Чувашский Алатырь – город небольшой. Население немногим больше тридцати двух тысяч. У маленького города свои негласные правила. Когда над ним спускаются сумерки – улицы быстро пустеют, но зато свет в окнах ярче и теплее. Семьи собираются у своих домашних очагов. В доме клирика Алатырской Киево-Николаевской женской обители иерея Сергия Герасимова и его жены, матушки Анастасии, семейный очаг согревает десять человек.
Матушка Анастасия:
– Раз я помолилась после четверых детей. Я была в Петербурге у Ксении Блаженной. Какой-то внутренний голос сказал: «Проси девочку». Я написала записку: «Ксения, дай мне, пожалуйста, девочку – хорошую, здоровую». Приезжаю из Петербурга и узнаю, что беременна. Я рада, думаю: точно девочка. Оказалась замершая беременность. После этого еще четыре мальчика. Господь Сам знает, кого давать.
В юности она мечтала о большой семье, но полет ее фантазии останавливался на пятерых детях.
Матушка Анастасия:
– Когда мы сюда переехали, рукоположились, родился третий ребенок, духовник сказал: «Ну, давайте еще пятерых». Я сначала посмеялась: «Что Вы, батюшка, каких еще пятерых?» Сейчас у нас восемь детей, как он и благословил.
У Герасимовых восемь сыновей: Иван, Илья, Михаил, Кирилл, Иероним, Федор, Николай и Алексей. Старший – студент-медик. Младшему – третий месяц. А священник, о котором вспоминает матушка Анастасия, – иеромонах Иероним (Шурыгин), наместник Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря. Он сыграл определяющую роль в создании этой семьи и в ее служении Церкви. Анастасия – коренная москвичка. Детство ее и брата пришлось на 90-е годы. Родители, как и многие в то время, через качели духовных поисков пришли к православной вере. Первой начала ходить в монастырь мама.
Матушка Анастасия:
– Первый раз мы ездили причащаться в Данилов монастырь. Потом потихонечку она читала книги, давала папе читать какие-то отрывки, папа тоже пришел к вере, и мы всей семьей ходили в храм. Видимо, родители сильно молились за нас, потому что в 12–13 лет у меня возникало желание подойти к иконам помолиться. Я почему-то стеснялась этого желания – чтобы никто не видел, делала это украдкой.
Большая любительница истории, после школы Настя планировала поступать на исторический факультет МГУ. Однако священник, знавший ее и семью, не благословил, как она его ни уговаривала.
Матушка Анастасия:
– Я была очень послушной девочкой и пошла в Свято-Тихоновский институт на исторический факультет, потому что очень любила историю. Я очень благодарна институту, потому что там у меня было совмещение исторического образования и богословского. Очень много богословских предметов, история Церкви (история Русской Церкви, Поместных Церквей), догматическое богословие. Все это через ум привело меня к тому, что вера родителей стала моей верой.
Во время учебы паломнические пути привели ее в Алатырь, где состоялась судьбоносная встреча с отцом Иеронимом. После первой же беседы девушка поняла, что Бог ей подарил духовника.
Матушка Анастасия:
– Иметь духовника – это иметь человека, который направляет тебя, намечает тебе основные вехи жизни, и ты по ним двигаешься.
Ее будущий муж тоже после окончания школы приезжал за благословением к отцу Иерониму. Приезжал из родной Ульяновской области специально – послушал совета тети, духовной дочери этого священника.
Иерей Сергий:
– Мы с ним познакомились в 1998 году (как раз я окончил школу). Когда он меня увидел, сказал: «Пойдем в священники». У меня была оторопь. Я батюшке сказал: «Я готов пойти в семинарию, но только можно потом не буду священником?» Он мне сказал: «Не гневи Бога». Я ему ответил: «Батюшка, простите, но я люблю историю». Тогда он сказал: «Поступай тогда на исторический. Священники должны быть образованными».
Матушка Анастасия:
– С 19 лет я к утренним молитвам прибавляла молитву девицы о замужестве – даже сама четко не представляла, какой нужен муж. Когда попала к отцу Иерониму, он посмотрел на меня и сказал: «Молись о муже, чтобы ты для него была всем, как он для тебя».
Она молилась и ждала этой встречи. Периодически приезжала на послушание в монастырь и мечтала о красивом венчании в пасхальные дни. Однажды отец Иероним пригласил девушку к себе в келью и начал разговор, о котором она молилась: «Хочу выдать тебя замуж». И назвал имя: «Сергей».
Матушка Анастасия:
– У него к этому времени были две тети. Одна была келейницей у отца Иеронима – мать Исидора, другая была игуменьей в женском монастыре – настоятельницей. Мать Исидора меня увидела, чем-то я ей приглянулась. Она пошла к батюшке и сказала: «Батюшка, как же наш Сережа?»
Иерей Сергий:
– В один прекрасный момент, когда я окончил университет, мне звонок от мамы, которая находилась в Алатырском мужском монастыре, она сказала, что батюшка хочет меня увидеть. На следующий день я приехал в Алатырь.
Матушка Анастасия:
– Были святки. Мы с ним пообщались. Говорю: «Тебе сколько лет?» – «Двадцать два». – «И мне двадцать два». – «Ты кто по профессии?» – «Историк». – «И я историк». Батюшка сказал: «Все, после Пасхи вас венчаем». Была благодарность Богу и удивление, что Господь так управил: как мечталось, так и получилось. После свадьбы мы четыре года жили в Москве. Он, как мой папа, работал риэлтером по недвижимости, но это была не его работа, ему было на ней тяжело.
Иерей Сергий:
– При этом жизнь складывалась так, что опыт и разговор с отцом Иеронимом давали какой-то отпечаток.
Спустя четыре московских года вопрос о переезде в Алатырь и рукоположении мужа в священство перед молодой семьей встал ребром. Отец Иероним благословил, а обстоятельства жизни сложились в поддержку этого решения – трудного для всех.
Иерей Сергий:
– Брали альбомный лист и чертили плюсы и минусы. За Алатырь был один плюс, все остальные были минусы.
Матушка Анастасия:
– Доверились духовному отцу, веря в то, что он знает, как для нас лучше.
Тем не менее отъезд из Москвы и первый год жизни в Алатыре дался обоим очень трудно. Приехали уже с двумя детьми, жили на территории Киево-Николаевского женского монастыря.
Матушка Анастасия:
– Настоятельницей была тетя Сережи; соответственно, к нам было особо пристальное внимание в этом плане…
Иерей Сергий:
– Нас хорошо встретили, но внутренний, духовный мир еще не был готов, и это были мытарства, у меня были слезы, потому что это действительно сложный шаг.
В монастыре муж какое-то время служил пономарем, но всем было понятно, что это подготовка к важному шагу, повороту в жизни, ради которого семья и приехала в Алатырь.
Матушка Анастасия:
– Мне было очень плохо. Я не хотела. Мы сюда приехали, и вот я говорила: «Давай поедем обратно в Москву». Он сказал: «Нет, я буду рукополагаться».
Иерей Сергий:
– «Если ты хочешь со мной, то мы остаемся, если ты не готова – значит, я остаюсь. Ты решаешь сама».
Матушка Анастасия:
– Понятно, что бесы ополчаются на тех, кто стремится быть ближе к Богу. Первый год я шла по улице, и у меня было ощущение, что иду по краю пропасти, настолько было тяжело. Меня спасало только Причастие. На Пасху в первый год мне стало намного легче. Сейчас вижу, что муж на своем месте. В Москве он не был на своем месте – это четко было видно. Поскольку я его люблю, значит, это и мое место тоже. Так я себе говорю.
Сама же Анастасия в Москве сотрудничала с издательством «Атлас» – писала научно-популярные статьи по истории. Когда приехала сюда, преподавала в воскресной школе. Но семья неуклонно увеличивалась: рождались сыновья. Матушка Анастасия оставила преподавание и вновь взяла в руки перо. Правда, случилось это после той самой неудачной беременности, когда молодая женщина начала искать выход из депрессии.
Матушка Анастасия:
– Я изложила это на бумаге и почувствовала, что стало легче пережить свою боль. Наверное, это мое.
Потом из-под ее пера вышел исторический роман про императора Александра I. В его основе версия, что он не умер в Таганроге, а ушел старцем в Сибирь.
Матушка Анастасия:
– Поскольку эта тема освещалась в основном в научных изданиях, которые достаточно тяжело читать простому человеку, я хотела все доводы в пользу того, что старец Федор Кузьмич и Александр I – одно и то же лицо, донести до читателя в увлекательной форме.
Книга вышла в издательстве Московской Патриархии тиражом 5000 экземпляров. Ее и сейчас можно купить в Интернете, как и книгу для детей о преподобной Евфросинии Московской из серии «Сподвижники преподобного Сергия Радонежского».
Иерей Сергий:
– Она не только занимается писательством, но и любит читать – может книгу в несколько сотен страниц прочитать за два дня, будучи даже с детьми.
А еще вышивать, вязать, заниматься домашними делами – при восьми сыновьях находить время для самореализации.
Матушка Анастасия:
– С каждым по отдельности можно найти общий язык. Каждый по отдельности достаточно адекватный, понимающий ребенок, но когда они собираются все вместе – это, конечно, сложно.
В свое время ей, серьезной и ответственной жене и маме, опытные женщины дали совет, который так пригождается: «Старайся относиться ко всему, что бы ни происходило в семейной жизни, с юмором».
Матушка Анастасия:
– Называется «случай на кухне»: как-то вечером муж на службе, дети все дома, я жарю курицу, сама сижу на кухне, пью чай, рядом сидит пятилетний Иероним (мы назвали одного ребенка в честь батюшки), складывает по слогам буковки. Приходит маленький Коля, которому на то время было два года, пытается отнять у Иеронима книжку. Иероним не отдает, после этого Коля вцепляется в волосы Иеронима. Прибегает старший, пятиклассник, требуя немедленно проверить у него домашнюю работу, прибегает десятилетний Кирилл, который начинает оттаскивать Колю от Иеронима. Курица спокойно жарится на сковороде. Я сижу, пью чай.
Это только одна из историй, а сколько таких каждый день – смешных и не очень. Каждая из них вплетается в жизненное полотно этой семьи.
Матушка Анастасия:
– Сейчас я начала писать именно про свою семью, про детей. Даже уже придумала название для книжки: «Осторожно, мальчики! Или Секреты выживания от супермногодетной мамы».
У отца Сергия, как у многодетного папы, подход к воспитанию мужской – сыновьям необходимо привить дисциплину, обязательность, ответственность за свои слова и дела.
Матушка Анастасия:
– Я тоже командирша. Думаю, что восемь сыновей не зря у нас; может быть, для того, чтобы я поняла, что не тяну это одна без папы никак. Соответственно, чем больше прерогатив я ему отдаю, тем больше он себя чувствует главой семьи, тем больше он сам на себя берет.
Иерей Сергий:
– Без любви, уважения очень тяжело прожить, потому что любовь – это самопожертвование. Не просто поставили печать в паспорт, «мы любим друг друга», «ты мне должен» или «ты мне должна». Нет, мы все должны друг другу.
Матушка Анастасия:
– Я эмоциональная, иногда взрывная. Спасало Сережино абсолютное спокойствие. Я не помню за девятнадцать лет, чтобы он сказал какую-то грубость или еще что-то.
Когда не стало отца Иеронима, духовника семьи, они оба поняли, что теперь точно из Алатыря не уедут. Батюшка рядом незримо, молится за них у Престола Божьего. И матушка Анастасия это чувствует.
Матушка Анастасия:
– Обычно было: постоишь, поплачешь, и сразу идет умиротворение.
И вспоминаются пророческие слова отца Иеронима об их встрече с мужем: «Ты для него будешь всем, как и он для тебя».
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 29 апреля. Претерпевший же до конца спасется
Церковный календарь 29 апреля. Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник. Мученицы Агапия, Ирина и Хиония
Читаем Апостол. 29 апреля 2024
День ангела. 29 апреля
Этот день в истории. 29 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!