О земном и о небесном. Святейший Правительствующий Синод

26 февраля 2024 г.

25 февраля 1921 года Петр I учредил Святейший Правительствующий Синод. Об историческом событии и современном управлении Церковью поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

Отец Михаил, напомните, должность патриарха в 1721 году была упразднена по каким причинам?

– Изначально должность патриарха не была упразднена, просто после кончины Святейшего патриарха Адриана Собор для избрания нового предстоятеля Русской Православной Церкви не созывался. Это было связано с личными отношениями между патриархом и императором. У патриарха Адриана были не очень хорошие отношения с Петром I, поскольку его предшественник, Святейший патриарх Никон, имел спор с Алексеем Михайловичем, отцом Петра I, о том, что важнее: священство или царство, власть патриарха или власть царя. Этих и подобных споров Петр I категорически допустить не мог. Во-вторых, патриарх Адриан выступал с просьбой о помиловании стрельцов, виновных в стрелецком бунте и осужденных Петром I на казнь. Помилования не произошло, а отношения патриарха с царем надолго испортились.

В ноябре 1721 года по старому стилю учреждается Святейший Правительствующий Синод, образцом для которого стали западноевропейские монархии и их протестантская система управления Церковью, когда многие князья, пользуясь правом, которое формулируется как «чья земля, того и вера», объявляли себя главами местных церквей в своих княжествах. Для России святителем Феофаном Прокоповичем, ближайшим соратником Петра I, была придумана другая формулировка необходимости учреждения Синода, подчеркивающая идею наследования византийским императорам. Исходя из этого император Петр брал на себя попечение о Русской Православной Церкви как ее епископ внешних дел, утверждая Святейший Правительствующий Синод для коллегиального управления Церковью в духе соборности. Долгое время Церковью управлял Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский, но и его отношения с Петром I через некоторое время испортились, должность патриарха так и осталась незамещенной, и вскоре «Духовный регламент», написанный святителем Феофаном Прокоповичем, эту должность вовсе упразднил.

Понятно, что Духовная коллегия, как бы это красиво ни звучало, была всего лишь для того, чтобы шагнуть к абсолютной монархии, подчинить Церковь царской власти и управлять таким образом.

В целом да, но нужно иметь в виду, что на протяжении всего периода правления династии Романовых, в том числе и в период правления Петра I, до ноября 2017 года, до момента захвата власти большевиками, Церковь теряла свою самостоятельность и даже формальное соборное самоуправление. Изначально Духовная коллегия была равна Сенату. И для Правительствующего Сената и Правительствующего Синода по «Духовному регламенту» крайним судьей этих органов был император, и равенство Сената и Синода давало Церкви некую иллюзию симфонии, соработничества государства  и Церкви. Но со временем из равного Сенату органа Синод превращается в ведомство духовного  исповедания, то есть в одно из министерств, которым управляет не император, а его чиновник, обер-прокурор, человек светский, по факту ставший проводником императорской политики, беззастенчиво навязывающий свое видение положения дел в Церкви и управление ею.

Что же говорить, если все члены Синода присягали на верность императору…

– Надо сказать, что всех членов Синода и назначал император, во-первых. Во-вторых, первенствующим членом Священного Синода далеко не всегда был митрополит Московский. В-третьих, все решения Святейшего Синода выпускались с грифом «По воле Его императорского величества». Кроме этого, уже император Петр I  возложил на Церковь много несвойственных ей функций. К примеру, в «Духовном регламенте» проговаривается возможность заставить священников что-то доносить, если кто-то на исповеди рассказал о каких-либо крамольных планах, крамольных мыслях или намерении совершения преступления. Позднее тайна исповеди вернулась, практически сразу, потому что по факту не исполнялась священниками.

Тайна исповеди должна была быть нарушена, не должна была быть тайной.

– Да, император Петр I считал, что в отношении государственных преступлений тайны исповеди быть не должно. Дополнительно на Церковь возложили обязанности регистрации браков и обязательство наблюдения за православной жизнью прихожан. Всем государственным служащим необходимо было один раз в год предоставлять справку о прохождении таинств Исповеди и Причастия. Это привело, во-первых, к очень большой утрате авторитета Церкви, во-вторых, к деградации духовной жизни, поскольку многие приняли это за новую норму.

Формально, для галочки, не потому, что душа требует.

– Да. В то же время благодаря и вопреки деятельности Синода жизнь Церкви развивалась. Митрополит Филарет (Дроздов), будучи современником расцвета Синодальной эпохи в России, говорил, что милостью Божией Духовная коллегия, созданная императором Петром I, стала Святейшим Правительствующим Синодом, и считал это исключительно Промыслом Божиим.

Формально Синод просуществовал примерно два века до революции, а по документам даже до 1918 года.

В определенном смысле Синод при Святейшем Патриархе существует до сих пор. Это коллегиальный орган при Святейшем Патриархе, который вместе с Высшим Церковным Советом составляет основу текущего церковного управления между Архиерейскими Соборами. Высшим органом управления Русской Православной Церкви является Поместный Собор, для участия в котором от епископата делегируются духовенство и миряне, которые занимаются решением важных вопросов. Поместным Собором обычно избирают патриархов.

На втором месте по значимости стоит Архиерейский Собор. Он собирается примерно раз в пять лет, в том числе и в политической ситуации. Архиерейский Собор утверждает  решения, принятые Синодом и патриархом в межсоборный период, а также решает важные вопросы. В прошлом году из-за невозможности собрать Архиерейский Собор прошло Архиерейское совещание, где тоже были решены вопросы, которые требуют соборного коллегиального решения. А вот текущее управление Церковью осуществляет Святейший Патриарх вместе со Священным Синодом. К их полномочиям относятся дела внутрицеркового управления, кадровые решения, утверждение текстов молитв, утверждение о внесении в календарь церковных поминовений тех или иных святых.

Все эти структуры негосударственные.

– Нет, конечно. Осталось название, коллегиальность, соборность, но теперь это совещательный орган при Патриархе, который вместе с Патриархом коллегиально решает вопросы внутрицерковного управления. Недавно Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возрожден Высший Церковный Совет, который был введен в 1917 году при избрании святителя Тихона на Московский патриарший престол. Высший Церковный Совет на коллегиальной основе решает вопросы связи общества и Церкви, государства и Церкви. В его состав входят все руководители отделов и направлений деятельности Русской Православной Церкви. Это Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Синодальный миссионерский отдел, Синодальный образовательный отдел, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Синодальный военный отдел, Комитет по взаимоотношениям с казачеством и много других отделов. Высший Церковный Совет собирается примерно с той же периодичностью, как и Синод, но решает несколько другие вопросы.

В чем преимущество такой модели? Насколько эффективна вот такая структура управления?

– Возвращение патриарха на Московский патриарший престол и избрание святителя Тихона было связано с удивительным моментом, когда мощная, сдерживающая и скрепляющая все общество власть императора, помазанника Божия, исчезла. Иногда проявление этой власти было ко благу. Например, император Николай II своим волевым решением вопреки разногласиям членов Синода ускорил канонизацию преподобного Серафима Саровского. По другому примеру, с оглядкой на мнение императора, Синод прекратил работу по переводу Библии на русский язык, начатую в начале XIX века и впоследствии осуществленную в 1876 году. И на протяжении долгого периода Церковь всегда была частью государства. В этих условиях Церковь, привыкшая за двести лет подчиняться воле императора,  не нуждалась в коллегиальном управлении. Святейший Патриарх с радостью и большим удовлетворением часто свидетельствует, что Церковь никогда не была так свободна в своих взаимоотношениях с обществом и государством, как в настоящий период: нет давления, навязывания воли, навязывания функций, а есть взаимоуважительный, не всегда простой, но равный диалог государства с крупнейшей конфессией, Церковь самостоятельна как никогда.

​​​​​​​Это очень важно для верующих, потому что мы знаем, что глава Церкви – Господь и Спаситель Иисус Христос, что Церковь учреждение не только земное, это и мистическое Тело Христово, и для него очень важна свобода следования заповедям Божиим, своему вероисповеданию, свобода молитвы, религиозных собраний, выражения своих религиозных чувств, свобода жизни в соответствии со своими религиозными предпочтениями. И сейчас наше государство эту свободу максимально обеспечивает.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Татьяна Щербак

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать