Учимся растить любовью. Неуспевающий ученик

22 февраля 2024 г.

"Неуспевающий ученик" - что может скрываться за подобным ярлыком? Зачем идти к неврологу, если ребенок плохо учится? Как отличить синдром двигательных нарушений от отсутствия интереса? Каким образом плохая оценка помогает привлечь мамино внимание, и почему ребенок вынужден прибегать к такому способу? Какую роль в учебе играет уровень развития воли, а какую - мотивированность? Будем искать ответы с семейным психологом Марией Паршенковой.

– В каждом классе есть дети неуспевающие: так их называют учителя, так про них говорят иногда сами родители. Но что под этим скрывается? Мне кажется, ряд проблем может обозначаться этим словом. Давайте сегодня поговорим о том, какие же проблемы могут скрываться за тем, что ученик неуспевающий, и будем разбираться, что делать. Итак, откуда берутся неуспевающие ученики, почему они есть в каждом классе и всегда ли причина одна?

– Действительно, такая тема, как неуспевающий ученик, очень тревожит и родителей, и учителей, и зачастую самих ребят тоже. Но прежде чем ставить, условно говоря, диагноз «неуспевающий ученик», надо посмотреть, в какой сфере ребенок действительно не успевает, исследовать по разным направлениям, что может быть причиной этой неуспешности. И, исключая медицинские, педагогические, психологические проблемы, выходить на истинную проблему и помогать ребенку быть более успешным в учебе.

– Давайте попробуем разобрать все проблемы, которые могут привести к тому, что ребенок не успевает в школе. Что в первую очередь должно насторожить родителей, если они вдруг понимают, что их ребенок каким-то образом не справляется с той программой, которая преподается в школе?

– Для начала посмотрим на смысл слова «неуспевающий»: ребенок не успевает что-то, что другие успевают. Прежде чем ставить такой диагноз своему ребенку, рекомендуется посмотреть на других ребят в классе – они-то успевают делать все домашние задания, успевают получать информацию в классе? Если не успевает весь класс, то это вопрос, над которым нужно работать вместе с учителем, и смотреть, как можно помочь ребятам лучше усваивать материал.

Но если большинство ребят успевает, а один ребенок не успевает, то, прежде чем ставить какие бы то ни было диагнозы, мы смотрим на физическое состояние ребенка. Это касается и малышей (первоклассников, второклассников), и старших ребят.

Первое, на что мы смотрим, – это режим дня, как бы банально это ни звучало. Я очень люблю, когда серьезные вопросы имеют простые ответы. В первую очередь смотрим на сон ребенка, на качество сна. Если ребенок спит хорошо, глубоко, значит, все в порядке. Если ребенок долго не может заснуть, рано просыпается и сон тревожный, то это первый звоночек обратиться к специалисту. Можно обратиться к педиатру, но лучше – к неврологу, чтобы невролог посмотрел с точки зрения нервной системы, успевает ли она за физическим развитием ребенка.

– Кроме сна, может быть, есть еще какие-нибудь симптомы, которые должны насторожить родителей?

– Очень хороший симптом, что нервная система может не справляться, – когда ребенок резко вырос. Я обычно прошу родителей посмотреть на рукава его одежды, на штанины: если вдруг они резко стали коротки, значит, ребенок дал ростовой скачок. Когда происходит ростовой скачок, нервная система работает в гиперинтенсивном режиме, обеспечивая подросшее тело все тем же качеством жизни.

И тут мы обращаем внимание не только на сон, но еще на питание: что ребенок ест? Какие у него появляются пищевые привычки, пищевые потребности? Если с этой стороны есть какие-то дисбалансы, например, ребенок стал очень избирателен в еде, у него очень плохой аппетит и не заставить его съесть даже ложку какой-то еды, но он готов сидеть на сладостях, то это тоже звоночек, чтобы обратиться к неврологу. Сон и еда – это базовое.

Дальше мы смотрим на качество внимания, на его усидчивость. Обычно говорят, что ребенок неусидчивый. Очень модный сейчас диагноз – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Этот диагноз очень любят ставить. Но на самом деле это очень легко проверить. Дайте ребенку любимое занятие и понаблюдайте за ним: ребенок, у которого действительно подобный диагноз, не сможет дольше 5 минут заниматься даже самым любимым занятием. А если ваш ребенок 40 минут с удовольствием мастерит что-то из конструктора «Лего», то какой же это СДВГ? Это просто тот момент, когда ребенку нужна поддержка. В том числе мы смотрим на то, как он усидчив, как он внимателен, как развита его память.

Если сон благополучный, питание стабильное, ребенок усидчивый, но все равно не успевает, тогда это вопрос уже не медицинский.

– Вроде бы с этими причинами разобрались. Если все-таки с неврологией все в порядке, родители ходили к врачам и выяснили, что с ребенком все хорошо в физиологическом плане, что делать дальше?

– Тогда мы смотрим на педагогический компонент неуспешности. Есть моменты, когда детям тяжело воспринимать информацию в массовом классе: кто-то шумит, кто-то отвлекает, и в этот момент тяжело уловить и зафиксировать информацию. Тогда в моменты, когда нужно писать контрольные работы, эмоциональный ребенок еще и от этого напрягается, и получается неуспешность, которая называется педагогической неуспешностью ребенка.

Не так сложно проверить, действительно ли это педагогическая неуспешность. Если есть сложная тема, по которой ребенок получил двойку, а дома папа объяснил, ребенок понял и все решил, то это действительно педагогическая неуспешность. Или, например, пригласили репетитора, который провел 3–4 занятия с ребенком, сделал определенные педагогические манипуляции, скажем так, и в школе начинают отмечать, что у ребенка стал лучше почерк, ребенок стал более успешен, стал лучше понимать. Тут налицо педагогическая неуспешность ребенка.

– Получается, что ему просто не подходит учитель или та система, по которой ведется преподавание? И что делать в этой ситуации? Менять школу? Или начать с разговора с учителем?

– Безусловно, прежде чем принимать какие-то кардинальные меры, мы сначала всегда стараемся договориться. Потому что ребенок уже какое-то время находится в этой школе, в этом классе, у него есть какие-то друзья. Мы не выдергиваем его, как редиску с грядки, а даем ему возможность расцвести в этой школе.

В первую очередь нужно обратиться к учителю за рекомендациями, что учитель посоветует. Потому что учитель тоже заинтересован в успешности своих учеников. Может быть, ребенка надо поближе посадить. Может быть, отсадить от шалуна, который его все время дергает, тычет в бок ручкой и отвлекает. Если это изменить, успешность ребенка поднимется в разы.

Сейчас очень часто дети говорят: «Я хочу сидеть на уроке один, чтобы лучше усваивать информацию». Потому что дети, которые замотивированы на обучение, идут в школу для того, чтобы учиться, и с удовольствием эти знания получают.

Я думаю, всегда можно попробовать договориться о том, какой лучший педагогический метод воздействия обратить на данного ребенка, чтобы он стал более успешен в предмете.

– Может ли проблема заключаться в том, что класс велик и учитель не может уделить каждому ученику достаточно времени? И если многие дети способны обучаться в коллективе, то кому-то требуется индивидуальное обучение. Тогда что делать? Репетиторы – это единственный выход? Или все-таки как-то возможно адаптировать ребенка к ситуации, чтобы он мог осваивать знания в коллективе?

– Естественно, нужно пытаться адаптировать ребенка в коллективе, потому что мы живем в социуме. Хорошо, когда есть возможность индивидуально добирать те знания, которые невозможно взять в массовой среде, но если такого нет, то, безусловно, надо это делать в коллективе.

Сейчас существует масса бесплатных источников, можно углубленно изучать абсолютно любой школьный предмет. Массу лекций можно найти и прослушать. Родитель должен проявить свою любознательность и вместе с ребенком поизучать материал, который есть в Интернете. Думаю, родитель найдет для себя много интересного в сфере того предмета, в котором неуспешен ребенок.

Мне ребенок говорит: «Я не понимаю математику». А я говорю: «Такого не бывает. Ты просто ее не любишь». Нет людей, которые не понимают математику. Есть люди, которых не влюбили в математику. И смотришь: через какое-то время ребенок влюбляется в математику и чувствует себя очень счастливым и довольным, что успешен в этом предмете.

Тем не менее ребенок не один, он в социуме, вокруг него коллектив. И то, как складываются отношения в этом коллективе, безусловно, влияет на обучение. У меня огромная просьба ко всем педагогам: не пускать на самотек общение, которое существует между ребятами, а подключаться к этому, организовывать их к этому общению. Опыт советской школы показывает, насколько здорово объединять ребят совместными делами – коллективными, творческими, спортивными, волонтерскими. Это сейчас очень популярно, и это здорово. Когда ребята объединены вокруг какого-то дела, их отношения становятся более качественными, глубокими, меньше поводов для конфликта. И на общей успешности класса в контексте обучения это тоже скажется в лучшую сторону.

– Если мы говорим о неуспешном ученике и отсекаем педагогическую или физиологическую проблему, то какие остаются?

– Остается семья. Счастье идет из семьи, но и большинство проблем тоже идет из семьи. Мы смотрим на родительскую среду и изучаем родительский спрос на успех. Возможно, есть родители, которые считают, что ребенок должен приносить только пятерки, и для них четверка – это трагедия. Ребенок находится в напряжении, он не может соответствовать завышенным требованиям родителей, это его травмирует, в какой-то момент разочаровывает – и ребенок перестает стараться, потому что в любом случае обречен на неуспех в этой истории.

Есть родители, которые говорят: «И двойка хорошо. Пусть будет двойка, мы тебя и таким любим». Таким образом они обесценивают значимость учебы.

Соблюдать очень нежный и деликатный баланс между принятием двойки и принятием четверки –  в этом, наверное, родительская мудрость, принятие своего собственного ребенка как уникального человека, ни на кого не похожего и ценного в своей семье.

– Мы сегодня неоднократно упоминали слово «успех». Хочется поговорить о том, что же мы под ним подразумеваем. Мне кажется, этот акцент обязательно нужно поставить. Дело в том, что мы сейчас говорим не о том успехе, на который нацелено современное общество, когда нужно быть первым, нужно быть лучшим, включаться в гонку, конкуренцию, соперничество и только так идти к каким-то целям. То есть обязательны соперничество, конкуренция, первенство. Что же мы подразумеваем под успехом? Мне кажется, что это все-таки удовлетворенность от собственной жизни. Что Вы можете по этому поводу сказать как психолог? Какой успех будет для ребенка гармоничным и приятным, а какой может сделать из него невротическую личность?

– Неуспешный – от слова «не успел». Успешный – от слова «успел»: успел, сделал, у меня получилось, и меня оценили. Успешность – это настолько индивидуальная градация! Если это ребенок с какими-то особенностями, моторными проблемами, то для него красивые буквы – это успех, пусть даже слово будет неправильно написано.

Для того, кто гонится за высшими математическими достижениями, участие в олимпиаде и первое место – успех, а второе место может быть трагедией. Для кого-то успех – это узнавание чего-то нового и движение по ступеням знаний вверх. Поэтому это абсолютно индивидуальная форма оценки результата, и зависит она в первую очередь от тех ценностей, которые есть в семье. Поэтому однозначно нельзя сказать, что вот так успешен, а вот так неуспешен.

Огромную роль в этом играет личность педагога, потому что сегодня мы говорим про успешность ребенка именно в контексте обучения. Педагог, который является наставником ребенка, поддерживает его всей душой, болеет за его успехи. Педагог индивидуально относится к каждому ребенку и поддерживает в тех результатах, которых ребенок достиг через великий труд.

– То есть необходимо находиться в диалоге с учителем, наставником, тренером, чтобы понять, действительно ребенок не успевает или это всего лишь странная мотивация у его наставников. С этим я, может быть, и соглашусь. Но с определением успеха хотелось бы еще несколько конкретизировать. Можно ли в принципе ребенка настраивать на то, что он должен быть успешен? И что мы под этим должны подразумевать? Где здесь может скрываться ошибка? Например, если мы не признаем поражений, это точно вряд ли хорошо скажется на ребенке. Есть ли еще какие-нибудь стратегии родительского поведения, которые могут привести к внешнему успеху и ребенок достигнет того результата, что мы от него ждем, но пользы от этого будет мало? И когда польза точно будет? Какой путь к успеху Вы как психолог считаете наиболее грамотным?

– Главное в этой истории – слово «путь». У пути есть цель. У родителей, соответственно, есть цель: что они хотят увидеть в итоге, прилагая огромные усилия со своей стороны и заставляя ребенка тоже прикладывать огромные усилия? Нужно родителям прояснить для себя эту цель. Каждый может задать себе вопрос: «А какое будущее я вижу для своего ребенка? А достигнет ли он результатов именно таким путем? Не велика ли будет цена? Не мало ли то усердие, которое мы прилагаем для того, чтобы такого результата достичь?» Ответы на эти вопросы и будут маркером успешности или неуспешности ребенка.

Если мы говорим о малышах – это одна история. Если мы говорим о подростках, то это совсем другая история, потому что маркеры родителей, которые они видят в качестве успешности своего ребенка, перестают быть актуальными. У подростков совсем другое понимание об успешности. И тут истинные ценности, которые есть в семье, будут маячком для подростка на пути поиска себя и своего жизненного пути.

– Еще хочется поговорить о том, как внимание родителей к ребенку может влиять на его успеваемость в школе. Действительно ли иногда дети учатся плохо только для того, чтобы родители обратили на них внимание? Я такое мнение неоднократно слышала от психологов. Как работает этот странный механизм?

– Для ребенка всегда важен родитель, ребенку всегда важно внимание. Это внимание говорит ребенку: ты есть, ты для меня важен. Учебная деятельность занимает огромное количество времени в жизни ребенка. Большую часть дня ребенок находится в школе, потом делает уроки либо находится в каких-то секциях и кружках. В этот момент ребенок один, а ему хочется быть со своими родителями.

Есть ситуации, когда родитель говорит: «Ты должен быть самостоятельным. Делай уроки сам – это твоя ответственность. Собирай портфель сам – это твоя ответственность». Но мы должны смотреть на психологическое состояние ребенка. Есть дети, которые действительно достаточно самостоятельны, а своими капризами и какими-то манипуляциями хотят что-то получить от родителей. Но есть дети, которые психологически еще очень привязаны к своим родителям. И вот для этих детей важно, чтобы мама или папа заглянули в тетрадку. Для таких детей может быть важно, чтобы родитель сидел рядом в тот момент, когда они выполняют уроки. Телесный контакт, коленка к коленке – это поднимает успешность ребенка просто на космические высоты. Мама может сидеть рядом и вязать кофточку, папа может сидеть рядом и читать книгу или что-то мастерить, но для ребенка важно, что в этот момент своих трудностей он не один, а рядом надежный, крепкий тыл, и в любой момент можно прийти к родителям с любой трудностью. Ведь это не только про уроки, это вообще в целом про жизнь.

Поэтому не торопитесь отрывать своих детей от себя. И если им действительно нужны ваше внимание, ваша близость даже на телесном уровне – будьте рядом. Когда они вырастут – окрепнут; не переживайте. Как сказала одна из моих коллег, обезьянки не всегда висят на пальме, рано или поздно им становится интересно, что же происходит на земле. Так и ваш ребенок: спустится, как обезьянка, и уйдет... Поэтому наслаждайтесь сопричастностью к своим малышам, пока они еще малыши.

– Когда Вы говорите о том, что необходимо иногда посидеть рядом с ребенком, чтобы он почувствовал поддержку и углубился в изучение того предмета, в котором у него проблемы, речь идет только о школьниках и младших школьниках? Или этот сценарий и с подростками может сработать? Сидим рядом, интересуемся, что там и как. Это с подростками работает? Или с подростками нужно что-то другое?

– Это замечательно работает и с подростками. Причем можно менять место дислокации: например, садиться за кухонный стол, когда мама готовит еду, а рядом дочка или сын делает уроки, и попутно они обмениваются какими-то новостями. Если ребенок хочет, он делится какими-то своими учебными успехами или открытиями. Например, он читает учебник по биологии или истории и удивляется чему-то. Или вспоминает, что учитель рассказал что-то интересное. Это соединение всей семьи именно глубоко душевное, духовное. Именно это дает ребенку любого возраста базовое понимание: вот я, вот мой дом, вот моя семья.

Даже когда мы становимся взрослыми и приезжаем в родительский дом, нам очень хочется, чтобы с нами разговаривали. Мы готовы сидеть на кухне рядом с мамой, пока она готовит завтрак, и что-то ей рассказывать. Вспоминая свои детские потребности, мы понимаем, что нашим детям нужно то же самое.

– Какие еще могут быть причины неуспеваемости ребенка? Мы поговорили о физиологических, педагогических, психологических проблемах, о семье. Может быть, есть еще что-то? Например, ребенку совсем неинтересно учиться, а интересно граффити рисовать на стенах небоскребов или еще что-нибудь в этом роде. Как Вам кажется, может ли быть причиной неуспешности в учебе то, что у ребенка просто фокусировка внимания на другом? И можно ли ее каким-нибудь бережным образом вернуть назад? Здесь, наверное, речь уже о подростках.

– Это не только о подростках. Здесь можно говорить и о малышах, которые хотят играть, например, в приставку, но не хотят делать уроки.

Речь идет о таком важном компоненте личности, как воля. Это волевой компонент, когда хочешь ты или не хочешь, интересно тебе или нет, но ты должен встать и сделать то, что входит в твои обязанности. Это очень важный момент в воспитании человека в целом.

Школа очень многое в своей деятельности строит именно на волевом компоненте личности. Волевым усилием ребенок должен сидеть, слушать учителя, хотя ему хочется поделиться со всеми какой-то веселой информацией. Ребенок хочет гулять, но он должен сделать определенный объем уроков. Воспитание воли происходит через усидчивость, через сопричастность к деятельности ребенка, через понимание и разделение его переживаний. «Да, я прекрасно понимаю, как тебе хочется гулять, но есть работа, которую ты должен сделать».

Тут, с одной стороны, нужна помощь родителя, несмотря ни на что, а с другой стороны – очень крепкая стойкость. Нужно жестко держать позицию, кто в доме родитель, а кто ребенок. Если эта позиция держится с начальной школы, тогда и с подростком это сохранится. Конечно, будут и конфликты, но в меньшем объеме. Волевой структурный компонент, который в дальнейшем поможет реализоваться всем тем талантам, что есть в ребенке, воспитывается именно в ежедневной учебной рутинной деятельности. Без этого никуда.

– Спасибо большое, Мария. Благодарю Вас за то, что так объемно дали информацию на вопрос о неуспевающем ученике. Тут столько различных ветвей беседы, что можно обсуждать и углублять их и дальше. Думаю, мы каждую из них когда-нибудь обсудим более подробно...

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 00:30
  • Пятница, 10 мая: 05:30
  • Суббота, 11 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать