Беседы с батюшкой. Учимся молиться. Протоиерей Игорь Илюшин. 10 августа 2023

10 августа 2023 г.

В гостях протоиерей Игорь Илюшин, клирик храма во имя Димитрия Солунского в Коломягах, сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: «Учимся молиться сегодня». Мне вспомнилась история про человека, которого ведут на казнь по Красной площади на лобное место перед храмом Василия Блаженного. Представим себе, что меня ведут для того, чтобы казнить, и я понимаю, что там, за кремлевскими стенами, находится человек, который может решить мою судьбу и помиловать меня. С какой же отдачей я буду буквально кричать о том, чтобы меня помиловали? И представим другую ситуацию, когда мы молимся таким образом: «Ну, помилуй меня. Конечно, я умираю, но помилуй».

Давайте поговорим об этом парадоксе. Насколько сейчас нам особенно необходима молитва как разговор с Господом? Сегодня день Смоленской иконы Божией Матери «Путеводительница»,  и мы просим Ее, чтоб Она вела нас по пути спасения. Но при всем при этом мы, может быть, потеряли навык молитвы.

– Это действительно важная тема для христианина. Молитва – это основа его жизни, и это не просто вычитывание текстов, а обращение к Богу.

Мы смотрим на Священное Писание: Сам Господь Иисус Христос подал нам пример молитвы. Он время от времени уходил от учеников молиться в пустынные места. Мы читаем, как Господь молится. Эти слова захватывают. Они всегда яркие, не формальные.

Даже в притче о мытаре и фарисее, где фарисей, вроде бы человек благочестивый, законник, совершал молитву Богу, Господь в противовес показывает другую молитву, неуставную молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». То есть это прежде всего сердечное обращение души человека к Богу, внимательное направление всех своих мыслей и устремлений к Нему.

Обычно под молитвой подразумевается какая-то просьба к Богу, когда мы чего-то хотим, например, чтобы Господь послал исцеление. Часто бывает так, что о настоящей молитве человек вспоминает только в каких-то тяжелых жизненных ситуациях. Кто-то заболел или авария на дороге, и мы вспоминаем, что надо помолиться Богу, чтобы Он помог. Это потребительское отношение, а истовая молитва обычно бывает в тот момент, когда происходит что-то чрезвычайное, когда требуется реальная помощь от Бога. Конечно, Господь по Своей милости откликается, но хорошо бы, чтобы любая наша повседневная молитва была такой устремленностью к Богу, когда человек просыпается и благодарит Его.

Считается, что благодарственная молитва – самая высшая. Самая древняя молитва – это прославление Бога: «Аллилуйя, слава Тебе, Боже».

Иногда человек приходит в храм, и вроде как молитва совершается, но он начинает задумываться, уходить в какие-то свои помыслы. На самом деле молитва, которая отходит от соприкосновения с Богом, от соединенности с Ним, может быть даже во вред. Потому что человек может принимать лукавые, горделивые помыслы и начинать мнить о себе, что он лучше, чем другие. Фарисейская тема. В человеке начинают проявляться самообольщение и тщеславие.

Фундамент молитвы – это чистота сердца, потому что Бог приемлет молитву в целом, то есть вместе со всем человеком. Господь видит, когда человек читает молитвы, но при этом не хочет менять свою жизнь. Например, молится, чтобы скорее выздороветь и пойти грешить; чтобы не болеть, но пойти не в храм, а на какую-нибудь дискотеку или на пляж, чтобы в пост есть непостную еду. Господь хочет, чтобы молитва была сопряжена с покаянием и изменением сознания, чтобы она соответствовала устремленности к благочестивому образу жизни. Григорий Палама пишет о молитве: если обращаешься к Благому, будь сам благ; если обращаешься к Всепрощающему, будь сам всепрощающим; если обращаешься к Святому, сам становись святым. И так по всем пунктам, там огромный перечень.

Молитва должна настраивать человека на благочестивый образ жизни; соответственно, он должен быть таким же истовым, как и сама молитва. Тогда уже сама жизнь является молитвой. Именно поэтому апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам пишет: непрестанно молитесь. Держи непрестанно ум свой в Боге, следуй за Господом и бойся от Него отойти. Будь как на поле битвы.

Молитва на самом деле духовная война для того, чтобы пробиться сквозь собственную страстную похоть плоти, через козни бесовские и дьявольские, чтобы стяжать благодать Божью, соприкасаться со святыми, ангелами, с Пресвятой Богородицей и, конечно, с Самим Богом, в Троице славимом.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Одна-единственная молитва, которую нам оставил Господь, – это «Отче наш». Все остальное сказано другими людьми, и мы, вычитывая, повторяем чужие слова. Но Бог отлично знает, кто первым их произнес. Может, поэтому Он и не слышит наши просьбы?»

– «Отче наш» – это самая важная, главная молитва. В ней мы находим все другие. Там много пунктов, которые как раз и раскрывают суть молитвы. Мы обращаемся к Богу и просим, чтобы Он ниспослал Свое царство, чтобы Его воля пребывала в нас. В этой молитве Сам Господь призывает нас простить нашим должникам, то есть проявить милосердие, любовь. Эту молитву Он Сам дал нам.

Но если внимательно читать Евангелие, то Иисус Христос воспевал псалмы с апостолами. Он молился псалмами, которые мы имеем в Псалтири. Практически в каждой книге Ветхого Завета есть молитвы. Это и молитва Анны, матери пророка Самуила, и молитва Иезекииля и других пророков. Молитв много, и все они очень глубокие.

Самое главное, чтобы молитва действительно соответствовала образу жизни. Цель ее не просто прочитать текст, чтобы стало хорошо, а соприкоснуться и остаться с Богом, быть с Ним на связи. Молитва – наше оружие на поле духовной битвы. Мы должны быть очень внимательны во время молитв, чтобы это не переросло в некое кощунство, когда мы просто читаем текст, а думаем совершенно о земных делах, когда вычитываем только потому, что так заведено. Господь говорит, что есть люди, которые приближаются к Нему устами своими, но сердце их далеко отстоит от Него. Молитва без сердечного внимания и трепетного душевного отношения бесполезна.

Также нужно понимать, что в невидимую брань против молитвы вступают и наша греховная природа (мы засыпаем, когда молимся, но сразу просыпаемся, когда смотрим в телефон), и бесовская сила. Сказано: много может усиленная молитва праведного. Молитва праведника может не только останавливать дьявола и людей, но даже и Самого Бога. Это удивительно.

Когда израильский народ сделал золотого тельца, Бог разгневался на него Своим праведным гневом и хотел уничтожить израильтян. Но сказано, что пророк Моисей припал к ногам Господа и умолял пощадить их. И Господь пощадил.

Мы находим это и в житиях святых. Например, в Ветхом Завете пророк Иона боялся идти в Ниневию рассказывать о Боге, потому что думал, что его не будут слушать, а сразу убьют. Но народ покаялся, и Господь не покарал этот город.

У Прокопия Устюжского есть удивительный случай в житии: когда народ города Устюга полностью отступил от заповедей Божиих, Господь решил его покарать. О чем и говорил Прокопий людям, чтобы они покаялись. Бог пообещал уничтожить город небесным градом. В житии сказано, что Прокопий молился и умолил Господа умилосердиться. И град прошел в виде бури, грозы, торнадо мимо Устюга и выпал в близко стоящий лес. Совсем недавно археологи нашли в этом лесу огромное количество упавших метеоритов. То есть полностью подтвердилось то, что было написано в древнем житии.

Бывает, человек приходит в церковь и говорит: «Я молюсь, но ничего не помогает». Но важно не только молиться. Когда к апостолам привели бесноватого, у них ничего не получилось. Они спросили Господа почему. Он отвечает: сей же род изгоняется только молитвою и постом. То есть у молитвы есть уровни. Когда мы только начинаем учиться молитве, то сначала просто читаем текст, потом постепенно вникаем в него, а потом подключаем сердце. Если стараемся, то получается.

Но есть другая стадия молитвы, когда к ней подключается пост. Как сейчас наши бойцы на передовой сутками сидят в окопах. Как они там питаются? Пьют ли они горячий чай? Там ничего нельзя подогреть; если даже зажжешь свечку (которые мы туда посылаем), тебя сразу вычислят и уничтожат.

Сейчас появились очень интересные документальные кадры, где снайпер Великой Отечественной войны Людмила Павличенко рассказывает о своей деятельности. Ее спросили, какое самое главное качество снайпера. Она ответила, что терпение. Молитва – это когда у человека есть цель, устремленность, терпение и действие. Молитва – это действие. Сказано, что только молитва является причиной нашего спасения. Мы должны учиться молиться.

– Вопрос от телезрительницы Светланы из Москвы: «В молитве мы чаще всего просим о том, что касается земной жизни, мало думая о жизни вечной и о том, как бы избавиться от грехов и страстей. И может, скорби и болезни посылаются нам Богом как раз для того, чтобы излечить нашу душу? Нам стоит принять это, как бы тяжело ни было».

– Как пишет Феофан Затворник, лучшая молитва: «Господи! Тебе все ведомо, сотвори со мною так, как изволишь!»Это молитва смиренного христианина, щедрого сердцем.

В Евангелии Господь дает нам очень многое, в том числе даже возможность влиять на жизнь и здоровье наших близких, на все, даже на войну, чтобы там все приходило ко благу. У нас есть огромное количество молитв и в наших официальных Требниках: при засухе, от неурожая – обо всем. Мы сейчас в каждой церкви читаем молитву о победе, чтобы наше воинство с Божией помощью смогло одолеть врагов и наступил мир.

Нужно иметь дерзновение для того, чтобы как-то выражать свою волю. Молитва – это выражение нашей воли. Господь хочет, чтоб мы ее выражали, поэтому Он и говорит: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, то есть проявляйте инициативу.

Господь сотворил человека по Своему образу и подобию. Таким, как Он Сам. И Бог настолько уважает человека, что некоторым святым дает возможность менять даже Свою собственную волю. Но это бывает и безуспешно. Как, например, у декабриста Рылеева. Его мать молилась о выздоровлении мальчика, и ей было видение, как сын висит на виселице… Да, он потом покаялся и исповедовался перед смертью, но все равно был к ней приговорен. Мать умолила Господа, чтоб в детстве мальчик выжил. Но в итоге все произошло так, как произошло.

С нашим храмом рядом есть центр Алмазова. Постоянно приходят верующие люди, то операция у ребенка, то покрестить прямо только что родившегося. И все это с верой происходит. Смотришь на молебне: человек со слезами молится, включаешься в эту молитву, постоянно о нем думаешь. Даже врачи удивляются, какие бывают исцеления, понятно, что после операции, а не просто так. Хотя бывают случаи, когда и опухоли рассасываются. Понятно, что все это происходит по вере, по дерзновению.

Мы можем вспомнить женщину-хананеянку, которая не была иудейкой, но обратилась ко Господу. Он же для того, чтобы показать истовость ее молитвы, поначалу пренебрег ею и сказал: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Но она сказала в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И Господь ответил: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. Христос, можно сказать, одобрил ее просьбу и то, что она не смирилась с тем, что происходит. Он одобрил ее дерзновение, ее веру. Этот молитвенный позыв явился проявлением той самой веры, которая была в ней и которую необходимо было проявить, потому что вера требует дел. У апостола Павла сказано: вера без дел мертва.

Мы знаем, что каждый город стоит ради праведных людей, которые молятся в нем. Если мы вспомним ветхозаветную историю о Содоме и Гоморре, то в одном из этих городов был Лот. Но Бог решил истребить эти города. Авраам в молитве упрашивает Бога помиловать город из-за Лота. Господь отвечает, что помилует город, если там будет десять праведников. В итоге Господь все равно спас единственного Лота, который был не праведным, а просто обычным, но не злым. Он не был нечестивцем, как жители Содома. Господь спас его с двумя дочерьми. Жена, к сожалению, видимо, не хотела уходить.

– Пожалела грех.

– И не из-за того, что она обернулась, когда ангелы сказали не оборачиваться, а из-за того, что сердце ее привязалось к тому нечестию, от которого она не захотела отступать, и за это была поражена.

– Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «У меня однажды произошло горе, и просто само собой вырвалось: «Господи, побудь со мной». Я взяла Библию, открыла, и мне выпал 19-й псалом: да услышит тебя Господь в день печали. Псалмы тоже могут быть молитвой? Ведь 50-й псалом входит в утренние правила».

– Конечно. Господь посетил Вас скорбью, и, слава Богу, Вы через молитву нашли утешение, выход из этого горя. Понятно, что только духовный человек может принять потерю близкого, когда тот уже переходит в Царство Небесное. Конечно, молитва утешает, потому что человек начинает соприкасаться с Богом. И Сам Господь начинает не то чтобы утешать его, но питать духовными благами. Господь – источник всех благ, радости, истины, света, любви, благодарения. И соответственно, когда мы молимся, когда чувствуем Бога, то хотим просто всегда пребывать с Ним.

Очень важно при этом еще и иметь сознание собственной нищеты, собственного непостоянства, потому что молитва всегда предполагает, что это дар Божий. Господь сотворил весь мир, и поэтому молитва – это благодарение Бога.

Псалмы в основном написаны царем Давидом. Он был человеком, подверженным разным состояниям, в том числе и грехам. Когда был написан 50-й псалом, к нему пришел пророк Нафан и сказал, что за этот грех у него будет взят ребенок. Царь Давид начал истово молиться, ничего не ел, не пил до тех пор, пока к нему не пришли за ребенком. Он хотел его вымолить. В случае с царем Давидом это было наказание за грех. Но бывает, что Господь просто забирает душу ребенка в Небесное Царство. И это не наказание, а  духовное избранничество. Эта душа потом пребывает рядом с Ним со славословием.

Очень хорошо, если человек может по-христиански это принять, с благодарением Бога, не впадая в отчаяние, в ропот, то есть в те искушения, которыми дьявол сразу же пытается его отвести от Бога.

Недавно ко мне пришла женщина на исповедь и рассказала, что двадцать лет не была в храме. У нее случилось горе, умер любимый человек, и она обиделась на Бога. «Объясняли многие, но никакие слова не могли мне дать утешения. Я просто была обижена, озлоблена». Но прошло время, и она в своей душе приняла, поняла, что была не права, и вернулась к Богу. Теперь ходит в храм, исповедуется и причащается. Такой путь.

Потому Господь, может, и дает долгую жизнь человеку, чтобы он за эти дни научился правильно молиться, правильно принимать волю Божию, чтобы шел к этой цели.

Когда мы просим исцеления, оно подается не для того, чтоб человек ел, пил, веселился и грешил, а для того, чтобы он приобрел целостность. «Исцеление» от слова «целостность». Не только тела, но души. Целостность от ущерба, который грех причиняет душе. Грех разрушает душу, тянет ее в другие стороны. Душа болеет какими-то страстями и теряет свою целостность. Когда мы просим исцеления, то должны просить именно христианского исцеления. Именно болезнь должна нас подвигать к тому, чтобы полностью исправить свою жизнь. Если Господь уже посещает нас каким-то испытанием, какой-то скорбью, значит, пришло наше время встать на путь праведной жизни. И тогда эта молитва действительно приведет нас к Богу. Тогда не будет просто пустословного балабольства в виде молитвы, которое, наоборот, ведет к самолюбованию, гордости, надменности, чувству превосходства над другими людьми.

Чистая молитва приводит к радости, к любви к ближнему, к тому, что ты становишься добрым во всех смыслах, всех прощаешь, не являешься судьей. Такая молитва по-настоящему благодатно оживотворяет, и Господь поселяется в твоей душе. И человек достигает святости.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать