Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

17 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии  телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. 

– Много всяких житейских вопросов поступает на наш сайт. Позвольте, я некоторые вопросы так скомпоную, чтобы они звучали как один.

«У меня большие проблемы со здоровьем и много других проблем, которые портят мне жизнь и мешают жить нормально. Постоянно думаю, как от них избавиться. Очень хотел бы, чтобы Господь мне сначала помог, а потом я с удовольствием постараюсь для Него. Или это неправильно и надо сначала Господу послужить, а уже потом о своем просить?»

– Второй вариант, конечно, предпочтительнее. Хотя Господь милостив, и когда Он видит, что человек готов послужить, но нездоровье в данный момент ему мешает, Он может исцелить человека. Но все-таки жизненный опыт говорит о том, что Господь попускает болезнь человеку для того, чтобы человек послужил Ему в болезни.

Почему Господь сказал: «Болен был, и посетили Меня»? Можно зрительно представить, что происходит, когда некий человек посещает больного: он не видит, но на кровати больного сидит Христос. И больной тоже должен знать, что врачи врачами, больница больницей, лекарства лекарствами (всё это хорошие, правильные, нужные вещи), но главное, что с каждым больным – Христос; Он близок и к каждому болящему, и к тому, кто к нему приходит. Поэтому послужить Христу в болезни (при такой Его близости к болящему) для спасения души – это наилучший способ, не нужно откладывать свое служение на потом, когда исцелишься.

Главное, что нужно приобрести в болезни, это смирение. Нужно со смирением переносить свою болезнь: не роптать, не спрашивать, поднимая кулаки к небу: «За что же это мне?» Потому что не «за что», а «почему». Через болезнь Господь призывает каждого человека обратить внимание на Него. Как говорили древние христиане, болезнь есть посещение Божие.

Иной скажет: «Чем я могу послужить, если я болен?» Всегда можно послужить молитвой. Если человек из верующей среды, то обычно когда он заболевает, за него молится много людей. А он в ответ может молиться и за живых, и за усопших. Других забот у болящего нет, времени много. Когда он был здрав, времени на молитву не хватало, а теперь – пожалуйста.

– Когда болезнь тяжелая и продолжительная, она занимает все мысли человека: как бы ее облегчить, есть ли способ вообще от нее избавиться. То есть у человека мысли о Боге в этот момент отсутствуют.

– А надо, чтобы они присутствовали, потому что Господь знает, как ее облегчить. Это Господь в силах так направить мысли врачей, чтобы правильно был поставлен диагноз, правильно была подобрана терапия, чтобы врач не ошибся.

– В продолжение вопрошающий пишет: «Получается, что Царство Небесное только для сильных и смелых людей. А как быть остальным?»

– Это верно, но сила Божия совершается в немощи. Для Бога важна не физическая сила, а сила духовная, и в болезни ее тоже можно проявить, как и при здоровом теле.

– Поверить нужно в то, что Бог рядом.

– Если мы не верим, тогда наш разговор вообще бессмыслен. Наша передача, ответы на вопросы исключительно для верующих людей. Неверующим это трудно понять, с ними нужно о чем-то другом говорить, есть масса прекрасных тем, например география.

– Одна женщина пришла и говорит: «Вообще я всегда считала себя верующей, но постигла меня неприятность в жизни. Стала молиться, чтобы Господь помог мне ее преодолеть, а ситуация все хуже и хуже. И моя вера поколебалась, и вот я уже на грани потери веры. Почему Бог меня отвергает в моей просьбе и моей беде?»

– Вера вере рознь. Я всегда объясняю своим прихожанам: Христа распяли глубоко верующие люди. В безбожии можно подозревать только Понтия Пилата. А те, кто на площади кричал: «Распни!», были верующими. Первосвященники тем более были верующими. Просто у них вера была не христианская. Такая вера и колеблется, и теряется, потому что эти люди думают, что вера сама по себе спасает. Спасает только вера христианская, она дает мир, покой, смирение. А вера, которая избавит меня от зубной боли или от подагры (или я стану лучше видеть, или воскреснет мой любимый родственник), практическая: «Ты, Господи, сделай все, что мне надо» – чтоб макароны подешевели, чтоб на столе всегда были пельмени (и невредные), чтобы я мог бесконечно играть в компьютерные игры, а мне от этого ничего не было, чтобы я не сходил с ума и в уныние не впадал… Что в такой вере христианского? Вера христианская совершенно в другом.

Некоторые говорят: «Мне не везет в жизни, а я человек верующий». Я спрашиваю: «А Христу вообще повезло в жизни?» Как можно рассматривать жизнь Христа, которая закончилась самой страшной на свете казнью? Это во-первых. Во-вторых, казнь совершилась ни за что, Он вообще ни в чем не был виноват. В-третьих, Он никогда и никому не сотворил никакого зла. В-четвертых, Он творил исключительно одно только добро: кормил голодных, исцелял болящих, воскрешал мертвых и так далее; оказывал только благодеяния всем, кто просил у Него с верой. Его убили самым бессовестным образом, а перед этим предали, посадили в темницу. За что Его били, пытали? В чем Он должен был признаться? Ни в чем. Просто избили, просто поиздевались, просто оплевали… Это как: жизнь удалась? С точки зрения веры тех людей, о которых мы говорим, она не удалась.

А жизнь Марии Египетской, день памяти которой мы ныне празднуем, удалась? У нее даже одежды не было, она ходила под палящим солнцем совершенно раздетой. Это удача в жизни, это успешность? С точки зрения христианства – это верх успешности. Не потому, что она двумя хлебами питалась сорок лет, а потому, что достигла благословений от Бога. Она является светочем для Церкви на протяжении более полутора тысяч лет. Ее имя повторяется по всем Церквам по всему земному шару. В этом смысле ее жизнь удалась: она – знаменитость; причем ее знаменитость не угасает с веками, а, наоборот, сияет все больше и больше.

Человек говорит: «Вот, не везет…», потому что думает, что ему будут везти возы с деньгами, воз со здоровьем, воз с имуществом, воз еще с чем-то. «Мне не везет» – значит мало ему везут. Это совершенно другая вера, в этом-то и проблема. Человек, конечно, верующий, только вера – не христианская.

– Так Господь и вопрошает: «За кого почитают Меня люди?» Это же совсем не праздный вопрос.

– Совсем нет, потому что Его окружала масса людей, и каждому что-то надо: кому – денег, кому – поесть, у кого нога болит; Сам Христос как таковой не нужен. И только отдельным людям, о которых, как правило, пишут евангелисты (они именно эти случаи выбирали), Господь, завершая Свое общение, говорил: «Иди, вера твоя спасла тебя».

– Вот это была христианская вера.

– Это была христианская вера. У тех же, кто Его окружал в доме фарисея, тоже была вера, но она была совершенно не христианская. Почему? Они осуждали грешницу. Спрашивается, как же не осуждать, если она грешница? А где написана заповедь, что ты должен грешников осуждать? Написано наоборот: «Не судите, да не судимы будете». «Каждый перед своим Господом стоит или падает» – вот что написано.

Сегодня ко мне подошел один гражданин и спрашивает: «Нельзя ли мне второй раз Великим постом пособороваться? Я плохо себя чувствую». Это что – христианская вера? Это вообще отсутствие веры. Человек думает, что от количества соборований прибавится здоровье. Это какая-то другая вера, я бы сказал, механистическая. Великий святитель Феофан Затворник говорил: «Придет такое время, когда будет столько вер, сколько голов». Но христианская вера среди них совсем не будет попадаться. Огромное количество воцерковленных людей, которые не являются христианами… Они до сих пор не поняли, чего от них ждет Господь, что такое стать учеником Христовым.

– А отчего зависит понимание или непонимание?

– Во-первых, от отсутствия покаяния. Только покаяние дает человеку прозрение. Ведь вера – это видение, обличение вещей невидимых. Ты должен увидеть невидимое, а увидеть это можно только через покаяние. А если этого нет, то человек считает, что грех – это телевизор посмотреть или сырничек съесть, что грех в том, когда не то скушал, не то попил.

– Но, может быть, действительно покаяние доступно не каждому человеку в силу его неподготовленности или неразвитости?

– Чисто практически так и есть. К примеру, идет священник совершать каждение, а какая-то женщина занята тем, что ставит свечки у иконы, и вдруг, как комета Галлея, через весь храм к ней летит другая женщина и отталкивает ее, для того чтобы священник спокойно прошел. Разве священник не может ее обойти? Зачем ее сметать, пугать? Для этого на кадило и вешают колокольчики, чтобы люди слышали, что идет каждение. Нет, обязательно с широко раскрытыми глазами начинают толкать. Разве толкать человека – это христианство? Разве такое отношение к ближнему угодно Богу? Да это лизоблюдство и человекоугодие по отношению к пресвитеру, больше ничего, и выглядит отвратительно. Это дурное воспитание. Тем не менее человек очень доволен: кого-то оттолкнул.

– Желание соблюсти благочестие в храме и научить другого…

– Но это благочестие не христианское. А в храме нужно учиться христианству, это совсем другое дело. Человек делает все аккуратно наоборот. Как те люди, которые распинали Христа, думали, что они служат Богу и выступают за благочестие.

– Хотя потом шли, били себя в грудь, когда уже все свершилось…

– От того, что бьешь себя в грудь, ничего не происходит.

– То есть это не покаяние?

– Нет.

– Но люди бьют себя в грудь…

– Бог всем в помощь и мое почтение. Но у меня другая роль. Телесные упражнения, как говорит апостол Павел, мало полезны. Бьешь ты сильно или слабо, долго ли, больно ли – это ни к чему не приводит.

– Вопрос: «Я стараюсь держать пост, но мои родные этого не делают. Совершаю ли я грех, готовя им непостную пищу?»

– Нет, ни в коем случае, наоборот.

– Если человек сам не захотел поститься, то это его личное дело.

– Абсолютно. Все проблемы от того, что человек не знает Священного Писания. Каждый знает, что ему делать. «Один для Господа ест, другой для Господа не ест» – написано черным по белому.

– До этого места не все дочитали.

– Виноват, но для этого и существует пресвитер, который может объяснить. Вот в пятисотый раз объясняем.

– Вопрос телезрительницы: «Есть такое слово «гордость». Конечно, мы, как верующие, не должны произносить этого слова и говорить: я горда (чем-то) или я горжусь. Но в народном лексиконе есть это слово, говорят: «Я горжусь страной». Значит иногда можно его употреблять?»

– Дело вот в чем: так бывает, что некое слово приобретает два значения, и надо из контекста видеть, что человек имеет в виду. Если мы, россияне, гордимся, что первым полетел в космос Юрий Алексеевич Гагарин, то в этом смысле слово «гордость» вполне уместно. Гордость же моя собственная есть тяжкий, смертный грех. Поэтому слово звучит одинаково, а смысл разный: я горжусь не своими достижениями, а достижениями моих братьев и сестер.

– Телезрительница: «Допустим, я воспитываю ребенка. Если он делает что-то хорошее, прославился в чем-то, я ему говорю: я горжусь тобой, сын (или дочь). Это не грех?»

– Нет, потому что Вы гордитесь его успехами. А вот если Вы повесите над кроватью плакат и на нем гуашью напишете: «Я самая великая бабушка на свете, потому что я воспитала самого лучшего внука, он наконец-то по алгебре получил тройку», – это гордость. У слова два значения.

– Вопрос: «Мои родители в ссоре, меня это очень огорчает. Чем я могу им помочь? Вроде как детям учить родителей негоже».

– Помолиться. А можно каждого попросить: «Дорогой папочка, меня очень ранит твоя ссора с мамой, не мог бы ты с ней помириться?» Потом пойти к маме и сказать ей то же самое. Кстати, это помогает.

– Один пишет: «Папа склоняет меня на свою сторону, против мамы, а мама – против папы. И оба обижаются, что я ничью сторону не принимаю».

– И такое часто бывает. Поэтому, к сожалению, я согрешаю иногда тем, что говорю: «Современные родители очень часто бывают круглыми идиотами». Что делать? Так бывает.

– Вопрос: «Хотелось бы приобрести здравый смысл, но где его взять?»

– Здравый смысл берется из рассуждения. Для этого нужно читать мудрецов, начиная от Аристотеля, Сократа, Платона и заканчивая другими мудрыми писателями, которых очень много. Например, Фазиль Искандер. Я считаю, что это наш мудрец. Конечно, его мудрость лежит не на поверхности, она спрятана в художественную форму очень высокого качества. Вообще русская философия чрезвычайно богата, поэтому здравый смысл можно брать у наших русских философов, и не только у русских, но и у французских, немецких…

– Но ведь нередко люди противоречат в своих суждениях друг другу. Человек читает одну книгу, потом другую, сталкивается с разным мнением, и у него происходит ступор: кому верить?

– Во-первых, человек начинает иметь возможность это оценить, рассматривает, в каких рассуждениях больше здравого смысла, и через этого начинает приобретать и собственный.

– Вопрос телезрительницы: «Меня крестили в детстве (бабушка отвела в церковь) вроде бы с именем Мария (рожденная в апреле). Как мне быть: с этим именем ходить в крещении?»

– А что такого? Вам не нравится имя Мария? У моей дочери тоже имя Мария.

– Телезрительница: «Очень нравится, но не помнят, с каким именем меня крестили. Это не суть важно?»

– Вы сами сказали: с именем Мария. Что Вас не устраивает?

– Телезрительница: «Все устраивает. Если так можно…»

– А почему нет? Я Вам сказал, что моя дочка тоже Мария.

– Телезрительница: «То есть если те, кто меня отвел на крещение, не помнят, с каким именем меня крестили, то можно взять и это имя, которое они называют?»

– Но они же Вам говорят, что Мария.

– Телезрительница: «Вроде бы. Хорошо, тогда приму его как есть».

– Вопрос: «Если я вижу каждый день грех другого человека, как не осудить его? И надо ли искать оправдания для человека, как это мы делаем часто в отношении себя?»

– Не надо. Эка новость: человек согрешает. И что?

– Тут же в голове появляется осуждающая мысль.

– Ну и что? Тут же: «Господи, помилуй!» и земной поклон…

– В метро прямо…

– И «Прости меня, Господи!» В метро не всегда позволяют санитарные условия.

– Но чтобы вытеснить мысль из головы, что делать?

– Любая мысль вытесняется молитвой.

– То есть придумывать для человека оправдания не стоит?

– Нет, совершенно не стоит.

– Вопрос: «Можно ли некрещеному человеку молиться, креститься и посещать церковь или надо сначала принять крещение?»

– Если при храме нет отдельного, специального баптистерия, значит в этом храме крестить нельзя, потому что как только младенца занесут, надо сразу его вынести: нельзя же в церковь некрещеных, а младенец – некрещеный… Поэтому обязательно нужно приобрести здравый смысл, который позволяет человеку рассуждать. Раз крестить приносят в храм некрещеных, значит можно – здравый смысл об этом говорит. А если здравого смысла нет, то человек будет еще что-нибудь выдумывать.

– Обычно огласительные беседы для желающих креститься проходят в храме.

– Я не стал даже об этом говорить.

– Учим людей молиться и креститься…

– Я даже не буду этого касаться, потому что если человек задает такой вопрос, это говорит о том, что он вообще ничего не понимает. Не понимает, для чего существует Церковь, не понимает или никогда не слышал, что Христос Петру сказал: «Идемте, Я сделаю вас ловцами человеков». Для чего вообще Церковь существует? Чтобы собрать всех некрещеных и всех сделать христианами. Смысл существования Церкви на земле не в том, чтобы не пускать в Церковь, а чтобы всех звать туда. А вот такие люди, к сожалению, с отсутствием здравого смысла сочиняют какие-то совершенно безумные правила…

– И очень боятся их нарушить.

– И боятся их нарушить, спрашивают: «А можно?..» Церковь для этого и существует. И вообще первая часть литургии – для некрещеных. Хотя бы это можно знать. Знать-то можно, но лучше вопрос задать…

– Чтоб наверняка…

– Ну да.

– Вопрос: «Наряду с другими грехами у меня есть грех расточительства. Есть ли у Вас совет для меня? Поделитесь, как исправить этот грех».

– Очень просто: не расточительствовать. Это простые грехи.

– Но человек не может удержаться, чтобы не потратить монетку, пока она есть в кармане.

– Это называется сребролюбие.

– Даже когда человек тратит?

– У сребролюбия две стороны, как и у чревоугодия (гортанобесие и чревобесие). Сребролюбие проявляется в скаредности (жадности) и расточительстве.

– Смертный грех – сребролюбие.

– Конечно.

– Вопрос телезрительницы: «Я верующая, христианка, посещаю храмы. А могу ли я, например, заглянуть в костел, в мечеть? Не будет ли это кощунством, грехом?»

– А в чем кощунство?

– Телезрительница: «В том, что я, христианка, зашла в мечеть».

– А что такое кощунство? Объясните.

– Телезрительница: «Даже не знаю, как сказать».

– Тогда зачем Вы употребляете слова, значения которых не знаете?

– Телезрительница: «Но грехом это будет являться?»

– Я десятки раз был в костеле, много раз был в мечети. И не почувствовал, что в этом что-то плохое.

– Смотря зачем человек туда идет.

– Телезрительница: «Просто для познания чего-то другого: как там проходит служба».

– Пожалуйста.

– Телезрительница: «Спасибо, я Вас поняла».

– Вопрос телезрительницы: «Я работаю воспитателем в детском саду, хочется все время быть доброй, но приходится повышать голос, ругаться: дети непростые, привыкли, что им все дозволено. Редкие дети воспитываются в строгости и уважении к старшим. Насколько мне нужно участвовать в их воспитании? Ведь как бы я ни старалась, дома свои устои все равно сделают свое дело. Как правильно себя вести на работе, стараться ли перевоспитывать этих детей?»

– Это бесполезно. Зачем делать бесполезные вещи? Вообще воспитание возможно только в семье, и это воспитание может быть хорошим, а может быть плохим. Сам факт того, что родители отдают ребенка в детский сад, плохой; это плохое воспитание.

– Но сотрудницу детского сада называют воспитателем…

– «Называй меня как хошь, я на это не похож».

– То есть ее роль скорее надзирательная?

– Не только. Еще развивающая роль и оберегающая, то есть это человек, который «пасет» чужих детей. Но чтобы время зря не тратить, в детском саду существуют всякие развивающие технологии: разные игры с детьми (индивидуальные, настольные, общие), подготовка к праздникам. Я жизнь детского сада знаю очень хорошо. У каждой воспитательницы есть план, в плане существуют задачи. Воспитатель – это еще и заниматель детей, это также человек, который обеспечивает детский послеобеденный сон. Воспитатель и технический работник (сейчас такие называются помощниками воспитателя) следят в течение дня за состоянием здоровья детей: не повысилась ли температура, тогда тут же отправляют в изолятор. Если температура подтвердилась, вызывается с работы мать ребенка. У воспитателя очень много функций. Но то, что мы именуем воспитанием, происходит только в семье.

– Но если дети ведут себя безобразно?

– Они и не могут вести себя иначе, потому что приход в детский сад для детей стресс.

– Один главенствует, другой плачет…

– Необязательно; может группа главенствовать. Многие детки плачут: их оторвали от семьи. Оторвите котенка от кошки и посмотрите на его поведение: конечно, он орет не так громко, как человеческий детеныш, тем не менее по нему видно, что он страдает. И каждый ребеночек испытывает состояние стресса, потому что страдает.

– А какова должна быть реакция воспитателя, когда он видит, что один обижает другого? Начать ребенка воспитывать, учить, высказывать что-то ему?

– Когда дети находятся в состоянии шока, говорить им что-то, чтобы они послушались, бесполезно. Они начинают сами громко кричать. Нужно найти способ это прекратить: развести детей в разные стороны, например. Я не знаю, какие меры сейчас принимают современные воспитатели, жизнь идет вперед.

– Почти в каждой семье, где несколько детей, возникают ссоры и драки. Очень многие родители говорят, что дети дерутся. Можно ли позволить им выяснять отношения друг с другом? Или надо обязательно вмешиваться в эту ситуацию?

– Конечно, надо вмешиваться, но не делать из этого какой-то трагедии. Во-первых, в каждой семье, как правило, все дети разновозрастные. И чаще всего младший обижает старшего, потому что старший чувствует, что изливать всю свою молодецкую удаль на младшего неправильно. А в детском саду, где возрастные группы, наоборот – полный разгул таких отрицательных вещей.

Нужно вмешиваться, нужно детей разнимать, нужно обязательно наказывать, нужно доискиваться, кто первый начал, – это все очень важно, дети за этим следят. Когда их наказываешь справедливо, они смиряются, хотя обычно до конца утверждают: «Это не я, это он». Но надо также понимать, что дети – это еще «зверьки», требовать с них правила хорошего тона еще рано. Но учить их этому нужно постоянно. Чтобы ребеночек что-то усвоил, надо десять тысяч раз ему об этом сказать.

– Вопрос телезрительницы: «Я бываю в церкви не очень часто. Недавно на службе стояла рядом с женщиной, которая часто бывает в храме (она там даже с подносом ходит). Молодой папа шел с ребенком от Причастия и хотел его поцеловать, а эта женщина ему говорит: «Нельзя после Причастия целовать». Он отошел к иконам, она ему снова говорит: «И к иконам нельзя подносить». И сказала все это очень агрессивно».

– Мало ли что она городит…

– Телезрительница: «Но она такая знающая».

– У нее на лбу написано химическим карандашом «знающая»? Он – отец, она не имеет права вмешиваться. Эта «знающая» женщина, может, и знающая, но она очень плохо воспитана.

– Телезрительница: «Но это не грех?»

– А какой тут грех? Целовать иконы – это грех? Я таких женщин (правда, чаще всего они без подноса) называю «православными ведьмами», потому что их роль такая, чтобы как можно меньше людей ходило в церковь; они хотят их отвадить от этого. Вы, когда придете в следующий раз в церковь, найдите ее и спросите: «А где твои дети? Как ты их воспитала?» Может, они по тюрьмам сидят. Чего она учит другого папочку, который приносит ребеночка в церковь причащать? Ее муж водил ее детей в церковь? Она должна этому папочке в ноги поклониться, тряпочкой протереть его ботиночки, потом домой принести эту тряпочку, выстирать ее и воду эту выпить. Вот что она должна по отношению к нему, а не учить папочку, который так прекрасно заботится о своем сынке.

– Телезрительница: «Да, очень приятно было на него смотреть».

– Вы ей от меня всё это передайте, привет тоже передайте. Скажите: «Дорогая «православная ведьма», протоиерей Дмитрий Смирнов велел тебе передать, чтобы ты не отваживала людей от храма и вела себя прилично, соответственно званию христианки».

– Вопрос: «Живу с женщиной более двадцати лет. Официально отношения не оформляли, но разорвать с ней не могу, у нас двое детей, неправильно это будет. Священник отказал мне в Причастии. Как мне быть? Прав ли священник?»

– Прав, потому что христианин должен свой брак зарегистрировать и повенчаться.

– Но двадцать лет живут…

– Хоть сорок лет, хоть один год, хоть два дня. Брак должен быть законным, а этот незаконный.

– Но человек хочет причаститься.

– Я хочу быть китайским императором. И что? Мучаюсь и хочу. Так и он: хочешь причаститься – нет проблем. Например, захотел человек пойти в Большой театр на Захарову. Приходит, у входа стоит человек ростом в метр девяносто и весом килограммов в сто двадцать и спрашивает: «Пожалуйста, Ваш билет?» Человек говорит: «У меня нет. И потом, билет – это просто формальность, напечатанная бумажка». – «Так, мужчина, проходите отсюда». Есть определенный порядок: если ты хочешь пройти в Большой театр, должен шесть-восемь тысяч заплатить в кассу за билет, а потом приходить строго в то время, которое там указано. Показываешь билет – и проходишь. А если тебя в кассе не зарегистрировали с помощью твоих денег и не выдали билет, кто ж тебя пустит в театр?

Так же и здесь. Причастие – это не газированная вода. И то не знаю, сколько сейчас стоит газированная вода, в наше время она стоила одну копейку, если без сиропа, дашь копейку – попьешь, не дашь – не попьешь. Пойди в магазин, купи пачку масла бесплатно!..

– Вопрос: «Муж стал пить все чаще, вдруг это приведет к алкоголизму? Я очень боюсь алкоголиков. Что я могу предпринять? Когда начинаю мужу говорить что-то по этому поводу, ничего слушать не хочет».

– Так он уже алкоголик, что значит «приведет»? Это уже случилось. Просто у алкоголизма есть четыре стадии. При первой стадии человек еще сам может бросить пить, при второй уже нужна помощь медицины, третья стадия – это уже очень тяжелое заболевание, а при четвертой практически исцелений не бывает.

– Здесь, похоже, все-таки начальная стадия. Что жена может предпринять в этой ситуации?

– Лучше поговорить с врачом-наркологом, существуют разные технологии. Но могу точно сказать, что устраивание по этому поводу каких-то скандалов не помогает, а только приносит вред. У мужчины появляется оправдание: «У меня жена такая злая, как баба-яга, поэтому я и пью».

– Как-то уговаривать имеет смысл?

– Она же сказала, что это уже не влияет на него.

– Вопрос: «Моей маме поставили диагноз – онкология. Ей очень тяжело морально. Подскажите, пожалуйста, как можно ее утешить?»

– Надо совершить таинство Елеосвящения и причащать ее почаще. От рака может выздороветь человек только бодрый духом. Если человек унывает, то болезнь развивается интенсивнее, это говорят все врачи.

– То есть постараться вывести ее из уныния.

– Да.

– Вопрос телезрителя: «Шестого мая будет сороковой день со дня смерти моей мамы. Говорят, что Псалтирь читать нельзя. Что можно читать за упокой?»

– За упокой на Светлой седмице читают Пасхальный канон.

– Телезритель: «И больше ничего?»

– И больше ничего.

– Телезритель: «Я слышал, что еще можно Евангелие читать, Деяния святых апостолов».

– Евангелие и Деяния апостолов можно всегда читать.

– Телезритель: «А именно за упокой только Пасхальный канон?»

– Пасхальный канон. Священное Писание – это же не молитва, а чтение. Просто у нас принято, что если на Пасхальной седмице совершается заупокойное богослужение, то оно состоит из чтения Евангелия от Иоанна, чтения подряд Деяний святых апостолов, Пасхального канона и пасхальных стихир. Поется только все пасхальное до завершения Светлой седмицы, то есть как раз до шестого мая.

– Телезритель: «А читать можно целый день или как?»

– Можно утром, днем и вечером, например.

– Телезритель: «А дополнительно какие-то молитвы надо читать?»

– Можно прочитать молитву «Боже духов и всякия плоти». Можно пропеть «Со святыми упокой».

– Вопрос: «Что значит явление иконы?»

– Это когда икона являет какое-то чудо.

– Сама икона или ее появление?

– Нет, явление – необязательно появление. Любое чудо от иконы, обычно первое, именуют явлением. Она как бы явилась, заявила о себе.

– Господь на нее обратил внимание людей. Не все иконы у нас считаются чудотворными?

– По-моему, все.

– То есть где-то они явились, были явлены?

– Да. Это же зависит от молитвы человека, который молится. Во многих храмах, в монастырях висят иконы, от которых люди получили просимое. Также у нас сейчас появляется в связи с развитием туризма греческий обычай подвешивать к иконам всякие драгоценные вещи в знак благодарности.

– Приношения.

– Да, это говорит о том, что эта икона – чудотворная. Люди свидетельствуют об этом, поэтому на самом деле все иконы чудотворные.

– В зависимости от того, как человек относится к этому…

– Да. И совершается чудо. Но это, конечно, условно, потому что чудо совершается только Богом. Но при молитве перед иконой.

– По христианской вере.

– Естественно.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать