Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

12 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала - публицист и миссионер, настоятель храма Иваново-Вознесенских святых города Иваново иеромонах Макарий (Маркиш).

– Сегодня мы беседуем в формате «вопрос ответ». Идет Великий пост, и первый вопрос касается духовной жизни. Что такое страсти? Попробуем дать им определение.

– Я не знаю определений, не очень их люблю. Аристотель давал определения, но у него никак не получалось. Страсть – πάθος (пафос) по-гречески. Один известный человек дал хорошее определение: страсть – это когда не я делаю, а когда мной делают. Есть слова «активный» и «пассивный». Последнее как раз происходит от греческого πάθος и показывает, что человек сам не владеет ситуацией, является не субъектом, а объектом. Это имеет прямой нравственный смысл в нашей обыденной жизни. Говорят: я не удержался, не знаю, что со мной произошло, откуда-то нашло – это проявления страсти.

Страсти могут быть укоризненными – пьянство и прочие, когда человек не знает, как остановиться, а бывают неукоризненные. Зажмите человеку нос и рот и посмотрите, что будет. Вот у меня есть страсть к кислороду. Минуты две я продержусь, а потом либо вы мне дадите вдохнуть, либо я умру.

– Христос ведь тоже обладал такими страстями.

– Абсолютно верно. Христу были присущи неукоризненные страсти, потому что они присущи человеческому роду, независимо от наших нравственных качеств. А дальше начинается как бы спад, своего рода ледяная горка. Вот существует страсть к еде: без еды человек умирает. А дальше возникает вопрос: без какой еды? Разборчивость в еде потихоньку усиливается, возникает избалованность, привередливость, привязчивость, и дело доходит до чревоугодия – совершенно непростительной и губительной страсти. Здесь нет какого-то порога: вот эта страсть укоризненная, а эта – неукоризненная. От неукоризненных страстей начинается постепенный спад в сторону греха, некачественности, испорченности, искаженности человеческой природы.

– Нас больше интересуют страсти укоризненные…

– Ну, не «интересуют»!

– Они у нас есть. Эти страсти приобретенные или присущие человеческой природе?

– У них двоякое происхождение. С одной стороны, человеческая природа искажена грехопадением. Мы несовершенны по своей природе, не по Божьему творению, а в результате грехопадения. Это результат так называемого первородного греха, или прародительского повреждения. Этот грех можно уподобить наследственным болезням или недостаткам. Вот родился я без музыкального слуха. Мне говорили, что можно его развить. Можно, но я не развил. Поэтому, когда я совершаю службу (слава Богу, это происходит часто), я всегда стесняюсь этого качества. Но что сделаешь? Хор поет ля-минор, а я подхватить не могу.

– Это ведь приходит с опытом?

– Приходит, но этого недостаточно: надо учиться. Совершенно ясно, что наличие или отсутствие музыкального слуха имеет врожденную природу. Ну а другие качества… Вот упомянутое нами пьянство. Оказывается, что разные нации по-разному предрасположены к страшнейшему пороку алкоголизма. Народы Севера, коренное население Американского континента оказались исключительно подвержены гибели от алкоголя, в то время как европейская раса – меньше, а средиземноморская – еще меньше. Это не значит, что если ты грузин, то можешь упиваться до предела. Но если ты грузин, то подвержен меньшей опасности алкоголизма, чем, к примеру, нганасан.

– Часто говорят, что дети наследуют грехи своих родителей. Так ли это?

– Видите ли, мы часто оказываемся заложниками таких обобщений. Когда вы слышите такой общий тезис, отвечайте: с одной стороны, так, а с другой – эдак, и не ошибетесь. А потом уже начинайте разбирать эти стороны.

Вот только что мы говорили об алкоголизме. Если родители действительно злоупотребляют алкоголем и в этом состоянии происходит зачатие ребенка – да, реально физически или не только физически рождается ребенок с дефектами. Есть французское выражение – «дитя пьяной ночи». Вот пример того, как это бывает. А с другой стороны, начинаются всякие оккультные домыслы и вымыслы, базирующиеся на какой-то околесице, и делаются выводы: мол, теперь вам нужно ехать по 77 монастырям, обязательно расплачиваясь наличными… На любом невежестве сатана в лице своих коммерческих представителей выстраивает выгодные коммерческие схемы.

Пророки Иеремия и Исаия говорят: наступает такое время, когда грехи родителей не переходят на грехи детей, Господь заключает с людьми Новый Завет, не такой, как прежде. Если в ветхозаветных текстах, во Второзаконии, сказано: да, наследуют, отомщу за грехи родителей детям до третьего-четвертого рода, то мы, будучи детьми Нового Завета, смело говорим: этого больше нет! Точка. Если мы христиане, значит, мы живем законом Христа, а не ветхой буквы, о которой нам ясно говорит апостол Павел в своих посланиях. Все это надо помнить. Значит, ответ на Ваш вопрос: и да и нет, и наследует и не наследует. Когда родители разрушили храмы, они нанесли колоссальный ущерб российскому обществу и государству, Русской Православной Церкви, это факт, и мы унаследовали последствия этого. Но у нас есть неограниченные возможности по преодолению этих грехов, их последствий и становлению нашей новой жизни, причем как у каждого человека в отдельности, в его личной жизни, так и у общества, России, да и человечества в целом.

– Что такое первородный грех и почему человеческая природа так подвержена страстям и душевным недугам? Что дает нам крещение?

– Хороший вопрос. Первородный грех есть некий эмпирический, наблюдаемый факт. Человеческая природа повреждена. Христианская, иудейская и исламская религиозные традиции (так называемая западная группа) сходятся в этом. Интересно, что индийская религиозная традиция, дающая начало индуизму и буддизму, не имеет такого понимания, не отдает себе отчета в том, что человеческая природа не такова, какой должна быть, и что ее качества нужно какими-то путями восстанавливать. В результате восточная религиозная мысль идет другими путями. Нирвана, о которой так любят вспоминать в наше время, есть не блаженное состояние, а угасание, исчезновение. Если кто-то из наших соотечественников это поймет, то будет совсем по-другому относиться к псевдорелигиозным и псевдовосточным проповедникам. Мы не отрицаем религиозную культуру буддистов, но она отличается от нашей. Наша задача – восстановление того, что утрачено в грехопадении, исправление дефектного состояния человечества.

Следующий вопрос. Человек принимает крещение. Теперь все в порядке? Оказывается, крещение можно уподобить поступлению в вуз и получению студенческого билета: Ура, я начал путь, начал учебу. Теперь все зависит от тебя, от того, будешь ты учиться или нет. Университет предлагает знания, учебники, лекции, но, если не будешь их воспринимать, останешься таким же дураком, каким был до поступления. Вот аналогия с крещением.

– Получается, ответственность больше.

– Да, а если ты поступишь и пренебрежешь своей учебой – будешь, с позволения сказать, двойной дурак.

– Мы получили крещение, но по-прежнему подвержены тем же грехам, что и раньше. Почему это происходит? Как происходит процесс зарождения греховных помыслов?

– Действительно, подвержены, но в ходе христианской жизни нам даются средства противодействия греху. Пользуемся мы ими или нет, зависит от нас. Есть и другая особенность. Снова проведем аналогию с вузом. Учеба в вузе идет по одной программе: и троечнику, и отличнику предлагаются одинаковые программы, требования, экзамены, но отметки они получают разные. В человеческой жизни все принципиально не так. К студентам или, к примеру, военнослужащим требования одни и те же. Но когда мы говорим «человек», то лишаемся этого единообразия. Все люди разные. На земле восемь миллиардов человек, и еще примерно столько же жило до нас, и все они уникальны. Каждый из них имеет уникальную судьбу, неповторимую и, не побоюсь этого слова, непостижимую личность. Господь постигает ее, Он все знает про нас, как конструктор автомобиля все знает о его устройстве. А мы друг про друга, как ни странно, знаем очень мало. Мы можем сказать: вот тот умный, а тот глупый, этот хороший человек, а тот мерзавец. Осуждение, вообще-то, нехорошее дело, хотя каждому приходится делать какие-то суждения, но суждения эти поверхностны.

Вот простая аналогия. Земной шар имеет 40 тысяч километров в окружности и 13 тысяч в поперечнике. Сейчас каждый квадратный метр поверхности доступен для изучения почти любому человеку – стоит только взглянуть на карту. А что внутри этих 13 тысяч километров – никто не знает. Есть гипотезы, предположения, но все это, грубо говоря, вилами по воде писано. Никто не знает элементарных вещей: почему Земля горячая, почему вулканы действуют? В ней есть источник энергии или просто сохранилось древнее тепло? Никто не знает.

– В школе учат, что в центре Земли есть ядро.

– Это любому известно, для этого и в школу ходить не надо. Шахтеры вам скажут, что через каждые несколько десятков метров внутрь земли температура повышается на один градус. А почему? Если это просто тепло земли, оставшееся с древних времен, когда Земля еще была разгоряченной материей, почему она до сих пор не остыла? Любой студент мехмата рассчитает, как быстро остынет шар такого размера и таких параметров теплопроводности – гораздо быстрее, чем возраст Земли, который предполагают геологи.

– То есть Земля еще совсем молода?

– Этого точно никто не знает. Может быть, внутри Земли находится какой-то источник энергии. Очевидно, что не печку там топят. Некоторые наши друзья считают, что там ад и бесы топят печи. Кто знает?..

– Кстати, о возрасте Земли. Мы ведем летосчисление от Рождества Христова, а старообрядцы, например, ведут от сотворения мира. Мы в нашем обиходе не употребляем такую систему отсчета. Сейчас около семи тысяч…

– 7508-й – это 2000 год от Рождества Христова. Прибавляйте шестнадцать, значит, сейчас 7524 год от сотворения мира.

– А откуда эта цифра?

– Она условная. Некий латинский монах Дионисий Малый в V – VI веках провел какие-то расчеты по цифрам продолжительности жизни библейских персонажей и объявил эту цифру датой сотворения мира. Считается, что на седьмой день сотворили Адама, а за семь дней до того был сотворен весь мир. Опять-таки, некоторые наши друзья считают, что эта дата не условная, а подлинная. Но эти мнения, скажем так, Церковью в целом не разделяются. Церковь в целом не ведет хронологического учета длительности эпох, истории цивилизаций или геологических периодов. Это не ее дело. А эти датировки остаются по традиции. Ведь и датировку от Рождества Христова мы можем посмотреть более конкретно по новозаветной эпохе. Христос родился, судя по всему, не 2016 лет назад, а чуть больше – 2018, 2019. Точно никто не знает. И это никого не должно волновать, кроме каких-то супернервных, супервозбудимых людей. Такие встречаются, и они считают, что если окажется, что Господь родился на три года раньше, то небо обрушится на землю. Это совсем не так.

– Полезно ли это познавать?

– Кому как. Как замечательно выразился святитель митрополит Филарет (Дроздов), Церковь всегда в союзе со знаниями, потому что никогда не в союзе с невежеством. Очень характерное высказывание. Никогда не в союзе с невежеством, значит, в союзе со знаниями. И действительно. Вот приходит человек в первый класс и говорит: я хочу изучать интегральные исчисления. Ему отвечают: нет, сначала поучись в школе, а потом уж... А если он и начнет что-то такое изучать, то навредит своим познавательным способностям. Так же и христианин, нарушающий некий закономерный ход христианского просвещения, может себе навредить. В практике любого священника есть такие случаи. Приходит человек и спрашивает: я читал Ветхий Завет, там тот-то убил того-то, как это понимать? Отвечаю обычно так: а Вам неполезно читать Ветхий Завет,читайте Евангелие, Деяния апостолов. Пройдет время, поступите учиться на курсы по Священному Писанию или пойдете на приходские беседы (сейчас много вариантов христианского образования), там педагог расскажет про Ветхий Завет, и вы будете читать его с огромной пользой для себя. Такие разговоры часто случаются.

– Многие задают подобные вопросы. Например, почему еврейский народ такой воинственный? Евреи пришли из пустыни и силой завоевали себе землю. Их в этом упрекают.

– Были воинственные полторы тысячи лет назад? Они и сейчас воинственны. А что упрекать? Разве другие народы были не воинственные?

– Но мы же признаем Ветхий Завет и часто употребляем его в богослужении.

– Верно, но наше отношение к ветхозаветным и новозаветным текстам совершенно разное. И тот и другой источник – Священное Писание. Ветхозаветный источник – это огромное историческое наследие иудейского народа и других, в том числе нашего, но это не источник наших нравственных принципов.

– Но ведь это Писание, а оно, как мы знаем, богодухновенно.

– Да, богодухновенно, и в Писании авторы многочисленных книг рассказывают о том, что было. Вот так велась война полторы тысячи лет назад:происходило истребление мужчин, женщин и детей. В других случаях мужчин и мальчиков истребляли, а женщин брали себе. Да, так тогда велись войны. Богодухновенно это? Но как было, так и написано.

– То есть это нужно воспринимать как историю?

– Совершенно справедливо.

– Вопрос о крещении. Мы крестимся и идем спасению, а что будет с некрещеными людьми?

– А это не наш вопрос. Это знание нам в принципе недоступно. Когда мы говорим о познании, мы, как разумные люди, ставим также границы познания. Вот только что я говорил о человеке, который непостижим, как планета Земля, и спрашивать, что с ним будет, значит пытаться засунуть свой нос в глубину непостижимого, скрытого от нас объекта – чужой личности. Церковь говорит нам о том, что происходит внутри нее. Она говорит, что если мы, христиане, будем следовать за Христом, исполнять Его заповеди, реализовывать общение с Ним, нам будет открыто Небо. Слава Богу, мы благодарим Господа за это знание. Но Церковь ничего не говорит о том, что будет с нашим соседом, даже с нашим христианским соседом. Мы желаем друг другу спасения, но предсказывать что-то наподобие мифического Нострадамуса не можем. О себе тоже мы можем не столько предсказывать, сколько остерегаться ошибок и уверенно двигаться по тому пути, который каждому из нас указал Христос. А что будет с соседом, тем более с тем, который еще не вошел в ограду Церкви, мы не знаем.

Мало того, обратите внимание на простейшую вещь. Россия – православная страна, мы очень рады, что здесь присутствует Русская Православная Церковь. Но вспомним, что Русская Православная Церковь возникла тысячу лет назад. А предшествующие тысячи лет все предки нынешних русских людей не были христианами. Они были идолопоклонниками, типичными язычниками. Что будет с ними? Ответа мы не знаем и не можем знать, и не наше это дело. Если мы начнем в это углубляться, то сильно собьемся с маршрута. Все серьезные православные авторы, отвечавшие на этот вопрос в той или иной форме, говорили так: займись собой. Знай себя, и довольно с тебя. Gnothi   se   auton [гноти се аутон] (познай самого себя), как говорил еще Дельфийский оракул. Действительно, если мы будем уклоняться от истины, наше дело плохо. А уклонение от истины кого-то другого – личное дело этого другого. Если он нарушает законы государства, с ним разбирается государство, а нравственная сторона и посмертная судьба человека вне нашего интереса. Мы христиане, нам полностью открыта истина, но, несмотря на это, мы совершаем грехи. Нашим соседям, допустим, мусульманам, истина открыта не полностью, и, несмотря на это, они живут благочестиво. Это надо помнить.

– Мусульмане, конечно, живут по-разному…

– Сами мусульмане бандитов и убийц мусульманами не считают. Когда говорят: вот он христианин, в церковь ходил, а потом спился или кого-то зарезал, то мы отвечаем: он спился или зарезал не в силу того, что он христианин, а в силу его уклонения от христианства. То же любой мусульманин скажет вам про бандитские сообщества, которые под видом ислама совершают страшные преступления.

– Традиционной религией нашей страны считается русское православие. Понятно, что религиозная ситуация в мире различна, но у нас сейчас формируется концепция «русский – значит православный». Как можно объяснить эту идею русского мира?

– «Русский мир» – понятие все-таки более историческое и историко-политическое, нежели религиозное. Под «русским миром» мы понимаем совокупность народов, исторически входивших в состав Российской империи и не отрывавшихся от нее. Есть народы, которые входили в состав Российской империи, но относились к этому негативно, имеют другое религиозное и этническое происхождение. Здесь мы видим совокупность народов России, Белоруссии и Украины в современных политических границах. Народы эти родственны по языку, происхождению и религии. Также туда входит русскоязычное население стран бывшей Российской империи. Например, русское население Казахстана, с ним прекрасные отношения, никаких проблем нет. Можно сказать, что часть населения Казахстана входит в состав русского мира.

– В Казахстане около сорока процентов православных.

– Да, там немало православных, есть православные епархии, митрополия, все идет хорошим путем. А если мы возьмем население балтийских «микроскопических» государств, например Латвии или Эстонии, там тоже есть русское православное население, но сам факт его существования под политической угрозой. Идут гонения на Русскую Церковь, которая в Эстониибыла разделена: часть ее сравнительно недавно передана Константинопольскому Патриархату (это тоже некий политический маневр). И там русский мир под ударом, идет борьба за выживание. Чем кончится дело, мы не знаем. Может статься, что будет исход оттуда. Не удивлюсь, если в недалеком будущем русское население Латвии и Эстонии, а может быть, и Литвы (хотя она менее «зловредна») просто уйдет оттуда, как древние евреи из Египта.

– А правильно ли уходить? Или нужно бороться?

– Хороший вопрос. Вот в чем дело. Правильность не может относиться к злу, когда происходит война, геноцид, истребление народа, гонения на население, исторически жившее там много лет, – что здесь правильного? Здесь может быть только, как говорят военные, отступление с наименьшими потерями. Отступить – это правильно, но это беда, скорбь, потеря дома, Родины. Нехорошо, но что поделаешь.

– Вот на западе Украины много католиков, а ведь те же славяне, наши братья.

– Да, об Украине я говорить не стал: там те же проблемы, возведенные в пятую степень.

– Вопрос телезрителя. Две цитаты из Священного Писания. Одна: «Ищите Царства Небесного, и все это приложится вам»…

– Это сказано о материальных богатствах.

– И вторая: «Живущий по Христу гоним будет». Зритель говорит: «Мне кажется, эти понятия противоречат друг другу».

– Во-первых, не «живущий по Христу», а «всяк желающий жить благочестиво гоним будет» – слова апостола Павла. Когда человек пытается делать выводы на основе Священного Писания, нужно разбираться досконально и быть очень вдумчивым. Любительское богословие крайне опасно. Вопрос, разумеется, задать можно, но строить самостоятельные умозаключения опасно, потому что это уводит человека в сторону. На вопрос же сейчас ответим.

Первые слова Спасителя. Речь шла о материальном приобретении. Этого ищут язычники, это все нужно, но Христос говорит: ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам. Это вопрос об иерархии ценностей. Достаточно понятная концепция. Она не сводится к каким-то правилам, вроде «сейчас пойду искать Царствия Небесного, а на работу не пойду, потому что она сама мне приложится, а я буду читать Псалтирь и Иисусову молитву». Понятно, что это карикатура.

– Кто не работает, тот не ест.

– Совершенно верно, так сказал апостол Павел. Человек во взрослой жизни начинает осознавать, чему придать большее значение, а чему меньшее, на что сделать упор в своей жизни. Если его уволили, он не будет биться головой о пол, крича: я все потерял. Что-то потерял, но далеко не все. А вот если будешь биться головой и пьянствовать после этого, тогда потеряешь гораздо больше.

– В уныние не надо впадать.

– Не требуется глубокомысленных рассуждений, чтобы понять, что такое иерархия ценностей. Теперь о втором высказывании – апостола Павла. Где же здесь прямая связь с первым? Понятно, что апостол говорит о трудностях христианской жизни, об узком пути («Ищите узкие врата», – говорит Спаситель), о неизбежности конфликта человека, идущего христианским путем, со злом этого мира. Зловредные общественные факторы всегда будут существовать. Полного благополучия на христианском пути достичь невозможно. Слово о кресте, погибающем, безумии. Но если подумать, мы не находим противоречия между этими стихами Священного Писания. Как в простой пословице: «В огороде бузина, в Киеве дядька». Приблизительно так.

– Вопрос телезрителя: «В одной передаче я услышал, что лицо священника просияло, переливалось, и в мультфильме “Василий Блаженный” у Василия переливалось лицо. Как это правильно называется и можно ли этого достичь обычному человеку?».

– Образ сияния лица восходит к книге Деяний апостолов, к очень трагичному эпизоду – свидетельству архидиакона Стефана перед синедрионом. Когда Стефан обличал евреев за их неверие, жестокосердие, нежелание услышать голос воскресшего Спасителя, тогда его лицо просияло. После этого Стефан был побит камнями, убит беззаконным образом. Если убийство Спасителя иудейская верхушка провела через римскую власть, то убийство Стефана было беззаконным, как и убийства многих других. Так вот, с тех пор образ просиявшего лица фигурирует в христианских сказаниях, житиях святых. Например, Н.А. Мотовилов рассказывает истории о преподобном Серафиме, и там тоже есть этот элемент. Если мы посмотрим на иконы, то увидим, что лики святых на большинстве икон выписаны ярче, чем фон. Этот художественный прием передает невидимую реальность – сияние, свет. Здесь мы подходим к образу света в христианской эстетике и миропонимании. Аз есмь свет миру (Ин. 8, 12), – говорит Спаситель, и противоположность света и тьмы проходит через всю нашу литургику и богословские суждения. Вот основа этого образа. Мультфильм, конечно, источник средней надежности, а что сказал священник в проповеди, не берусь судить, возможно, речь идет о каком-то зафиксированном факте или впечатлении о ком-то из святых людей.

– В мультфильме просто взяли этот образ, чтобы показать особенность человека.

– Совершенно верно, на то он и мультфильм (говорю без иронии), чтобы графическими, зрительными средствами передать важные, сродственные христианству явления и понятия.

– Можно ли обычному человеку достигнуть такого сияния?

– Если кто-то поставит такую цель, может пойти в магазин за алкоголем, но этого делать не надо. Шучу!

– Тема алкоголя у нас сегодня часто поднимается…

– А что делать, это трагедия России, поэтому вспоминать о ней не вредно. Приходится слышать такие высказывания: сейчас идет Великий пост, я дал зарок не пить, воздерживаться от алкоголя.

– А на Пасху…

– Совершенно точный ответ. Если человек имел проблемы с алкоголем, ни в коем случае нельзя давать таких зароков, потому что на Пасху будет страшная беда. Если же у него не было сложностей, тогда можно наложить на себя такое разумное требование, близкое церковному Уставу. А потом можно снять, если, конечно, нет злоупотребления. К сожалению, злоупотребление очень распространено, так что помните об этой опасности. Предупрежден – значит вооружен.

– В Уставе ведь прописывается, когда разрешается пища с маслом и вино.

– Здесь уже начинаются трудности с восприятием Устава. Патриарх Кирилл в одном из обращений к епархиальному собранию критически заметил, что мы нередко встречаем в прессе дословные цитаты из Типикона в качестве руководства для мирян или для людей, ничего не знающих о Церкви. Написано«допускается вино» – и человек сразу бежит в магазин. Патриарх продолжает: этого делать нельзя, нужно руководствоваться гораздо более осторожной практикой Русской Православной Церкви, взвешенной, ориентированной на нашу жизнь. Устав составлен примерно тысячу лет назад в средиземноморских монастырях. Какое отношение описанный там режим питания имеет к семьям, к гражданским людям, живущим в России сегодня? Да, Русская Церковь настаивает на том, чтобы люди соблюдали посты. Но как они их будут соблюдать, что именно будут есть – пусть получат на это пастырское указание от приходского священника, а не читают то, что газеты перепечатывают из церковных календарей. Печатать могут все что угодно, но ответственность лежит на нас.

– Что такое слезная молитва?

– Слезная молитва предусматривает слезное состояние, когда у человека беда, тяжелое испытание.

– Говорят, что это дар, и сейчас мы его теряем.

– В каком смысле дар… Когда у человека случается горе и у него нет этого дара, он начинает срывать злобу на ближних или уходит в зависимости, пытается забыться, слушает бездарных «психологов» (которые так себя называют, но таковыми не являются) – вс ечто угодно. Если же у него есть этот дар – дар любви к Богу, дар религиозного стремления, он начинает молиться, и молитва становится средством к восстановлению его внутреннего мира, к адекватному восприятию реальности. Будут ли у него слезы в процессе этой молитвы, вопрос второй, но молитва будет та самая, которую можно назвать слезной. Мужчинам слезы менее присущи, чем женщинам, а женщины этим качеством часто злоупотребляют (не в виде молитвы, а в виде скандалов, но это уже другая тема).

– Молитва ведь может быть не только в слезной скорби. Я лично видел, как священник во время Евхаристии молился со слезами. Это не тот ли самый дар?

– Это нечто скрытое. Недаром мы, совершая Евхаристию, стоим вместе с мирянами лицом к востоку. Мы не обращаемся лицом к прихожанам – они наших слез не видят. Но я бы не стал здесь особенно раскрывать этот процесс. Вот есть иконостас, евхаристическая молитва, которую священник при преложении Святых Даров совершает при закрытых Царских вратах. Современная жизнь раскрывает эту завесу. В алтари ставятся телекамеры и на всю Россию или даже на весь мир идет трансляция богослужения: как в нем участвуют священнослужители, стоящие вокруг престола, что позволяет увидеть великое таинство гораздо ближе. И это хорошо, но, как всякое доброе дело, оно должно иметь свою меру. Смотреть и слушать евхаристическую молитву, которая совсем недавно совершалась тайно, прекрасно. Но должна быть некая граница, не нужно лезть в душу священнику и пытать, какие он испытывает чувства. Дело не в том, что я защищаю священническое сословие, просто эмоциональная компонента нашей молитвы отнюдь не главная. В этом православие противоположно католической практике, где акцент делается на стимуляции эмоций. Во-вторых, такая молитва может быть даже вредоносной, если священник или мирянин переоценивает свой эмоциональный порыв, дает ему слишком большой вес. Этого делать не нужно.

– Показуха не нужна.

– Даже не показуха. Вот человек молится и начинает испытывать какие-то чувства. Пусть никто об этом не знает. Но если он или она (женщины к этому более склонны) испытывает мощные эмоциональные впечатления, то поневоле начинает «вестись» на них. Первое время это безвредно, но скоро это входит в привычку, начинает доминировать и уводит в сторону. Мы помним, что христианин не живет эмоциями – ни дурными, ни даже добрыми. Дурных он сторонится, добрые приветствует, но не они составляют направление его жизни, как и не рассудок, а воля. Это три силы души.

Эмоциями мы близки к животному миру, к примеру, легко находим контакт на эмоциональном уровне с домашними животными(и не нужно этого стесняться).

Рассудком мы близки к машинам. Это стало понятно в последние десятилетия благодаря прогрессу ХХ века. Если бы лет сто назад сказали, что изобретут искусственный разум, как бы тогда проверили его разумность? Предложили сыграть в шахматы. Сегодня машина обыгрывает чемпиона мира по шахматам. И не только в шахматы, есть интеллектуальная китайская игра го, очень сложная, и утверждалось, что машина не сможет победить в ней человека. Недавно чемпион мира по го проиграл компьютеру. Вот вам искусственный интеллект. Мы говорим, что это просто перебор вариантов, с этим никто не спорит.Есть очень интересный научно-исторический факт. Великий математик Норберт Винер на самой заре компьютерной эры написал статью «Может ли машина играть в шахматы?». Он говорил: ее можно научить, но она будет играть в шахматы на уровне третьеразрядного игрока, как ребенок. Почему? Потому что у нее нет иного способа игры, кроме перебора вариантов, а на перебор всех вариантов у нее не хватит ни памяти, ни быстродействия. Норберт Винер был математик, и он не предвидел развития физики, то есть собственно технического развития электронных вычислительных средств, того, что крохотная схема сможет содержать информацию практически обо всех жителях Земли. Не мог предположить этого, даже будучи гениальным математиком: это вопрос физики, вопрос техники. А сегодня за тысячу рублей можно купить флешку на 32 гигабайта. Я был программистом с 1971 года, прекрасно помню тогдашнюю вычислительную технику –и тоже не мог себе представить ничего подобного.

– В завершение программы дайте, пожалуйста, наставление нашим телезрителям.

– Дорогие зрители, желаю вам замечательного завершения Великого поста, замечательного прохождения Страстной седмицы. Не упустите богослужений этой седмицы, Великой Субботы, которые бывают один раз в году, и с радостью встречайте Светлое Христово Воскресение. Господь вас всех благословит.

Ведущий: Сергей Платонов
Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать