О земном и о небесном. Рождество Христово

8 января 2024 г.

Отмечаем один из главных христианских праздников, светлое Рождество. Об истории и традициях празднования в Пятигорской епархии поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Отец Владимир, об истории, о том чуде, которое произошло в Вифлееме, пожалуй, всем все известно. Но в такой светлый день просто невозможно не поднять эту тему, давайте вспомним об этом еще раз.

– Да, сбываются чаяния всего человечества. Действительно, как замечают многие письменные источники, время начала нашей эры было периодом ожидания. По всему Ближнему Востоку в умах бродила мысль о том, что нечто меняется, нечто происходит, что так, как было раньше, теперь быть не может. И религиозно настроенные люди или имеющие некое мистическое сознание размышляли о том, что действительно это время некого исполнения, что сейчас решается очень многое в мире. Никто толком не понимал, что именно происходит и что именно меняется. Люди обсуждали: то время, в котором они находятся, это время необыкновенное и предельно важное.

– То есть появление на свет Спасителя предвидели?

– Да, о Нем говорит Ветхий Завет в пророчествах. И время, и место Его прихода были если не точно, но примерно определены. Время примерно определено, а место действительно точно, потому что все ожидали Его конкретно в Вифлееме…

Волхвы приходят из Персии, то есть это люди иной культуры. В то время астрология еще не была неким набором суеверий, это было что-то между культурой, философией и наукой. Астрономия еще не была выделена из этой системы, потому это некие ученые люди. Они понимают, что небесное знамение, которое они увидели, не случайно и говорит о рождении некоего великого царя, как они полагают, или, выражаясь категориями того времени, некоего героя. Потому они отправляются в такое сложное и длительное путешествие. И когда они приходят в Иерусалим (очевидно, что царь должен родиться в столице), они разговаривают с Иродом, спрашивая его: «Где Тот, Чье знамение мы видели в небе?» Ирод собирает неких толковников, и они отвечают, что надлежит Ему родиться в Вифлееме.

Действительно, происходит чудесное рождение Мессии. Происходит не в палатах, не в царском дворце, не в Иерусалиме, не под сенью Иерусалимского храма, не в покоях, а очень просто, тихо и совершенно скромно. Опять-таки в подтверждение знамений пророков, как изображают на рождественских открытках или в росписях, присутствуют вол, осленок как некая иллюстрация слов Даниила. Поэтому время Рождества Христова – это время, когда нечто сверхъестественное и чрезвычайно важное становится очень простым, скромным и доступным. В этом один из глубоких символизмов этого великого дня.

– Как давно в нашей стране празднуют Рождество Христово? Когда возникла эта традиция?

– Рождество Христово на Руси отмечается с X века, с Крещения Руси. Этот праздник стал, если так можно сказать, государственным, и Рождество Христово стали отмечать потому, что это, наверное, второе по важности событие после Воскресения Христова. Но Воскресения бы не было без Рождества; это дни, которые непременно связаны с христианской традицией, культурой и вообще с Евангелием. Начало Евангелия, этой Благой Вести, в том, что Мессия пришел, Сын Божий воплотился на земле. Рождество Христово как важнейший день в христианской культуре отмечается от самого начала, с Крещения Руси.

– Какая существует традиция празднования Рождества в Пятигорской епархии? Если я не ошибаюсь, в Спасском кафедральном соборе уже много лет существует традиция обязательно организовывать во дворе ясли, привозить баранчиков…

– Да, существуют храмовые традиции не только в Спасском соборе, о котором было сказано, но и во многих других храмах епархии. Во дворах храмов устраиваются ясли, где-то с живыми овечками, где-то это просто инсталляция, изображающая Рождество Христово. Так или иначе, храм становится не только местом, где мы можем помолиться и поучаствовать в богослужении все вместе. Для людей, которые еще только на пути к Богу, храм становится местом, где приятно побывать в эти праздничные дни.

Расчет отчасти направлен и в миссионерскую сторону: человеку в рождественский день было бы полезно хотя бы зайти в храм. В храме мы ожидаем и гостей города, и жителей нашего города, и членов нашей приходской общины, и людей, которые еще только на пути к храму и Богу. Всем рады и потому готовимся встречать всех максимально радушно. Готовим украшения, праздничные мероприятия, дети обычно готовят песнопения, сценки. Это традиция, которая уже стала естественной для каждого прихода.

У нас традиционно проводится архиерейская елка, а также есть подарки для детишек, подготовленные архиереем, обычно с трогательным коротким поздравлением, посланием от владыки деткам. Эти подарки приятны не только потому, что сладкие, но и потому, что ребенок получает личное пожелание, поздравление с Рождеством Христовым от правящего архиерея. Это тоже для ребенка очень важно, что он не просто малыш, а член Церкви и о нем проявляется забота. Это трогательная традиция нашей епархии.

– Рождественский период действительно время особое: это и сказочная, невероятная атмосфера, ожидание подарков, чудес. Это двенадцать святочных дней, многие по-прежнему (наверное, это пережитки прошлого) связывают этот период с какими-то суевериями, приметами. Многие девушки любят гадать. Правильно ли это и как вообще следует провести это время?

Начнем с того, что длительное время праздников – это необязательно время длительного пребывания в праздности. Отдых может быть различным, иногда не очень полезным с культурной или духовной точки зрения. Существует множество рождественских традиций. Как мы уже сказали, есть очень хорошие рождественские традиции, а есть совершенно неполезные. Например, рождественские гадания. У нас однозначное отношение к гаданию: в Книге Левит, что называется, черным по белому дается прямой запрет на подобные вещи.

Но возникает тут же, как правило, ответ: «Что вы такое говорите? Это же не по-настоящему, это же ради шутки, ради веселья». Но то, что выглядит как розыгрыш или некая шутка, не значит, что является чем-то безопасным или полезным. Если мы относимся к гаданию как к какому-то развлечению и не принимаем его всерьез, тогда возникает важный вопрос: если ты не веришь в гадания, зачем тебе гадать? Если же ты веришь в гадания, тогда возникают сопутствующие вопросы о внимательности твоего чтения Священного Писания. Надо признать, есть люди, которые и не знают, что это может быть неполезно и в Священном Писании об этом не читали.

Тут несколько проблем, связанных с гаданиями, от духовных и вполне ясных человеку религиозному: во-первых, это грех, а во-вторых, в подобных вещах человек спрашивает совета не у Бога, а у противолежащей стороны, так скажем. Здесь не только духовные проблемы. Например, есть такая социальная теория, как самосбывающееся пророчество: человек, прочитав или услышав нечто, начинает действовать таким образом, что в конце концов происходит именно так, как было сказано в этом мнимом пророчестве.

– То есть притягивает к себе это…

– Да. Если человек испугается, и, боясь чего-либо, какой-то неудачи, будет вести себя таким образом, что эта неудача с ним случится, приключится, то в этом ничего хорошего, конечно, нет. Но могут возразить: а если что-то полезное, положительное он слышит? Тогда возникает вопрос некой трезвости: ты полагаешься не на собственные силы, усердный труд,  благословение Божие, а просто на случай и на прочитанные или какие-то услышанные слова? Тут вопрос очень-очень серьезный к каким-то мотивационным моментам в жизни человека. Странно полагаться на какие-то слова или обряды, проводимые в святочную ночь. Потому мы говорим, что к святочным гаданиям относимся отрицательно и настороженно.

В святки мы прежде всего Рождество Христово встречаем в храме, участвуя в Божественной литургии. А далее проводим эти радостные дни со своей семьей, родными и близкими. И, самое важное, Господь родился в той ситуации, когда Его Мать и Иосиф Обручник находились в пути и не имели места, где могли бы остановиться на ночь. Потому вокруг нужно видеть людей, которые нуждаются в нашем уходе, нашей заботе, добром слове, в поддержке и помощи. Потому ради рожденного Христа в эти святочные дни уместно было бы оказывать милосердие, совершая его по отношению к окружающим нас людям во славу родившегося Господа Иисуса.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Ольга Смирнова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать