Беседы с батюшкой. Священник Сергий Уваров. 14 апреля 2024

14 апреля 2024 г.

В студии священник Сергий Уваров, клирик храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (г. Москва).

– Я приехал на эфир с пассии, с Акафиста Страстям Христовым. Это особенное богослужение. Оно не уставное, но в традиции. Давайте поговорим об этой службе. Откуда она пришла, что значит и как к ней правильно относиться в дни поста?

– Вы совершенно верно сказали, это богослужение не уставное. Пассия появилась достаточно поздно относительно других богослужений Великого поста и вообще относительно уставных богослужений нашей Церкви. Она происходит с южнорусских земель (Киев, Львов, Брест), где был как бы стык культур, было влияние Католической Церкви и иезуитов, с чем боролись наши просветители.

Конечно, у пассии есть сторонники и противники. Даже до нынешнего дня. Что можно сказать в ее пользу? Это богослужение как бы встроено в чин великой вечерни, которая совершается по воскресным дням Великого поста, с произнесением великого прокимна. Структура богослужения полностью соответствует нашей традиции, всем элементам православного богослужения.

А уязвимая сторона пассии заключается в том, что мы как бы растягиваем на весь пост тематику Страстной седмицы Великого поста. Строгие критики считают, что это не совсем правильно, потому что Четыредесятница связана не только со Страстями Христовыми. Мы знаем, что Господь постился 40 дней перед Своим служением. То есть как бы еще до Его страдания был немножко другой период Его земного служения.

Но если эта служба уже укоренилась в нашей традиции, значит, на то есть воля Божья. И конечно, мы смотрим, как отзываются прихожане об этом богослужении. Оно действительно очень трогательное. Мы видим, как люди со слезами молятся, когда читается проникновенный акафист, где в подробностях описаны страдания нашего Господа. Если слезу прошибает, то это хорошо: значит, наше черствое сердце оживает. То есть духовная польза от этого однозначно есть.

– Есть и другая сторона, которая мне очень нравится. В этом богослужении особый дух и особый порядок песнопений. Стихиры: «Тебе, одеющагося светом яко ризою», «Днесь висит на древе». Если убрать пассии, то они поются только раз в год. А так мы еще несколько раз можем их услышать.

– Есть возможность повторить.

– То есть в пассиях есть польза и с точки зрения какой-то музыкальности и духовности. При этом можно проникнуться этим духом, особенно если хор красиво поет. Если взять Троице-Сергиеву лавру, то ощущение, что эта пассия была всегда. Она как бы встала в нашу традицию.

До эфира мы разговаривали о том, чем запомнились прошедшие посты. И вроде как ничем: прошли – и хорошо. Что нужно ожидать от Великого поста и правильно ли это? Как себя правильно настраивать? Прошло уже больше половины поста. Что нужно на данном этапе почувствовать православному христианину, чтобы этот пост был по-настоящему?

– Все знают, что Великий пост начинается сразу после воспоминания об Адамом изгнании. И как будто создается ощущение, что пост – это время, когда нас переносят в те времена, еще до Пришествия Спасителя, когда Адам сидел прямо у рая и плакал. Человечество в ожидании Спасителя как бы оплакивает свои грехи, пожинает последствия грехопадения в виде тех преступлений, которые потом совершались начиная с убийства Авеля, греха Хама и так далее.

С другой стороны, сам пост, когда мы вкушаем именно растительную пищу, вводит нас в то райское состояние. Мы призваны к обновлению, поэтому не зря этот пост именуется в нашей традиции весной покаяния, духовной весной. Как все в природе оживает и появляются первые листочки, ростки, так и наша душа должна оживать. То есть пост – это благоприятное время. Мы не должны нести его как тяжкое бремя, воспринимать как какую-то повинность или наказание. Все наоборот: это весна покаяния.

В великопостных богослужебных текстах есть такие слова: «Не разлучайся от душ наших в скорбех, не удаляйся от мыслей наших во обстояниих…  Приближися нам, приближися везде Сый». На каждом будничном богослужении Великого поста подчеркивается близость Господа к постящемуся человеку. Пост – это возможность стать ближе к Богу. Поэтому православный христианин не должен заранее настраиваться, что во время поста с ним что-то случится, будет наплыв искушений и обязательно начнется черная полоса.

Вообще состояние тревоги, страха, неуверенности, волнения – от лукавого. Он уводит нас от главного. Сегодня читалось Евангелие, где есть такие замечательные слова, которые должны быть спасительной соломинкой: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Как только нас начинают обуревать какие-то сомнения или страхи, надо молиться этой молитвой. Ведь это значит, что наша вера пошатнулась, где-то мы потеряли связь с Богом и доверие к Нему уменьшилось. Краткая и емкая молитва. Как и молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». В ней самое главное.

– Или Иисусова молитва. Нас часто спрашивают, как нужно молиться. Иногда люди придумывают сами себе какое-то правило.  

– Все очень относительно. Я всегда говорю, что время поста – это прежде всего время для налаживания молитвенной жизни. Если мы бросим все свои силы только на приведение в порядок нашего пищевого рациона, то потратим их не туда. Главное – это разобраться с молитвенной жизнью. Тот, кто вообще не молился, прежде всего должен начать молиться с каких-то самых простых молитв. Буквально читать две-три. Тот, кто молился в каком-то сокращенном варианте, пусть увеличит свое молитвенное правило, доведет его до полноты, будет прочитывать полностью все утренние и вечерние молитвы. Все зависит от того, какой образ жизни ведет человек. Позволяет ли ему его загруженность на работе и по семейным делам исполнять все молитвенные правила. Все должно быть очень разумно. Нельзя нагружать, обременять человека какими-то молитвенными правилами, которые для него непосильны. Ведь он будет совестливо пытаться их исполнить. Но когда время поджимает или нет сил, скороговоркой все прочтет, при этом где-то витая или засыпая… Кому нужна такая молитва? Богу не нужна, и человеку она не пойдет на пользу. Все должно быть с рассуждением.

–  Как неверие может проявляться в нашей обычной жизни? Мы вроде ходим в храм. Откуда появляются ситуации неверия? Что это такое? Как это распознать?

– Неверие очень многообразно. Оно чаще бывает у людей совсем неверующих. А церковным людям больше свойственно маловерие, сомнения. Что говорить: недавно была эпидемия коронавируса, и даже официальная статистика говорит о том, что мы недосчитались 40% прихожан после того, как локдаун закончился.

– Они не вернулись в храмы?

– Да, не вернулись, потому что продолжают жить в этом страхе. У нас есть прихожанин, который сегодня впервые пришел в храм без маски. Все эти четыре года он ходил в маске и не причащался, приходил только на исповедь. Я ему говорил: «Пора причаститься». А он прямо со слезами, как герой сегодняшней евангельской истории, признавался в своем маловерии: «Батюшка, пока не могу себя пересилить… Умом все понимаю, но какой-то животный страх».   

– Может, ему первому пойти причащаться или как-то в частном порядке?

– Он очень стеснительный, деликатный, воспитанный человек. Он не дерзнет пойти впереди детей. У него есть возможность приходить только по воскресеньям. Слава Богу, несколько раз за год он все же причастился, но это для него был на самом деле подвиг. Такие примеры маловерия, сомнений очень многообразны и проявляются в любой сфере нашей жизни.

– То есть только почувствовал что-то, какие-то проблемы, сразу нужно молиться: «Верую, Господи, помоги моему неверию»?

– Да. Многим кажется, что когда начинается какая-то черная полоса в жизни, то это значит, что Бог отступил. Некоторые говорят на исповеди: «Я не чувствую присутствие Бога в своей жизни». То есть человек перестал это чувствовать. Начинаешь расспрашивать, и оказывается, что, например, человек никак не может выбраться из болезни. А наши предки говорили, что Господь посетил болезнью. Значит, наоборот, Он так нас воспитывает. Ибо Господь, кого любит, того наказывает. Эта истина была высказана еще в Ветхом Завете. Все-таки надо и в том, что нам приятно, и в том, что неприятно, видеть промыслительную руку Божию. Как пишет апостол Павел: Любящим Бога… все содействует ко благу.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Известно, что Христос был распят в определенный день: в пятницу перед иудейской пасхой. На третий день Он воскрес. А мы Христово Воскресение празднуем каждый год по-разному. К чему были придуманы эти вычисления? Христос каждый год воскресает в разные дни? Это чистая политика и к богословию не имеет никакого отношения».

– Провокационный вопрос. На самом деле такие мысли возникают у многих. Действительно, событие распятия Христова уникально. Это единственное и неповторимое событие в истории человечества. Оно произошло в конкретный год, когда было конкретное сочетание лунного и солнечного календарей.

Но как раз Церковь и говорит о том, что мы, с одной стороны, вспоминаем то самое уникальное событие, как бы мысленно переносимся в прошлое, а с другой стороны, мы-то живем в настоящем, для нас существует только этот конкретный год. Прошлого и будущего, как говорится, не существует для нашего личного опыта. Поэтому мы празднуем это событие сообразно тому, как сочетаются лунный и солнечный календари в каждом конкретном году. Пасхалия довольно сложное вычисление, когда после первого новолуния после весеннего равноденствия наступает Пасха. Солнечный календарь накладывается на лунный. И это происходит обязательно после иудейской пасхи. В данном случае соблюдается как бы историческая достоверность. Как тогда, на следующий день после иудейской пасхи, Господь восстал из мертвых, так и сейчас мы обязательно соблюдаем это правило. К сожалению, в других конфессиях такого нет; бывает, празднуют и раньше.

– Католики уже отпраздновали Пасху в этом году.

– Они же и ввели на Первом Вселенском Соборе эту традицию Римской Церкви как общеобязательную.

– Празднование Пасхи относится к 325 году, к Первому Вселенскому Собору.

– Да, официальное постановление, когда это было решено. И мы этому следуем. Здесь никакой политики нет. Меняются государственные строи, возникают и исчезают империи, а Пасха Христова остается. Где здесь политика?

Может быть, тогда и был политический вопрос. Надо было как-то одновременно праздновать, потому что были разные общины.

– Конечно, нужно было привести это к единообразию.

– Это порядок в той империи, которая была.

– Это очень важный вопрос.

– Мы до сих пор с ним живем. Мы говорили про неверие, маловерие, про то, что сейчас происходит некое оскудение веры. Почему? Как можно это преодолеть? Есть статистические данные, что в храмы стало ходить меньше людей. Появляются разные причины, связанные, например, с военными событиями. Почему такое происходит? Как это влияет на церковную жизнь?

– Да, еще отец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) считал самой главной проблемой нашего времени оскудение веры. Почему это происходит? Вопрос глобальный, сложный. Если углубляться в психологическую природу этого явления, то, наверное, потому, что человек все больше и больше полагается на самого себя, свои силы. К этому подталкивают и достижения науки, когда научно-технический прогресс заставляет людей думать и верить, что всё в их руках. Мы покорили природу, узнали, как устроен этот мир.

– За нас уже думает другой интеллект…

– Да. И эта иллюзия самостоятельности и самодостаточности, конечно, разбивается, когда происходят такие явления, как пандемия, когда человеческая жизнь может оборваться на войне, при террористическом акте и так далее. Сама жизнь, ее события и обстоятельства напоминают о том, что смерть страшна не сама по себе. Смерть страшна без покаяния.

Если проводить параллель с нынешним терактом, что сказал Господь, когда Его спрашивали о людях, на которых упала Силоамская башня? Он не говорил, что там были люди грешнее других. Нет. Но Он сказал: если не покаетесь, все так же погибнете. Он заставил задуматься, что самое главное – то, как мы предстанем пред Богом. Каждый день надо быть готовым к встрече с Ним. Святые отцы говорили, что смертная память нам нужна для того, чтобы каждый день был прожит с духовной пользой для души. Это самое главное.

– Как в песне: «А сегодня что для завтра сделал я?» Важно, что происходит именно сейчас. К сожалению, в быту это очень сложно. Что нужно сделать простому мирянину, чтобы действительно была смертная память, но при этом он не стал бы в этом слишком погружаться, становиться религиозным фанатиком, от которого нет спасения окружающим?

– Люди будут шарахаться от такого.

– Некоторые ждут Второго Пришествия и так далее. Иногда люди перегибают палку, особенно часто это почему-то встречается в нашем менталитете. Как соблюдать баланс, чтобы выполнять религиозные правила, которые предписывает наша православная вера, и быть, скажем так, в порядке, чтобы психическое здоровье не нарушилось каким-то перебором?  

– Получается, Евангелие, вся проповедь Спасителя – о соблюдении этого баланса. Мы, как эквилибристы, идем по канату. Баланс соблюсти очень трудно, поэтому Господь говорит Своим ученикам насчет ревнителей соблюдения закона и всех дисциплинарных правил: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте. И о Себе Христос говорит: не нарушить пришел Я, но исполнить. То есть Он не был каким-то бунтарем в плане отмены церковной дисциплины, но при этом постоянно напоминал о главном: Милости хочу, а не жертвы... Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. А что такое покаяние? Это трезвое отношение к самому себе. Построже быть к себе и помягче к ближнему. Это самое главное. В свое время эти слова пришли мне на ум: построже к себе, помягче к другим. Наверное, это и есть девиз Великого поста. По крайней мере, один из девизов, который каждый христианин может взять на вооружение.

– Вопрос от телезрителя: «Можно ли поминать усопших просфорой и как правильно это делать?»

– Традиции поминовения именно просфорой у нас нет. Мы приносим какие-то продукты на канун, то есть на церковный поминальный стол, для тех, кто служит в храме, для малоимущих, которым они потом раздаются. Эти добрые дела мы делаем во имя наших усопших. Тем самым не только молитвой, но и своими добрыми делами приносим им лечение, если, допустим, они не достигли небесных райских обителей. Один живой человек делает добро другому живому человеку во имя усопшего.

А просфора – это евхаристический хлеб, который связан с поминовением. Из него вынимаются частички за живых и усопших. И мы вкушаем его как святыню каждое утро натощак для того, чтобы самим освятиться. То есть это немножко другое.

Разные вещи. Но из просфоры вынимается частичка, которую священник опускает в специальную чашу.

– Есть молитва на принятие святой воды и просфоры. Когда человек вкушает просфору, он может мысленно помянуть родственника, если, допустим, в этот день годовщина его смерти. В принципе, это не возбраняется, но не является каким-то правилом.

– У нас есть очень много вопросов о том, можно ли ходить в пост на кладбище. Вопрос беспокоит многих, потому что в голове сложилось, что надо идти туда на Радоницу. Но в пост тоже бывают какие-то годовщины и так далее.

– Какого-то прямого запрета в пост ходить на кладбище нет. У нас есть понимание того, что не стоит этого делать в Светлую седмицу, потому что мы должны быть сконцентрированы на пасхальной радости.

– Раз в год эта неделя.

– Мы ее ждем и наконец вкушаем полноту пасхальной радости. Надо создать все условия для того, чтобы вместить ее в себя. Дело в том, что человек не всегда может это сделать. Для этого мы и постимся, чтобы потом вместить пасхальную радость. Об этом говорится и в заамвонной молитве на литургии Преждеосвященных Даров: «Неосужденно достигнуть поклониться и святому Его воскресению». Эта молитва читается на каждой литургии в среду и пятницу все седмицы Великого поста.

Если какая-то годовщина попадает на Великий пост, конечно, можно сходить на кладбище. Но, как правило, люди начинают ходить на кладбище, когда устроится погода, чтобы поухаживать за могилкой, покрасить оградку. В этом есть и практическая сторона. Мы же можем помянуть усопшего и в церкви. Это даже лучше. Но, к сожалению, многие думают, что на месте захоронения лучше связь с усопшим. Это языческое представление. Наши предки ходили на кладбище, чтобы вступить в контакт с усопшими. Мы же говорим о том, что никакого контакта там быть не может.

– Но могилки нужно убирать.

– Мы ухаживаем за местом погребения. Это дань нашего уважения к усопшим. Не ухаживать за могилой грех.

– Еще один частый вопрос о поминовении. Люди обычно приглашают родственников на застолье. Как правильно организовывать такие поминальные встречи во время поста?

– Скромно и в духе Великого поста. Любое поминовение должно быть благочестивым. Это спокойное мероприятие, когда мы вспоминаем усопшего, приносим друг другу утешение, какое-то облегчение, когда делимся добрыми воспоминаниями о нем. Это же не какие-то пляски, танцы.

– Иногда бывает алкоголь.

– Можно без алкоголя.  

– Очень часто задаются такие вопросы, и батюшки объясняют, что поминовение – это не только стол накрыть, но и сотворить милостыню.

– Сотворить милостыню доброе дело.

– Попросить помолиться, самому помолиться, как-то особенно этот день посвятить усопшему. Но, к сожалению, этот вопрос задают постоянно, и нам приходится постоянно на него отвечать.  

– Повторение – мать учения.

– Вопрос от телезрителя Никиты: «Обязательно ли для крещения девочки нужен крестный папа?»

– Нет. По церковным канонам восприемник должен быть соответствующего пола. То есть канонический восприемник один. Это уже народная традиция иметь двух восприемников, которых опять же по-народному мы называем крестными отцом и матерью. А чисто церковное слово: «восприемник» (или «восприемница» для девочки). На Руси даже были митрополиты Фотий и Киприан, которые пытались бороться с этой традицией. Но ничего не получилось, народное мнение возобладало. Но это не такой вопрос, чтобы он был настолько принципиальным.

– Есть ли какие-нибудь правила расположения икон в интерьере дома?

– Самое главное правило: икона Спасителя или Святой Троицы должна располагаться выше всех остальных. Потом идут иконы Божией Матери, а еще ниже святых. Если есть такая возможность, то лучше расположить их так.  Если такой возможности нет, то располагаем их горизонтально. В центре икона Спасителя, справа Божией Матери, слева, допустим, Николай Чудотворец или святой покровитель того человека, который молится.

– Особо можно не заморачиваться. Есть центральная икона, а остальное – как получится.

– Конечно.

– Вопрос телезрителя: «Есть такая молитва на принятие святой просфоры: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих…" Я понимаю так, что "дар Твой святый" – это, наверное, просфора?»

– Да, верно.

– А в чем смысл просфоры? Можно ли это объяснить, раз такая тема пошла и уже задают вопросы? Почему просфоры появились в Церкви и как с ними действительно правильно обходиться?

– В переводе с греческого это слово означает «вместо Дара», то есть вместо Причастия. Человек не может причащаться каждодневно. Поэтому он в остальные дни вкушает освященный хлеб, который тоже его освящает. Но, конечно, это несравнимо с благодатью Причастия. Его используют вместо Причастия, чтобы день начинался с освящения.

– То есть благочестивая традиция – по утрам принимать частичку просфоры. Следующий вопрос к нам прислал Сергей: «Христос принес Себя в жертву. Кому Он принес Себя в жертву? Можно ли это как-то объяснить?»

– Это богословский вопрос, очень сложный. Об этом рассуждает святитель Григорий Богослов, он сам задается этими вопросами. Богу ли Отцу Он принес эту жертву? Но Бог есть Любовь, и Он не требует смерти собственного Сына. Дьяволу ли Он принес жертву? Это было бы слишком низко и возмутительно, потому что не стоит это падшее творение того, чтобы ему еще жертву приносили. Он есть враг, и с врагом не может быть никаких задабриваний. Поэтому святитель Григорий заканчивает свое рассуждение так: Бог в Троице приносит жертву Самому Себе. То есть это Божественная жертва внутри Самого Себя.

И, конечно, здесь есть и нравственный смысл, потому что как иначе Бог мог донести глубочайшую истину о Своей величайшей любви к человеку? Как еще Он мог бы эту любовь явить? Возлюбил людей даже до смерти, как сказано в Священном Писании, смерти же крестной. Как еще в нашем сердце вызвать взаимную любовь к Богу? Только видением крестной жертвы Спасителя.

– Есть также слова в Писании: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

– Любовь – это жертва, в этом сущность христианства. Любовь – это не просто какое-то возвышенное чувство, а готовность принести себя в жертву.

– Не эмоции, а дело, действие.

– Любовь должна быть деятельной, Вы правильно говорите.

– Следующий вопрос, немного попроще: «В храме говорят одно, психолог – другое. В храме говорят – надо терпеть, а психолог говорит, что терпеть нельзя.  Как здесь быть?»

История следующая. Очень сложные отношения с мамой, живут вместе. Двое детей, она в разводе. Мама везде лезет: в воспитание детей, в быт. В общем, из-за этого конфликт. Даже купила маме отдельную квартиру, чтобы ее отселить и жить самостоятельно. Но она отказалась там жить. Как быть: терпеть или не терпеть? Все-таки это мама.

– Конечно, есть всем известная заповедь о почитании родителей, которая не отменяется. И Господь даже упрекал книжников, которые заменили ее тем, что можно какой-то дар в Церковь принести вместо почитания родителей. Это, конечно, недопустимо. Но вопрос в том, что считать правильным, какое почитание родителя допустимо?

Конечно, нельзя от родителей отказываться, прерывать с ними общение. Но и неправильно позволять вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи. Потому что есть слова Священного Писания: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф. 5, 31). Это уже отдельная малая церковь. И поэтому малая церковь должна защищать себя от любых разрушительных влияний извне. Обязанность мужа и жены – защищать свои отношения от каких-то посягательств, даже если это будут родители.

Поэтому, конечно, нужно по-доброму, по-хорошему разговаривать. Но хорошо, когда есть общий фундамент веры, когда можно подойти вместе к священнику и сказать: «Батюшка, вот такая ситуация…» Особенно если они уже постоянно ходят в храм, есть доверие этому священнику. Потому что должен быть какой-то авторитет в жизни, который бы признавали обе стороны и который бы объяснил, как правильно поступить, процитировал Священное Писание.

Ведь мы должны жить по заповедям, Господь спросит с нас, не должно быть никакого произвола и самоуправства. Терпеть – да, конечно, по возможности не вступать в конфликты, в какие-то пустые разговоры, потому что знаешь, чем это закончится, – будет конфликт. Есть народная мудрость: слово – серебро, молчание – золота. Лучше просто уходить от каких-то заведомо известных конфликтов.

– Быть мудрее, скажем так?

– В этом есть мудрость, конечно: где-то промолчать, уйти от какого-то спора, тяжбы.

– Многие завидуют, может быть, даже этой ситуации в том смысле, что есть с кем детей оставить, есть бабушка. А у других бабушки нет, им приходится работать, отправлять ребенка в детский садик, меньше уделять ему внимания из-за этого. Здесь тоже можно найти положительный опыт.

Батюшка, а в каких моментах можно семейную ситуацию вынести на внешний суд, допустим, родителей? Или только духовнику это можно объяснить? Например, когда конфликт происходит между мужем и женой, можно ли, чтобы его уладил кто-то из близких? Лично я считаю, что любой конфликт можно решить внутри семьи.

– Сор из избы все-таки выносить не стоит, это тоже известная мудрость, и она верная. Я всегда говорю, что есть два пути. Если кто-то из супругов малоцерковный человек, он не пойдет в храм к священнику. Не потащишь же его на веревке. Для таких случаев есть семейные психологи. Кстати, чем семейные психологи отличаются от других психологов, которые ведут какую-то индивидуальную работу?

– К ним вдвоем приходят, да?

– Они нацелены на сохранение семьи. Они созидатели. С другим психологом еще непонятно, на кого нарвешься. Будет учить: наплюй на всех, начни любить себя. И взращивать эгоизм и гордыню человеческую.

Такие психологи – уже разрушители: их призывы вступают в противоречие с заповедями Божьими, как мы можем видеть на многочисленных примерах и слышим это от наших прихожан. А вот семейный психолог хорош тем, что хочет сохранить семью, чтобы муж и жена научились слышать друг друга, уступать друг другу. Это то, к чему апостол Павел призывает: Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал. 6, 2). В этом смысле семейный психолог действует в русле нашей церковной традиции.

– Надо еще такого найти.

– Да, мы же видим, что больше половины браков распадается.

– Даже шутка есть такая: многие растут в однополых семьях, где воспитывают бабушка и мама, а папы нет. Вот такая беда, к сожалению.

Вопрос следующий: «У меня муж очень сильно матерится. Когда я ему говорю, что это молитва дьяволу и не нужно ругаться матом, он сильно злится. Я, конечно, молюсь за него. Посоветуйте, что еще можно сделать в такой ситуации?»

Или такой же вопрос: «Муж со своим родным братом не просто матерятся, они на нем разговаривают, это нормально для них. Как эту ситуацию можно изменить?»

– Понятно, что ситуация, видимо, запущенная и не один год длится. В подобных ситуациях нужно понять, в чем корень этой проблемы. Он в том, что уже давно, видимо, муж и жена перестали прислушиваться друг к другу. Ну, говорит и говорит. А как должно быть? Если жена говорит: «Ты понимаешь, мне просто плохо от этого», – любящее сердце должно же как-то откликнуться, отозваться. Значит, проблема гораздо шире. Значит, уже отношения стали отстраненные, формальные. Живут под одной крышей, что называется, а каждый делает то, что ему хочется.

– То есть проблема, может быть, глубже?

– Это только вершина айсберга. А под водой то, что они не прислушиваются друг к другу, не уступают.

– Неуважение.

– Да, в каком-то смысле неуважение и охлаждение любви. Поработать надо именно с этим. Чуткость и забота – это самое главное, что должно быть между мужем и женой.

– Следующий вопрос: «Ребенок кричит по ночам – муж раздражается. Мне кажется, что это какое-то бесовское наваждение. Как будто специально. Помогите разобраться. Может, надо ребенка покропить святой водой?»

– Ребенок кричит по ночам. То есть он беспокойный?

– Наверное, это младенчик; может, зубки режутся.

– Если это младенец, то могут влиять и газы, и зубки, и погода. Это дело неизбежное. Нет идеальных детей.

– А здесь может быть верхушка айсберга? Может, он постарше, но кричит по ночам. С чем это может быть связано?

– Если он кричит по ночам в школьном возрасте, надо к неврологу его вести. Врачи нам даны от Бога. Беспокойный сон – значит, есть какие-то проблемы со здоровьем, он же не просто так кричит.

– А если окропить святой водой и молитвы прочитать?

– Это скорая помощь. Если у тебя под рукой это есть, почему бы не воспользоваться? Молитва – это наше оружие в любой ситуации. Мы не должны о нем забывать, у нас уже должен быть такой навык. Но не всегда бывает так, что это может решить проблему. Поэтому всегда надо с рассуждением ко всему подходить. Не решается проблема – надо идти к врачу.

– А с другой стороны, дети нам легко не даются, все проходили через эти моменты: и недосыпали, и раздражались. У меня была точно такая же ситуация. Когда, допустим, маленький ребенок кричит, у него зубки режутся, полночи с ним ходишь, потом идешь на работу. Все это проходили, надо перетерпеть, ничего страшного. Это наш родительский подвиг.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать