Современная семья. Передача 1

12 февраля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

В беседе принимают участие настоятель храма Архистратига Божия Михаила г. Серова протоиерей Сергий Вогулкин и директор Института семьи Уральского гуманитарного института Юлия Александровна Токарева. Передача 1. Эфир 12 февраля 2014 г. Екатеринбург.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». В студии Тимофей Обухов.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Архистратига Божия Михаила г. Серова, доктор медицинских наук, профессор Уральского гуманитарного института протоиерей Сергий Вогулкин.

Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

 

Прот. Сергий Вогулкин: Благословение Господне на всех вас, очень рад нашей встрече.

 

- Сегодня у нас в студии еще один гость – доктор психологических наук, директор Института семьи Уральского гуманитарного института Юлия Александровна Токарева.

Сегодняшняя передача – одна из передач запланированного цикла, посвященного современной российской семье. Ответы на вопросы, которые вы можете задавать по нашему телефону, обязательно прозвучат в последней, четвертой передаче цикла.

Сегодня мы будем говорить о современной российской семье, почему? Что-то с ней не так, раз мы о ней заговорили?

 

Прот. Сергий Вогулкин: Конечно, в российской семье очень много проблем. Думаю, что Юлия Александровна сначала расскажет нам о том, в каком состоянии находится российская семья с точки зрения психолога и с точки зрения светского человека.

 

Ю.А. Токарева: Нет так давно российская семья пережила кризис и находилась в ситуации выбора: либо материальные ценности, либо духовные, либо сочетания того и другого, но как все успеть? На сегодняшний день уже определяются приоритеты и видение своего пути. Думаю, что запланированный цикл передач как раз доказывает, что семья неравнодушна к тому, как наука и духовенство предлагают ей с этим кризисом справиться. Семья прислушивается, ориентируется на то, что предлагают традиции, внимательно относится к тому, что имеется в опыте поколений. Сегодняшняя задача – как донести до семьи те знания, те рекомендации, которые уже накоплены. Существует вакуум между тем, что знала сейчас и тем, что для нее актуально и полезно сейчас.

 

Прот. Сергий Вогулкин: Положительные сдвиги есть, но выбрала ли семья путь духовного развития? Думаю, что пока этого не случилось, потому что период давления на Церковь оставил тяжелые последствия. Семья как Малая Церковь сейчас не существует. Редко можно встретить православные семьи, где отец не только кормилец семьи, но и ее духовный руководитель. Именно это нас очень беспокоит, потому что без духовного руководства семья не может выбрать духовного направления; а без духовного воспитания детей семья в полной мере состояться не может. Ведь основная цель семьи – воспитание детей, и сюда должны быть направлены воспитательные усилия и отца, и матери.

 

- Сейчас происходят и духовный, и финансовый кризисы, поэтому семья переживает трудные времена?

 

Прот. Сергий Вогулкин: Трудные времена семья переживает и по другим причинам. Люди, вступающие в брак, часто не готовы к браку. Как узнать, что человек готов к браку, что должно быть ведущим в определении его готовности – попросим рассказать Юлию Александровну.

 

Ю.А. Токарева: Вопрос, который волнует не только практически, но и теоретически. На сегодняшний день сложились три обстоятельства, показывающие готовность к браку. Первое – это эмоциональная составляющая, насколько человек готов любить и проявлять это чувство, чувство эмпатии, заботы о ближнем. Если мы говорим о преемственности поколений,  о том, что современная семья училась у своих родителей, а родителям не всегда удавалось правильно любить и демонстрировать это чувство. Сегодняшним родителям приходится по-своему решать, что значит любить, как проявлять заботу, симпатию, сострадание к каждому члену семьи, искренне помогать. Это дано не каждому, если человек научается любить – это одна из составляющих, что в его семье будут и добро, и понимание, и благодаря этому, семья справится с трудностями.

Вторая составляющая – когнитивная, то есть знания современного человека о том, как может и должна жить семья, планирование жизни семьи, представление о том, чем будет заниматься каждый ее член. Сюда относится и духовная составляющая – представление о введении семьи в духовные процессы. Когда человек понимает, насколько это важно, семейная жизнь проходит интересно, семья живет широко, масштабно, дети развиваются в семье радостно.

Третья составляющая – поведенческая, насколько человек умеет заботиться, вести хозяйство, зарабатывать деньги, воспитывать детей.

За период семейной жизни человек научается и зреет гораздо глубже, чем во время одинокой жизни или проживание со своими родителями. Это возможность жить в семье так, как ты мечтал в детстве, когда ты был ребенком, чтобы тебя любили, о тебе заботились. Семейная жизнь, родительство, воспитание детей – это очень счастливая пора и интересный период жизни.

 

Прот. Сергий Вогулкин: Мне кажется, основной показатель готовности к браку является ответственность человека, готовность ответить не только за себя, но и за свою семью. Только в таком случае он сможет стать для своей семьи и защитой, и духовным руководителем. Только тогда он сможет социализировать своих детей, вывести их в свет – это основная задача отца. Защищать детей, знакомить их с миром, людьми, учить их жить в окружающем мире. На все это может подвигнуть только чувство ответственности. Если ответственности нет, человек еще не готов к браку, пусть он хороший и ласковый, и умеет любить.

 

Ю.А. Токарева: Согласна с Вами. Думаю, стоит еще говорить о том, что готовность к браку у мужчины и женщины проявляется по-разному. Понимание своей главенствующей роли со стороны мужчины – очень важно. Готовность женщины понять особое место фигуры мужчины в семье,  умение выделять эту фигуру, невзирая на все кризисы. Отец в семье – человек, который должен всегда иметь положительную оценку.

 

Прот. Сергий Вогулкин: Здесь очень важно, чтобы женщина своему единственному мужчине, который будет ее супругом, принесла себя в целомудрии. Если в брак вступают целомудренные люди, брак состоится не только на земле, но и на небесах. Поэтому проблема сохранения целомудрия до брака очень важна. Это важно понимать и молодым людям, и девушкам, что не надо себя растрачивать. Целомудрие – это мудрость жизни, умение жить нравственно. Св. Иоанн Лествичник сказал, что целомудрие – совокупность всех добродетелей. Это слово выпало из нашей жизни, оно уже нигде не звучит, современная молодежь даже перестала его понимать, потому что в жизни уже нет такого состояния. Это разумная, цельная мудрость, которая удерживает человека в определенных ситуациях, позволяет человеку реально оценить последствия своего поступка, может волевым решением принять правильное направление жизни. Готовность составить брак целомудренно – это большое счастье.

 

Ю.А. Токарева: Мне кажется, что современному поколению не хватает терпения и понимания того, что интересным человек может быть не только внешне и телесно, но внутренняя сторона интереса – тот фактор, который не даст растрачивать себя. Если девушка интересна, как собеседник, у нее глубокие разносторонние взгляды, не надо торопиться начать с ней другие отношения. Если с девушкой говорить не о чем, тогда единственное, что остается – это общение телесное, которое должно состояться уже после брака.

 

Прот. Сергий Вогулкин: Основа брака разная. С одной стороны, люди сходятся, имея совершенно разные потребности, и начинают их выяснять, на первых порах они уступают друг другу, но затем, как это бывает обычно, начинает казаться, что «моя половина меньше», и в итоге «не сошлись характерами». Причина, на самом деле, в том, что они встретились на уровне потребностей, а потребности у всех разные, для того, чтобы возникли единые потребности, нужно прожить в семье много лет.

Как же тогда быть молодым людям? Должно быть другое основание брака. Основание должно быть духовное – надо поговорить не о бытовом, а о высоком. Когда люди встречаются на уровне возвышенном, духовном, это их и объединяет в браке. Но где встретить таких людей? Юлия Александровна, подскажите нам.

Ю.А. Токарева: Думаю, что у большей части слова о «духовном общении» могут вызвать вопрос, о чем это вообще? Это разговор о том, как мы представляем свою жизнь, будущее, своих детей – это шаг в ту бесконечную тему, которая неисчерпаема. Думаю, что надо заразить интересом говорить о своей жизни, своей духовности.

 

Прот. Сергий Вогулкин: Я с Вами полностью согласен, но вопрос остается открытым: где взять таких людей?

 

- Возьмем девочку 16-17 лет, которая воспитывается в воцерковленной семье, которую правильно готовят к будущей семейной жизни. Где этой замечательно воспитанной девочке встретить столь же правильно воспитанного мальчика?

 

Прот. Сергий Вогулкин: Буквально час назад я встречался с ребятами из хора «Октоих», хор, который начинал еще в моем храме, с десяти человек вырос до ста пятидесяти. Многие уже выросли, я даже их не узнаю. Сейчас это девочки и мальчики уже невесты и женихи.

Конечно, знакомство на уровне дискотеки, когда дети находятся в состоянии измененного сознания, вряд ли это будет подлинное знакомство.

Люди должны встречаться там, где есть любовь. А где есть любовь? В поэзии, в искусстве, живописи, музыке. Когда я прихожу в Филармонию и вижу молодых ребят, я за них спокоен. Это как раз тот уровень, где надо искать духовно близкого человека. Поэтому очень жаль, что сейчас в семьях очень мало уделяют внимания культуре человека, его художественному развитию.

 

Ю.А. Токарева: Конечно, очень хорошо, что есть такие замечательно воспитанные девочки, но, наверное, далеко не у каждого такая правильная семья.

 

Прот. Сергий Вогулкин: Ко мне в храм приходит много замечательных ребят, например, приходит кадет Саша, исповедуется, причащается, готовый жених.

Ю.А. Токарева: А если хорошо воспитанная девочка встретила случайно, пусть на улице, выгуливая собаку, мальчика, у которого не было такого хорошего воспитания, и он не задумывался о таких вопросах, но встретив эту девочку, задумался и захотел строить семью на таких принципах. Почему встречи должны быть только там, где Вы говорите?

 

Прот. Сергий Вогулкин: Совершенно нет, встречи бывают разные, но все-таки искать надо не на уровне потребности, а на уровне духовном, надо приподняться повыше.

Если ты чувствуешь, что можно поговорить о чем-то интересном, значит мы уже на пути. Место любви – это очень широко. Природа – это тоже место любви, Божий мир.

 

Ю.А. Токарева: Думаю, что не надо вообще ограничивать ситуацию встречи местом. Это внутреннее ощущение, что ты готов любить, делать так, чтобы ему было комфортно, хорошо. Я бы сделала акцент на желание человека раскрыться: дарить любовь, научить любить другого, на его желании создавать семью, растить детей.

 

Прот. Сергий Вогулкин: Все равно все это закладывается внутри семьи. Мы опять возвращаемся к тому же самому. Семья – основа всего. Как семья воспитывает ребенка, такой он и будет. Дети зачастую повторяют судьбу своей семьи. К сожалению, статистика показывает, что если семья распалась, дети создадут непрочную семью, которая, скорее всего, распадется. Поэтому самое главное – взяться за самих себя, посмотреть, что можно сделать самим, чтобы ребенок мог взять пример. Это самое главное – пример семьи. Семья – решающий воспитатель в этой ситуации.

 

- Юлия Александровна, тогда вопрос к Вам: даже если человека воспитывали не так, как нужно, он понимает это и хочет построить семью на других принципах, у него есть возможность создать прочную семью?

 

Ю.А. Токарева: Конечно. При желании человек может все. В психологии накоплен огромный инструментарий, как это сделать успешно. Сегодня в Екатеринбурге, в Институте семьи сложилась очень хорошая команда семейных психологов, профессионалов, которые помогают семьям, увидеть им ресурсы сохранения. Если человек стоит перед выбором сохранять или не сохранять брак, надо обратиться к специалистам, которые увидят ситуацию более объективно и помогу найти пути сохранения семьи. Мы видим причины разводов и конфликтов в незнании, как правильно поступить. Часто у мужа или жены единственный путь решения проблемы или противоречия – развод.

 

Прот. Сергий Вогулкин: По статистике: чем образованнее человек, тем меньше у него добрачных связей и во время брака. Образованный человек менее подвержен тлетворному влиянию, он больше знает о мире, имеет больше представлений, поэтому образование очень существенная вещь. Даже  если семья не очень состоятельная, всеми силами надо стремиться дать ребенку образование. Творческая, научная работа – настоящая человеческая работа, и когда человек занят творчеством, его не беспокоят мысли о том, с кем бы провести вечер, погулять.

Ю.А. Токарева: Думаю, здесь будет уместно вспомнить крылатую фразу: чем ты больше читаешь, тем больше понимаешь, что мало знаешь. Когда наши студенты начинают учиться, они находятся в состоянии некоего комплекса, что они ничего не знают, а до поступления в институт считали, что знают все. Образование – пусковой момент к тому, чтобы начать развиваться.

Прот. Сергий Вогулкин: Образование образованием, но основа семьи – духовная. В современных школах образование есть – просвещения нет. Почему люди боятся знаний нравственных основ для своих детей? Человек не просвещенный, а только образованный – это не весь человек, это полчеловека. Недаром говорится, что образованный человек, не имеющий духовной составляющей, человек опасный. Если человек духовно не просвещен, то он опасен и для семьи; его семья также находится в духовной опасности.

Ю.А. Токарева: Думаю, что современному поколению трудно подойти к духовным принципам еще и потому, что был период, когда этими ценностями обладали прабабушки и бабушки, а родителям было некогда. В результате выпало звено, которое должно было обеспечивать преемственность. У меня на консультации была семья, которая отдала своего ребенка в православную школу, с намерением, что ребенок чему-то научит самих родителей. Ребенок должен научить родителей. Такое искаженное восприятие. Родитель должен сначала прийти, а затем привести ребенка. На ребенка здесь возложили ответственность, которая ему не по силам, в итоге он агрессивен, плохо учится, у него проблемы  с учителями, сверстниками.

Прот. Сергий Вогулкин: Я видел и другие примеры с тем же хором. Сначала мама приводила ребеночка и ждала его с хора, затем папа приходит, в итоге из них постепенно складывалась просвещенная,  православная семья. Конечно, это не массовое явление, но случается, что дети приводят в храм родителей.

Не хотелось бы к этому переходить, но никуда не денешься. Это тема о гражданских браках. Это проблема огромная, по статистике одна треть всех детей в России рождается вне брака, это ужасно, поскольку ребенок остается, по крайней мере, без отца. Что является причиной данного явления, с точки зрения психологии?

 

Ю.А. Токарева: Не буду торопиться сразу осуждать или критиковать данный брак. На данный вопрос надо отвечать с точки зрения причины. Обвинять уже не одно поколение, что они живут вне брака, было бы неправильно, потому что мы говорим все о той же утрате преемственности. Причина гражданских браков в том, что человек в данном союзе, прежде всего, отрывается от родительской семьи: она ему не нужна.

Прот. Сергий Вогулкин: Если  я правильно понял, он уходит в этот брак от своей семьи? бежит от своих родителей неготовый создать собственную семью?

Ю.А. Токарева: Да, и получается, как его осуждать, если у него уже нет сил оставаться в своей семье. И он начинает жить своей семьей, пусть методом проб и ошибок, только бы не быть там.

Прот. Сергий Вогулкин: Это, конечно, большая беда, если это происходит вынужденно. Получается, гражданский брак – это встреча двух несчастных, одиноких людей. И они встречаются не ради любви, не ради детей, а просто, чтобы не быть одинокими. Понятно, что это нехорошая форма брака, это прелюбодеяние, и мы не можем поддерживать эту форму.

Причина опять-таки в тех семьях, из которых, по сути дела, убежали дети. Поэтому самое главное для нас, людей, имеющих детей, осмыслить свое поведение, осмыслить свое состояние, только в этом случае можно получить хороший брак для своих детей.

 

Ю.А. Токарева: Думаю, что родители, которые столкнулись с такой ситуацией, когда дети ушли от них, часто это бывает даже в юном возрасте. Они должны, прежде всего, не осуждать своих детей, а подумать, почему от них ушли дети, каковы же их родительский авторитет, если от них сбежали и не звонят, не пишут, вообще не хотят показываться на глаза. Прежде чем начинать общение с ребенком, который ушел из семьи и пробует жить самостоятельно, надо поразмышлять на тему, с каким вопросом я приду к своему любимому ребенку? что я ему скажу. Если это будет очередное осуждение, критика, что он опять совершил неправильный поступок, то, как будет реагировать ребенок, который пресыщен критикой и упреками?

Прот. Сергий Вогулкин: То есть, этим детям нужна немедленная помощь со стороны родителей? Надо, чтобы обе семьи собрались и решили, как поддержать эту кое-как собранную семью, и постараться из нее сделать семью, более или менее приемлемую для общества. Ведь брак гражданский не нужен ни Богу, ни государству, ни обществу, это люди, которые не доверяли своей семье, а теперь не доверяют друг другу. Если бы они не боялись друг друга, доверяли друг другу, они бы заключили брак, это понятно. При малейшем препятствии они разбегаются в разные стороны. Хорошо, если это препятствие материальное, а если это ребенок? Эти браки и заканчиваются и убийствами, и брошенными  детьми. Понятно, что это огромная проблема, и ее надо решать на всех уровнях, в том числе, духовном.

 

- Юлия Александровна, если молодые люди живут гражданским браком, постепенно родители принимают детей и начинают потихоньку принуждать к тому, чтобы узаконить эти отношения, это правильно?

Ю.А. Токарева: Не могу сказать, правильно это или нет. Ведь, кто советует? Тот, от кого сбежали. Логично предположить, что если от тебя сбежали, то, что ты предлагаешь, не может быть воспринято, как однозначно полезное. Может быть, надо подумать, что я могу сделать для семьи своего ребенка, чтобы они почувствовали интерес. То есть надо подойти не с точки зрения формального заключения брака, а с точки зрения ценности, идеи, скажем даже, выгоды, которую получаешь в семье. И тогда сами молодые сами захотят перевести свой брак на новую ступень законных отношений. Мне кажется, прежде чем советовать, такому родителю надо разобраться с собой: сходить к психологу, священнику, а уж потом идти с советами к детям.

 

- Батюшка, провокационный вопрос: если родитель приходит к ребенку со словами, что сам много нагрешил в юности, но теперь, придя в Церковь, понял, что это разрушительно, что это грех, в общем, говорит с детьми теми словами, что услышал в Церкви?

Прот. Сергий Вогулкин: Такие ситуации случаются постоянно. Приходят люди, сознают, что потеряли своих детей, приходят в раскаяние, просят о помощи. Мы понимаем, что дети живут «нечестно», но что сделать? Конечно, священник говорит, что родители должны помочь детям прийти в храм. Все должны встретиться в Доме Божием, и мы найдем способы каждый на своем уровне помочь детям. Пусть молодые придут, и мы им поможем. Православная Церковь, обладающая огромным опытом семейных отношений, брака, конечно, поделится с ними этими знаниями, но лучше делать это заранее, когда не случилось этого несчастья. Когда молодые люди еще думают о своей будущей жизни.

Недавно был проведен опрос в одной из московских школ об отношении старшеклассников к ранней половой жизни. В 9 классе 16 из 19 опрошенных очень хорошо относятся к этому. В 10 классе уже 100% одобряют. Дети в школе уже готовы к разнузданной жизни. Почему? Потому что им никто не сказал. Сейчас я выхожу к школьникам с лекциями о целомудрии – гробовое молчание, они впервые слышат это слово, не знают, что это такое. Когда урок заканчивается, и я ухожу, то масса вопросов: что делать? когда прийти в храм? почему Вы говорите так, а мне дома говорят по-другому. Конечно, мы должны говорить на эти вопросы, но мы должны говорить об этом раньше.

 

- Как быть в ситуации, когда родители советуют своим детям, как правильно жить, но их слова не подтверждены их собственным примером и авторитетом, и буквально все ставятся ребенком под сомнение?

Прот. Сергий Вогулкин: Приведу такой пример, сыщик одного из популярных криминальных сериалов встречает женщину, приводит ее к себе в дом, где его встречает взрослый сын и говорит ему: «Вот эта Вера будет жить с нами», тут из комнаты появляется девушка, и сын говорит: «Вот эта Юля тоже будет жить с нами». Это ситуация, которая показана и тиражируется на многомиллионную аудиторию телезрителей. Отец мирно спрашивает Юлю, умеет ли она готовить, и на этом проблема исчерпана. Вот ситуация «отцы и дети».

Ю.А. Токарева: Причина такого поведения от неведения, человек не знает и не предугадывает последствий. Родители часто совершают ошибку, сравнивая ребенка с самими собой, но у ребенка пока нет того опыта или знаний, которые есть у родителей. Не комментируя поведение своих детей, мы заставляем их жить методом проб и ошибок. На мой взгляд, это не потому что родители согласны с поведением ребенка, просто они не знают, как.

У меня были родители на консультации, которые спрашивали, надо ли говорить ребенку о сексуальной жизни. На мой вопрос, спрашивает ли их об этом ребенок, отвечают «нет». Всему свое время, когда ребенок спросит, Вы найти понятное, соответствующее возрасту объяснение, так, чтобы он понял, что это он будет знать, когда будет готов к этому. Если сам родитель будет иметь четкое представление, что и в каком возрасте должен знать ребенок, то проблем будет меньше.

 

- Батюшка, наверное, как трудно священнику, когда к нему приходят родители с такими вот вопросами?

 

Прот. Сергий Вогулкин: Трудно, конечно. Дело в том, что Церковь за тысячелетия своего существования ответила на все эти вопросы, достаточно почитать святых отцов. Эти ситуации повторяются из поколения в поколение. У Церкви есть ответы на все эти вопросы.

В браке не просто сходятся два человека, но они продолжают свой род. Вот эта ответственность за продолжение своего рода у нас так же потеряна. Дети не знают своих прародителей, кто у них был в роду, что они передадут своим детям. Это потеря родства очень трагична. У каждого в роду найдется человек, которым можно гордиться. Когда ты это знаешь, корни твои глубоко, тебе не хочется болтаться по жизни. Ты укоренен, подпираешь супругу, готовишь не просто продлевать свое «я», но свой род. На этом должны основываться семейное предание, семейная культура. Это прекрасная основа для культурного воспитания, к сожалению, мы это потеряли.

Поэтому я говорю ребятам в школе, чтобы они поспрашивали своих бабушек и дедушек, записали, поискали в Интернете своих родных. Это заставляет задуматься о том, кто они такие. К сожалению, это чувство у нас пока еще тоже потеряно. Но пока, его можно возродить.

 

Ю.А. Токарева: По моим наблюдениям могу сказать, что молодежь сильно ориентируется на родителей. Если она видит, что им это не было интересно, то у них так же малого этого интереса. Думаю, что у экранов сейчас сидят в основном родители, и надо спросить их самих, что они знают о традициях своей семьи? Думаю, что надо начать с родительских семей, тогда им будет интереснее жить и укрепит всю семью в нескольких поколениях.

 

Прот. Сергий Вогулкин: В каждой семье есть предки, которыми можно гордиться. Всегда привожу статистику, которая говорит, что в каждой семье есть предок, который стоял на Куликовом поле. Потому я говорю, что у всех нас есть великие предки, значит, у каждой семьи есть великая основа.

 

- Уважаемые отец Сергий, Юлия Александровна, время нашей передачи незаметно подошло к концу. Благодарю вас за участие. Надеемся, что мы встречаемся не в последний раз, это только первая передача нашего цикла.

Прот. Сергий Вогулкин: Дорогие телезрители, подумайте о том, что сегодня прозвучало, сделайте добрые, полезные выводы для себя, своих детей, и помогай вам Господь!

 

Гости передачи: протоиерей Сергий Вогулкин,

Юлия Александровна Токарева.

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать