Сегодня у нас в гостях директор школы, психолог и многодетная мама Наталья Злобина.
– Сегодня мы будем говорить на тему, которая Вас непосредственно касается: что может дать семье воскресная школа. Вроде бы вопрос элементарный. Что она может дать? Конечно, начальные представления о вере как минимум. Во-вторых, полезный досуг. В-третьих, какое-то представление о том, как духовно развиваться. То есть мы говорим о духовных дисциплинах, которые каким-то образом могут сформировать личность ребенка. Но это все о ребенке. А может ли воскресная школа стать местом, которое дает дополнительные ресурсы всей семье, а не только ребенку? Вам как директору это видится как утопия или как возможный маршрут развития современной воскресной школы?
– Хочу сказать, что воскресная школа – это мощнейший ресурс не только для семьи, но, как ни странно, и для самой Церкви, и даже для государства. У меня первый год опыта, я в этом году стала директором воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, и я удивилась, почему так мало внимания уделяется воскресным школам. Мне так показалось. Хотя стоит отметить, что в этом году впервые был фестиваль воскресных школ, который проходил в здании исторического парка «Россия – моя история». Я была очень рада этому фестивалю, потому что это был совместный проект, когда объединились государство, Церковь и семьи. Это было очень здорово.
На самом деле воскресная школа – это место, где проводятся уроки и патриотизма, и истории, и церковных праздников, и семейной культуры. Школа много всего в себе объединяет. Главное отличие воскресной школы от общеобразовательной в том, что, с моей точки зрения, не каждый человек может преподавать такие предметы, как «Закон Божий», например. Преподаватель, педагог должен не только говорить о каких-то нравственных и духовных ценностях, но должен вести соответствующий образ жизни, иначе это будет обман, лицемерие. Дети моментально это считывают. Если человек говорит одно, а поступает по-другому, они сразу понимают: «Значит, можно делать все, что хочу, прикрываясь какими-то высокими фразами». То есть дети не те уроки извлекают. В воскресных школах, мне кажется, люди работают больше за идею, чем за зарплату. Основная ценность воскресных школ, наверное, именно в этом.
– То есть это пример живой веры, который можно увидеть не только в собственной семье, но и за ее пределами. Я правильно понимаю?
– Да, все правильно. И надо отметить, что идет работа не только с детьми, но и с родителями. Мы очень много общаемся с родителями. Родители приводят детей в воскресную школу и говорят им, что нужно исповедоваться, причащаться. Воскресная школа как раз для того и существует: чтобы, пока мы занимаемся детьми, родители могли спокойно помолиться в храме, подготовиться к исповеди и причастию. То есть родители должны собственным примером показывать, как нужно действовать детям.
В нашей воскресной школе ведут беседы и священники, и я как психолог тоже консультирую родителей по вопросам детско-родительских отношений. Мы выходим за рамки обычной школы, обычного преподавания. Я всегда стараюсь исходить из потребностей детей и потребностей семей; смотрю, в чем они нуждаются. Чаще всего люди приходят с какими-то проблемами, и наша основная задача – в первую очередь помочь им справиться с их проблемами. У кого-то плохое питание. Например, многодетные семьи или семьи с детьми-инвалидами не всегда себе могут позволить вкусную еду, конфеты, фрукты, виноград. В то же время к нам в школу ходят и более обеспеченные семьи. И мы всегда после причастия устраиваем чаепитие, которое напоминает праздник. Родители что-то приносят: конфеты, фрукты. Мы всегда готовим горячую еду, каши, чтобы это была здоровая пища. И дети с радостью бегут на это чаепитие.
Недавно я попробовала провести вещевую ярмарку, потому что знаю, что многие многодетные семьи нуждаются в одежде. У нас нет возможности всем покупать, но всегда есть возможность сказать: «Дорогие родители, приносите в такой-то день одежду, у кого что есть». У кого-то дети уже выросли; или одежда чистая, хорошая, но не нравится по какой-то причине. Так вот, все принесли вещи в школу, и произошел товарообмен. Я сама не присутствовала на этом мероприятии, но мне рассказывали, что многие проявили интерес к этому событию. Я думаю, мы будем проводить эти ярмарки чаще.
Кроме того, хочу поделиться своим опытом. Меня надоумила Яна Сенькина, пресс-секретарь Выборгской епархии: как-то в личной беседе меня спросила, почему я мало общаюсь с комитетами, государственными органами от лица некоммерческой организации. Я подумала, что действительно надо больше принимать участие в жизни государства, и мы стали взаимодействовать с нашим муниципальным образованием. Мы стали принимать участие в различных конкурсах (рисунков, поделок), наши дети стали выигрывать какие-то призы, их стали поощрять грамотами. Это тоже положительный пример, когда объединяются Церковь и государство и дети чувствуют свою значимость, принимая участие в каких-то событиях. Пусть это районные события, но тем не менее.
– У вас разноплановая деятельность, как и у большинства современных воскресных школ. Но наверняка есть еще какие-нибудь высокие цели и задачи, и наверняка в эти цели и задачи вписана семья. Каким образом Вы как директор воскресной школы видите задачу своего учреждения, чтобы принести пользу всей семье? Может быть, это объединение, когда семьи вместе работают над каким-то проектом; или укрепление школы, когда Вы проводите психологические консультации; или духовный рост, когда вся семья не только ходит в храм, но и живет общинной жизнью, участвуя в совместных праздниках, ярмарках и так далее. Понятно, что таким образом укрепляются отношения внутри семьи, и люди знакомятся друг с другом, обзаводятся полезными знакомствами в духовном плане, потому что нам всем не хватает духовного общения. Как Вам кажется, можно ли ставить такие цели как основополагающие для воскресной школы? Или это подспудная цель и она решается сама собой, а воскресная школа в первую очередь должна все-таки ставить перед собой задачу обучить «Закону Божьему», дать детям основы веры, а все остальное приложится само собой?
– Очень интересную тему Вы сейчас затронули. Потому что я часто слышу споры, дискуссии по поводу того, что первично, а что вторично; все-таки физиологические потребности первичны или духовные? Вспоминаю пирамиду потребностей Маслоу, который выстроил иерархию потребностей человека. В качестве базовых он заложил как раз физиологические потребности (это сон, еда), потом безопасность, причастность к какой-то группе и так далее. И самая высокая потребность – духовная. Но я слышала, некоторые священники утверждали, что у человека первичной должна быть все-таки духовная потребность и она должна оказывать влияние уже на все остальные, в том числе на физиологические потребности.
Я думаю, этот вопрос решается с точки зрения возраста человека. Если мы говорим о ребенке, то у него в первую очередь физиологические потребности. Когда мы их удовлетворяем через совместные застолья, чаепития, праздники, ему хочется быть причастным к каким-то мероприятиям, возникает следующая потребность – в познании. И по этой пирамиде мы поднимаемся все выше и выше. И тогда у меня как у директора школы возникает вопрос, к чему мы должны двигаться дальше.
У людей возникает потребность быть нужными, необходимыми, возникает потребность в реализации, служении людям и обществу. И моя задача – организовать процесс так, чтобы они могли эту потребность реализовать. То есть они тоже должны вносить какой-то свой пассивный вклад в жизнь Церкви, государства.
Знаю, что некоторые родители являются юристами, кто-то педагог. Например, у нас учитель воскресной школы Марина Михайловна за пожертвование занимается репетиторством, помогает нашим деткам подготовиться к экзаменам, подтянуть знания по русскому языку и литературе. Я тоже за пожертвование помогаю решить людям какие-то семейные вопросы. Моя задача как директора – продумать, как построить образовательный процесс так, чтобы другие люди тоже могли принимать в нем участие, оказывать какие-то услуги.
В идеале я хотела бы построить какие-то мастерские, где могли бы себя проявить не только дети, но люди с ОВЗ или пожилого возраста. Это может быть какое-то шитье, вязание. Например, можно шить лоскутные покрывала, одеяла или вязать крючком коврики. Есть какие-то идеи, чтобы люди смогли почувствовать свою нужность и значимость, чтобы знали, что они тоже могут сделать что-то полезное и хорошее. Например, связать теплые носки нашим солдатам. Почему бы и нет?
– Получается, что общинная жизнь должна включать всех прихожан еще в какую-то деятельность, кроме богослужебной. Мы все живем богослужебной жизнью, мы все объединены тем, что причащаемся вместе, и все мы братья и сестры во Христе. Но общинная жизнь, как Вы ее видите, должна быть такой, чтобы человек мог вкладывать свои способности в какое-то общее дело. Я правильно понимаю? Например, юрист может давать консультации, в то время как с его ребенком занимается математик. И так далее. Можно ли сказать, что воскресная школа становится прообразом большой семьи, когда каждый вносит свою лепту в общее дело?
– Совершенно верно. Я к этому и хотела бы стремиться. Думаю, мне еще есть над чем поработать, подумать. Вот этот образ большой семьи – это очень здорово. Потому что все могут проявлять какие-то свои способности и оказывать друг другу помощь. Получается, что Церковь нас объединяет не только во время молитвы, во время литургии (что очень важно), но и в процессе какой-то совместной деятельности. Это необязательно экскурсии или праздники, а именно трудовая деятельность. Я заметила, что лучше всего людей объединяет именно труд.
– Я согласна, это действительно так. Труд, привнесение своих сил в какое-то общее дело гораздо больше объединяет общину, нежели совместные поездки, паломничества. Я ничего не имею против этого, наоборот, приветствую, но труду уделяется, мне кажется, не так много места в общинной жизни. Лишь немногие общины пришли к этому. И у нас в городе такие общины есть (сейчас не буду их называть, мы часто про них снимаем передачи), где разноплановая деятельность действительно стала объединяющим началом.
Может ли воскресная школа стать еще и катехизаторским проектом? Обычно человек, воцерковляясь, приходит в воскресную школу, чтобы получить дополнительные знания и войти в богослужебную жизнь подкованным. Но ведь может быть и другая ситуация, когда человек приходит, например, вязать, как Вы сказали, или приводит своего ребенка на бесплатные занятия по математике (или английскому языку), которые проходят в храме рядом, и через эти кружки, далекие от веры, попадает в среду верующих людей и постепенно входит в богослужебную жизнь. Я знаю, такие примеры действительно есть, особенно в небольших городах или поселках, где кружков мало. И если вот таким по-настоящему культурным центром становится воскресная школа, то она становится и катехизаторским, миссионерским проектом. Дети приходят первыми на такие занятия, за ними подтягиваются родители – и община растет. Есть ли у Вас представление о воскресной школе как о миссионерском проекте? Или школа при известном храме в центре города, на Васильевском острове, не нуждается еще и в такой функции? Как Вам кажется?
– У нас в этом году как раз были такие семьи, которые пришли к нам в воскресную школу просто потому, что им понравилась атмосфера, обстановка в школе. Пятилетнему ребенку настолько у нас понравилось, что фраза: «Не пойдешь сегодня в воскресную школу», – для него самое худшее наказание. Родители у него просто замечательные, чудесные, и я очень рада, что они пришли к нам в школу. Но при этом ребенок некрещеный. Как раз сейчас мы думаем о том, чтобы его крестить.
Это нормальная практика, нормальная ситуация. Думаю, что именно так и должно быть. Единственное, в этом году мы столкнулись с такой проблемой, что очень много желающих посещать нашу школу. Теперь нужно параллельно делать два класса либо что-то еще придумывать. Желающих все больше и больше, и я задаюсь вопросом, где размещать такое количество людей. Тем не менее я всегда рада, когда приходят новые люди, которые еще далеки от Церкви. Потому что это всегда как свежая кровь, свежее вливание; они учатся чему-то у нас, а мы учимся чему-то у них, и происходит обмен знаниями.
Я перед своей воскресной школой ставлю задачу повышения уровня знаний родителей в том числе, и не только в области основ православной веры (это больше задача священников). Моя задача – повысить уровень квалификации именно с точки зрения благополучия, материального в том числе. Мне бы так хотелось. Потому что от материального благополучия семей зависит и благополучие храма в том числе; они же являются нашими прихожанами, и мы заинтересованы в успехе друг друга. Как государство заинтересовано в благополучии своих граждан.
– Сколько у вас сейчас семей? Насколько велика ваша воскресная школа? Достаточно ли часто приходят новые люди? И как их принимать? Если приходит некрещеный ребенок, с чего начинать? Ведь у вас в основном дети из воцерковленных семей, и вдруг происходит вливание свежей крови, как Вы сказали. Если это происходит часто, то должна быть отработанная система. Как Вы помогаете вхождению новой семьи в храм через воскресную школу? Или Вы пытаетесь их сразу отправить к священнику? Каким образом не давить, не напугать, но при этом создать такую обстановку, чтобы им хотелось остаться, узнать что-то, а потом еще и пожелать крестить ребенка, как в том случае, о котором Вы рассказали? Мне кажется, сложная задача – не отпугнуть.
– Знаете, мы рады любому ребенку, любому взрослому, кто к нам приходит. Постоянно к нам ходят пятнадцать семей. По списку у меня числится около шестидесяти детей. Кто-то болеет, кто-то ходит, кто-то не ходит. Мы столкнулись с такой проблемой, что у людей отношение к воскресной школе такое: хочу – приду, хочу – не приду. Чтобы с этой проблемой справиться, мы придумали систему правил. Если хотите ходить в школу, вы должны написать заявление, заполнить анкету, чтобы вас учитывали и на ваше место не взяли кого-то другого. Потому что есть очередь желающих, которые хотят посещать воскресную школу и будут более ответственно к этому относиться.
Правила одинаковы для всех, ходит ли человек давно или только пришел и еще некрещеный. У нас есть образовательная программа, которая рассчитана на год. Если ребенок сегодня пришел, завтра не пришел, через три месяца опять пришел, он уже выпадает из образовательной среды. А нам все-таки хочется увидеть результаты своих трудов.
– Дополнительно скажу: очень рада, что в наших храмах все чаще и чаще стали появляться психологи на приходе. Мне кажется, это очень здорово, это очень нужно современным семьям и современным детям. И очень хорошо, что Церковь в этом направлении развивается, что психологи в храмах появляются и оказывают поддержку всем прихожанам...
Автор и ведущая программы Марина Ланская
Записала Нина Кирсанова
Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!