Беседы с батюшкой. Ветер Радости. Протоиерей Григорий Григорьев. 11 апреля 2024

11 апреля 2024 г.

В студии нашего телеканала настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках, заслуженный врач Российской Федерации, доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, член Союза писателей России протоиерей Григорий Григорьев, автор серии книг «Ветер Радости».

– Наша тема традиционно звучит так: «Ветер Радости». Мы уже знаем ключевую причину, по которой Вы сегодня у нас в гостях. Расскажите, пожалуйста, об этом и нашим телезрителям.

– Начиная с 2019 года, то есть пятый год, я работаю над циклом художественных книг «Ветер Радости». «Ветер Радости» – по-гречески paraclete – Параклит, Святой Дух. Тот, кто бежит на крик, чтобы оказать помощь. И моя задача в этом цикле на примере своей жизни показать людям, как научиться думать о хорошем, когда плохо; как преодолевать все трудности, приближаясь к Богу; как не ожесточиться, не раздражаться, не осуждать.

Некоторое время назад, в 2022 году, на телеканале «Союз» мы показывали первую книгу «Ветер Радости. Городокское приволье». Она о моем детстве. Суть в том, чтобы преодолеть амнезию детства. У всех людей из детства очень много светлых воспоминаний, но 95% из них забываются. В нейрофизиологии это называется «амнезия детства». Моя книга помогает преодолевать ее. Читая, люди начинают вспоминать все лучшее, что было в их детстве. А физиология головного мозга устроена таким образом, что мозг одинаково реагирует на происходящие события, на воспоминания и даже сны. Причем доказано это было еще в XIX веке профессором И. М. Cеченовым.

Сейчас уже вышел третий тираж первой книги. Ее прочитали многие, и к ним вернулась радость жизни. Когда плохо, надо научиться думать о хорошем. Детство у меня было идеальное. Не у всех оно было таким. Но Федор Михайлович Достоевский писал, что даже если и одно только хорошее воспоминание останется в нашем сердце, то и оно может послужить когда-нибудь нам во спасение. Одно светлое воспоминание детства может спасти человека в трудные моменты жизни.

Вторая книга: «Ветер Радости. Что приносят нам сны». Это период моего обучения в Военно-медицинской академии. Книга рассказывает о старейшем лечебном и научном заведении в России. Это, конечно, не просто автобиография. Это автобиографичные фантазии. Факты, которые есть в этой книге, имели место, но их интерпретация литературная, сказочная, фантастическая. Если угодно, это сгусток светлой энергии того времени, в котором мы жили.

И теперь вышла третья книга: «Ветер Радости. Три дня в лунном свете». Она посвящена роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Конечно, сейчас многие люди слышали об этой книге, она включена в школьную программу. Совсем недавно вышел фильм, и продажи романа возросли в четыре раза. И в такое удивительное время вышла моя третья книга «Ветер Радости», которую я написал еще в 1978 году, когда учился в академии. Последние годы ушли на переработку этой относительно небольшой книги.

Собственно говоря, моя задача была показать светлую мистическую часть романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Совсем недавно вышел фильм, который многие посмотрели. Люди иногда спрашивают мое мнение о нем. А мнение у меня следующее: авторы удалили все светлое, что было в романе, сгустив темные тона и краски. Этот фильм о некоем царстве мрака и тьмы.

Конечно, где нет Бога, там появляется Воланд, сатана. Но где преизобилует грех, там преизобилует и благодать. Там всегда есть Бог. А в этом фильме Богу вообще не оставили места. Поэтому сейчас особо важна задача показать, что все-таки роман Михаила Булгакова – это дорога к Богу атеистических поколений, которые проходят через темные подземелья, метеоритные потоки. Но душа человека все равно стремится к Богу. Если угодно, евангелие, которое изображено Булгаковым и также сообщается Воландом, формально не соответствует нашему Евангелию, но духовная составляющая, светлая часть, благодать Святого Духа Евангелия все равно передавалась в то атеистическое время через эту книгу в сердца и души людей. Лично меня роман «Мастер и Маргарита» привел к чтению Евангелия, а его изучение привело к Богу.

Все эти три книги о времени, когда я еще не был крещен. Также на выходе четвертая книга: «Ветер Радости. Призрак звезды Полынь». Она о подводных лодках, куда я попал после Военно-медицинской академии. Это аварии, безвыходные положения, из которых Господь дает выход, и в конечном счете это моя дорога к крещению. Мне было очень интересно проанализировать события самых главных аварий, которые у меня были. Например, мы столкнулись с другой подводной лодкой на Пасху; чуть не утонули, когда у нас была пробоина на глубине 120 метров на Воздвижение Креста; был взрыв, который мы чудом пережили в день Покрова Пресвятой Богородицы. И когда я начал анализировать события, которые происходили со мной, оказалось, что все значимые события происходили в Богородичные праздники: Успение, Рождество, Казанской иконы и другие. Мне было очень интересно увидеть, как Бог вел меня к Себе, когда я Его еще не знал и не понимал. Я надеюсь, эта книга поможет многим людям прийти ко Христу.

– Если говорить о самой свежей, уже готовой книге, в ней большой процент цитирования самого романа. Нужно ли сперва читать Вашу книгу, а потом роман? Или наоборот? Или они могут быть прочитаны вне зависимости друг от друга?

– «Три дня в лунном свете» – это мои именно заметки при чтении романа «Мастер и Маргарита». Они не претендуют на какое-то богословское или литературоведческое осмысление. Это те мысли, которые возникали лично у меня при прочтении романа. Собственно говоря, здесь нет никакой полемики. Я показываю ту дорогу, по которой шел лично.

Обилие булгаковских цитат рассчитано на читателя, который плохо знаком с текстом. И все сделано таким образом, что цитаты из «Мастера и Маргариты», евангельские цитаты и мои размышления переплетаются. Мою книгу можно читать, в принципе, без достаточного знания текста. Если после прочтения возникнет желание прочитать сам роман, то можно это сделать. Если не возникнет, то можно не делать. То есть у меня нет задачи привести людей к прочтению романа. У меня задача показать людям, что Михаил Афанасьевич Булгаков проделал сложнейший, тяжелейший путь к Богу, путь подъемов и падений, путь искушений и благодати. Он жил в невероятно сложное время. В чем-то оно перекликается с нашим. Речь идет об Украине: на днях в Киеве запретили Булгакова как украинского писателя. Вместе с Сикорским.

Булгаков жил в то время и переживал те события: раскол Церквей – старая Церковь, новая, автокефальная. Когда происходит раскол, многие люди уходят от Бога. Это время, когда торжествуют бесы. Два деда писателя были священниками, а отец был профессором Киевской духовной академии. Михаил Афанасьевич не был священником, но вырос в православной семье. Были периоды, когда он отходил от Христа, но в конечном счете неизменно к Нему возвращался.

Очень важно помнить: как бы далеко человек ни уходил от Бога, Бог никогда не уходит от человека. Он всегда ждет, когда блудный сын придет, упадет на колени и скажет: Отче! я согрешил против неба и пред тобою. И Бог подымет человека с колен, обнимет и устроит пир в Царстве Небесном, в вечности.

– Вопрос от телезрителя Александра: «Я очень рад увидеть отца Григория, потому что 32 года назад я был его пациентом. Слава Богу, у меня все в порядке. Первый вопрос как к психиатру: какие признаки отличают человека душевного от духовного? И второй вопрос по Евангелию от Луки, 14-я глава, 28-й стих, где говорится о человеке, который хотел построить башню. А какой смысл был строить эту башню?»

–  Я очень рад встрече с Вами на телеканале «Союз». Мне очень приятно, что милостью Божией Вы 32 года не пьете. Меня это действительно радует. Прошу молиться обо мне, поминать в своих молитвах.

Башня – это то, что человек пытается построить на земле в поврежденном мире. Город Солнца. Башня – это наше стяжание материальных ценностей на земле. Конечно, мы можем собрать ценности на земле, единственное – успеем ли ими воспользоваться?

Я бы сказал так: разница между душевным и духовным человеком достаточно незаметна, потому что душевный человек, который, так скажем, больше ориентирован на видимый мир, в любой момент может стать духовным, для него важнее станет мир невидимый, а навигация его души будет направлена на вечность. Равно как и человек духовный, идущий ко Христу, в любой момент может превратиться в человека душевного и удариться в строительство башни на этой земле. Ведь на самом деле, когда апостолы спросили Христа, что главное в духовной жизни, Бог ответил очень странно и непонятно: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Они были простыми галилейскими рыбаками, им было непонятно, где именно искать Царство Божие. Возможно, это какой-то город, или гора, или пещера. И тогда Христос сказал еще более непонятную вещь: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Царство Божие – это когда мы живем у Христа за пазухой в этом мире. И происходит это тогда, когда навигация нашей души направлена на вечность.

Главная разница между человеком духовным и душевным в том, что для духовного человека самое главное направление – вечность. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Для этого мы ходим в храм. Когда человек причащается Тела и Крови Христа, священник говорит ему: «во оставление грехов и в жизнь вечную». Для духовного человека главным является вечность, а для душевного – башня. Эта грань очень тонкая, зыбкая, невидимая, постоянно переходящая.

«Ветер Радости» помогает встретиться со своим духовным «Я» в глубинах собственной души. Царствие Божие внутрь вас есть. Сирийские мистики V–VIII веков говорили, что в глубине нашей души есть такое место, где в своей молитве мы растворяемся в Боге. Я бы сказал, это место, куда мы уходим от всех штормов моря житейского. Когда на море начинается шторм, корабли уходят в тихие гавани, а подводная лодка опускается на глубину, на глубине 100 метров ее практически не качает. Когда мы оказываемся в эпицентре бури, то погружаемся в светлые глубины своей души и там всегда встречаемся со Христом. Вот это и есть духовный человек.

Раньше я часто бывал на Афоне. У меня там ученик по духовной академии, монах Василий, строит келью патриарха Александринского Матфея II, который жил на Афоне. Он был пострижеником монастыря Кутлумуш. Келья находится немножко повыше кельи преподобного Паисия Святогорца. И раньше, когда я приезжал, он встречал меня и возил по Афону по всем монастырям. Однажды мы были на северо-восточной оконечности острова в том месте, где гора резко обрывается в глубину. Глубина уходит на километр. Яма не очень большая, а вокруг 30–40 метров. И когда начинается штормовой ветер, там возникают водовороты и засасывают корабли в глубину. И везде на скалах остатки пещер, где когда-то жили схимники. Я спросил отца Василия, нет ли их сейчас. Он говорит, что сейчас практически никого на это не благословляют, так как психика современного человека не выдерживает такого одиночного нахождения в камере.

В момент нашего разговора, когда я стоял на этом обрыве, из одной такой пещерки вышел монах, увидел нас и принес воду, соки, начал нас угощать. Я спрашиваю: «Кто это?» – «Это монах Иосиф. Он грек». Монах говорит: «Я в этой келье нахожусь 33 года. Время исчезло для меня. Для меня важно направление, вектор движения, навигация». Смотрит и улыбается.

Когда я вернулся в храм, разговаривал с прихожанами. Они спросили, как восстановить навигацию. Я ответил: «Надо иметь какие-то понятные ориентиры. Представляйте меня, а я буду представлять монаха Иосифа». У него навигация направлена куда надо. То есть я увидел реального человека, который 33 года находился в келье, где основоположник монашеской жизни в этом месте, Афанасий Афонский, едва выдержал шесть месяцев. Он уже уходил с Афона, когда ему явилась Богородица и сказала, что это Ее дом. На этом месте была создана Лавра Афанасия Афонского. Это место находится совсем недалеко от нее.  

– Когда я прочитал Вашу книгу, у меня появилась мысль: дочери подрастут и захотят прочитать роман «Мастер и Маргарита», и я дам им оригинал вместе с Вашей книгой, чтобы они читали и сразу правильно настраивали себя на восприятие романа. Как Вы считаете, для кого в первую очередь Вы написали эту книгу? Какова Ваша целевая аудитория? Стоит ли читать Вашу книгу тем, кому не нравится роман?

– Я считаю, что надо читать то, что возвышает и вдохновляет. Главная задача художественной литературы: возвышать и вдохновлять. Если человек чувствует сомнения, неуверенность, напряжение, не надо читать такие книги. Не так важно, как они называются. Дело в том, что в духовной жизни то, что спасительно для одного, может быть губительно для другого.

Целевая аудитория этой книги мне не очень понятна, потому что то, с чем я столкнулся, оказалось гораздо шире, чем я предполагал. То есть я писал книгу все-таки для людей, которые любят Булгакова, интересуются им и читали роман. И вдруг я столкнулся с тем, что люди, которые не читали и плохо знают книгу Михаила Афанасьевича, запоем читают мою. Книга небольшая, довольно быстро прочитывается, и самое главное, что у человека после прочтения появляется некое вдохновение. Люди говорят: «Я прочитал, иду по улице и улыбаюсь…» И что это такое? Ветер Радости, который наполняет душу человека.

Очень многие люди, прочитав Булгакова, увидели темную сторону. О романе было сказано много темных слов. Я с этим не дебатирую и не являюсь адвокатом Михаила Афанасьевича. Он не нуждается в адвокате. Это самый загадочный роман XX cтолетия. Булгаков – гениальный писатель. Я считаю, что он преодолел все рифы и водовороты этого мира и соединился со Христом. По крайней мере, на черновиках рукописи было написано: «Господи, помоги мне закончить роман». По словам его жены, Елены Сергеевны, он постоянно крестился. И если у него и были метания, то в конечном счете он пришел ко Христу. Это для меня самое главное. И многих людей Михаил Афанасьевич привел к Богу. Я считаю, что миллионы людей атеистического мира, в котором проходила наша юность, именно через эту книгу пришли к Богу. Не было Евангелия, все было закрыто. А эта книга открывала мистические двери души. Ясно, что через эти двери можно уйти и в темный мир. Но можно и в светлый. Булгаков все-таки вел людей в светлый мир, и те, кто его любил, вслед за автором тоже проникали в него.

Если кому-то это тяжело читать, не нужно этого делать. Эту книгу проходят в старших классах школы. Но как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, душа возвышается тем, к чему стремится. Однако я считаю, этот роман не для школьной программы. Но надеюсь, что во многих юношах и девушках он пробудит стремление к поиску духовной правды, жизненных ориентиров и, возможно, к тому духовному человеку, который есть в каждом из нас. Именно к светлому духовному человеку.

В каждом из нас есть светлая часть души и темная. Нельзя взять и отрезать темную от светлой. Она будет уменьшаться по мере увеличения светлой. Не зря Федор Михайлович Достоевский говорил: «Широка душа русского человека – и Бог, и сатана в ней вмещаются». Хорошо бы сузить душу до одного Бога. В конечном счете Михаил Афанасьевич сделал это в своем романе.

Опять же это по моему пониманию. У меня нет задачи кого-то в чем-то убеждать. В «Ветре Радости» я просто рассказываю о своей дороге к Богу, пытаюсь проанализировать, увидеть, как Господь вел меня к Себе, когда я сам этого не понимал, чтобы на моем примере люди тоже увидели, как Тот Господь, Которого они не знают, любит их и ведет к вечности. Действительно, это самое главное, почему я делаю все это.

– Вопрос от телезрительницы Софии из Санкт-Петербурга: «Когда говорят: «суть человека», – имеют в виду душу или дух?»

– Святой Дух, Параклит – это то, что мы стяжаем в этом мире. Преподобный Серафим Саровский говорил, что главная цель православного человека – стяжание Святого Духа. То есть каждый из нас может быть домом Святого Духа, Третьей Ипостаси Святой Троицы. Святой Дух приходит и живет в нашей душе. И когда это происходит, у нас возникает особая потребность бежать на крик, чтобы оказать помощь. Если современный человек побежит на крик, то вызовет странное отношение к себе, его воспримут как Ивана-дурака из русских народных сказок. Дух Святой живет в нас до тех пор, пока мы не раздражаемся и никого не осуждаем. Как только мы кого-то осуждаем, Он уходит, мы как бы Его изгоняем. То есть душевный человек изгоняет духовного. Нужно все это понимать. В духовной жизни, как считал и преподобный Серафим Саровский, главное – справиться с осуждением. Ни один человек сам не справится с осуждением и обидами, но мы можем просить Бога перед причастием: «Господи, дай нам благодать неосуждения, забери от нас духа осуждения, чтобы никого не осуждать ни за хорошее, ни за плохое». Не осуждать даже духов злобы поднебесной. Ко мне, как и ко всем людям, приходят разные прилоги, искушающие мысли. Я всегда говорю: «Слава Тебе, Боже. У вас свое, у нас свое. Если ко мне есть претензии – в небесную канцелярию к маме с папой. До меня доведут, покажут все мои немощи». А что такое немощи? Грех – это талант минус Святой Дух. Душевный человек – это грех. А как только приходит Святой Дух, то все грехи становятся талантами. Исцеление от греха – это встреча с Параклитом, Святым Духом, Третьей Ипостасью Святой Троицы.

Великий пост особенно подходит для этого времени. И в «Ветре Радости» на каких-то конкретных жизненных примерах я стараюсь показать людям эти дороги, показать, что нет безнадежных ситуаций, что когда мы оказываемся в эпицентре любой бури, рядом с нами всегда Христос, Который идет по Галилейскому морю и преодолевает любые волны.

Апостолы приходят в ужас, и Петр говорит: «А я могу пойти?» – «Иди». И Петр идет по воде, но, видя высокие волны, испытывает сомнения и начинает тонуть. И Господь нас поддерживает. Но самое главное не то, что мы идем по водам или тонем, самое главное чтобы мы хватались за руку Божию в эпицентре любой бури. Господь всегда рядом с нами, и помощь всегда приходит от Бога тогда, когда мы уже теряем всякую надежду.

У меня вопрос, может быть, для тех, кто в литературной теме. «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Страна вина» Мо Яня, «Мерзейшая мощь» Клайва Льюиса – вот три произведения, которые очень много говорят о зле, очень ярко и красочно изображают зло. Я знаю, что Вы очень уважаете эти произведения. Наверное, слово «любить» здесь не совсем подходит, потому что в этих книгах много черных красок. И я знаю, что во всех этих произведениях Вы видите много света.

Как Вы считаете, нужно ли человеку, живущему в нашем мире, в котором тоже много грязи, греха, читать произведения, подчеркивающие это черное, но содержащие в себе и светлое? Или ему все-таки стоит ориентироваться на такие книги, как Ваши, в которых некий рафинированный свет?

– Человек сам должен решить, что ему читать. Я считаю, что сейчас такое время, что лучше читать о рафинированном свете. Когда говорят, что в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» слишком привлекательная темная сила и там, где нет Бога, появляется сатана, с одной стороны, это так, но с другой стороны, в чем именно привлекательность темной силы? В том, что в одну ночь весеннего полнолуния все превращается в нечто наподобие призраков и это круто и здорово и может кого-то увлечь? Или говорят: «Ну как же? Это же роман без Пасхи».

Роман без Пасхи, но накануне Пасхи Христовой, Светлого Христова Воскресения, Воланд и его свита обрушиваются в тартарары, в пропасть и превращаются в прах. Ведь, по сути, это как бы и есть Пасха, когда все зло превращается в прах. В этом привлекательность зла – в превращении его в прах?

Я бы сказал, что это роман о милосердии, ведь милосердие проникает даже в спальню сатаны, когда Маргарита прощает Фриду. Да, говорят, что она ее простила из гордыни. Вот наказали Фриду люди третьего ведомства, а Маргарита ее простила. Поэтому даже такая форма прощения из гордыни может спасти как Фриду, так и саму Маргариту.

В общем, времена, в которые жил Булгаков, действительно были необыкновенными, но наши времена еще более необыкновенные. Я бы не сказал, что нужно читать «Страну вина» Мо Яня, или «Мастера и Маргариту» Булгакова, или «Мерзейшую мощь» Льюиса пророческий роман о том же времени, в котором живем мы. Каждый человек решает это сам для себя. Но я считаю, что сейчас более всего всем необходим «Ветер Радости», потому что моя задача – научиться думать о хорошем, когда плохо.

Чтобы человек был психически здоровым, одной отрицательной эмоции нужно противопоставить семь положительных. И вот моя задача именно в этом и состояла – пройти через все стрессы с семикратной прибылью именно в сторону Параклита, Святого Духа, с пониманием того, что чем дальше человек уходит от Бога, тем больше Бог любит его. И это то, что меня подвигло.

Я не ставил перед собой задачу давать ответы на все вопросы, потому что в духовной жизни то, что для одного человека спасительно, для другого может быть губительно. Я дам такой совет: не делайте то, что вам не нравится, и не читайте то, от чего вам становится плохо. Делайте то, от чего вам становится хорошо, и читайте то, что поднимает, очищает, вдохновляет вашу душу. Ищите в каждом своем шаге дороги вдохновения. Я думаю, что «Ветер Радости» поможет в этом людям.

Эти книги есть на Ozon, есть они в Москве в магазине «Дом книги» на Арбате, в магазине «Москва» на Тверском, есть они у нас в магазине «Дом книги» на Невском, в магазине «Порядок слов» издательства Русской гуманитарной христианской академии имени Федора Михайловича Достоевского на Фонтанке, 15. То есть сейчас они есть везде.

Я бы хотел, чтобы «Ветер Радости» наполнял душу каждого человека, помогая ему в стяжании благодати Святого Духа. Я надеюсь, что через это люди будут приходить ко Христу, потому что они в конце концов поймут, что там, где нет Христа, неизбежно появится Воланд. Там, где нет Бога, появится мрак. А когда в наших душах появится Бог, мрак начнет в них исчезать. 

– Батюшка, хочу Вас спросить: что Вы проделали, когда прочитали «Мастера и Маргариту»? Стали ли Вы сравнивать главы о Иешуа с Евангелием? И можете ли  посоветовать нам делать точно так же? Или, может быть, сейчас более актуален какой-то другой подход, например, сравнение Булгакова и его интерпретацию с Евангелием?

– Вообще роман «Мастер и Маргарита» был издан с сокращениями. Когда я прочитал его с купюрами, купюры были целиком выделены курсивом. Мне стало интересно, что именно сократили издатели, и когда я это проанализировал, у меня появилась необходимость прочитать Евангелие. Я начал читать Евангелие и почувствовал этот евангельский дух, и мне сразу вспомнилось детство и все самое лучшее, что было у меня в жизни. И вот этот сплав Евангелия и размышлений и вошел в эту книгу.

Если кто-то хочет посмотреть на все с позиции Евангелия, можно прочитать «Три дня в лунном свете». Но если захочется и дальше что-то изучать, то это очень хорошо. Во всяком случае, меня прочтение Булгакова привело к изучению Евангелия и к моему крещению. Я также могу предположить, что, возможно, кого-то этот роман привел в какое-то другое место. Например, кто-то увлекся Воландом, увидел эту силу, прельстился, обольстился им и ушел в другую сторону.

Но у самого Булгакова замысел был другой. Ему предлагали убрать из романа иерусалимские главы, чтобы опубликовать его, но он сказал: «Я никогда этого не сделаю», хотя он очень хотел опубликовать роман еще при жизни. Но у него это не получилось. Поэтому все-таки доверяйте своей интуиции, это очень важно. Сделали шаг – стало хорошо, значит, это правильный шаг. Стало плохо – нужно включать заднюю скорость. По нынешним временам нужно включать один раз скорость вперед и семь раз назад. Вот как-то так.

Скажите несколько слов православным родителям, у которых дети в том возрасте, что уже могут прочитать «Мастера и Маргариту». Как разрушить стереотип, что эта книга бесовская? Есть же у нас такой стереотип, особенно в православном сообществе. Родители прячут от детей эту книгу и говорят: «Тебе это читать не нужно». 

– Бесовская книга, в конце которой бесы превращаются в прах, – как-то в моем сознании это не вяжется. Помните слова из Евангелия: если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Но разрушение стереотипов – дело неблагодарное. Возможно, кому-то и в духовной жизни необходимы стереотипы.  Я даже не против православия головного мозга. Возможно, оно тоже является защитным барьером, и не надо его разрушать.

Апостол говорит: об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Если у кого-то есть какой-то мистический страх, не надо читать эту книгу. А дети сами решат, нужно ли им это читать, захочется или не захочется.

Для православных людей главное любить своих детей и подавать им пример радости, чтобы дети, глядя на православных родителей, сказали им: «Хотели бы и мы быть такими, как вы». А если дети, глядя на православных родителей, не хотят быть такими, как они, то это большое горе, большая беда. Еще раз повторяю: не нужно ломать стереотипы. Как я вижу сегодня, стереотипы тоже носят определенный защитный механизм, и кого-то это защищает. Но то, что спасительно в духовной жизни для одного, может быть губительно для другого.

Это очень важное замечание. Батюшка, когда ждать следующую Вашу книгу?

Я надеюсь, к осени, может быть, даже к концу лета. Книга «Призрак звезды Полынь» – это подводные лодки, аварии, в общем, невероятные истории. Эта книга ни на что не будет похожа. Прошу всех, кто любит «Ветер Радости», молиться обо мне, чтобы Господь дал мне силы, и самое главное чтобы у меня было для этого время.

Время – это самая ценная категория, ведь я настоятель храма, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, профессор, член двух ученых советов, декан факультета РХГА. Прошу молитв за меня, грешного, недостойного.

– Благословите нас, пожалуйста, на оставшуюся половину поста. 

– Я 17 раз был на Пасху в Иерусалиме, когда была такая возможность. Я уже вижу отблески Благодатного огня. Они уже светятся в наших душах. Пасха приближается со скоростью. Вдох-выдох и придет Пасха Христова, когда весь мрак разрушится и упадет в пропасть, как в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Воланд с его свитой провалились в тартарары и исчезли в этой пропасти.

Пасха приближается, держава смерти будет разрушена. Я желаю всем нам, чтобы мы действительно пришли к Пасхе наполненные Ветром Радости, Святым Духом, Параклитом и у нас окрепла наша способность бежать на крик, чтобы оказать помощь. И не так важно, что о нас подумают. Важно, что мы будем жить по внутреннему комфорту, по внутренней благодати. Вот это и будет взращивание духовного человека во время Великого поста.

Ведущий Михаил Кудрявцев, священник

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать