Вторая половина. Матушка Мария Синякова

29 августа 2023 г.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Муж с женой должны быть подобны руке и глазам. Когда руке больно – глаза плачут, а когда глаза плачут – рука вытирает слезы». Этим словам святого примерно полтора тысячелетия, но, если вдуматься, можно ли сейчас, в наше время, точнее определить те отношения, которые делают семью крепкой?

Храм в честь Державной иконы Божией Матери в селе Батырево в Чувашии – новый, строящийся. Правда, строительство идет долго и с большими искушениями. В 2001 году закладку камня в основании будущего храма совершил митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Строительство вел протоиерей Анатолий Сорокин, который трагически погиб в пасхальные дни 2010 года. Семь долгих лет храм оставался без настоятеля. Только в 2017 году сюда был назначен молодой священник Александр Синяков, буквально накануне рукоположенный в иереи.

Иерей Александр:

– Сейчас мы видим здесь такую красоту... Когда мы приехали, здесь летали голуби. Меня это немножко испугало.

Матушка Мария:

– Он говорит: «Что мы здесь будем делать?» Сел и заплакал. «Не переживай, – говорю, – с Божией помощью будем жить, строить».

Иерей Александр:

– Матушка подошла, слезы вытерла, обняла: «Не переживай, все будет хорошо, вставай. Видишь, лопата есть, ведра – бери, будем убирать мусор».

Несколько лет Александр и Мария Синяковы жили как обычная мирская семья, не предполагая, что вскоре их общий путь сделает крутой поворот.

Матушка Мария:

– Я ему часто говорю: «Как я буду раскладывать свою жизнь, выяснять, почему ты на моем пути появился? Это воля Божья».

Матушка Мария родилась в Москве. Мама – родом из Краснодарского края, папа – из Чувашии. Приехали работать на завод имени Ильича, познакомились, поженились, стали родителями. В Москве Мария провела детство.

Матушка Мария:

– Кружки, танцы, карате (не девчачье занятие). Хотелось, тогда было такое время. Кружок был в школе. Папа приходил, забирал…

Было начало 90-х – самое криминальное время. Заниматься карате Мария начала, чтобы иметь навыки самообороны. Слава Богу, они не пригодились, зато воспитали характер.

Матушка Мария:

– Мы уехали из Москвы, когда я училась в восьмом классе, в деревню». Я говорю: «Я не хочу в деревню, не поеду». Но кто меня одну оставит? Так мы переехали.

Для девочки-подростка смена Москвы на чувашское село стала большим стрессом. Она всей душой стремилась обратно и добилась своего. После девятого класса окончила профессиональное училище по специальности «продавец-кассир» и уехала в Москву. Устроилась в столичный агрохолдинг, где и познакомилась со своим будущим мужем.

Матушка Мария:

– Саша, он не был священником. Когда мы с ним познакомились, его мама говорит: «Ты знаешь, за кого замуж выйдешь?» Я говорю: «За кого?» «За будущего священника». Я говорю: «Да ладно». Не придала этому значения.

Иерей Александр:

– У нас в роду было два священника и одна монахиня. Священников расстреляли, монахиня без вести пропавшая. Милостью Божией память моего рода всплыла. Батюшка Василий (Паскье), архимандрит Свято-Троицкого Чебоксарского монастыря, подарил нам синодик Чебоксарской, Чувашской епархии, где собраны большие сведения о новомучениках и репрессированных людях.

Из этого синодика отец Александр узнал о трагической судьбе представителя своего рода – Синяковского Прокопия Михайловича. Он был старостой церкви в Сыреси – родном селе отца Александра.

Иерей Александр:

– Фамилия наша была изменена (стала Синяковы), хотя когда я поступил в духовное училище, бабушка достала Евангелие XIX века, которое было у этого батюшки (Синяковские отец Иоанн и матушка Евгения). Евангелие хранилось вместе с фотографией на чердаке. Видно, что фотография испорчена.

После школы Александр Синяков хотел поступать в Порецкое профессиональное училище, но родной дядя почему-то предложил ему Чебоксарское духовное училище, и Александр внутренне обрадовался этому предложению. Уже во время учебы в училище понял почему.

Иерей Александр:

– Конечно, благодать держала меня за руку. Я стремился к этому всей душой, понял, что это уже не работа, а любовь моей жизни. Я тогда удивительно чувствовал Небо на земле.

После духовного училища последовала Казанская духовная семинария. Больше всех выбору внука в свое время порадовалась бабушка.

Иерей Александр:

– Она всегда молилась и говорила: «В нашем роду обязательно будет священник». Когда я поступил в духовное училище, она с благодарностью стояла в церкви и говорила: «Свершилось».

Правда, после окончания семинарии Александр священником не стал – не чувствовал себя готовым к принятию такой ответственности перед Богом и людьми. Его путь к служению в Церкви оказался длиной в 12 лет. Из Москвы Александр Синяков привез молодую жену Марию в Порецкое, поближе к своим родителям. Сам же устроился на работу вахтовым методом.

Матушка Мария:

– Получается, что я начала бунт, сказала: «Не хочу быть одна! Как это так – ребенок растет, видит папу через два-три месяца? Так дело не пойдет». Вахта у него была то по два, то по три месяца – все это время его не было с нами.

В Порецком нашлась работа мастером-взрывником в гипсовой шахте. Возможно, Александр остался бы там надолго, если бы не случайность – встреча на улице с благочинным Порецкого района и священником, бывшим однокурсником по Казанской семинарии.

Матушка Мария:

– Батюшка говорит отцу Павлу: «Вот у тебя семинарист бегает». – «Какой семинарист? Как семинарист?» Начали расспрашивать: что, как, зачем, почему… Говорит: «Семь лет отучился». – «Где работаешь?» – «В шахте». – «Как в шахте?!»

Несмотря на внутреннее сопротивление, Александр с Марией проявили послушание и поехали с отцом Павлом к владыке Феодору, епископу Алатырскому и Порецкому.

Матушка Мария:

– Владыка на нас посмотрел: «Вы что хотите? Чего приехали?» – «Не знаем, отец Павел нас привез».  

Но вскоре была еще одна встреча с владыкой, которая все и определила. Год потребовался семье, чтобы принять важнейшее в своей жизни решение.

Матушка Мария:

– Отец говорит: «Пойдем, пока благословляют. Давай пойдем не через скорбь, а сами». То есть осознанно.

И городская девочка из невоцерковленной семьи, не знающая жизни Церкви, не умеющая носить длинные юбки и платки, дала согласие стать женой священника.

Матушка Мария:

– Да, любовь была, есть и будет. Как я оставлю своего мужа? Я же давала клятву быть везде с ним – и в горе, и в радости. Может, это его призвание, но он прятался от этого, не пошел сразу в священники… Говорит: «Я такой молодой. Как буду людей учить? Сам еще зеленый».

Храм в селе Батырево – первый и пока единственный в их служении, но именно здесь все, что в жизни других семей рассыпано на годы, у них оказалось сконцентрированным в коротком периоде времени. Пока достраивался священнический дом, они четыре раза меняли жилье.

Матушка Мария:

– После службы или в свободное время Даша хочет гулять, папа говорит: «Пошли, доченька, надо делать перегородки, надо это делать, надо то делать». С Божией помощью – Господь не оставляет. Плитку кто-то из одного магазина пожертвовал, кухню Цветковы пожертвовали, линолеум на второй этаж тоже из магазина пожертвовали. Кто-то лампочки принес, кто-то – другое. Так потихоньку, потихоньку...

Сами выкладывали плитку, стелили теплый пол, вели отделку стен: мастер-классы по Интернету в помощь.

Матушка Мария:

– Когда мы сюда приехали, здесь не было даже газа, отопления – храм топили углем, который ездили покупать. Было резервное электрическое отопление, но за ним надо следить, и за углем надо следить. У нас был кочегар.

После отца Анатолия в храме смогли сделать только временный придел. Молодой настоятель и матушка начали знакомиться с людьми, в том числе с предпринимателями. Посильная помощь на строительство храма пошла.

Матушка Мария:

– Храм и дом не были оформлены. Мы начали делать все документы. Проекта нет, было непонятно, что и где искать. Нам пришлось все делать заново. Мы оформили храм, сейчас все документы есть.

Чтобы накормить строителей, матушка Мария вместе с помощницами прямо на улице варили суп в чане. В условиях строящегося дома ни приготовить, ни усадить за стол возможности не было.

Иерей Александр:

– Я за матушку очень переживал, потому что нагрузка очень серьезная. Слава Богу, она справляется с этой нагрузкой.

Матушка Мария:

– Некогда было унывать и плакать, нужно было жить, строить. Если Господь дал, значит, мы храм достроим потихоньку. Одно сделаем, другое, третье. Господь нас сюда привел, значит, мы здесь нужны.

Иерей Александр:

– Те моменты мне казались сложными, но с молитвой к Богородице они пролетели незаметно. Да, мы расстраивались, думали, как привлечь средства, найти благотворителей, как сделать так, чтобы народ сюда потянулся, чтобы ушел отсюда утешенным.

Теперь там, где летали голуби и лежали груды мусора, красивый придел с новым иконостасом и чудотворной храмовой иконой, к которой притекают люди с благодарностью к Богородице за Ее молитвенный покров. По настоянию матушки храмовую территорию огородили: забор по периметру – это защита от вандалов.

Иерей Александр:

– Духовная и физическая нагрузка в действительности большая – строительство храма, много мероприятий, административной ответственности. Иногда силы заканчиваются. Такая большая загруженность, что не знаешь, за что схватиться, в каком направлении двигаться.

Матушка Мария:

– Отец Александр говорит: «У меня есть золотая бутса». Чтобы он не унывал, встаем – помолились, почитали акафист, перекрестились и поехали туда-сюда.

Отец Александр:

– Ее преданность, отдача, легкость, желание идти за мужем – конечно, это дар Божий.

Даше, старшей дочери, уже 17, она учится в Чебоксарах. Никита пойдет в 6-й класс школы. Настя еще дошкольница. Вроде бы забот у матушки Марии должно хватать.

Матушка Мария:

Я не могла себя реализовать – жена священника. Говорю: «А я хочу вот это, хочу туда, хочу в цветочки». Спрашиваю мужа: «Отпустишь учиться?» Отпустил. Я на две недели съездила, осталась на месяц в Москве на углубленный курс. Потом говорю: «Хочу на храмовую флористику съездить». Не отпускает.

Иерей Александр:

– Долго приглядывался, но я душой ее не отпускал. Я всегда ее рядом держал и до сих пор не могу далеко отпустить. Если супругу день, два не вижу – для меня это уже тяжело.

То, что ты хранишь в тайне, Господь видит явно, и если в сердце твоем мечта светлая, исполняет ее.

Матушка Мария:

– Я, может, неосознанно когда-то сказала, когда плакала: «Пусть у меня будет муж священник – я его никогда не оставлю». В моем понимании священник – это самое святое, что у нас есть. Он не обманет.

Но священники – не святые, и это матушке Марии в Батырево пришлось с болью пережить. Зато поняла: правда и любовь только в Боге.

Матушка Мария:

– Было такое состояние души: я уехала в мужской монастырь просто помолиться. Мне иногда хочется послушать церковнославянскую службу. Стою на службе, закрыла глаза, молюсь и чувствую, что Чья-то рука гладит меня по голове, и Кто-то говорит: «Все будет хорошо».

Приехала домой и говорю: «Батюшка, а я почувствовала!» Он спрашивает: «Что?» – «Я почувствовала, что на самом деле Господь нас не оставляет, Господь нас с тобой по головке гладит. Ты понимаешь?»

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 09:30
  • Пятница, 03 мая: 21:30
  • Пятница, 03 мая: 23:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать