О земном и о небесном. Международный день мигранта

18 декабря 2023 г.

Сегодня поговорим о миграции. Международный день мигрантов отмечается 18 декабря. Как обстоит ситуация в нашей стране и, в частности, в Северо-Кавказском регионе, обсудим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Отец Владимир, буквально недавно, в мае этого года, президент внес изменения в концепцию миграционной политики на период с 2019 по 2025 год. В частности, добавлено требование о принятии дополнительных мер по созданию эффективных экономических, социальных и иных механизмов по сохранению человеческого капитала. Стало проще и получить гражданство иностранцам – носителям русского языка. Все это, конечно, в общем, неплохо. И принимаем мы, как полагается, с предоставлением пособий, социальных гарантий и т.д. Но ведь это дополнительная нагрузка на наши регионы и экономику…

– Для начала нужно посмотреть, как это работает. В теории все звучит всегда очень хорошо, гладко и действительно вдохновляюще, мол, мы рады всем: все русскоязычные или ощущающие себя русскими, возвращайтесь на историческую Родину... Но обратим внимание на то, что заявленное не всегда работает так, как должно работать. Мы знаем сколько угодно случаев, когда люди, получившие прекрасное, еще советское образование и не являющиеся гражданами России только по стечению обстоятельств (ввиду того, что развал Советского Союза они встретили по каким-то причинам за пределами России в новообразованных национальных республиках, владеют только русским языком) не могут с двух или трех попыток сдать необходимый экзамен для получения вида на жительство, гражданство. И наоборот: люди, которые совершенно не владеют языком, которым чужда наша культура (они не осознают какого-то внутреннего, эмоционального или духовного родства с исторической культурой Руси), достаточно легко и спокойно вступают в российское гражданство.

– Как?

– Это очень странный вопрос. На него хотелось бы найти ответ, но вот так происходит. И случаи эти известны, скажем так. Потому возникает вопрос: много ли таких, кто действительно стремится к получению российского гражданства и жизни в России, чтобы трудиться, развиваться и тем самым приносить пользу стране и окружающим людям? Да, действительно много. Все ли из них способны одномоментно сейчас решить этот вопрос? Нет, не все. И возникает другой вопрос: много ли людей желает въехать в Российскую Федерацию для того, чтобы каким-то образом решить сложные вопросы в своей жизни? Да, много. А все ли из них желают стать частью этой страны, частью культуры, образования, труда? К сожалению, не все.

Законы и инициативы, с одной стороны, абсолютно верные. Люди в сложной ситуации должны иметь возможность, чтобы к ним относились как к людям, чтобы они могли чувствовать себя востребованными, чтобы то, что они делают, оценивалось по существу.

Но, с другой стороны, нужно смотреть на эту ситуацию не просто нравственно чистыми глазами, но и внимательным взором государственных служб, которые, к сожалению, в этой ситуации не столь много внимания уделяют моментам социальной справедливости. Но есть буква закона; как говорили еще римляне: суров закон, но закон. Пожалуй, не следует реформировать нашу систему, а надо заставить ее работать, и работать правильно. А приток тех или иных людей, скорее всего, не может отразиться на благосостоянии среднестатистического гражданина. Естественно, как говорит расхожая поговорка: у государства нет денег, есть деньги налогоплательщиков. С одной стороны, может быть, так и есть. Но с другой – это государственные деньги, они могут быть направлены на различные проекты. И все отчеты могут быть как открытыми, так и закрытыми. Всё  решают специально поставленные люди с профильным образованием, а не мы просто в досужих размышлениях. Но если привлекаются люди, специалисты, трудящиеся, то это новые граждане, которые готовы точно так же платить налоги и формировать этот бюджет. Поэтому здесь, скорее всего, палка о двух концах.

– Если это не серая зона, конечно. Опять же, если смотреть на другие страны, для многих неконтролируемый приток мигрантов и беженцев действительно становится проблемой. Так, в Германии с начала 2022 года их число уже перевалило за 350 тысяч. Случаются стычки, массовые беспорядки, не говоря уже о том, что это серьезно расшатывает экономику. Не случится ли такого у нас?

– Дай Бог, чтобы не случилось. Но здесь нужно смотреть немножко вглубь, на источники этих проблем, как все сформировалось. Начнем с того, что западноевропейская культура строилась на плодах колониализма. Длительное время эти державы высасывали все соки из колоний, за их счет богатели, развивались, но в какой-то момент времени уже больше не смогли жить за счет этих государств, и возникла другая идея, так как колониализм рухнул, а решать задачи каким-то образом было нужно. Вот есть бесправные люди, которые будут трудиться и каким-то образом приносить доход нанимателю, но не будут иметь каких-то прав и социальных гарантий. Таким образом поддерживалась и активно развивалась миграция в Европу.

А когда начались всевозможные волнения уже в XXI веке («арабская весна» и прочие), когда в результате подстрекательства с Запада на Ближнем Востоке начались гражданские войны, а потом и вполне серьезные военные операции (НАТО против Ливии, война в Ираке), естественно, люди стремились бежать от войны. Можно понять этих людей, почему они, например, с севера Африки бегут во Францию. «Ведь это, по сути, наша культура», размышляют они. Большинство из них говорят по-французски. Первое, что приходит на ум: нужно ехать в Европу. Сначала от войны, а потом и за социальными гарантиями.

То, что мы видим сегодня, – это следствие хищнического отношения одних государств к другим, и это ни от кого не скрывается. Сейчас происходят страшные волнения (недавнее во Франции): с одной стороны, здесь можно попытаться встать на сторону протестующих и каким-то образом начать искать справедливость. Но все же, несмотря на наше отношение к той или иной ситуации, закон прежде всего. И если человек стремится в какую-то страну, к сожалению, надо обратить внимание, что докторов наук и токарей шестого разряда не так много туда приезжает. А специалистов в области разведения коз так много не нужно, тем более в индустриальной стране. Глупо ожидать, что люди с определенным культурным фоном возьмут и по щелчку пальцев изменятся, перестроятся каким-то образом. Более того, естественно, все мигранты поселяются рядышком друг с другом, рядом со своими. А через некоторое время получаются целые районы, анклавы, которые живут своим уставом, своим законом. Действительно, а зачем нам это нужно? Это на самом деле страшно, потому что эти люди не включаются в жизнь страны. И могут нести опасность и вред, потому что конфликты неизбежны. Это очень сложный вопрос. Национальные ОПГ – это очень серьезная проблема.

– И у нас же многие общественники опасаются деструктивного влияния этих этнических анклавов. Тем более что наплыв трудовых мигрантов из того же Узбекистана в Россию уже, похоже, достиг своего апогея. Более того, по данным Совета по правам человека, 70 процентов из них находятся в так называемой серой зоне. То есть они не платят налоги и просто живут. Живут и во многом нарушают мирную жизнь русскоговорящих и коренного населения.

– С чего мы и начали разговор. У нас есть отличная в теории система по интеграции этих людей в русскоязычное общество. Если бы она работала, то и проблем бы этих не было. Еще лет десять назад можно было сказать: понятное дело, в Средней Азии жизнь намного сложнее, люди приезжают для того, чтобы трудиться, например, на стройке и получают какие-то копейки, которые на их родине будут уже более-менее существенными деньгами. Но посмотрим, как дела обстоят сегодня. Разницы в заработных платах уже этой нет. Возникает вопрос: для чего тогда их ввозить?

– Скажите, обсуждаются ли вопросы миграции на уровне духовенства?

– Смотря что мы имеем в виду. Несмотря на то, что Церковь – это богочеловеческая организация, установленная Богом, но, так или иначе, в современном мире Церковь – это одна из общественных организаций. Церковь – это очень серьезная часть нашего общества. Если какая-то проблема заботит и волнует наше общество, то она заботит и волнует членов Церкви.

– Буквально на днях Патриарх говорил о мигрантах…

– Действительно, для нас очень важно сохранить нашу русскую культуру. Для этого следует уделить максимальное внимание ко всем процессам, которые, к сожалению, в нашей стране происходят. Но это не значит, что мы должны начать выдворять людей или каким-то образом ограничивать их в правах. Сама идея заключается в том, что закон должен работать, и работать объективно. Если для въезда человека в страну нужно соответствие его определенным параметрам, условно говоря, то они должны быть. Если человек им соответствует, то создавать какие-то препоны достаточно странно и неверно. Но если человек не испытывает уважения к закону, русской культуре, не стремится интегрироваться в общество, то следует хотя бы поставить вопрос о целесообразности его пребывания в стране.

– Опять же в некотором смысле обратная ситуация. Буквально в конце ноября министр просвещения России заявил о необходимости подготовки наших учителей для работы в Таджикистане, в таджикских школах. Возможно, действительно эти связи на уровне постсоветского пространства можно и нужно укреплять, назрела такая необходимость? И не стоит в этом смысле опасаться каких-то последствий?

– Дружить всяко лучше, чем воевать. Если практика не будет противоречить теории, то,  думаю, опасаться нечего.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Ольга Смирнова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать