Беседы с батюшкой. Священник Роман Колесников. 31 октября 2023

31 октября 2023 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Роман Колесников, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине (г. Москва).

– Сегодня Церковь вспоминает апостола и евангелиста Луку, который в ранней Евангельской истории известен под разными ипостасями, в разных профессиях. Расскажите о нем подробнее.  

– Вчера, накануне праздника, мы служили полиелейное богослужение, потому что для любого православного человека апостол и евангелист Лука – это особо значимый святой, который оставил после себя не только замечательное житие и свои поступки во славу Божию, но прежде всего запомнился для нас как евангелист – как человек, который сумел написать то, что говорил и делал Господь наш Иисус Христос.

Перу апостола Луки принадлежит не только Евангелие, но также и Книга Деяния святых апостолов о первых днях и месяцах Церкви Христовой. Он имел такой талант, Божий дар описать и довести до нас эту замечательную историю рождения Церкви и то, как апостолы прославляли имя Божие в той среде, которая на самом деле была не совсем доброжелательна к ученикам Христа и к слову Божию.

Также мы знаем апостола-евангелиста Луку как образованного человека, который был связан с медициной.

Предание гласит, что он также был иконописцем. Многие иконы Божией Матери, имеющие древнее происхождение, как раз приписывают кисти апостола и евангелиста Луки.

– Глава апостола Луки хранится на Афоне.

– Да, мы недавно были на Святой Горе Афон, и как раз хотел бы напомнить всем телезрителям, что глава этого чудотворца, этого угодника Божия находится в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Великая благодать прикладываться к ней.

В этом монастыре находятся также главы преподобного Силуана Афонского и, конечно, целителя Пантелеимона, поэтому он и нарицается Свято-Пантелеимонов, поэтому туда приезжают наши паломники. 

Отмечается память святого Пантелеимона 9 августа, и в этот день совершается торжественное богослужение. Для православного человека это всегда умиленно, трогательно и благодатно.

– Силуан Афонский по происхождению русский?

– Да, он из Тамбовской губернии. Он писал, что пришел на Афон и принес с собой только свои грехи. Он возлюбил Бога, в покаянии жил на Святой Горе, трудился на мельнице. О большем не мечтал. Господь определил его в Русский монастырь. Преподобный стяжал дар Святого Духа и особенно дар молитвы.

Кстати, если мы хотим попросить у Господа молитвенного дара, то нужно обращаться к преподобному Силуану Афонскому. Также я советую обращаться к нему, когда переживаются какие-то искушения. Мы знаем историю, как он много лет совершал свое молитвенное правило, а дьявол смеялся над ним. Когда преподобный клал земные поклоны, дьявол предстоял пред ним, чтобы он как будто бы поклонялся бесу. Эта история про терпение и смирение, которые проявил преподобный Силуан. Несмотря ни на какие искушения, он совершал свое молитвенное правило. Для нас это как раз такой угодник Божий, который, как говорит Священное Писание, сам искушен быв, может и искушаемым помощи.

– Многие сейчас говорят, что Афон склоняется на сторону Православной Церкви Украины, на сторону раскольников, и что не надо больше ездить на Афон, просто забыть о нем. У нас много святых красивых мест. Это Троице-Сергиева лавра, Дивеево, Соловки, Валаам. Это поистине святые места, которые освящены трудами подвижников и благодатью Святого Духа. Но при этом мы помним, что первый монах, Антоний Печерский, пришел именно с Афона. Он фактически принес частичку этого преемства на Святую Русь, тем самым внеся вклад в ее святость. Как нам относиться к Афону сейчас, когда происходят такие тяжелые события?

– Афон я посещаю с 2010 года. Стараюсь бывать там каждый год, знаю и священнослужителей, и мирян, которые очень любят Святую Гору и стали посещать ее гораздо раньше. 

Любой, кто побывал на Афоне, как бы уязвлен. Есть такое выражение про тех, кто побывал на Соловках: они «осоловели», то есть полюбили Соловки. Точно так же или подобно можно сказать про тех, кто побывал на Афоне. Я не знаю, как это объяснить, но человека, который один раз побывал на Афоне, обязательно будет тянуть туда снова и снова. Потому что это удел Божией Матери. Что бы там ни было, что бы люди там ни делали, все равно это место, где промышляет Пресвятая Богородица. Явным признаком именно Ее присутствия на Горе является то, что на Афоне невозможно не молиться. Это поразительно. Мы много где бываем в своей жизни: в разных местах, на работе, дома. Но именно на Афоне руки сами тянутся к четкам для того, чтобы творить Иисусову молитву, где бы ты ни был: когда стоишь в монастыре на службе, или идешь между монастырями, или поднимаешься на гору.

Да, большая скорбь от того, что нынешние монахи, афониты (скажем так, большинство) так относятся к украинским раскольникам. Мы знаем три монастыря, которые даже совершенно положительно относятся к ним. Это прежде всего монастыри Ксенофонт и Пантократор. И, увы, можно сказать, что игумен Ватопедского монастыря тоже не гнушается общением с украинскими раскольниками. Я сам был тому свидетелем на торжественном богослужении 15 октября в монастыре Ксенофонт. Я очень люблю этот монастырь, он архитектурный, благодатный, очень теплый. На этом торжественном богослужении отмечалась память иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия», которая перешла из Ватопедского монастыря в Ксенофонт в XVIII веке. На празднование приехал один из епископов Константинопольского Патриархата. Также был игумен Панкратовский, торжественно встречали игумена Ватопедского монастыря, и, к сожалению, были также представители украинских раскольников. И это действительно скорбь.

Помню, в 2019 году мы с паломниками удостоились аудиенции у игумена Алексия Ксенофонтского. Он позвал нас и начал много говорить хорошего в адрес русских паломников и вообще России. Он был игуменом с 1978 года. Когда меня еще на свете не было, он уже был игуменом этого монастыря. Я понимаю, что за этим стоит огромный опыт и молитвенный, и хозяйственный, но тем не менее, когда мне дали ответное слово, я не удержался и спросил этого уважаемого мною человека, как так может быть, что мы любим Афон, но не имеем возможности причащаться Святых Христовых Таин из-за того, что они подчинились патриарху Константинопольскому и признали украинских раскольников. В ответ я услышал пространную тираду и какое-то нелогичное объяснение. Это боль, когда находишься в монастыре, но не можешь причащаться Христовых Таин.

Помню еще одну историю, происшедшую тоже в 2019 году. Тогда еще у наших богословов, священнослужителей, православных мирян были рассуждения о том, что, может быть, мы погорячились, когда прекратили евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Но все эти разговоры возможны только до одного момента: когда ты сам присутствуешь на богослужении, а рядом с тобой украинский раскольник. Ты понимаешь, что сам, может быть, грешный, недостойный, неправильный, но ты законно рукоположенный священник. Как бы там ни было, какие бы у тебя ни были грехи, какие бы ни были падения и ошибки, ты законно рукоположен. А с тобой рядом стоит человек, у которого сомнительная хиротония. Может быть, он праведной, молитвенной жизни, я не знаю, но его хиротония не каноничная. И рука не поднимается ни креститься, ни уж тем более причащаться с ним Христовых Таин.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Почему апостолы никогда не называли Мать Христа Богородицей? Хотя им было больше дано, чем остальным. Нигде, ни в Евангелии, ни в Посланиях, нет слова «Богородица». Оно появилось намного позже, во время Эфесского Собора, и то многие были против, но раз приняли Предание, было принято и это название. Но ведь Предание – это не Божественное Откровение, а, мягко сказать, человеческое творчество. Как говорил царь Давид, всяк человек ложь».

Меня всегда беспокоит и мучает этот аргумент, когда говорят, что царь Давид написал: всяк человек ложь. Но там же до этого есть другие слова, он говорит: Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. В исступлении – то есть в каком-то смущении. 

– В искушении, в гневе. Вы знаете, если бы Церковь Христова была просто человеческим собранием, то такой аргумент действительно был бы актуален и правилен. Но Церковь – это богочеловеческий организм. Сколько бы человек по своей природе ни грешил, Церковь вне зависимости от этих грехов жила, живет и будет жить.

Поразительно, когда мы, например, изучаем, каким образом составлялся канон Священного Писания, мы видим, что в Церкви Христовой явно действовал Божий Дух. Он действует и сейчас. И когда мы слышим, что Священное Предание человеческое, это абсолютно не так. Мы не профсоюз, а именно богочеловеческий организм. Священник, мирянин – они все равно Божьи.

И даже если кто-то из иерархов или мирян пытался бы внедрить какую-то ересь в церковное богословие, то церковная жизнь это отмела бы и определила как неправильное учение, как ошибку.

На самом деле это протестантская точка зрения. Потому что им нечего противопоставить, они появились только в XVI веке. А Православной Церкви есть что противопоставить. У нас было очень много, так сказать, темных периодов (с человеческой точки зрения), когда казалось, что священноначалие уклоняется от православия. Например, иконоборческий период. Ведь не случайно несколько десятилетий в священноначалии были те, кто поддерживал иконоборцев. И только благодаря тому, что Дух Божий действует в Церкви, благодаря чуду появились такие преподобные, как Максим Исповедник, Феодор Студит и другие. Казалось, что логически это невозможно, но правда и Церковь восторжествовали. 

Что касается Божьей Матери, то, конечно, мы не видим в Священном Писании этих терминов, но их это не упраздняет. Священное Писание не могло вместить всю полноту церковной жизни. Невозможно все вместить в эти 27 книг. Но когда в V столетии поднялся вопрос, чтобы словесно определить, Кто Дева Мария и Кого родила, появился такой богословский термин: Богородица. Хотя мы понимаем, в каком смысле Она родила Бога: по Его человеческой природе.

– И, скорее всего, этот термин был только логически обоснован, а не прямо тогда его кто-то изобрел или придумал. Несторий полемизировал, говорил, что нельзя Ее называть Богородицей, надо говорить: Человекородица.

– Конечно, все наши каноны, церковные собрания и соборы – это не придумывание нового, а попытка зафиксировать то, что уже бытует в Священном Предании. Как и процесс канонизации. Мы сейчас думаем, что для того, чтобы человека канонизировать, нужна определенная комиссия и так далее. Но праведника, угодника Божия канонизирует как раз его церковная жизнь, благочестие. А комиссия уже свидетельствует о том, что есть чудеса и его богоугодная жизнь.

– Действительно, Священное Писание вместило не все, многое передавалось из уст в уста через Священное Предание. Еще Василий Великий отмечал в свое время, в IV веке, что никто не знает, когда появилось крестное знамение, но все его передавали из поколения в поколение.

– Именно так.

– Вы сказали, что церковная жизнь в конце концов с помощью Божией очищается, обновляется, что ереси потихонечку уходят как какие-то мертвые пережитки.

– Они отсекаются, потому что в жизни, особенно церковной, присутствует Дух Божий. И Он как раз оберегает эту церковную жизнь от ошибок, ересей, даже если в каком-то краткосрочном историческом периоде они были.

– Есть надежда, что точно так же уврачуются и расколы. Даже тот, о котором мы сегодня говорим: украинский раскол, из-за которого ослеплены даже монастыри Афона. Будем надеяться, что это тоже когда-то пройдет.

Не знаю, как было раньше, мы молоды и, может, не видим этого с высоты своего маленького опыта, но историки, богословы, наверное, как-то поточнее это определят, но в этом вопросе много конъюнктуры. Наша соборность (то, чем православие было славным, когда Поместные Православные Церкви считаются равными) сейчас разваливается. Можно сказать, как на этом отражаются действия, например, патриарха Константинопольского, как к этому приплетается греческий филетизм. Ведь какие аргументы афонитов? Они говорят, что патриарх Константинопольский не имеет абсолютной власти на Афоне, но они его поддерживают, потому что он грек. Они спрашивают: «Кого мы будем поддерживать? Русских?» Представляете, какой уровень аргументации? Это не богословский разговор. На самом деле страшно, что мы низвели богословие до таких человеческих аргументов. Ведь любой грек думает, что у него есть боль, потому что была Византия, было величие. А теперь что? А русские были варвары, и вдруг сейчас они? Да, русские щедрые, жертвуют много, благоговейные. Любой грек знает и понимает, что там, где русский паломник, всегда молитва, пожертвование и благоговение.

Даже сейчас никто не задумывается среди русских, чтобы пойти в Иверон. Прежде всего потому, что там святыня. Да, нам тяжело: мы не причащаемся там, хотя часто в Иверском монастыре литургия совершается в том самом храме, где по левую сторону стоит Богоматерь. Представляете, раньше мы могли там причащаться, а теперь стоишь как в гостях. Тяжело на самом деле это все, но послушание священноначалия надо выполнять.

– Вы привели в пример Иверскую икону. Я уверен, многие считают, что она вообще может быть русской иконой, настолько она почитается в России: Иверская часовня в центре Москвы, «Вратарница»… Сколько было принесений иверских списков в Россию именно от такого глубокого почтения к этой святыне.

– Да, и отношение к святыне сейчас мы тоже видим именно у русских. Никогда не забуду этот опыт, когда приходишь в Иверский монастырь, а этот храм, где она хранится, закрыт – нет монаха, который бы открыл его. И мы становимся читать акафист Пресвятой Богородице, и обязательно в конце акафиста приходит монах и открывает нам храм. Вот Она так действует.

– О Пресвятой Богородице в этом контексте еще интересно тоже поговорить.

Вопрос телезрителя Дмитрия: «Просто хотел сказать о том, что я все время получаю помощь от Пресвятой Богородицы и любящую материнскую любовь Ее я на себе всегда чувствую – Она в беде никогда не оставит и всегда поможет. Я всей своей жизнью могу засвидетельствовать это прекрасное чудо. Пресвятая Богородица (правда, не Иверская, а Феодоровская) около двух месяцев у меня мироточила… Просто хотел поделиться».

– Во славу Божию.

– Афон в свое время был избран уделом Богородицы. Мы знаем предания о том, как Богородица выбрала эту землю. Самое древнее предание относится к I веку, когда Богородица сказала, что здесь будет Ее удел. Как Вы считаете, перестанет ли Афон быть уделом Богородицы, какие бы беззакония на нем люди ни творили?

– Не знаю. Смотря на церковную историю, всегда удивляешься, что человек умудряется в самом святом месте совершать многое, поэтому не могу сказать. Пока сейчас вот так. Я знаю, что в большинстве монастырей если узнают, что кто-то из паломников приезжает из Украины, спрашивают: «Кто у вас предстоятель?» Если митрополит Онуфрий, то заселяют,  на трапезу приглашают. Сейчас раскольники по своему бесовскому настроению пользуются разобщением. Много политического происходит, нет дружбы, единомыслия. Сербы, болгары вроде наши, мы как бы вместе, братья, но какая-то отчужденность. Все-таки надо признать, что враг рода человеческого умудряется внедрить свою логику, свое мышление в том числе и в церковную среду.

Я надеюсь, что это действительно искушение, оно уйдет в историю и раскольникам не удастся показать всему миру, что они настоящие, правильные. Так дьявол пользуется человеческой необразованностью, неопытностью.

– Интересно, что Вы привели в пример игумена Алексия из монастыря Ксенофонт. Вы говорите, с 1978 года он игумен, почтенный старец, который управляет монастырем, и все равно дьявол, получается, нашел какую-то лазейку даже в человеке, который 45 лет игуменом на Горе Афон.

– Все люди, и мы не должны удивляться этому. Я послушал отца Алексия. Что он говорит? Тогда он говорил, мол, распри были на Украине, а вот мудрый патриарх Варфоломей (который является другом отца Алексия) решил навести порядок, вот и сказал: вот вам иерархия, вот вам томос, вы мне подчиняетесь. Но все, кто спорит, – раскольники. Это не богословский ответ, это разговор светских людей – такое искушение.

Я верю, что это искушение. Причем это смущало и братию монастырей. Я знаю, что часть братии ушла и в Хиландаре, сербском монастыре, и в Ватопедском монастыре. Это смущает. Действительно, кто-то начинает дискутировать, спорить. В Ксиропотаме точно нас спрашивал: «Откуда вы?» Если с Украины, то кто митрополит, если из России, то – пожалуйста. В Андреевском скиту нас спрашивали; Филофей категорично против украинских раскольников. Русский монастырь – это понятно. Я знаю, что Григориат тоже против. В Зографе нас не спрашивал, но самые возвышенные разговоры о России я слышал именно в Зографе, болгарском монастыре. В общем, вот такое искушение – нет единства сейчас, и это печально.

 – Вопрос от телезрительницы Лидии из города Ульяновска: «Я хотела поделиться своей радостью, как меня излечила Божия Матерь в 2010 году, 1 июля. Я очень сильно обожгла живот, и мы как раз поехали в паломничество в Старую Майну, где у нас большая икона Божией Матери „Боголюбскаяˮ. Я не помню, как встала на колени, не помню, что говорила, но мне потом дали маслица от этой иконочки, и у меня через две недели прошел этот ожог. Это было в 2010 году и как не верить? Я и сейчас молюсь перед этим образом, меня слезы прошибают каждый день».

У меня не было еще такого, чтобы в эфир начали звонить и рассказывать свидетельства о помощи Богородицы. Может быть, это свидетельство того, что Она даже сейчас с нами.

– Конечно, одно дело, когда человек по умствованию своему из книжек может о чем-то разговаривать, а другое дело – реальная жизнь. В нашей приходской практике много таких случаев знаю об иконе Божией Матери «Скоропослушница»… И что бы мне ни говорили про Святую Богородицу, но это действительно действенная помощь и реальная Защитница во всех искушениях и трудностях. Это даже не обсуждается.

– Мы как раз обсуждаем один из Ее уделов сегодня. И Она незримо участвует в нашем эфире.

– Даже при падениях послушников афонских Она не отступает от Своего места. Это явно.

– Вот это и интересно, что в глобальном смысле всей церковной истории действительно люди увлекаются какими-то странными модными течениями порой, а Церковь все равно существует, живет, стоит и очищается.

– Потому что она Божия. Мы, к сожалению, в своем богословствовании, в своих размышлениях, даже в своей жизни мало даем место Самому Богу. Нам всем кажется, что Бог где-то был в истории, что Господь и Божия Матерь где-то в другой жизни. Они в реальной жизни: здесь, сейчас, сегодня, вчера, завтра. Это уже мы являемся придатками к этой жизни. Именно поэтому Церковь – Божия. И очень важно доверять жизни. Все, что происходит в нашей жизни, – это Божие, как бы там ни было.

– Мы сегодня вспоминаем апостола евангелиста Луку, чья глава пребывает в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Вы также упомянули, что там хранятся части мощей Силуана Афонского. И, конечно, великомученика и целителя Пантелеимона, очень почитаемого как самого главного из целителей. Расскажите немножко об этом монастыре, в каком он состоянии пребывает сейчас.

– Я специально, когда бываю на Афоне с братией, приезжаю в разные монастыри: сначала в греческие, а потом уже в Русский. Есть возможность у людей сравнить. Сразу понятно, что мы приезжаем именно в Русский монастырь. Здесь само убранство монастыря величественно, торжественно, по-русски. Греки другие. У них понятие красоты и благочестия несколько другое. Мы, русские люди, если уж верим и любим, то прямо без остатка. Это видно по Русскому монастырю: чистота, красота, порядок, долгие неспешные службы. Известный нынешний игумен Евлогий даже не пустил в Русский монастырь представителей ПЦУ.

Они знают прекрасно, что в Русский монастырь им нельзя приходить. Это действительно оплот православия на Афоне. Там ты причащаешься Святых Христовых Таин (по благословению Святейшего Патриарха нам разрешено только там причащаться) и не сомневаешься, что там точно причащаются только верные чада Русской Православной Церкви и всего православия. Это не древний монастырь, его история начинается со второй половины XVIII века. Это монастырь, который пережил очень много, не всегда приглядного. Были споры, на каком языке служить – греческом или церковнославянском; кто должен быть игуменом – грек или русский. Потом мы помним печальную страницу Русского монастыря – споры имяславские. Да, все это было.

И были расколы. Мы знаем, что Новый Афон так и появился, когда часть братии русского Свято-Пантелеимонова монастыря просто присмотрела в другом месте, похожем на афонскую природу, местность и основала монастырь Новый Афон. Все это было. Именно там произошла история в начале XX века, когда фотограф снимал, как русский игумен раздавал благословения и пожертвования паломникам. И среди тех, кто принимал милостыню, когда проявили пленку, была некая женщина. На Афоне женщин не бывает. Божия Матерь смиренно от русского игумена принимала милостыню. Тогда это была активная фаза – спорили, дискутировали. Представляете, какое было настроение?!

Опять же мы начали говорить о том, что сейчас на Афоне происходит, Божия Матерь ушла или не ушла. Даже в тех условиях Она все равно там пребывала. Потому что Она знает, что всяк человек ложь, что мы стоим сегодня у престола Божия, мы каемся, мы просим у Бога прощения, но в то же время выйдем из храма – и продолжится наша жизнь, такая, какая она есть. То есть это неизреченное действие Божией благодати. Если бы Господь с нами поступал справедливо, мы бы с вами не жили. Мы по милости Божией живем, несмотря на свои грехи, падения. И Русский монастырь является таким примером.

Да, Божия Матерь где-то вразумляла нас. Например, Андреевский скит мы так и потеряли. Ведь когда-то он был русским скитом. Говорят, что там 800 монахов даже подвизалось. И кто бывает в Андреевском скиту, знает, что это такой собор, который действительно похож на русский… Но в середине XX века последний русский монах умер, греки зашли и стали возрождать эту обитель. Ильинский скит когда-то был русским. Да, вот такое было. Наверное, где-то по нашим грехам, по нашему недостоинству Божия Матерь таким образом промышляет. Но вот в Русский монастырь всегда приезжаешь как домой.

Говорят так, что земля, на который построен Русский монастырь, из России. Целые баржи приезжали, привозили русскую землю. Это такая древняя традиция, когда на важные священные места мы обязательно несем свою землю. Русский монастырь построен на русской земле. Не знаю, насколько это правда, но, по крайней мере, в этой информации высказывается некое домашнее отношение к этому монастырю. Когда приходишь в Русский монастырь, заходишь в архондарик, тебя угощают чаем. Оказывается, именно за границей понимаешь, что русский человек неразрывным образом связан с горячим чаем, хотя в Греции жарко. Чай, баранки – ну как не дома? Конечно, дома.

– В завершение программы хотел бы обратиться к Священному Писанию, которое сегодня читалось в храмах. Там напутственные слова для всех нас: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми свой крест, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Эти слова должны нас вдохновлять в этом мире, в мире, где даже несколько монастырей Афона, Святой Горы могут быть вот так заражены грехом раскола.

– Да, именно так. Но величайшее откровение в жизни человека заключается в том, чтобы понимать, что самое страшное для человека – когда его Господь оставил. Вот тогда он может идти в любую сторону. Никто его не остановит, никто не поправит. И этот человек, как правило, дальше всех заходит. Это несчастный человек. А самый счастливый человек – тот, кем управляет Сам Господь.

Мы все время богословствуем и размышляем о том, что каждому из нас дана свобода воли. Но бывает так, что Господь обстоятельствами жизни Сам решает, где тебе быть и куда  идти. И вот это на самом деле величайшее счастье – осознавать, что Господь тебя поправляет. Думаю, в жизни это самое главное. То есть мы многого можем не знать. Но слава Богу, что Господь направляет. И в этом Его милосердие.

– Будем молиться, конечно, о тех, кто вот так ходит по краю, падая или удерживаясь от греха раскола. Завершая нашу программу, прошу подвести Вас ее итоги. Мы сегодня много говорили и об Афоне, об уделе Богородице, и Саму Богородицу вспомнили и, конечно, о некоторых святынях...

– Мне кажется, логичным было бы сказать о значении Церкви Христовой в нашей жизни. Мы очень недооцениваем тот факт, что принадлежим Русской Православной Церкви, вообще Православной Церкви. Нам это досталось даром. Мы не выстрадали это. Именно поэтому мы мало ценим то, что принадлежим Православной Церкви. Мне хотелось бы, чтобы каждый православный человек (особенно это понимаешь за границей, где другие традиции, обычаи) понимал значение своей принадлежности к Русской Православной Церкви и дорожил этим. Обязательно бы все причащались Святых Христовых Таин, не ленились. Обязательно благодарили бы Бога за то, что мы действительно принадлежим Православной Церкви. Мы получили это как подарок от Бога.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове священник Виктор Ленок.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать