Беседы с батюшкой. Священник Иоанн Коханов

23 августа 2022 г.

 В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве священник Иоанн Коханов.

– Господь говорит: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Мы думаем, что эти слова относятся к людям I века, которые обманывали народ, но касаются ли они и нас?

– Конечно. Слово Божие живо и действенно всегда. Мы недаром каждый день в храме читаем отрывок из Евангелия. Это не реконструкция, а размышление над Священным Писанием. Само слово «фарисей» сейчас имеет другое значение. В те времена это было понятием, определяющим образ жизни человека и его положение в обществе. Оно было в определенном смысле даже почетно для еврейского народа. Сегодня это синоним слов «ханжа», «лицемер» благодаря как раз Евангельской истории.

Такое состояние часто захватывает абсолютно всех людей: и верующих, и неверующих. Мы думаем, что мы хорошие, правильные, не такие, как другие. В знаменитой притче о мытаре и фарисее последний произносит вроде благочестивую и верную молитву, но говорит: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди, не такой, как этот мытарь». Это состояние духовного сна, спячки, когда человек вроде бы молится, делает все правильно, по букве закона Божьего, по заповедям, а внутри у него не хватает любви или она полностью отсутствует. Указание пальцем на других: «я не такой, как они», –  следствие осуждения. Мы себя отделяем от других людей. Они нам не братья и сестры. Они грешники, безбожники, неверующие, неблагочестивые. Это страшно.

Нас всех порой терзает и мучает это состояние. Мы должны помнить слова Христа, что фарисеи оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Нам нужно все время возвращаться к этому состоянию суда, милости и веры. По толкованию Феофилакта Болгарского, под судом имеется в виду справедливое, верное рассуждение обо всех вещах. Не судить других, а поступать с рассуждением, сверять свою совесть с волей Божией. Милость рождается, если человек стремится к справедливому суду, который с евангельской точки зрения не мыслится без милосердия. Суд без милости не оказавшему милости. И из этого рождается вера в Бога и в то, что человек может измениться и стать лучше, если мы проявим к нему милосердие. Есть о чем подумать. Это не просто какие-то дальние для нас люди, это наша реальность.  Нам нужно постоянно трудиться, чтобы не впадать в это состояние.

– Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Мои покойные родители были крещены при рождении. Мама 1902 года, а отец 1895 года. Во время войны они жили на оккупированной Украине и попали в секту, стали баптистами. После эвакуации на Урал они оставались приверженцами этой секты, но нас к этому не склоняли. Я православная, у меня за них болит душа. Как можно помочь родителям, которые по воле случая ушли из православной веры?»

– Это не совсем секта, а ответвление от протестантизма. Это уже не так плохо. Они сохранили веру во Христа, были христианами. Хорошо, что они были крещены в детстве. Многие люди в те времена утратили веру или лишились возможности быть верующими. Это было лютое, тяжелое время. Слава Богу, они остались верующими людьми. Пронести веру через всю свою жизнь – это подвиг. Возможно, если бы они повстречали на своем пути глубоко верующих православных христиан, то вернулись бы в Церковь. Они отпали от полноты церковной жизни и по разным причинам не смогли или не успели в нее вернуться. За них нужно обязательно молиться и рассказывать детям, что Ваши родители были верующими людьми, которые пронесли свою веру через все это безбожное тяжелое время. По поводу молитвы в храме нужно поговорить с приходским священником, вместе с ним порассуждать, можно ли подавать их имена на литургии, на молебны, на панихиды. Это технический вопрос, а не этический. Если душа просит, нужно обязательно молиться за них и ставить свечки.

– Вопрос телезрителя: «Когда человек чего-то достигает, то всегда стремится к большему. А если человек достиг Царства Небесного и ему все открылось во всей полноте, конец времен (зла нет, ничего нет), что будет дальше? Застой и деградация? Или стремление выше? А выше Сам Бог. Значит, повторится то, что уже было с Денницей и Адамом? И мы по кругу возвращаемся к тому, от чего ушли?»

– Нельзя сравнивать Царство Божие с нашим миром и жизнью. Это совсем не то. Царство Божие – пространство, где Бог. А как говорят святые апостолы и Иоанн Богослов, Бог есть любовь. Божественная любовь кардинально отличается от той, что мы понимаем под этим словом. Земная и Божественная любовь совсем разные понятия. Мы не можем понять умом, какая она, любовь Бога. Мы стараемся приблизиться к этому пониманию, читаем у святых отцов о ней и ее характеристиках. У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть статьи о любви человеческой и Божией. Он пишет, что человеческой любви мы можем научиться и делаем это всю жизнь, но любви Божественной невозможно научиться, но ее можно получить от Святого Духа. Она сообщается нам от Бога. Наша задача приготовить свое сердце к приобретению этой любви.

Святые отцы говорят, что там будет совсем иное бытие, не похожее на наше. Не будет такого, что человек попал в Царство Божие и ему не к чему стремиться. В земной жизни мы ощущаем нехватку нашего совершенства, потому что наша природа поражена грехом. Она чает постоянного обожения. Мы находимся в падшем состоянии, несмотря на то, что наш грех искуплен и прощен Христом. Наша природа греховна. А во всеобщем воскресении будет по-другому. Как в Евангелии описана природа воскресшего Христа? Она – другая. Вроде бы Тот же Самый Иисус Христос, но Мария Магдалина Его не узнает, путает с садовником. Лука и Клеопа идут с Ним день пути и не могут Его узнать. Христос имеет некую новую природу. Она та же самая, но воскресшая. Подобное будет и с нами, если мы по милости Божией попадем в Царство Небесное. Сейчас мы этого не можем понять. Все будет по-другому, не будет предела этой любви. Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Аскетических опытах». Человек не может до конца достичь Божественной любви. Мы дети Божии по благодати, а не по существу. Мы приближаемся к ней, когда идем путем обожения, но этот процесс бесконечный. Это не объяснить категориями нашего бытия.

–  У святых отцов есть рассуждение о том, что и Адам был предназначен к обожению, несмотря на то, что жил в райских условиях и не знал греха. Он все равно должен был развиваться, совершенствоваться и уподобляться Богу. Святитель Афанасий Великий пишет: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. Собственно, это и есть принцип обожения.

Божественная цель состоит в том, чтобы мы в итоге стали такими же, как Сам Бог? Но поскольку Бог это бесконечное совершенство, то и процесс уподобления Ему тоже бесконечный. Получается, что совершенствоваться можно бесконечно, в том числе и в Царствии Небесном.

– Мы там не заскучаем. Не надо думать, что нам там надоест и надо будет к чему-то стремиться. Это наше житейское понимание, но не евангельское. Мы учимся жить по Евангелию, потому что это элемент Божественного Откровения. Книги Священного Писания – это то, что Бог открыл нам о Себе, о мире, о человеке. Царь Давид писал: в законе Твоем учусь я день и ночь. Мы приобретаем от Бога это Откровение и в нем поучаемся. Оно для нас приоткрывается через опытный путь молитвы, размышления и путь постоянного углубления через ознакомление с тем, что писали святые отцы по конкретным местам Библии, Евангелия. Мы верим, что постепенно приближаемся к пониманию этих истин.

– Вопрос телезрителя Юрия: «Почему праздник Преображения Господня выпадает на Успенский пост? По хронологии Христос преобразился за несколько дней до крестных страданий; значит, праздник должен быть во время Великого поста».

– Не надо все ужимать до Великого поста. Преображение было перед страданиями, но Успение было далеко после. А в календаре они идут подряд. Скорее это была церковная необходимость или традиция устроить праздник в этот момент. Появление Успенского поста связано с днем Успения Пресвятой Богородицы. А праздник Преображения помогает нам видеть цель, к которой мы идем. Это подкрепляет нас в том, что Господь преобразился и свет Его благодати, который просиял на Фаворе, изливается обильно и на нас, когда мы с Богом, когда мы в Церкви. Это некая возможность для нас приобщиться Божественного света, если мы живем христианской жизнью. Пост как духовный труд является средством по пути к этому преображению.

В плане хронологии событий тут нет четкой увязки. Скорее, была какая-то церковная необходимость праздновать Преображение именно в летний период. Новый церковный год начинается 14 сентября. А августовские Преображение и Успение идут как завершающие праздники этого года.

– Вопрос телезрителя Алексея: «Как Вы смотрите на давнюю традицию во время отпуска потрудиться, пожить в монастыре во славу Божию? Есть ли сейчас опасность попасть в трудовую артель вместо монастыря?»

– Трудиться нам всем очень страшно. Мы привыкли только перелистывать страницы… Наверно, поэтому есть опасения подорвать здоровье в монастыре. Это неверно. Через этот труд мы можем отдохнуть с пользой для души, переключиться, помолиться.

Знаменитый монашеский девиз: молись и трудись. Без труда нет молитвы, а без молитвы нет труда. Нужно совмещать и то, и другое. В монастыре все к этому призывает. Любой труд нужно совершать с молитвой: и копать ямы, и прибивать что-то, и носить мусор.

Единственное, нужно хорошо подумать о том, куда именно поехать. Можно посоветоваться со своим приходским батюшкой, которому Вы доверяете. У священников опыт более обширный, есть знания и знакомые монахи. Хорошо бы поехать в тот монастырь, где знают твоего духовника.

Везде живут люди. Вас спокойно отпустят домой, если Вам будет тяжело. Никто не скажет: работай, а то есть не дадим. Современное обилие информации захлестывает нас. Люди часто приходят ко мне в храм с вопросами: «Как готовиться к исповеди, к причастию?» И иногда выдают фантастические схемы подготовки, вычитанные ими в Интернете. Всегда лучше посоветоваться со священником. Он для этого и поставлен Богом, чтобы помочь людям прийти ко Христу, исповедоваться, причаститься. Информации стало слишком много, и она очень противоречивая. Чтобы в ней разобраться, нужно иметь понимающего человека.

– И многое индивидуально.

– Слава Богу, что это так. Надеюсь, так будет и дальше. Человеку нужен человек.

– Вопрос телезрителя Олега: «Как распознать волю Божию? У меня есть мысли, которые я бы хотел реализовать. По телевидению, в литературе, в Интернете вижу намеки и на то, что это сделать нужно, и на то, что этого делать не нужно. Как быть?»

– Старцы умели распознавать волю Божию. К отцу Иоанну (Крестьянкину), к старцу Николаю Гурьянову действительно приезжали люди с такими вопросами. Я не могу дерзать поставить себя на одну ступень с такими отцами. Давайте обращаться за помощью к трудам святых, которые жили совсем недавно и язык которых нам более понятен. Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Иоанн (Крестьянкин) писали, что у нас есть все, что нужно для того, чтобы понять и исполнить волю Божию. У нас есть заповеди, Евангелие. Нужно сверять свою жизнь и замыслы с этими важными базовыми истинами. «Не противоречат ли мои мысли евангельскому слову, заповедям Божиим?» Это первое и самое очевидное.

Далее мы учимся проверять что-то молитвой. То есть мы учимся молиться и вопрошать Бога: «Господи, подскажи, моя мысль, желание, устремление и есть Твоя воля?» Мы должны молиться кто как умеет: церковной молитвой, правилом, чтением акафиста, Псалтири. Если дело серьезное, то нужно молиться дольше.

Отец Иоанн (Крестьянкин) писал, что нужно вглядываться в обстоятельства жизни. Часто они нас как бы подводят к тому, в чем выражается воля Божия. Не надо пугаться этого. Надо учиться рассуждать с молитвой, сверяясь с евангельскими истинами, учиться вглядываться в жизненные события, рассуждая, к чему нас призывает все в Церкви и в Библии. Нужно обобщенно подходить к этому, тогда воля Божия будет мало-помалу открываться нам. Может, какое-то слово молитвы ляжет на сердце и вдруг поймешь: «Это же про мою ситуацию!»

Многие известные духовники советовали начинать свой церковный путь с чтения житий святых. Примеры их поступков, мыслей, дел нужно сопоставлять со своими. Протоиерей Гурьев Виктор Петрович в XIX веке составлял целые сборники поучений в духовной жизни по древним патерикам, по историям из житий древних святых и монахов. У него есть книга «Пролог в поучениях на каждый день года», где описаны небольшие эпизоды из жизни разных святых. Люди с удовольствием читали эти поучения. Они печатались в дореволюционных журналах и хорошо легли на читательскую почву. Протоиерей Виктор Гурьев и проповедовал так же: брал примеры из жизни святых и по ним пытался объяснить что-то себе и окружающим. Это имело очень большую назидательную пользу.

– А как Вы распознаете волю Божию?

– Во-первых, я стараюсь никогда не спешить. Спешка – это следствие суеты, в которой мы живем. Суета происходит от рассеянности. А та от отсутствия собранности, молитвенности. Святые отцы советуют учиться молиться, быть внимательным к жизни, общаться с духовниками, с людьми веры. И, конечно, пробовать что-то. Римский философ Сенека сказал: дорогу осилит идущий. Вроде язычник, но как верно сказал.

Мы не можем жить так, чтобы никогда не ошибаться. Мы должны пробовать, но уметь вовремя остановиться, если дорога пошла не туда. Остановиться, зажмурить глаза и искать Христов путь, который не противоречит Евангелию и заповедям Божиим. Молитва, терпение и сверка со словом Божиим. Так хотя бы вреда не будет, а больше пользы для нас и окружающих людей.

– Вопрос телезрительницы Светланы: «Мой папа спивается. Он невоцерковленный, священников не любит, считает, что они врут. На реабилитационный центр не соглашается. Никакие уговоры не действуют. Я живу в постоянном страхе уже 30 лет, что он придет пьяный. Что можно сделать в такой ситуации?»

– Это трагедия. Она не только в том, что человек себя разрушает, но и в том, что ты не можешь переделать его, заставить быть другим. Господь сотворил нас свободными, и выбор всегда остается за нами, как жить и как поступать.

Если бы папа попросил помочь выйти из этого состояния, это было бы попыткой, желанием что-то изменить в себе, но тут человек этого не хочет. И даже в светской жизни психологи, которые занимаются пьющими людьми, долгое время работают с ними, советуют близким родственникам самим не сгореть в этом. Это не эгоизм, а здравое рассуждение; пытаешься человеку помочь и буквально тонешь вместе с ним. Святые отцы давали такой совет: если видишь утопающего, помоги ему, дай ему посох, но не давай руки. Если подашь ему руку, он утянет тебя за собой. Посох в данном случае, как объясняют святые отцы, это молитва за человека, твоя добродетельная жизнь, сострадание, сочувствие ему. В этот момент молитва может быть более действенным средством, чем все остальное. Поэтому надо молиться о папе более усердно, чтобы Господь смягчил сердце человека, где-то, может быть, скорбями, чтобы человек из глубины, со дна все-таки сказал: «Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!» Это наиболее сильное средство.

Можно вспомнить жизнь блаженного Августина, мать которого, святая Моника, 40 лет вымаливала своего сына, чтобы он пришел к Богу. Муж у нее был язычником, она молилась за мужа всю жизнь, и он пришел к Богу перед смертью, просил его крестить. И также вымолила своего непутевого сына, которого мотала жизнь, он пытался сделать карьеру, хотел стать известным, прославиться, но она все-таки вымолила его, он пришел к Богу, пришел ко Христу. Поэтому нельзя это недооценивать, это огромная сила. Не просто подать сорокоуст, а самому помолиться, съездить к иконе Богородицы «Неупиваемая чаша» в Серпухов. Надо пробовать, действовать. Я бы, наверное, с этого начал. Думаю, что дочь, конечно, уже молится о папе, но не надо переживать, что это не срабатывает, просто нужно время, нужны силы, нужно терпение. Господь обязательно на наши молитвы откликнется.

– История блаженного Августина – это интересный пример, человек строил карьеру юриста, потом попал в секту, был манихеем-еретиком, а потом стал одним из величайших в истории христианских святителей и богословов.

Вопрос телезрителя: «Как человеку выбрать религию, если их очень много и все говорят одинаково убедительно?»

– Хороший вопрос, жизненный. Мы же не в магазин пришли выбирать, надо о главном подумать. Каждый человек рано или поздно встанет перед вопросом – кто Бог, где Он, кто я? Начнется внутренний диалог: «Господи, вот я, вот Ты. Как нам с Тобой жить вместе?» Я немного упрощаю, но хочется отойти от такого меркантильного выбора, потому что тут надо начать с важного разговора. То, что мы называем молитвой, – это разговор с Богом, с Божеством, Абсолютом, Творцом. Основная цель молитвы – это общение с Творцом, с Богом. Будет ли это разговором, пением, чтением, размышлением, не так важно, человек идет по этому пути издалека. Лучше с этого начать общение с Богом. Люди, которые еще далеки от Церкви, от осмысленной, живой веры, говорят, что все религии одинаковые.  Бог один, а религии – это разные формы Его прославления.

Мы-то уже знаем, что истина одна; Христос есть истина, нам от этого радостно и хорошо. Но не будем скатываться в фарисейство, кого-то осуждать. Из курса истории религии мы знаем, что все религии являются некими осколками той полноты истины, которая во Христе. Осколки, которые образовались, когда «сосуд» разбился. Человечество разделилось на нации, на разные языковые культуры и группы, и по мере отдаления их друг от друга стала утрачиваться вера. Народ еврейский хранил веру не потому, что он такой великий и замечательный, а потому, что Господь ему открыл Себя. Другим народам не так повезло, поэтому надо просто идти к Богу. Помолиться как умеем, сказать: «Господи, расскажи мне про Себя, открой Себя. Я хочу Тебя узнать». Это первое и главное, о чем, мне кажется, надо подумать.

Моего близкого друга в юности пугала неизвестность, что будет, когда мы умрем. Его это прямо страшило, и его путь к вере начался с этой мысли, он пришел к крещению, к Церкви, и Господь стал посылать ему хороших людей на пути, которые ему очень помогали. Про выбор веры знаменитая история о князе Владимире, когда он послал своих подданных узнать, какая же вера самая лучшая. Послы, которые побывали в Софии византийской, сказали: «Мы были в том месте, в котором точно Бог, потому что по-другому и быть не может. Мы были не на земле, а на небе». Такое они пережили, такой катарсис, что ни о чем другом уже не могли говорить, только о христианстве. Господь так устроил, что они уже не могли ничего другого искать.

– По Посланию апостола Павла хотел спросить. Мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. Как мы, христиане, несущие слово жизни, слово Божие – живую воду, можем быть для кого-то смертоносным запахом на смерть?

Какая интересная мысль – Христово благоухание... То есть мы не армия Иисуса Христа, а Христово благоухание, ароматный ветерок, но для одних это приятное, живительное веяние, а для других смертельный туман... У апостола Павла опять же есть размышление «Слово о кресте». Господь, Сын Божий, был на кресте распят и воскрес, и для разных людей это имеет разную силу, разное воздействие. Для евреев, иудеев – это соблазн, смущение, для эллинов просто безумство, невозможная вещь, а для нас, христиан, верующих, – сила спасения, сила Божия. Так же и здесь: благоухание для одних людей, которые ищут спасения, ищут Бога. Такая весть для них может стать живым, свежим воздухом. Людям, отягощенным заботами, в страстях, сейчас не хочется слышать это, им это больно, тяжело, их это страшит, пугает, поэтому для них это может быть страшным откровением, пугающим. Крест, муки, страдания, смерть, воскресение.

Воскресение не может быть без смерти – это страшно. Для разных людей весть о Христе может быть очень разной, не надо очаровываться, чтобы потом не разочаровываться. Надо хотя бы не спешить, не напирать на человека, подождать, пожить с ним, побыть рядом. Если рядом с тобой человек неверующий, не ходит в церковь, крест не носит, может быть, не стоит сразу на него наседать, надо просто побыть рядом с ним, быть ему другом, тогда, может быть, постепенно ты приобретешь его для Христа. Апостол Павел просто предупреждает христиан, что Христово благоухание для одних погибель, для других спасение. Поэтому давайте не будем спешить, хотя я рассуждаю немного вольно, лучше всегда сверяться со святыми отцами. Недаром в традиции Церкви есть такое, что мы часто, изучая Священное Писание, прибегаем к параллельным местам, смотрим, где еще в Священном Писании сказано об этом, где апостол Павел говорит об этом подробнее или объясняет что-то. И конечно, это взгляды наших святых отцов-толкователей: Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского. Мы можем увидеть, что наши мысли даже совпадают с ними и что мы не противоречим духу Церкви.

 

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Максим Заливакин

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать