Учимся растить любовью. Музей «Из истории советского и российского спорта» школы № 667 Невского района Санкт-Петербурга

8 февраля 2024 г.

К 80-летию снятия блокады Ленинграда мы продолжаем искать новые способы говорить на эту тему с детьми. Иногда неочевидные подходы могут оказаться очень действенными. Например, отправной точкой для подобного разговора может стать тема отечественного спорта. Убедиться в этом предлагаем, отправившись вместе с нами в музей "Из истории советского и российского спорта" школы № 667 Невского района.

Мы снова коснемся темы, которая относится к торжественной дате, отмечаемой не только в Санкт-Петербурге, но и во всей нашей стране, – это 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Как говорить на эту тему с детьми? С какого ракурса подавать сложные и важные вопросы блокады и Великой Отечественной войны? Оказывается, можно находить ходы, которые могут показаться с первого взгляда неочевидными. Например, о блокаде можно говорить, начиная с темы спорта. Попробуем вам это сегодня продемонстрировать.

(Звучит песня в исполнении вокального ансамбля «Невские голоса» при школе № 667 Невского района города Санкт-Петербурга.)

Школа № 667 Невского района – общеобразовательная, а на третьем этаже – информационные стенды, мемориальная доска, портреты героев Великой Отечественной войны, по совместительству – спортсменов. Многие из них защищали Ленинград: кто-то на фронте, кто-то в партизанских отрядах, а некоторые трудились прямо в блокадном городе. Об этом и многом другом школьникам и их родителям может поведать большая и серьезная экспозиция школьного музея «Из истории советского и российского спорта».

Ольга Николаевна Харитонова, заведующая музеем «Из истории советского и российского спорта», мастер спорта по легкой атлетике:

– Мы сейчас стоим у витрины, посвященной спортсменам – участникам Великой Отечественной войны, которые защищали город Ленинград во время блокады. Восьмого сентября началась блокада. Фашисты имели свои планы и сильно бомбили центральную часть города. Пришли к выводу, что нужно закрывать высотные точки города. Обратились к альпинистам. Командиром отряда альпинистов стала Ольга Фирсова. Она была командиром нескольких отрядов, которые укрывали все высотные точки. Для чего это делалось? Для маскировки. Потому что фашисты бомбили по этим точкам. Купола светились золотистым цветом, поэтому зимой их покрывали белым покрытием, а осенью и летом, когда были дожди, – серым. Альпинисты поднимались на высотные точки, иногда зависали там на целую ночь, потому что начинались бомбардировки. Многие погибли. Ольга Фирсова – одна из тех, кто выжил.

Труд всех этих участников очень долгое время недооценивался. Ольга Фирсова получила орден Дружбы только через много лет. И еще ей предоставили честь 30 апреля 1945 года снять стропы, удерживающие чехол на шпиле Адмиралтейства. Внизу все кричали: «Ура!» А она в это время находилась наверху и читала свое стихотворение, которое было посвящено этому празднику.

Блокада ударила по населению Ленинграда, но при этом сплотила народ в едином желании выжить и победить. Спортсмены свои силы и способности тоже обратили на помощь городу и стране.

Ольга Николаевна Харитонова:

– У меня в руках свидетельство о внесении в «Золотую книгу Санкт-Петербурга» имени Дмитрия Павловича Пугачёва-Ионова, который двадцать лет был руководителем Государственного института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Этот спортивный вуз выпускает преподавателей физкультуры, тренеров. Во время Великой Отечественной войны Дмитрий Павлович Пугачёв-Ионов руководил одним из отрядов, которые были созданы в этом институте; они совершали уникальные вылазки в тыл врага, били фашистов. Мало того, Дмитрий Павлович создал на этой кафедре курсы повышения уровня квалификации спортсменов, которые потом становились командирами партизанских отрядов.

Спортивная подготовка оказалась весьма важным фактором в деле нашей победы. Неизвестно, что было бы, не будь спорт так широко популярен в Советской России.

Ольга Николаевна Харитонова:

– Комплекс ГТО был утвержден в 1931 году. Этот комплекс сыграл огромную роль в победе в Великой Отечественной войне. Трижды Герой Советского Союза летчик Иван Кожедуб говорил, что, если бы не было комплекса ГТО, наша страна не была бы подготовлена к защите своего Отечества.

Музей такого масштаба в общеобразовательной школе – явление редкое. И говорить здесь, как мы убедились, можно не только об истории спорта, но и об истории всей страны.

Светлана Геннадьевна Назарова, директор школы № 667 Невского района города Санкт-Петербурга:

– Наша школа открылась в 1995 году. Первым директором школы была Локосова Ирина Германовна, которая окончила университет физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, была действующей спортсменкой. С самого открытия школы был взят путь на физкультуру, оздоровление, спорт, здоровьесозидающие технологии. К нам приходили великие спортсмены, проходили у нас практику. У них был друг – Георгий Юрьевич Корхов, спортивный журналист, который практически всю свою жизнь, в течение сорока лет, собирал коллекцию, посвященную тяжелой атлетике.

Елена Георгиевна Волкова, дочь основателя музея «Из истории советского и российского спорта»:

– Папа всю жизнь увлекался тяжелой атлетикой, был спортсменом. Когда ему было лет 16 или 17, он увлекся тяжелой атлетикой, всегда был предан этому спорту и пронес эту любовь через всю свою жизнь. Когда он вышел на пенсию, они с другом захотели сделать музей. Самое главное, что было ценным для папы, – чтобы музей был живой, действующий, постоянно пополняемый, чтобы люди сюда приходили. Он всю жизнь посвятил тому, чтобы создать этот музей, и ему это удалось.

Светлана Геннадьевна Назарова:

– В 2005 году был открыт небольшой зал (он находился не здесь, в другом месте), посвященный тяжелой атлетике. В 2022 году наши ребята написали проектную работу «Как закалялся спорт», посвященную героям, спортсменам, которые воевали на Ленинградском фронте. Другом нашего музея является, например, Галина Ивановна Зыбина – первая олимпийская чемпионка Ленинграда. Она приходила к нам, рассказывала детям историю своей жизни, о том, как спорт ей помог после войны, как она завоевала медали, как ходила на тренировки. Галина Ивановна присутствовала на открытии памятной доски. Это очень патриотично, когда человек, живущий сейчас, может передать свою историю нынешнему поколению. Такие встречи надолго остаются в памяти детей, запоминаются; и мы надеемся, что ребята сохранят это и передадут своим детям.

За спортивными успехами всегда стоит огромный труд. А если вспомнить блокаду? Голодное детство, непосильный труд за пайку хлеба, дистрофия. Но некоторым детям блокады удалось преодолеть все и даже войти в большой спорт.

Ольга Николаевна Харитонова:

– Этот стенд посвящен олимпийским чемпионам. Наверху написано: 1952 год. Наша страна впервые выступает на международной арене и впервые участвует в Олимпийских играх. Юрий Тюкалов и Галина Зыбина являются первыми олимпийскими чемпионами; Юрий Тюкалов – по академической гребле, Галина Зыбина – по легкой атлетике. Они дети блокадного Ленинграда. Первой медалью, которую они получили, была медаль «За оборону Ленинграда», только после этого они получили свои золотые медали олимпийских чемпионов.

Галина Зыбина выращивала овощи и выполняла нормы по сбору и посадке овощей. Медаль «За оборону Ленинграда» давали за выполнение норм. Нормы были очень сложные, дети были голодными, но эти нормы Галина Зыбина постоянно выполняла.

Юрий Тюкалов, как многие дети того периода, нес службу на чердаках. Фашисты очень сильно бомбили город зажигательными бомбами, которые весили один килограмм. Бомбы пробивали крыши домов, и многие дома сгорали. Бадаевские склады сгорели именно от зажигательных бомб. Что делали дети? Они брали перчатками эти бомбы и бросали в песок или воду. Конечно, они испытывали огромный страх, но и к страху, наверное, привыкают. Вот так дети спасали город, чтобы не горели дома и не погибали люди. Поэтому Юрий Тюкалов тоже получил медаль «За оборону Ленинграда». И, как я уже сказала, только потом были золотые медали Олимпийских игр.

Эти люди являются примером для наших детей. Юрий Тюкалов является почетным гражданином нашего города. У него был чекан, которым он, в составе бригады, сделал гравировку на памятнике, что стоит на площади Победы. Все чеканные работы были сделаны его бригадой.

Такие мотивирующие истории нужны не только нашим детям, но и каждому из нас. Они доказывают, как безграничны могут быть человеческие воля и сила.

Ольга Николаевна Харитонова:

– В этой витрине – фото Ивана Удодова, первого олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике. В 1945 году его вынесли из Бухенвальда, он весил всего 28 килограммов. Этот уникальный спортсмен, переживший такие ужасы, в 1952 году становится олимпийским чемпионом.

В родной школе благодаря спортивному музею ребята получают уникальную возможность знакомиться и с героями прошлых лет, и с нашими современниками. Среди них Сергей Рачинский, заслуженный мастер спорта России, девятикратный чемпион мира по гиревому спорту, семикратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. И он тоже считает, что к современным детям нужен особый подход.

Сергей Анатольевич Рачинский, заслуженный мастер спорта России, девятикратный чемпион мира по гиревому спорту:

– В современном мире много информации поступает к нашему молодому поколению, к нашим детям и внукам совершенно другим путем, не так, как она поступала к нам. Мы общались с ветеранами, знали людей-блокадников, могли с ними посоветоваться, спросить что-то. А сейчас всё через телефон, через телевизор. В этом плане спорт здорово помогает: ребята учатся что-то преодолевать, тренироваться, идти к каким-то вершинам, ставить общие цели; это воспитывает волю, помогает стать крепче духом. В блокаду выживали в основном те, кто мог самоорганизоваться, был крепким духом. Они трудились на фабриках и заводах, работали в блокадном городе, участвовали в каком-то общем процессе.

Конечно, мы пытаемся общаться с молодыми ребятами. Когда я выступаю перед детьми в школе, замечаю, что дети, слушая, постепенно теряют концентрацию, потихонечку начинают разговаривать между собой. Но как только разговор заходит о том, как меня можно найти в Интернете, добавиться в группе «ВКонтакте», что-то отрепостить, они сразу оживляются. К сожалению, нам никуда не деться от научно-технического прогресса, и нам надо учиться правильно на детей воздействовать.

В этом плане у нас проводится замечательное спортивное мероприятие – пробег «Дорога жизни». С благотворительным фондом «Суворов» мы проводим массу мероприятий по гиревому спорту, перетягиванию каната, рукопашному бою. Мы пытаемся как можно больше донести до молодого поколения, показать, что есть такие ценности, которые никогда не перестанут иметь значение. Новый айфон через 5–7 лет устареет, и его выбросишь. А есть ценности, которые рождены нашим народом и которые останутся с нами навсегда, никуда не уйдут. Мы – мостик между прошлым поколением и будущим. Мы знали тех, кто воевал. У меня дед фронтовик. И мы воспитываем будущее поколение, занимаемся детьми, пытаемся как можно больше до них донести, помогаем им. Это первоочередная задача, которая сейчас стоит перед нами.

Пока живы те, кто может рассказать свою военную историю или историю своих родителей, бабушек и дедушек, – нужно это делать. И ничто не заменит воспоминаний очевидцев.

Елена Георгиевна Волкова:

– Папа оставался в блокадном городе вместе со своей мамой. Папе тогда было 10 лет. Его мама работала служащей; она умерла в блокаду. Папа остался один, его взяли тетушки, я их называю бабушками. Одна бабушка (тетя моего отца, блокадница) до сих пор жива, ей 101 год. Они папу воспитали. В те блокадные дни за ним отправили скорую помощь, но маму уже не успели спасти. Папа помнил все это очень хорошо, но мало делился этим, потому что это были не очень приятные воспоминания. И бабушка не так много рассказывала. Когда я ее спрашивала, она мне говорила: «Лен, это было тяжело. Было сложно, но мы выжили».

Мария Николаевна Яшина, мама ученицы школы № 667 Невского района:

– На портрете – мой дедушка, которого я, к сожалению, никогда не видела. Я из семьи блокадников, людей, которые реально пережили годы блокады в Ленинграде. Портрет подписан: труженик тыла. Дед очень хотел пойти на войну, физически он был очень крепким мужчиной, но он был токарем высокого разряда и работал на «Арсенале», поэтому ему сказали, что нужны те, кто будет трудиться на заводе, выпускать снаряды. И он остался. 10 февраля 1942 года его не стало. Истощенный, он ходил на работу до последнего; слег за три дня до смерти.

Семье помог выжить дедушка моего папы, который был портным, шил военным обмундирование; им давали дополнительный паек. За годы войны семья потеряла только моего деда…

Елена Георгиевна Волкова:

– Мы, наше поколение, – дети детей, которые жили в блокаду. Наши деды, родители прошли и войну, и блокаду, и мы причастны к этому, это для нас неотъемлемо. И в школе нам постоянно об этом рассказывали. А сейчас дети к войне относятся примерно так: «Ну да, была Великая Отечественная война». Они не до конца осознают всю суть, всю боль, всю тяжесть этой войны. Естественно, в школе нужно улучшать эту работу. Дети должны расти с осознанием того, что мы – народ-победитель, мы – страна-победитель, мы своей силой духа выиграли эту войну. Я считаю, очень важно, чтобы эта память всегда была.

Анна Васильевна Опалихина, мама ученицы школы № 667 Невского района:

– Я думаю, говорить с детьми о блокаде нужно обязательно. Информацию лучше давать дозированно, по мере взросления ребенка. Изначально, когда ребенок в начальной школе, должно быть посещение музеев, выставок, проведение бесед в школе. Если говорить об учениках старших классов, то я бы хотела, чтобы вводили в школьную программу такие произведения, как «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Я прочитала эту книгу, будучи взрослой, совершенно случайно, но она произвела на меня такое впечатление, которое не отпускает до сих пор. Это великая книга, и мое убеждение, что прочитать ее должен каждый человек, обязательно каждый петербуржец. Очень хотелось бы, чтобы это произведение ввели в школьную программу, чтобы дети знали историю. Когда мы о блокаде просто слышим где-то, это не так трогает. Но когда погружаешься в «Блокадную книгу» и читаешь дневники очевидцев блокады, читать это без слез просто невозможно, начинаешь совершенно по-другому осмысливать то тяжелое время, переосмысливаешь для себя ценности, понимаешь, что на первом месте, что самое главное.

Мария Николаевна Яшина:

– Мне кажется, очень важно воспитать историческую память. Как сказано у Юрия Воронова в стихотворении, эта память – наша совесть. Совесть не только каждого конкретного человека, но совесть национальная, когда никто не может позволить продолжения таких действий, никто не может так жестоко относиться к другим людям.

У нас есть большая плеяда питерских, ленинградских авторов. Это и Ольга Берггольц, и Вера Инбер, и Юрий Воронов, которые жили в блокаду. Наверное, у них наиболее яркие, но при этом щадящие для нынешнего поколения молодежи и детей стихотворения, которые рассказывают о войне, блокаде и формируют тот нравственный стержень, что обязательно должен быть у каждого поколения, у современного поколения тем более.

Кира Веселова, ученица 5-го класса:

– Эта тема мне очень дорога. Я уже пять лет разговариваю об этом, выступаю.

Варвара Исаева, ученица 5-го класса:

– Мы с мамой с самого детства ходим по музеям, выставкам, очень много нового узнаем.

Елизавета Умарова, ученица 5-го класса:

– Современная молодежь должна об этом знать, помнить и никогда не забывать. Потому что то, что прошло, может повториться.

Школьный музей может стать площадкой для начала диалога, для его разворачивания и углубления в тему. Ведь прорыв блокады – это героизм не только воинов, но и работников тыла. Все слышали про блокадную «Дорогу жизни», но была еще и «Дорога победы».

Ученица школы № 667 Невского района:

Все железнодорожные линии оставались под контролем немцев. Необходимо было срочно проложить новую железнодорожную ветку, которая соединила бы свободные участки железнодорожных путей. Дорога длиной в 33 километра должна была пройти от станции Поляны до освобожденного Шлиссельбурга.

Виктор Владимирович Зорько, председатель совета ветеранов Метростроя:

– С начала войны «Строительство №5», которое строило метро в Ленинграде, было преобразовано в рабочий строительный отряд, который состоял из десяти батальонов и одной механизированной роты. Пришлось строить не метро, а оборонительные сооружения вокруг Ленинграда: доты, дзоты, мосты, переправы. И, конечно, это «Дорога жизни» и «Дорога победы». Героический труд метростроителей высоко оценило руководство страны, а также Военный совет Ленинградского фронта: пять тысяч метростроителей были награждены орденами и медалями. Руководителю Ивану Георгиевичу Зубкову в разгар войны дали звание Героя Социалистического Труда. В 1944 году были ожесточенные бои за освобождение Карелии; самолет Ивана Георгиевича потерпел крушение при посадке, он погиб. Ему было 39 лет. Похоронили Ивана Георгиевича в Александро-Невской лавре. На похороны вышли тысячи ленинградцев.

Ольга Николаевна Харитонова:

– В связи с тем, что в этом году 80-летие со дня снятия полной блокады Ленинграда, а также 80-летие со дня гибели Ивана Георгиевича Зубкова и 120 лет со дня его рождения, мы инициировали установление памятной доски на его улице. Я держу в руках обращение к ветеранам «Метростроя» по этому вопросу.

Вот такой живой музей, где экспонаты не просто лежат, а работают. Каждый из них говорит, напоминает о важном, учит ценному, живет в сегодняшнем дне, не давая памяти угасать.

Денис Олегович Крюков, доброволец организации «Волонтеры Победы»:

– Тема спорта в сознании большинства людей напрямую не ассоциируется с блокадой, темой войны. Но если мы задумаемся, то поймем, что город практически жил в режиме мобилизации «Всё для фронта, всё для победы». Профессиональные спортсмены, которые обладали определенными навыками физической подготовки (лыжники, боксеры, стрелки, пловцы), в военных комиссариатах города стояли всегда на особом учете. Соответственно, из них мобилизовались команды по спортивной принадлежности.

Через этот музей, посвященный профессиональному спорту, который развивался в Санкт-Петербурге, мы можем познакомиться с наиболее известными выдающимися спортсменами нашего города. Но эти спортсмены в условиях блокадного Ленинграда тоже были направлены в сторону победы. У нас есть известные альпинисты, известные лыжники, из них создавались разные отряды, которые действовали во вражеских тылах, участвовали в партизанском движении. Мы детям даем пример, что они должны быть сильными, выносливыми, должны заниматься спортом, чтобы быть достойными своих предшественников.

Светлана Геннадьевна Назарова:

– Мы сохраняем частичку памяти и передаем ее. Ведь самое важное – это посыл, как мы об этом говорим. Не должно быть равнодушия. Все наши мероприятия проходят на возвышенной ноте. Мы формируем у детей определенное отношение к нашему городу, к нашей истории, и это очень важно.

Ученица школы № 667 Невского района:

Мы слышим сердце Ленинграда,
Мы память предков сохраним.
Была снята тогда блокада.
Мы помним, любим и скорбим.

Не повторится пусть страдание,
Пусть сердце не постигнет боль.
Цель человека – созидание,
Мир на Земле, добро, любовь...

 

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 00:30
  • Пятница, 10 мая: 05:30
  • Суббота, 11 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать