Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Отец Александр, в прошлой программе мы обсудили, что не стоит создавать лишний пиар этому фильму, тем самым мы просто отодвинем интерес к нему и, можно сказать, убережем паству: молодые овцы не пойдут на этот фильм.
В чем вообще опасность этого фильма? Что Вы можете сказать по этому поводу как историк? Соответствует ли фильм действительности? Был ли такой момент в действительности?
– Во-первых, как я уже сказал, не надо давать повода ищущим повода. Мы должны следовать этой рекомендации, которая верна и житейски, и находит подтверждение в Священном Писании и Священном Предании. Я не хочу говорить о соответствии или несоответствии исторической действительности фильма, который еще не вышел на экраны. По трейлеру мы ничего сказать не можем.
– Владыка Иларион сказал, что соответствия нет.
– Владыка Иларион смотрел фильм, поэтому он имеет больше оснований давать те или иные комментарии.
Что касается существа высказываемого несогласия и обиды, то вот о чем я подумал: мы хотим, чтобы святой человек был нам представлен как человек «дистиллированный», совершенный во всем, с самого начала: от рождения до кончины не знавший никакого изъяна. Так не бывает. Православная догматика нам с уверенностью говорит, что есть только один безгрешный человек – это Спаситель. Святые не были людьми не грешащими. У каждого имеется тот или иной свой грех, который преодолевался в ходе земной жизни; и происходило приближение к Богу. Никаким исключением государь-император Николай II в этой ситуации не является.
Представим себе картину, при которой, например, князь Владимир, который принес христианство на наши земли, изображался бы в каком-нибудь апологетическом фильме как человек, который не был многоженцем, не был в некотором смысле разбойником: хищником, убийцей. А что же он тогда преодолевал? Как он стал святым? От самого начала? Не принимал по средам и пятницам молоко во утробе? Да был он воином.
– Но человеку такие фильмы все равно нужны? Прививка, наверное?
– Я этого не говорил. Я сказал, что мы должны смотреть на исторических персонажей в их полноте и не делать из них агитационную картинку. Кроме всего прочего, есть, например, любимая песня всех семинаристов и очень многих православных людей «Жило двенадцать разбойников», в которой рассказывается, как некий разбойник Кудеяр стал в конце концов иноком Питиримом. Если бы он не был Кудеяром, то ничего знаменитого и замечательного в том, что он стал иноком, нет. Произошло преодоление, произошла победа над собой – грех оказался уничтожен. Так история этого духовного становления очень важна.
Наши святые люди – это не прилизанные матрешки, которых с какой стороны ни возьми, с какой ни погладь, они абсолютно глянцевые. Святые не глянцевые люди, они вели борьбу с грехом, об этом не надо забывать.
– Если так относиться к картине «Матильда», давайте тогда возьмемся за пушкинского «Моцарта и Сальери», который не соответствует истине, или за его же «Бориса Годунова»? Все-таки должен ли быть творческий вымысел?
– Человек имеет право (и для этого и снимает кино), чтобы нечто сказать. И у него есть какое-то творческое представление, которое может не соотноситься с нашим. Нам может быть обидно и может не нравиться, как этот человек видит того, кто дорог для нас. Наше поле полемики с режиссером – это не содействовать его аресту и задержанию. Если он нарушил закон, тогда пусть отвечает перед законом.
Как мне представляется, если у нас иное художественное видение, которое проистекает из какого-то нашего духовного видения, так снимите прекрасный фильм, о котором бы заговорила вся страна. Покажите государя так, как вы его видите. Чтобы вся страна об этом говорила, а люди атеистические говорили бы, например: «Ох, оскорблены наши чувства! Нам его показывают как святого, а он никакой не святой».
Вот тогда мы будем не бороться полицейскими методами, а побеждать интеллектуально и действительно силой духа, а не через свисток городового.
Записала Ксения Сосновская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 2
Плод веры. Директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексей Капустин. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!