Учимся растить любовью. Воскресная школа: что может дать семье

8 июня 2023 г.

Что может дать воскресная школа всей семье? Меняется ли в современных условиях роль воскресной школы? Зачем нужны занятия по основам православной веры, литургике и истории Церкви? Как материальная и другая помощь, а также разнообразные детские кружки становятся миссионерским делом, и приводит ли такая деятельность к увеличению церковной общины? Об этом говорим с директором воскресной школы Благовещенского храма на Васильевском острове Натальей Злобиной, психологом и многодетной мамой.

Сегодня у нас в гостях директор школы, психолог и многодетная мама Наталья Злобина.

– Сегодня мы будем говорить на тему, которая Вас непосредственно касается: что может дать семье воскресная школа. Вроде бы вопрос элементарный. Что она может дать? Конечно, начальные представления о вере как минимум. Во-вторых, полезный досуг. В-третьих, какое-то представление о том, как духовно развиваться. То есть мы говорим о духовных дисциплинах, которые каким-то образом могут сформировать личность ребенка. Но это все о ребенке. А может ли воскресная школа стать местом, которое дает дополнительные ресурсы всей семье, а не только ребенку? Вам как директору это видится как утопия или как возможный маршрут развития современной воскресной школы?

– Хочу сказать, что воскресная школа – это мощнейший ресурс не только для семьи, но, как ни странно, и для самой Церкви, и даже для государства. У меня первый год опыта, я в этом году стала директором воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, и я удивилась, почему так мало внимания уделяется воскресным школам. Мне так показалось. Хотя стоит отметить, что в этом году впервые был фестиваль воскресных школ, который проходил в здании исторического парка «Россия – моя история». Я была очень рада этому фестивалю, потому что это был совместный проект, когда объединились государство, Церковь и семьи. Это было очень здорово.

На самом деле воскресная школа – это место, где проводятся уроки и патриотизма, и истории, и церковных праздников, и семейной культуры. Школа много всего в себе объединяет. Главное отличие воскресной школы от общеобразовательной в том, что, с моей точки зрения, не каждый человек может преподавать такие предметы, как «Закон Божий», например. Преподаватель, педагог должен не только говорить о каких-то нравственных и духовных ценностях, но должен вести соответствующий образ жизни, иначе это будет обман, лицемерие. Дети моментально это считывают. Если человек говорит одно, а поступает по-другому, они сразу понимают: «Значит, можно делать все, что хочу, прикрываясь какими-то высокими фразами». То есть дети не те уроки извлекают. В воскресных школах, мне кажется, люди работают больше за идею, чем за зарплату. Основная ценность воскресных школ, наверное, именно в этом.

– То есть это пример живой веры, который можно увидеть не только в собственной семье, но и за ее пределами. Я правильно понимаю?

– Да, все правильно. И надо отметить, что идет работа не только с детьми, но и с родителями. Мы очень много общаемся с родителями. Родители приводят детей в воскресную школу и говорят им, что нужно исповедоваться, причащаться. Воскресная школа как раз для того и существует: чтобы, пока мы занимаемся детьми, родители могли спокойно помолиться в храме, подготовиться к исповеди и причастию. То есть родители должны собственным примером показывать, как нужно действовать детям.

В нашей воскресной школе ведут беседы и священники, и я как психолог тоже консультирую родителей по вопросам детско-родительских отношений. Мы выходим за рамки обычной школы, обычного преподавания. Я всегда стараюсь исходить из потребностей детей и потребностей семей; смотрю, в чем они нуждаются. Чаще всего люди приходят с какими-то проблемами, и наша основная задача – в первую очередь помочь им справиться с их проблемами. У кого-то плохое питание. Например, многодетные семьи или семьи с детьми-инвалидами не всегда себе могут позволить вкусную еду, конфеты, фрукты, виноград. В то же время к нам в школу ходят и более обеспеченные семьи. И мы всегда после причастия устраиваем чаепитие, которое напоминает праздник. Родители что-то приносят: конфеты, фрукты. Мы всегда готовим горячую еду, каши, чтобы это была здоровая пища. И дети с радостью бегут на это чаепитие.

Недавно я попробовала провести вещевую ярмарку, потому что знаю, что многие многодетные семьи нуждаются в одежде. У нас нет возможности всем покупать, но всегда есть возможность сказать: «Дорогие родители, приносите в такой-то день одежду, у кого что есть». У кого-то дети уже выросли; или одежда чистая, хорошая, но не нравится по какой-то причине. Так вот, все принесли вещи в школу, и произошел товарообмен. Я сама не присутствовала на этом мероприятии, но мне рассказывали, что многие проявили интерес к этому событию. Я думаю, мы будем проводить эти ярмарки чаще.

Кроме того, хочу поделиться своим опытом. Меня надоумила Яна Сенькина, пресс-секретарь Выборгской епархии: как-то в личной беседе меня спросила, почему я мало общаюсь с комитетами, государственными органами от лица некоммерческой организации. Я подумала, что действительно надо больше принимать участие в жизни государства, и мы стали взаимодействовать с нашим муниципальным образованием. Мы стали принимать участие в различных конкурсах (рисунков, поделок), наши дети стали выигрывать какие-то призы, их стали поощрять грамотами. Это тоже положительный пример, когда объединяются Церковь и государство и дети чувствуют свою значимость, принимая участие в каких-то событиях. Пусть это районные события, но тем не менее.

– У вас разноплановая деятельность, как и у большинства современных воскресных школ. Но наверняка есть еще какие-нибудь высокие цели и задачи, и наверняка в эти цели и задачи вписана семья. Каким образом Вы как директор воскресной школы видите задачу своего учреждения, чтобы принести пользу всей семье? Может быть, это объединение, когда семьи вместе работают над каким-то проектом; или укрепление школы, когда Вы проводите психологические консультации; или духовный рост, когда вся семья не только ходит в храм, но и живет общинной жизнью, участвуя в совместных праздниках, ярмарках и так далее. Понятно, что таким образом укрепляются отношения внутри семьи, и люди знакомятся друг с другом, обзаводятся полезными знакомствами в духовном плане, потому что нам всем не хватает духовного общения. Как Вам кажется, можно ли ставить такие цели как основополагающие для воскресной школы? Или это подспудная цель и она решается сама собой, а воскресная школа в первую очередь должна все-таки ставить перед собой задачу обучить «Закону Божьему», дать детям основы веры, а все остальное приложится само собой?

– Очень интересную тему Вы сейчас затронули. Потому что я часто слышу споры, дискуссии по поводу того, что первично, а что вторично; все-таки физиологические потребности первичны или духовные? Вспоминаю пирамиду потребностей Маслоу, который выстроил иерархию потребностей человека. В качестве базовых он заложил как раз физиологические потребности (это сон, еда), потом безопасность, причастность к какой-то группе и так далее. И самая высокая потребность – духовная. Но я слышала, некоторые священники утверждали, что у человека первичной должна быть все-таки духовная потребность и она должна оказывать влияние уже на все остальные, в том числе на физиологические потребности.

Я думаю, этот вопрос решается с точки зрения возраста человека. Если мы говорим о ребенке, то у него в первую очередь физиологические потребности. Когда мы их удовлетворяем через совместные застолья, чаепития, праздники, ему хочется быть причастным к каким-то мероприятиям, возникает следующая потребность – в познании. И по этой пирамиде мы поднимаемся все выше и выше. И тогда у меня как у директора школы возникает вопрос, к чему мы должны двигаться дальше.

У людей возникает потребность быть нужными, необходимыми, возникает потребность в реализации, служении людям и обществу. И моя задача – организовать процесс так, чтобы они могли эту потребность реализовать. То есть они тоже должны вносить какой-то свой пассивный вклад в жизнь Церкви, государства.

Знаю, что некоторые родители являются юристами, кто-то педагог. Например, у нас учитель воскресной школы Марина Михайловна за пожертвование занимается репетиторством, помогает нашим деткам подготовиться к экзаменам, подтянуть знания по русскому языку и литературе. Я тоже за пожертвование помогаю решить людям какие-то семейные вопросы. Моя задача как директора – продумать, как построить образовательный процесс так, чтобы другие люди тоже могли принимать в нем участие, оказывать какие-то услуги.

В идеале я хотела бы построить какие-то мастерские, где могли бы себя проявить не только дети, но люди с ОВЗ или пожилого возраста. Это может быть какое-то шитье, вязание. Например, можно шить лоскутные покрывала, одеяла или вязать крючком коврики. Есть какие-то идеи, чтобы люди смогли почувствовать свою нужность и значимость, чтобы знали, что они тоже могут сделать что-то полезное и хорошее. Например, связать теплые носки нашим солдатам. Почему бы и нет?

– Получается, что общинная жизнь должна включать всех прихожан еще в какую-то деятельность, кроме богослужебной. Мы все живем богослужебной жизнью, мы все объединены тем, что причащаемся вместе, и все мы братья и сестры во Христе. Но общинная жизнь, как Вы ее видите, должна быть такой, чтобы человек мог вкладывать свои способности в какое-то общее дело. Я правильно понимаю? Например, юрист может давать консультации, в то время как с его ребенком занимается математик. И так далее. Можно ли сказать, что воскресная школа становится прообразом большой семьи, когда каждый вносит свою лепту в общее дело?

– Совершенно верно. Я к этому и хотела бы стремиться. Думаю, мне еще есть над чем поработать, подумать. Вот этот образ большой семьи – это очень здорово. Потому что все могут проявлять какие-то свои способности и оказывать друг другу помощь. Получается, что Церковь нас объединяет не только во время молитвы, во время литургии (что очень важно), но и в процессе какой-то совместной деятельности. Это необязательно экскурсии или праздники, а именно трудовая деятельность. Я заметила, что лучше всего людей объединяет именно труд.

– Я согласна, это действительно так. Труд, привнесение своих сил в какое-то общее дело гораздо больше объединяет общину, нежели совместные поездки, паломничества. Я ничего не имею против этого, наоборот, приветствую, но труду уделяется, мне кажется, не так много места в общинной жизни. Лишь немногие общины пришли к этому. И у нас в городе такие общины есть (сейчас не буду их называть, мы часто про них снимаем передачи), где разноплановая деятельность действительно стала объединяющим началом.

Может ли воскресная школа стать еще и катехизаторским проектом? Обычно человек, воцерковляясь, приходит в воскресную школу, чтобы получить дополнительные знания и войти в богослужебную жизнь подкованным. Но ведь может быть и другая ситуация, когда человек приходит, например, вязать, как Вы сказали, или приводит своего ребенка на бесплатные занятия по математике (или английскому языку), которые проходят в храме рядом, и через эти кружки, далекие от веры, попадает в среду верующих людей и постепенно входит в богослужебную жизнь. Я знаю, такие примеры действительно есть, особенно в небольших городах или поселках, где кружков мало. И если вот таким по-настоящему культурным центром становится воскресная школа, то она становится и катехизаторским, миссионерским проектом. Дети приходят первыми на такие занятия, за ними подтягиваются родители – и община растет. Есть ли у Вас представление о воскресной школе как о миссионерском проекте? Или школа при известном храме в центре города, на Васильевском острове, не нуждается еще и в такой функции? Как Вам кажется?

– У нас в этом году как раз были такие семьи, которые пришли к нам в воскресную школу просто потому, что им понравилась атмосфера, обстановка в школе. Пятилетнему ребенку настолько у нас понравилось, что фраза: «Не пойдешь сегодня в воскресную школу», – для него самое худшее наказание. Родители у него просто замечательные, чудесные, и я очень рада, что они пришли к нам в школу. Но при этом ребенок некрещеный. Как раз сейчас мы думаем о том, чтобы его крестить.

Это нормальная практика, нормальная ситуация. Думаю, что именно так и должно быть. Единственное, в этом году мы столкнулись с такой проблемой, что очень много желающих посещать нашу школу. Теперь нужно параллельно делать два класса либо что-то еще придумывать. Желающих все больше и больше, и я задаюсь вопросом, где размещать такое количество людей. Тем не менее я всегда рада, когда приходят новые люди, которые еще далеки от Церкви. Потому что это всегда как свежая кровь, свежее вливание; они учатся чему-то у нас, а мы учимся чему-то у них, и происходит обмен знаниями.

Я перед своей воскресной школой ставлю задачу повышения уровня знаний родителей в том числе, и не только в области основ православной веры (это больше задача священников). Моя задача – повысить уровень квалификации именно с точки зрения благополучия, материального в том числе. Мне бы так хотелось. Потому что от материального благополучия семей зависит и благополучие храма в том числе; они же являются нашими прихожанами, и мы заинтересованы в успехе друг друга. Как государство заинтересовано в благополучии своих граждан.

– Сколько у вас сейчас семей? Насколько велика ваша воскресная школа? Достаточно ли часто приходят новые люди? И как их принимать? Если приходит некрещеный ребенок, с чего начинать? Ведь у вас в основном дети из воцерковленных семей, и вдруг происходит вливание свежей крови, как Вы  сказали. Если это происходит часто, то должна быть отработанная система. Как Вы помогаете вхождению новой семьи в храм через воскресную школу? Или Вы пытаетесь их сразу отправить к священнику? Каким образом не давить, не напугать, но при этом создать такую обстановку, чтобы им хотелось остаться, узнать что-то, а потом еще и пожелать крестить ребенка, как в том случае, о котором Вы рассказали? Мне кажется, сложная задача – не отпугнуть.

– Знаете, мы рады любому ребенку, любому взрослому, кто к нам приходит. Постоянно к нам ходят пятнадцать семей. По списку у меня числится около шестидесяти детей. Кто-то болеет, кто-то ходит, кто-то не ходит. Мы столкнулись с такой проблемой, что у людей отношение к воскресной школе такое: хочу – приду, хочу – не приду. Чтобы с этой проблемой справиться, мы придумали систему правил. Если хотите ходить в школу, вы должны написать заявление, заполнить анкету, чтобы вас учитывали и на ваше место не взяли кого-то другого. Потому что есть очередь желающих, которые хотят посещать воскресную школу и будут более ответственно к этому относиться.

Правила одинаковы для всех, ходит ли человек давно или только пришел и еще некрещеный. У нас есть образовательная программа, которая рассчитана на год. Если ребенок сегодня пришел, завтра не пришел, через три месяца опять пришел, он уже выпадает из образовательной среды. А нам все-таки хочется увидеть результаты своих трудов.

– Дополнительно скажу: очень рада, что в наших храмах все чаще и чаще стали появляться психологи на приходе. Мне кажется, это очень здорово, это очень нужно современным семьям и современным детям. И очень хорошо, что Церковь в этом направлении развивается, что психологи в храмах появляются и оказывают поддержку всем прихожанам...

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 14 июня: 05:30
  • Суббота, 15 июня: 08:05
  • Воскресенье, 16 июня: 15:30

Анонс ближайшего выпуска

В этот раз поговорим на тему "Развод и дети". Будем разбираться с тем, почему развод не может быть безболезненным и почему мнение, что можно обойтись без стресса, - вредит. Узнаем, почему ребенок склонен винить в разладе себя и как сделать так, чтобы нанесенная травма могла быть преодолена и залечена. Искать ответы будем с семейным и детским психологом Марией Паршенковой.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать