Храм в честь Державной иконы Божией Матери в селе Батырево в Чувашии – новый, строящийся. Правда, строительство идет долго и с большими искушениями. В 2001 году закладку камня в основании будущего храма совершил митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Строительство вел протоиерей Анатолий Сорокин, который трагически погиб в пасхальные дни 2010 года. Семь долгих лет храм оставался без настоятеля. Только в 2017 году сюда был назначен молодой священник Александр Синяков, буквально накануне рукоположенный в иереи.
Иерей Александр:
– Сейчас мы видим здесь такую красоту... Когда мы приехали, здесь летали голуби. Меня это немножко испугало.
Матушка Мария:
– Он говорит: «Что мы здесь будем делать?» Сел и заплакал. «Не переживай, – говорю, – с Божией помощью будем жить, строить».
Иерей Александр:
– Матушка подошла, слезы вытерла, обняла: «Не переживай, все будет хорошо, вставай. Видишь, лопата есть, ведра – бери, будем убирать мусор».
Несколько лет Александр и Мария Синяковы жили как обычная мирская семья, не предполагая, что вскоре их общий путь сделает крутой поворот.
Матушка Мария:
– Я ему часто говорю: «Как я буду раскладывать свою жизнь, выяснять, почему ты на моем пути появился? Это воля Божья».
Матушка Мария родилась в Москве. Мама – родом из Краснодарского края, папа – из Чувашии. Приехали работать на завод имени Ильича, познакомились, поженились, стали родителями. В Москве Мария провела детство.
Матушка Мария:
– Кружки, танцы, карате (не девчачье занятие). Хотелось, тогда было такое время. Кружок был в школе. Папа приходил, забирал…
Было начало 90-х – самое криминальное время. Заниматься карате Мария начала, чтобы иметь навыки самообороны. Слава Богу, они не пригодились, зато воспитали характер.
Матушка Мария:
– Мы уехали из Москвы, когда я училась в восьмом классе, в деревню». Я говорю: «Я не хочу в деревню, не поеду». Но кто меня одну оставит? Так мы переехали.
Для девочки-подростка смена Москвы на чувашское село стала большим стрессом. Она всей душой стремилась обратно и добилась своего. После девятого класса окончила профессиональное училище по специальности «продавец-кассир» и уехала в Москву. Устроилась в столичный агрохолдинг, где и познакомилась со своим будущим мужем.
Матушка Мария:
– Саша, он не был священником. Когда мы с ним познакомились, его мама говорит: «Ты знаешь, за кого замуж выйдешь?» Я говорю: «За кого?» «За будущего священника». Я говорю: «Да ладно». Не придала этому значения.
Иерей Александр:
– У нас в роду было два священника и одна монахиня. Священников расстреляли, монахиня без вести пропавшая. Милостью Божией память моего рода всплыла. Батюшка Василий (Паскье), архимандрит Свято-Троицкого Чебоксарского монастыря, подарил нам синодик Чебоксарской, Чувашской епархии, где собраны большие сведения о новомучениках и репрессированных людях.
Из этого синодика отец Александр узнал о трагической судьбе представителя своего рода – Синяковского Прокопия Михайловича. Он был старостой церкви в Сыреси – родном селе отца Александра.
Иерей Александр:
– Фамилия наша была изменена (стала Синяковы), хотя когда я поступил в духовное училище, бабушка достала Евангелие XIX века, которое было у этого батюшки (Синяковские отец Иоанн и матушка Евгения). Евангелие хранилось вместе с фотографией на чердаке. Видно, что фотография испорчена.
После школы Александр Синяков хотел поступать в Порецкое профессиональное училище, но родной дядя почему-то предложил ему Чебоксарское духовное училище, и Александр внутренне обрадовался этому предложению. Уже во время учебы в училище понял почему.
Иерей Александр:
– Конечно, благодать держала меня за руку. Я стремился к этому всей душой, понял, что это уже не работа, а любовь моей жизни. Я тогда удивительно чувствовал Небо на земле.
После духовного училища последовала Казанская духовная семинария. Больше всех выбору внука в свое время порадовалась бабушка.
Иерей Александр:
– Она всегда молилась и говорила: «В нашем роду обязательно будет священник». Когда я поступил в духовное училище, она с благодарностью стояла в церкви и говорила: «Свершилось».
Правда, после окончания семинарии Александр священником не стал – не чувствовал себя готовым к принятию такой ответственности перед Богом и людьми. Его путь к служению в Церкви оказался длиной в 12 лет. Из Москвы Александр Синяков привез молодую жену Марию в Порецкое, поближе к своим родителям. Сам же устроился на работу вахтовым методом.
Матушка Мария:
– Получается, что я начала бунт, сказала: «Не хочу быть одна! Как это так – ребенок растет, видит папу через два-три месяца? Так дело не пойдет». Вахта у него была то по два, то по три месяца – все это время его не было с нами.
В Порецком нашлась работа мастером-взрывником в гипсовой шахте. Возможно, Александр остался бы там надолго, если бы не случайность – встреча на улице с благочинным Порецкого района и священником, бывшим однокурсником по Казанской семинарии.
Матушка Мария:
– Батюшка говорит отцу Павлу: «Вот у тебя семинарист бегает». – «Какой семинарист? Как семинарист?» Начали расспрашивать: что, как, зачем, почему… Говорит: «Семь лет отучился». – «Где работаешь?» – «В шахте». – «Как в шахте?!»
Несмотря на внутреннее сопротивление, Александр с Марией проявили послушание и поехали с отцом Павлом к владыке Феодору, епископу Алатырскому и Порецкому.
Матушка Мария:
– Владыка на нас посмотрел: «Вы что хотите? Чего приехали?» – «Не знаем, отец Павел нас привез».
Но вскоре была еще одна встреча с владыкой, которая все и определила. Год потребовался семье, чтобы принять важнейшее в своей жизни решение.
Матушка Мария:
– Отец говорит: «Пойдем, пока благословляют. Давай пойдем не через скорбь, а сами». То есть осознанно.
И городская девочка из невоцерковленной семьи, не знающая жизни Церкви, не умеющая носить длинные юбки и платки, дала согласие стать женой священника.
Матушка Мария:
– Да, любовь была, есть и будет. Как я оставлю своего мужа? Я же давала клятву быть везде с ним – и в горе, и в радости. Может, это его призвание, но он прятался от этого, не пошел сразу в священники… Говорит: «Я такой молодой. Как буду людей учить? Сам еще зеленый».
Храм в селе Батырево – первый и пока единственный в их служении, но именно здесь все, что в жизни других семей рассыпано на годы, у них оказалось сконцентрированным в коротком периоде времени. Пока достраивался священнический дом, они четыре раза меняли жилье.
Матушка Мария:
– После службы или в свободное время Даша хочет гулять, папа говорит: «Пошли, доченька, надо делать перегородки, надо это делать, надо то делать». С Божией помощью – Господь не оставляет. Плитку кто-то из одного магазина пожертвовал, кухню Цветковы пожертвовали, линолеум на второй этаж тоже из магазина пожертвовали. Кто-то лампочки принес, кто-то – другое. Так потихоньку, потихоньку...
Сами выкладывали плитку, стелили теплый пол, вели отделку стен: мастер-классы по Интернету в помощь.
Матушка Мария:
– Когда мы сюда приехали, здесь не было даже газа, отопления – храм топили углем, который ездили покупать. Было резервное электрическое отопление, но за ним надо следить, и за углем надо следить. У нас был кочегар.
После отца Анатолия в храме смогли сделать только временный придел. Молодой настоятель и матушка начали знакомиться с людьми, в том числе с предпринимателями. Посильная помощь на строительство храма пошла.
Матушка Мария:
– Храм и дом не были оформлены. Мы начали делать все документы. Проекта нет, было непонятно, что и где искать. Нам пришлось все делать заново. Мы оформили храм, сейчас все документы есть.
Чтобы накормить строителей, матушка Мария вместе с помощницами прямо на улице варили суп в чане. В условиях строящегося дома ни приготовить, ни усадить за стол возможности не было.
Иерей Александр:
– Я за матушку очень переживал, потому что нагрузка очень серьезная. Слава Богу, она справляется с этой нагрузкой.
Матушка Мария:
– Некогда было унывать и плакать, нужно было жить, строить. Если Господь дал, значит, мы храм достроим потихоньку. Одно сделаем, другое, третье. Господь нас сюда привел, значит, мы здесь нужны.
Иерей Александр:
– Те моменты мне казались сложными, но с молитвой к Богородице они пролетели незаметно. Да, мы расстраивались, думали, как привлечь средства, найти благотворителей, как сделать так, чтобы народ сюда потянулся, чтобы ушел отсюда утешенным.
Теперь там, где летали голуби и лежали груды мусора, красивый придел с новым иконостасом и чудотворной храмовой иконой, к которой притекают люди с благодарностью к Богородице за Ее молитвенный покров. По настоянию матушки храмовую территорию огородили: забор по периметру – это защита от вандалов.
Иерей Александр:
– Духовная и физическая нагрузка в действительности большая – строительство храма, много мероприятий, административной ответственности. Иногда силы заканчиваются. Такая большая загруженность, что не знаешь, за что схватиться, в каком направлении двигаться.
Матушка Мария:
– Отец Александр говорит: «У меня есть золотая бутса». Чтобы он не унывал, встаем – помолились, почитали акафист, перекрестились и поехали туда-сюда.
Отец Александр:
– Ее преданность, отдача, легкость, желание идти за мужем – конечно, это дар Божий.
Даше, старшей дочери, уже 17, она учится в Чебоксарах. Никита пойдет в 6-й класс школы. Настя еще дошкольница. Вроде бы забот у матушки Марии должно хватать.
Матушка Мария:
– Я не могла себя реализовать – жена священника. Говорю: «А я хочу вот это, хочу туда, хочу в цветочки». Спрашиваю мужа: «Отпустишь учиться?» Отпустил. Я на две недели съездила, осталась на месяц в Москве на углубленный курс. Потом говорю: «Хочу на храмовую флористику съездить». Не отпускает.
Иерей Александр:
– Долго приглядывался, но я душой ее не отпускал. Я всегда ее рядом держал и до сих пор не могу далеко отпустить. Если супругу день, два не вижу – для меня это уже тяжело.
То, что ты хранишь в тайне, Господь видит явно, и если в сердце твоем мечта светлая, исполняет ее.
Матушка Мария:
– Я, может, неосознанно когда-то сказала, когда плакала: «Пусть у меня будет муж священник – я его никогда не оставлю». В моем понимании священник – это самое святое, что у нас есть. Он не обманет.
Но священники – не святые, и это матушке Марии в Батырево пришлось с болью пережить. Зато поняла: правда и любовь только в Боге.
Матушка Мария:
– Было такое состояние души: я уехала в мужской монастырь просто помолиться. Мне иногда хочется послушать церковнославянскую службу. Стою на службе, закрыла глаза, молюсь и чувствую, что Чья-то рука гладит меня по голове, и Кто-то говорит: «Все будет хорошо».
Приехала домой и говорю: «Батюшка, а я почувствовала!» Он спрашивает: «Что?» – «Я почувствовала, что на самом деле Господь нас не оставляет, Господь нас с тобой по головке гладит. Ты понимаешь?»
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 30 апреля 2024
Евангелие 29 апреля. Претерпевший же до конца спасется
Церковный календарь 29 апреля. Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник. Мученицы Агапия, Ирина и Хиония
Читаем Апостол. 29 апреля 2024
День ангела. 29 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!