Беседы с батюшкой. Влияние Бога на жизнь человека. Протоиерей Максим Первозванский. 2 октября 2023

2 октября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.

– Тема сегодняшнего разговора: «Влияние Бога на жизнь человека». В какой мере Господь присутствует в жизни каждого человека?

– Для православного телеканала немножко странный вопрос, но глубокий и серьезный. В Священном Писании Господь прямо говорит: «Без Меня не можете делать ничего». То есть Господь присутствует в нашей жизни таким образом, что без Него ничего не совершается. Например, в молитве Святому Духу говорится, что Он везде существует и все Собою наполняет. И множество молитв, множество текстов Священного Писания говорят: независимо от того, обращается человек к Богу или не обращается, служит Богу или воюет с Богом (как бы он к Богу ни относился), все равно Бог в его жизни определяет, по сути, все.

Другой вопрос, что мы, православные люди, в отличие от фаталистов (древних и современных), все-таки не считаем, что от нас вообще ничего не зависит. Есть поговорка: кому суждено утонуть, тот не сгорит. И наоборот. Мы все-таки так не относимся к вездеприсутствию и всеопределению со стороны Бога, понимая, что наша жизнь – это постоянное взаимодействие с Ним (осознанное или неосознанное, сознательное или бессознательное). Человек может не задумываться над тем, что он дышит, но все равно без кислорода жить не может. Точно так же и без Бога человек жить не может.

– С каждым ли человеком Бог?

– Несомненно. Это важнейший постулат православного вероучения: Бог пребывает с любым человеком. Более того, Господь наш Иисус Христос воплотился, стал Человеком и пришел не к праведникам, как об этом нам говорит Священное Писание, но к грешникам. Он является Отцом для всех людей.

– Бог создал человека. А что потом? Он как часовщик, который создает механизм и устраняется или же присутствует с человеком на протяжении всей его жизни?

– Было такое философское вероучение о Боге как о часовщике, что Бог создает этот мир, его законы, а дальше как бы отодвигается в сторону. В древних языческих самых примитивных культах присутствует так называемый спящий Бог или Бог, отошедший от дел. В конце первой главы Книги Бытия говорится, что Бог почил в день седьмой от всех дел Своих. Шесть дней творил, а на седьмой день почил от дел Своих. Но Священное Писание дальше нам рассказывает, как Бог продолжал определять жизнь человека, а есть какие-то современные островитянские культы, когда люди поклоняются деревьям, камням, духам предков, тотемом считают черепаху, гиену или еще кого-нибудь. Религиовед Мирча Элиаде в XX веке прекрасно показал, что практически во всех языческих примитивных вероучениях присутствует учение о спящем Боге; что есть некий Часовщик, Который мир запустил, а теперь люди взаимодействуют с какими-то местными незначительными духами, а Бог где-то далеко и больше миром не интересуется.

С точки зрения православия это ересь. Бог никуда не уходил из этого мира. Бог не занимается теперь делами какой-нибудь другой Вселенной. Хотя, может, и занимается, мы этого не знаем, но от нашего мира Он не удалился: Он присутствует, дает дыхание всему, Он везде существует и все Собою наполняет. Это важно.

И здесь интересная точка соприкосновения между позитивистским взглядом Бэкона, современной наукой, восходящей к взглядам Бэкона, и представлениями о Живом Боге; они входят в некое удивительное взаимодействие (возможно, для некоторых – в противоречие, для кого-то – во взаимодействие). Да, в этом мире действительно существуют четкие и понятные законы. Например, если я сейчас смахну со стола этот стакан, он не взлетит вверх, а упадет вниз, и вода разольется; и можно математически смоделировать, как она разольется. Есть закон, и он непреложен, его можно бесконечно повторять.

Например, Галилей залезал на Пизанскую башню и бросал с нее камушки разной массы, тем самым выяснял, каковы эти законы. Оказывалось, что иногда эти законы абсолютно не соответствуют обычным бытовым представлениям.

Я постоянно использую такой троллинг, если можно так выразиться. Обычно я с собой ношу одинакового размера бильярдный шарик (тяжелый, костяной) и шарик для пинг-понга и, когда прихожу в умную аудиторию, говорю: «Как вы думаете, если я сейчас залезу на стол и брошу эти два шарика одновременно, какой шарик первым упадет на землю?»

– Конечно, шарик от бильярда.

– Да, так говорят. Я говорю: «Нет, давайте проверим». Залезаю на стол, бросаю эти шарики, и выясняется, что они падают одновременно. Это то, чем занимался Галилей. Оказывается, скорость падения, ускорение свободного падения не зависит от массы шарика. Вот это позитивистский подход.

Казалось бы, где здесь место Богу, если все определяется законами? Но, оказывается, есть неповторяющиеся явления, всевозможные социальные, психологические вещи, которые не поддаются точному воспроизведению, не поддаются законам в позитивистском смысле этого слова. Даже современные науки типа педагогики, психологии или социологии весьма ограниченные. Уж не говорю про чудеса, когда Бог явно вмешивается в физический ход вещей, когда нарушается характер физических законов локально, здесь и сейчас. Мы верим, что Бог управляет этим миром.

– Бог – Творец для всех. Но для всех ли Он Промыслитель, обо всех ли Он заботится?

– Да, несомненно. Существует замечательная древняя книга «Илиотропион», в которой прекрасно показано, что, независимо от того, как человек взаимодействует с Богом, все в жизни людей определяется волей Божией. А это и есть Промысл, когда Бог что-то изволяет, то есть проявляет Свою волю (как активную, так и попускающую, определяющую, когда можно что-то попустить, а когда положить этому конец). Соответственно, для любого, даже ничего не знающего о Боге атеиста, язычника, Бог является Творцом и Промыслителем.

– Как понять, что в моей жизни присутствует Бог?

– Не знаю; сложный вопрос, потому что здесь мы вступаем в область субъективного восприятия. Иногда люди верующие (особенно верующие с детства) говорят: мол, атеисты – глупые, неужели не видят присутствия Божьего в их жизни, в истории нашей страны и человечества в целом? Мол, как можно быть язычником и не видеть любви Божией, проявляющейся в чем-то? На самом деле можно.

По большому счету великие мировоззренческие духовные, философские религиозные системы обладают такими свойствами, как внутренняя непротиворечивость и определенная полнота, которые для неизощренного ума (а подавляющее большинство людей не обладают изощренным умом) являются истинной полнотой. Подчеркиваю, для очень умных людей, не для каких-то простецов. Когда я говорю про изощренный ум, я говорю, например, про то, что существует теорема Ферма о неполноте математических доказательств, и любая доказательная система по определению неполна. Но если мы не заморачиваемся такими сложнейшими вопросами (у нас два или три высших образования, колоссальный жизненный опыт и много чего хорошего), наше собственное мировоззрение (если оно не является в данный момент неустойчивым) является внутренне непротиворечивым и полным.

То есть атеист, например, – не глупый человек, который чего-то недопонимает; это человек, который в рамках своей атеистической картины мира полностью описывает подвластный ему мир. В некоторые моменты, как я уже сказал, эта картина мира может подвергаться каким-то серьезным испытаниям, но это касается не только атеистов, но и православных. Например, человек молился об исцелении какого-то близкого родственника, молился с жаром и пылом, просил молиться о нем в десяти монастырях, то есть не просто формально заказал сорокоусты, а разговаривал со знакомыми священниками и точно знает, что они тоже молились, а близкий родственник умирает. То есть человек не получает просимого. И возникает глубокий кризис, разочарование в себе, иногда в Боге; возникает ропот, сомнение: а правда ли то, во что он верил десятилетиями?

То же самое бывает в жизни атеиста, когда происходит нечто, что наносит удар по устойчивой, стабильной картине мира, и она может начать колебаться. Тогда человек обращается к каким-то сторонним знаниям, пытается в этом разобраться, дополнить свою картину мира. Иногда ему удается это сделать в рамках существующего мировоззрения (атеист может остаться атеистом, а православный может остаться православным), а иногда он меняет мировоззрение, переходит, например, в ислам или в Константинопольский Патриархат; или еще что-нибудь с ним случается, и он вновь попадает на временный островок стабильности.

Другой вопрос, что, однажды потеряв уверенность и стабильность, человек, по сути, с твердого камня, с материка, на котором он живет, попадает куда-то на острова Тихого океана, где ему приходится постоянно свою картину мира восполнять, что-то придумывать, как-то все себе объяснять. То есть человек в целом теряет стабильность.

– Есть ли разница между отсутствием Бога и богооставленностью?

– Отсутствия Бога просто не бывает. Богооставленность – это субъективное чувство, это не то, что есть на самом деле. Бог никого не оставляет. Слова Христа на кресте: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» – не означают, что Отец действительно как-то оставил Иисуса Христа. Нет! Подчеркиваю, это субъективное ощущение. Вообще весь этот мир ведь дается нам в ощущениях, мы его познаем через ощущения, и эти ощущения могут быть разными.

Для примера могу привести замечательную книгу «Пять языков любви». Она не является для нас каноническим авторитетом, это современная книга, достаточно попсовая. В ней сказана простая вещь, что каждый из нас объясняется на своем языке любви. Например, я свою любовь могу выражать через ухаживания, а моя жена говорит на другом языке, ей нужны не ухаживания, а, например, чтобы я делал с детьми уроки – и это она будет воспринимать как любовь. Одна из частых причин сложных отношений в браке состоит в том, что супруги говорят на разных языках. Автор книги условно насчитывает пять языков любви. Сейчас это общепринятая вещь в психологии, примерно как пирамида потребностей Маслоу или еще что-то; в общем, рабочий инструмент. Если супруги говорят на разных языках, то могут чувствовать себя нелюбимыми. Например, мне, чтобы чувствовать себя любимым, нужно что-то одно, а моей жене, чтобы чувствовать себя любимой, нужны какие-то совсем другие вещи. Она, может быть, в лепешку разбивается, проявляя любовь на своем языке, а я чувствую себя нелюбимым, чувствую, что я ей не нужен, что она не заботится обо мне, не проявляет какого-то интереса ко мне и так далее, а на самом деле это только мое субъективное ощущение.

Почему я так подробно об этом говорю? Потому, что Бог тоже может говорить с нами на разных языках любви, и я Его понимаю, если Он говорит на понятном мне языке. Например, я у Него чего-то попросил, и Он дал мне это. У меня была какая-то проблема, и Он ее разрешил. Я был в депрессии, Он коснулся моего сердца, явился мне как Свет, и я пережил возобновление своей духовной жизни. Все это мне понятно, я жду этого, а Бог может разговаривать со мной на другом языке.

Наиболее известный из таких языков – язык болезни. Мы, православные люди, все об этом читали, об этом знаем, но мы совершенно не готовы субъективно ощущать собственную болезнь как проявление Божественной любви. И таких языков у Бога много, и совсем необязательно, чтобы какие-то языки нам не нравились. Какой-то язык может быть для нас вполне подходящим, но мы не воспринимаем его как язык Его любви. К каким-то вещам мы можем просто банально привыкнуть, как привыкают к горячей воде.

Знаете, раньше женщины ходили стирать на прорубь, а потом у них в доме появилась вода. Еще не было стиральных машин, и нужно было стирать в ванне на специальной доске, предварительно замачивая белье, но первое время они воспринимали это как чудо и искренне благодарили Бога. Они делились с кем-то из своих знакомых: «Знаешь, у меня теперь так хорошо! Я могу не ходить на прорубь, я стираю дома». Но проходил годик-другой, и это уже воспринималось как рутина. И женщина уже переставала ощущать это как заботу мужа о себе.

Прекрасный в этом отношении пример – «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Помните, как страдала старуха над разбитым корытом? Золотая рыбка, которую словил в море старик, обеспечила ее и корытом, и избой, и дворянским титулом, и чем-то еще, но проходило какое-то время, и она бранилась пуще прежнего. То есть неделю-другую старуха была благодарна старику, но вскоре привыкала к своему новому состоянию, и снова у нее возникал ропот, недовольство.

Она могла сказать старику: «Я не ощущаю твоей любви и заботы, я вообще ощущаю богооставленность». При этом, подчеркиваю, я не хочу как-то над этим подшучивать, потому что все, что мы ощущаем, серьезно, даже если со стороны кому-то это может показаться смешным. Нам просто нужно понимать, что Бог никогда никого не оставляет.

– Батюшка, в молитве «Царю Небесный» мы просим Бога, Духа Святого, прийти и вселиться в нас. Зачем?

– А дальше там прямо написано: и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Вообще, если говорить о молитве Духу Святому, это ведь удивительная вещь. Церковь догматически учит нас тому, что для верующего, крещеного, миропомазанного христианина Дух Святой является не просто силой, не просто законом, не просто внешним воздействием, но это наш личный Бог, Который может вселиться в нас, действовать в нас, очищать нас от всякой скверны. То есть Дух Святой является живой действенной силой и нашим личностным Богом.

Здесь я могу порекомендовать нашим телезрителям замечательную книгу Владимира Лосского «Догматическое богословие», в которой прекрасно показано, что Дух Святой в том образе, в котором Он действует сейчас, смог действовать только после того, как Свои действия исполнил Господь наш Иисус Христос, то есть после того, как Он воплотился, был распят, вознесся на небеса, воссел одесную Отца и ниспослал Святого Духа на святых Своих учеников – апостолов, то есть на нас.

– «Что делать, если кажется, что Бог далеко и тебя не слышит?»

– Нужно успокоиться, потому что, как я уже сказал, это субъективное ощущение, а с субъективными ощущениями просто так, через голову, работать почти невозможно. Если мне что-то не нравится, я не могу убедить себя в том, что мне это нравится, оно и будет мне не нравиться. Если что-то кажется мне невкусным, я могу сколько угодно убеждать себя в том, что это вкусно, потому что это в тренде, это модно или дорого, но, если честно посмотреть в себя, это никогда не станет для меня вкусным.

Так же и с нашими чувствами. Если я собираюсь жениться на девушке, которая мне не нравится, я могу сколько угодно убеждать себя в том, что она будет замечательной, чудесной женой, что она подходит мне по всем параметрам, но я вряд ли смогу убедить себя и сделать так, чтобы она мне одномоментно понравилась.

Собственно, с Богом все точно так же, как с девушкой, простите меня за такое сравнение. Вот представьте себе, что вы встречаетесь с девушкой, у которой теоретически все хорошо, но что-то Вам не нравится. Что Вам нужно сделать?

– Еще больше пообщаться, присмотреться к ней и после этого или с ней расстаться, или, наоборот, постараться сделать так, чтобы она мне понравилась, найти в ней что-то, что меня зацепит.

– Да, я бы тоже продолжил с ней общение. Не случайно православная антропология говорит нам об уме и сердце. Если ум говорит, что это замечательная девушка, которая вполне подошла бы тебе в жены, а сердце никак на это не откликается, это совсем не означает, что нужно неволить сердце.

Это означает, что нужно послушаться ума и попытаться каким-то образом продолжить взаимоотношения, чтобы либо ум убедился, что он ошибался и ничего хорошего в ней нет (а ведь сердце заранее тебя предупреждало, что эта девушка не для тебя), либо сердце убедилось в том, что на самом деле девушка замечательная.

Нужно продолжать предпринимать определенные усилия, но без надрыва, без истерик. Во взаимоотношениях с девушкой истерики неуместны, не нужно загонять себя в отношения, пытаясь принудить к этому сердце, раз ум говорит, что все нормально. Понимаете, есть вещи, которые определяются модой, какими-то странными представлениями, ожиданиями, прочитанными книгами, просмотренными фильмами, конкретными образами, и что-то может тебе «не заходить».

Взаимодействуя с человеком, много и тесно пообщавшись с ним в разных обстоятельствах, но только не в романтических отношениях (романтические отношения я бы не стал педалировать, потому что не стоит девушку обманывать), в какой-то деятельности, в каком-то творчестве, ты либо убеждаешься, что это не для тебя (что ты не хочешь каждое утро просыпаться рядом с этим человеком, каждый день слышать ее голос, не хочешь, чтобы она стала матерью твоих детей и бабушкой твоих внуков), либо, наоборот, начинаешь не умом понимать, а сердцем чувствовать, что эта девушка действительно то, чего ты хочешь, что тебе нравится. С Богом все то же самое.

– А если, наоборот, сердцем понимаешь, что это твой человек, а ум противится этому?

– В общем, здесь все то же самое. Каждый раз, когда у нас нет единого взгляда ума и сердца на человека, это неплохая ситуация. Если с самого начала есть такое единство, как в письме Татьяны к Евгению Онегину:

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

– то, скорее всего, это проекция, это просто слепая влюбленность.

Если же есть такое противоречие, то это значит, что ты смотришь на другого хоть сколько-то трезво, и это совсем неплохо. Это дает тебе хотя бы некоторую вероятность, что ты женишься не вслепую. А когда ты влюблен, когда тебе все нравится, тут ты женишься вслепую.

– А как Бог влияет на жизнь человека? В чем это влияние проявляется и каким оно может быть?

– Я затрудняюсь ответить на этот вопрос вот так, с ходу, потому что он задан в самой общей форме. А вообще это влияние постоянное. Оно проявляется уже в том, что мы утром проснулись, хотя могли бы и не проснуться. И поэтому первое, что должен сделать православный человек, это сказать: «Доброе утро, Господи! Я проснулся. Слава Богу!» Ну и дальше по списку: везде сый и вся исполняяй.

– А что может ограничивать присутствие Бога в человеке?

– Ничего. Ничто не способно ограничить присутствие Бога в человеке.

– А грехи человека?

– Все равно они не могут ограничить присутствие Бога. Бог по Своей воле может ограничить в той или иной ситуации Свое участие, но все равно будет участвовать в жизни человека, просто по-иному.

Другой вопрос, что, в зависимости от нашего поведения, Бог может поменять сценарий. Например, Бог готовил человека к участию в Олимпийских играх, но вдруг что-то поменялось, причем именно с человеком. Например, он решил не тренироваться, возгордившись своим третьим спортивным разрядом. Он решил, что можно прогуливать тренировки, употреблять алкоголь или что-нибудь еще, и тренер может махнуть на него рукой, причем внешне это даже может никак не проявляться, он просто решит: «Нет, это точно не чемпион, но пусть ходит. Гладишь, с третьего спортивного разряда он все-таки дослужится до кандидата в мастера спорта».

Но тренер может сказать, как в конце замечательного фильма «Обыкновенное чудо» сказал Демиург в исполнении Янковского медведю, которого играл Абдулов, когда тот не поцеловал девушку: «Ты мне больше неинтересен. Я больше не буду тебе помогать». Поэтому это вовсе не значит, что ты стал неинтересен Богу, но в каких-то конкретных вопросах Господь может перестать тебе помогать, потому что ты больше не соответствуешь Его замыслам.

Условно говоря, у нас с Богом есть взаимодействие двух видов. Первое – это когда Он взаимодействует с нами как с любимым ребенком. Вот представьте себе, ваши родители беззаветно любят вас, вы для них – любимый сын. Что бы вы ни натворили в своей жизни, они, конечно, могут быть разочарованы, расстроены или, наоборот, могут быть вдохновлены и очарованы вами, они от вас никогда не отвернутся и всегда вам помогут. Вы всегда можете на них рассчитывать, если у вас нормальные с ними отношения, если ваши родители нормальные и вы – нормальный человек.

В этом отношении у меня есть потрясающий пример из 90-х годов – самого начала моего священнического служения. С тех пор прошло уже почти 30 лет, и тогда атмосфера была несколько другая, чем сейчас.

То, что произошло тогда в одной семье, для православных родителей еще советской закалки было полнейшим шоком – их сын стал наркоманом и сменил пол. Они никак не могли этого принять. Более того, отец в какой-то момент отказался от своего сына – отказался с ним общаться, отказался признавать его своим сыном и сказал ему, что у него больше нет сына и никакой дочки у него тоже не появилось. Но прошло десять или немногим больше лет, и отец возобновил общение.

Это я говорю к тому, что любящий отец не отворачивается от своего ребенка ни при каких обстоятельствах. Мы, несовершенные люди, подвержены страстям – гневу, разочарованиям, обиде, а у Бога такого нет. Но кроме того, что мы – любимые дети Божии, мы еще и орудие в Его руках. Бог использует нас для каких-то Своих целей, и Он может поменять Свои планы, может изменить Свое отношение к нам как к исполнителям Его воли.

Например, священника Он может отправить в запрет или лишить священного сана, человеку семейному послать развод, отобрать у него что-нибудь, отправить бомжевать. Да мало ли у Господа вариантов?

– Батюшка, есть такое мнение: чтобы Господь был с человеком, нужно очиститься от грехов. Но, как мы знаем, освободиться от любого греха очень и очень сложно. Выходит, здесь какой-то замкнутый круг. Конечно, на все воля Божия, и если Господь пожелает, чтобы мы избавились от всех грехов, мы избавимся.

– Да, несомненно, так и есть. Когда мы говорим о том, что Господь пребывает с человеком, в первую очередь мы имеем в виду святых. Иногда приходишь к человеку с каким-то вопросом, может быть, ничего особенного не ожидая от него (вот как сейчас Вы взяли лист бумаги и ничего не ждете от разговора со мной, просто это обычный разговор, и вопросы заранее написаны), и все как бы понятно, но вдруг понимаешь, что через человека, с которым ты сейчас взаимодействуешь, с тобой говорит Бог. Но я сейчас не про себя и не про Вас.

У меня в жизни было такое, когда я просто общался с человеком и вдруг понимал, что на этом человеке здесь и сейчас почивает Бог. И такое может быть с любым. Любой встречный греховный человек может проявиться для нас как орудие Божие, и в этот момент он словно святой, исполненный Духом Святым, и через него с тобой общается Бог. Причем Он не хочет тебе что-то сказать, не дает тебе какое-то задание и не оказывает в чем-то помощь, просто ты находишься в присутствии Божием.

Вот для того, чтобы стать таким человеком, нужно действительно очиститься от грехов. А для того, чтобы быть человеком, с которым Бог всегда находится рядом, достаточно просто родиться на этом свете и быть кем угодно – алкоголиком, бомжом, наркоманом, папуасом, китайцем, маньяком Чикатило, и Бог все равно будет с таким.

– Что может помочь человеку почувствовать присутствие Бога в его жизни?

– Мы сегодня об этом уже говорили. Ощущение присутствия Божия в жизни – это субъективный момент. Это ощущение в какой-то мере нужно каждому из нас, потому что именно это ощущение присутствия Божия мы и воспринимаем как смысл жизни. Скажите, Вы не мучаетесь здесь и сейчас чувством отсутствия смысла жизни? У Вас есть в жизни смысл?

– Да.

– Значит, Господь здесь и сейчас пребывает с Вами. Даже если Вы не определяете это свое состояние как ощущение присутствия Бога в Вашей жизни, это оно и есть, потому что Бог – это Тот, Кто дает жизни смысл.

Конечно, иногда этот временный смысл может дать дьявол, заразив человека какой-нибудь идеей, такое тоже бывает. В таком случае говорят: «Человек одержим идеей», – и здесь даже используется своя терминология, ведь слово «одержимость» обычно используется Церковью, когда говорят про дьявола.

Например, человек бывает одержим идеей мировой революции или идеей полетов на Марс. Появляется какая-то цель, и человек начинает ей служить. В обычной жизни таких людей не так уж и много, и даже в их жизни это может длиться недолго. Но обычно ощущение того, что жизнь не бессмысленна, и есть присутствие Божие.

Если Ваша жизнь не бессмысленна, Вам не нужно искать какого-то особого присутствия Божия. Живите в соответствии с этими смыслами. Если же Вы потеряли смыслы, их надо искать, и это вернет Вам ощущение присутствия Бога в Вашей жизни.

– Вопрос от Светланы: «На Причастии священник перепутал имя ребенка и назвал его другим именем, – именем брата, и ребенок побоялся его поправить. Скажите, будет ли это Причастие действительным?»

– Несомненно, будет. Есть так называемая формула совершения таинства Причастия: «Причащается раб Божий (такой-то) Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Пожалуй, каждый православный христианин знает житие Марии Египетской. Вспомним, как старец Зосима причастил Марию Египетскую, а потом сел на берегу и спросил у себя: «Что же ты, Зосима, не узнал имени святой?» Когда Зосима пришел в пустыню через год, он увидел уже усопшую Марию и у главы ее начертанные на песке слова: «Погреби, старец Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти». То есть он причащал ее, молился за нее, думал о ней, не зная ее имени, и ничего страшного в этом не было.

Я как священник могу сказать, что еженедельно я причащаю десятки людей в нашем московском храме, а в некоторые недели, особенно в праздничные, причащаю даже сотни людей. Я еще не старец, но со слухом у меня иногда бывают проблемы.

Я, конечно, говорю нашим прихожанам: «Братья и сестры, пожалуйста, громко называйте свои имена», – но кто-то все равно называет свое имя тихо, кто-то подходит с надеждой, что я помню его имя. Поскольку я тридцать лет служу в одном и том же храме, большинство своих прихожан я, конечно же, знаю по имени, но бывает, что забываю их. Иногда человек скажет невнятно что-то, и я не могу расслышать.

Когда я был молодым и ревностным священником, я добивался, чтобы причащающийся повторил свое имя, а сейчас я этого не делаю. Я просто говорю: «Причащается раб Божий Тела и Крови», – и Господь принимает этого человека. И когда, например, мы молимся об упокоении или даже о здравии, мы можем добавить: «Их же имена Ты, Господи, Сам веси», – то есть Господь Сам знает имена тех, за кого мы молимся, они Ему известны. Поэтому наша молитва необязательно должна включать произнесение имени.

– Вопрос от Татьяны: «Правда ли, что цитировать Библию может только священнослужитель?»

– Нет, конечно. Наверное, это восходит к древним временам, когда комментировать Священное Писание действительно имели право только люди, специально на то обученные и уполномоченные – те самые знаменитые книжники. Честно говоря, я даже в некотором недоумении от этого вопроса, впервые с таким вопросом сталкиваюсь, и мне непонятно, отчего может возникнуть такая мысль.

Священное Писание не является достоянием какой-то касты его толкователей или тех, кто может его цитировать. Наоборот, важно, чтобы это не было праздным словом, чтобы это не было впустую, всуе произносимым. Пусть его читают и цитируют как можно больше людей, и это будет очень хорошо.

Ведущий Павел Денисик

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать