Учимся растить любовью. Рождественский вертеп

11 января 2024 г.

Рождественский выпуск передачи мы посвящаем теме вертепного представления. Увидим представление, послушаем колядки под колесную лиру, заодно узнаем, как подготовка Рождественского вертепа может объединить всю семью и стать началом большого и серьезного разговора не только о вере, но и о роли красоты и искусства в жизни человека. Также порассуждаем о том, почему нужно воспитывать эстетический вкус у ребенка, и почему именно сохранение детскости сердца помогает воспринять праздник Боговоплощения.

Долгожданные новогодние рождественские каникулы собрали семьи вместе, но при этом придумать занятие, которое объединит всех домочадцев, не так-то просто. Таким занятием может стать подготовка рождественского вертепа. Попробуем вам это сегодня продемонстрировать.

Вокруг празднования Рождества Христова сложилось немало народных традиций. Среди них христославление, колядование и вертепное представление. Говорят, Новый год – семейный праздник, но празднование Рождества куда более располагает к объединению семьи. Это и богослужение, и угощение, и пение, и представление, которое каждый может в меру своих сил и талантов устроить в кругу своей семьи.

Роман Сергеевич Даруев, художник, многодетный отец:

– Вертепный театр (вертеп) в Россию пришел в XVII или XVIII веке из Польши, через Белоруссию, Смоленск, Псков. Конструкция вертепного театра и вертепный спектакль – это такое пространство, которое способно передать мистический смысл происходящего. Вообще само появление вертепа стало возможным потому, что переплетались культуры Запада, Востока. Вертеп к нам пришел и прижился.

В рождественском вертепе будто органично соединились все искусства: живопись, скульптура, музыка, поэзия, драматургия. У вертепов сокровенный смысл неизменен, а сценарий, внешний облик и конфигурация могут существенно различаться.

Роман Сергеевич Даруев:

– Вертеп может быть в виде дома или пещеры, но традиционно он делается в форме ящика. Может, звучит грубовато, но он так и называется: вертепный ящик. Когда мы его делали, нам хотелось уйти от квадратной формы, и мы сделали образ пещеры; в то же время это образ иконы, потому что венчает конструкцию рушник.

Вертепное представление сначала имело только духовную составляющую: говорилось о Рождестве, пелись духовные стихи. Но впоследствии стала появляться так называемая комедийная часть, которая постепенно вытеснила духовную. Например, в каких-то местах речь шла уже не о царе Ироде, а о каком-то жестоком правителе; была не Рахиль, а просто женщина; и без ребенка. И так далее.

Нам хотелось рассказать именно о Рождестве, поэтому мы сделали большую верхнюю часть (со звездой она становится еще больше), а дворцу Ирода отдали совсем небольшое пространство (нижний ярус конструкции); мы специально хотели его немножко прижать, чтобы ему было неуютно.

Как все это сделать? Например, избиение младенцев: обойтись без этого сюжета невозможно, но показывать какие-то зверства не хотелось. Поэтому у нас сначала появляются воин, Рахиль, но впоследствии появляется Николай Чудотворец как защитник.

Вертепное представление можно адаптировать под свою семью, под возраст детей и под их восприятие. Вариантов множество. Народные традиции подвижны и гибки.

Роман Сергеевич Даруев:

– Есть канон; есть свидетельство о Рождестве. Но ведь икон Рождества Христова много, есть варианты: например, где-то чуть больше выделены пастухи, где-то более развернуто показано поклонение волхвов, на каких-то иконах даже показано избиение младенцев. Но все это сделано в каноне.

В вертепном театре тоже можно варьировать темы. Например, у нас появляется Николай Чудотворец, есть эпизод бегства в Египет, сначала стоит елка, и Рождество прикровенно. Но если это сделано в каноне, тогда это зазвучит, и есть надежда, что все почувствуют Рождество.

Нам не хотелось заканчивать рождественский вертеп Иродом (бывает, показывается сцена смерти Ирода). У нас появляются колядовщики (фигурки детей) и поют колядку.

(Фрагмент вертепного представления, пение колядки.)

Конечно, за каждым семейным вертепом тянется своя семейная история. Ведь изготовить вертеп, поставить представление, разучить текст – задача не на один вечер.

Роман Сергеевич Даруев:

– Рождество никого не оставляет равнодушным: ни взрослых, ни детей. Говорят, что это детский праздник. А как же мы, взрослые? В том-то и дело, что этот праздник детский для всех, то есть взрослые должны почувствовать себя детьми.

Наш вертеп появился как детский вертеп, потому что мы нарисовали его с детьми. Мы рисовали маленькие фигурки. Это, например, ангел, Богородица (из сцены «бегство в Египет»), фарисеи. То есть сначала делалось множество эскизов. Дети рисовали рисунки на тему Рождества, и я постепенно их подводил к тому, что мы будем делать вертеп. То есть он родился из детского творчества, которое вообще сродни народному творчеству, потому что оно такое же искреннее и выразительное. Мы, взрослые, впоследствии осуществляли только какую-то техническую поддержку. Все фигурки были обведены на доске, потом вырезаны, а потом снова отдавались детям, и они рисовали глаза, узоры и так далее. Все образы принадлежат детям. Например, вот Божия Матерь: посмотрите, как выразительно нарисовано. моя

Мы работали дружной компанией. В процессе работы возникало очень много интересного, приходилось искать цветовые решения. Например, как передать явление ангела пастухам, поклонение волхвов, их приход к Ироду, сияние звезды, избиение младенцев? Есть смысл сделать это именно художественным языком, то есть за счет масштаба, цвета, длительности драматургии того или иного эпизода.

Мы долго делали эскизы. Сначала выбрали зеленый фон, потом голубой, который при электрическом освещении годится, но не годится при свечном. Было сделано много всяких выкрасок (у нас куклы – деревянные), с лаком, без лака. В итоге стало получаться то, что хотелось. То есть свет в цвете зазвучал, а значит, должно зазвучать и само событие, само свидетельство о Рождестве.

Сначала мы хотели звезду сделать более простую, но потом решили вышить ее из бисера. Фигурки херувимов сначала хотели сделать из дерева, но потом вышили из бисера. Для этого опять же делали эскизы. В общем, мы все сплотились вокруг этой работы. И это действительно большое событие в жизни – сделать вертеп, чтобы «побывать» и с волхвами, и с пастухами, и к Ироду спуститься...

(Фрагмент вертепного представления.)

Роман Сергеевич Даруев:

– Занятие с детьми творчеством – наиважнейшее. Мы можем помочь детям остаться детьми, вырасти настоящими людьми, чтобы они потом не утонули в какой-то пучине разновкусия и чего-то чуждого нашей культуре, да и вообще культуре в целом. Все зависит от того, что показываешь детям, что они смотрят, какие книги им читаешь, какие песни поешь.

Когда мы с детьми что-то делаем, мы многое смотрим, много обсуждаем, рассуждаем на тему увиденного. Это тоже важно. Например, просто сходить на выставку – мало, надо общаться, делиться впечатлениями, обсуждать, что понравилось и почему. Например, обсудить: «Посмотри, как красиво вот это красное с этим зеленым. Если вот так заслонить, уже будет не так». Дети очень открытые, очень искренние, они рады, что с ними говорят об общем деле. Прекрасно, когда есть возможность войти с ними в единомыслие и сделать вместе что-то хорошее, красивое.

Вспомните крестьянские дома, крестьянский быт. Тяжелейшие условия жизни: нужно было и пахать, и сеять, и по дому хлопотать, и много детей, и хозяйство огромное. Но как там было все красиво! В доме были расписаны шкафы, скамьи, сундуки, двери, стены. Причем расписаны райскими деревьями, как райский сад. И человек, находясь в таких условиях, радовался.

Искусство – в принципе не от мира сего. Когда мы ждем каких-то прагматических и рациональных объяснений, мол, зачем это нужно, – это очень странно. Это как вопрос веры, можно сказать. Есть такая мысль, что художник – это человек, получивший дар и пытающийся за него как бы расплатиться, а не самоутвердиться как индивидуальная личность. В искусстве, творчестве люди не самоутверждаются, они именно утверждают красоту, высшие идеалы, а не свои какие-то амбиции, страсти и так далее.

И с детьми это очень ясно видно. Когда ребенок хочет что-то сделать, у него критерий – красота. Детям очень сложно сейчас, потому что со всех сторон агрессивный видеоряд. Человек – не бездонное существо, которое можно наполнять и наполнять. Если ты наполнен чем-то одним, то наполниться другим очень трудно; любая коррекция – долгая, сложная и, может быть, не до конца эффективная. А если человек будет беречься, сторониться лишнего, явно чуждого по духу, он будет более цельной личностью. Это сложно.

Нам, художникам, в этом плане легче воспитывать вкус детей. Но даже если человек не художник, важно не окружать ребенка какими-то некрасивыми вещами: например, не смотреть плохие мультфильмы, смотреть хорошие. Мои дети, конечно, тоже говорят: «Нет, мы хотим вот это». Но с юмором можно решить любую проблему: пошутил, как-то отвлек – и ребенок уже это забыл, а в следующий раз просит уже именно то, что ты показал, и хочет, чтобы вы вместе это посмотрели.

Дети хотят быть вместе со взрослыми; это нам обычно некогда. Например, раньше я как-то напрягался, что дети просят читать одно и то же. Допустим, мы читаем «Дюймовочку», я переворачиваю последнюю страницу, и мне тут же дочка говорит: «Еще!» Прочитали второй раз, потом третий. Но впоследствии я с удовольствием стал читать и второй раз, и третий. Сказки мы читаем по многу раз. И фильмы смотрим много раз. Например, есть набор фильмов, которые мы постоянно смотрим. И это не моя инициатива. Мы можем смотреть какой-то фильм пять, шесть, десять раз. Потом появляется что-то новое. И я понял, что это очень хорошая традиция.

Ведь и в природе все повторяется: весна сменяет зиму, лето сменяет весну, и так из года в год. И все народные праздники, все традиции повторяются. Это человек меняется, а вокруг ничего не меняется...

У меня один знакомый ездил к индейцам. Там у них была традиция: в вигваме каждый вечер рассказывали истории. Мой знакомый рассказал им историю про циркового медведя. У них там культ медведя, и он им рассказал смешную историю, как цирковой медведь на велосипеде выехал к охотникам, каким-то генералам. Индейцы были просто в восторге. И мой знакомый думал, что же будет им рассказывать в следующий вечер. Но на следующий вечер они попросили снова рассказать ту же историю. И так десять дней он рассказывал им одно и то же, они слушали эту историю и ничего другого слушать не хотели.

Человеку не нужно все время чего-то нового, улучшенного. У человека все есть. Отец Николай Гурьянов сказал прекрасные слова: «Помни, радость моя, что человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается». Это не значит, что человек не должен чего-то хотеть, мечтать. И мечты должны сбываться, но при этом человек должен знать, что у него все есть, и он должен быть благодарен за то, что у него есть. Если он благодарен, то у него и дальше все будет. А если он думает только о том, чего у него нет, а у других есть, как он сможет идти по жизни и что-то делать? Мне кажется, это очень хорошая, правильная мысль.

Не слишком ли мы гонимся за новизной? Не пренебрегаем ли тем, что у нас уже есть? Например, традициями? И разве не оживает каждый раз заново старая книга или древняя колядка? Ведь и Христос рождается из года в год и во веки веков.

(Фрагмент вертепного представления; поют тропарь и кондак Рождества Христова.)

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 00:30
  • Пятница, 10 мая: 05:30
  • Суббота, 11 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать