Таинства Церкви. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

13 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает свои беседы.

– Послезавтра начинается Великий пост. Завтра Церковь будет вспоминать об Адамовом изгнании из рая. Это трагическое событие для человечества, но связано оно с непослушанием Адама и Евы. Нам нужно задуматься над тем, что значит не послушаться Господа и нарушить заповеди, оставленные Им для человечества, и чем это опасно для души каждого человека.

Господь шел навстречу Адаму и Еве. Несмотря на то, что Он сказал, что в тот день и час они будут  изгнаны, Он все-таки протянул руку помощи, руку возможного прощения, спросив: «Не вкушали ли вы от древа познания добра и зла?» Всеведущий Бог спрашивает...

– То есть тем самым Он дает им возможность покаяться? Иногда люди удивляются, почему Господь спросил их, ведь Он и так все знал.

– Дается возможность для покаяния. Если бы Адам и Ева пали перед Ним и сказали: «Согрешили пред небом и пред Тобою», мы были бы сейчас в раю.

– Что помешало Адаму покаяться в тот момент?

– Гордость. Посмотрите, как ожесточенно Адам отвечает на вопрос Бога. Я, читая Священное Писание, чувствую, что даже какое-то раздражение есть в этом ответе. Он говорит, укоряя таким образом Бога: «Жена, которую Ты дал мне, вкусила».

– Мол, Ты дал плохую жену.

– Да. Он полностью свалил вину на Еву, отгородив себя от этого греха.

– Получается, после того как Адам совершил грех, поменялась даже его природа. Мы ведь видим его с Евой в раю совершенно другим, не похожим на того, о котором Вы сейчас говорите. Читая Библию, мы представляем себе идиллию: к нему приходят звери, он дает им имена. То есть человек хорош во всех своих проявлениях. Получается, совершив грех, человек сразу может поменяться?

– Конечно. Благодать отходит, искажается природа души человека: вместо смирения и любви приходит гордыня, несогласие с Богом. В общем-то, Адам с Евой были обмануты: змей сказал им, что они будут как боги. Но какими богами они стали, будучи изгнанными из Царства Божия?

Думаю, смешанные чувства испытал Адам: над ним тяготело обещание Бога о том, что они смертью умрут, вкусив плодов с этого древа, но его соблазнила к этому Ева, сотворенная Богом как помощница ему. Ева совершила предательский поступок. Вот эти смешанные чувства приводят к искажению природы его души.

Думаю, каждый из нас (я это чувствую очень остро) ощущает, как грех не просто искажает природу нашей души, но разрушает душу, опустошает ее. В ней и так мало благодати, а здесь совсем благодать отходит. Хотя Антоний Великий и говорил, что трех дней достаточно для покаяния, но ведь эти три дня надо прожить в покаянии. И в эти три дня человек чувствует отдаленность от Бога.

Так что будем помнить об этом. Хотя в конечном итоге Адам – счастливый человек, потому что одним из первых был вызволен из преисподней. А будем ли мы вызволены? Надеюсь на бесконечную любовь и милость Божию.

– Только на это и остается надеяться.

– В письменах Оригена говорилось о всепрощении Божием, что только временно мы можем мучиться, и Господь простит в конечном итоге каждого из нас (я сказал своими словами). Этой же точки зрения придерживался Григорий Нисский, другие святые отцы. Хотя Церковь этого мнения не приняла и осудила.

Хочу пожелать всем благоприятного Великого поста. Пост – это мост, ведущий в Царствие Божие. Почему пост называют весной духовной? Потому, что весна всегда связана с цветением. В ассоциации с этим весенним цветением мы можем говорить о душах человеческих: они тоже нуждаются в обновлении и солнечных лучах Божественной любви. И Господь ожидает от нас, чтобы мы были не бесплодными маслинами, но принесли плоды поста  и наши души благоухали так же, как весенние цветы.

Поэтому взращивайте, дорогие мои, в себе любовь, прощайте друг другу, спешите делать добро друг другу, старайтесь непрестанно молиться. Этот призыв касается и меня лично. И тогда Господь будет рядом с нами, и будет легче идти по узкому пути, ведущему каждого из нас к спасению.

Вернемся к нашей теме и вспомним пророчества, связанные с воскресением. Их не так много, но они есть. Еще раз вернемся к словам 15-го псалма: Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления. Господь воскрес, и тление не коснулось Его тела. Господь был в двух естествах: по Духу – Богом, по плоти – Человеком. Если простые люди подвергаются тлению, то святые отцы и жены не подвержены (отчасти подвержены) тлению.

Далее посмотрим на ветхозаветное пророчество пророка Исаии, которого называют ветхозаветным евангелистом: что он говорит о Христе, Его жизни и воскресении? Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его... Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Ис. 53, 3–5).

Читая эти слова, сначала, может быть, человек не понимает, что значит: «умален пред людьми», «муж скорбей, изведавший болезни», «был презрен». Проследим историческую жизнь Христа. До тридцати лет, пока Он не вышел на проповедь, Его жизнь от нас сокрыта, но, думаю, Он не испытывал таких искушений и испытаний, которые испытал, когда вышел на явную проповедь о покаянии, со словами, что приблизилось Царствие Божие, доселе закрытое для людей.

Да, мы не слышали и не читали о Его человеческих болезнях, которые переносим мы; не знаем о каких-то особых тяжелых физических трудах, хотя знаем, что Он был древоделателем. Иосиф, мнимый отец, был плотником, и, по всей видимости, Господь Иисус Христос тоже занимался этим мастерством до Своего выхода на проповедь. Но какие поношения Он испытывал! Сначала Он испытал три искушения от дьявола, когда сорок дней постился. Если у нас вдруг так складываются обстоятельства жизни, что мы не можем вкусить пищи один день, голод постоянно напоминает о себе. А Господь был сорок дней без пищи! Да, Он был Богом по Духу, но и Человеком; и испытывал все то же, что испытываем мы. Сказано в Евангелии, что Он взалкал в сороковой день, когда приступил к Нему дьявол и стал искушать тремя искушениями, которые Господь отверг.

После этого Христос выходит на проповедь, исцеляет, творит чудеса. Его обвиняют в том, что Он силою Веельзевула, князя бесовского, исцеляет людей. Он постоянно преследуется иудеями: они завистливо смотрят на Его жизнь, чудеса, которые Он творит, пытаются подстеречь Его на каждом шагу, оскорбляют. В общем, все человеческие душевные скорби Господь Иисус Христос вполне пережил в Своей жизни. Его поносили, и люди вместе с первосвященниками кричали: «Распни, распни Его!», обращаясь с этим требованием к Пилату. Так предательски они вели себя в отношении Того, Кто не сделал никакого зла для своего народа. Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: Пришел к своим, и свои Его не приняли. Он был заушаем, оплеван, принял неправедный суд и был пригвожден ко кресту. Это очень тяжелая смерть, очень тяжело находиться на кресте...

– Человек медленно умирает, постепенно задыхается.

– Причем на палящем солнце. Вот что претерпел Господь Иисус Христос. И пророк Исаия, провидя будущее, говорит все это о Христе.

Главный смысл посланничества Сына Божьего в этот мир – искупление нашего первородного греха, пригвождение нашего греха к кресту. Собственно, Господь Иисус Христос совершил как бы в обратном направлении искупление человека: если человек в лице Адама и Евы с царского достоинства через древо ниспал до рабского, то Господь Иисус Христос через древо возводит человечество из рабского достоинства, снова восстанавливая в царском достоинстве. Вот этот путь проделал Христос, и этот путь был тяжек.

Если я, например, слышу какие-то несправедливые суждения о себе, я огорчаюсь...

– Я тоже огорчаюсь.

– А Господь не сделал ни одного греха. Царь царствующих и Господь господствующих, Который пришел положить душу Свою за людей, был так оскорбляем людьми, к которым пришел!

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Ис. 53, 7).

Страдал добровольно... В Священном Писании Нового Завета все время говорится, с одной стороны, о человечестве Иисуса Христа, с другой стороны – о Его Божественной сущности. Как Бог Он останавливает бурю, кормит несколькими рыбами и хлебами народ (четыре-пять тысяч человек), идет по водам. Как Человек Он испытывает жажду, присутствует на свадьбе в Кане Галилейской, вкушает пищу и вино. Это Богочеловечество очень глубоко подчеркнуто в Евангелии от Иоанна.

Один из самых ярких примеров, который я очень часто привожу, – Гефсиманский сад. Воины пришли за Христом. Христос спрашивает: «Кого ищете?» – «Иисуса Назарянина». – «Это Я». И все воины отпрянули назад и пали ниц. Во второй раз спрашивает: «Кого ищете?» – «Иисуса Назарянина». – «Это Я». Его берут и отводят на суд. Святитель Иоанн Златоуст очень глубоко и тонко подмечает, что в первый раз Господь показал Свое Божество, во второй раз – Свое человечество.

«Разве Я не могу теперь умолить Отца Своего, чтобы Он прислал двенадцать легионов ангелов?» – говорит Он ученикам, которые хотят Его как-то защитить, отвращая от будущих страданий. Это подчеркивает Его добровольность шествия на страдание и на крест ради спасения человечества.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 15 мая: 09:05
  • Суббота, 18 мая: 03:00
  • Суббота, 18 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать