказать первую помощь. Ему нужны обезболивающие и какие-то лекарства. Нужно вызвать скорую помощь, отвезти в больницу, привести в чувства, а потом уже предложить: давай, смотри-ка, милостью Божией ты живешь на этой грешной земле и не погиб. Давай-ка, будь благодарным, поблагодари Бога, подготовься, поисповедуйся и причастись. Все в свое время. Причина заболевания, как мы уже сказали в начале передачи, это грех, а грех лечится покаянием. Я полностью с этим согласен. Действительно, для грешника нужно покаяние. Все мы грешные, и все мы в этом нуждаемся – в покаянии, в милости Божией, в причастии, но всему свое время. Ведь эти несчастные, когда приходят к нам на исповедь, на вопрос, какой главный грех, который ты совершил в своей жизни, задумываются. «Родителей не почитал, мягко говоря, обманывал, воровал, предавал». Я говорю: «А все-таки. Подумай хорошенько» – «Не знаю» - «А как ты думаешь? Может, это было покушение на собственную жизнь?» Для них это открытие. Они живут в этом состоянии годами, и не знают, что потребление наркотиков – это самый страшный грех. Мы это понимаем, а они – не понимают. О какой духовной жизни, духовных понятиях и ценностях можно говорить с ними, когда они не осознают, что каждое потребление наркотиков, каждый укол может быть последним? «Ты с этим согласен?» - «Да, согласен. А я этого не понимал». Всему свое время. В этом и отличие. У нас лечение на первом месте, хотя центр не медицинский. Понятие «лечение» ассоциируется с какими-то лекарствами, с белыми халатами. У нас, конечно, ничего этого нет. Но если это болезнь, мы говорим о лечении. Просто есть разные методики. Наверное, проще сказать будет, что наш метод основан на групповой психотерапии. Создаются группы разные в течение дня, в течение всего лечения и последующей реабилитации, и эти группы очень разные. Естественно, есть и  индивидуальный подход: это и работа с психологом, в процессе лечения и реабилитации это и обязательная духовная составляющая. Мы говорим и вере. Я провожу с ними занятия, беседы – о нашей православной вере, по Священному Писанию, смотрим с ребятами очень хорошие фильмы. Естественно, сами они ходят в храм на воскресные богослужения, большие праздники.

 

- Действительно, это очень необычная, уникальная программа. С одной стороны, есть духовная основа, но, с другой стороны, нет навязчивого воцерковления. Лечение и реабилитация, но не с помощью медикаментов, а с помощью подходу к человеку как к личности. Создание новой личности. Бесплатно. У нас еще один звонок. Звонок из Воронежа. Здравствуйте.

 

- Здравствуйте. Раба Божия Людмила, Воронеж. Меня интересует такой вопрос: взаимосвязь наркомании и алкоголизма. К сожалению, сейчас очень много больных этим заболеванием, и диагностируется оно весьма трудно. В связи с этим еще хотела спросить: является ли исцелением только духовное заболевание, или это чисто физическое и где эффективно лечить, потому что то лечение, которое сейчас предоставляется, неэффективно, и человек превращается в овощ. Что бы вы могли в этом плане сказать? Спасибо.

 

- Спасибо за вопрос. Мировой опыт показывает (центр «Фамилия», о котором я уже говорил и которому уже больше 30 лет), что половина страдающих химической зависимостью приобретают в процессе потребления второй диагноз, расстройство психики – шизофрения. В то же время, половина шизофреников в мире начинают потреблять наркотики, но не как наркоманы, а как больные люди, которым наркотик помогает облегчить их состояние. Шизофрения – это не физическая болезнь, а это болезнь души, болезнь сознания, прежде всего. В этом есть схожесть. Конечно, таблетками это не лечится. Правильно вы говорите, в наших психиатрических клиниках таких людей превращают в какие-то человекоподобные существа, похожие на овощи. Мы глубоко убеждены, что это лекарствами не лечится. Работать нужно, прежде всего, с личностью, создавать условия, в которых эта личность будет развиваться и жить, и быть полноценным человеком в обществе. К сожалению, эту составляющую мы не учитываем. Не учитывают даже наши специалисты – наркологи, профессионалы, которые этим занимаются. Для них это открытие, хотя в мировой практике это давно уже известно, и эта важная составляющая учитывается при лечении заболевания химической зависимости, наркомании.

 

- У нас еще один звонок, о.Андрей. Звонок из Волгограда. Здравствуйте.

 

- Здравствуйте, это Галина из Волгограда. Я слышала, что лечение в вашем центре бесплатное. Можно вам как-то помочь? Я небогатый человек, но все равно, хоть немножко. Куда можно перевести денежную помощь?

 

- Спасибо, мы с великой радостью примем вашу помощь. У нас есть сайт http://www.vozneseniekimry.ru/  Можете зайти на сайт, там есть вся информация.

 

- Очень приятно, какой звонок хороший. Скажите, насколько успешно работает методика, которая применяется в центре «Фамилия», и какие успехи есть у вас?

 

- Побывав в Польше на практическом обучении, я поверил в эту программу, потому что увидел у них результат. Увидел и уверовал. Я бывал в центре «Фамилия» не один раз, я езжу туда каждый год, в том числе и в отпуск. У нас прекрасные отношения. Мы с директором центра Анджеем Май-Маевски стали близкими друзьями. Хочу отметить, что он является внуком генерала царской армии Май-Маевского, который возглавлял освободительную армию на Юге России во время революции. И Анджей всегда гордится тем, что его дед никогда не предавал русского царя. Он с глубоким уважением относится к России, видимо, это передалось ему по наследству. Специалисты из России проходили обучение в его центре. Он к нам относится с огромным уважением, с неподдельной любовью к нам и России вообще. Что бы нам наши СМИ не показывали, а в Польше к нам очень хорошо относятся. Я 10 лет езжу в Польшу и ни разу нигде я не почувствовал к себе какого-то неуважения. Я езжу туда как священник, и в светской одежде, и везде я чувствую к себе уважение. Поэтому мы столько лет взаимодействуем с Анджеем и с его центром «Фамилия», развиваем наши отношения, и за эти долгие годы я увидел результат. У них самый высокий результат в мире. Хотя на первый взгляд, возможно, эти цифры покажутся не такими большими, примерно 40% проходящих лечение в центре «Фамилия» полноценно возвращаются в жизнь и в общество. Нам удалось запустить эту же программу. Сейчас у нас будут первые выпускники. Я глубоко уверен, что у нас будет такой же результат. Мы работаем на результат, никого не обманывая – ни Бога, ни себя, ни родителей, ни наших воспитанников-пациентов. Мы твердо убеждены, что работаем на результат, и результат у нас обязательно будет. Может быть, не сразу такой, как в «Фамилии», потому что нам нужно дальше развиваться. Сейчас у нас в программе 15 человек, а нам нужно набирать, как минимум, до 30 воспитанников, чтобы эта программа полноценно работала. Но мы можем довести количество пациентов до 60 человек, разделив программу на 2 этапа. На первом этапе будет 30 человек, причем, будет смешанный центр, там будут и мужчины, и женщины, и второй этап – еще 30 человек. Т.е. мы можем создать центр, где будут лечиться сразу 60 пациентов.

 

- На данный момент пока 30 человек?

 

- Пока 15 пациентов, но 30 будет уже летом, я надеюсь. Сейчас мы ведем строительство здания на территории нашего прихода, где к лету нас будет уже 30 человек; будет уже полноценная программа. Будем развиваться, тогда, естественно, будет результат, без всякого сомнения. Я в этом глубоко убежден.   

 

- Еще один звонок, о.Андрей. Звонок из Воронежа. Здравствуйте.

 

Здравствуйте, батюшка, здравствуйте, ведущий. У меня такой вопрос: моему сыну 29 лет. Он потребляет наркотики уже лет 9. Он осознает, что он наркоман. У него были передозировки раз 10, если не больше, но он никак не хочет лечиться. У него вызывает большую агрессию, когда я говорю насчет церкви, начет лечения. Я не знаю, что мне уже делать?

 

- Да, сложный вопрос. Пожалуй, это самый сложный вопрос, который я постоянно слышу. Нам звонят родители с вопросами: что мне делать? У меня больной ребенок, с большим стажем потребления. Действительно, многим из наших детей надо опуститься на самое дно ада, остановиться у последней черты, прежде чем осознать, что всё – дальше или ад в той жизни, а в этой все заканчивается, или тюрьма. И многие тогда принимают решение – всё, все-таки я хочу жить. И начинают искать помощь. Но проблема еще в том, что сама тема реабилитации дискредитирована сейчас, и многие побывали в различных центрах, к сожалению, в сектантских, не получив там никакой помощи и поняв, что их там обманули, просто использовали в каких-то нехороших целях, не хотят больше идти. Естественно, это передается. Они говорят, что это бесполезно, «я уже бывал, уже ездил, все это без толку». Поэтому я вам очень благодарен, что мы сегодня с вами встретились, что мы имеем возможность обратиться к родителям детей, страдающих от наркомании. Самое главное, не теряйте надежды. Сделайте все возможное и невозможное, чтобы ваш сын или ваша дочь обратились к вам за помощью, чтобы потом поехать на лечение.

 

- Вы сегодня говорили, что центры помощи помогают и созависимым. Может быть, там можно найти ответ, как выстроить свое поведение?

 

- Да, мы об этом уже говорили. Я надеюсь, что наша телезрительница слышала, как мы об этом говорили, и поэтому не стал повторять. Наверняка, в вашем городе есть такие группы родителей. Сейчас в интернете есть вся информация. Только, конечно, постарайтесь, чтобы эта группа была не какая-то сектантская, чтобы это были православные люди, православные психологи, чтобы было взаимопонимание, чтобы идти к одной цели.

 

- Может быть, люди, которые услышат о вашем центре, подумают, что там будут заставлять ходить в храм, молиться. Это тоже вызовет отторжение.

 

- Да. Они не готовы к этому. Боятся, что будут заставлять, а это очередное насилие. Насилия здесь не должно быть никакого – ни медикаментами, ни наручниками, как в некоторых центрах (в Екатеринбурге, например). Только своя воля, свое желание. Никакого насилия! Бог есть любовь. И невольник – не богомольник. Я думаю, что даже если заставляли бы исполнять молитвенное правило, сразу бросить курить – ребята курят у нас, мы разрешаем – ходить на все богослужения, как во многих православных общинах, у нас просто не было бы воспитанников сейчас. А в данный момент к нам очередь.

 

- Большая очередь?

 

- Да, очередь большая, и попасть к нам нелегко. Но я надеюсь, сейчас будут выпускники, поэтому в ближайшее время уже будут места. К лету мы будем проводить набор, поэтому, конечно, будем стараться помогать всем, кто к нам будет обращаться. Еще хотелось бы сказать, и это очень важно – мы будем делиться своим опытом. Мы будем передавать его всем, кто хочет работать в таких центрах, всем, кто их будет открывать. Пожалуйста, приезжайте к нам, учитесь, открывайте наши филиалы, или как вы сами решите. Мы честно открыли филиал центра «Фамилия», филиал лучшего европейского центра. Мы ничего не стали придумывать. Мы взяли этот уникальный опыт и применили его на нашей православной территории. Я считаю, что у нас это получилось.

 

- Еще один звонок, о.Андрей. Звонок из Пскова. Здравствуйте.

 

- Здравствуйте, город Псков, раба Божия Светлана. У нас тоже сын очень долго принимал наркотики, сейчас все замещается алкоголем, но уже есть перерывы, и очень большие, и он сам начинает потихонечку воцерковляться. Хочу утешить родителей, матерей, что в этом есть Промысел Божий. Наша семья, мы все пришли в храм. Мы с мужем повенчались. Только на этой ступени. Чтобы помочь нашему сыну. Прежде мы начали с себя, и сейчас он потихонечку тоже приходит в храм. И я смотрю, что это просто Промысел Божий «выпрямить» семью, привести ее к вере, иногда, может быть через наших детей. И дочь в храме, и его дочь ходит в храм и посещает воскресную школу. Я как мать и ругала его раньше. А сейчас чувствую, Господь наделяет такой любовью. У меня к нему любовь настолько сильная!

 

- Понятен ваш вопрос. Мы очень рады за вас, чудеса тоже бывают. Чудо никто не будет отрицать. И что наш центр появился в Кимрах, это чудо! Наверное, с этого и нужно было начинать наш разговор. Честно говоря, мы не могли поверить, что у нас в городе будет такой центр. Никто в это не мог поверить, но тем не менее, это чудо совершилось. Да, чудеса бывают, но чудеса случаются не так часто. Чудеса, к сожалению, единичны. А мы говорим о сотнях, о тысячах, о сотнях тысяч попавших в эту страшную беду, где, например, неблагополучная семья, когда нет возможности, как в вашей семье, например, прийти к Богу сразу. К сожалению, наш народ пока очень далек от веры. А нам нужно оказывать помощь уже сейчас, срочно. Срочно создавать такие центры и помогать всем, кто к нам обратится – православным, неправославным, атеистам, людям даже другой веры. Мы готовы помогать всем. Наша программа универсальна, в этом ее уникальность.

 

- Спасибо вам большое, о.Андрей. Время нашей передачи подошло к концу. В конце программы прошу вас, благословите наших телезрителей.

 

- С Великим Постом вас, дорогие телезрители. Помоги вам Господи. Спасибо за внимание.

 

- Спасибо вам большое. Я напоминаю, что у нас в гостях был настоятель храма Вознесения Господня в городе Кимры (Тверская область) протоиерей Андрей Лазарев. Всего вам доброго. До новых встреч.

 

Расшифровка: Мария Федунова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать