Беседы с батюшкой. Иконопочитание

17 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала – беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии, клириком Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга протодиаконом Константином Марковичем.

– Сегодня темой нашего эфира станет иконопочитание. Подходит к концу первая седмица Великого поста, и впереди нас ожидает воскресный день. Мы знаем, что каждый воскресный день Великого поста имеет какое-то свое особое воспоминание. Не лишен этого воспоминания и первый воскресный день Великого поста, который называется громко и празднично – Торжество православия. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается суть этого названия и почему эта неделя носит именно такое название.

– В первое воскресенье Великого поста, или, выражаясь по-церковнославянски, в первую неделю Великого поста (в церковнославянском языке воскресные дни называются неделями) мы празднуем память события, имевшего место 11 марта 843 года, это был Поместный Собор Константинопольской Церкви, который окончательно утвердил истину иконопочитания и на котором была окончательно преодолена ересь иконоборчества, около 120 лет смущавшая мир Церкви. Кроме того, это событие является в церковной истории как бы завершающим этапом формулирования догматического вероучения Церкви: основных вероучительных истин, которые мы называем догматами Церкви. Это те истины, исповедуя и принимая которые, человек является православным христианином. Если хотя бы в одной из них он сомневается, то назвать его православным христианином уже нельзя.

Конечно, церковное вероучение, церковная догматика – это не статичное, застывшее явление. Новые догматы появлялись и позже. Например, учение о нетварных энергиях, которое было сформулировано только в XIV веке. Но это были уже частные аспекты церковного догматического вероучения, а основные, фундаментальные догматы были сформулированы до середины IX века. И символическим событием, которое ставит точку в этом этапе церковной жизни, является Поместный Собор 843 года, когда был поставлен окончательный предел ереси иконоборчества, являвшейся продолжением монофизитской. Поэтому весь догматический дискурс первого тысячелетия вращался вокруг двух основных тем, которые на самом деле между собой связаны: учение о Троице и учение о Личности Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, о соединении Божественной и человеческой природы в единой Ипостаси. И вопрос об иконопочитании тоже является логическим выводом из догмата о Божестве и человечестве Христа.

– Когда началось иконопочитание? С каких времен люди стали молиться перед святыми образами?

– Как сказал еще блаженный Августин, нет такой религии, которая бы не имела своих образов, таинств или знаков. Он имел в виду то, что любая религия предусматривает не только некое учение, которое обращено к разуму человека, но и имеет определенное внешнее проявление: символические действия, некие символы, предметы, в том числе и изображения, которые обращаются к чувствам и сердцу человека. Одними из таких символов, образов, знаков для христиан являются священные изображения, которые мы называем образами, или, по-гречески, иконами.

О том, что изображения Христа, Божией Матери существовали еще с апостольских времен, говорит нам Священное Предание Церкви, но прежде всего мы должны вспомнить историю явления Нерукотворного Образа Спасителя. Впервые о явлении и прославлении этого Образа нам говорит церковный историк Евсевий Кесарийский, а вслед за ним многие церковные историки Византии. По Преданию, царь Эдессы Абгар, болевший неизлечимой болезнью, услышал о Иисусе Христе, о тех чудесах, которые Он творил, и послал художника, чтобы тот хотя бы принес ему изображение Христа. Церковное Предание говорит о том, что когда художник пришел, то из-за большого количества народа, собравшегося вокруг Иисуса Христа, он не смог хорошо разглядеть Его лик и сделать изображение, имеющее портретное сходство. И тогда Сердцеведец Господь по Своему предуведению подозвал его, взял плат, наложил на Свое лицо, и так появилось изображение на плате. Это действительная историческая реликвия, которая была сначала в городе Эдессе, в X веке, при византийском императоре Романе Лакапине, она была перенесена в Константинополь. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году этот образ был утерян, потому что корабль, который вывозил святыни Константинополя, потонул.

До сего дня существуют некоторые изображения, которые являются точными копиями Нерукотворного Образа Спасителя. Одно из них находится сейчас в Риме, в часовне Скала Санта (Святая лестница), которая расположена буквально через дорогу от лютеранской базилики. В этой часовне встроена лестница дворца Пилата, по которой Спасителя вели к нему на суд (царица Елена сумела ее вывезти). Когда поднимаетесь по этой лестнице (обычно люди проходят этот путь на коленях), попадаете в небольшую часовню, и перед взором открывается икона IV века, считающаяся точной копией Нерукотворного Образа, точнее лик Христа изображен так, как это было на Нерукотворном Образе. Вторая копия находится в Государственном историческом музее Тбилиси и называется по- грузински Анчисхати (Анчисхатский Образ Спасителя). Действительно, эти два Образа практически идентичны, они очень похожи друг на друга. Видя эти изображения, мы можем себе представить, как выглядел Первообраз, то есть сам Нерукотворный Образ Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Археологи и поныне находят древние изображения Христа. Если кто-то был на Святой Земле и посещал археологический музей – раскопки, которые находятся в городе Кесария Палестинская (в нескольких километрах от Тель-Авива, это раскопки древней Кесарии), видел там в экспозиции очень древнее символическое изображение Христа (самое древнее на сегодняшний день) в виде Доброго Пастыря. Оно датируется концом I века. Первые три века в основном были символические изображения. В древнеримских катакомбах тоже находятся такие изображения. Начиная с IV века изображения становятся уже более историческими.

Конечно, здесь нужно упомянуть о многих изображениях Божией Матери, которые святое Предание возводит к святому евангелисту Луке: это Тихвинская, Влахернская, Филермская иконы Божией Матери. Церковное Предание говорит о том, что типы этих изображений непосредственно принадлежали святому евангелисту Луке. На Кипре, в Киккском монастыре, находится древняя икона, которая, по преданию, тоже написана евангелистом Лукой. Более того, она считается портретом Божией Матери, потому что имеет портретное сходство, поэтому лик Ее завешен покровом: из благоговения считается, что христиане не должны взирать на лик Божией Матери. Все это говорит о том, что традиция иконописи, иконопочитания практически современна самому христианству.

Тем не менее надо сказать о том, что как иконопочитание является очень древней традицией, так и иконоборческие тенденции тоже имели место еще задолго до самого иконоборчества. В частности, церковный историк Евсевий Кесарийский, который описывает в своей хронике, с одной стороны, события явления Нерукотворного Образа, в одном из своих писем к Констанции, сестре равноапостольного царя Константина Великого, пишет такие слова: «Так ты писала относительно какой-то иконы, будто бы Христовой, и желала, чтобы я прислал ее тебе. Но какую икону разумеешь ты? Истинную ли и неизменяемую и заключающую в себе сущность Божества? Конечно, ты ищешь икону, изображающую Христа в образе раба и во плоти, в которую Он облекся ради нас; но мы научены, что и она (плоть) растворена славою Божества и смертное поглощено жизнью». Заметьте, что здесь Евсевий высказывает классическую монофизитскую мысль, хотя жил он еще до появления монофизитства (ереси, которая отрицала полноту и совершенство человеческой природы во Христе), он говорит о том, что при соединении человечества и Божества, когда Христос вочеловечился, Его плоть частично была поглощена Божеством, что Христос не был «Человеком, во всем подобным нам, кроме греха», то есть Он был не полноценным Человеком. В этом свидетельстве Евсевий явно высказывается очень скептично и неодобрительно об изображениях Христа, потому что считал, что даже в соединении с человечеством Божество поглощает его природу и поэтому личность Христа неописуема.

Церковная история свидетельствует о некоторых фактах, которые явно имели иконоборческие тенденции. Некий епископ Марсельский Серен, современник святого епископа Римского Григория Двоеслова, видя, что в одном из храмов его города иконопочитание приобрело излишние формы и было сопряжено с какими-то народными суевериями, убрал из храма все изображения Спасителя и Божией Матери. В своей реакции святой Григорий не порицает его, а хвалит за ревность, но одновременно говорит, что мы ставим иконы, чтобы поклоняться Первообразу, а также для того, чтобы некнижные люди могли видеть изображения и через то, что они смотрят на них, созерцают, могли научиться вере. Казалось бы, иконоборческий поступок этого епископа Серена не вызвал в нем совершенно негативной реакции.

Мы видим, что эти тенденции и какие-то подобные вещи были, поэтому иконоборчество, конечно, не возникло на пустом месте в VIII веке. Но, может быть, эти тенденции были связаны с тем, что иконопочитание до VII Вселенского Собора в народе иногда действительно граничило с языческим поклонением. Историки свидетельствуют нам о том, что в народе были такие обычаи, когда краску с икон немного скоблили и добавляли в евхаристическое вино или вместо восприемников на крещении ставили образы икон. Понятно, что такие вещи являлись недопустимыми, поэтому очень важно, что VII Вселенский Собор, утвердив иконопочитание, одновременно положил предел народным суевериям и преувеличениям, излишней ревности в почитании икон и провозгласил некий путь золотой середины в поклонении им.

Сама ересь иконоборчества началась во время правления императора Льва Исавра. Начало ереси положил эдикт императора Льва о запрещении поклонения святым иконам. Он собрал в своем дворце Синод, на котором присутствовали как царедворцы, так и некоторые представители клира, и хотел заставить патриарха Германа подписать этот эдикт, но патриарх Герман категорически не согласился с этим и, видя, что к нему не прислушиваются, демонстративно отрекся от патриаршества. Видимо, в данной ситуации он подумал, что такое отречение образумит императора, но так не случилось, и был поставлен иной патриарх, родственник Льва, который был послушен. С этого события началась иконоборческая ересь, которая не только покалечила души многих людей, но и многим исповедникам православия стоила жизни, здоровья, потому что на защитников иконопочитания были воздвигнуты гонения, которые по жестокости могли сравниться с гонениями, бывшими в первые века христианства.

Сама история иконоборческой ереси и, соответственно, православная реакция борьбы за иконопочитание имеет три периода. Первый период – с 730 по 754 год, когда был созван так называемый иконоборческий лжесобор в Иерийском дворце в Константинополе. Второй период – с 754 по 787 год, когда был созван уже VII Вселенский Собор, на котором провозглашен догмат об иконопочитании, но так получилось исторически, что так же, как и I Вселенский Собор не положил конец арианской ереси, хотя провозгласил догмат, так и VII Вселенский Собор не стал тем историческим событием, после которого иконоборчество прекратилось. Была вторая волна иконоборчества: с 815 по 843 год вновь воцарились иконоборческие императоры, и уже в 843 году иконопочитание было окончательно провозглашено как догмат. По крайней мере, на востоке империи с иконоборчеством было покончено, но этого не произошло на западе, и в какой-то степени именно в Реформации, особенно в так называемых реформатских Церквах, которые образовали последователи Кальвина, Цвингли, иконоборчество вновь возродилось и существует в этих протестантских конфессиях до сих пор.

– Вопрос телезрительницы из Великого Новгорода: «У меня вопрос по поводу изображения Бога Отца. Дело в том, что последнее время встречала в храмах образ с изображением Бога Саваофа. Насколько я знаю, Стоглавым и Большим Московским Собором этот образ признан неканоническим, и в Библии говорится, что Бога Отца не видел никто, это служило весомым доводом в полемике с иконоборцами. Тем не менее сейчас в храмах встречаются такие неканонические иконы. Чем это объясняется и как относиться к таким иконам?»

– Действительно, если говорить строго с точки зрения православного богословия, то изображение Бога Отца является неканоничным и в принципе противоречит Библии, потому что сам догмат об иконопочитании зиждется на том, что изобразимо то, что видимо. Один из великих защитников иконопочитания, который подвизался за православную веру именно накануне VII Вселенского Собора, то есть в период первой волны иконоборчества, святой Иоанн Дамаскин говорит такие слова: «Поэтому смело изображаю Бога невидимого не как невидимого, но как соделавшегося нас ради видимым через участие в Плоти и Крови».

Изображая Бога, мы изображаем Его так, как Он явился людям. В Евангелии говорится: «Бога никтоже виде нигдеже…» Апостол евангелист Иоанн Богослов пишет: «Единородный Сын, сущий в лоне Отчем, той исповеда». Поэтому на иконах мы изображаем Иисуса Христа или те библейские события, которые имели место в человеческой истории. Но Бог Отец видимым образом не являлся. Мы помним видение Ветхого денми из Книги пророка Даниила, но даже многие святые отцы сравнивают этот образ Ветхого денми не с Богом Отцом, а с Богом Словом, то есть второй Ипостасью Святой Троицы, воплотившейся в образе Человека, Которого мы исповедуем Спасителем Иисусом Христом.

Строго говоря, единственным каноническим изображением Святой Троицы может быть то, которое изобразил святой преподобный Андрей Рублев, однако это опять же изображение того, как Бог явился Аврааму. Но то, что существует в церковном искусстве, не всегда укладывается в строгие рамки церковных догматов, церковного богословия, поэтому мы должны все-таки благоговейно относиться даже к таким изображениям. Но так называемая новозаветная Троица, когда Бог Отец изображается в образе старца, Сын изображается в привычной нам иконографии Иисуса Христа, а Дух Святой изображается в виде голубя, – это изображение более позднее, оно не совсем согласуется с Библией и с догматом об иконопочитании. Сам принцип догмата заключается в том, что Слово стало плотью, а раз стало плотью, то изобразимо, то есть изобразимо то, что имело место в человеческой или священной библейской истории.

– Есть ли спорные вопросы в иконопочитании сегодня? И есть ли образы, которые вызывают вопросы?

– Конечно, такие образы периодически появляются. В частности, в одном из изданий акафистов Божией Матери (не буду называть, кто это издавал) помещена икона, которая неизвестно откуда взялась, я даже не скажу, что это икона, просто изображение Божией Матери, потому что это абсолютно еретическое изображение, на мой взгляд. Она изображена в архиерейских одеждах с Чашей в руках и называется «Дары дающая». Но мы знаем, что есть единственный Первосвященник Нового Завета Иисус Христос, поэтому существует такое изображение – Первосвященник Нового Завета Иисус Христос в облачении архиерея. Свое священническое служение в какой-то степени Христос делегировал апостолам, когда их призвал, а те передали их своим преемникам – епископам, священникам, дьяконам, это церковная иерархия.

Но в Православной Церкви не существует женской иерархии, есть только мужская, и сейчас в современном протестантском мире есть такое явление – так называемые женские ординации, или женское священство. Это явление категорически осуждается Православной Церковью, и мы скорбим, что оно появилось в XX веке, существует и в наши дни, и это еще больше усугубляет раскол между Православной Церковью и протестантскими Церквами, в которых есть институт женского священства. Вместо того чтобы искать некие пути к сближению, возвращаясь к первоначальному Преданию христианской старины, Преданию святых отцов, эти сообщества еще больше удаляются от древней церковной истины, переданной Богом. И когда вдруг в православной литературе мы видим такое изображение, да еще, не дай Бог, кто-то его разместит в храме, то в наши дни это может восприниматься однозначно как ересь, особенно в свете того явления, о котором я сказал.

Это один из примеров, поэтому очень важно, что иконопись имеет свой канон, который выработан веками, и существует язык символов в иконописи. Допустим, мы знаем, что Божия Матерь изображается с тремя звездами – это является символом того, что Она до рождества, в рождестве и после рождества Дева. Или цвет одежд, или золотой фон икон – все это имеет свой определенный смысл, и поэтому когда художники этот канон нарушают, это может быть неким свидетельством их неграмотности или невежества в том деле, которое они избрали для себя, но иногда это может граничить с ересью. Часто в наше время люди увлекаются иконописью, иногда даже бывают кружки иконописи при храмах. Нужно изучать и твердо соблюдать каноны, которые существуют в Церкви. Это относится не только к иконописи, а вообще ко всем сферам церковной жизни – надо больше изучать Предание Церкви.

– Перейдем к вероучительной стороне вопроса. У нас есть святые образы, и насколько полно в этих образах, которые на сегодняшний день явлены нам, выражено учение Церкви?

– Прежде всего мы, конечно, должны говорить о том, на чем основывается догмат об иконопочитании, почему мы пишем и почитаем иконы и в чем этот догмат заключается. Сам догмат иконопочитания обосновывается в двух областях церковного вероучения: это христианская антропология и учение об ипостасном соединении Божественной и человеческой природы во Христе.

Мы читаем в первой главе Книги Бытия, что человек создан по образу и подобию Божию, и одним из элементов образа Божия является способность человека к творчеству. Искусство, вся область культуры, человеческого творчества является отражением образа Божия в человеке. Это уподобляет, делает сообразным каждого человека Богу. Церковь ни в коем случае не призывает отказаться от каких-то сфер своей жизни, кроме греховных, она, наоборот, освящает все стороны человеческой жизни. Поэтому церковное искусство является праведным делом. Как искусство и способность к творчеству присущи человеческой жизни, так и в духовной, церковной жизни каждому человеку свойственно воплощать те дары, которые Господь дал человеку.

Церковное искусство, как и церковное богослужение, является очень важным средством сообщения христианской истины каждому человеку, является средством благовестия. Более того, в древности, до изобретения книгопечатания в XV веке, именно церковное искусство, как и церковная проповедь, было основным средством благовестия, потому что печатных книг не существовало, они переписывались от руки и были доступны очень небольшому количеству людей. Большинство простых людей, даже если они и были грамотными, не имели доступа к Библии или церковным книгам, потому что они были очень дорогими. Даже Иоанн Дамаскин в своих словах в защиту иконопочитания так и говорит, что через созерцание икон неграмотные люди, лишенные возможности читать книги, научаются вере. Язык глубоких символов, который присутствует в иконографии, тоже является средством сообщения христианских догматических истин через эти изображения. Именно в этом отношении церковное искусство и иконопочитание очень важны.

Поговорим теперь о церковной христологии, учении о соединении Божества и человеческого во Христе. Те люди, которые отрицали полноту человечества во Христе, в том числе иконоборцы, говорили, что личность Христа неописуема, потому что Его человеческое было в большой степени поглощено Божеством. Как провозгласили иконоборцы на иконоборческом Соборе, только таинство Евхаристии может быть неким образом Божества, а Христа изображать нельзя, потому что никакое изображение не может отразить Личности Христовой, ведь даже во время Своей земной жизни Он не был полноценным Человеком.

В определении VII Вселенского Собора вышесказанное точно опровергается с позиции православного вероучения. Здесь существует определенная преемственность с православной христологией, догматом о соединении человечества и Божества, который был сформулирован на IV Вселенском Соборе. Не случайно VII Вселенский Собор начал свою работу с того, что подтвердил все догматы, которые были утверждены на предыдущих Соборах. Вот как говорится в официальном постановлении этого Собора: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания. Одно из них повелевает делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди и служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно воплотился».

Но есть еще один аспект: иконоборцы ставили в вину православным, что, почитая иконы, они уклоняются в идолопоклонство, что иконопочитание есть некая разновидность тайного идолопоклонства. Этот тезис часто повторяют и современные протестанты. Протестантские евангелические движения или сектанты вроде иеговистов часто обвиняют православных в идолопоклонстве. Но и святые отцы, и соборные определения говорят, что мы поклоняемся не образу, а Первообразу; воздавая почитание образу, мы поклоняемся Первообразу.

Но здесь надо совершенно точно различать понятия, потому что VII Вселенский Собор утвердил, что литургическое почитание, то есть внешнее проявление наших благочестивых чувств перед иконой в виде каждения, возжигания свечей, ни в коем случае не относится к самой иконе, это является нашим знаком поклонения ее Первообразу. Поклонение и почитание надо очень четко разграничивать, потому что поклонение мы можем воздавать только Богу, но через некоторые внешние знаки почитания, которые мы внешне совершаем перед иконой. Когда молимся, совершаем каждение, возжигаем свечи, читаем акафист, мы поклоняемся не иконе, а Богу.

Я это особенно подчеркиваю, потому что иногда и в современной жизни можно встретить некоторые явления, которые в сущности не являются идолопоклонством, но многие люди, не являющиеся православными, мусульмане, для которых такие внешние формы почитания – тоже болезненный момент, или протестанты могут нас обвинить, что мы являемся скрытыми идолопоклонниками. Нет, ни в коем случае, мы поклоняемся Первообразу. Иконопочитание ни в коем случае не является нарушением второй заповеди «не сотвори себе кумира», как в этом обвиняли православных иконоборцы и как сейчас можно часто слышать от современных иконоборцев. Потому что вторая заповедь была дана во время Ветхого Завета, когда Бог видимым образом человечеству не являлся и Бога никто не мог видеть телесным образом, даже Моисей, который непосредственно разговаривал с Богом. Он закрывал свое лицо покровом, и поэтому любое изображение в Ветхом Завете могло расцениваться как неправильное, неверное изображение Бога, но в Новом Завете Господь нам Сам явился в Сыне Божием, поэтому любые изображения Сына Божия, евангельской истории являются правильными, истинными изображениями, потому что мы изображаем Бога так, как Он явился нам телесным образом.

– Спасибо Вам, потому что действительно очень важно накануне дня Торжества православия напомнить людям о той борьбе за иконопочитание, которая развернулась много лет назад, и о том, что мы будем отмечать в грядущее воскресенье.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать