Учимся растить любовью. Бэби-театры

25 января 2024 г.

Начать ходить в театр никогда не поздно, но, оказывается, никогда и не рано. Если еще недавно педагоги советовали первое посещение театра отложить, пока ребенку не исполнится пять-семь лет, то сейчас предлагают начать ходить с полутора. Бэби-театры - новое веяние. Зачем они нужны, что могут дать малышу, а главное: как выбрать спектакль правильно, чтобы заложить в ребенке любовь к театру, а не отбить ее? Об этом наш выпуск.

Как привить ребенку любовь к театру? В каком возрасте можно первый раз отвести его на представление? А главное, как подготовиться к этому событию? Об этом поговорим в нашем сегодняшнем выпуске.

Небольшой камерный театр кукол «Конфитюр» – один из немногих, где ждут в том числе и самых маленьких зрителей. Так называемые бэби-спектакли набирают свою популярность в мире. Они рассчитаны на детей от года. И все-таки не каждая театральная площадка готова соответствовать новой тенденции. Для этого надо знать, каким должен быть театр для малышей. Правил в нем не меньше, чем во взрослом, а ответственность еще больше, ведь от первого похода может зависеть вся последующая любовь или нелюбовь к театральному искусству.

Наталья Владимировна Смородинова, художественный руководитель театра кукол «Конфитюр»:

– Когда я училась, не было такого понятия, как бэби-театр. Считалось, что посещение театра начинается с возраста 4–5 лет. Я своих детей приводила к маме на работу, они знали закулисную жизнь, но они не сидели в зале. Потому что восприятие сюжета – не для малышей; действительно, оно начинается позже.

В нашем театре мы сделали спектакли для детсадовского возраста, для детей младшей школы, для взрослого зрителя и поняли, что эта часть аудитории освоена хорошо. Остались самые маленькие. И был запрос от зрителей: приходили мамы с детьми постарше и говорили, что хотелось бы и маленьких с собой брать. Мы начали думать, изучать эту тему. Это сейчас действительно модно, актуально. И нам тоже захотелось это сделать, но чтобы это был театр, а не анимация в чистом виде. Если есть такой запрос, значит, современные дети, наверное, чуть раньше развиваются и уже готовы получать эту информацию.

Как знакомить ребенка с театром? Именно для первого посещения театра мы и делаем наши бэби-спектакли. У нас даже есть такой подарок: сертификат на первое посещение театра. И у нас приобретают такие сертификаты в качестве подарка новорожденному. Мамочки, правда, немножко в недоумении, но мы говорим, что год пролетит очень быстро. И они потом действительно приходят и очень радуются.

«Шарик, кубик и друзья: зимняя история» – спектакль, понятный малышам. Он легкий, бесконфликтный, вместо слов – чудесная музыка, вместо сложного сюжета – простые и забавные ситуации. Сама идея бэби-спектаклей продиктована потребностью.

Денис Соколов, режиссер театра кукол «Конфитюр»:

– Я видел детей, которые не умеют смотреть спектакль. Мало того, и родители не умеют, не понимают метафоричность, абстракцию. Им непонятно, зачем актер берет в руки куклы, почему он сам не может играть. Я начал рефлексировать на эту тему. Дети же играют в куклы. Сейчас, может быть, уже и не играют, смотрят только в электронном виде, в гаджетах, но в моем детстве играли в куклы, и кукла ассоциировалась с каким-то персонажем, с которым развивались разные истории. Я решил это вернуть. В нашем бэби-спектакле очень простые геометрические фигуры, все персонажи похожи на квадратики, кубики и так далее. Я отталкивался от простых фигур, которые понятны маленьким детям, которые они изучают и различают в этом возрасте. И я начал эти фигуры не то чтобы одушевлять (в данном случае это неправильное слово), а делать анимированными. Что эти куклы думали бы, если бы были живыми? Что видел бы квадрат, если бы это был квадрат с глазами? И так далее. Во-первых, мне стало самому интересно, все вокруг заиграло для меня иначе. Вот так я «докатился» до бэби-спектаклей.

Софья Алексеевна Пачкулина, актриса:

– Этот спектакль – не первый опыт работы с маленькими детьми. В институте был такой опыт, мы занимались этим на первом курсе вместе с мастером, помогая ей; она чуть ли не прародительница бэби-спектаклей, очень известна в Екатеринбурге. Поэтому такой формат мне очень близок и знаком.

Еще недавно рекомендовали первое посещение театра с пяти, а иногда и с семи лет. Психологи и педагоги считали, что именно с такого возраста ребенок может следить за сюжетом и вживаться в роль зрителя. До этого возраста ребенка можно только развлекать или вовлекать во что-то, а иначе он неизбежно заскучает. Однако последние исследования показали, что ребенок от года способен воспринимать пусть не сюжет, но атмосферу спектакля, окунаясь в мир звуков, цвета, формы и образов. Зная об этом, возможно ставить спектакли специально для малышей, по особой рецептуре.

Софья Алексеевна Пачкулина:

– В принципе, у всех этих спектаклей примерно похожая природа. Это сложно назвать спектаклем как таковым, это скорее игра, взаимодействие, атмосфера. Самое главное, это очень аккуратное взаимодействие. Маленькие дети – очень трепетные зрители, нужно не отбить у них желания идти в театр, не пугать их. Аниматоры обычно нахрапом берут, и дети (особенно маленькие) этого пугаются, для их психики это жутко. У нас в спектакле всегда очень бережное, мягкое отношение, идешь поступательно. Если ребенок не включается в игру, ты его не насилуешь, он просто сидит и смотрит, наблюдая за происходящим. Конечно, важна еще и твоя внутренняя увлеченность. Если ты сам увлекаешься, находишь в себе что-то детское, искреннее, тогда и дети к тебе сразу подключаются, они это чувствуют. Для них язык игры – самый родной. Поэтому всякими разными штучками нужно найти к ним подход. Часто дети сначала боятся заходить в театр, а потом не хотят отсюда уходить, просят: «Хочу еще».

Денис Соколов:

– Каким не должен быть бэби-спектакль? Он не должен быть конфликтным. Конфликт в этом возрасте абсолютно не нужен. Бэби-спектакль не должен быть сложносюжетным, у малышей еще нет мозговых нейронных связей, чтобы следить за сюжетом и что-то сопоставлять. И первым пунктом в бэби-спектакле всегда стоит безопасность. Изучайте мир, дорогие дети, исследуйте, ничего не бойтесь, ничего страшного в мире нет, за вашей спиной всегда родители. Вот такие правила для бэби-спектакля. Бесконфликтность, бессюжетность, визуальность, красота. И, конечно, музыка. Мы берем Моцарта, Чайковского, в общем, всю классику, потому что она, как математика, очень проста, логична. Слушая Моцарта, можно почувствовать логику…

У театра кукол «Конфитюр» серьезный подход к спектаклям для малышей и большой опыт, который привел к подобному результату.

 Денис Соколов:

– Во-первых, была лаборатория бэби-спектаклей, много смотрели на эту тему. Потом мы попробовали сделать первый бэби-спектакль про лето, а теперь вышел зимний спектакль с этими же героями: персонажи первый раз в жизни погружаются в зиму.

Специфика бэби-театра такова, что и артистам приходится полностью пересматривать свои представления об актерской игре. Грубо говоря, экспрессию должна сменить супрессия, а харизму – деликатность.

Софья Алексеевна Пачкулина:

– Это вообще разная специфика; мне кажется, тут сложно сравнивать. Получаешь абсолютно разную отдачу. И пристройки тоже разные. Если на взрослых спектаклях, наоборот, по максимуму себя проявляешь, то здесь существуешь как бы в полутонах, и от этого возникает какая-то хрустальность. Каждый спектакль – это настолько непредсказуемо! У меня детки чего только не разносили! Я просто успеваю все перехватывать, аккуратненько рассаживать их обратно. Но от этого только интереснее. Я это воспринимаю как игру, поэтому мне это труда не составляет.

Самое главное мое действие – заинтересовать детей. Когда их заинтересовываешь спектаклем, какими-то играми, еще чем-то, их интерес к театру и дальше будет продолжать расти, им захочется сюда еще прийти. Основное зернышко, которое хочется посадить в первое посещение детей: что мир театра – это не что-то страшное, а, наоборот, интересное и увлекательное.

Денис Соколов:

– Задача творческого человека в театре – увлечь. Заразить, так сказать, действием – и отпустить. Родители могут подготовить ребенка к первому походу в театр: там вот то-то и то-то... Конечно, нужно родителям заранее звонить в театр и спрашивать, чего им ожидать, к чему готовиться. Любой театральный человек, администратор обязательно расскажет, что будет в спектакле. И можно ребенка подготовить: там будут такие-то фигурки; фигурки могут ожить. Задача театра кукол – оживить неживое.

Прежде чем выбрать спектакль, нужно выбрать театр. Для первого театрального выхода малыша это важный момент.

Евгений Сергеевич Фомичев, папа юной зрительницы:

– Для таких маленьких детей нужна камерность. Сегодня семь детишек было. Если мы в пять лет с ребенком пойдем в Мариинский театр, думаю, это будет для него шоком.

Что может дать театр ребенку? Особенно малышу, который даже и говорит пока с трудом. Ответ есть.

Анастасия Михайловна Фомичева, мама юной зрительницы:

– Более широкое знакомство с окружающим миром. Ребенок узнает, что бывает еще вот такой вид творчества. Если какие-то песни, танцы ребенок видит в повседневной жизни, то театр – это что-то специализированное. Нужно специально подготовиться: нарядиться, собраться, выделить специальный день, настроиться, прийти, чтобы чуть-чуть приобщиться к такому виду искусства.

Денис Соколов:

Бывают дети социализированные, а бывают не очень. Бэби-спектакль – вариант для социализации. Маленький ребенок постоянно находится дома, в комнате, видит только родственников (то есть 5–7 человек). В комнате он смотрит телевизор или что-то другое. Когда ребенок приходит сюда, он тоже видит комнатку, камерность, все как дома: ковер, картины, люди улыбаются. Здесь нет никаких ярких клоунов, аниматоров и того, что эмоционально отпугивает. Малыши не готовы к удару эмоций, у нас здесь этого и нет, в бэби-спектаклях это не нужно.

Допустим, ребенку годик; он приходит в театр и начинает знакомиться с другими детьми. Смотрит: дети пошли куда-то – и он тоже идет. Расскажу случай. У нас в туалетной комнате есть дверка мышки, и один ребеночек лег там и стал ждать мышку. Вокруг собрался веер детей: все ждали мышку. В фойе было пусто, все находились в туалете.

Для ребенка любого возраста важно общее дело. Когда дети вместе играют в игрушки, вместе собирают конструктор или украшают елку, их объединяет одно дело. Мне кажется, это очень важный момент, причем не только для детей, а вообще для всех людей: не я, а мы. Это в том числе здесь зарождается.

Когда театр и спектакль выбран и билет приобретен, стоит поговорить с ребенком о том, что его ждет. Разговор не нужно затевать задолго до события – малыш о нем попросту забудет. Объяснять излишние нюансы или пугать строгими правилами тоже не стоит. И все-таки что-то сказать необходимо.

Евгений Сергеевич Фомичев, папа юной зрительницы:

– Мы говорили, куда пойдем, что там будет происходить, пытаясь описать, как это будет выглядеть. Скорее всего, ребенок ничего не понял и даже не слушал, тем не менее...

Анастасия Михайловна Фомичева, мама юной зрительницы:

– Мы дочке постарались объяснить, что будет происходить. Не знаю, насколько это имело успех, но ей понравилось сегодня на спектакле.

Денис Соколов:

– В театр надо приходить красивыми, чтобы соответствовать увиденному. Девочки, конечно же, надевают платья, наряжаются, надевают туфельки. Мамы и папы тоже переобуваются в сменную обувь. Мы это всегда отмечаем. И это правильно.

 Наталья Владимировна Смородинова:

– Для меня самое главное, чего я жду, – чтобы зрители, дети испытывали гамму эмоций. Ведь столько всего в жизни происходит! Как реагировать вот в такой ситуации? А как реагировать в этой ситуации? А если страшно? Не надо бояться этих эмоций. Когда мы встречаем зрителей, мы повторяем правила поведения в театре: можно ли делать это или то. Спрашиваешь: «Можно ли в театре смеяться?» Послушные дети отвечают: «Нет». Мы говорим: «Как же нет? Можно, конечно». Вы же за этим в театр и приходите – испытывать эмоции. Спрашиваешь, можно ли плакать, дети отвечают: «Нет». Но как же так? А если грустно? И дети задумываются. Мы говорим: «Только давайте договоримся: одну слезинку – и все». В театре важны эмоции, эмоциональный трепет. Я и сама хожу в театр. Зачем? Мне интересно пережить разные гаммы эмоций.

Родителям надо самим любить театр. Трудно привить то, к чему не приучен сам. Зато передать свою любовь к чему-то можно именно через искреннюю заинтересованность.

Евгений Сергеевич Фомичев, папа юной зрительницы:

– Нас отчасти можно назвать заядлыми театралами, мы ходили в театр до рождения ребенка. Но с ребенком это первый выход в театр. Здесь специализация на игровой форме, контактный театр. Хочется приобщить ребенка к этому, показать, что есть не только мультики по телевизору, но можно еще вживую поучаствовать в представлении. Плюс ко всему дети коммуницируют и с актерами, и друг с другом, что, в общем-то, идет на пользу.

Бум бэби-театров некоторых родителей заводит не туда: они начинают брать своих детей на спектакли, которые никак не подходят для малышей. Все-таки для классического театра нужна иная готовность.

Денис Соколов:

– Учитывая психику ребенка, наверное, пять лет – хороший возраст для спектаклей, которые с сюжетом, конфликтом, где присутствует столкновение добра и зла. И эти понятия, конечно, должны быть не закамуфлированы, а очень конкретны. То есть злюка должна быть злюкой: выглядеть как злюка, говорить как злюка и действовать как злюка. Если есть какие-то подтексты или сложности, то это уже для семилетнего возраста.

Театр – искусство полутонов и метафор. Для него необходимо образное мышление. Но и сам он помогает это образное мышление развить, приобщить к зрелищу, передающему что-то, что нельзя передать иначе.

Софья Алексеевна Пачкулина:

– Для меня театр – это про то, когда ребенок может сам что-то дофантазировать, объяснить. Во время спектакля звучит хорошая музыка. Все это влияет на детей, тем более в маленьком возрасте. По сути, это закладывает культурный слой, так скажем, культурный фонд, с которым они дальше пойдут по жизни. В подсознании детей все это отложится, а потом когда-то раскроется, и они вырастут думающими людьми.

Я люблю то, чем занимаюсь. Иногда бывает плохое самочувствие, усталость, но я прихожу в театр и понимаю, что хочу играть спектакль. И от этого у меня появляется настроение. И дети это чувствуют.

Наталья Владимировна Смородинова:

– Каждого зрителя мы встречаем с желанием, чтобы он полюбил театр и приходил в театр. Поэтому это ответственность, конечно. Было забавно, когда у нас первый раз шел бэби-спектакль. У нас обычно зрители взрослые, а тут вдруг театр наполнился какой-то благостью, и мы ходили между детишками как великаны в стране лилипутов. Детишки посмотрели спектакль, очень хорошо его приняли, ушли, театр опустел, а мы сидели – и было ощущение, будто колокольчики какие-то звенят. Мы получили прекрасные новые эмоции.

Софья Алексеевна Пачкулина:

– От детей такая отдача! Они к тебе подходят, стесняются. Это вообще непередаваемо! Дети на тебя смотрят как на какого-то супергероя. В них столько искренности, столько счастья! И у меня в эти мгновения тоже возникает внутри чувство счастья. Когда чувствуешь неподдельное детское счастье, искренность, у тебя мурашки начинают бежать по телу. Отдача от детей просто колоссальная.

Денис Соколов:

– Есть аффективная память, которая наполняет нашу жизнь смыслами, и мы их потом рефлексируем, как-то сопоставляем. Нельзя описать слово «любовь». Любовь – это что? Люди придумали, что это химическая реакция. Почему чувства невозможно объяснить? Эмоцию назвать можно, потому что это импульс. Чувство – это как гора из этих импульсов, его невозможно назвать, но оно есть, его видно, оно всегда чувствуется.

Я думаю, любое искусство нужно для того, чтобы человек почувствовал, что с ним происходит, что меняется внутри, для чего дана эта палитра чувств, как ее применять в жизни. Метафоры и все остальное – это как бы взгляд со стороны.

Что касается бэби-спектаклей, репертуара для малышей, психологи четко говорят (и мы, театралы, с ними абсолютно согласны): чем абстрактнее кукла, тем для меньшего она возраста. Чем старше ребенок, тем более конкретной должна быть кукла: морщинки, интересный взгляд, ухмылки. Дети постарше все это уже различают, маленькие воспринимают это как данность.

Метафора – как закон природы. Есть аксиомы, есть законы природы, есть солнце, огонь, вода и так далее. Есть архетипы. Так вот, метафора, мне кажется, является каким-то маяком, вокруг которого уже можно искать причинно-следственные связи.

Наталья Владимировна Смородинова:

– Когда появилось больше спектаклей, мы начали думать, в чем же миссия. И пришла мысль, что мы создали семейный театр, в который приходят все семьей, чтобы разделить эмоции вместе с детьми. Это же огромная радость, когда на твоих глазах ребенок хохочет; или, если он чего-то испугался, ты берешь его за руку. Мне нравится наш спектакль «Ленинградский дворик», который рассчитан именно на связь поколений. Например, приходят мама с сыном и бабушка, и ты видишь отношения между поколениями: внук спрашивает у бабушки, правда так было или нет. Все это очень трогательно.

Театр – искусство совместного проживания эмоций. Это то, чего так не хватает современным семьям. Поход на спектакль может оказаться больше чем просто событием.

Наталья Владимировна Смородинова:

– Это объединение семьи. Совместный поход в театр помогает избежать разобщенности, которая будто бы неминуемо висит сейчас над всеми. Все сидят в своих телефонах, в своих комнатах, развернуты друг от друга. Хочется повернуть всех друг к другу. Когда, как не в этом возрасте, это начинать? И потом нужно это продолжать, ни в коем случае в подростковом возрасте не прекращать. Очень многие с подростками приходят к нам на взрослые спектакли. Это, наверное, те, кто все-таки с детства держал этот контакт.

Денис Соколов:

– Если родителям важен ребенок, то родители с ним всегда. Я, например, не поддерживаю родителей, которые отправляют детей в театр с бабушками или с кем-то, а потом просят рассказать, что было. К чему это? Чтобы отдохнуть? Я за совместность, и именно чтобы папа и мама были с ребенком, потому что потом будут разные мнения. Папа видит одно, мама видит другое, ребенок – третье, и обсуждение спектакля выльется в целую палитру. Мнение папы для ребенка – как протуберанец на Солнце, это эмоциональный взрыв. Потому что мамино мнение ребенок знает от рождения. Поэтому ходить надо вместе.

Начать ходить в театр никогда не поздно, но, как выяснилось, никогда и не рано. Главное – найти театр, где ждут именно вас.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 00:30
  • Пятница, 10 мая: 05:30
  • Суббота, 11 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать