Учимся растить любовью. Детский нейропсихолог

15 февраля 2024 г.

Чем занимается детский нейропсихолог и какие проблемы может помочь решить? Могут ли его заменить невролог, психолог и логопед? Почему для чистописания иногда лучше бросать мяч, чем снова и снова пытаться рисовать кружочки? Где искать нейропсихолога и как попасть к нему бесплатно? Кому еще, кроме детей, нужна нейрогимнастика? Ответы на эти вопросы даст Екатерина Щербакова, детский нейропсихолог и дефектолог.

Сегодня у нас в гостях нейропсихолог Екатерина Щербакова.

– Мне кажется, нейропсихология вдруг стала набирать такие обороты, что уже нет родителей, которые бы не слышали о том, что хорошо бы показать ребенка нейропсихологу. Тем не менее вопросов остается очень много: кто такой нейропсихолог, кому он нужен, какие проблемы решает и чем  отличается от психолога? Будем сегодня разбираться. Начнем с главного: кто же такой детский нейропсихолог? Чем он занимается? Каков круг его задач?

– Область работы нейропсихолога – взаимосвязь между отделами мозга и высшими психическими функциями (такими, как речь, внимание, мышление). Звучит очень сложно, но я попробую проиллюстрировать это на примере.

Например, ребенку три года – и он не говорит. Что же делать? Это можно сравнить, например, с машиной, которая не едет. Можно, конечно, машину толкать, причем довольно-таки долго. Можно попасть в такие условия, когда машина с горки поедет быстро и даже с ветерком. То есть произойдет какой-то скачок развития, и у ребенка, может быть, разовьется речь. Тем не менее машина почему-то сама не может двигаться. Если продолжать аналогию с машиной, то, может быть, что-то с колесами? Может, послушать, как она тарахтит? Может, заглянуть под капот? Ведь надо понять, что конкретно сломалось.

Нейропсихолог – это тот специалист, который найдет, в чем именно причина, разберется в этой цепочке. Очень часто нейропсихологическую работу сравнивают с бусами, когда нужно найти, какая же именно бусинка сломалась и что с ней нужно сделать: поменять, починить или, может быть, как-то продуть. В этом, наверное, и заключается основная работа нейропсихолога.

– Где здесь область психологии? Кажется, что вопросами развития речи занимается невролог, дефектолог. Насколько я понимаю, нейропсихологи очень часто (в Вашем случае это так) имеют базовое образование именно дефектологическое. Где область психологии в данном случае?

– Психология занимается и высшими психическими функциями в том числе. Довольно-таки часто это родителей и вводит в замешательство: когда им говорят, что есть проблемы с психическими функциями, они сразу думают, что надо к психоаналитику, психотерапевту. Родителям становится очень страшно. Но на самом деле мы говорим о таких функциях мозга, как внимание, память, умение сосредотачиваться. И самое высшее – это, конечно, речь.

Если мы говорим о том, какое базовое образование у нейропсихолога, то в основном это клинический психолог или дефектолог. Кто-то имеет базовое медицинское образование, разбирается в структуре мозга и в том, как происходят все процессы. Сейчас часто дефектологи, реабилитологи и даже логопеды проходят курс переквалификации на нейропсихолога (как в моем случае) свыше 1000 часов, но потом нужно постоянно сертифицироваться, потому что эта наука меняется с колоссальной скоростью. Дети, которые в этом нуждаются, появляются все чаще и чаще.

– Почему еще недавно родители ничего не слышали о нейропсихологах? Их не существовало, было очень мало или об этом просто мало говорили? Или не было тех проблем, для решения которых необходим нейропсихолог?

– Нейропсихология – относительно молодая наука; ей, наверное, 50–70 лет. Александр Романович Лурия – основоположник нейропсихологии. Он написал учебник по ее основам, скомпоновал все эти знания и привел нас всех к тому, что мозг – это не пульт в голове, где кто-то нажимает на кнопочки, а ты поднимаешь руку, пишешь, что-то говоришь; это огромная система, в которой миллионы, миллиарды синапсов и систем, которые взаимосвязаны со всем телом. Знание об этой взаимосвязи постепенно просочилось во все области, в том числе в педагогику.

Можно привести практический пример. К нам приходят родители с девочкой Олей, у которой проблемы с письмом. Мама говорит: «Оля пошла в первый класс, начала писать прописи, и всякие разные кружочки у нее не получаются: сползают то вниз, то куда-то вверх, танцуют или Оля их не доводит до конца». Нейропсихолог – тот специалист, который начнет искать, что же с Олей. Сначала он оценивает ручной праксис: с рукой все в порядке – моторика замечательная, проблемы нет. Может, что-то с вниманием и Оля просто теряет фокус? Нет, Оля проходит пробы на внимание. Может, память подводит? Нет, тоже все замечательно. Что же не так? Нейропсихолог проводит диагностику (у нейропсихологов очень четкая диагностика, количественная и качественная) и понимает, что у Оли проблемы со зрительно-двигательной системой: Оля не может следить за следом, который оставляет карандаш, ее мозг не справляется с соединением этих двух систем.

Тогда нейропсихолог предлагает: «Оля, мы с тобой два месяца будем играть в мячик: кидать его друг другу, жонглировать им и так далее». Все это для того, чтобы Оля могла научиться соединять зрительный праксис и ручной. И через месяц волшебным образом все кружочки встают на место. В этом и была основная проблема.

Найдя такую волшебную кнопку, как же ей не пользоваться? Поэтому, наверное, и появилось так много нейропсихологов и существует потребность в нейропсихологических занятиях.

Мы еще поговорим о том, где найти нейропсихолога (потому что это вопрос сложный), как его выбрать, как отличить его от лженейропсихолога. Но в первую очередь хочется понять, когда стоит задуматься, что ребенку необходим нейропсихолог. Я уже поняла, что он нужен в том случае, когда проблемы с письмом, с речью. Означает ли это, что родители должны ориентироваться на нормативы, расписанные для каждого возраста, и смотреть, удовлетворяет ли им ребенок. Если вдруг нет, то нужно задуматься, не нужен ли нейропсихолог. Так это происходит? Или, может быть, есть еще какие-то варианты, когда родителям стоит задуматься, что им такой специалист не помешает?

– В принципе, все родители видят, что происходит с ребенком, просто не все хотят это принять или озвучить. Например, родители приходят и говорят, что ребенок либо совсем не говорит, либо не говорит полные предложения; мол, пытались и так, и так, но ничего не получается. Я смотрю на ребенка, наблюдаю за ним и понимаю, что он моторно неловкий: играет и сшибает все косяки. Как же он может хорошо строить предложения, если всю основную жизнедеятельность занят тем, что ловит баланс, пытается не врезаться в косяки? И я начинаю объяснять родителям про баланс. Спрашиваю, не замечали ли они, что если ребенок несет чашечку, то все проливает. Родители соглашаются, говорят: «Да, такое есть». Потом я говорю: «А когда он несет тряпку, чтобы вытереть лужу, то забывает, где эта лужа вообще находилась». Родители снова говорят: «Да, точно, было такое». Для родителей такие прикладные вещи очень важны. Я всегда стараюсь что-то рассказывать, основываясь на бытовых ситуациях. Но как специалист  склоняюсь к тому, что всегда лучше десять раз перепроверить.

Специалистов в больших городах, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, большое количество, найти среди них хорошего несложно. Сарафанное радио хорошо работает, через Интернет можно найти. Мне кажется, это ловушка для родителей, у которых дети не говорят. Они рассказывают об этом своим знакомым, но от них все отмахиваются, говорят: «А мой в 5 лет сразу начал предложениями говорить». Не спорю, есть такие дети, которые могут разговаривать предложениями, но у них сработал большой компенсаторный механизм. Но есть дети, у которых этого компенсаторного механизма нет или его мало. Родители будут ждать пятилетнего возраста, а потом будет уже очень поздно, и все нарушения (то же неумение поймать баланс) будут преследовать ребенка на протяжении всего этого времени.

Например, девочка Оля, которая плохо писала кружочки, пришла бы к логопеду, он бы сказал, что нужно писать кружочки десять раз в день. Оля бы писала, научилась, и получались бы идеальные кружочки. Но потом, когда появится какая-то новая закорючка, нужно будет и эту закорючку тоже по десять раз писать? Но ведь можно месяц половить мячики. Это замечательный механизм, чтобы помогать детям.

– Если методы так хороши и всего лишь игра в мяч сможет помочь в обучении, а работа с балансом и вестибулярным аппаратом может решить какие-то учебные проблемы, то почему бы родителям не обратиться к нейропсихологу? Вы уже сказали о том, что есть строгая диагностика. Родители часто не понимают, каким образом мяч может повлиять на написание кружочков. Гораздо проще понять способ логопеда – он простой и очевидный. К каким инструментам прибегает нейропсихолог в оценке состояния ребенка? Хочется рассказать телезрителям, каким образом это происходит и почему именно это работает.

– У нейропсихолога большой и качественный диагностический материал. Нейропсихолог должен уделить большое количество времени (столько, сколько нужно ему и ребенку) для совместных игр. Даже если родители приходят с тетрадками и говорят: «У ребенка дисграфия, все очень плохо, помогайте», – нейропсихолог все равно должен посмотреть, как ребенок ползает, лазает, играет, кидает мячики, говорит, хлопает в ладошки, получается у него или не получается. Все это должно быть запротоколировано в большие диагностические таблицы, которые нейропсихолог должен вести. После диагностики он должен рассказать родителю на доступном языке то, что увидел. Никакие таблицы показывать родителям не нужно, нужно объяснить: мол, вот это так и так, я увидела и поняла вот это из того-то. Всегда важно найти диалог, помогать родителям что-то понять. Как только семья понимает, что делается и для чего, все включаются в этот процесс. Как только появляются первые результаты, все включаются еще сильнее. И мы помогаем ребенку обрести желаемый навык.

– Каким образом мы можем убедить родителей переступить через свое предубеждение, которое зиждется на защите своего ребенка? Как правило, родители считают так: мой ребенок здоров, с ним все в порядке, ему не нужен никакой специалист, он заговорит тогда, когда ему будет нужно, начнет рисовать кружочки тогда, когда ему будет нужно. Как найти нужные слова, чтобы родитель обратил внимание на проблему, которую он видит в своем ребенке, и перестал защищаться? Вы как специалист, наверное, сталкиваетесь с такой преградой. Каким образом Вы находите общий язык с родителем?

– Я пытаюсь показать, что я партнер, что я хочу помочь, что мы вместе. Я не смогу ничего совершить за 20 минут в закрытой комнате, где мы вдвоем с ребенком что-то делаем. Это невозможно. Если вам такое предлагают, отказывайтесь, это неправильный подход.

Нужно обязательно приглашать родителей на занятия, они обязательно должны присутствовать, чтобы видеть, как все происходит, почему это происходит, как ребенок реагирует. Многие специалисты говорят, что родители не нужны, мол, ребенок отвлекается. Пусть он отвлечется первое занятие, второе – ничего страшного. Зато дома родители смогут еще раз это проиграть, проговорить. Это же бесценно, если этот навык будет закреплен в семье.

– Что происходит, если какие-то навыки у ребенка вовремя не были сформированы? Это каким-то образом отражается на взрослой жизни? Или все можно перерасти, забыв про проблемы? Или все-таки это усложняет жизнь ребенка и семьи в целом и портит качество жизни?

– Хороший вопрос. В целом, конечно, мы все стремимся к хорошему качеству жизни, максимально светлому для наших детей. Нам хочется, чтобы никакие проблемы, никакие заботы их никогда не затронули. Кажется, что если девочка Оля плохо пишет, то прописи закончатся через год и она никогда их в жизни больше не будет писать. Но у Оли потом будет отвратительный почерк, который помешает ей писать документы, какие-то заметки или что-то еще. Даже такие мельчайшие детали мы должны помочь скомпенсировать ребенку.

– В каком возрасте лучше всего обратить внимание на проблему и пойти к специалисту? С какого возраста нейропсихолог начинает работать с ребенком и семьей?

– Нейропсихолог начинает работать с самого раннего возраста. Как специалист раннего развития он начинает замечать дискоординацию, дисбаланс в том, как малыш (даже младенческого возраста) двигается, переворачивается. Если замечает что-то не то, что как-то малыш, например, пошатывается, он с помощью своих методик может помочь ребенку преодолеть эти препятствия.

Очень важный период – за год до школы. В это время желательно обратиться к нейропсихологу за диагностикой, показать ребенка, рассказать о его успехах. Потому что небольшие систематические занятия помогут нивелировать множество проблем, которые могут появиться у ребенка в школьном возрасте.

Принято считать, что нейропсихология – наука для детей и про детей. Но на самом деле и взрослые люди тоже вполне могут обратиться к нейропсихологу. Нейропсихология важна, например, после инсульта, когда нужно восстановить координацию и прочие высшие психические функции. Или, например, когда у человека возникает деменция, мы можем отсрочить некоторые процессы. Конечно, деменцию победить нельзя, потому что это прогрессирующее заболевание, но можно помочь человеку, когда он начинает что-то забывать или не попадает ключом в замочную скважину. Можно сделать жизнь человека намного комфортнее, если прибегнуть к каким-то психологическим приемам.

– Где можно обучиться этим приемам, чтобы обойтись без специалиста? Или это невозможно? Например, после ковида у многих взрослых людей появились проблемы с памятью, с концентрацией внимания. Есть ли какие-нибудь упражнения или какие-нибудь пособия, которые Вы порекомендовали бы? Или все-таки лучше сначала сходить к специалисту?

– Я бы рекомендовала сходить к специалисту. Специалист более точечно подскажет, что поможет именно вам. Если вы купите кучу методичек (а их сейчас невозможное количество) и будете выполнять все задания, это, конечно, очень здорово, но вы потратите время на то, что для вас будет абсолютно бесполезно. Специалист подскажет вам: попробуйте вот это, есть вот такая игра, вот такая брошюрка. Конечно, есть основные наши упражнения (например, «кулак – ребро – ладонь»), которые просочились в педагогику, психологию, все это не будет бесполезно для вашей головы.

Знаете, когда-то я занималась саберфайтингом (это постановочные бои на мечах) и научилась крутить меч восьмеркой. Я была такая счастливая, что у меня здорово получается! Педагог мне сказал: «Теперь делай то же самое, только нужно ходить назад». И все сломалось; у меня уже не получалось. Мне пришлось овладеть этим новым навыком, то есть натренировать свою голову.

Очень важное замечание: голова должна работать, должна постоянно получать какое-то свое питание.

– Вернемся к детям. Вы сказали, что с самого раннего возраста ребенка нейропсихолог (в содружестве с родителем) может принести много пользы ему. Хочется разграничить области неврологии и нейропсихологии. Потому что обычно ребенка-младенца показывают неврологу и с ним решают проблемы, когда ребенок, например, не переворачивается, не садится и так далее. Невролог предлагает массаж, гимнастику и медикаментозное лечение. Может быть, стоит в этот момент пойти еще и к нейропсихологу? Или сразу к обоим специалистам? Какие рекомендации Вы даете на этот счет?

– Я рекомендую обратиться к специалисту по раннему развитию. Их сейчас очень много. У нас в Санкт-Петербурге есть бесплатные службы ранней помощи, куда родитель может прийти с любым вопросом. Там принимают специалисты медицинского профиля, педагогического (логопеды, дефектологи), специалисты раннего развития. Они могут подсказать, в чем проблема. Если увидят, что есть неврологическая проблема (что-то с мышцами, с рефлексами), посоветуют обязательно проконсультироваться с врачом. Если специалист увидит, что проблема не медицинского профиля (а специалист раннего развития может это разграничить), тогда он использует и нейропсихологические приемы в том числе.

– Расскажите, пожалуйста, об этих службах, потому что родители обычно жалуются, что найти бесплатного специалиста невозможно или такие огромные очереди в поликлинике, что попасть к нему очень сложно. Вы сказали, что таких служб очень много. Расскажите подробнее, как туда попасть и где их искать.

– Служб ранней помощи в Санкт-Петербурге действительно много. Это такое специальное место, куда может обратиться любая семья с ребенком от 0 до 3 лет с любым вопросом и получить консультацию или занятия. Например, специалист вам скажет: «Было бы здорово походить к нам на индивидуальные или групповые занятия, у нас есть ЛФК, дефектолог. Давайте попробуем». Служба ранней помощи – это действительно уникальное место, где можно поддержать ребенка в момент, когда коррекция наиболее эффективна.

Хочется процитировать Анну Битову, которая говорила, что ранний возраст – это вклад во весь человеческий капитал. Это и правда так. Мы можем решить очень большое количество проблем.

Есть сайт https://rp-spb.info/, где указаны все адреса служб ранней помощи в Санкт-Петербурге. Там есть телефоны, список специалистов, которых можно в этих службах найти, и время работы. Можно выбрать любую удобную и близко находящуюся к вам службу.

– Спасибо большое, интересная рекомендация. Мне кажется, это то, чего ждут наши телезрители в первую очередь.

Хотелось бы подытожить. Вы уже сказали, что вклад в жизнь ребенка начинается в раннем возрасте и нейропсихолог может помочь этот вклад сделать. Итак, чем может помочь нейропсихолог? Какие проблемы, которые потом могут повлиять на всю дальнейшую жизнь, он поможет преодолеть?

– Это проблемы внимания, памяти. Например, мы говорим что-то ребенку, а он забывает. Так не должно быть. Это и проблемы с речью. Многие родители спокойно говорят: «Ну он же говорит». Но у ребенка в дошкольном возрасте должны быть полные красивые предложения, чтобы все связно, красиво звучало. Нейропсихолог тоже может в этом помочь, не только логопед. Это и проблемы с какими-то мыслительными операциями, когда ребенок очень медленно их выполняет или, например, так быстро, что вообще не замечает каких-то тонкостей этой работы. Это раскоординированность движений, когда ребенок неловкий. Многие говорят: «Да он просто неловкий, медлительный». Нет; ребенку можно помочь, и это замечательная возможность.

– Насколько я понимаю, это не только практические навыки, но еще и уверенность в себе, в своих силах, умение делать какие-то элементарные вещи. В общем, такие неочевидные бонусы, как, например, хорошее обучение в школе, легкое овладение какими-то навыками. Мне кажется, это еще и влияет на самочувствие, психологический комфорт ребенка и семьи.

– Конечно. Это как пирамидка: если все хорошо с основой, то следующие колечки будут прекрасно дополнять друг друга. Ребенок, у которого все получается, которого все хвалят, который классный, ловкий, дружелюбный, будет прекрасно себя чувствовать в школе, в семье, с друзьями. Семья не будет переживать за него, и его ждет прекрасное и светлое будущее.

– Спасибо большое, Екатерина! Вы очень подробно ответили на вопросы, кто же такой нейропсихолог, зачем он нужен. Думаю, мы развеяли многие родительские сомнения...

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 00:30
  • Пятница, 10 мая: 05:30
  • Суббота, 11 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать