Жизнь и подвиг митрополита Серафима Чичагова

18 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма во имя Архистратига Божьего Михаила г. Серова. Передача из Екатеринбурга.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Тимофей Обухов.

Сегодня в гостях я рад приветствовать протоиерея Сергия Вогулкина, настоятеля храма во имя Архистратига Божия Михаила в г. Серове, доктора медицинских наук, профессора.

Батюшка, здравствуйте.

 

- Здравствуйте. Благословение Господне на всех вас. Очень рад всех приветствовать на нашем канале.

 

- Тема сегодняшней передачи "Жизнь и подвиг митрополита и мученика митрополита Серафима Чичагова".

Поясните, пожалуйста, почему мы выбрали именно эту тему.

 

- Когда мы изучаем историю нашей Родины, нам приходится одновременно оценивать много факторов: разные люди, их отношения, поступки. Но иногда через историю жизни одного человека удается глубоко увидеть жизнь всей страны в этот период.

Митрополит Серафим Чичагов, как раз тот человек, жизнь которого проходила с середины XIX до начала XX века и почти до середины XX века. В этот период происходили трагические события нашей истории, поставившие Россию перед вопросом: быть или не быть. История жизни митрополита Серафима Чичагова отражает историю жизни России этого периода, вот почему именно об этом священномученике и хотелось бы поговорить сегодня.

 

- Фамилия Чич`аговы очень известная в России: флотоводцы, адмиралы. Имеет ли отношение к ним митрополит Серафим?

 

- Безусловно. Может быть, даже и неважно, что его прадед был победителем в трех сражениях со шведским флотом, был исследователем северных морей, его дед был адмиралом, командующим Черноморским флотом, морским министром России, отец был полковником и затем генерал-майором артиллерии. Важно то, что в этой семье от начала до конца глубоко укоренившаяся традиция патриотов и защитников Родины. Леонид Михайлович Чичагов блестяще подтвердил эту семейную традицию. Высочайшее чувство любви к Родине отличало эту фамилию, вот почему это одна из самых ярких и значимых фамилий в русской истории.

 

- Какое образование получил будущий митрополит?

 

- Это был очень талантливый и разносторонний человек. Мать Леонида Михайловича сама была очень талантливый человек: писательница и музыкантша, прекрасно играла на фортепиано, и она воспитывала детей в православном духе, не закрепощая, но давая развиться их собственным талантам.

Маленький Леонид с раннего детства играл на музыкальных инструментах. Когда он окончил гимназию, то поступил в Пажеский корпус Его Императорского Величества, который был одним из самых выдающихся образовательных учреждений того времени. Думаю, что именно там он и развил остальные свои таланты. Ведь он стал композитором: им написано более 50 музыкальных произведений. В Пажеском корпусе вместе с изучением иностранных языков преподавались и музыка, и танцы, это был по-настоящему культурный центр.

 

- Мы знаем, что его ждала блестящая военная карьера.

 

- Не только ждала - она состоялась. По окончании Пажеского корпуса у него был выбор, он мог занять какие-то светские должности. Но ведь это Чичаговы, это воины. Он не мог на это пойти. Восемнадцатилетним юношей он идет в армию, через год после окончания Пажеского корпуса ему присваивают звание подпоручика.

В 1877 году, как только началась Русско-турецкая война, он уже на фронте, на Балканах, как оказалось, выдающийся артиллерист. Балканы - горы, и применение кавалерии там было очень затруднено, поэтому основанная тяжесть ложилась на артиллеристов. Леонид Чичагов проявил себя настолько выдающимся военным, что только за эту войну он получил около десятка орденов. Он был прямо на поле боя, получил награды из рук адмирала Скобелева, сам великий князь Николай Николаевич возложил на него георгиевский орден. Всего полтора года был он на войне и показал за это время себя выдающимся, блестящим офицером.

Далее у него намечалась совершенно замечательная военная карьера: он стал штабс-капитаном, уже приближался к званию полковника в 34 года.

 

- Была ли у него семья?

 

- Еще раз повторю, что через историю одного человека можно понять многое, что было в России. Он женился в 1879 году на Наталье Николаевне Дохтуровой, это внучатая племянница генерала Дохтурова, героя 1812-го года. Две этих военных семьи соединились вместе.

Надо сказать, что это было непростое время, когда в семьях, особенно светских, появилась легкость отношений, но это не коснулось семьи Леонида Михайловича. Его семья базировалась на православных, правильных отношениях. Он сохранял абсолютно любовные, абсолютно дружеские отношения в своей семье, основанные на православном вероисповедании. Когда появились четыре его дочери, они получили замечательное воспитание и продолжили дело своего отца: пронесли далее православную культуру семьи, православное отношение к Родине, патриотизм, которые они передали своим детям. Поэтому семья Леонида Михайловича является примером, прежде всего, для нас.

Когда читаешь о таких семьях и начинаешь думать, куда все это делось, что случилось с Россией? И через историю этого человека начинаешь понимать, как все это получилось.

 

- Задаешься вопросом, как блестящий офицер вдруг начинает заниматься медициной, ведь это вырастет в серьезное занятие. Более того, он принимает духовный сан.

 

- Если смотреть с чисто фактической стороны, получается полный нонсенс: человек, только что получивший чин полковника, неожиданно уходит в отставку и через три года принимает священнический сан. Что могло произойти?

Но мы помним, что во время войны - и неважно, сколько она идет, там год может идти за десять - то страдание воина, которое наблюдал офицер Чичагов, отложилось в его душе особой жалостью к людям. Надо сказать, что он был верующим в детстве, в десять лет он потерял отца, что очень травмировало его, и именно православие поддерживало его. Понятно, что его вера очень укрепилась на войне, там, как известно, атеистов не бывает. Через это он пришел к пониманию того, что люди нуждаются в помощи, и, во-вторых, понял, что пройдя путь блестящего офицера, он отдал долг своей семье, но почувствовал в себе особое призвание.

В 1878 году произошло еще одно важнейшее событие его жизни: он встретился с Иоанном Кронштадтским, который стал его духовником. То, что накопилось в душе молодого офицера, он излагает отцу Иоанну, и тот со свойственной ему открытостью и глубиной мысли раскрывает все, что есть в его душе, отвечает на все его вопросы. Молодой человек понимает, что он должен помогать людям, и он начинает заниматься в библиотеке Санкт-Петербургского университета, поднимает огромный, невероятный материал и пишет книгу в два тома общим количество 1500 страниц, причем научным языком. Обобщить материалы все материалы европейской медицины того времени - это настоящий подвиг. В результате этого подвига и родилась система оздоровления, система лечения Леонида Чичагова.

Медицина тоже очень близка к православию. Знакомство с Иоанном Кронштадтским, работа над книгой, оказание помощи больным людям, все это привело к тому, что блестящий офицер принимает решение принять служение священника. Решение для того времени очень непростое.

Светское общество не могло понять его, он должен был отвечать на массу недоуменных вопросов. Священниками становились люди не дворянского происхождения. Ведь его не поняла даже супруга, она была против. Он пытался объяснить ей, но, видимо, его мнения было недостаточно, и ее пригласил на беседу отец Иоанн Кронштадтский.

в 1893 году Леонид Михайлович Чичагов был рукоположен в дьякона, затем в иерея и стал служить на приходе. Блестящий светский офицер - простой батюшка на приходе.

 

- Даже в чисто экономическом расчете жалования офицера и приходского священника не сравнимы.

 

- Конечно. Офицерская закалка, патриотизм, энергичность, чисто офицерская устремленность и распорядочность в жизни привели к тому, что он быстро стал продвигать свой приход. Где бы он ни был, он реставрировал храмы, развивал приходское движение, и очень быстро он стал известен, как очень серьезный священник.

 

- Имя Серафим, насколько я знаю, означает пламенный. Имя митрополита Серафима имеет какое-то отношение к Серафиму Саровскому?

 

- Прямое отношение. Судьба митрополита Серафима очень непростая. В 1895 году умирает его супруга, оставив ему четырех дочерей, пока совсем небольшого возраста. Тяжести семейной жизни, непонимание света и части священства - все это очень непросто. То, что его духовником был отец Иоанн Кронштадтский, очень поддерживало его в вере и стремлении сделать что-то для России.

В конце XIX - начале XX века он начинает постепенно понимать, что Россия расползается, теряет духовное единство, и ей нужен символ, который бы объединил ее. И он понимает, что может сделать что-то, для того чтобы Россию объединить. Побывав один раз в Дивеево, он понял, что этим символом может стать Серафим Саровский, и он приложил к этому все свои усилия.

В то время он уже принял монашество, был архимандритом, восстанавливал те монастыри и храмы, в которых служил. Мысль о том, что преподобный Серафим Саровский может объединить Россию, была у него постоянно. Он написал Житие преподобного Серафима, издав первый том в 1902 году, второй том был написан, но его не удалось издать, потому что началась революция, и том был у него изъят и исчез.

Первый том Жития преподобного Серафима Саровского он подарил императору, который принял его и разговаривал с ним. Прочитав это Житие, император Николай II сказал, что пришло время прославить преподобного Серафима.

Тогда архимандрит Серафим Чичагов возглавил комиссию по организации этого великого события - прославления прп. Серафима Саровского. Это было грандиозное событие - 300 тысяч паломников, ведь всех надо было принять, накормить. Огромная организационная сторона.

На прославление прибыли царь с его семьей, иерархи Российской Церкви. Здесь и произошло единение России. Действительно, символ Серафима Саровского очень сильно сказался и во время Русско-японской войны, и во время Первой мировой войны.

То, что преподобный Серафим Саровский был канонизирован благодаря Серафиму Чичагову, конечно, не случайность, а Провидение Божие.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Волгограда: Через неделю у дочери онкологическая операция, что можно предпринять?

 

- В таких ситуациях молитва матери дорого стоит. Молитва матери по силе идет сразу после священнической молитвы, поэтому наше с Вами дело - молиться.

Раньше, когда кто-то в православной семье переносил тяжелые болезни, роды, вся семья становилась на колени и общим молением вымаливала этого человека. Поэтому думаю, что Ваша молитва очень бы помогла дочери.

Сама она тоже должна обязательно перед операцией поисповедоваться, причаститься. Думаю, было бы очень полезно пособороваться, и смело, не теряя веры и присутствия духа, идти на операцию. Думаю, что такая молитвенная поддержка непременно окажет свое действие.

 

- В чем заключалась миссия священника, монаха, впоследствии епископа, митрополита Серафима?

 

- В том, чтобы исцелить не только отдельно взятого человека, но исцелить сколько можно Россию. Он видел очень много нестроений в духовной жизни России. Какие бы он не занимал кафедры, он начинал с того, что везде сначала восстанавливал приходскую жизнь. У него был прекрасный дар слова, за каждым богослужением он обязательно произносил проповеди. Он собирал клир, работал со священниками: учил, наставлял, чтобы приходская жизнь ожила, чтобы люди почувствовали себя вновь православными.  Не только среди интеллигенции, но и среди народа был разброд и брожение. Поэтому среди всех слоев Серафим Чичагов проводил одну политику: надо объединяться вокруг Церкви, чтобы главой всех событий, происходящих в России, был Сам Господь, чтобы выполнять только Его волю. К великому сожалению, не получилось. В то время вряд ли не только один, но и сто, и тысяча человек могло повернуть Россию, чтобы она пришла к глубокому настоящему вероисповеданию.

 

- Вопрос телезрительницы из Костромы: В Троице-Сергиевой Лавре лечат людей, от которых уже отказались врачи, и 80% из них выздоравливают. Почему этот метод не используют во врачебной практике? На врачей, которых немного в Троице-Сергиевой Лавре, идет большое давление, и они не могут принимать всех обращающихся. Мне этот метод помогает, у меня есть его книга, я даю читать ее и другим.

 

- Конечно, лечение у врача православного и у врача, может быть, в глубине души верующего, но не православного - это разные вещи. Мы знаем массу примеров, когда человек получал исцеление от своих болезней без всякого лечения, лишь приложившись к святым мощам.

Понятно, что люди, которые приезжают в Лавру, настраиваются на это лечение. Мы будем говорить о системе лечения Леонида Михайловича Чичагова, эта система очень широко, так, скажем, рекламируется, но на самом деле применяется она в очень узком направлении. Мы еще поговорим об основных положениях этой системы и покажем, что далеко не все врачи ее даже признают. Применить предложенные методы в условиях современной медицины будет очень сложно.

Во-первых, люди не знакомы с этой системой. Во-вторых, она предполагает очень индивидуальный и православный подход, а этого можно ожидать только от человека православного. Если врач далек от православия, вряд ли от него можно ожидать, что он будет заботиться не только о телесной составляющей, но и душевной, и духовной. Поэтому понятно, что эта система находит применение лишь в отдельных случаях.

 

- Мы еще вернемся к этому вопросу. Мы говорили о различных дарованиях Леонида Михайловича Чичагова. В дальнейшем он стал иконописцем и музыкантом.

 

- То, что касается музыки, это понятно потому, что он получил это и от матери, и в гимназии, и в Пажеском корпусе. Никак не могу найти источников, где он научился живописи. Но посмотрите на эти иконы - это совершенно потрясающие по своей силе и воздействию на людей вещи. Откуда это дарование? Понятно, что человек талантливый талантлив во всем. Замечательно, что мы можем видеть эти иконы в московских храмах, молиться перед ними.

Кроме икон, есть росписи, которые принадлежат ему, причем росписи высокохудожественные. Посмотрите, как разносторонне Господь дарует человеку таланты. Стоит человеку захотеть, и у него раскрываются такие таланты, о которых он, возможно, сам не подозревает.

Писатель, историк, богослов, врач, иконописец, музыкант, блестящий офицер, замечательный патриот Родины, кроме того он был еще и духовным поэтом: слова на свою музыку он писал сам. Его музыкальные сочинения были открыты лишь в 1999 году, и оказалось, что это уровень настоящего композиторства, причем многие из этих произведений имеют явный оттенок того времени, они похожи на музыку Чайковского. Это очень русская музыка. Стихи духовные и стихи светские, положенные на его музыку, слушаются совершенно замечательно.

 

- Как отразились годы советской власти на жизни митрополита Серафима?

 

- В 1917 году он становится митрополитом, назначается на Варшавскую кафедру, но поехать туда не смог в силу полной дезорганизации в стране, начавшихся гонений. Его дальнейшая жизнь - это уже путь к мученическому венцу. Путь, который, как бы готовит его мученическую смерть. С его характером, с его любовью к Родине, уверенностью и верой согласиться с этой властью было никак невозможно.

Поэтому на всех кафедрах, какие он занимал, все его проповеди и богословские труды были на грани терпения той власти. Но это был высокопоставленный архиерей, член Священного Синода, поэтому справиться с ним было не так просто. Проповедовал он везде одно: чистоту веру.

Как только появилась вся эта неразбериха, тут же появились разные течения: кто-то сдал свои православные позиции, кто-то стал искать помощи у власти, появились так называемые обновленцы - это люди, отколовшиеся от централизованной православной власти в России. Конечно, слово митрополита Серафима значило очень много.

Могло ли это продолжаться долго: 1921 год - первый арест, 1922 год - второй арест, 1924 год - третий арест. Они были непродолжительными: год, полтора, но ведь он был уже пожилым человеком, и, конечно, это постоянное напряжение сказалось на его здоровье.

И все же, несмотря ни на что, в 1928 году он назначается на Ленинградскую кафедру, где сложилась самая сложная ситуация: это центр большевистского движения, центр борьбы с православием, и обновленцев здесь было огромное количество. Только усилием воли, только своим убеждением и верой митрополит Серафим Чичагов приводит эту кафедру обратно, под московскую руку Патриархата.

Пять лет он был митрополитом Ленинградском. К концу его служения уже не осталось ни одного прихода, который бы отошел от Московского Патриархата. Но тучи сгущались, и в 1933 году по решению Синода, не по немощи, но ради сохранения, его отправили на покой.

Последние четыре года жизни он проживает в Подмосковье. К этому времени он уже был достаточно болен, а потом и совсем болен, и, тем не менее, к нему приезжают его прихожане, архиереи, приезжают за благословением и отеческой поддержкой. Он остается центром притяжения для многих и многих.

И вот наступает 37-ой год...

 

- Почему человек, отошедший от больших церковных дел, который не принимает решений, которые могут как-то повлиять на ситуацию в стране. Причем, немощи митрополита Серафима к этому времени были настолько сильны, что он с трудом мог передвигаться по комнате, даже не выходил из своего дома. Почему же советская власть все равно не оставляла его в покое?

 

- Потому что он оставался символом непреклонности. Именно на примере его жизни, наверное, многие в этой советской власти поняли, что православие уничтожить невозможно. Веру народную сломать не удастся. Как символ, он стал страшен для этой власти.

В 1937-ом году приезжают его арестовывать, несмотря на заступничество Синода, Патриарха Сергия, но даже не могут поместить в тюремную машину. Для этого надо было вызвать "скорую помощь".

Митрополиту Серафиму тогда был 81 год. Есть свидетельства о том, что над этим старым человеком издевались. Единственное, что от него хотели: отречься от православия, отречься от своей веры, от своего сана. Более ничего, и он сохранил бы свою жизнь. Он отказался. И НКВД на носилках унесло его на Бутовский полигон, где его расстреляли.

Мне кажется, что это был со стороны советской власти жест полного отчаяния: с ним ничего нельзя было сделать. Оставалось только убить его.

Потом он был канонизирован, и опять с ним ничего нельзя сделать, потому что это наш небесный заступник, это священномученик. Защиту он дает очень многим. Дает защиту от нестроений в приходах, различных семейных проблем. Он дает защиту болящим. К нему обращаются десятки, сотни тысяч людей, и каждому он дает защиту, потому что его таланты при жизни были неограниченны, а чудеса безмерны.

 

- Вопрос телезрительницы из Белорусской области: Когда православный человек молится о людях, о которых он даже не знает, являются ли они христианами, не навредит ли это тому, кто молится?

 

- Ни в коем случае. Вы делаете доброе и хорошее дело: поминаете перед Господом имена людей, с которыми Вы встречались. Другое дело, что когда Вы называете их имена, Господь по своему благорасположению обращает внимание на этих людей, и готов помочь им через Ваши молитвы. И здесь начинается вторая часть: а что делают эти люди? Если они делают доброе дело, Господь им поможет. Представьте, что Вы молитесь за человека, а он в это время делает какое-то нехорошее дело или, скажем, находится в состоянии опьянения. Понятно, что ему в таком случае пользы не будет, но Вам польза будет непременно.

Часто бывает, ко мне приходят мамочки и говорят, что они молятся за своего сыночка день и ночь, а он все пьет и пьет. И я говорю им, что, может быть, только по материнским молитвам их сыночек еще жив, поскольку по своим грехам ему, может быть, уже и не жить в этом мире, но Вы его удерживаете. Ваша помощь может быть оказана ему только в том случае, если он сам обратится к Господу.

Человек сам волен делать дела добрые или плохие. Поэтому если он избрал такой путь, это его воля, он взрослый человек. Если он решит изменить свое направление, тогда Господь будет ему во всем помогать.

 

- Перед эфиром к нам дозвонилась телезрительница из Самары с таким вопросом. У нее плохое здоровье, она не выходит из дома, и очень плохое зрение, поэтому она не может подготовиться к причастию по всем правилам. Батюшка к ней на дом приходит, но читать сама она не может. Как ей быть в такой ситуации?

 

- Во-первых, можно попросить кого-то почитать молитвы. У нас есть прекрасная возможность послушать молитвы в телевизионной передаче телеканала "Союз". Но ведь дело даже не в этом. Господь принимает все молитвы, все просьбы, поэтому если она будет молиться своими словами, это тоже будет неплохо. Искренняя, от души идущая молитва - это и будет ее подготовка к исповеди и причастию.

 

- Давайте поговорим об оздоровительной системе митрополита Серафима Чичагова.

 

- Поговорить надо, поскольку вокруг это много даже каких-то спекуляций, так, например, есть некая Кравченко, которая предлагает свои собственные методы лечения. К великому сожалению, появляется очень много желающих спрятаться за это имя, поскольку он священномученик, вызывающий к себе благоговейное отношение, и  назваться его именем было бы очень неплохо, скрыв за ним и собственное незнание, и какой-то свой метод.

Прочитав эту книгу, поскольку я физиолог и анатом, я понял одну вещь: это книга конца XIX века, и многие вещи, которые там написаны, просто устарели. Медицина идет вперед, появилась масса других направлений науки.

Серафим Чичагов создал прекрасный и глубокий труд, но он проанализировал медицину XIX века, поэтому многие вещи написаны уже не нашем уровне, например, в том, что касается анатомии и физиологии. Там есть ошибки, но это же XIX век, но ему простительно не все знать.

В системе лечения Серафима Чичагова есть много полезного, и она полезна не только врачам, но вообще людям, не имеющим медицинского образования. Она достаточно проста и помогает нам понять, что мы делаем так и что не так.

Мы приходим к врачу, и он нам выписывает огромный рецепт. Надо понимать, что действие одного препарата в организме еще можно. Действие двух уже трудно, действие четырех-пяти препаратов одновременно проследить вообще не возможно. Определенный препарат действует на определенный орган человеческого тела. В крови они находятся все вместе, и все вместе достигают этого органа. Один оказывает положительное действие здесь и отрицательное там. Второй оказывает положительное действие здесь и отрицательное там, потому что у каждого препарата есть противопоказания. Разверните аннотацию к препарату и увидите огромный список противопоказаний. Понятно, что уследить за всеми побочными эффектами невозможно.

Как раз, в системе Серафима Чичагова одно из положений - это не применение более одного, максимум последовательно двух препаратов. Надо добиваться, чтобы Вам прописали минимум препаратов и выбрали именно тот, который Вам помогает. Серафим Чичагов пишет, что все люди разные, Господь создал всех людей разными. И понятно, что один и тот же препарат на одного человека действует так, а на другого совершенно по-другому. Но ведь на это никто внимания не обращает. Этой мешаниной, и Серафим Чичагов это показывает, мы серьезно выводим организм из равновесия, и вместо одной болезни у человека появляется вторая, уже лекарственная. На этот момент надо обратить внимание всем. Надо попросить врача не назначать 5-6 препаратов, а найти самое главное.

Серафим Чичагов говорит: давайте посмотрим, что самое главное в организме. Действительно, могут быть разные болезни разных органов, а объединяет их всех кровеносная система, и состояние крови в этом случае является самым главным. Это его мнение и позиция, и, в общем, позиция очень разумная. Поэтому чем лучше и эффективнее кровообращение у человека, тем лучше кровоснабжение органов и, значит, их состояние. Может быть, у этого органа появятся свои возможности для исправления той ситуации, в которой он находится. Над многими вещами надо задуматься, и это очень хорошо прописано у Серафима Чичагова.

Следующая позиция этой системы: откуда мы знаем, что именно эта доза полезна этому больному? Для одного эта доза может быть велика, для другого мала. Кто проверял действие этой дозы на этом конкретном больном? Всем назначается одинаковая доза, а для этого человека она велика. Одна треть подействовала, а две три на побочные эффекты.

В системе Леонида Михайловича Чичагова очень много разумного, к чему бы следовало прислушаться. Его личной точкой зрения было мнение, что лечиться надо, прежде всего, древесными препаратами, поскольку дерево, как он считал, ближе всего человеку. Сейчас, наверное, это смотрится уже не так, потому что есть другие препараты.

В положении этой системы он совершенно отвергает препараты, которые даже в огромной дозировке могли бы обладать какими-то ядовитыми свойствами. Если он и применяет спиртовые настойки, то каплями - несколько капель, разведенные в унции воды, начиная с одной, двух капель.

Еще одно интересное положение: все препараты должны растворяться и всасываться раньше, чем они попадут в желудок, то есть они должны быть в такой дозировке, чтобы они не оказывали отрицательного действия на желудок.

Сейчас воплотить в жизнь все требования этой системы - достаточно сложно. Причем, надо достаточно долго общаться с человеком, которому ты собираешься оказать такую помощь. Интересно, что Чичагов подтверждает диагноз прямо во время беседы с больным: как только он выявит какое-то изменение в организме, он тут же дает быстро всасывающийся препарат и сразу же смотрит на эффект. Таким образом, через действие препарата он подтверждает диагноз.

Конечно, эту систему надо изучать врачам и, наверное, фармакологам. О ней надо знать просто людям, с тем,  чтобы не перебарщивать в своем лечении и ни в коем случае не заниматься самолечением.

Те, кто скрываются за именем Чичагова и начинают лечить людей, например, гигантскими дозами йода или других препаратов - это профанация и шарлатанство.

 

- Большое спасибо за Ваш интересный рассказ о священномученике Серафиме Чичагове, за то, что развеяли мифы вокруг его системы лечения. Надеемся, что Вы еще придете к нам.

 

- Спасибо, я тоже очень надеюсь. Сейчас я работаю над историей жизни еще одного очень интересного человека Павла Флоренского, которого называют "русским Леонардо". Совершенно замечательная личность, о которой хотелось бы поговорить, тем более что он православный священник.

Помогай Вам Господь. Священномучениче Серафиме, моли Бога о нас. Всего доброго.

 

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать