Беседы с батюшкой. Ветер Радости. Протоиерей Григорий Григорьев

6 октября 2022 г.

В студии нашего телеканала настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках, врач-психотерапевт, доктор богословия, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор, член Союза писателей России протоиерей Григорий Григорьев, автор серии книг «Ветер Радости».

– Сегодня замечательный день зачатия пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Город наполнен сильным ветром. Когда я ехал на передачу, деревья склонялись до земли, такой мощный ветер, листья желтые в свете фонарей – и душа наполняется радостью, созерцая все это. Бог – это Ветер, это Дух, охватывающий всю землю и наполняющий душу каждого человека. Именно Ветер Радости.

Бог может все ветра, которые на нас обрушиваются, превращать в ветер радости. Когда апостолы плывут на лодке через штормовое Галилейское море, а Христос идет по водам, они приходят в страх, потому что подумали, что Он – призрак. И Господь говорит им: ободритесь, это Я, не бойтесь (Мк. 6, 50). Тогда Петр спрашивает: «А могу ли я идти по воде?» Он сказал: «Иди». И Петр пошел, но, видя большие волны, почувствовал страх и начал тонуть. Тогда Господь поддерживает его и говорит: «Зачем ты усомнился, маловерный?»

В любом эпицентре, во время любых ветров и бурь Господь всегда вместе с нами. Самое главное, схватиться за Его руку, Он вытащит нас из любой бездны. Все ветра, ураганы, шторма, дуновения смерти Он превратит в ветер радости. Сейчас, как никогда, всем нам не хватает ветра радости.

Ученики как-то спросили Христа: «Что главное в духовной жизни?» Он сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Но они были простые галилейские рыбаки, и им было непонятно, где именно искать Царства Божия. Они так и спросили: «Где именно его искать?» Может быть, они подумали, что это какое-то озеро, гора или пещера. Господь ответил им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20–21)

Царство Небесное – это вечность. Когда мы наводим навигатор своей души на Царство Небесное, то в этой жизни наша душа наполняется Ветром Радости – и мы оказываемся как у Христа за пазухой. Но это не значит, что у нас нет трудностей, их может быть даже больше, и они будут сжимать человека, как большие глубины океана сжимают прочный корпус подводной лодки. Так создана конструкция, но при этом вода внутрь не проникает.

Ветер Радости нужен нам, чтобы заполнить всю нашу душу. Радость – это как костер, который горит в лесу и от пламени и жара которого разлетаются все комары. Я шел к этой работе очень долго. Много лет занимался лечением людей, работал в области малой психиатрии, с пограничными состояниями, неврозами, нарушениями сна, кризисными состояниями.  И, конечно, огромное внимание я уделял лечению зависимостей, это алкоголь, курение, наркомания.

И я пришел к выводу: чтобы человек был здоровым, нужно на одну отрицательную эмоцию иметь семь положительных. В головном мозге вырабатываются гормоны радости и стресса. Количество нервных клеток радости в мозге в семь раз больше, чем стресса. И если мы хотим быть здоровыми, то на одну отрицательную эмоцию надо иметь семь положительных.

– Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Радость христианина – это присутствие Духа Святого, когда Он живет в нас и мы знаем, как поступать, как жить. Надо все время молиться, чтобы просить Духа Святого руководить нашей жизнью?»

– В чем главное отличие Нового Завета от Ветхого? Зачем понадобился Новый Завет? Чего не хватало современному христианину? Мы принимаем оттуда многое: Моисеевы заповеди, пророчества, молитвы, обряды, ритуалы. Фактически Ветхий Завет – это фундамент православной веры.

Но люди нередко начинают переиначивать то, что дал им Бог, на свой лад. Например, Божьи заповеди за 1 600 лет до Рождества Христова постепенно были заменены более чем 600 талмудическими правилами. Они все были хорошие, правильные, важные и нужные. Но исчез дух любви. Когда Господь давал Новый Завет (точный перевод с аравийского «Небывалый Завет»), Он сказал, что это Завет таинств. Главное в Новом Завете – это таинство Святого Причастия, когда на Тайной Вечере Господь благословил хлеб и вино и сказал: сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26, 26–28). Это является принципиальным.

Также Он благословил молиться: хлеб наш насущный даждь нам днесь. То есть заповедал причащаться каждый день. Первые христиане действительно так делали, особенно первые 300 лет – и потом до 692 года. В начале нового года выйдет наша книга с протоиереем Виталием Бакуном «Новый Завет как непрестанное причастие». Мы писали ее более 15 лет. Протоиерей Виталий Бакун – благочинный города Ясиноватая в ДНР. Он мой ученик по духовной академии. Совместно мы сделали этот огромный, колоссальный труд. Мы собрали из истории Церкви все, что связано с ежедневным причастием: апостольские правила, постановления Соборов, жития тех святых, которые занимались этой практикой. Это не значит, что более редкое причастие неправильное, просто так было изначально.

Молитва и все остальное имеет крайне важное значение. Преподобный Серафим Саровский говорил, что главная цель жизни православного человека – стяжание благодати Святого Духа, то есть накопление в душе Божественной энергии, или Ветра Радости как синонима этой благодати. Для православного человека крайне важна встреча с Богом. Но с Богом можно встретиться где угодно, в любом месте, в самом неожиданном; например, в море во время шторма, или на фронте, или в бою, или еще где-то. Но причастие – это не просто встреча, это соединение. Можно же встретиться и разойтись. А причастие – это соединение.

Ежедневное причастие рассеивало все внутренние туманы. Мы действительно живем в такое время, когда нам не хватает радости. Благодать, которую мы получаем порой с большим трудом, очень быстро уходит. Мы не можем ее внутренне удерживать. Нас никто не учит этому. Чтобы удерживать полученную благодать в душе, нужно молить Бога о духе неосуждения, нужно стремиться не осуждать никого. Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1)

Я всегда очень стараюсь внутренне никого не осуждать. По моей практике – не успеешь кого-то осудить, как завтра оказываешься на его месте. Это нас всех беспокоит. Сейчас все знают, что такое мозговой туман при ковиде, когда человек переболел и начинает мыслить немножко по-другому. Все знают такое понятие, как информационный туман, туман войны, туман лукавого духа. Весь мир окутан туманами, и человеку среди них крайне сложно найти свою дорогу.

Причастие – это выход из туманов, их разгон. В литературном цикле «Ветер Радости» я говорю о своем опыте, как научиться думать о хорошем, когда плохо. На семь клеток, которые вырабатывают гормоны радости, приходится одна клетка стресса. То есть зона мозга, которая отвечает за радость, в семь раз больше. Все психоактивные вещества, алкоголь, наркотики – это синтетические, химические аналоги гормонов радости жизни. Когда человек их принимает, он чувствует состояние опьянения, а это одно из первых проявлений радости.

Древние сирийские мистики выделяли одиннадцать видов радости при встрече человека с Богом. Одним из первых проявлений является опьянение. Само по себе это состояние есть свидетельство встречи с Богом. Но если оно усугубляется, то человек проходит мимо Бога. Мы все к этому стремимся, только пути у всех разные.

Человек ленив по своей природе. Для головного мозга оптимум работы – еда и сон. Чтобы вывести нас из этой блаженной лени, существует стимуляция. Стимул – это такая остроконечная палка, обитая железом, которая заставляет вола идти. И вот мы лежим, расслабляемся в блаженной дреме, нас простимулировали – и мы добровольно и с песнями бежим по дорогам жизни. Всем нам нужны стрессы. Без них мы не сможем преодолевать трудности. Если погонится за нами очень большая собака, то мы перепрыгнем через такой забор, через который и чемпион мира не сможет. И душа сразу наполняется радостью. Стресс – это стартер, который запускает двигатель радости.

Моя первая книга «Городокское приволье» – это самые лучшие воспоминания детства. Ее задача – разбудить самые лучшие воспоминания детства в душе каждого человека. Все, что с нами было до семи лет (а порой это самое лучшее), забывается на 95%. Это явление называется в психиатрии амнезией детства. Моя книга помогает ее преодолеть и занырнуть в состояние, которое было у нас тогда, когда мы, может быть, Бога не осознавали, но были гораздо ближе к Нему, чем сейчас.

Вторая книга «Что приносят нам сны» – это когда человек после счастливого детства попадает в реальную жизнь. Я оказываюсь в Военно-медицинской академии. Это время экзистенциального поиска Бога. В то время я еще не был крещеным, и мне сейчас очень важно увидеть, как Бог ведет человека к Себе, когда тот этого даже еще не осознает.

Это серия книг «Ветер Радости». Книги напечатаны крупным шрифтом, с большим количеством красивых рисунков. Все это помогает лучше понять то, о чем я хотел рассказать. Главная моя задача – научить человека думать о хорошем, когда ему плохо.

Здесь уже начинаются кризисные состояния и как я из них выходил. Как научиться выходить из зла в добро.

Третья книга, надеюсь, будет издана весной следующего года, она уже готова, мы ее дорабатываем, потихонечку идет редактирование: «Ветер Радости. Под черной тучей». Там будет сказочная повесть, которая писалась мной, когда я еще был врачом Военно-медицинской академии и служил на подводной лодке. И также будет еще очень интересная работа, посвященная роману «Мастер и Маргарита». Разбор этого романа. Сейчас этот роман опять становится очень популярным для молодежи, многим очень интересно, что можно добро творить через зло, через соприкосновение с темной силой. Эта книга, которую я писал очень много лет, поможет разобраться в том, что роман – это выход Булгакова в мистический, невидимый мир. Но можно через этот роман приблизиться к Богу, а можно и удалиться от Него. Для кого-то это роман о Воланде, о сатане, а для меня, конечно, это роман об Иисусе Христе, и он был написан в самые жесткие, в самые суровые атеистические времена.

Четвертая книга, которая в проекте: «Ветер Радости. Исповедь по вдохновению. Тихоокеанский флот»; я старший психоневролог Тихоокеанского флота, три аварии на трех разных подводных лодках – некий солярис и огромное количество стрессов. И выход все время в радость. От этих стрессов надо выходить в радость.

Следующая книга: «Битва со змием». Почти полвека работы на минном поле разных зависимостей: алкоголь, наркотики, азартные игры, более 130 000 человек, пролеченных от зависимостей, – уникальный случай. Именно разбор тех дорог, когда человек стремится к Богу, а попадает порой совсем не туда.

Следующая книга будет как раз шестая (если я буду жив к тому времени), будет называться: «Ветер Радости. Туманы нашего времени». Это помощь человеку в духовной навигации и в том, как научиться, с Божьей помощью, разгонять туманы нашего времени.

И последняя, завершающая седьмая книга этого семитомного, как я думаю, произведения – «Ветер Радости. Сказание о Древе». Создание мира, создание Адама – и до Христа. Основные вехи Ветхого Завета в сказочной форме, напоминающие сказки Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии». Чтобы люди могли лучше разобраться в Ветхом Завете, потому что он достаточно сложен, обрывочен, и людям не все понятно. Например, в Ветхом Завете вы не найдете ничего о том, откуда взялся сатана. В Ветхом Завете нет такого понятия, которое было после водного Потопа, – «воздушный потоп». Там много чего нет.

– Вопрос телезрительницы Юлии: «Есть священники, которым нравится психология, есть даже среди них практикующие психологи. А есть священники, которые изучают аскетику. Мой знакомый батюшка говорит, например, даже паническую атаку святые отцы уже давно описали и что это за повреждение души. Им Господь открыл, из чего состоит душа, какие у нее силы, какие у нее могут быть болезни. Я знаю реальный случай, когда панические атаки были у девушки и полностью прекратились после генеральной исповеди. Я пытаюсь понять: насколько это духовное или физическое заболевание, потому что у меня самой были (сейчас, слава Богу, нет) панические атаки, и я наблюдала, что есть духовный триггер (например, мечтание, когда ты не здесь и сейчас, и в этот момент бывала атака). Я думала, может быть, это из-за греха. Немножко есть какая-то запутанность, не знаешь, кого слушать. Мне интересно Ваше мнение. Что Вы советуете людям, у кого повреждена душа таким образом?»

– Вторая книга – «Ветер Радости. Что приносят нам сны», четвертая часть называется: «Живите как в сумасшедшем доме». Это то, как нас обучали психиатрии. Если  внимательно ее прочитаете, то разберетесь в том, что такое малая психиатрия, большая психиатрия (в очень популярной форме). Все, что Вы сказали про аскетику, – я это услышал. Психологи иногда пытаются найти какие-то отрицательные события детства, связать их с болезнями и как-то их дезактуализировать в памяти, нейтрализовать, но это не соответствует тем знаниям, которые я получал как врач-психиатр и как богослов. Это очень опасный путь. В медицине есть главный принцип: не навреди. Все, что касается аскетики, – это все-таки не для мирян и не для сегодняшнего дня.

Если угодно, один из величайших аскетов – авва Исхирион, он жил в XI веке. Когда его спросили: «Что вы – отцы вашего времени – дали миру?», он сказал: «Мы показали, что аскетизм, жизнь по заповедям Божиим – это самое лучшее, что есть в этом мире». – «А после вас?» – «А после нас… вдвое меньше». – «А когда наступят времена (как наши) через много-много лет, какая будет главная аскетическая цель?» – «Сохранить то лучшее, что было заложено при рождении. И если, пройдя по дорогам жизни, такие люди не станут хуже, то получат Царствие Небесное, вдвое большее нашего».

Я бы сказал, что главный аскетический подвиг нашего времени: не стать хуже, чем мы родились. Сохранить в себе лучшее; если возможно, развить, приумножить свои таланты. Но есть очень большое давление внешнего зла. Есть психосоматика болезни, в том числе психической. Например, белая горячка – алкогольный психоз при алкоголизме, интоксикационный психоз, психоз при температуре, при отравлении, повреждение головного мозга травматическое, опухоли и многое-многое другое. Они накладывают свой определенный отпечаток. И есть повреждение духовное, то, что описано в Евангелии, когда Господь изгоняет бесов из гадаринского бесноватого, но даже в Евангелии было не так много случаев, где были эти бесы. Мне приходилось так или иначе сталкиваться с этой проблемой, и, постоянно работая с психически больными людьми, я видел не более двух десятков действительно одержимых людей.

Другой вопрос: может ли бес подсоединиться к психическому заболеванию? Несомненно, конечно. И к здоровому, и к больному человеку. У каждого человека, как говорит Антуан де Сент-Экзюпери в своем величайшем последнем романе «Цитадель», есть светлая часть души, есть темная часть. И темную часть души нельзя отрезать от светлой части. Темная часть будет уменьшаться по мере увеличения светлой части. Мы причащаемся, принимаем благодать – растет светлая часть души. Уходим от Бога – начинает расти темная часть души. Общаемся с хорошими людьми – вырастает светлая часть души, общаемся с плохими – вырастает темная. И, скажем так, светлая часть души обращена к Богу, а темная часть обращена в адскую бездну.

Федор Михайлович Достоевский говорил: «Широка душа русского человека: и Бог, и сатана в ней вмещаются. Хорошо бы душу сузить до одного Бога».  Сужение души – это таинство Святого Причастия. Чем чаще люди причащаются, с моей точки зрения  (минимум один раз в неделю; шесть дней работаешь, седьмой отдай Богу), тем темная часть будет быстрее уменьшаться. Если это психосоматика, то нужно медикаментозное лечение, но всегда нужно и лечение духовное, то есть совершение церковных таинств. Я считаю, что наиболее оптимальный вариант, когда врач и священник являются соработниками и вместе исследуют человека, исцеляют каждый на своем месте. Я думаю, нужно и то и другое. А что касается любой формы борьбы – это фиксация на проблеме. Человек борется с тягой к алкоголю – фиксируется на ней и усиливает тягу. Надо не с тягой бороться, а с тем, чтобы эта тяга исчезла. Не с проблемами бороться, а приближаться к Богу. Господь сказал: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко... И дам вам Духа Утешителя, и радости вашей никто не отнимет у вас. Именно Ветер Радости – это та радость, которую невозможно отнять у человека.  

– Вопрос телезрителя: «Можно ли назвать Иоанна Предтечу первым христианином?»

– Иоанн Предтеча – это последний ветхозаветный пророк и первый новозаветный пророк. Поэтому его по праву можно назвать первым христианином и первым христианским мучеником. Это единственный живой человек, которого изображают на иконе с ангельскими крыльями; есть такая икона: «Ангел пустыни». Он после Пресвятой  Владычицы Богородицы самый почитаемый святой. Если вы назовете Иоанна Предтечу первым христианином, это не будет ошибкой. Но, может быть, кто-то Иисуса Христа назовет первым христианином или апостолов, которые были рядом с Ним. Иоанн Предтеча был одним из первых христиан, их было не так много вначале; можно всех апостолов назвать первыми христианами, кроме Иуды.

– Батюшка, где и как можно приобрести Ваши книги?

– Если вы хотите получить книги с моей дарственной подписью, то звонить нужно на телефон: +7 (911) 924-61-72, а лучше писать в WhatsApp. Вам ответят и дадут точную информацию о дальнейших действиях. У кого нет WhatsApp, можно написать обычное сообщение. Книги в наличии есть, хотя расходятся быстро. Их не так много, тираж всего 5 000, но, если будет нужно, издадим дополнительно.

Если не так важна подпись автора, то книги можно заказать через интернет-магазин OZON. Также их можно приобрести в книжных магазинах в Москве: «Дом книги» на Арбате, «Москва» на Тверской. Они есть в «Буквоеде», «Читай-городе»; в Петербурге в магазине «Порядок слов» на Фонтанке, 15. Вообще можно в любом поисковике (Google, «Алиса») набрать: «Григорий Григорьев, Ветер Радости». И выйдут все источники, где есть эти книги.

Христиане – это люди, которые находятся в такой радости, которую у них нельзя отнять, они живут у Христа за пазухой. Мы должны, будучи христианами, иметь такой внутренний духовный облик, чтобы все говорили, глядя на нас: «Им хорошо быть христианами, им Сам Господь помогает». Христиане идут самыми трудными дорогами, какие есть в этом мире. «Но дам вам Духа Утешителя, и радости вашей никто не отнимет от вас», – сказал Господь. Много людей, которые читали эти книги, очень благодарили. Надо в себе накапливать самые светлые воспоминания и уметь ими пользоваться.

– Батюшка, Вы еще ездите по стране с презентациями Ваших книг. Где можно узнать о презентациях? Расскажите о группе «Ветер Радости».

– Такая есть в группе «ВКонтакте», есть группа в Telegram-канале «Ветер Радости», есть сайт протоиерея Григория Григорьева, есть You Tube. Там находится вся информация. Лучше всего подписаться на Telegram-канал или вступить в группу в «ВКонтакте» «Ветер Радости», потому что You Tube может закрыться, мы не знаем, сколько времени он еще будет существовать.

Писателю надо все равно выходить к читателю (и священнику, и врачу), к людям, общаться с людьми, чтобы нести Ветер Радости. Поэтому я стараюсь всегда, где собираются люди, где есть такая возможность, лично прийти и пообщаться, ответить на многие вопросы, которые задают.

Может ли эта книга носить лечебный характер? Всякая хорошая литература лечит душу. Но этот жанр – личный эпос – особый. Это не просто некие факты автобиографии, а  автобиографичные фантазии, легенды. И не просто фантазийное переосмысление, сказочное, богословское, а легендарное переосмысление, это энергия эпохи, энергия времени, энергия радости мира. И очень важно увидеть, как Господь ведет человека, когда человек не осознает этого и не понимает. В конечном счете задача «Ветра Радости» – привести человека к встрече с Богом.

Все мы живем по судьбе, как учил Конфуций: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Наверное, это правильно: человек – кузнец своего счастья и здоровья. Я всегда мечтал быть счастливым и жил по такому принципу. А потом мне это стало неинтересно, и я сказал: «Господи, забери штурвал моей судьбы в Свои руки, не хочу жить по своей судьбе, а хочу жить по Твоему Промыслу. Пусть я буду щепкой, плывущей по реке Божественной любви». Когда человек начинает жить по Божьему Промыслу, он доверяет Богу. Вера начинается с доверия. Тогда легко соблюдать заповеди Божьи, и тогда живешь все лучше и лучше с каждым днем во всех отношениях. При этом внешние обстоятельства сжимают тебя все сильнее и сильнее, а внутрь это не проходит. Для того чтобы сохранить эту благодать, надо постоянно молить Бога о том, чтобы ушел дух осуждения.

В нашем храме в Юкках в этом году мы для себя объявили: будем Бога просить, чтобы в первую очередь ушло осуждение. Мой любимый преподобный Серафим Саровский тоже говорил, что пока мы с осуждением не справимся (а мы сами справиться не можем), к нам не придет Дух Утешитель. Это духовный дар, который приходит от Бога. Потом мы просим у Бога о приумножении духа любви. Крайне важно просить Бога (особенно перед причастием) о прощении всех, кто нас обидел. Все духовные дары приходят сверху, от Бога. Человек может этого добиться психологическими и другими путями, но я больше верю в таинственное преображение человека Богом. Это возможно только через благодать, и только тогда, когда человек об этом Бога просит.  

Этот мир отдан нам, Бог никогда насильно не будет вмешиваться в нашу жизнь, Он может сделать все, но не может сделать святого. У понятия «святой» первых веков христианства было много значений; в том числе святым назывался человек, стремящийся к Богу, стремящийся к радости, к Ветру Радости.

Несмотря ни на что, в этом мире очень важно накапливать, искать положительные, самые светлые воспоминания. Когда будет трудно, вспоминать апостола Петра и хвататься в шторме жизни за Божью руку. И через эти светлые и радостные воспоминания вспоминать о том времени, когда Господь был с нами. Если об этом вспоминать постоянно, то Он всегда будет с нами, в нашей душе.     

– Батюшка, Ваши книги надо читать от корки до корки или можно открывать их на любой странице? 

– Они на самом деле не такие большие, в них много рисунков, книги удобно читать, удобный шрифт. Кто-то читает запоем, потому что книга захватывает и читается легко; кто-то по главе перед сном…  Одна девушка сказала, что, когда читает перед сном эту книгу, ей снится хороший, радостный сон.

– Мы будем ждать и третью книгу. Рекомендуем первые две тем, кто их еще не читал. В Telegram-канале мы видим Вас читающим те или иные главы. Тоже очень интересно послушать в авторском исполнении.

– Мы записали первую книгу в видео-и аудиоформате, скоро она появится на наших каналах.

– Будем ждать. Прошу Вас сказать несколько напутственных слов.   

– Время очень сложное, много туманов. Но «чем ночь темней, тем ярче светят звезды»; где умножается грех, там преизобилует благодать (Рим. 5, 20). Мы живем в самое благодатное время, главная наша задача – не измениться в сторону темного мира, а остаться собой. Сохранить внутренние нравственно-духовные ценности, защитить все, что мы любим. Помнить, что те люди, которых мы любим и которые любят нас, – это самое дорогое, что есть в нашей жизни. И для православных людей – причащаться, как только позволяет время, при любой свободной минуте и возможности. И тогда многие черные тучи пройдут стороной!  

     Ведущий Михаил Кудрявцев, священник

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать