Подготовка к Великому посту

17 февраля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма Феодора Ушакова в Южном Бутово. Передача из Москвы. Эфир 17 февраля 2014 г.

 

- Добрый вечер, уважаемые телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях настоятель строящегося храма в честь святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутово игумен Дамиан (Залетов).

Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуй, Денис! Здравствуйте, дорогие братья и сестры, уважаемые телезрители.

 

- Тема сегодняшней передачи «Подготовка к Великому посту». Звоните в студию и задавайте любые интересующие вопросы.

 В чем состоит подготовка к Великому посту, и как правильно подготовиться к посту?

 

- Это правильный поставленный вопрос, потому что всякое хорошее, полезное дело всегда начинается с внимательного отношения и правильной подготовки. Сам Господь говорит в Евангелии: высчитайте сначала, сможете ли вы построить эту башню, чтобы, не достроив, не выглядели смешно. И говорит: не идите на войну, не соизмерив своих сил, дабы не потерпеть поражение. Господь призывает проявлять разумность в делах, особенно в деле спасения, а пост как раз и есть одно из важнейших средств в деле спасения. Главный акцент поста, в отличие от молитвы, касается человеческой материальной природы, хотя при этом обязательно должна присутствовать духовная составляющая поста. Так происходит потому, что человеческое естество состоит как из духовного, так и материального. Когда мы говорим о спасении, то процесс должен касаться и той, и другой его природы.

Сам Господь постился, то есть показывал нам, как нужно «исполнить всякую правду». Сразу после своего Крещения в Иордане он пошел в Иорданскую пустыню и там соблюдал сорокадневный пост, то есть Он продолжил исполнять всякую правду и в этом, хотя Ему это было и не нужно, но Он оставил нам пример необходимости и важности этого действия. Также Господь говорил: род сей изгоняется постом и молитвой. Некие злые силы, наши внутренние недостатки изгоняются молитвой и постом. Можно привести много разных мест о посте из Священного Писания.

Пост – обязательная религиозная практика и присутствует во многих религиях. Это заложено в самом осмыслении религиозной жизни: человек – существо материальное, ногами он стоит на земле, но головой направлен в небо. Необходимо, чтобы эта духовная связь не прилеплялась к земле; пост, как некая системность воздержания, помогает от нее чуть-чуть оторваться. Народная мудрость также говорит нам о подобных связях, например: «сытое брюхо… к тому или сему… глухо». Можно сказать, и к молитве – глухо, а легкое – помогает.

Пост был проработан всем долгим опытом нашей Церкви и великих аскетов, подвижников. Напоминание для нас: после праздника Богоявления празднуется неделя памяти святых отцов-подвижников Антония Великого, Феодосия Великого, Пахомия Великого и многих других и заканчивается накануне поста памятью всех отцов в подвиге поста и молитвы просиявших. Также указание – опыт Церкви в продолжение примера Господа. Опыт Церкви выработал для нас этот полезный путь, уже проведенный опытом других людей.

Вступая в такое великое дело, как пост, человеку необходимо приобрести определенный настрой. Такое свойство нашей природы, как первородный грех, приводит к тому, что мы склонны привыкать, расслабляться, отступать от чего-то. Нам необходимо собираться с мыслями и силами. Чтобы двигаться, надо видеть горизонт, видеть, где пролегает правильный путь.

Все необходимо делать осмысленно, если делать бессмысленно, ничто не будет полезно. Если мы не видим правильного направления, то будем делать ошибки, совершать неправильные шаги, сбиваться с пути. Святая Церковь проложила нам маршрут подготовительных седмиц Великого поста.

 

- Вопрос телезрителя из Подмосковья: Когда-то я постился, но потом прочитал в Послании апостола Павла его слова о том, что плохо, когда вы не едите пищу, а едите брата своего. И я задумался, если в период поста я возьму на себя подвиг не поругаться ни с одним человеком, не будет ли это б`ольшим подвигом, чем просто ограничивать себя в пище?

 

- Этот вопрос обращает нас к разговору о духовных плодах поста. Мы отметили, что пост – это средство, а не самоцель. Мысль правильная, хотя апостол Павел именно так не писал. У него есть слова о том, что пища не приближает и не удаляет от Бога. Мы отметили, что дело не в пище, когда мы едим, в этом нет ничего зазорного. Мы говорим о нашей природе, которая требует некоего уврачевания, ограничения. Чтобы достичь многих духовных результатов, в том числе терпения, смирения, требуется многих усилий по работе над самими собой. Не есть ближнего означает не ругаться, не раздражаться, не осуждать. Как этого достичь? Начать с себя, разобраться в себе. Может быть, надо начать с малого: научиться воздержанию, терпению. Об этом есть и в Священном Писании: верный в малом верен и в большом.

Еще одна народная мудрость: Сытый голодного не разумеет. «Не разумеет» означает «не понимает». Дело в том, что мы не понимаем ближнего, то есть не сострадаем ему. Даже если человек неправ, агрессивен, и мы даже не при чем, мы должны осознать, что это его духовный недуг. Если мы работаем над собой, понимаем свои недуги, то мы их понимаем и в ближнем. Если мы изучаем, как я молюсь, где моя внимательность, что для меня важнее – мое отношение к Богу или суетные заботы сегодняшнего дня, захлестывающие меня во время молитвы? Что такое пост – могу ли я воздержаться ради Бога или я теряю контроль над собой и рвусь к земному, материальному, как я тогда могу потерпеть другого? Допустим даже, другой человек неправ, как мы его можем потерпеть, если мы самих себя не можем усмирить, поставить на место?

Практика поста заключена только в единстве воздержания в пище с молитвой, церковностью, таинствами, Священным Писанием. Только в такой совокупности возможно познание своего сердца, нашей внутренней борьбы, трудностей, и тогда мы начинаем понимать ближнего, его проблемы, духовные болезни.

Телезритель говорит, что когда он постился, то не ел. Конечно, необходимо согласовывать пост с обстоятельствами своей жизни, иначе, взяв сверх меры, можно потерять самоконтроль. Хорошее дело, такое, как пост, есть лакмусовая бумага нашего состояния, мы начинаем познавать себя. Часто повторяемая цитата из святых отцов: тщательно исполняемое заповедей Божиих научает человека его немощи. Когда мы постимся, мы понимаем, как нам тяжело, трудно, хочется чего-то; и мы начинаем чувствовать в себе немощь, и это помогает нам смиряться.

Готовясь к посту, надо разобраться, что такое пост, в чем его смысл, в чем основы христианской жизни. Пост – это лишь часть, принципиальная, важная, но только часть этого процесса.

 

- Вопрос телезрителя из Ставрополя: Апостол Павел говорит в своих Посланиях, что если мы вкушаем идоложертвенное, но не знаем об этом, то это не вменяется нам в грех. Вопрос мой в том, надо ли тщательно вчитываться в этикетки на продуктах, досконально изучая, нет ли в его составе хоть малой доли не постных продуктов?

 

- С одной стороны, можно сразу сослаться на слова из Апостола «Господня земля и исполнение ея», поэтому все от Господа, и еда никогда не может нас осквернять. Другое дело – соответствие нашим целям поста. Например, Адам и Ева погибли не от осквернения при вкушении плода, а по причине несоблюдения воли Божией, заповеди Божией, причем, первая заповедь данная людям в раю – заповедь поста. В этой заповеди не просто вопрос о невкушении чего-либо, но  вопрос о соблюдении воли Божией. Как и в любом посте, вопрос не в том «есть или не есть», но прежде всего, послушание заповедям, Церкви, при этом зная и понимая их суть. Главное здесь – наша позиция.

Как пишет апостол, если это служит к соблазну брата моего, то не буду есть мяса вовек. Не потому, что мясо является скверной, но потому, что в какой-то ситуации может послужить соблазну. Это и есть окончание той мысли об идоложерственной пище, которую процитировал нам телезритель. Человек помолился, осенил пищу крестным знамением – и спокойно вкушает ее. Сила Божия выше всех человеческих ошибок, заблуждений. Однако чтобы не ввести в соблазн, ради совести ближнего, надо быть в этом внимательным.

Конечно, еда сейчас очень разнообразна, но я бы советовал всегда интересоваться составом продуктов, какое «Е» туда добавили. В пост можно подыскать продукты и без масла или яиц, но если вдруг такое произошло, ничего страшного; если возникли «помехи» на совести, то для этого есть исповедь.

 

- Вопрос телезрителя: Сейчас часто слышу, что в пост еда не главное, а главное – духовная составляющая. Но, как я думаю, когда человек ограничивает себя в еде, то страсти, которые в нем сидят, вылезают наружу, и смысл ограничения в еде именно в этом, без этой составляющей поста не получится. Как считаете Вы?

 

- Как мы уже говорили, человек состоит из материального и духовного, поэтому и  душа, и тело должны участвовать в спасении. Тело – носитель души, и от его состояния многое зависит и во внутреннем настрое человека, его позиции. При воздержании человек получает определенные условия, испытания. Мы часто находимся в «теплых» условиях: покушать, поспать, здесь не требуется каких-то упражнений. Поставить себя в другие условия, испытать себя и посмотреть. Таких великих добродетелей, как: не раздражаться, не осуждать невозможно достичь без внутренней работы над собой. Любовь на земле – это сострадание. Ты не раздражаешься, не осуждаешь, потому что сострадаешь, на своем примере понимая его немощи. Если человек не познает этого в себе, то он не будет способен к состраданию. Если ты, условно говоря, живешь в «золотой клетке», ездишь на «золотой карете», то ты можешь не раздражаться по той причине, что тебе нет дела до других. Познавать себя надо в сложных условиях, в которых мы реально находимся. Поэтому пост необходим как первый шаг в приобретении этих великих добродетелей.

Конечно, для того, чтобы основательно разобраться в назначении поста, надо читать книги таких замечательных подвижников, как святитель Феофан Затворник (в этом году исполняется 120 лет со дня его кончины), Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский.

Православная Церковь выработала очень разумный, здравый путь в меру. Это как лекарство, если принимать его в соответствии с рекомендациями, то можно постепенно вылечиться, если злоупотреблять лекарством, то оно может стать во вред. Но ведь можно и не принимать лекарство, считая, что здоров, будучи на самом деле больным; а можно заниматься самолечением, используя сомнительные практики.

Нам надо честно увидеть, каковы мы на самом деле. Человек, который запросто говорит, как легко никого есть и никого не осуждать, на самом деле, не понимает, о чем он говорит, как это трудно и непросто. Как много ложных посылок, основанных на эгоизме, на самообмане, которые не лечат, а просто загоняют в тупик и приводят потом к трагедии. Подлинная христианская жизнь требует работы.

 

Вопрос телезрительницы из Воронежа: По состоянию здоровья я не могу часто ходить в Церковь, сколько раз надо причащаться во время Великого поста? Второй вопрос: Что такое соборование, дает ли оно исцеление, и прощаются ли во время него грехи, которые забыл. Достаточно ли собороваться один раз?

 

- Прежде всего, случается, что человек ограничен в возможностях посещать храм. Но надо постараться поискать возможности, не исключено, что какие-то Ваши соседи ездят в храм, а Вы этого не знаете. Ничто не может заменить церковной молитвы. Но если по совести Вы не можете попасть в храм, то надо усугубить домашнюю молитву. Ревностный христианин, зная, что в это время в храме братья и сестры молятся на Всенощном бдении, может посвятить это время чтению духовной литературы, святых отцов, чувствуя при этом себя вместе с ними. Христианин всегда может найти ту практику, которая будет ему в меру и по силам.

Что касается причастия, то это большой и сложный вопрос, и его часто рассматривают не только в связи с постом. Мне кажется, неверно ставить вопрос о количестве Причастий, мне кажется, что каждый человек имеет свою практику, свой опыт в созревании, возрастании. Все происходит постепенно. Постепенно Господь готовил человечество к своему приходу, постепенно Авраам приходил в сознание истинной веры, Мария Египетская спаслась постепенно. Все должно быть постепенно, и у каждого человека в этих вопросах разная мера. Идеально было бы причащаться каждый день, если бы мы были к этому готовы, если бы это не было нам в привычку.

Что такое причастие? Это сострадание Христу, заявление самого себя как соучастника Голгофы с направлением к воскресению. Насколько же мы готовы занять свое место у креста и на кресте? Поэтому надо относиться к этому осторожно, внимательно, соотносить свои силы со смирением, физической возможностью подготовиться. Есть некое «золотое», то есть среднее правило – причащаться раз в месяц. В пост почаще, кто-то может и больше, но обсудите это со священником, соотнесите с собственными возможностями, чтобы это не стало формальностью, поводом к самомнению или эгоистически-потребительским отношением: причащаться для каких-то своих целей и мотивов. Это очень серьезная работа, которая сводится к пониманию Христа, принятию Христа, сострадания Ему, кто какую меру этого подвига может взять на себя.

Соборование – это наше укрепление. Наша материальная природа также подвергается остаточным явлениям греха: тело разрушается, здоровье разрушается от греховных наклонностей, привычек. Говорят: «все болезни от нервов» - замечательная фраза. А что такое нервы – это греховное и несовершенное состояние нашей души. Церковь помогает и нашему телу. Об этом пишет апостол Иаков в своем Послании и это является тайноустановительной формулой: если немощен кто из вас, призови пресвитеры церковныя, и молитву сотворит над ним. В старину это таинство рассматривалось как таинство для тяжко болящих, им нужна поддержка телесной природы, чтобы они получили духовный благодатный импульс для правильного восприятия болезни, чтобы претворить ее в пользу духовную; болезнь – некий экзамен, граница. Чтобы ее преодолеть, нужна помощь. Соборование не есть таинство подготовки к смерти, но таинство благодатного, правильного перехода этого трагического состояния, разрыва. Христианин при этом должен готовиться к загробной жизни всю жизнь достойным исполнением заповедей Христовых, действиями по стяжанию Святаго Духа, а не «вовремя совершенным» Таинством соборования.

Когда умирал Сысой Великий, он просил Господа дать ему время на покаяние. Братия говорит ему: ты уже сто лет в пустыне, достиг уже совершенства, какое покаяние. На что подвижник отвечает: Не знаю, дорогие мои, положил ли я начало покаянию. Вот смирение – он просит время на покаяние. Вот смысл соборования.

В наше время мы все больные, грех, расслабленность усилились, хронические болезни, экология, внезапная смерть. Церковь благословляет сейчас регулярное соборование, не ожидая тяжких болезней. Один раз в Великий пост благословляется собороваться. Достаточно одного раза. Соборование гармонично вошло в практику Великого поста как некое духовное упражнение: сугубая молитва, размышление о суетности жизни, о ее скоротечности, наших недостатках. В то же время просьба к Господу поддержать нас в течение этого поста и в течение всей нашей жизни, чтобы мы могли пройти ее для спасения. Достаточно собороваться один раз, потому что большее количество превращает таинство в магизм и формализм. Важна позиция, наше отношение к таинству, а не то, сколько раз мы это сделали. Соборование, как и другие таинства, вызывает нас к взаимодействию, сотрудничеству. Если же мы не видим необходимости ответных действий, а просто берем, то возникает желание брать больше и больше. Когда мы приложим усилие, старание, мы поймем свою меру, поймем, что по нашим силам.

По поводу прощения грехов: в Таинстве соборования нет слов о прощении забытых грехов, мы должны каяться и на исповеди приносится покаяние о грехах, забытых по немощи и невниманию. В Таинстве соборования мы, после исповедания грехов в Таинстве исповеди, просим очистить нашу физическую природу от их последствий.  Таинства соборования, исповеди, причастия должны быть сопряжены между собой, но только не формально, не надо вычислять: до, после, сколько раз, все должно быть равномерно и осмысленно, это не должно быть «духовной химией».

 

- Вопрос телезрительницы из Каширы: Две прихожанки нашего храма, подруги, дружившие большую часть жизни, поссорились. Одна из них постоянно просит у другой прощения, но не получает его. В ответ подруга злобно отмахивается и даже не идет на совместную трапезу после богослужения. Приближается Великий пост, как дальше вести себя подруге, ищущей примирения?

 

- Хороший вопрос. Ей надо продолжать вести себя по-христиански, по-другому мы не можем себя вести. История, которую Вы рассказываете, сродни истории какого-нибудь Патерика или Жития. Пусть продолжает стяжать венцы на небе. Смирилась, попросила прощения – венец. Не надо, конечно, делать это назойливо, по несколько раз на дню. Но перед Таинством исповеди, причастия. Эта подруга делает правильно и самодостаточно. Ее дело спасать свою душу, подавая тем самым пример, не сокрушаясь при этом от непрощения, но, если потребуется, то сделать и доброе дело. Универсальное средство – не держать зла и сугубо молиться за подругу. Терпеть упрямство и, может быть, даже какие-то агрессивные действия, тем самым стяжая себе венец на небе. Поэтому все ее действия в Церкви принимают коэффициент пользы. Ведь это и есть добро – делать, не требуя себе воздаяния. Так сделал сам Христос – пришел спасти людей, которые Его об этом не просили и не благодарили. Потому и мы должны брать пример Христа распятого. Можно посоветоваться со священником, чтобы он мягко подсказал ей прочитать жития с подобными примерами.

 

- Вопрос телезрительницы из Волгограда: Посещаю храм пять лет, исповедовала все ранее совершенные грехи, но, скорее, словесно. Сердцем же пережила их только сейчас. Как мне быть: исповедовать ли их еще раз, отмаливать ли дома, как вести себя?

 

- Читать Святое Евангелие, святых отцов. Читайте, сокрушайте. Может быть, не будет зазорным в чем-то покаяться и еще раз, что особенно лежит на сердце. Дело не в подробностях и деталях, но в сокрушении. Но главное не то, с каким чувством сказать на исповеди, это должно проецироваться на всю нашу жизнь. Христианская жизнь – это жизнь покаяния, а покаяние – означает изменение. Покаяние не просто переживания и сожаления, а изменения себя, пусть не сразу, пусть трудно. Трудно не от того, что невозможно, а от того, что прилагается труд. Наша задача – измениться так, чтобы мы перестали быть похожими на того человека, который совершал те грехи. Ведь суть христианской веры в том, чтобы изменить себя и стать похожими на Христа.

Наш ориентир – Христос. Наша подсказка – святая духовная литература. Наши средства – пост, молитва, церковь, таинства. Сказано, по плодам их узнаю. В результате Христос должен сказать нам: идите ко Мне благословение Отца Моего. Если мы всю жизнь взывали «Отче наш!», хорошо, если бы Господь назвал нас сын или дочь. Чтобы быть Ему сыном или дочерью, мы должны стать похожими на Него, не внешне, конечно, а внутренне, для начала: сердцем сокрушенным и смиренным.

Сознание греха в нас должно быть, и даже не завуалированным, а острым. Многие святые говорили, что мы должны держать себя во аде, но не отчаиваться. Не отчаиваться не по причине наших заслуг, но нашей позиции. Царство Божие внутри вас есть, сказал Христос, надо стяжать его в себе здесь и сейчас, в том числе соблюдением Великого поста.

 

- Что Вы могли бы сказать людям, которые колеблются: поститься или не поститься?

 

- В этом колебании и заключается суть религиозного выбора. Если посмотреть на этот вопрос с более высокой позиции, то это не вопрос «поститься – не поститься», а «быть с Богом – не быть с Богом». Поставим тогда вопрос, в чем должно заключаться «быть с Богом». Когда мы преодолеваем какие-то свои желания, свои настроения  - это труд, подвиг. Поставив вопрос именно так, отпадают детали, все стоит на своих местах. Стоит вопрос о степени, мере, силе. Здесь уже необходимы совет с собственной совестью, священником, практика Церкви.

Многие сейчас будут подходить с вопросом «А можно мне не поститься?» по той или иной причине. Такой вопрос сразу показывает состояние христианина.   Вопрос должен стоять иначе: «как я могу поститься…» или молиться, ходить в Церковь и так далее… Как я могу это делать при определенных условиях. Вектор определен – быть со Христом, но как это сделать в моих конкретных обстоятельствах?

Человек должен сначала адресоваться к своей совести: правильно ли у меня в уме складывается такой вопрос? «Как я могу это делать» – при такой постановке вопроса каждый человек найдет свою меру подвига, меру своего старания.

 

- Спасибо, отец Дамиан, время нашей передачи подошло к концу. Прошу Вас благословить наших телезрителей.

 

- Пусть Господь укрепит нас на путях нашей христианской жизни, в желании быть с Богом, и пусть это реализуется в нашей жизни, и в том числе, в наступающем Великом посте самым лучшим образом. Храни всех Господь.

 

Гость передачи: игумен Дамиан (Залетов).
Ведущий: Денис Береснев.
Расшифровка: Юлия Подзолова.

 

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать