О земном и о небесном. День памяти Чарльза Дарвина

12 февраля 2024 г.

12 февраля  день памяти Чарльза Дарвина. О его теории происхождения человека с религиозной точки зрения поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– Ученый-натуралист, основоположник теории естественного отбора, эволюции и происхождения человека… Вклад Чарльза Дарвина в науку еще при его жизни оценивали не иначе, как переворот. А ведь все эти теории в корне противоречат Библии, не так ли?

– Если говорить о том, что сделал Чарльз Дарвин для науки, для понимания нашего бытия, то его вклад огромен. Просто как факт того, что он сделал очень важное для нас: как для представителей религии, так и для представителей науки. Нас объединяют его труды, его мышление, что, собственно, и становится в какой-то степени краеугольным камнем для диалога, для споров. С другой стороны, мы ошибаемся, когда говорим, что он сам лично отрицает написанное в Библии. Когда он написал свою знаменитую «Теорию эволюции» и своеобразно растолковал происхождение человека, Фридрих Энгельс написал Карлу Марксу, что если до этого были сомнения в том, что Бога нет, то Дарвин своей теорией это окончательно опроверг и доказал, что ни Бога не существует, ни человек не является Его творением.

На самом деле это не так. Последователи Дарвина во многом исказили то, о чем он говорил. Собственно говоря, в своих дневниках и в разных автобиографических трудах он пишет, что бытие Бога и происхождение человека от Творца он никогда не отрицал. С другой стороны, если говорить непосредственно о том, что он пишет, то это может нам показаться искусительным или противоречащим нашим законам. Но мы знаем: он всегда говорил о том, что, возможно, до этого человек был сотворен Богом; возможно, что он что-то говорил неправильно. В поиске высшего начала он прошел сложный, тернистый путь, будучи человеком по молодости очень религиозным, затем стал агностиком, то есть человеком, отрицающим все духовное. На самом деле мы имеем дело с человеком, который мыслил, переживал и искал.

Один из философов назвал дарвинизм не точной научной доказательной теорией, а всего лишь метафизической программой, с материалистической точки зрения довольно логичной, но сомнения все-таки присутствовали. Он искал смысл, искал, что послужило причиной возникновения живых существ и жизни на Земле.

– Дарвин воспитывался отцом; мать у него очень рано умерла. (Отец был доктором и, что называется сейчас, практикующим атеистом.) Уже в ранних дневниках он рассказывает о том, что, собирая коллекцию живых существ – жучков, насекомых, он никогда их не умерщвлял, потому что, как писал сам, их создал Бог. Иногда, опаздывая на уроки, он бежал в школу и молил Бога, чтобы успеть; а когда успевал, всегда благодарил Его. Более того, даже юношей он был очень религиозным и поступил на богословский факультет Кембриджа, и у него была перспектива стать сельским пастором. Конечно, быть священнослужителем в сельской местности не очень радужная перспектива, однако молодой юноша к ней относился хорошо.

– Что изменило перспективы бакалавра теологии?

Сначала Дарвин оканчивал биологический факультет и мог стать медиком, но очень боялся крови, поэтому стал молодым практикующим бакалавром теологии. Однако его желание и мечта быть священником в корне пресеклись. Перед тем как принять сан, он ушел в свое первое путешествие, в которое взял с собой только две книги: Библию и роман-утопию «Потерянный рай». В своих путевых заметках он пишет, что, когда видит тропические острова, для него поистине открывается картина создания мира. С другой стороны, когда он рассказывает об останках живых существ, то представляет, как он окунается в картину мироздания; именно с точки зрения Божественной картины. Его пылкий нрав и романтическое отношение к жизни и к созданию самой жизни очень интересны.

Эта поездка была долгой, утомительной и имела не очень положительные стороны. Чарльз Дарвин заболел, и болезнь одолевала его на протяжении всей жизни: в течение  40 лет он имел большую переутомляемость, постоянно были головные боли. Как он сам пишет, из-за того, что постоянно находится в каком-то расслабленном состоянии, не может думать о чем-то высоком и великом. Вот тут и происходит восприятие в сторону агностицизма. Как просто больной человек, он уже устал от всего, но ему еще интересны какие-то научные стороны жизни; и он о них пишет. С другой стороны, уже под старость лет он говорит, что его сердце как вечно работающий мотор, и он не может представить, что оно является чем-то возвышенным. На протяжении всей своей жизни Дарвин имел друга – епископа. По возможности, когда болезнь его немного оставляла, он ходил в храм, молился за богослужениями, а это тоже о многом говорит.

– Считается, что, несмотря на научную позицию и материалистические взгляды, веру он пронес через всю свою жизнь, и на склоне лет в мемуарах писал о том, что не отрицает Божественного начала.

– Возможно, он менял свое мышление, как любой человек меняет; он растет, становится другим. Главный ход мыслей в термине «эволюция» каждый из нас меняется. Менялся и он сам. Не скажем, в хорошую сторону или в плохую. Поначалу Дарвин восторженно говорит о Творце, о Создателе, но потом он это фактически в своих трудах опровергает; он полностью не согласен с Ветхим Заветом и особенно с Книгой Бытия. В своих мемуарах Дарвин писал, что соглашаться или нет – его личное дело. Он писал, что задает справедливые вопросы, на которые хочет знать определенные ответы, особенно по Книге Бытия, потому что именно там изложено сотворение мира. Церковь не захотела отвечать на эти вопросы. Что кощунственно говорить о том, что человек произошел от обезьяны, о том, что творение мира проходило в течение определенного огромного цикла, а не в течение шести дней… Конечно же, Церковь должна была ответить на его вопросы и каким-то образом выразить свою позицию более аргументированно. К сожалению, этого сделано не было. На этих ошибках прошлого мы учимся сегодня разговаривать с современными представителями науки и отвечать на вопросы о мироздании и творении мира.

– Невозможно не согласиться с тем, что мир действительно эволюционирует, и это проявляется во всех сферах. Принимает ли Церковь это и что можно сказать о религии? Она тоже уверенно развивается.

Могу сказать словами апостола Павла, которые он написал в своем Послании к Евреям: что Иисус Христос и вчера, и сегодня, и вовеки Тот же. Бог остается всегда таким, каким Он есть, и верующие, которые сплотились вокруг Него, всегда должны оставаться людьми, готовыми помочь друг другу, любить друг друга, ощущать себя братьями и сестрами, следуя Его заповедям, актуальным на протяжении тысячелетий.

Но в то же время мы должны понимать, что вопросы, которые ставит перед нами наука, какие-то новые, глобальные мировые вызовы еще остаются, и они как раз  эволюционируют. Их становится все больше и больше, и ответы должны давать на них мы.  Стоит отметить особо вопросы, которые в нашей церковной среде сейчас исследуются специально созданной комиссией по биоэтике. Это вопросы искусственного оплодотворения, имплантации органов, абортирование или клонирование, то, что стоит как своеобразный вызов перед Церковью. На юбилейном Поместном Соборе в 2000 году в особом документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на эти вопросы были даны ответы, однако вопросов становится все больше и больше. Естественно, пути их решения должны исходить из уст священнослужителей, поэтому специальная комиссия, которая работает у нас, собирается на постоянной основе и решает эти проблемы.  Эпоха ковида, вопросы, связанные с прививками, взбудоражили наше общество, и Церковь вынуждена была отвечать на них. Казалось, что губительное поветрие никогда нашего общества не коснется. Но новая эпидемия стала серьезной проблемой, испытанием для всего мира, и это современная реальность, в которой мы живем. Встают и новые вопросы.

Что касается взаимоотношений Церкви с обществом, мы видим, что сейчас они на важном уровне, и мы не должны это разрушать, не должны от этого отходить. Когда нам задают вопросы, пусть даже провокационные, мы должны на них отвечать так, как отвечал Христос, как отвечали святые апостолы, Его ученики: всегда сдержанно, но уверенно и аргументированно; не отходя от ответов, не отворачиваясь от человека, который, может быть, как и Чарльз Дарвин, искал эти ответы.

                                                                                         Ведущая Маргарита Рекко

                                                                                         Записала Ксения Комарова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать