Сегодня мы в городе Сургуте в гостях у семьи протоиерея Сергия Глухарева и его жены, матушки Надежды. Отец Сергий – клирик женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Умиление», только вернулся со службы. Его возвращение домой – всегда радость для жены и сына Гриши. Гриша – третий из четверых сыновей отца Сергия и матушки Надежды. Трое остальных живут своими семьями и, как отец, служат Богу и людям – отец Димитрий, отец Константин и отец Николай, все клирики Ханты-Мансийской епархии.
Матушка Надежда:
– Как они сами говорят, это по молитвам мамы, потому что я очень хотела, чтобы они стали священниками. У нас не было какого-то давления.
Протоиерей Сергий:
– Мне нравится, когда они рядом, служат – я буду самый последний стоять, лишь бы рядом с ними служить. Это жизнь дает.
Матушка Надежда:
– Я не знаю, как они стали священниками. Мы просто жили, свой пример, возможно, был. Очень любили и любим наших ребятишек.
Все-таки трудно оспорить истину, что детство – утро жизни и что именно его атмосфера, ощущения так или иначе влияют потом на взрослую жизнь. Матушка Надежда это хорошо знает на своем опыте.
Матушка Надежда:
– Родом я из Курганской области, Каргапольский район, деревня Тукманное – замечательная деревня. Там я прожила до трех лет, родители увезли нас в Челябинскую область, город Еманжелинск... У меня спрашивают, в какой семье росла, я говорю: «Я росла в благочестивой семье». У нас была хорошая семья, я не помню, чтобы родители когда-то ругались; может быть, в молодости что-то было – я этого не знаю.
В этой благочестивой семье выросли пять дочерей – в заботе, любви и вере, которую привила мама.
Матушка Надежда:
– Мама читала молитвы и нас учила. Конечно, она водила нас на причастие. Я была изгоем в классе – дочь богомолки.
– Как это проявлялось?
Матушка Надежда:
– Бойкот, игнорировали, даже побивали, поколачивали. Была в синяках, царапинах, папа пошел к участковому милиционеру, тот пришел в школу. В школе вызвали всех родителей учеников с нами вместе, после собрания классный руководитель поставил всем двойки по поведению, мне в том числе.
Несмотря на то что дома любовь родителей укрывала и защищала, обида на одноклассников, на несправедливость взрослых все равно оставалась в душе девочки. Надежда росла – и обида вместе с ней.
Матушка Надежда:
– Потом я на весь мир обижалась: что-то мне не так сказали, не так посмотрели. Я не выказывала, но внутри все это носила, плакала, страдала.
Болезненная обидчивость настолько укоренилась, что даже после школы, во время учебы в Челябинском машиностроительном техникуме, где буллинга не было, давала о себе знать.
Матушка Надежда:
– Мне все время казалось, что на меня не так посмотрели, что, наверно, плохо обо мне думают, что я что-то не так сделала, какое-то чувство вины было.
После окончания техникума Надежда три года жила в Сургуте. В этом городе жила одна из сестер. Потом уехала в Урай к старшим сестрам и навстречу своей судьбе. Яркая, артистичная, Надежда всегда участвовала в художественной самодеятельности, пела, танцевала. На одном из таких вечеров ее и увидел Сергей Глухарев.
Протоиерей Сергий:
– Я ее увидел и говорю: «Вот эта будет моей женой». А она была ведущей – красивая такая, ее признали королевой бала.
Матушка Надежда:
– Молодой парень мне приносит шоколадку и показывает, от кого – тот сидит, машет мне ручкой. Я тоже помахала рукой. Он подошел: «Ты меня не помнишь?» Я говорю: «Нет». «Ты же мне какой-то сюрприз давала».
Через полгода молодой человек сделал предложение, от которого девушка не смогла отказаться. Любовь уже вступила в свои права. Сначала Глухаревы немного пожили на родине мужа – в Башкирии. Но Север все-таки перетянул обратно. Город Покачи стал новым местом жительства и точкой отсчета нового периода жизни. В Покачах Сергей и Надежда оказались в команде первооткрывателей городского телевидения. Она – ведущая, он – оператор. На эфиры приходили разные гости, в том числе и верующие. К примеру, Мария Васильевна Красильникова, геолог по специальности, рассказывала о церковных праздниках.
Матушка Надежда:
– Мы ездили снимать праздники в Сургут, Нижневартовск – Пасху, Рождество. Решили с ней создать православную общину.
Регистрировать общину надо было в Тобольске – в то время в центре епархии. За одно там и повенчаемся, решили супруги. Приехали в Тобольск за день до Великого поста. «Попробуйте поговорить с владыкой Димитрием; может, разрешит» – посоветовали им.
Матушка Надежда:
– Мы записались. Много народу сидело к нему, семейные пары. Он со списком выходит и говорит: «Кто здесь Глухаревы?» Мы говорим: «Мы». «Глухаревых приму, остальные давайте завтра, потому что у меня в пять часов вечерняя служба».
Два часа разговора с владыкой Димитрием закончились неожиданно.
Матушка Надежда:
– «Я вас приглашаю в семинарию потрудиться». Как обухом по голове. Какая семинария? Я говорю: «Я не согласна». А он говорит: «А я согласен».
Протоиерей Сергий:
– Я с детства об этом мечтал. Вспомнил, мне было лет пять-шесть.
Яркое воспоминание раннего детства – поездка с семьей к крестному в Троице-Сергиеву лавру.
Протоиерей Сергий:
– Я помню, что причащался там, архимандрит или епископ причащал. Темно, полумрак, помню, он в клобуке меня из ложечки причащал. С ним был послушник в скуфье, в подряснике. Я на него смотрел большими глазами и говорил: «Я тоже так хочу». Через двадцать пять лет это случилось. Я понял одну простую истину: что бы ты ни хотел – Господь исполнит всегда. Когда это будет – одному Богу известно, но это случится.
Сергей остался в Тобольске, Надежда уехала обратно в Покачи, но долго там без него не выдержала. На весенних каникулах примчалась с детьми к мужу и отцу.
Матушка Надежда:
– Мы попали к владыке. Я говорю: «Не могу без него. Как быть?» Он говорит: «Приезжайте сюда». Великим постом мы с ребятишками уже уехали из Покачей, устроились в тобольскую 13-ю школу.
Она только начала воцерковляться, только приходить к таинствам. Мир Церкви открывался постепенно, а светский мир отпускать не хотел.
Матушка Надежда:
– Стою в храме. Пришла молодая пара – девушка и парень. Она накрашенная. Какая мне служба, какая молитва? Я сужу их, хочется их из храма выгнать – нельзя же так делать, накрашенной приходить... Идет отец Виктор Нагайцев (хороший батюшка – он до сих пор жив, лет под девяносто ему), я думаю, сейчас пожалуюсь, он их выгонит из храма. Говорю: «Отец Виктор, видите – накрашенная». Он наклоняется и говорит: «Матушка, сегодня накрашенная, завтра накрашенная, а послезавтра нет. А сама-то давно бросила краситься?» Господи, как мне стыдно стало! Осадил меня.
А потом она сама себя стала одергивать. Прежде всего свои мысли, далеко не духовные, которые буквально атакуют во время службы.
Матушка Надежда:
– Как-то невольно начинаю смотреть, кто в чем пришел, кто как молится. Закрываю глаза в пол, стараюсь не смотреть, но нет-нет, да и посмотрю опять, говорю: «Господи, прости». На исповеди все это говорю, мне стыдно за свои поступки. Порок осуждения нехороший – стыдно всегда, что я осуждаю. Я-то при этом какая, что из себя представляю?
Благодать Божия незаметно направляет в правильное русло – и мысли, и действия. Так, по благословению владыки Димитрия, супруги повенчались той же весной, после Великого поста.
Протоиерей Сергий:
– Когда я стал диаконом, моя мама мне говорит: «Мы ведь с отцом венчанные». Для меня это была радость.
Отца Сергия рукоположили во диаконы в Тобольске в 1992 году, а через полтора года на Пасху – в иереи. После рукоположения шесть лет служения в Ишиме, потом в селе Бердюжье Тюменской области. Там организовывали православную общину, с которой вместе достраивали храм. А десять лет назад, поблагодарив митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия за все, приняли приглашение митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла и переехали туда, где уже служили их сыновья. Третья беременность матушки Надежды была тяжелой. Ее готовили к кесареву сечению из-за неправильного предлежания ребенка.
Матушка Надежда:
– Батюшка Зосима Тобольский наш говорит: «Ты крести живот, сорок раз «Богородице» читай, чудо тебе поможет. Бог тебе поможет». Как-то заходит врач на обход, а я крещусь как раз. Говорю: «Молитву читаю, чтобы ребенок перевернулся». Его жена сидела на УЗИ. «Пуповина короткая, не перевернется, крести не крести», – сказал он.
Но Гриша перевернулся и не позволил, чтобы маму оперировали, – родился сам. О диагнозе новорожденного врачи сообщили жестко, не щадя чувств матери, и в выписке было написано: «Больше не рожать» (со множеством восклицательных знаков). Но вопреки прогнозам через год и три месяца в семье Глухаревых появился еще один сын – Николай. Грише недавно исполнилось тридцать. Митрополит Павел благословил его носить подрясник, что он и делает с гордостью, а еще Гриша нашел себя в фотографии.
Матушка Надежда:
– Господь с ним. Мы стали ему фотоаппараты хорошие покупать, много наград у него. Сколько людей просят, приглашают его на юбилеи, свадьбы, чтобы Гриша сфотографировал. Летом говорю: «Батюшка, у меня халаты поистрепались, восемь лет назад похудела, надо мне халатики купить». Гриша исчез куда-то, приходит – два халата мне принес...
– Что значит – любить?
Гриша:
– Любить – это отдавать всю свою любовь Богу, а Бог нам дает Свой свет, Свое тепло.
Еще в Бердюжье отец Сергий и матушка Надежда организовали общество «Трезвение», потом и в Сургуте также взяли за основу метод доктора Шичко.
Матушка Надежда:
– При обществе «Трезвение» организовали курсы, которые перешли в курс отца Игоря в Екатеринбурге по избавлению от зависимостей. И от чревоугодия, допустим, от осуждения – какие грехи у нас есть, от таких можно избавиться.
И это матушка Надежда проверила опытным путем. Когда-то обидчивая, осуждающая, с зашкаливающей гордыней, даже в семейных отношениях, она прошла путь тяжелой болезни, перенесла две операции. Когда поднялась – осознала, что не только медицина призвана ей помочь.
Матушка Надежда:
– Наверное, найдешь любые причины: некогда, занятость, болячки… Но просто не пришло ко мне осознание. Однажды я вслух воскликнула: «Почему я раньше не закончила эти курсы! Давно бы не обижалась, не раздражалась».
Ее свекровь называла ее доченькой и всегда похваливала. Сейчас сама матушка Надежда называет доченьками трех своих невесток – трех молодых матушек. Она молилась Пресвятой Богородице, чтобы у ее сыновей были именно такие жены.
Протоиерей Сергий:
– Мне спокойно, когда она рядом. Я всегда переживаю, когда она поедет к детям в Нижневартовск или еще куда-нибудь, в больницу. Когда она дома, рядом, когда в храме – у меня двойная радость.
У матушки Надежды несколько высоких наград – государственных и патриарших, между тем самой большой наградой она считает свою семью.
Матушка Надежда:
– Я думаю, что это мой муж, мои дети, мои девчонки-снохи, мои внуки, мой правнук… Я их очень люблю. Хочу плакать.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 30 апреля 2024 года
Простые истории. Философ Хосе Ортега-и-Гассет
Простые истории. Протоиерей Иоанн Янышев
Простые истории. Купец 1-й гильдии Иван Любимов
Простые истории. Философ Иван Андреевский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!