– Широко известна древняя дилемма блаженного Августина в отношении веры и разума. Что должно преобладать в жизни современного христианина, по Вашему мнению?
– Я часто сталкиваюсь с этим вопросом; действительно, современному человеку приходится изучать, познавать совершенно различные сферы знаний. Но все же я прихожу к выводу, что вера и знания никоим образом не могут вступать в противоречие в человеке, если он не пытается насильно его культивировать в себе. Это лишь две области души каждого человека, и отделить их невозможно. Признаком живого является неделимость и единство. Если же что-то разделяется, то это признак умирания. Если вера отделяется от знания (и наоборот), то это признак смерти.
Интересно то, что вера всегда базировалась на знании. Сначала необходимо узнать о Боге, познать Его, чтобы уверовать в Него. Об этом говорит святитель Василий Великий. Но в наше время мы часто забываем, что и знание базируется на вере. Некоторым людям кажется, что знание – это какая-то область, где человек опирается исключительно на какие-то объективно понятные и проверяемые суждения. Но это не так.
Если открыть учебник геометрии за 7-й или 8-й класс, то первое, что мы увидим, будет слово «аксиома». Что это такое? Это высказывание, которое не подвергается сомнению или проверке, доказательству. Получается, что основанием геометрии, не говоря уже и о более сложных науках, является такой бездоказательный тезис, утверждение. И в этом нет ничего удивительного. Человек интуитивно ощущает что-то и осознает это как самоочевидное, продуктивное с точки зрения его чувственного опыта, на основании этого делает заключение, что это знание правильно, и утверждает его как аксиому. На этом основании строятся различные теоремы, которые затем складываются в более крупное здание знания человеческого и в итоге превращаются в некие гипотезы, парадигмы, научные отрасли и так далее. Но в самом глубинном основании это вера.
– Насколько знание необходимо для спасения? Существует мнение, что живая вера во Христа намного важнее, чем какие-то знания богословских тонкостей. Вы считаете это утверждение верным?
– Смотря что мы подразумеваем под знанием богословских тонкостей. Надо сразу внутри понятия «знание» разграничить некоторые смыслы. Можно знать о чем-то, а можно знать что-то. На самом деле это совершенно разные состояния человека. Он может знать о том, что такое мед, может прочитать о нем целые тома. Но пока сам не попробует вкус меда, не будет знать его по-настоящему. То же самое с болезнями, например, или еще с какими-то явлениями в жизни. Одно дело знать об этом понаслышке, как это бывает, другое дело – испытать на себе.
В религиозном смысле знание, которое человек переживает, – это глубинный духовный опыт, о котором в Священном Писании написано очень много интересного. Самая яркая и знаковая цитата Спасителя: познаете истину, и истина сделает вас свободными. Получается, что знание истины делает человека свободным от греха, проклятий, смерти. Свободным для вечной жизни, для спасения. Оказывается, знание тоже важно.
С другой стороны, мы слышим: знание надмевает. Что это значит? Человек пролистал сотни страниц и думает, что он впитал в себя мудрость, сокрытую в людях, которые написали эти страницы. Но зачастую оказывается, что он не впитал ничего, а всего лишь скомпилировал какую-то сумму знаний. Это необходимо прожить и пережить в собственной жизни.
Мы говорим о важности чтения Священного Писания и духовной литературы, но это является для нас некоей теорией. Я и прихожанам часто об этом говорю. Теории необходимы, невозможно спастись без знания Священного Писания, без знаний о Христе, но опасно думать, что достаточно прочитать и заучить Евангелие. Это ложная надежда. Живая жизнь человека в церковном организме, в Теле Христовом, есть практика, то есть опытное познание того, что есть благодать, того, Кто есть Христос. И коль мы веруем, что Он истинно жив и живет в Церкви, в этом Теле, действует в нем, то, наполняя свои души знаниями о Нем, мы приходим в Церковь для того, чтобы получить знание Его, чтобы переживать Его как событие в своей жизни, как саму жизнь.
Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь. Без знания направления невозможно идти по пути, которым мы идем в Церкви. И тем не менее, если ты только знаешь направление, но не двигаешься по нему, не проходишь его своими стопами, своим личным опытом, то эту истину не превратишь в жизнь. Христос должен стать для нас жизнью, глубоким внутренним опытом.
– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Правильный путь к вере лежит через знания или через чувства и эмоции?»
– Бывает по-разному. Это глубокий вопрос, связанный с живой жизнью человека. Каждый приход к вере – это уникальная индивидуальная история. Кто-то собирает знания, а кто-то без них ощущает внутреннюю инициацию, кто-то идет какими-то смежными путями. Но, как сказал митрополит Антоний Сурожский, до тех пор, пока человек не подержится за край ризы Христовой, он не сможет стать по-настоящему верующим. Я с этим полностью согласен.
Знания иногда вызывают в человеке чувство веры, ощущение благодати, но самым решительным моментом является личная встреча со Христом, когда вдруг человек в своем сердце переживает эту встречу, чувствует взгляд Бога Отца, который направлен в его сердце. Это чувство, этот взгляд, это переживание и есть начаток жизни. Человек, который пережил это, испытал это, зачастую понимает, насколько важно не только хранить в себе память об этом событии, но узнавать еще больше и больше о Христе, о Боге.
Филарет Дроздов говорил: если ты именуешь себя христианином, но не интересуешься тем, Кто есть Иисус Христос, чему Он учил, что делал, кто такие святые апостолы и чему они учли своих учеников, то ты не христианин; и что с тобой будет, я не знаю. Очень сильная цитата. Она показывает некое единство веры и разума. Человек, получив в свое сердце веру, должен возгревать ее и постигать своей разумной способностью те или иные аспекты христианского учения.
– Как обыкновенному христианину повысить свою богословскую грамотность? Что бы Вы посоветовали?
– Во-первых, это, конечно, различные курсы. Сейчас появились достаточно интересные дистанционные курсы. Для их прохождения необходимо знание компьютера. И тех наших телезрителей, которые являются активными юзерами лэптопов, я призываю пройти такие курсы. В Московской духовной академии есть дистанционные образовательные курсы. Есть также интересный блок курсов в ПСТГУ. У них в отделе дистанционного дополнительного образования есть курсы и для тех, кто уже имеет высшее образование, с выдачей специальных удостоверений об этом, и для тех, кто такого образования не имеет, но просто хочет изучить веру. Там очень хорошо построена система. В отношении дополнительного образования для мирян, для людей, желающих повысить свое общее знание о Церкви, я рекомендую ПСТГУ. Это их целевое направление.
Московская духовная академия прежде всего направлена на подготовку священнослужителей. Она не имеет первостепенной целью создание просветительских курсов. А для ПСТГУ это очень ценное, важное направление.
Если же человек не может пользоваться какими-то телекоммуникационными устройствами, то можно рекомендовать следующую последовательность. Самое первое – это чтение Евангелия. К сожалению, как ни странно, опыт показывает, что пока мы тут говорим о высоких материях, о том, как соотносятся вера и знание, огромное количество людей, которые сейчас находятся по ту сторону экрана, никогда в жизни не читали Евангелие. Это колоссальная беда нашего времени. С этим я как священник борюсь. Это совершенно удивительная ситуация. Это книга, которую можно прочитать за один-два вечера. Книга, которая стала основанием всей мировой современной культуры, является базисом русской культуры в целом! И не знать ее, просто не быть с ней знакомым, не читать ее – это огромное упущение.
Дальше, если мы говорим о последовательном развитии в познании Церкви и ее учении, нужно прочитать Евангелие еще раз. Хотя бы три раза. А после этого читать его каждый день понемногу, вникая, спрашивая священников и святых отцов о том, что там непонятно. После того как человек три раза по кругу прочитал всех четырех евангелистов, разумно прочитать апостольские послания, деяния, откровения.
После троекратного полного прочтения Нового Завета я бы рекомендовал приступить к изучению Ветхого Завета. Можно начать с библейских историй, составленных современными авторами, чтобы как-то войти в курс дела. А потом начать читать сам текст Библии. Это очень важный аспект. Каждый уважающий себя христианин должен хоть раз Библию прочитать. Я уж не говорю о том, что ее нужно перечитывать раз в год.
Следующим шагом после прочтения Библии для всех людей, верующих во Христа, на протяжении всей истории христианства, было чтение житий святых. То, о чем совершенно забыто в нашем образовании. Следующая ступень – чтение житий святых в течение всего годичного круга.
Дальше какие-то аскетические труды, приобретение знаний об истории Церкви. Если человек хочет действительно знать о Церкви, хочет, чтобы его вера была основана на твердом фундаменте глубокого знания о Христе, то нужно идти именно таким путем.
– А насколько полезны для современного человека мысли отцов, живших более тысячи лет назад? Актуальны ли сейчас проблемы, о которых они писали?
– Кто-то из святых говорил, что дьявол крайне ленив, ему вообще не хочется создавать какие-то новые способы искушений. Он пользуется всем тем, что уже отработано и показало свою эффективность в древности. Например, арианство – течение IV века, казалось бы, совсем далекие от нас реалии и борьба. А современные иеговисты разве не то же самое? Та же самая проблематика, которая была в IV веке.
А современное протестантское учение о непочтительном, неуважительном отношении к иконам? Это же история, которую достали из запыленного сундука VIII века. Ведь потом Церковь дала полноценные и громогласные ответы, что мы никогда не поклоняемся самим иконам. Мы почитаем иконы, но поклоняемся только Богу. Почитая икону, мы переносим свое почтение и поклонение тому, кто изображен на этих иконах. Для нас икона никаким образом не может быть идолом, ведь идол – это то, что мешает человеку общаться с Богом, препятствует на пути этого общения. А икона – это инструмент молитвы, вместилище Божественной благодати, богословие в красках, книга для безграмотных. Все эти функции иконы, которые действуют с глубочайшей древности, когда их изображали в катакомбах в первые века христианства, до сегодняшних дней, совершенно очевидны.
Но дьявол вновь и вновь пытается доставать эти вредоносные идеи из истории и втюхивать их современным людям, которые открывают рты и слушают. «О, надо же, вот это откровение... Никто не знает, а я-то узнал. Оказывается, не так, а эдак». Но тут нет совершенно ничего нового. Просто откройте и почитайте святых отцов, и вы увидите, что они все это уже давным-давно опровергли. Преподобный Иоанн Дамаскин писал про почитание икон. Святитель Афанасий Великий боролся с арианством. Святые отцы-каппадокийцы озвучивали догматику Православной Церкви. И все эти вопросы остаются актуальными и для сего дня.
Еще я бы хотел отметить один важный аспект, связанный со святыми отцами и их писаниями. Я несколько раз сталкивался с очень удивительным действием святоотеческого слова. Когда вникаешь в мысль, которую излагал святой отец под водительством Святого Духа, пытаешься следовать за этой мыслью исключительно на интеллектуальном уровне, пытаешься повторить те же логические операции и мысли, которые были в сознании древнего мужа IV–V веков. Следуя за ним шаг за шагом, вдруг ощущаешь, что то величине Святого Духа, Который действовал в нем, вдруг отображается и в тебе, вдруг и в тебе загорается некая искра, и ты вдруг ощущаешь свободу от какого-то греха, от какой-то страсти. Это просто поразительно. Я на днях буквально вновь это испытал и об этом свидетельствую.
– Вопрос телезрительницы: «Евангелие знаю наизусть, в церковь хожу, причащаюсь, исповедуюсь. И могу дерзновенно сказать: все это у нас внешнее. А апостолы были неграмотные, они ничего не знали. Одним словом их Христос призвал, и они пошли за Ним, и вера была. А мы какими были, такими и остались. Хожу в храм, а толку? Значит, у Господа есть избранные, а мы что тогда? Или я не права?»
– На этот вопрос очень сложно ответить, потому что я не знаком с человеком лично, мне недостаточно информации. Вы утверждаете, что знаете Евангелие наизусть, и при этом говорите, что остались такой, какой были? Во-первых, я сомневаюсь, что это именно так, как Вы говорите. Либо Вы Евангелие в действительности не знаете, либо все-таки изменились в плане жизни. До того, как приходит человек в Церковь, и после того, как он живет в Церкви, – перемена колоссальная и разительная. И в этом меня трудно переубедить, потому что я видел огромное количество примеров в этом отношении. Не в том смысле, что человек достигает святости и безупречной, безукоризненной жизни… Но все же перемена между тем, что люди делают в миру, как относятся друг к другу, как живут, и тем состоянием, образом жизни, который мы видим все же в Церкви, – это два совершенно разных состояния. И если человек живет церковной жизнью по-настоящему, то это не может его не менять. Либо жизнь не та, либо изменения в человеке все же будут. Это не значит, что мы достигаем какого-то возвышенного состояния; к сожалению, это действительно уже дар Божий (чтобы Господь даровал бесстрастие, откровение Святого Духа и так далее). Это действительно дар Божий, который дается, наверное, прежде всего не по трудам человеческим, а по милости Божией.
Но если мы говорим о нравственных поступках, поведении – невозможно, чтобы человек жил в Церкви так же, как он жил до этого в миру, потому что законы мирской жизни противоречат тем правилам, по которым существует Церковь. Мы просто не можем предоставить полную жизнь тому человеку (церковную жизнь), который живет по мирским законам: его не допускают до Причастия, на него накладывают какую-то епитимью за то, что он делает, за мирские поступки, которые не сообразуются с христианской нравственностью. Единственное, что тоже важно отметить: просто надо повторить то, с чего мы начали. Есть теория, есть практика. Человек, получив эту теорию в Евангелии, в чтении святых отцов, молитв и так далее, должен реализовать это на практике, на деле. Должен, придя в Церковь, начать действовать так, как он прочитал, и должен следить за собой.
Человек читает Евангелие для чего? Для того, чтобы просто что-то узнать? Нет же. Мы читаем Евангелие для того, чтобы воспринять тот образ жизни, тот дух, который мы видим во Христе. И человек, который читает Евангелие, читает его для того, чтобы приобрести духовную жизнь. А что есть духовная жизнь? Каков плод духовной жизни? Что должно быть результатом духовной жизни человека? Ответ очень простой: апостол Павел говорит, что в результате духовной жизни в человеке должны появляться любовь, радость, мир, кротость, долготерпение, воздержание и подобные добродетели. Если человек ведет правильную духовную жизнь, то в нем должно все это появляться. Иначе ему нужно задуматься: а правильная ли духовная жизнь у него, правильно ли он поступает? И тут я уже ответить более подробно не могу, поскольку не знаком с духовной жизнью нашего собеседника.
– Спасибо, батюшка. Вы уже начали говорить про труды святых отцов, а какие святоотеческие труды Вы бы посоветовали прочесть нашим телезрителям?
– Я думаю, здесь с какого края ни приступи – будет спасительно и полезно. И древние труды очень интересны. Мне в свое время очень понравилось чтение Дидахе – это древняя книга, которая плотно примыкает к корпусу Священного Писания, к корпусу святоотеческой литературы, один из самых древних образцов христианской литературы. Кроме того, прекрасно произведение священномученика Игнатия Богоносца, его послание к различным Церквям по пути на страдания в Рим – удивительный образец христианской литературы. Если говорить о более поздних произведениях, то это чтение Дионисия Ареопагита «Ареопагитики» (хотя и сложное).
Это удивительный эффект, впервые я ощутил действие слов святых отцов на свою душу, на свое состояние, именно читая «Ареопагитики». С ними также тесно связан преподобный Максим Исповедник, его писания очень витиеватые, сложные, но как раз распутывая этот клубок глубоких и интересных мыслей, попадаешь в этот святоотеческий мир.
Отцы-каппадокийцы: святитель Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. Я сейчас говорю о каких-то высоких образцах святоотеческой литературы. Но если говорить проще, то хотя бы толкование на Евангелие нужно открыть, почитать святителя Иоанна Златоуста. Почитать толкование Феофилакта Болгарского. Если человек хочет более глубокого познания в этом отношении, то очень многое сделали русские святые отцы: святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Филарет Дроздов, святитель Феофан Затворник. Их писания, их книги гораздо ближе нам по языку, стилю, по слогу мысли, гораздо проще для понимания, и в них наши святые сродники как бы собрали все сокровища святоотеческой мысли, сами их прочитав, поразмыслив над ними и нам даруя это в очень доступной форме.
– В какой мере в жизни христианина должны соотноситься церковная грамотность и светская культурная грамотность?
– Когда мы говорим о культуре, мне всегда вспоминаются слова одного человека, который сказал: «Если мы не сможем дать культуру Церкви, то мы никогда не воцерковим культуру». И культура без церковности – это, конечно, что-то ужасное, потому что культура по своей мощи воздействия на сознание человека может быть признана величайшим орудием, но при этом если это орудие лишено духовного, Божественного смысла, своей внутренней сути, какого-то огонька, света, оно превращается в мрак и тьму. Но при этом мы говорим о том, что культура должна быть церковной, она должна быть нравственной, должна быть в меру святой, благочестивой, лучезарной. Но мы забываем, что это возможно только тогда, когда Церковь в той или иной степени имеет в себе эти начатки и плоды культуры. И это крайне необходимо.
На мой взгляд, есть спор религиоведческий, что первично: культ или культура. Я, конечно, будучи священником, считаю, что культ первичен. Что сначала появилось почитание Бога как религиозное внутреннее чувство – это общение Адама и Евы в раю с Богом лицом к лицу. Далее появляется культ, который мы видим впервые в Библии как жертвоприношение Каина и Авеля. И впоследствии появляется культура. То есть некая форма, некое материальное выражение культа. На мой взгляд, религиозное сознание, сознание верующего человека, должно так или иначе выражаться в культе, в некой материальной форме совершения тех или иных богослужений и далее как бы транслироваться, действовать в пространстве культуры.
У нас, как ни странно, очень мало песен на церковную тематику. У нас есть церковные гимны, прекрасные творения великолепных композиторов имперской эпохи, но мы как-то оказались обойдены простой человеческой застольной (или дворовой) христианской культурой. Сейчас все больше и больше появляется таких культурных явлений: музыкальные коллективы (можно вспомнить «Ихтис»), ряд других коллективов. Появляются песни христианской, православной тематики. Это крайне интересно. Я считаю, это тот тренд, который должен быть, и слава Богу, что он появляется. Это означает, что в Церкви появляется достаточное количество людей, которые способны свою религиозность, свое внутреннее, духовное знание Христа выражать в неких культурных формах, выражать понятном и интересном другим людям языке. В этом отношении, мне кажется, так же, как мы говорим о вере и знании, так же нужно сказать и о культуре и культе. В религиозном сознании это нераздельные вещи, потому что культура есть один из способов миссии, один из способов выражения религиозного чувства. Стихи на религиозную тематику, песни, видеоклипы, видеоролики, фильмы в конечном итоге то, что должно появляться еще больше и быть частью миссии Церкви.
– Вопрос телезрителя: «Вы сейчас сказали, что без знания нельзя прийти к вере и спасению. Я правильно понял?»
– Речь идет о неком минимальном знании. Необходимо минимальное знание хотя бы о том, в Кого ты веришь, Кому поклоняешься и перед Кем благоговеет твое сердце. Вера от слышания, говорит апостол Павел. Вот о таком знании я здесь говорю, а не о каком-то знании казуистических тонкостей православно-схоластического богословия.
И если человек по-настоящему церковный, по-настоящему знакомый с Преданием, наукой, светским знанием, у него каких-то серьезных противоречий не возникает на самом деле. Светское знание – это слишком широкий пласт, наука современная, техническая – та область человеческой деятельности, которая посвящена какому-то узкому предмету, который человек изучает ради пользы других. Лекарства создаются, какие-то предметы обихода, которые облегчают жизнь человека, – устройства, которые помогают человеку, и так далее. Совершаются открытия, которые расширяют горизонт человеческого знания.
Вот это знание никак не противоречит вере, потому что вера – учение о Том, Кто за пределами пространства и времени, Кто больше этого мира, Кто Создатель всей этой реальности, которую изучает наука. И наука, изучая творение Божие, зачастую приходит к тем или иным выводам о том, что действительно этот мир создан Премудрым Творцом, он создан Богом, Который для каждого из нас этот мир написал как огромную книгу. Причем в этой книге есть совершенно интересные объекты, интересные вещи. Например, полууправляемый хаос, или хаотические явления, или, наоборот, какой-то строгий порядок, кристаллическая решетка, какие-то промежуточные состояния, переходные. Сама жизнь и наблюдение за жизнью, за постоянством законов, которые Господь создал в этом мире, их некая трансляция на огромные пространства – все это, на мой взгляд, не может не приводить человека в умиление и не вызывать веры в человеке.
На мой взгляд, в этом отношении наука никак не противоречит церковному Преданию. Но тут просто надо понимать, что такое церковное Предание. Это то, что передано от Отца через Сына в Духе Святом. Предание – то совокупное знание, которое мы получили от Бога. Оно выражено в Священном Писании, в написаниях и откровениях пророков, святых апостолов, оно изъяснено святыми отцами, изложено и донесено до нас таким образом Церковью. В этом отношении мы, получив это знание из запредельного мира, его храним, ценим и бережем. И даже изучая его, изучая науку светскую, мы зачастую сталкиваемся с удивительными откровениями в этой области, потому что в церковном учении, в догматике, когда мы говорим о богословии, мы апеллируем понятиями вне пространства и времени. Это очень сложные понятия, их сложно понять и дать им какую-то адекватную интерпретацию, придумать аналогию.
А сколько было сломано копий по поводу естественных аналогий Святой Троицы! Огромное количество. Когда читаешь святоотеческие аналогии Святой Троицы, понимаешь, что они просто пытаются выйти за пределы пространства и времени, это попытки придумать какие-то объекты, которые не зависят от пространства и времени, и благодаря этому показать адекватное учение Святой Троицы. Вот, например, святой Василий Великий говорит: если хочешь понять, что такое Святая Троица, возьми Петра, Иакова и Иоанна – трех человек, отдели от них абсолютно все, что касается тварного мира, и получишь довольно точную и ясную аналогию Святой Троицы. Когда человечество об этом говорило в IV веке (святые отцы-каппадокийцы чуть позднее), тогда это было абсолютно непонятно. И до XX века это было абсолютно непонятно.
А в XX веке люди придумали такую науку (она была и раньше, конечно): логику. И в ней вдруг мы открываем, что один плюс один плюс один равно один. Люди пытаются в научном знании пользоваться объектами, которые находятся вне пространства и времени… Как только мы объект очистили от пространственно-временной зависимости, мы получаем точь-в-точь то же самое, что сказали святые отцы, то же самое, что написано в Евангелии. Неужели это не удивительно? На мой взгляд, как раз небольшие откровения зачастую показывают то, что святые отцы не могли это выдумать, они действительно прочитали это в Евангелии, и они это знание получили именно от Бога, Создателя. А Бог превыше всех этих законов, Он Сам их Творец, Он Сам их написал.
– Вы являетесь проректором Московской духовной академии. У нас есть вопрос от телезрителя Егора: «Что делать студенту, если он не понимает, к чему нужно стремиться и зачем нужно образование?»
– Я в свое время тоже был студентом светского ВУЗа и не знал, к чему стремиться и зачем это образование. Я шесть лет учился на радиофаке и потом поступил в семинарию. И вот там я понял, зачем я эти шесть лет учился. Потому что образование учит человека просто думать, отличать ложь от правды, учит человека познавать информацию и так далее. Я не жалею, что Господь меня сподобил отучиться эти шесть лет, я крайне благодарен своему научному руководителю по моим работам в Институте физики микроструктур Российской академии наук, я крайне благодарен учителям, которые у меня были. И даже получалось удивительно… Я пришел как-то к своему духовнику в монастырь (он монах, духовник монастыря, духовный человек) и говорю: «Батюшка, я не понимаю, зачем мне это знание, зачем мне эта учеба, мне так тяжело…» Он спросил, на каком я курсе, я ответил, что на втором. Говорит: «А Бирагов у вас преподает?» Я ответил, что преподает, и тогда он сказал: «Это мой отец». И он сам тоже кандидат физико-математических наук. Я посмотрел на него и подумал: наверное, стоит учиться. Поэтому и вам, Егор, советую: учитесь, грызите гранитную шоколадку науки.
Ведущий Павел Денисик
Записали Анна Вострокнутова и Наталья Мухлынина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 30 апреля 2024 года
Саратов. Православный клуб «Ковчег» проводит конкурс цитат
Нижний Новгород. Общегородской Пасхальный крестный ход
Москва. Пасхальный концерт Патриаршего хора Храма Христа Спасителя
Благая часть. 29 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!