Беседы с батюшкой. "Святитель Николай Сербский". Священник Душан Михайлович

9 ноября 2022 г.

Сегодня у нас в студии клирик Вознесенского архиерейского подворья в Екатеринбурге священник Душан Михайлович.

– Благодарю от всей души, что согласились прийти к нам в студию на прямой эфир. Тема очень интересная и непростая; надеюсь, Вы поможете в ней разобраться. Святитель Николай Сербский. Расскажите какие-то моменты из его биографии и напомните нашим зрителям об этом святом человеке.

– С радостью расскажу. Святитель Николай родился в 1880 году в маленькой деревушке в Западной Сербии. Отдавая его в школу, отец хотел, чтобы среди девяти детей был один ребенок, который сможет прочитать воззвание от властей и ответить. То есть чтобы был грамотным, умел читать и писать. Это было намерение отца. И кто бы мог подумать, что этот маленький ребенок из деревни станет одним из самых гениальных святых мыслителей XX столетия, которого называют сербским Златоустом. Мы видим в этом Промысл Божий.

Мы сегодня думаем, что для того, чтобы стать умным и гениальным, нужно окончить разные вузы. А этому мальчику достаточно было Божьего благословения и внутренних качеств. Уже в 28 лет он защитил докторскую диссертацию в Швейцарии на богословскую тему, а через год – диссертацию в Оксфорде на философскую тему. То есть он был дважды доктором. В возрасте до 30 лет он в основном тянулся к Западу. Но после того как стал преподавать в Белградской духовной академии, он, по совету митрополита, решил поехать в Россию. Год он путешествовал, знакомился с Россией, и это сыграло очень важную роль в его становлении не только как мыслителя, но именно как святого.

Многие знают его книги. Примерно до 20-х годов, пока он не стал епископом, он был ухоженным, думал о своем внешнем облике, писал  как образованный, умный человек. После того как он стал епископом (сначала Жичским, потом Охридским), он стал часто ездить на Афон, знакомиться с текстами святых отцов. И происходит его преображение: он становится более простым, язык текстов легкодоступным. И он становится народным владыкой, святым владыкой. Не просто умным, а именно святым.

Это очень интересная личность. Он вмещал все. Он прочитал много западной литературы, изучал и восточные учения, но не ушел от православия, как это у многих бывает; наоборот, это помогло ему стать еще более православным.

К концу жизни у него было испытание. Во время Второй мировой войны он три года был в заключении. Потом его и патриарха Гавриила перевели в концлагерь Дахау. Этот период был для него очень тяжелым и физически, и нравственно, но, как он говорил, в духовном плане много ему дал. Видимо, там он почувствовал Бога, произошла глубокая встреча с Богом.

После освобождения он не вернулся в Югославию – там уже был социализм. Он внутренне не соглашался с этой системой, этим режимом, поэтому переехал в США. Последние десять лет он жил в основном в Сербском монастыре и в двух русских монастырях: в Пенсильвании и Джорданвилле. Свою жизнь он закончил в 1956 году в русском монастыре святого Тихона в Пенсильвании.

По мнению митрополита Амфилохия (ныне покойного), святитель Николай был одним из самых значимых миссионеров, он его называл святым Николаем всеамериканским. Это было именно его мнение, он его так всегда называл.

– Вы сказали, что Николай Сербский оставил после себя невероятное наследие. Одна из его книг «Война и Библия» описывает период его жизни в Америке. Я хотел бы, чтобы мы сегодня поговорили об этом. Я буду читать некоторые фрагменты из книги, а Вы, если посчитаете нужным, что-то прокомментируете.

«Каковы причины будущей войны?» – так называется глава. Зачитаю фрагмент.

«Вы меня спрашиваете, генерал: кто же тогда может указать и объяснить причины будущей войны или войны вообще?

Только Святое Откровение. Кроме Библии, нет ни одной книги на свете, где бы было описано столько войн с объяснением их причин. В этой книге собраны результаты огромного человеческого опыта: о войнах, победах и поражениях, – и все это показано в некоем определенном освещении.

Не существует ни одной философии войны, которая могла бы дать удовлетворительные ответы на вопрос об ее причинах и предвидеть победу той или другой воюющей стороны. Только Библия может дать такие ответы и сделать такие предсказания. Потому что, кроме Библии или Откровения, нет ни одной более современной книги о войне, о причинах ее и ее вероятном исходе.

Разумеется, в Библии не описаны все войны истории человечества, но зато описанные и объясненные войны типичны для всех войн, бывших и будущих. Дело не в размахе войны, или ее технике; поэтому и локальные, и мировые войны бывают следствием одних и тех же причин и одинаково легко могут быть поняты и объяснены только Библией, т.е. теми типичными войнами, которые приводит и объясняет Библия. Вот почему, отложив выяснение истинных причин будущей войны, прошу позволить мне в это торжественное и мучительное мгновение – находясь между двух войн, сегодняшней и завтрашней, – еще раз перелистать древние листы Великой Книги, которая поучает нас не на основании теории и мнений отдельных людей, а на основании опыта и действительности…»

– Хочу сразу добавить, чтобы наши зрители знали, что это происходит в 20-е годы XX столетия. Святитель Николай Сербский, по поручению правительства Сербии, с 1915 по 1919 год находился в Англии и США. Его ролью было объяснить положение. Это была очень тяжелая война для сербов. Вы знаете, что святой царь Николай вошел в эту войну, по сути, из-за Сербии, в защиту ее. И роль святителя Николая заключалась в том, чтобы агитировать, чтобы Сербии помогли союзники (тогда это были Британия и США). И у него это настолько хорошо получалось, что начальник британской армии говорил: отец Николай является третьей армией. После одной только его проповеди в Чикаго сотни добровольцев сразу заявили, что хотят поехать на фронт. И поехали, и помогли.

После окончания войны появляется эта книга в виде разговора. Насколько я помню, там беседовали американский генерал, несколько человек разной национальности; кажется, на пароходе идет разговор. Представляете, владыка Николай в те годы уже говорил про следующую войну. То есть эта книга, по сути, является пророческой. И он исходил не из какой-то прозорливости, а из того, что дает Библия. Он пишет, что мы можем с легкостью понять, что будет, зная законы жизни, которые описаны в Библии. Поэтому эта книга имеет очень большую ценность. Она не является одной из самых известных; она довольно короткая, но является пророческой. Не в том плане, что святой Николай был прозорливец, а именно в том плане, что и мы, зная законы, о которых он говорит в книге, можем определить, включая свой ум и сердце, что нас ожидает в будущем, зная ситуацию вокруг.

– Если позволите, зачитаю еще один небольшой фрагмент из главы, которая называется «Каин, где Авель, брат твой?»

«В чем же типичность этого начального преступления? В том, что грех человека перед человеком является следствием греха человека перед Богом. Или другими словами – говоря о войне: война человека против человека является следствием войны человека против Бога. Если бы Творец Всевышний Своею милостью не утишал пожар, зажженный и разжигаемый грехом, человечество было бы уничтожено еще в первом своем поколении. Но Творец, по милости Своей, запретил мстить братоубийце Каину, а затем послал несчастным родителям утешение в лице третьего сына, Сифа. ˮИ сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил егоˮ (Быт. 4, 15). И долго жил Каин на земле, в ужасе переходя с места на место.

Итак, генерал, первоисточник всех последующих войн в освещении Святого Божьего Откровения понимается так:

1) существует неумолимый закон греха;

2) война человека против человека есть следствие войны человека против Бога;

3) войну родителей против Бога продолжают дети, восставая один на другого;

4) милость Творца смягчает закон греха и этим делает возможным продолжение жизни человеческой на Земле».

Батюшка, объясните, что это за «неумолимый закон греха»?

– Это означает, что грех всегда и неминуемо имеет свои последствия. Другой вопрос, может ли грех быть прощенным. Чтобы зрители понимали, мы не говорим о законе кармы, это похоже. Дело в том, что надо разделить последствие греха и искупление. Когда покаяния нет, тогда Господь вынужден допустить войну.

Мы помним историю Ниневии – города, который жил в грехе. Пророк Иона вынужден был прийти в Ниневию и сказать: «Если не покаетесь, все погибнете». Люди услышали, покаялись, и Господь отменил войну. Потому что гибель обычно идет через войну. Господь же не посылает ангела, который все уничтожает; обычно идет война с внешним врагом. Но в следующий раз, как мы знаем, они не покаялись, и города уже нет, мы можем только примерно предполагать, где он находился.

Поэтому, когда грех накапливается, Господь обычно дает сигналы, как в личной жизни человека, так и в жизни народа: измените направление в другую сторону, покайтесь. Это говорили и Иоанн Креститель, и Сам Господь. Но если люди не обращают внимания, война может прийти и в наши дома, даже тогда, когда мы совсем не ожидаем и думаем, что это нас не касается.

В любом событии на земле мы всегда видим только себя и противоположную сторону. К сожалению, мы забываем, что есть Третий Участник, Который допускает что-то или может не допустить; все зависит от Него. И одна из самых больших ошибок сильных мира сего в том, что они игнорируют существование Бога, как будто Он во всем не участвует.

Святитель Николай в своей книге комментирует, что обычно говорят только о технологиях: сколько войск, живой силы, и в зависимости от этого делается предположение, кто кого победит. Но, как правило, никогда не бывает так, как задумано. Замыслы человека в реальности всегда идут в каком-то другом направлении, не так, как задумывалось изначально, происходят ошибки. Поэтому Главный, Кто участвует, – это Господь Бог, и всегда надо думать о том, как Он относится к тому, что мы делаем. От этого зависит исход всего, что мы делаем.

– Еще один пункт поясните: «войну родителей против Бога продолжают дети, восставая один на другого».

– Это естественно, потому что дети всегда учатся у родителей. Все родители знают, что обычно подсознательно воспитывают детей по тем лекалам, которые были у их родителей. Человеку очень трудно выйти из этой колеи. Как его воспитывали, так и он будет себя вести по отношению к своим детям.

Поэтому мы должны очищаться от первородного греха. Казалось бы, наши родители согрешили, а мы при чем? Дело в том, что непослушание Богу, которое у них появилось, как вирус, распространилось на все поколения, вплоть до нас. И нужно крещение, искупление, чтобы изменить ход, который как бы неизменный; его все-таки можно изменить при участии Бога, Который принимает наше покаяние. Своей искупительной жертвой Господь взял на Себя часть этого долга, который мы должны выплатить. Он сказал: Я возьму это на Себя, от вас требуется вера и исполнение заповедей. Подпишете эту расписку – получите жизнь вечную. Я говорю образно сейчас. Ведь если мы как будто должники, то каким образом мы докажем, что принимаем Его условия? Я не употребляю сейчас слово «сделка», потому что это очень грубо, но это требуется для того, чтобы были прощены грехи.

– Зачитаю фрагмент еще из одной главы, которая называется «Разврат на войне приносит несчастье».

«Теперь, генерал, будьте добры послушать, что написано в другом месте Библии: ˮКогда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худогоˮ (Втор. 23, 10).

Оберегать себя от всякой злой вещи на войне, особенно от прелюбодеяния, представляет собою основное правило военной морали неиспорченных балканских крестьян. Что несет с собою исполнение, а что – неисполнение этой заповеди, лучше всего показывает история израильского народа.

Недостойный военачальник не побеждает. Недостойный солдат гибнет без славы. Война Моя, говорит Господь. Когда Творец неба и земли, Господь Саваоф, имеет Свои замыслы по отношению к данному народу, то никто на свете не может помешать их исполнению, кроме самого народа...

Но грехи самого Израиля, страшные грехи против Бога, Невидимого Вождя его, задерживали, останавливали, возвращали, заводили на распутья и ввергали народ в смертельные опасности. При малейших неудачах, допускаемых Богом ради испытания веры народа, народ этот, как безумный, роптал против Господа Бога, за что навлекал на себя страдания от болезней, мучения от змей, поражения от врагов и безысходные блуждания по пустыне в течение 40 лет. Но как только народ каялся, то, отрезвленный и очищенный от грехов, опять легко шел вперед, преодолевая без труда все препятствия и побеждая без потерь своих врагов…»

– Это тоже очень интересная мысль. Кто воевал, знает, что те солдаты, которые ведут себя неправильно на войне, мародерствуют, насилуют и так далее, обычно гибнут. И гибнут очень страшно. Как говорил Иоанн Креститель воинам: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем... То есть воюйте правильно.

В православном мировоззрении война имеет место, она не является грехом, если все делается в защиту брата своего. Если мы идем на войну защищать свое Отчество, свой народ, свою семью, убийство на войне не является грехом. Но если солдат начинает наслаждаться войной, самим процессом, если делает какие-то грешные, нехорошие вещи, тогда все может закончиться для него очень плохо.

Есть такие понятия, которые сами по себе являются добром, злом, а есть нейтральные понятия. Допустим, смерть или болезнь сами по себе не являются ни плохими, ни хорошими; наши действия определяют, будет это хорошо или плохо. Вот Вы сейчас прочитали о роптании. Если что-то происходит, допустим, болезнь, и мы понимаем, что это по воле Божией, значит, это хорошо для нас. А если это хорошо для нас, мы должны за это благодарить, а не роптать. Но обычно мы сразу задаем вопрос: «А за что мне это? А почему именно я?..» И тогда болезнь нам не на пользу, а во вред.

Недавно мы читали притчу о богаче и Лазаре. Мало того что Лазарь был болен, он был еще и нищим, и у него были струпья по всему телу, которые лизали собаки. Но когда он умер, ангелы забрали его на лоно Авраама. Почему? Потому, что он был нищим и больным? Нет; потому, что он не роптал. Если бы он роптал, он закончил бы так же, как и богач, и у него не было бы шанса на спасение.

И на войне то же самое. Святейший Патриарх об этом недавно говорил, но многие его неправильно поняли, особенно на той стороне, сказали, что такого учения нет. То, что сказал Патриарх, абсолютно правильно, и множество святых это подтверждают. Любой солдат, который идет на войну защищать свою страну, спасается от грехов; он отдает свою жизнь на спасение ближних и ему прощаются грехи, потому что он фактически жертвует самым ценным, что у него есть, – своей жизнью.

И святой Николай об этом пишет: когда народ Израиля не роптал и принимал все, что Господь планировал для него, все шло как по маслу. Но как только они уходили в сторону, совершали какие-то преступления, даже не все, а кто-то один воровал, сразу наказание настигало всех. То есть было довольно строго.

– Если мы говорим о том, что это великая книга нашей жизни, тогда все законы, о которых там написано, действуют и сейчас?

– Абсолютно, только их надо трактовать правильно. Чтобы некоторые не подумали, что что-то изменилось, что Господь Иисус Христос добавил еще что-то и даже усилил. Наказание было за поступок, а в Новом Завете наказание уже за помысел, порыв сделать что-то плохое. То есть закон стал строже для нас, но зато дал нам возможность искупления. В Ветхом Завете не было возможности искупления: человек совершал зло – его убивали. А в нашем случае мы можем покаяться. Это великий дар.

– В этой же главе еще два фрагмента:

 «Прелюбодействуя телесно с женщинами моавскими, израильтяне грешили и духовным прелюбодеянием, то есть тем прелюбодеянием, которое громогласно изобличалось всеми пророками в сыновьях и дочерях избранного народа. Это духовное прелюбодеяние, заблуждение и помрачение ума, плод прелюбодеяния телесного – и еще страшнее его – состояло в отпадении от Единого Живого Бога и поклонении языческим идолам… Из всего этого ясно, что: 1) наряду с прелюбодеянием телесным следует и прелюбодеяние духовное, то есть отпадение от истинного Бога, отрицание Бога и поклонение ложным богам; 2) и то, и другое прелюбодеяние приносит на войне несчастье».

– Да, прелюбодеяние физическое на войне приводит к печальным последствиям. Но духовное прелюбодеяние – это именно отклонение от Божьего замысла. Каждый народ имеет какую-то миссию. Он должен ее исполнить. Мы не будем сейчас говорить о роли русского народа. Я думаю, об этом все знают. Особенно сейчас у русского народа ведущая роль в человечестве. Может быть, вообще русский народ должен сейчас спасать все народы. И прелюбодеяние с ценностями тех народов, которые приносят зло, приносит несчастье самой России.

То же самое можно сказать про Сербию. Потому что святитель Николай имел в виду и сербский народ. И он говорит про балканский народ, про балканского солдата. Сам сербский народ очень сильно пострадал, потери были – треть населения. Мы практически потеряли то, что могло Сербию спасти в XX столетии, сделать ее великой державой в своих рамках. Но из-за того, что тоже было прелюбодеяние с Западом, этого не случилось.

То есть получается, что с Запада приходит отрицательное, и мы постоянно с этим воюем, потому что там материализм. Мы сейчас даже невооруженным глазом видим, что идет отступление от Христа. И мы должны противостоять этому очень и очень активно. Есть важная истина у нашего Господа Иисуса Христа: мы бываем наказаны не только, если совершаем зло, а если не делаем добро. Поэтому пассивность тоже противопоказана, нельзя быть пассивным. Надо быть активным не в том плане, чтобы только идти воевать, а в том плане, что надо нравственно, духовно противостоять этому злу, которое сейчас как волна, захлестнувшая весь мир.

И остаются только православные народы. Мы же верим, что наша вера самая правильная и единственная, которая спасает. У всех православных особая миссия, мы отвечаем перед Богом за это. Поэтому любое уклонение, к сожалению, приносит несчастья нам самим.

– Рассмотрим еще одну главу: «Грабеж на войне приводит к поражению»:

«Эта война ясно нас учит, что народ с Божественной миссией, желающий либо наказать, либо исправить другой народ, не смеет ни в одной заповеди преступить закон Божий. Ни войско, ни вождь, ни даже самый обыкновенный солдат не смеют преступить закон Божий. Если только один солдат войска совершит кражу, займется мародерством, прелюбодеянием или осквернением святыни или совершит какой-либо другой грех против Божиего закона, – то этим он создает препятствие к военной удаче всей армии. Чем выше по чину воин, тем большим препятствием будет его грех.

Грех военачальника против Бога и Божиего закона равносилен измене и сдаче неприятелю. На войне возмездие за всякий грех следует быстрее, чем в мирное время. Этого никогда не надо терять из виду. Война – это быстрая Божия расплата за долго длящиеся дела человеческие в мирное время. Мы сожалеем и горюем, что такой-то отряд случайно попал впросак и погиб. Но нет случайности на войне. Или же мы жалеем офицера, погибшего от «шальной» пули, залетевшей в его палатку. Нет и никогда не было «шальных» пуль. Каждая пуля попадает туда, куда надо. На войне нет слепых случайностей, генерал.

Крестьянские народы наших Балкан всегда знали, что на войне солдат должен быть чист от греха и духом прям, должен со страхом стоять, как свеча перед Богом. Это они знают и теперь, и этим знанием руководятся на войне, поскольку они духовно не развращены теми, кто, ничего не зная и ни о чем не думая, говорит о войне. Количество же этих последних на Западе очень велико. Они потеряли всякое понятие о тонких духовных и моральных влияниях, имеющих на войне решающее значение.

Решающую роль на войне приписывают они машинам живым и мертвым, то есть солдату как живому материалу и военным орудиям. Все это вместе, без различия, они называют одним словом «материал». Материалисты во всем, они материалисты и в оценке войны. Их философия войны признает лишь материал и технику. Поэтому их оценка войны ничтожна, поэтому все их предвидения и предсказывания, касающиеся последних войн (живыми свидетелями коих являемся мы), все без исключения, были опровергнуты исходом этих войн. Их основная ошибка, не разделяемая балканским крестьянином, заключается в том, что в борьбе двух армий они видят только эти две армии, а не видят Третьего, Решающего, Всевидящего, о Котором неиспорченные крестьянские народы на Балканах думают больше, чем о воюющих сторонах. Это и есть библейское отношение к войне».

– В принципе то, о чем мы говорили, здесь повторяется. Можно добавить, что если поводом для войны послужит грабеж, эта война будет неудачной для тех, кто ее предпринимает. То есть цель – захватить чужое (а у нас им есть что захватить) является для Бога неприемлемой. Поэтому мы можем быть уверены: тем, которые хотели этого, этого никогда не удавалось, и на этот раз тоже не удастся. Потому что какие бы козни они ни строили, есть наш Господь Иисус Христос, Который за всем наблюдает. И если мы хоть немножечко исправимся, сделаем шаг в Его сторону, начнем делать больше добра, станем более милосердными, более молитвенными и верующими, все исправится. Он же говорит, что вера нас спасает. У нас, видимо, мало веры в обществе. Это касается и сербского народа, и балканских народов в целом. Я думаю, что в итоге все будет хорошо.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать