Беседы с батюшкой. Промысл Божий в жизни человека

1 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Тема сегодняшней передачи и интересная, и очень важная для каждого православного  – «Промысл Божий в жизни человека».

Я понимаю, что есть слова, которые знакомы, может быть, каждому образованному человеку, но вместе с этим мы иногда не вкладываем в эти слова тот истинный смысл, который в них есть. Промысл Божий в жизни человека очень важная составляющая. Что это такое?

– Чтобы ответить на этот вопрос, я заглянул бы немножко в историю отношения человека к существованию Создателя Бога. В XVII–XVIII веках получило развитие философское течение деизм: Бог-часовщик создал этот мир, завел его и, в принципе, никак не вмешивается в происходящее под солнцем. Христианское отношение к Промыслу Божьему совершенно иное. Да, мы верим в Бога, Создателя Вселенной. И человек – венец творения. Но, сотворив этот мир, Бог не оставляет его без Своего промышления.

Посмотрим на икону Андрея Рублева «Святая Троица» (по-другому этот образ называется «Предвечный Совет») – о чем совещалась Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух? Они уже до создания мира положили промышление о том, что в этот мир придет спасение, придет Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы.

Мы, конечно же, верим, что Бог сотворил этот мир. И Он продолжает заботиться о нем через то, что дал нам нравственный закон, установил законы природы. Как для нас важны нормы жизни, правильного поведения, нравственность, так для окружающего мира важны законы природы. Ученые не создают законы, они их открывают и стараются объяснить. Так же и здесь: Господь промышляет о человеке, но нам надо понимать, что Он никогда не вмешивается в свободу человека. Он дает нам условия для того, чтобы мы себя реализовывали.

В Священном Писании есть такие слова Господа: «Если отец и мать тебя забудут, Я никогда не забуду тебя». И в Новом Завете Спаситель говорит, что Бог печется о животных, а птицы небесные не сеют и не жнут, Отец Небесный питает их; полевые лилии не прядут… А у нас и волосы на главе все сочтены. Это не значит, что Господь знает, сколько волос у каждого на голове, а если волос упал, значит, Бог так захотел. Конечно же, нет. Это иносказание. Господь учит нас всегда доверять тому утверждению, что Он заботится о нас и никогда нас не бросает.

– То есть можно сказать, что Промысл – это то, что мы называем попечением; это забота Господа о нас. Правильно?

– Да, это забота Бога о человеке.

– Но очень распространен вопрос: почему же в моей жизни происходит столько бед, которые никоим образом не соответствуют моему представлению о счастье? Более того, возникают серьезные испытания. Что в этом случае делать?

Ответим на этот вопрос после телефонного звонка.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос, можно сказать, богословский. Когда Денница пал, зло вошло в него или оно в нем было? И это был Промысл Божий? И второй вопрос. Грехопадение человека – это тоже Промысл Божий или можно было обойтись без этого?»

– Есть такое утверждение: Бог все предвидит, но не все предопределяет. Это говорит о том, что в деле спасения человеческого рода, в деле спасения каждого человека есть два фактора: Промысл Божий о человеке и его свободная воля. Куда человек повернет – от этого будет зависеть его дальнейшее пребывание как в этом мире, так и в том. Господь дает ситуации. Например, Господь дал какую-то ситуацию – как я в ней поступил? Если по-злому – значит, буду пожинать плоды зла.

Вообще христианское богословие говорит, что зло нематериально, зло – это нарушение благих заповедей Господних; зло – это мое волеизъявление, принятие или непринятие Бога в своей жизни. И ангелы были сотворены тоже свободными и употребили свою свободу, чтобы противостать  Богу. Была часть ангелов, которые свою свободу использовали по-другому – встали на защиту Создателя и всего того мироустройства, которое было Создателем задумано.

В человеческой жизни то же самое: мы зависим от своей свободы выбора. По тому, каким путем человек идет – широким или узким, – и конец определится. Мы всегда зависим от обстоятельств окружающей нас среды, законов природы. Многие ученые называли эти законы железными, потому что их невозможно изменить. Как вы своими силами поменяете закон всемирного тяготения? А закон термодинамики?..

И третье обстоятельство, которое так или иначе влияет на нашу жизнь, – это когда мы можем подпадать под волю злых людей, войны, несправедливость и прочее. Я отвечаю тоже по-философски, нельзя однобоко ответить на этот вопрос, он очень сложный. Так как нельзя понять до конца Промысл Божий. Пройдет какое-то время, и мы начинаем осознавать: «Вот для чего Господь мне это дал!» Сначала человек даже не понимает, что произошло в его жизни, начинает скорбеть, если кого-то потерял; или жизненные обстоятельства заставляют задуматься: «Почему так произошло? Неужели Бог не видит?» Бог все видит. Но со временем мы начинаем понимать, что это было не случайно. Поэтому нам надо учиться смотреть на жизнь не узким взглядом, а более широким. Вот так я ответил бы на этот вопрос.

– Получается, что и на мой вопрос Вы ответили. Здесь возникает еще один аспект.  Вы говорите о принятии Бога в свою жизнь. Мы, что греха таить, очень часто ставим себя в позицию господина своей жизни. И если что-то не так творится в моей жизни, то в этом виноват не я, но обстоятельства (как минимум). Или часто мы слышим обвинения Бога: «Он меня забыл. Где справедливость?» И прочие подобные утверждения. Эти обвинения, которые мы выдвигаем, происходят от нашей злой воли? Или, может быть, просто от нашего незнания или неприятия Господа в свою жизнь полностью?..

– Посмотрите на семейную жизнь. Дети учатся быть послушными своим родителям. Иногда, когда мамочка приносит своего ребенка на прививку или уколы, она ведь понимает, что ребенку будет больно, он заплачет. Но она знает, что без этого он не выздоровеет. Так же и здесь: мы часто получаем «уколы» жизни. В определенных философских течениях слово «судьба» понимается как предопределение: если тебе назначено это – ты не отвертишься, так сказать. А я понимаю слово «судьба» как суд Божий обо мне. То есть Господь заботится обо мне, ставя меня в определенные рамки, и смотрит: я учусь или не учусь быть мужественнее, терпимее? Учусь ли я принимать Его?..

Что самое главное? В человеке часто живет гордость, а гордость не дает видеть определенные очевидные вещи. Что такое гордость? Есть тщеславие, есть любоначалие; это проявление разных сторон человеческого греховного характера. А гордость – это когда я – центр мира. «Какой-то Бог мне будет указывать, вмешиваться в мою жизнь?» Все-таки Христос нас учит быть покорными Его словам, прислушиваться к Нему. Вся наша жизнь на этом построена.

– Вопрос телезрительницы: «Почему в юности очень чистые помыслы, все добры, а как старше человек становится, Промысл Божий уходит от него? Откуда это зло в человеке появляется? И второй вопрос. Например, советское время – это ведь тоже Промысл Божий, раз пришла коммунистическая власть, которая принесла людям, в общем-то, очень много добра. И почему  сегодня очень много зла в жизни?»

– Я хотел бы сказать, что человек приходит в этот мир уже поврежденный грехом. Мы видим это на наших детях: сегодня ребеночек чистый, а через какое-то время он подрастает и начинает проявлять свой характер, ревновать, начинает показывать свое «я». Далее юношеский максимализм развивается. И как снежный ком... С одной стороны, человек учится на своих ошибках, а с другой стороны, он получает жизненный опыт. Уходит ли Промысл Божий со временем? Конечно же, нет! Может быть, просто мы начинаем его не замечать?

Есть такой фольклор. Жил один человек, жил очень сложно, и Господь после всего, что он перенес, призывает его. Он Богу говорит: «Господи, где же Ты был? Я столько страдал, столько переживал!» Господь показывает ему берег моря: «Видишь, вот твои следы, вот Мои следы, Я с тобою вместе».  –  «Господи, а вот здесь только мои следы». –  «Это Я нес тебя на руках».

К чему я хочу подвести? Мы с вами в суете, в болезнях (если мы говорим о возрасте, то понятно, что тогда и болезни, и характер у нас портится) не замечаем Промысла Божия, лишаемся той тонкости, которая может быть в человеке...

Вы говорите о властях. Да, в советское время много хорошего было сделано. Но не забывайте, сколько было положено на алтарь душ человеческих в первое время после семнадцатого года. А лагеря, где над людьми издевались? И не имели значения ни знаменитость (не буду называть имена знаменитых актеров, певцов), ни сан. А что говорить про духовенство? – Просто вырезали… На территории Приморского края орудовали бандиты, которые вырезали семьи священников: просто заходили в дом и без разбору резали священника, матушку и детей. Неужели вы думаете, что эта кровь будет незамеченной? Нет. Да, был какой-то расцвет. Строй ушел, сейчас совершенно другие времена. Из Священного Писания вы знаете: из-за того, что в людях не будет любви, умножатся беззакония. Где любовь сейчас? Только жизнь для себя...

– Жизнь каждого человека – это путь, по которому он идет либо с Богом, либо (так как он свободный человек) без Бога…У нас есть фильм (он так и называется «Путь»), который рассказывает и о Вашем пути тоже, и о той беде, которая случилась в Южно-Сахалинске. У нас есть возможность посмотреть этот фильм, давайте его вместе посмотрим и потом обсудим. Наших телезрителей я тоже приглашаю к просмотру. Фильм называется «Путь».

Показ фильма о расстрелянной в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска 9 февраля 2014 году монахине Людмиле (Пряшниковой).

– ...Мы продолжаем тему о Промысле Божьем. Кроме Вашей мамы был еще один человек, который оказался в этом храме. Его звали Владимир. О его судьбе что-нибудь известно?

– Этот фильм создан благодаря удивительному человеку, профессионалу своего дела Юлии Вятржик. Мы ко второй годовщине его сняли. Знаете, если брать мою маму, то она была частью Церкви, она стала монахиней. Владимир – человек на первый взгляд, можно сказать, случайный в этой ситуации. Но для Бога ничего не бывает случайного. Он родом с Украины, вырос в семье военных. У него живы родители, они тоже несут крест потери своего сына. Он многое пережил в своей жизни... Он был очень добрым человеком. Мама мне рассказывала случаи, когда он, находясь сам в трудных жизненных ситуациях, заботился о тех, кто находился рядом с ним. В тот день (мы не знаем, как он для него начался, мы много чего о нем не знаем) он стоял возле ворот храма вместе со своими, может быть, друзьями... Но именно он первый побежал в храм, именно он не побоялся первым встать перед убийцей и спасти шесть жизней, потому что его буквально изрешетили. Это событие мы будем вспоминать очень скоро, 9 февраля. Пять лет прошло... Вроде бы мирное время. Мы вспоминали уже некоторых священнослужителей, которые погибли... Вспомните, как в прошлом году женщины были расстреляны в Дагестане, выходя из храма. То есть какая-то цепь подобного продолжается. И понять до конца этот Промысл, я думаю, невозможно...

– Вопрос телезрительницы из Абхазии: «Иисус Христос говорил, что ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией. Что означают эти слова?»

– Я уже частично отвечал на этот вопрос… Это иносказание. То есть Бог заботится о нас в любой ситуации. А любит нас, наверное, больше тогда, когда мы от Него как-то уходим. Вспомните притчу о блудном сыне – это прообраз людей и Создателя.

– Часто в нашей жизни происходят такие испытания, которых нам все-таки хотелось бы избежать. Например, когда я лечу в самолете, я молюсь. И вижу, что люди во время взлета сидят сосредоточенно. Я понимаю, что многие в этот момент как-то пытаются связаться с Высшим Разумом, чтобы наш самолет не разбился и так далее. Но возможно ли такое представление, что наша жизнь может измениться по воле Божией, если я просто помолюсь?..

 Ответим после телефонного звонка.

Вопрос телезрительницы из Красноярска: «Я тоже задавала вопрос: почему в моей жизни так произошло? Когда мне было два года, сгорела моя мама и меня взяла другая женщина. Я была предана ей, очень любила ее, нежно к ней относилась. И вот она заболела деменцией, одиннадцать лет была в тяжелом состоянии. Врачи не предпринимали ничего, не давали ей лекарства. По трое суток она кричала. Чего только не было!.. У меня началась аритмия. Я сильно плакала. Я не могу даже сказать всего, что со мной было... Два месяца, как ушла мама. Я все время задавала вопрос: для чего мне это?.. Мамы нет два месяца, а у меня перед глазами все как на пленке. Душа болит, совесть указывает: «Ты могла так и так поступить…» А я так не поступила. Теперь я больше молюсь, это меня приблизило к Богу. Не знаю, как дальше, но в настоящее время у меня открывается больше к Богу любовь...»

– Есть такая мудрость: «Если вы увидите доброго человека, знайте, что он в этой жизни очень многое претерпел». Эти слова не случайны. Я хочу сказать, что Господь дает нам пережить болезнь родителей, потерю любимых, наверное, для того, чтобы мы стали взрослее, чтобы мы прошли через что-то, чтобы мы научились бережно относиться и к своей жизни. Для чего Господь дает болезни детей, болезни близких? Наверное, для того, чтобы мы показали себя, какие мы есть на самом деле. Ведь можно крест сбросить с себя и сказать: «Мне это не нужно».

Вы задаете вопрос: «Почему?»  Пожалуйста, не задавайте его никогда. Задавайте Богу (если можно Ему задавать вопросы) вопрос: «Господи, для чего Ты мне послал это испытание? Что Ты хочешь мне показать? Чему хочешь научить?» Ведь жизнь – это школа, а смерть – это экзамен нашей жизни; я всегда об этом говорю, мне нравится это выражение.

Люди часто задают вопросы, на которые невозможно ответить здесь и сейчас. Я человек такой же, как и вы, несмотря на то, что священник. Но я тоже не могу ответить на всё. Я могу предположить, почему Господь так сделал. С другой стороны, Вы же понимаете, что мы живем в несовершенном мире, где есть и смерть, и болезни. Но ведь Господь – Спаситель, Он приходил в этот мир и указал путь, по которому мы должны идти. «Кто хочет идти за Мною, возьми крест свой и следуй за Мной».

Господь не сказал, что мы здесь будем жить вольготно, счастливо и без всяких испытаний. Наоборот, посмотрите, как Его гнали! А что делали с апостолами? А как издевались над теми, кто шел за апостолами? Мужи апостольские, мученики первых христианских времен... Это наша жизнь, ее надо постараться принимать, вынося из этого какие-то жизненные испытания. Поэтому будем надеяться, что Господь даст Вам утешение. И хорошо, что, несмотря на все испытания, Вы все-таки приблизились к Богу.

– Вернемся к моему вопросу... Мы все очень надеемся на конкретное вмешательство Господа в нашу жизнь, чтобы Он спас нас прямо сейчас от неминуемой гибели...

– Господь Своей властью дает жизнь человеку. Нас же никто не спрашивает, хотим мы  прийти в этот мир или не хотим, но мы подчиняемся Божьему закону, закону природы, любви своих родителей, потому что ребенок рождается в любви отца и матери. Я всегда говорю: недаром рожденные дети плачут. Почему они плачут? Потому что они понимают, что им предстоит пережить. И когда уходить из этой жизни, нас тоже никто не спросит. Я вспоминаю такие слова: «На выход! Но без вещей». Потому что в тот мир мы ничего не возьмем, кроме своей доброты, кроме своих добрых дел.

Конечно, Господь промышляет о нас. Но в начале беседы я сказал, что есть некоторые факторы, которые влияют на мою жизнь: моя свобода, природа, окружающий мир… И, конечно, человеческий фактор. Здесь очень важно, кому мы доверяем свою жизнь – профессиональному водителю (доктору, пилоту воздушного судна) или сумасшедшему человеку.

Рамки жизни и смерти – вне нашей компетенции, если только человек сам не обрывает свою жизнь, сам не сокращает ее (вредными привычками). Видите, тут комплекс причин, нельзя ответить однозначно… Может ли Бог вмешиваться? Иногда исключительные случаи бывают, и мы их называем чудесами. Вот и все. Это уже Он так захотел сделать, от нас это не зависит.

– Если точно отдать себя в руки Божии и понимать, что Промысл – это прежде всего попечение о тебе, забота Господа, любящего Отца, и ты, как любящий сын, полностью Ему доверяешь, тогда получается, что все христианские добродетели сюда прикладываются. Значит, во мне есть смирение и другие христианские добродетели, о которых можно только мечтать...

– Да, все начинается со смирения. Человек, который приходит к Богу, с чего начинает свой путь, шествие к Нему? С покаяния, со смирения, с осознания: «Господи, я недостойный. Я столько нехороших моментов в своей жизни допустил, обидел Тебя, обидел близких. Пожалуйста, прими меня». Ведь к этому надо прийти, надо смириться и сказать: «Я готов, Господи, поучаствуй в моей жизни». Поэтому, конечно, принятие Бога как Отца, как Промыслителя – это тоже некое смирение, доверие Ему.

Что такое вера? Это же не просто: «Господи, я верю, что Ты есть». Вера (я всегда говорю) – это доверие. Люблю приводить яркий пример. Когда отец играет со своим сынишкой, он подбрасывает его в небо. Сын же не задумывается, поймает его отец или не поймает, – он уверен в отцовских руках... Конечно, тяжело смириться с болезнью, тяжело смириться со злобой близких. Но, наверное, это жизненные звоночки, которые нам очень необходимы. Поверьте, испытания, искушения есть у любого человека, даже у того человека, который вам с амвона говорит о смирении, – в его жизни, поверьте, такого бывает даже больше, чем у вас.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «В начале передачи отец Филарет сказал про Совет Святой Троицы, что Совет был о спасении человека. То есть тогда уже Троица предусмотрела, что человек дойдет до грехопадения? Или нет?»

– Нет, эта икона называется «Предвечный Совет». Если Вы посмотрите, как толкуется вообще это понятие, там есть и момент творения мира: Отец, Сын и Святой Дух являются началом нашего видимого бытия. Но там была еще одна мысль: в созданный Богом мир придет Сын Божий. Это основная идея, основная мысль. Я тоже говорю: Бог все предвидит, но не все предопределяет. Знали, не знали – какая нам разница? Мы просто должны понимать, что Предвечный Совет уготовал все то, как мы живем сейчас: в благодатном общении с нашим Создателем. В мир пришел Христос, Спаситель, Который сказал: «Не оставлю вас, сирых, никогда. Пройдя этот путь, вы придете ко Мне. Я жду вас там». Вот это самое важное. А грех, ангелы, Денница – да, мы читаем эту Священную историю, но, может быть, было все намного запутаннее, чем нам это кажется. Но самая главная идея Предвечного Совета: в мир придет Сын Божий, Бог станет Человеком.

– Кстати, еще один момент. Помните эпизод в Библии: сколько праведников необходимо для того, чтобы город был спасен? Пятьдесят? Сорок? Тридцать? Десять? – И в этом случае город не будет уничтожен... Мы ведь не знаем о том, сколько воли и сколько терпения по отношению к нашему греховному состоянию есть у Бога. Потому что так любить, чтобы столько терпеть наши прегрешения, – это, конечно, нужно быть очень любящим Отцом...

– Тема сложная, и об этом можно говорить бесконечно… Потому что огромное количество людей задаются этими вопросами. Я всегда говорю, что не существует универсальных ответов, вот в чем дело. Потому что каждая семья, каждая жизненная ситуация – это жизненная ситуация этой семьи, этого рода, этого человека. Что влияло, как влияло – здесь целая глубина. Поэтому мы очерчиваем какие-то общие моменты, а что касается всего остального – нужно подходить к этому индивидуально, обратиться к священнику, к духовнику, к старцам.

– Скажем, я в ответе за свою семью. Насколько я вообще ничего не должен делать сам, уповая только на помощь Божию, на Его провидение, на Его заботу обо мне? И тогда я, что называется, умываю руки, ничего не делаю, а только прошу помощи Божией...

– В чем смысл всех наших страданий? Мы с вами постоянно говорим, что страдания человеческие, болезни, лишения имеют определенный вес в деле спасения человеческой души. Это очищение, это возвышение, это изменение. Ведь Бог хочет спастись всем, и это есть в Священном Писании: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и в разум истины пришли». А мы же все по-разному к Нему приходим. Хорошо, если по вере: я поверил, принял Его, и мне уже никакие чудеса, испытания не очень важны. А те, которые приходят из-за каких-то испытаний? Дай Бог, чтобы они свою веру сохраняли, потому что часто бывает так, что как только минуло все, ты вроде как освободился, и все...

Надо всегда осознавать, что Господь слышит. И если Он что-то дает пережить, Он даст и силы это перенести. Еще раз хочу сказать, что все познается со временем. Сегодня на эмоциях, сегодня можно высказать какие-то мысли, а потом приходишь и говоришь: «Господи, прости меня за мое малодушие, мое маловерие». Это наша жизнь.

– Мы знаем очень много молитв, и в молитвенном правиле (вечернем и утреннем) много молитв. Но можно ли иногда молиться своими словами? Могу ли я просто просить Господа о том, чтобы Он простил меня в моих испытаниях? Потому что испытаний много, и очень тяжелых. Слава Богу, у нас все в порядке, а ведь есть люди, у которых очень много бед.

– Знаете, мы часто Бога используем как киоск для исполнения каких-то требований: подай, принеси... Был такой человек Клайв Стейплз Льюис, пусть он не православный, но мысли у него глубокие, православные… Он писал в одном из своих сочинений, что если можно, не проси у неба ничего земного; земного небо не дает. Мы должны, наверное, просто сказать своими словами: «Господи, я перед Тобой. Конечно, Господи, я хочу и то, и за детей переживаю. Но ты, Господи, управляй, пожалуйста, моей жизнью. Я буду трудиться, я буду заботиться, я буду стараться быть настоящим христианином, но Ты, пожалуйста, не оставь меня». И поверьте, тогда мы увидим Промысл Божий, мы начнем чувствовать его в своем сердце.

– Чувствовать... Это все-таки совершенно удивительная тема. Я всегда хотел, чтобы был какой-то четкий и ясный вывод в передаче, потому что хочется логически все понять. Но, подводя итоги сегодняшней передачи, я понимаю, что в разговоре о Промысле Божьем нельзя включать логику, только веру, доверие Господу. Почувствовать Промысл Божий, заботу Бога обо мне и обо всех можно действительно не логикой, а сердечным пониманием. И молитва в этом случае у нас будет умной и сердечной.

Спасибо большое, отец Филарет! И спасибо большое за фильм, я как-то по-новому увидел Ваше служение... Благословите наших телезрителей.

– Мои слова будут короткие, но теплые для каждого из вас. Дорогие мои, храните себя, и пусть Господь тоже бережет вас на всех путях вашей жизни.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать